Вязьма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты На левом равнинном берегу реки Вязьмы в месте впадения в нее реки Бебри, где пересекались основные торговые пути, образуя Торговую (ныне Советскую) площадь, радует глаз храм, возведенный во имя Рождества Богородицы. О деревянной шатровой церкви во имя Рождества Богородицы, стоявшей на этом месте, упоминается в 1627 году в " Писцовых книгах " князя И.Ф. Волконского, хотя, вероятно, храм здесь стоял с более древних времен. Сохранившееся же до наших дней каменное здание церкви построено на средства прихожан в 1727-1728 годах в стиле барокко. Пострадавшее в 1812 году здание храма в течение длительного времени восстанавливалось с частичной переделкой трапезной части храма. В 1911-1912 годах в связи с подготовкой к празднованию 100 - летнего юбилея победы над французами на средства купца Рагожина были проведены большие ремонтные работы в Богородицком храме. В мае 1913 года " Вяземский комитет 1812 года " постановил считать Богородицкую церковь храмом-памятником. Пострадал храм и в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы здесь был городской радиоузел, кинотеатр, дом пионеров, с 1970 года в трапезной части храма размещается Вяземский краеведческий музей. Первые ремонтно-восстановительные работы Богородицкого храма проведены в 1962-1972 годах. Были воссозданы купола, отремонтирована трапезная, заменена кровля на храме, определены фундаменты колокольни. К сожалению, закончить реставрационные работы не пришлось. Набор открыток " Вязьма Православная " На Советской площади находится Богородицкая церковь - памятник войны 1812 года. Церковь построена в 1727 - 28 годах на средства прихожан. В 1782 - 85 годах с запада была пристроена трапезная с двумя приделами - во имя Святителя Евангелиста Иоанна Богослова и Святых жен Мироносиц. К югу от храма до 1930 годов стояла высокая колокольня в стиле барокко. Храм пострадал и после 1812 года восстанавливался, была частично переделана трапезная часть храма. В 1912 году храм - памятник 1812 года был отреставрирован на средства купца Рогожина. При храме был открыт музей где собирали предметы, связанные с событиями Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=01011

Деледино. Церковь Спаса Всемилостливого. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная церковь Спаса Всемилостивого в селе Деледино, возведённая в 1804-1845 годах на средства прихожан, является незаурядным памятником архитектуры зрелого классицизма, одной из лучших приходских церквей первой половины XIX века на территории Тверской области. Храм построен по проекту выдающегося зодчего, основателя архитектурного стиля классицизм в России И.Е. Старова. Церковь одноглавая, трёхпрестольная, с трапезной и ярусной колокольней. Основной объём храма представляет собой массивную ротонду на четверике, увенчанную невысоким куполом с главкой. Тёплые приделы: Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. В советское время церковь была закрыта, разорена, венчания сломаны. В трапезной сохранились потолочные росписи XIX в. В настоящее время храм осстанавливается силами местных жителей и на благотворительные пожертвования. Тверским региональным общественным фондом «Восстановление церкви Спаса Всемилостивого с. Деледино» (председатель правления Фонда А.П. Орлов) здесь выполнена часть первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. В 2009 г. восстановлен купол основного объёма, установлен крест. В храме возобновлены службы. Колокольня и трапезная находятся в аварийном состоянии. Одним из жертвователей на восстановление Спасо-Преображенского храма является внук последнего священника Спасской церкви А.А. Тодорский. 16 июля 2013 г. восстанавливаемый храм Спаса Всемилостивого с. Деледино посетил Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский, и ознакомился с жизнью общины и ходом восстановительных работ. По материалам официального сайта Тверской епархии Построенный в 1821 г., храм Спаса Всемилостивого является выдающимся памятником провинциальной архитектуры. История храмового комплекса насчитывает не одно столетие. Подав в 1777 г. прошение на имя тверского епископа Арсения, делединские священнослужители и прихожане высказали пожелание выстроить новый храм во имя Всемилостивого Спаса на месте уничтоженной в «давние годы от молнии» Михаиловской (Пятницкой) церкви. Церковь построили, но 18 мая 1801 г. она сгорела. Пожар был настолько значителен, что огонь перекинулся на стоящие вблизи строения. В итоге «без остатку» сгорело «шесть крестьянских дворов… со всем имуществом и господский скотный двор с принадлежащими ему пятью избами и на гумне построенная рига с тремя овинами».

http://sobory.ru/article/?object=28931

Ивановское. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Ивановское на р. Сосенке относилось к дворцовой Хатунской волости. Здесь в 1646 г. была построена деревянная церковь. Под 1675 г. снова упоминается церковь, построенная " клецки " (клетью, как изба) с трапезной. В 1706 г. возведена новая деревянная церковь. В 1708 г. село, в составе волости, было пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову, у которого впоследствии отписано в дворцовое ведомство. В 1772 г. пожаловано графу Григорию Григорьевичу Орлову, потом перешло к его брату графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который в 1784 г. продал село брату Владимиру Григорьевичу Орлову. На средства последнего в 1831 г. построен на месте сгоревшей деревянной церкви ныне существующий каменный трёхпрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи с приделами пророка Илии и святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В советское время храм был закрыт и в нем устроен склад. В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. Кирпичная неоштукатуренная церковь в стиле ампир построена в 1831г. на средства владельца села графа В.Г.Орлова. Архитектурные детали выделены побелкой. Массивный четверик, обработанный неглубокими колонными лоджиями дорического ордера, завершен купольной ротондой. К основному объему примыкает трапезная со стройной трехъярусной колокольней, построенной несколько позднее церкви. Церковь отличается сдержанностью декора и обобщенной трактовкой ордера. Масляная живопись в интерьере относится к 1839г. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Иоанно-Предтеченский храм, с. Ивановское на р. Сосенке В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. Возле храма существовало раньше кладбище, но святотатцы растащили все ценные памятники, а потом уничтожили и остальные надгробья. Не сохранился также величественный и красивый памятник, в свое время украшавший кладбище, поставленный Великой княгиней Елизаветой кучеру А. Рудинкину. Рука святотатцев достигла и его, остался лишь один постамент красного гранита. На нем высечена надпись: «Здесь погребен кучер Вел. князя Сергея Александровича Андрей Алексеевич Рудинкин, крестьянин московской губернии Серпуховского уезда Хатунской Волости деревни Сумароковой» На другой стороне постамента: «Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Вел. князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4-го февраля 1905 г.». И последняя надпись: «Памятник сей поставлен Великой княгиней Елизаветой Феодоровной, Августейшей супругой в Бозе почившего Вел. князя Сергея Александровича». Верующие села Ивановское водрузили на граните деревянный крест и обнесли могилу деревянной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=03329

Каракол. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В городе Каракол находится уникальный памятник истории и архитектуры, расположенный в центральной исторической части города, он является действующим духовным центром для православных христиан города. Основатель города Каракол, путешественник и военный инженер Александр Каульбарс предусмотрел для храма место несколько в стороне от тогдашнего центра города. Поначалу в 1863 году здесь был установлен временный войлочный храм. Через год с небольшим его сменил деревянный, который сгорел в середине семидесятых годов, 1876 году был заложен каменный храм из жженного кирпича, но и он не сохранился, так как был разрушен землетрясением 30 июня 1889 года. Нынешний деревянный храм, был построен в 1894-1896 годах местными мастерами. Это была красивая пятиглавая церковь с колокольней над папертью, стены были белыми, а резные части голубыми. Богослужения в храме совершались до 1932 года. Тогда он был закрыт в первый раз и варварски изуродован. Уникальный памятник архитектуры был обезглавлен, купола и колокольня разрушены до основания потолков, иконостас все иконы и вся богослужебная утварь были уничтожены. Исчезли навсегда предметы, представляющие историческую и художественную ценность: книги, иконы, церковная утварь, архивные документы. В числе последних было свидетельство об участии в церковных делах в 1885 году великого путешественника Н.М. Пржевальского, имя которого носил город. Храм был обращен в клуб, таким он простоял до начала 1944 года, когда началось массовое открытие храмов. Над храмом бал восстановлен центральный купол, увенчанный крестом. Богослужение в обновленном храме продолжалось до 1961 года, в этот же период были написаны существующие и ныне иконы и киоты к ним.  В 1961 году церковь вновь отобрали. Через некоторое время её превратили в спортивный зал ДЮСШа, а в доме на территории - горком комсомола. Здание храма лучше от этого не стало, и последние после этого десятилетия безжалостного эксплуатирования, сильно обветшало. Вместо этого здания верующим в 1962 году было предложено здание на окраине города. Здесь стояло несколько заброшенных корпусов хлебозавода. Один из них был выкуплен и приспособлен для богослужения.  На этом месте православные молились до октября 1993 года. В 1989 году началась реставрация здания храма с приспособлением его под краеведческий музей. В связи с изменившейся политической обстановкой внутри страны верующие начали требовать возвращения своей святыни и эта борьба не прекращалась несколько лет до победного конца, пока храм не был возвращен верующим.

http://sobory.ru/article/?object=03559

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Карта и ближайшие объекты Село Медведково являлось родовой вотчиной князей Пожарских и название свое вероятно получило от прозвища первого владельца села - Василия Федоровича Пожарского - Медведь (Медведко). Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как " не соответствующий чину " . В церкви сохранились иконы XVII–XVIII веков: " Покров Пресвятой Богородицы " , " Знамение " , " Девять мучеников кизических " . Есть два придела конца 17 века - Преподобного Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. В подклете располагается теплая церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " , которая не закрывалась и в годы Советской власти. Невысокая двухярусная колокольня пристроена в 19 веке. В 1620-е годы в Медведкове на средства Д.М. Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства был возведен существующий ныне каменный шатровый храм в 1635 г. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как " не соответствующих чину " . Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки. У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Храм не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=01824

Троицко-Александроневский храм, воздвигнутый, с высочайшего соизволения Государя Императора Александра II, в Новоалександровской слободе г. Рязани, в память чудесного спасения жизни его 2-го апреля 1879 года Предисловие Предлагаемая книга благосклонному вниманию читателей имеет общий интерес, Троицко-Александроневский храм, по своему историческому значению, есть пока единственный храм в России. Как памятник живой веры и горячего патриотизма, он заслуживает глубокого внимания. Религиозное воодушевление и неподдельный патриотизм строителей представляют собою много утешительного и поучительного. Те нужды, среди которых воздвигался храм, – безденежье и отсутствие видимых средств на столь громадную постройку, – дают много ободряющего для всех усердных строителей храмов Божиих и указывают верный путь к отысканию средств. Вообще, история построения храма наглядно рисует пред взором читателя силу веры и могущество патриотизма русского народа, под влиянием которых преодолеваются непреодолимые препятствия. Что же касается формальной постановки ведения всего дела постройки, то она может служить наглядным руководством для тех, кому предстоит нужда в построении храма. Подробности условий и счетов разных подрядчиков имеют интерес в будущем, когда по существующим ценам станут судить о состоянии современной жизни. Но самый главный интерес предлагаемой книги заключается в том, что в ней наглядно объяснены все религиозные обряды, касающиеся христианских храмов, начиная с закладки и оканчивая освящением их. Русский народ мало знаком с этими обрядами, а еще менее понимает их. А между тем, в них-то и раскрывается все значение и необходимость христианских храмов и устанавливается правильный взгляд на них и содержимое в них, что особенно важно в настоящее время, в виду появления многих сект, отрицающих священное значение храмов. Описание внутреннего устройства храма и особенно иконостаса может служить для пастырей образчиком разумного составления иконостасов. Этот отдел следовало бы поставить полнее, именно – так, чтобы каждая икона, находящаяся в иконостасе, могла служить уроком для молящегося; следовало бы представить характерно-выдающиеся черты каждого святого, икона которого вошла в состав иконостаса, так чтобы молящийся мог научиться подвигам добродетели от каждого святого, изображенного на иконе; но такою подробностью мы боялись увеличить объем книги, что считаем неудобным пока в виду особенных соображений. Тем не менее мы надеемся, что нашею мыслью воспользуются другие пастыри и дадут своим прихожанам такое руководство. Русский простой народ усердно посещает храм Божий, но он мало знаком с жизнью святых, изображаемых в храмах. А эта-то жизнь святых служит самым лучшим руководством в религиозно-нравственном воспитании народа. В образец такого знакомства мы представили в своей книге жизнь св. благоверного князя Александра Невского и житие преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Закрыть itemscope itemtype="" > Разведка реки Казанки у Храма-памятника православным воинам Ровно за два месяца до Крещения Господня активисты исследовали местность, прилегающую к храму, на предмет возможности устройства крещенской купели, и не только 21.11.2023 175 Время на чтение 6 минут Фото: Фото автора Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани войсками Ивана Грозного – символическое место для каждого православного казанца. Эта церковь, освещённая в честь Нерукотворенного образа Христа-Спасителя, построена на братской могиле православных воинов, которых здесь покоится по разным данным около десяти тысяч. Церковь многострадальная, поскольку даже являясь памятником федерального значения, до сих пор не восстановлена и по сути не действует, пребывает в мерзости запустения – несмотря на многие и многие публикации, официальные обращения и возмущение православной общественности Казани, да и не только. По обычной воде Храм-памятник оказывается на острове, и пробраться к нему можно только по воде на лодке либо вброд, ведь глубина перехода не доходит и до колена. Более того, половина залитой водой территории, окружающей Храм-памятник – совершенно мелководная и Общество русской культуры ещё десять лет назад ставило вопрос о засыпке этих площадей, насаждения там парка и устройства туристической зоны. Тем не менее при церкви с начала нулевых в течение почти десяти лет действовал приход, пусть не многочисленный, но постоянный. А последнее десятилетие богослужения здесь проходят лишь один-два раза за год, не считая литию на Покровскую родительскую субботу. Но каждый год на Крещение-Богоявление здесь рубили и освещали прорубь, в связи с чем в январские дни место обретало множество посетителей, среди которых не только казанцы, но и многочисленные приезжие, даже гости из тёплых стран, пожелавшие не отставать от русских. И так – ежегодно, начиная с 2000 года, однако с 2020 года начались отмены крещенской купели на Храме-памятнике по невыясненным пока причинам. Поэтому в нынешнем году за два месяца до крещения 19 ноября мы решили выйти на место, осмотреться.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Сергий: «У них мы должны также учиться великой Божественной любви» Митрополит Самарский и Сызранский открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву) 18.10.2014 1463 Время на чтение 6 минут Монумент установили в сквере на Ильинской площади (пересечение улиц Красноармейской, Арцыбушевской, Буянова и Одесского переулка). Раньше на этом месте находился Ильинский храм, который позже был уничтожен. Здесь же, неподалеку, проживал отец Мануил. После краткого молебна Высокопреосвященнейший Сергий освятил памятник, а затем обратился с архипастырским словом к собравшимся: «Сегодня мы открыли памятник митрополиту Мануилу, который был управляющим Куйбышевской епархией с 1960-го по 1965-й годы и митрополиту Иоанну, управлявшему Куйбышевской епархией с 1965-го по 1990-й годы. Много понесли они в годину испытаний от безбожной власти, но мужественно свидетельствовали свою православную веру. Как много значит для России, для нашего народа Православная вера! Это не только наше самосознание, наша культура. Православная вера помогает нам определить свой жизненный путь, помогает сверить свою жизнь по идеалам, дарованным нам Самим Господом. Православная вера изменяет внутренний мир человека, пробуждает в нем образ Божий. Сверять свою жизненную позицию по идеалам Церкви нам помогают святые, которые своей верой, своей жизнью по вере воплотили образ Божий. Дай Бог, чтобы памятник митрополиту Мануилу и митрополиту Иоанну на Самарской земле напоминал нам о нашем высоком предназначении, о высоких путях духовной жизни. Митрополит Мануил и митрополит Иоанн – достойные сыны Отечества. Они дают нам пример того, как нужно жить, как нужно трудиться, любить свое Отечество и вместе с тем сохранять цельность личности, правильные духовные ориентиры. У них мы должны также учиться великой Божественной любви, стремлению к правде, чистоте и к святости. С праздником! Храни вас Господь!» О том, как шла работа над памятником, рассказал самарский архитектор Николай Александрович Куклев:

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/18/vl...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...    Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.    Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.    Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.    Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.    Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.    Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.    С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010