Вологда. Церковь Константина и Елены. Царевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вологда, храм Свв. Равноапостольных царей Константина и Елены Деревянный храм был построен в 1503 году на месте встречи вологжанами чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого, который помог русскому войску во главе с Иоанном III одержать победу над татарами. Существующая сегодня церковь была возведена в 1690 году. Верхний храм имел престол в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены и придел в честь святителя Филиппа Московского. Нижний храм имеет престолы в честь прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева. В 1998 году регулярные богослужения проходят в нижнем храме, а в 2008 году открыт верхний храм. В храме Успения Божьей Матери находятся мощи Киево-Печерских святых дальних и ближних пещер (более 80 частичек), частица ложа Пресвятой Богородицы, камня 1000 дневного моления прп. Серафима Саровского и другие. В Цареконстантиновском храме находится частичка мощей святой мученицы Татианы. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/9/ Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей. Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

http://sobory.ru/article/?object=01085

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Русской Скорби 05.02.2014 702 Время на чтение 5 минут 3 февраля празднуется икона Божией Матери Отрада или Утешение. Храм-памятник в честь этого образа, выстроенный донскими казаками на Ходынском поле в начале ХХ века, был назван Храмом русской скорби, ибо был возведён в память о тех, кто в смуту 1905 г. отдал свои жизни за сохранение Российской державы. В конце 1906 г. почетный член Русского монархического собрания в Москве Иван Андреевич Колесников обратился с прошением к московскому генерал-губернатору: «Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни г.] на пользу мирных её жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить на свой собственный счет и под моим личным наблюдением храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле на следующих условиях. 1. Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой " Отрады или Утешения " . Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве " отраду " за понесенные ими труды и " утешение " в случае постигающего их горя. 2. Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества великого князя Сергия Александровича, своей смертью от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность царю и родине. 3. Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге слуг, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе царю и отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма, для вечного в нём о них поминовения». Московскими властями для храма был отведён участок земли на Ходынском поле при Николаевских казармах, в которых располагались 1-й Донской полк и 1-я Гренадерская артиллерийская бригада. В пасхальные дни 1907 г. в Москве проходил IV съезда монархических организаций и 29 апреля, в день рождения князя-мученика Сергея Александровича, с участием представителей от всей России произошла торжественная закладка Храма-Памятника Русской Народной Скорби. В его закладке участвовали будущие первомученики уже победившей смуты 1917 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (впоследствии митрополит Киевский) и протоиерей Иоанн Востогов.

http://ruskline.ru/special_opinion/hram_...

Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя Храм Христа Спасителя. Современный вид. 23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Храм был воздвигнут в благодарении Богу за национальное спасение России и ее победу над Наполеоном в Отечественной войне. Созидаемый храм, как главный храм России, был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. До наших дней уцелели московские предшественники храма Христа Спасителя: церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная во славу победы на Куликовом поле, храм Покрова Божией Матери на Рву — в честь взятия Казани, Казанский собор на той же Красной площади — в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смуту, церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы… День национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поскольку к концу декабря 1812 года на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. Оттого главный престол благодарственного храма освятили во имя этого великого праздника. И по указу императора с 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных. Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Целая плеяда архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое. Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I, страдал идеей духовной абстракции. Устройство мистического «чисто христианского храма», по замыслу архитектора, следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в 1817 году на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и был создан не в традициях русского зодчества. Его сооружение не состоялось отчасти и по этой причине. После смерти Александра I, страстно увлекавшегося мистикой, на престол вступил консервативный государь, и с подобной мистикой было покончено.

http://pravoslavie.ru/362.html

К 1909 г. храм обветшал. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен. В 1936 г. снесли колокольню. В 1997 г. храм вернули верующим, в нем ведутся богослужения, идут восстановительные работы. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=434 Храм святителя Николая был построен в 1792 году на месте одноименного деревянного по заказу владельца усадьбы генерала-аншефа князя Андрея Ивановича Прозоровского. Эта усадебная церковь была расположена в пейзажном парке недалеко от дороги, пересекавшей усадьбу с запада на восток. К дороге церковь была обращена южным фасадом. В клировых ведомостях за 1798 год записано, что церковь Николая Чудотворца имеет два теплых придела в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь преподобной Марии Египетской. Автором постройки одни исследователи считают (и не без оснований) замечательного русского зодчего Михаила Федоровича Казакова, другие – архитектора его школы. Строение, как архитектурный памятник, представляет значительный историко-культурный интерес как пример центрической культовой постройки конца XVIII века. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. От кубического центра храма отходят четыре одинаковых прямоугольных рукава - два придела, апсида и притвор. Северный и южный рукава оформлены тосканскими портиками, а восточный и западный – четырехпилястровыми. Сферический купол завершается небольшим световым барабаном и луковичной главкой. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Вблизи западного портала на одной оси с храмом находилась трехъярусная колокольня, выстроенная в классическом стиле. Ее кубический первый ярус нес еще два арочными пролетами. Углы второго яруса были украшены сдвоенными колоннами. Колокольню венчал купол со шпилем. В 1936 году она была снесена. К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта. Росписи сохранились частично, иконостас утрачен. Еще раньше храм утратил значительную часть отделки своего интерьера. Начавшаяся 1-я Мировая война не позволила приступить к капитальному ремонту, который отложили до ее окончания. По причине революции 1917 года реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно закрыли, и он быстро пришел в полное запустение. В советское время здание церкви числилось как прилегающее к бывшей усадьбе, в которой располагались общежитие, а затем дом отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=02738

Кунгур. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Приходская Никольская церковь была построена на месте каменного Иоанно-Предтеченского храма, который до 1834 года был кладбищенским. 27 апреля 1894 года приступили к разборке старого храма, а 22 мая в воскресенье заложили новый. Председателем строительного комитета (до 1898 г.) был М.И. Холмогоров. 9 и 16 ноября 1903 года состоялось освящение боковых приделов новой Иоанно-Предтеченской (Никольской) церкви. Главный храм был освящен после выполнения настенной живописи 20 августа 1917 года во имя Иоанна Предтечи. http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Храм ведет историю с 1787 г., когда был освящен первый престол в честь Иоанна Предтечи. В последующие века храм неоднократно достраивали и перестраивали. В результате в нем стало 4 придела: Иоанно-Предтеченский, во имя Алексия Человека Божия и два — во имя святителя и Чудотворца Николая (поэтому храм больше известен как Никольский). Никольская церковь — храм-памятник, возведенный над могилой купца-чаеторговца А. С. Губкина (1816-1883) его внуком и наследником А. Г. Кузнецовым на месте старой Иоанно-Предтеченской церкви (1792). Росписи интерьеров были выполнены в 1914-1917 гг. под руководством проф. Петербургской акад. художеств П. П. Харламова. В 1931 г. храм был закрыт. Затем в православной святыне разместилась тюрьма. Церковь возвратили верующим в 1990 г. Сегодня здесь возрождается женская обитель в честь святого Иоанна Предтечи, которая была основана в начале 19 в., по благословению преподобного Серафима Саровского. Настоятель - протоиерей Олег Ширинкин. Сайт «Пермский край. Энциклопедия» Никольская церковь Первая Иоанно-Предтеченская церковь была построена на окраине Кунгура на городском кладбище на средства кунгурского купца С.В. Юхнева в 1773 году. В 1872–1878 гг. храм был перестроен по проекту городового архитектора Н.А. Воскресенского и превращен из одноглавого в пятиглавый. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от А.С. Губкина.

http://sobory.ru/article/?object=03015

Ореанда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1885. Архитектор:А.А. Авдеев, Г.Г. Гагарин Адрес: Россия, Республика Крым, Ялтинский горсовет, пос. Нижняя Ореанда. Координаты: 44.459143, 34.142728 Проезд:автобусом и маршрутными такси 26, 27, 47, 32 до остановки «Ливадия -2»; из центра на автобусе 11 до остановки «Ливадия». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Выполнен в грузинско-византийском стиле по проекту академика архитектуры А. А. Авдеева. Храм был богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В украшении храма принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты как князь Г. Г. Гагарин, бывший Вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д. И. Гримм, М. В. Васильев. В конце XIX — начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь причащалась вмц. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все Великие князья и княгини, когда они отдыхали на, Южнобережье. Здесь бывал А. П. Чехов.  В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение ОХРИСа (организация по охране памятников), чтобы использовать его как памятник архитектуры, имеющий уникальную мозаику. Впоследствии, в 1928 году, храм предполагали снести. В послевоенный период храм использовался под механические мастерские, строительный и овощной склады. В 1992 году храм вернули Церкви. И теперь мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых. Здесь совершаются богослужения, идет частичная реставрация. http://www.rusk.ru/st.php?idar=112106

http://sobory.ru/article/?object=12274

Покровский храм и народ-строитель Бабушки в юбках сидят на крыше, забивают гвозди 6 августа, 2016 Бабушки в юбках сидят на крыше, забивают гвозди В любую погоду идти по неверному весеннему льду, чтобы попасть на Литургию. Начать строительство храма, каждый день рискуя своей свободой. Носить кирпичи в подоле. Работать по ночам при отблесках пламени костра. Как они выдержали? Почему не сломались? «Правмир» рассказывает о Покровском храме города Энгельса и тех невероятных людях, что его построили. Покровский храм Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Энгельсе Саратовской области с виду скромный, небольшой, даже не в центре города. Но у него невероятная история. Даже митрополит Лонгин отмечает, что верующий человек не может пройти мимо этой церкви: – Для меня Покровский храм был дорог с первых дней моего служения на саратовской земле, потому что он является памятником вере, твердости, мужеству православных верующих людей России. В этом году у храма юбилей – 60 лет. Вроде бы совсем маленький срок, и с формальной точки зрения его история короткая. Но она является свидетельством того, как вера творит чудеса и на какие мученические подвиги готовы пойти верующие ради Господа даже в наше, далекое от значительных свершений, время. «Архитектурные достоинства Покровского храма весьма различны с церквями, выстроенными в XIX или в начале XX века. Но эта церковь драгоценна не роскошью архитектурных форм, не изысканностью убранства. Само открытие ее было едва ли не чудесно: оно совершилось в середине 1950-х годов, когда исподволь стала подниматься новая, так называемая хрущевская волна «борьбы с религией». Покровский храм – это вещественное свидетельство Промысла Божия и мужества верных Христу, явленных в России XX века, во времена самого длительного и жестокого гонения за всю историю Русской Церкви». Из статьи священника Алексея Мурылева Покровский храм 1781 года постройки (см. справку) просуществовал ровно до октябрьской революции. Лихие годы не оставили верующим Покровска ни одного шанса на место для молитв. Все храмы были разрушены: Вознесенский, Крестовоздвиженский, Петра и Павла, Александра Невского. Уцелел только Свято-Троицкий собор, его просто закрыли. В нем в разное время были то библиотека, то кружок юных техников, то просто склад. А прямо по тому месту, где недавно был алтарь Покровского храма, были готовы нестись поезда.

http://pravmir.ru/pokrovskiy-hram-i-naro...

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Тайга. Церковь Андрея Критского. Карта и ближайшие объекты Храм-памятник построен по проекту Константина Лыгина в 1898 г. Строительство храма одобрил последний русский царь Николай II. В 1920 г. храм был закрыт большевиками. В 1991 г. храм в полуразрушенном состоянии вернули церкви. Начались реставрационные работы силами железной дороги и пожертвованиями прихожан. В 1998г. владыкой архиепископом Софронием была совершена первая литургия. Информация с сайта Юргинского благочиния Почти на каждой станции в период строительства Сибирской магистрали находились роты или взводы солдат караульной службы – в строительстве участвовали и арестанты, и ссыльные поселенцы, за ними полагался пригляд, кроме того, имелось и имущество дороги, которое могли растащить. Словом, нахождение солдат на строящемся железнодорожном пути было оправданно. В Тайге они располагались при строительстве пути там, где ныне стоит храм во имя святого Андрея Критского. Название «Воинская площадка» сохранилось и после того, как в 1897-1898 годах был выстроен прекраснейший православный каменный храм. Более того, церковь во имя святого Андрея Критского часто называли и продолжают называть Андреевской церковью на Воинской площадке.  В государственном архиве Томской области хранятся документы, датированные 1897 годом. Один из них – письмо обывателей Тайги епископу Томскому и Барнаульскому Макарию (позднее митрополиту Московскому и коломенскому). Они просят разрешить иерею церкви села Петухова, что в 55 верстах от них по железнодорожной ветке в сторону Томска, хотя бы изредка служить во временной церкви при молитвенном доме на станции Тайга. К этому прошению присоединился инженер, начальник эксплуатационного участка Андрей Садников. В отдельном письме ходатайствовал за тайгинцев перед епископом начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги Николай Павлович Меженинов. Письмо сыграло свою роль. Но и без того духовенство и руководители строительства рельсового пути были озабочены слишком медленным сооружением церквей в новых поселениях. Зимой 1896 года закончили подготовку проектов храмов в тех населенных пунктах, где имелось депо. В Тайге каменный храм заложили 1 июля 1897 года. Вот как писала об этом событии губернская газета «Томский листок» от 8 июля 1897 года: «1 июля на станции «Тайга» Его Преосвященством Макарием, епископом Томским и Барнаульским, в присутствии г. начальника работ по стройке Средне-Сибирской железной дороги действительного статского советника Н.П. Меженинова, приехавших из Томска других начальствующих лиц, железнодорожных служащих станции «Тайга» и остальных жителей, была совершена закладка храма. Благодаря значительному количеству рабочих, храм предполагается отстроить вчерне к осени». В считанные месяцы кладку довели до сводов.

http://sobory.ru/article/?object=23879

Щелканово. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В селе Щелканово было два храма – в честь Рождества Христова и единоверческий в честь Сошествия Святого Духа. Христорождественский храм был построен в 1800 г. на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Второй храм, Сошественский, был построен в середине XIX в. До наших дней здание второго храма не сохранилось - оно было разобрано в 1970-е гг. Сохранившийся храм в честь Рождества Христова имеет четыре придела – главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью. Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей. Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление. 13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие " Бор " . По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия. До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.

http://sobory.ru/article/?object=01611

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010