«Уберите чучело» «Вам монумент — Руси святой существованье» Памятник Минину и Пожарскому Эта строка из первоначально предполагавшейся надписи к московскому монументу Минину и Пожарскому лучше всего выражает сущность традиции дореволюционных памятников — все они были посвящены героям России в духе православной национальной идеи. До XIX века единственной формой русского исторического мемориала был храм — благодарственный, памятный, основанный по обету в честь победы или знаменательного события. По мере развития гражданского самосознания, которое особенно пробудила Отечественная война, к благодарственным храмам, восславляющим Бога, присоединяются скульптурные памятники, прославляющие национальных героев и их подвиг на благо России, которые не раз спасали Отечество на грани гибели, не щадя живота своего, или своими трудами приумножали его славу. Русское слово «памятник» — калька с «монумента» от латинского moneo — «напоминать». Самый первый гражданский памятник России появился в Санкт-Петербурге. Это был «Медный Всадник», — памятник Петру I , возведенный по приказу Екатерины II , осмыслявшей себя преемницей великого императора. Москва осталась верна своим традициям: ее первым памятником стал монумент Минину и Пожарскому, по проекту скульптора И.Мартоса, воздвигнутый в 1818 году на Красной площади. Символично, что установить этот памятник намеревались еще к 1812 году, когда собирались отмечать двухсотлетие национальной победы в Смутное время. И именно на этот год выпала новая война, когда враг снова дошел до Москвы и занял ее, и вновь обрел в ней свою гибель, как некогда поляки, запертые в Кремле. Так что установка памятника православным воинам, ратникам за Отечество, оказалась празднованием новой великой победы над мировым завоевателем, а сам памятник стал символом победившей Москвы. Только Москва уже не была столицей России, но оставалась ее душой. И потому Мартос убедил государя Александра I поставить его не в Нижнем Новгороде, родном городе Минина, где создавалось второе русское ополчение, а в Москве, которую отстояли и спасли русские герои. И именно Мартос настоял, чтобы памятник поставили на Красной площади лицом к Кремлю вопреки желанию императора разместить спиной к Кремлю. В принципе здесь преследовалась одна и та же цель. Император хотел, чтобы герои как бы заслоняли собой сердце России, а по замыслу скульптора Минин указывал Пожарскому на занятый врагами Кремль, призывая к его освобождению. На постаменте, символизировавшем жертвенный алтарь, поместили лаконичную, но символическую надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия». Памятник открывали 10 февраля 1818 года торжественно, с гвардейским парадом, при неимоверном стечении жителей — крыши, деревья и даже башни Кремля были усыпаны народом. С тех пор по традиции открытие нового памятника являлось всенародным торжеством, хотя по сравнению с советской эпохой их было совсем немного.

http://pravoslavie.ru/314.html

Кировский район. Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа. Воинский памятник-храм Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Илии Муромца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1813 и 1823. Архитектор:Н.Ф. Алферов Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2. Координаты: 55.80097, 49.07746 Проезд:до ост. " Речной техникум " на трамвае 5. Троллейбусы: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96. На автомобиле из центра города по Кировской дамбе. В средней части дамбы справа есть парковчный карман, из которого есть пеший спуск к воде. Храм-памятник находится в акватории реки Казанка напротив этого кармана. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году на единственном в городе «русском» кладбище были захоронены православные воины, погибшие при штурме Казанской крепости. Павшие воины погребены в братской могиле, поверх которой был насыпан курган. В последствии, здесь хоронили всех воинов Казанского военного гарнизона. После победы в Отечественной войне 1812 года в России распространился почин устраивать на братских могилах поминальные воинские храмы. В Казани такой храм был воздвигнут на единственном воинском захоронении, имевшемся в городе. Император Александр I выделил средства на строительство храма, царская семья добавила приличную сумму денег из личных средств, так же пожертвования собирались по всенародной подписке. Проект храма выполнил архитектор Н.Ф. Алферов, автор подобного памятника в Севастополе. В 1831-1832 гг. храм подвергся реконструкции под руководством П.Г. Пятницкого, строителя казанского Университета. В 1958 году произошла последняя реконструкция храма, при которой были утрачены настенные росписи. В 1823 и повторно в 1832 году храм был освящен архиепископом Филаретом в честь иконы Нерукотворного Образа Спасителя, который долгое время изображался на хоругвях православных войск. Административно Храм подчинялся военному ведомству. Храм построен в виде усеченной пирамиды и украшен греческими портиками и колоннами. С северной и южной сторон располагаются входы в подземную Церковь-усыпальницу в честь прп. Илии Муромца, которая располагается непосредственно над мощами погибших воинов и напоминает усыпальницы Киево-Печерской лавры.

http://sobory.ru/article/?object=06599

Закрыть Галина Ананьина: «Памятник Патриарху Гермогену – это памятник подвигу Русской Православной Церкви в победе над смутой!» Интервью руководителя Фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену Галины Ананьиной 13.08.2013 319 Время на чтение 18 минут Многое в жизни Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках связано с Патриархом Гермогеном, память которого его прихожанами почитается столь же ревностно, как и память тех святых, в честь которых освящены его престолы: Пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна и Апостола и Евангелиста Матфея. У игумена Иоанна (Ермакова), настоятеля Патриаршего подворья, храм которого считает своей домовой церковью Общероссийское общественное движение «Народный Собор», возникла идея реализовать вековую мечту патриотов России и поставить в Москве памятник святителю Гермогену. Батюшка поделился своей задумкой с одним из прихожа храма, сопредседателем Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олегом Кассиным, и эта инициатива нашла поддержку со стороны «Народного Собора», при содействии которого был образован Фонд по постановке памятника Патриарху Гермогену. Наша гостья - Председатель Правления Гермогеновского Фонда Галина Васильевна Ананьина. - Галина Васильевна, 25 мая этого года в Александровском саду, прямо под стенами Кремля был установлен памятник Патриарху Гермогену. Мощи этого святого покоятся в Патриаршем Успенском соборе Кремля. Но ведь, как известно, там же своими святыми мощами почивают святители Петр, Феогност, Иона, Макарий, Филипп, Киприан, Фотий, а также Патриарх Иов, а памятник воздвигли только одному святому Гермогену. Почему, чем он снискал такое общественное признание? - Знаете, тема предания забвению нами своей истории и тех великих личностей, которые сыграли решающую роль в судьбах нашего Отечества, волновала меня на протяжении последних четырёх лет - а именно, всё то время, пока мы работали над проектом постановки памятника Патриарху Гермогену. Я сама на тот момент знала о святителе Гермогене крайне мало, наверное, только то, что он - один из 16 Патриархов нашей Церкви, который возглавлял её в Смутное время. Но проделанная в рамках реализации проекта углублённая работа с историческими документами, в которых я почерпнула сведения о заслугах священномученика Гермогена перед Отечеством, привела меня к твёрдому внутреннему убеждению в том, что, если бы не было Патриарха Гермогена, то сегодня не было бы и независимой России. И во время этой работы меня не покидала мысль: почему же нам так мало известно об этом подвижнике веры?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Ольга Барановская: «Отец спас около 90 церквей» 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 25 июня, 2010 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского , спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. Ольга Петровна многое сделала для сохранения памяти Барановского. Она вместе с учениками и единомышленниками Петра Барановского создала Фонд Барановского, который ведет большую работу по пропаганде и изучению памятников русской национальной архитектуры. Перед кончиной Петр Барановский передал свои уникальные архивы в Музей архитектуры им. А.В. Щусева (ныне МУАР). В них содержатся обмеры, описания и фотографии сотен сохраненных им и утраченных памятников русской культуры и архитектуры. Многие годы Ольга Петровна билась о бюрократические стены равнодушия для того, чтобы к этим ценностям получили доступ исследователи. Благодаря ее стараниям вышли в свет тома документов «Соловецкий монастырь» и «Болдино» – это основание для изучения и научной реставрации этих памятников. Неопубликованными остаются Москва и Ярославль, Смоленск и Грузия, Александрова Слобода и Коломенское – и многие другие коллекции, храмы и дворцы которых Барановский изучал и реставрировал.

http://pravmir.ru/olga-baranovskaya-otec...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Томюк А., прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге 1930–1940-х годов Начальную историю Храма-памятника в Лейпциге см.: Томюк А., прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге в 1913 – начале 1930-х гг.//Вестник церковной истории. 2016. С. 220–230. В 1930-х гг. русский приход Лейпцига относился к благочинию германских приходов Епархиального управления Западно-Европейского митрополичьего округа. Оно в свою очередь входило в Епархиальное управление православных русских церквей в Западной Европе, которое возглавлял Преосвященный Евлогий (Георгиевский). Подчинялся митрополиту Евлогию и русский Храм-памятник, посвященный погибшим в Битве народов воинам. Митрополит Евлогий являлся также председателем законного владельца этого храма – Строительного комитета. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Восточной Европе усилилась новая церковная юрисдикция – Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ), однако ее церковная и общественная деятельность у многих русских в Европе не вызывала одобрения. Жизнь прихода Храма-памятника в конце 1920-х гг. егонастоятель о. Алексий (Недошивин) описывает так: «Храм-памятник в Лейпциге служит духовным потребностям всех проживающих в Лейпциге и в соседних городах: Веймаре, Галле, Ризе и др., православных христиан, за исключением греков, которые имеют свою церковь. Все службы проводятся для сербов, чехов, болгар, румын и других христиан бесплатно, не взимая приходских взносов, которые платят одни русские граждане. Но сама русская колония в Лейпциге малочисленна» В о время служб в 1930-х гг. в храме пел хор болгарских студентов под управлением К. Х. Попова. «В приходскую книгу Храма-памятника, – пишет в другом документе настоятель,– внесено 40 человек. Всего русских в Лейпциге, не считая большевиков, насчитывается 110–120 человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Шипка. Церковь Рождества Христова. Храм-памятник Рождества Христова Карта и ближайшие объекты Храм-памятник Рождества Христова (болг. Храм-паметник Рождество Христово; называемый ещё Шипкинский монастырь ) — первый памятник болгаро-русской дружбе, на территории Болгарии. Находится на южной стороне Шипкинского перевала, в окрестности города Шипка. Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены 34 мраморные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами русских солдатов и офицеров, и болгарских ополченцев, павших при обороны Шипки и в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. В саркофагах в крипте храма покоятся останки героев. Колокола отлиты в России — на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 643 кг и является личным подарком императора Николая II. Идея храма, его замысел принадлежит Ольге Николаевне Скобелевой, матери прославленного генерала Скобелева. Замысел стал всенародным делом, средства на его реализацию стекались от гражданских и военных организаций, многочисленных жертвователей, обыкновенных граждан России и Болгарии. Комитет по строительству возглавил граф Николай Павлович Игнатьев. Воля дарителей — храм создан для молитвенного поминовения воинов-освободителей, поэтому, как и собор блгв. кн. Александра Невского в Софии, он получил наименование «храма-памятника». Строительство по проекту архитектора А. О. Томишко началось в 1885 и окончилось в 1902. В составе комитета П. А. Васильчиков, В. П. Мелницки, принц Алексей Николаевич Церетелев, принц Евгений Михайлович Лихтенберский и другие. Храм-памятник состоит из церкви, монастырского корпуса, гостиницы для паломников, приюта и духовной семинарии. Храм крестокупольный, с квадратным наосом и тремя апсидами. Его облик навеян мотивами ярославской школы церковной архитектуры XVII в. Официальная церемония открытия состоялась 27 сентября 1902 г., граф Игнатьев произнёс торжественную речь, по случаю 25-й годовщины шипкинской эпопеи. Специально для этого случая из России прибыла имперская делегация, в состав которой входили Михаил Иванович Драгомиров, Николай Григорьевич Столетов, Константин Чиляев, граф Михаил Павлович Толстой и другие.

http://sobory.ru/article/?object=23187

Комягино. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел " муравленые " изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией. В конце 20-х годов ХХ века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 1980-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.

http://sobory.ru/article/?object=03505

Корсунка. Корсунский Богородичный женский монастырь. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Основан в 1787 г. для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия (подчинение канонической Церкви при сохранении обрядовых отличий, отмена которых Московским Патриархом Никоном в XVII в. явилась одной из причин старообрядческого раскола). В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского. Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали, по просьбе братии, из единоверческого в «стандартный». Первым храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского; в 1803 г. – освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. – освящен трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля (прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста); в 1888-1889 гг. – создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. – построена новая каменная колокольня (38 м). Монастырь окружен был высокой каменной оградой, которая представляла из себя правильный четырехугольник, имеющий в длину 100 (213 м), в ширину 75 саженей (160 м). По углам ограды были устроены конусообразные башни, увенчанные крестами. В ограде имелось четверо ворот: восточные, южные и двое западных, из которых одни ведут через колокольню. В средине монастырского двора возвышалось величественное каменное здание соборного храма в честь Корсунской иконы Божией Матери, построенного в 1803 г. Длина его 14 саженей (30 м), ширина 8 ½ (18 м), а высота до среднего купола – 16 саженей (34 м). Построен храм был в древнерусском стиле. Своды его поддерживались внутри 4 каменными очень большого размера столбами. Кровля храма шатрообразная о пяти главах; кресты на главах восьмиконечные. Внутри храма было много света, отчетливо обрисовывающего его не скудное убранство, выражающееся то в изяществе недавней новой отделки, то в своеобразной красоте памятников уже далекой старины. Внутренние стены храма были украшены живописью библейского и церковно-исторического содержания, c фресковыми украшениями и позолотою. Пол храма был красиво выложен аспидными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=42052

Красное. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Первоначально в 1774 г. в селе был построен деревянный храм. В 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками Челищевыми: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Владимиром Николаевичем - был построен новый каменный храм с каменной колокольней. Главный престол храма, как и прежний, был освящен в честь Архангела Михаила, второй - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. После освящения нового храма старый деревянный храм стал приписным к нему. При храме была земская школа. Храм оставался действующим до 1959 г. В 1991 г. решением Калужского облисполкома храм был принят на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения. В 1990 г. группа верующих обращалась в Боровский райисполком с просьбой об образовании общины и открытии храма в с. Красное, но тогда храм передан не был. В безвозмездное пользование Калужской епархии храм передан только 24 ноября 1994 г. В настоящее время полностью заменена обрешетка четверика и трапезной части, над четвериком крыша покрыта оцинкованным железом, частично изготовлены и установлены дверные и оконные блоки. Деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба известен с начала 17 века. В 1610-е годы он горел, но в 1621 году значился уже отстроенным заново. Возведён он был деревянным с приделом преподобного Пафнутия. Стоял храм в Мякишевской слободе Пафнутьева монастыря. Вокруг храма находился погост. В 1685 году храм вновь сгорел вместе со всеми предметами церковной утвари. На погосте осталась стоять только одна колокольня, рубленная на восемь углов, с пятью небольшими колоколами на ней. В том же году приходские люди из Мякишевской слободы Савелий Игнатьев, Ефим и Кирилл Девятые и Иван Якрвлев «с товарыщи» начали строить новую «древяную клецки поземную тёплую» церковь преподобного Пафнутия. Возможно, она возводилась как временная, поскольку согласно документам в 1704 году в слободе стоял уже кирпичный холодный храм, вновь наречённый во имя благоверных князей Бориса и Глеба с трапезной и южным тёплым приделом во имя преподобного Пафнутия.

http://sobory.ru/article/?object=06770

Красное-на-Волге. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления Господня в посёлке Красное-на-Волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.  Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.  В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году. Богоявленская церковь в Красном на Волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту И. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=03106

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010