Ростов. Церковь Леонтия Ростовского. Леонтия на Заровье Карта и ближайшие объекты Церковь Леонтия на Заровье была построена на средства прихожан в 1772 г. в стиле барокко. Богато оформленные, сужающиеся кверху объемы собственно храма и колокольни составляли исключительно гармоничное целое. Благодаря своей значительной высоте и устремленному вверх силуэту памятник господствовал над всей окружающей застройкой. Церковь не только своим обликом, но и названием постоянно напоминала ростовцам о далекой древности, как бы зримо утверждая связь времен. В самом деле, храм был посвящен ростовскому святому епископу Леонтию, жившему еще в XI в. К тому же памятник располагался на краю городского рва XII-XIII вв. (потому и " на Заровье " ). И сейчас можно разглядеть остатки этого рва в виде неглубокой ложбины у южного фасада церкви. В 1930-х годах снесли верх храма и колокольни, приспособив здание под хозяйственные нужды. А уже в начале 1960-х годов попытались его взорвать... Памятник чудом уцелел (в центре храма с южной стороны имеется сквозной пролом, шириной 3-5 и высотой 7-9 метров. На современном снимке храма он виден в центре. С восточной стороны - также существенные разрушения). И вот, по сию пору стоит обезображенный храм - теперь уже памятник вандализма, иначе и не назовешь. Ведь совсем недавно в непосредственной близости от памятника, нарушив его естественную среду, построили здание, врезавшееся к тому же в древнейший элемент городской планировки - ров XII-XIII вв. И наконец, одним из кощунственных символов поругания был дощатый нужник, " красовавшийся " на месте алтаря храма. В 1990-х годах останки Леонтьевской церкви переданы Русской Православной Церкви. Сейчас там есть староста, главной деятельностью которого является получение дохода от торговой точки в магазине " Лионъ " . Пока, из-за недостатка средств, храм не делается никак (только поставили симпатичный бетонный забор, который, впрочем, не мешает проходу посетителей), но постоянно возрастающий интерес людей к нашему прошлому и, в частности, к истории Ростова Великого, дает надежду на будущее воссоздание святыни.

http://sobory.ru/article/?object=04634

Святая София справилась с возвращением Икона XII века передана из новгородского музея в храм, памятник архитектуры XI века принадлежит Церкви. Как удается сохранять древнейшие памятники, совмещая с церковными службами? Как складываются отношения епархии с новгородским музеем-заповедником? Об этом — корреспондент «НС» из Новгорода Великого 3 мая, 2010 Икона XII века передана из новгородского музея в храм, памятник архитектуры XI века принадлежит Церкви. Как удается сохранять древнейшие памятники, совмещая с церковными службами? Как складываются отношения епархии с новгородским музеем-заповедником? Об этом — корреспондент «НС» из Новгорода Великого 1991 года величайший памятник архитектуры XI века — новгородский собор Святой Софии — принадлежит Церкви. Одна из самых известных и древних русских икон — образ Богоматери «Знамение» XII века — также почти двадцать лет назад была передана из новгородского музея в храм. С какими трудностями столкнулась епархия, получив в безвозмездное пользование древнейшие памятники? Как удается обеспечивать их сохранность, совмещая это с церковными службами так, что все госэксперты остаются довольны? Памятник архитектуры XI века - новгородский собор Святой Софии - принадлежит Церкви Хранители В 1990 году одной из художниц — реставраторов новгородских памятников передали, что с нею хочет познакомиться прибывший недавно в епархию новый архиерей — епископ Новгородский и Старорусский Лев. Татьяна Анатольевна Ромашкевич, художник-реставратор, сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления, вспоминает, что новый владыка первым делом сказал: «Я хочу сделать все возможное, чтобы Святую Софию вернули Церкви». Стараниями епископа и энтузиастов через год, 16 августа 1991 года, состоялась церемония передачи Софийского собора, его освящал Святейший Патриарх Алексий II. Рассказывают, что во время первой Литургии вышедший на крестный ход народ увидел над собором в небе сияние в виде радужного венца. Еще во время подготовки документов к передаче собора обсуждался вопрос хранения древнего памятника.

http://pravmir.ru/svyataya-sofiya-spravi...

Протоирей Алексий Томюк. Священник Феодор Соловьев –настоятель русского Храма-памятника в Лейпциге в 1945–1946 гг. Читатели журнала «Вестник церковной истории» уже знакомы с историей основания в 1913 г. и функционирования в г. Лейпциге уникального русского Храма-памятника . В 2023 г. храм отметил свое 110-летие. С его историей Храма-памятника в Лейпциге тесно связана жизнь многих священнослужителей, оставивших свой яркий след в истории православной Церкви. Есть среди них и те, кто в годы Второй мировой войны испытали ужасы немецких концентрационных лагерей. Эти факты противоречат мнению, что немецкие оккупационные власти в Советском Союзе оказывали особое благоволение к Русской Церкви и ее священникам. Настоящая статья посвящена непростой судьбе одного из таких священнослужителей – настоятеля Храма-памятника в 1945 г. Феодора Соловьева. С началом войны немецкие оккупанты, заявлявшие себя освободителями советских граждан, угнали о. Феодора, как и многих русских невольников, на работы в Германию. Священник пережил лишения войны, дожил до Победы, но скоропостижно скончался от последствий тяжкой лагерной болезни и был похоронен в Лейпциге, по месту своего последнего служения. Феодор Дмитриевич Соловьев родился в Туле, в семье рабочего, 16 февраля 1888 г. (в его советском паспорте значится село Ярцево Тульской области, а в немецком «аусвайсе остарбайтера» 1942 г. указана дата рождения 18 февраля); в 1903 г. он окончил тульскую Архиерейскую церковно-певческую школу, а в 1909 г. – прослушал полный курс Тульской духовной семинарии и был назначен подрегентом тульского кафедрального собора. В 1911 г. архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) определил его исполняющим должность псаломщика в село Бабурино Чернского уезда Тульской губернии и учителем пения местной церковно-приходской школы; в 1913 г. он был переведен псаломщиком и регентом к Покровской церкви села Корсаково Новосильского уезда Тульской губернии и продолжил свою деятельность в качестве учителя пения на новом месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/10379915/

Вахитовский район. Церковь Николая Чудотворца при Гостином дворе. Николо-Гостинодворская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная шатровая Никольская церковь в гостином дворе была построена, видимо, еще в XVI веке. Ее первоначальный облик можно увидеть на гравюре Э.Турнерелли первой половины XIX века. На гравюре, вероятно, преувеличены размеры здания, тем не менее ясно, что этот храм принадлежал к числу наиболее значительных памятников архитектуры Казани. К началу XIX века храм пришел в упадок и был на грани полного разрушения. В 1864 - 1870 гг. он был фактически отстроен заново. Появилась шатровая колокольня. Храм закрыт в 1929 г., шатры основного объема и колокольни уничтожены. До настоящего времени в здании располагается архив.   Источник: http://kazan.telecet.ru/Slist/hram/ Возведена в XVI веке, перестроена в 1864-1870 годах. Храм во имя Святителя и Чудотворца Николы на Гостином дворе существовал уже в 1565 году. Точного времени постройки каменного храма установить не удалось, но архитектурные формы позволяют утверждать, что это было в XVI веке. В начале XVII века был построен придел в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Николо-Гостинодворская церковь была теплой. В 1634 году рядом построили холодную Преображенскую церковь (снесена в 1790 году из-за ветхости). В XVII веке Гостинодворский храм был богатым и процветающим, благодаря поддержке купцов, торгующих в Гостином дворе, но в XVIII веке пришел в упадок, особенно после пожаров 1742 и 1774 годов. В 1797 году приход был упразднен, а церковь приписана к Петропавловскому собору. Теперь богослужения в ней совершались редко, за исключением краткого периода в 1815-1820 годах, когда после пожара 1815 года здесь вели службы священники тоже пострадавшего от огня Петропавловского собора. К 1824 году храм был на грани полного разрушения, в 1825 году разобрана паперть. Судьба Гостинодворской церкви решалась долго. Несколько раз епархия принимала решение разобрать и упразднить церковь, но всякий раз городские власти и гостинодворские купцы брались восстановить и благоустроить храм. В 1854 году даже был составлен проект, утвержденный Николаем I, но средств на строительство не было. Наконец, в 1861 году дело восстановления храма взяли на себя казанские купцы Федор Егорович Постников и Евдоким Савватеевич Савватеев. В 1864-1870 годах Гостинодворская церковь была перестроена. Храм фактически был выстроен заново, но формы и декор XVI века в новом проекте были учтены. Известно, что иконостас новой церкви проектировал архитектор П.В. Тихомиров, вероятно, он же составил проект и самой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=20595

Закрыть itemscope itemtype="" > Печальные страницы истории и неумирающая надежда О чем расскажет храм-памятник в Горнем Адровце 13.09.2023 331 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено авторами Каждый год в сентябре мы, сербы, чествуем Николая Николаевича Раевского и всех сербских и русских героев, отдавших свои жизни в бою у Горнего Адровца в 1876-м году во время Первой Сербско-турецкой войны за освобождение нашей державы и объединение сербских земель. Черногория, нынче послушный член НАТО, была тогда нашей союзницей. Братская же Россия всегда была с нами – что в те давние времена, что сегодня. В начале сентября в Троицком храме села Горни Адровац была совершена литургия. Представительные делегации возложили цветы на место гибели русского и сербского героя Николая Раевского, были выступления, хорошая культурная программа, концерт – в последнее время, к счастью, Троицкий храм и его история вновь пользуется вниманием и уважением в наших краях. На мой взгляд, однако, как личность самого Раевского, так и храм, воздвигнутый на месте его гибели, заслуживают гораздо большего: церковь, по моему убеждению, могла бы стать местом постоянного паломничества сербского и русского народов, местом братского сближения славянских народов, центром изучения и распространения нашего великого книжного наследия. Прежде всего, думаю, наследия Льва Николаевича Толстого, этого великана мировой литературы. История храма во имя Святой Троицы бурная, трагичная, показывающая как глубину падения, так и радость воскресения. Приведу некоторые детали. Из книги «Вронский – честь и любовь» Будимира Поточана мы узнаем, что Николай Раевский – прототип Алексея Вронского из романа Толстого «Анна Каренина»: он погиб в сражении с турками в 1876-м году, будучи одним из тысяч русских добровольцев, сражавшихся за братский сербский народ. После гибели полковника Раевского его семья построила здесь храм и большой приходской дом. Свято-Троицкий храм блистал – его сияние было видно сквозь липовую аллею, также устроенную Раевскими. Народ быстро назвал храм «Русской церковью», привилось и другое название: «Красочный храм» - из-за разноцветных витражей. Храм был освящен в 1903-м году. Но какова его дальнейшая судьба? Мне кажется, она ярко описывает то страшное духовное состояние, в котором оказался наш народ в то время. Дай Бог, если это время прошло.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/13/pe...

Значение слова: храм. Русское слово: храм, сродное с храмина, хоромы, хранить, заключает в себе понятие хранения, укрывания, помещения под кровом. Соответственно сему понятию древние переводчики св. Писания на славянский язык употребляли это слово для обозначения всякого ограждённого и укрытого места, Жилище ли это человеческое: и не обретше куде внести его (расслабленного) народа ради, влезше на храм (επ τ δμα). ( Лк. 5:19 ); место ли для хранения сокровищ: виде Иисус вметающия в храм набдящий имения (γαζοφυλακαν) дары своя ( Лк. 21:1 ); здание ли общественного богослужения: Соломон же созда Ему храм (οκον) ( Деян. 7:47 ). Судя по столь обширному употреблению слова: храм, можно думать, что слово это уже в позднейшее время получило тот исключительный смысл, какой мы ему усвояем. Вместо храм издревле общеизвестно было другое название для зданий общественного христианского богослужения, глубоко вкоренившееся в употребление во время перевода св. Писания на славянский язык, название церкви. Этим одним словом (и никогда словом: храм) славянские переводчики Библии переводили греческие слова: νας, κκλησα, ιερν. Напр. Вышний не в рукотворенных церквах (ναοις) живет ( Деян. 7:48 ). Слич. ( Ин. 2:14 ). Сходящимся вам в церковь (ν τ κκλησα), слышу в вас распри ( 1Кор. 11:18, 22 ). Аз всегда учах на сонмищах и в церкви (εν τω ιερω) ( Ин. 18:20 ). Равно и в других древнейших памятниках, когда идёт речь о храмах, они называются всегда церквами, и никогда храмами. – Церковь, по мнению одних происходит от греческого: κυρικιον – дом Господень (κριος и οκος). При переходе греческого слова на славянский язык допущен латинский выговор греческой буквы к как ц. Пример подобного выговора представляет греческое κασαρ, которое в Остромировом Евангелии читается по латинскому произношению (caesar) цесарь, отсюда цесарствие 15 . По мнению других, более вероятному, церковь есть слово славяно-болгарское (црькы), которое значит собрание, сходка, и потому вполне соответствует греческому κκλησα, выражая понятие и об обществе верующих (не столь удовлетворительно выражаемо производством церкви от κυρικιον), и ο месте их собраний. Иногда храмы назывались домами, напр. Успенский Московский собор – домом Пресвятыя Богородицы 16 . Из вопросов Кирика 17 , Новгородского диакона, видно, что в России в 12-м веке вместо церковь говорилось ещё – божница, тогда как впоследствии это слово употреблялось собственно для храма языческого, или, по крайней мере, для храма неправославного 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Остров. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Остров известно с XIVb. как загородная резиденция князей и царей. В XVIIIb. принадлежало А.Д. Меншикову, А.Г. Орлову, в XIXb. - Николо-Угрешскому монастырю. Преображенская церковь является памятником исключительного художественного и историко-архитектурного значения. Она построена из белого камня во второй половине XVIb., по преданию, Иваном Грозным. Крестчатое в плане основание церкви несет восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. На углах крестчатого столпа стоят 12 декоративных главок. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела, перекрытых системой ступенчатых арок. С трех сторон храм обходит крытая галерея, возобновленная в 1838 г. в кирпиче. Композиция и детали памятника уникальны для архитектуры XVIb. Своеобразны профилировка лопаток, аркатура под венчающим карнизом, профиль карниза и обрамления порталов. Колокольня псевдоготической архитектуры построена у западного входа церкви в 1830 г. Храм возведен из белого камня во второй половине XVI века по повелению Ивана Грозного. Село было одной из подмосковных вотчин царя и называется как одно из возможных местонахождений легендарной библиотеки Грозного. Храм опоясывает крытая галерея, возобновленная в кирпиче в 1838 году. Несколько ранее, в 1830 пристроена колокольня из красного кирпича в псевдоготическом стиле. Храм полвека бездействовал. Сейчас служба возобновлена. Приход храма относится к Видновскому благочинию Московской епархии. К приходу приписаны две часовни (современные): преп. Серафима Саровского и свт. Николая Мирликийского (с деревянной скульптурой Николы Можайского). Сам храм, кроме главного - во имя Спаса Преображения (летний храм), имеет два боковых придела: во имя бессрр. мчч. Кира и Иоанна (действующий зимний храм) и св. вмц. Екатерины (недействующий). К архитектурному описанию могу добавить: 1) Упомянутые уже приделы примерно того же времени, что и главный храм, представляют собой две симметрично расположенные (с севера и юга) кострукции из четырёх несущих белокаменных арок с водружённым на них высоким барабаном купола. Декорированы полуциркульными кокошниками, а также уникальными для того времени круглыми окнами с раковинообразными розетками-люкарнами. Верх барабана украшен поясами кладки поребриком и зигзагом.

http://sobory.ru/article/?object=01004

Пески. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная Сретенская церковь XVIII в. Перевезена в 1858 году из села Середы. В храме находится деревянная скульптура Нила Столобенского. Село Пески, которое называлось ещё селом Высоцким, упоминается в 1596 году в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. Князь завещал в ней отдать своей княгине в Репотин стане села: «Огрызково, да Наумове, да Высокое, да Косово, да Михалкове, да Липняги». В селе Высоцком в старину стояла церковь Сретения Господня. В начале XVII в. в «смутное время» село было разорено и превратилось в пустошь. Церковная земля - 17 десятин до 1704 года Патриаршим казенным приказом сдавалась в аренду. В течение двух лет после этого крестьяне сельца Высоцкого, принадлежавшего Воскресенскому на Истре монастырю, построили церковь Сретения Господня. В 1707 году в связи с окончанием церковного строительства сельцо Высоцкое стало называться селом Высоким на Песках, входившим в состав Рузской церковной десятины. Из описания 1758 года видно, что ветхая чешуйчатая крыша на церкви, трапезе и паперти была заменена новой. 25 июня 1758 года деревянная церковь сгорела от грозы. Правда, иконы вместе с иконостасом удалось спасти. Через год была построена новая церковь. Однако она прослужила до 29 марта 1857 года: сгорела дотла во время грозы. Вместо неё в том же году построили небольшой храм во имя пророка Илии. В 1858 году прихожане купили на свои средства в соседнем селе Середе Волоколамского уезда двухпрестольный деревянный храм во Имя Живоначальной Троицы с иконостасом и иконами. Храм был перевезён в Пески и пристроен к вновь выстроенной трапезной. Освящён 1 октября 1860 года. Церковь Сретения в Песках входила в то время в Можайский уезд. Храм действует до сих пор, являясь уникальным памятником деревянного зодчества Подмосковья. Во второй половине XX века храм был обшит тёсом и покрашен. Церковь Сретения Господня - деревянное рубленое, обшитое тесом здание на высоком кирпичном цоколе, составленное из разновременных элементов. Ярусный храм и столпообразная ярусная колокольня, с трапезной между ними стоят на высоком берегу маленькой речушки Песочня. Трехпрестольный храм (в зимней части – Сретения Господня, в летней на одной линии два престола - Пророка Илии и Покрова Богородицы) представляет собой вытянутый по поперечной оси четверик, несущий три уменьшающихся кверху восьмерика, открытых внутрь помещения. Храм и колокольня перекрыта гранёными куполами, балочное перекрытие трапезной поддерживается рядом опорных столбов-колонн. Внутренние поверхности стен трапезной оштукатурены, в храме стены и свод обтянуты холстом и окрашены масляными красками. Убранством интерьера служит иконостас начала XX в. и картины на библейские сюжеты, исполненные в середине прошлого столетия. В церкви есть иконы XVII в., поступившие сюда в 1857 г. из московской Троицкой единоверческой церкви. Интересна деревянная скульптура Нила Столбенского конца XVIII - начала XIX вв.

http://sobory.ru/article/?object=00392

После Октябрьской революции храм закрыли, а над семейным захоронением Всеволожских надругались. Гробы вынесли из склепа и оставили в открытом виде. Кощунство продолжалось до тех пор, пока несколько финских девушек из соседней Романовки не захоронили останки на лютеранском кладбище у Румболовской горы. В 1989 году старейший храм Всеволожска был передан православной общине. Освящен 29 августа 1899 года. В октябре 1931 года храм закрыт. Возвращен Церкви в 1989 году, действует с 1990 года. Повторно освящен священническим чином 24 ноября 1991 года. Хрампамятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. http://www.vsevreg.ru/city/social/religion/667/ В северной части города Всеволожска живописной грядой протянулись с севера на юг Румболовские высоты. На самой вершине зеленого массива, среди вековых елей и сосен старинного парка, в бывшем имении Всеволожских Рябове, стоит небольшой красно-кирпичный храм. Инициатором строительства стала супруга князя Всеволожского Елена Васильевна, урожденная княгиня Кочубей. Павел Александрович Всеволожский - статский советник, почетный мировой судья и предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда, был одним из устроителей Ириновской железной дороги, скончался в праздник Спаса Неруктворного Образа 16/29 августа 1898 г. В память о супруге было решено построить в родовом поместье храм - усыпальницу. 6 марта 1899 г. Елена Васильевна получила благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на сооружение над могилой мужа каменной церкви. Освящен храм 16/29 августа 1901 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа и был приписан тогда к церкви Преображения Господня в Ириновке. Воздвигнутый храм был просторным, состоял из одного восьмигранного зала вместимостью до 500 молящихся, небольшого алтаря и открытого притвора. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами, имеющими с внутренней стороны ниши, а с наружной изображения высеченных восьмиконечных крестов. Над стенами возвышалась шатровая кровля, придававшая всему облику строения романтический вид. Внутреннее убранство было скромным: иконостас, одноярусный трехчастный, состовлял в длину 9, а в высоту 2,8 метра. Деревянные резные столпы иконостаса соединялись между собой 12 аркадами, в каждой из которых помещались писаные иконы. В нижней части храма помещалась усыпальница Всеволожских (в 1906 г. рядом с мужем была погребена Елена Васильевна), куда из основного церковного зала вела лестница, расположенная возле южной стены храма. Над их могилой под алтарем храма было сооружено белое мраморное надгробие - плита, над которой возвышалось Распятие Спасителя, и горела неугасимая лампада. Пол усыпальницы был выстлан мраморными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02228

Ростов. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты Первый домовый каменный княжеский храм на этом месте был сооружен в 1214-1218 князем Константином Всеволодовичем из плинфы. Заменен новым каменным в 1287. В XV в. пришёл в запустение, позже обрушился и в 1630-х засыпан крепостным валом. Ныне существующая небольшая кирпичная однопрестольная церковь сооружена в 1761 на его стенах. Редкий для Ростова памятник зрелого барокко. Базиликальный храм с небольшим восьмериком над восточной частью и колокольней со шпилем над западной. Закрыта в 1928, венчания сломаны. Была занята производством, в настоящее время пустует. Церковь построена на месте, на котором, по преданию, в 989 были крещены жители Ростова. В XIII-XIV вв. здесь стоял княжеский дворец. Церковь Св. Бориса и Глеба, временем построения ее был 1761 год. Престолы в ней - Святых Благоверных князей Бориса и Глеба и Святителя Димитрия, Ростовского чудотворца. В приходе 58 домов, в них 219 душ муж. и 249 женского пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. При Борисоглебской церкви два отдельных каменных храма: главный - во имя св. муч. благоверных князей Бориса и Глеба, а другой - во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского. Борисоглебский храм обращен в теплый в 1893 г., а храм св. Димитрия теплый с самого основания. При каждом храме по одному престолу. Возникновение храма на месте Борисоглебского относится к глубокой древности, ко времени просвещения жителей города христианскою верою во время равноапост. князя Владимира. Древние сохранившиеся летописи свидетельствуют об этом так: крещение в Ростове жителей было, по летописям, в 989 г. 15 июля. Крещение совершил первый митрополит Руси Михаил с епископом ростовским Илларионом: крестились жители в озере, возрастные и дети вместе. Помазание св. миром новокрещенные приняли на месте Борисоглебского храма, стоящего на самом берегу озера. В день крещения 15 июля заложен был обыденный храм во имя Кирика и Иулиты, на месте нынешнего Борисоглебского храма. Храм этот существовал до 1215 г. В этом году он перенесен был в Чудский конец, где находится ныне Спасграфский храм, а вместо упраздненного заложен был князем Константином Всеволодовичем храм во имя Бориса и Глеба.

http://sobory.ru/article/?object=04632

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010