Звериноголовское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в с. Звериноголовском – одна из старейших церквей в Зауралье. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. 30 июля 1891 года, совершая кругосветное путешествие, храм посетил цесаревич Николай (наследник престола, сын Александра III, будущий император России Николай II). После революции храм уцелел. В 20-е годы была попытка его взорвать, но  храм отстояли. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви продолжались до 1938 года. Затем в церкви было устроено зернохранилище. В 1947 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. При въезде в Звериноголовское, на развилке дорог, одна из которых ведет в Казахстан, установлен большой православный крест с надписью: «Господи, спаси и сохрани Россию». Охранный крест установлен Оренбургским казачьим войском в 2004 году, когда отмечался 250-летний юбилей станицы Звериноголовской. Казачья станица была военным форпостом России на восточных рубежах. Казаки верой и правдой служили Отечеству. Неотъемлемой частью казачьего образа жизни, духовной сутью его являлась православная вера. Всюду, где появлялись казачьи крепости и станицы, первым делом строились православные храмы. Первоначально в крепости Звериноголовской было два храма. Первый, по данным, собранным курганским крае-ведом М.И. Хлызовым, это храм в честь святителя Николая. Деревянный храм был построен без единого гвоздя в середине XVIII столетия. Никольская церковь, перестроенная в XIX веке, достояла до 1958 года, но во времена хрущевских гонений на церковь была разобрана. В 2006 году на месте разрушенной Никольской церкви установлен памятный покаянный крест. Второй, тоже деревянный, Крестовоздвиженский храм был перенесен из Бакланской крепости в 1752 году и простоял до середины XIX века. Казачья крепость нуждалась в большом каменном храме. На суммы, собранные по распоряжению и попечению оренбургского военного губернатора Петра Кирилловича Эссена, началось строительство нового каменного храма в честь Воздвижения Креста Господня. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. В этом году храму 180 лет.

http://sobory.ru/article/?object=09408

Калуга. Церковь Спаса Преображения на подоле. Казанская " на подоле " , Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Она стоит близ Оки, которая в половодье доходит иногда до входа в церковь. Этот храм упоминается в описи 1626 г. " преображение Спасово на " Подоле " . Строили храм на деньги, которые вносили не только простой люд, но и купцы, промышленники, а главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна. В 1802 году была пристроена колокольня.  В 1844 году, во время всенощного бдения, накануне храмового праздника Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с прибавлением веса был митрополит Иона, служивший при Казанской церкви протоиереем.  Как снаружи, так и внутри храм очень красив. Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главной достопримечательностью храма - чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот образ - копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм семейством Смирных в начале второй четверти XVII в. Церковь перенесла много утрат: после закрытия ее в 1930 году как храма в ней была устроена кузница в алтарной части, разобрано пышное пятиглавие, в церкви создана скульптурная фабрика. Во время боев в декабре 1941 года храм был значительно разрушен. Реставрация колокольни была выполнена калужскими реставратарами в 1975-1979 годах. Колокольня храма - " родная сестра " колокольни в Оптиной Пустыни и возведена калужским строителем И. Зюзиным в 1802 году. C предвоенных лет до настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика. Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/]Церкви Калуги Паспорт на памятник архитектуры: Церковь Казанской Богоматери в девичьем монастыре. 1707-1719 годы. Калуга, улица Подвойского, 7. Паспорт составлен в 1950 году. 1. Даты основных пристроек и перестроек: Перестраивалась в 1726 году. В 1802 году построена колокольня,

http://sobory.ru/article/?object=01753

Каменск-Уральский. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменск-Уральский ведет свое летоисчисление с XVII века. Свято-Троицкий собор, построенный по проекту архитектора М.П.Малахова, является для Каменска-Уральского своего рода символом. Талант Малахова и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Собор с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском, стала символом города. Церковь владела торговой площадью. Рядом располагалось небольшое церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период. 1997 год стал для Собора годом возрождения. В настоящее время собор действует и полностью восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с противоположной стороны собора в сторону реки находится Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест «В память о жертвах массовых незаконных репрессий». " Начало Каменского прихода относится к 1700 г. (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 г., в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 г. (Первую продукцию Каменский завод выдал в этом же году). Перестроенный в 1770 г., второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 г. " . Но так как " этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма - большого во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой - Артемия Верхольскаго. В 1805 г. были освящены придельные храмы. В 1813 г. - храм Живоначальной Троицы. В 1828 г. приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии. А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны - в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной - во имя Святой великомученицы Параскевы " . Таким образом, " ныне существующий храм - восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые " .

http://sobory.ru/article/?object=02504

Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Уникальный керченский храм - церковь Иоанна Предтечи - единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутороканского княжества (X-XI вв). Церковь представляет собой изящный четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы - базиликальная и крестово-купольная. Церковь Иоанна Предтечи - выдающееся произведение архитектуры. Некоторые свойственные ей черты прослеживаются и в древнерусских церквах. С сайта http://www.crimea.edu/crimea/sights Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник архитектуры, древнейший из сохранившихся раннехристианских церковных зданий, православный храм, сооруженный в начале VIII века. Древняя часть храма — четырехстолпное крестово-купольное coopyжehue VIII века с гранеными апсидами и крещатыми столбами. С запада к ней примыкает более поздняя бaзuлuka XI-XIII века, имеющая в интерьере четыре колонны. В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней по проекту А. Дигби 1842 г., при этом стена древнего нартекса была разобрана. Материал стен древней части – светлый керченский известняк, каждые четыре ряда кладки которого чередуются с четырьмя слоями красноглиняной плинфы, тонкого кирпича. В конце XIX века к северному фасаду базилики по проекту А. Карапетова пристраивается помещение второго престола с разборкой части стен базилики. На северном и южном предалтарных крещатых столбах находятся два изображения святых. Более 50 лет храм не использовался как церковное здание (с 28 декабря 1937 г.). С 1990 года храм вновь стал действующим. По материалам официального сайта Феодосийской епархии

http://sobory.ru/article/?object=01382

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове. Храм Спаса на Берестове Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения на Берестове Село Берестово — загородная резиденция киевских князей (свое название оно получило от окружавшего его березового леса). Здесь почил равноап. вел. кн. Владимир (1015; пам. 15/28 июля). «Повесть временных лет» говорит о храме свв. Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати», священник Иларион, ставший митрополитом Киевским (в 1051 г.). Под 1072 г. упоминается Спасский монастырь. В княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) в обители воздвигли каменный храм в честь Преображения Господня. После разорения Киева в 1240 г. Спасский монастырь пришел в запустение. В 1640-1644 гг. Преображенский храм (от него к тому времени сохранилась лишь западная часть) был восстановлен как приходской тщанием свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1647, пам. 31 декабря/13 января). Были устроены приделы во имя св. Владимира и свв. Космы и Дамиана. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не совершались. В советское время храм превратили в музей. Богослужение возобновлено в 1992 г. http://angela.org.ua/ Храм Преображения Господнего на территории возле Киево-Печерской Лавры - уникальный памятник архитектуры и живописи XI-XIX в.в. Имеет сложную строительную историю. Соборная церковь Спасского монастыря была одним из оригинальнейших древнерусских сооружений. Время ее постройки не определено в письменных источниках и является предметом дискуссии. Первое летописное упоминание о монастыре датировано 1072, последнее - 1231 г. Наиболее распространенная гипотеза связывает основание каменного храма с периодом киевского княжения Владимира Мономаха (1113-1125), поскольку здесь были похоронены трое его потомков: дочь Евфимия (1138), сын Юрий Долгорукий (1157) и внук Глеб Юрьевич (1171). Три каменных саркофага с погребенными захоронениями действительно были найдены археологами. Однако технологические особенности здания указывают на несколько более раннее время - последние десятилетия XI ст. Вероятно, каменный собор был заложен сразу после сожжения монастыря половцами в 1096 г. Кстати, Владимир Мономах вполне мог быть причастным к его сооружению, даже не будучи на то время киевским князем.

http://sobory.ru/article/?object=06203

Контеево. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена на средства прихожан, когда неизвестно, - по преданию не ранее 1-й половины XVIII стол. Вокруг обеих церквей камен. ограда. Кладбище при церквах в ограде закрыто, новое на расстоянии 1/4 вер. от церквей, на возвышенном сухом месте, обнесено деревянной изгородью и обсажено деревьями. На кладбище в 1903 году устроена каменная часовня, вм. быв. деревянной. Престолов в обеих церквах по 3:в Покровской: а) в ч. Покрова Божией Матери, б) в ч. Смоленской иконы Божией Матери и Сретения (Воскресения?) Господня. Достопримечательности церквей: напрестольное Евангелие, печат. в Москве 1628 г. при Ц. Михаиле Федоровиче и Патр. Филарете Никитиче, неисправленное; иконы - свт. Николая и Смоленской Божией Матери очень древние, по народному верованию, чудотворные. Храм кирпичный храм в стиле классицизма. Построен на средства прихожан в 1824-1835 гг., в 1870-1879 гг. расширен, из однопрестольного холодного превращен в трёхпрестольный тёплый. В настоящее время представляет собой однокупольный четырёхстолпный храм, боковые и западный фасады украшены шестипилястровыми портиками. Имелись два придела: Николая Чудотворца и Иакова Железноборовского, Успения Богородицы. В настоящее храм время отремонтирован. http://svyatayarus.su/church/ Хороший пример сельского храма в стиле позднего классицизма, дополненный в период эклектики пристройками, которые не нарушили художественную цельность памятника. Основу монументальной композиции церкви составляет почти квадратный, лишь слегка вытянутый по продольной оси объем, объединяющий храм и трапезную. Над его восточной половиной возвышается первоначальный четверик, служащий основанием для купольного светового барабана-ротонды. Храм завершается глухим четырехгранным барабаном со срезанными углами и шаровидной главкой. Продольную ориентацию церкви выявляют примыкающие соответственно с востока и запада прямоугольные алтарь и притвор, крытые на два ската.

http://sobory.ru/article/?object=44749

Куда исчез храм в Мольгино? История о том, как российская система охраны памятников не спасла храм в деревне Мольгино Смоленской области. 25 апреля, 2014 История о том, как российская система охраны памятников не спасла храм в деревне Мольгино Смоленской области. При существующей системе охраны и реставрации храм со статусом «памятника архитектуры» иногда проще снести, чем восстанавливать. Хотя меньше всего проблем будет, если он разрушится сам. Хватились – храма нет Прошлым летом на одной из страниц справочной системы «Храмы России» появилась запись: «Храм, переживший разные исторические эпохи, не был уничтожен в Великую Отечественную войну и советское время, но, к сожалению, теперь по приказу новых «царьков» под видом реставрации разобран до основания усилиями рабочих-таджиков. Местным жителям была поведана легенда о якобы ветхом состоянии, но, судя по кирпичам и деревянным перекрытиям, он мог бы простоять еще не один век. Остатки кирпичей были свалены в поле, из части была выложена дорога на кладбище, некоторые кирпичи взяты местными жителями для строительства своих построек для хознужд; таджики выложили себе дорогу в уборную… Вот такое у нас в стране отношение к своим ценностям. Очень грустно…. 19 июля 2013. Теперь тут строится новодел…» Эту эмоциональную запись… никто не заметил. В то же время на сайте Вяземского благочиния Смоленской и Вяземской епархии в разделе «недействующие храмы» до сих пор значится: «Церковь Преображения Господня. Смоленская обл., Новодугинский р-н, с.Мольгино. Небольшая кирпичная церковь в стиле классицизма. Построена в 1820 году, возможно, на средства графов Паниных. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена, в тяжелом состоянии». Для справки: само Мольгино – это деревня в Новодугинском районе Смоленской области. Семь километров от автодороги Смоленск-Вязьма, одиннадцать – от железнодорожной ветки Вязьма-Ржев. 55 жителей по состоянию на 2007 год. Прихода здесь не было как минимум с середины 1930-х. Российская глубинка как она есть.

http://pravmir.ru/kak-ischez-hram-v-molg...

Курск. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского. Сергиево-Казанский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века. Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, над долиной реки Тускарь, возвышаются блистающие золотыми звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора. Вертикаль этого собора вносит в живописный силуэт городской застройки особый характер, как бы утверждает его своеобразие и неповторимость. Сооружать храм начали в 1752 году. В летописи собора об этом повествуется так: " В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем, сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада " . В этой же летописи отмечается: " Неизвестно за давностью с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольник, столп со крестом наверху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания " . Когда во время пожара стали расчищать место, то в углях и пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Это было признано прихожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действия промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя преподобного Сергия, а в верхнем этаже храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоирей Лащенков пишет: " При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. По снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развёрнутый антиминс, освящённый от сотворения мира 7260 г, а от Рождества Христова в 1752 году Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским.

http://sobory.ru/article/?object=01683

Лихой. Церковь Георгия Победоносца. Храм Святого Георгия Карта и ближайшие объекты Церковь на хуторе Лихом была построена  в 1905 году. В годы советской власти храм был закрыт и его хотели использовать под сельский клуб. Была разрушена колокольня и сняты купола. В таком виде храм простоял закрытым до 1943 года. Потом храм не закрывался и в нем проходили богослужения. В 2010-м установили новые золотые купола. 4 ноября 2012 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий совершил чин Великого освящения восстановленного храма в честь и во славу Георгия Победоносца в хуторе Лихом Сулинского благочиния. Правящему архиерею Шахтинской епархии сослужили: секретарь Епархиального Совета протоиерей Георгий Сморкалов, настоятель Георгиевского храма иерей Владимир Почтовый, благочинные Сулинского и Каменск-Шахтинского округа иерей Василий Хадыкин и иерей Александр Теличкин, руководитель аппарата Управляющего Шахтинской епархией иерей Сергий Викин, помощник Управляющего Шахтинской епархией иерей Николай Булеков, руководитель историко-архивного отдела диакон Георгий Грошев. Георгиевский храм в хуторе Лихом – один из немногих храмов Донского края перешагнувших столетний рубеж и не разрушенных полностью ни в первые годы советской власти, ни в период «хрущевской оттепели». За всю сто семилетнюю историю хуторского храма под его сводами никогда не служило соборно сразу столько священников. И чин Великого освящения храма, совершенный правящим архиереем, был тоже в Георгиевском храме совершен впервые. 4 ноября 2012 года Георгиевский храм хутора Лихой едва вместил всех желающих принять участие в праздничном богослужении. Этот день для Георгиевского прихода в частности и для Шахтинской епархии в целом, примечателен целым рядом памятных и торжественных дат. В этот день исполнилось десять лет служения владыки Игнатия в священническом сане. 31 октября 2002 года, в храме святого праведного Лазаря города Рязани митрополитом Симоном будущий архиерей был рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября того же года в Никольском храме города Скопина Рязанской области – во иеромонаха. За несколько дней до этого, 27 октября 2002 года, в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Рязанского духовного училища митрополитом Симоном он был пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия, епископа Скопинского, викария Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=19325

Логиновка. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм в народе называют саратовской пизанской башней. Изначально деревянный, он был обложен кирпичом, однако работа не была завершена из-за начала Первой мировой войны, а затем революции. Большевиками церковь была разграблена, в ней располагались сначала казармы, а потом склад. В годы отечественной войны в ней жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. Сегодня здание восстановлению уже не подлежит. Печальными памятниками минувших дней являются заброшенные храмы. На них особенно больно смотреть. Когда-то здесь служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин, здесь крестили, венчали и отпевали людей, и колокольный звон раздавался на всю округу. А теперь - от былого величия не осталось и следа: храм полуразрушен, осыпаются фрески, сбиты кресты, выломаны двери, погнуты решетки на окнах. Единственное, что осталось неизменным, - здесь, в доме Божием, которым храм никогда не перестанет быть, несмотря на все «старания» человека, у престола незримо предстоит Ангел-хранитель... Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, некогда один из красивейших храмов в Заволжье, и сегодня удивляет своей необычной архитектурой. Изначально Казанский храм был деревянным (согласно архивным данным он был построен в 1857 году тщанием прихожан), а затем благодаря жителю села Парфену Яковлевичу Гопиенко, награжденному тремя Георгиевскими крестами за участие в боях на Шипке, церковь была обложена кирпичом. Только вот закончить работы помешала Первая мировая война, потом революция, и началась гражданская война. Так храм и остался наполовину каменным. По преданию, проект храма раздобыли сами жители Логиновки. Они снарядили в Москву ходоков, которым в первопрестольной особенно понравилась одна из церквей. Ее проект и был взят за основу. По рассказам старожилов, в храме были удивительной красоты иконостас и фрески - редкие для глухой заволжской провинции (часть росписи чудом уцелела до наших дней), богатым было и внутреннее убранство церкви: старики упоминали о паркетном поле и хрустальном паникадиле. Недаром в логиновский храм приезжали венчаться из окрестных сел и даже из Новоузенска, хотя там были свои храмы.

http://sobory.ru/article/?object=19145

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010