Дарья Рощеня Как в наукограде построили храм «Министр культуры сначала помог деньгами на кровельный металл» Посреди бора стоит приземистый храм. Он идеально вписан в пространство и напоминает псково-новгородские церкви. При входе – стела с гравировкой на двойном стекле. Это способ визуально показать связь между Владимирским храмом Королева и кремлевским собором Спаса на Бору, разрушенным большевиками в 1933 году. Как в наукограде появился храм-памятник и почему на его строительство ушло двадцать пять лет, рассказывает настоятель отец Глеб Козлов. – Только мы разобрали временное здание храма и готовы были строить новый, даже котлован вырыли, как деньги у нашего жертвователя кончились. Храма нет, мы на улице, и доход только от продажи свечей, дело совсем плохо. В отчаянии мы решили дать рекламу на «Правмире»: небольшой баннер «Строим храм-памятник». Благодаря ему о нас и узнал министр культуры Владимир Мединский, сейчас он возглавляет попечительский совет поддержки строительства Владимирского храма. Так что храм стал возможен не без помощи ваших читателей. 6 августа освятили, – с этого рассказа начинается наша встреча с отцом Глебом, настоятелем Владимирской церкви в Королеве. С датой власти не угадали В конце восьмидесятых годов вокруг псковского священника отца Павла Адельгейма собрались люди, которые искали нового смысла в жизни и других нравственных ориентиров, чем те, что предлагала господствующая идеология. Вокруг отца Павла сложился сначала небольшой круг друзей и духовных чад, а потом они стали знакомить с ним других королевцев. Отец Глеб рассказывает, что многие ездили в Псков, а отец Павел приезжал в Королев: – Все, кто стал ядром прихода, с отцом Павлом перезнакомились. Это была такая благотворная инфекция, если говорить словами Клайва Льюиса. В Королеве, тогда он назывался Калининградом, не было ни одной церкви. Только на станции Болшево – старый сельский храм святых бессребреников Космы и Дамиана, который никогда не закрывался. Храм с богатой и славной историей. Но в новой части города, собственно в Королеве, церкви не было и вообще храма очень не хватало.

http://pravmir.ru/creative/kak-v-naukogr...

протоиерей Михаил Рязанцев 12 января 2012 г. 01:00 Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя - памятник доблести и святости наших предков 5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет с того дня, как в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Восстановление разрушенной святыни стало делом Церкви, общества и государства, так как было зримым свидетельством возвращения России к своим духовным истокам. Собор поражает каждого, кто сюда попадает, не только своим величием. Здесь возрождаются традиции уставного богослужения старой Москвы. Об устроении внутренней жизни храма и о трудностях сегодняшнего дня рассказывает ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев. — Отец Михаил, Храм Христа Спасителя сегодня — это огромный комплекс. Какие помещения он включает и чем отличается от того здания, которое было построено во второй половине XIX столетия? — Центром комплекса является само здание храма, которое было разрушено и отстроено заново в первозданном виде. На месте собора собирались возвести дворец советов с огромной статуей Ленина наверху. Для этого был выкопан громадный котлован и положено бетонное кольцо в основание фундамента. Великая Отечественная война остановила эти работы. Котлован просуществовал до 60-х годов прошлого века, а потом из него сделали бассейн " Москва " . Когда в 1994 году было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, эту грандиозную и крепкую конструкцию решили использовать, раньше храм стоял на высоком берегу Москвы-реки, и, когда строительство развернулось во второй раз, грунт решили не насыпать, а использовать разницу в высоте. Был построен так называемый стиллобатный этаж, в котором разместился нижний храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Это очень символично, поскольку раньше на месте Храма Христа Спасителя находился Алексеевский монастырь и главным собором монастыря был Преображенский. Кроме того, самым чтимым образом обители был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Нижний храм служит напоминанием о святынях Алексеевского холма, срытого во время строительства дворца советов.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково Древний город Ярославль. Выезжаешь по проспекту Толбухина на мост через реку Которосль – и сразу же справа, над деревьями, – букет дивных церковных глав, словно перед фотоаппаратом выстроившихся: маленькие – впереди пониже, побольше – за ними и повыше, а самая большая возвышается, устремляясь в небо. По мере продвижения по мосту и изменения ракурса главы распределяются как бы в ряд, изящно завершая массивное строение храма. Спускаемся с моста к храму и реке. Экономные водители тоже любят этот спуск: зачерпнули в реке ведро воды и обмыли машину – пустырь, не оштрафуют, и ругать некому. Пробираемся сквозь хаотично разросшиеся тополя, березы, ивняк. Кирпичная масса храма то исчезает, то опять появляется между зеленью. Но вот заросли позади, а перед тобой дивный огромный храм замысловатой архитектуры, с кружевной кирпичной кладкой верхней части и со сказочными пятнадцатью главками. Это знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм. «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм! Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович († 1865), а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине « Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888). И даже сейчас в заброшенном виде, с заросшими травой тропками, с примыкающими уродливыми заводскими постройками лакокрасочного комбината, храм завораживает глаз своей грандиозной возвышенностью и неповторимостью.

http://pravoslavie.ru/4446.html

Красное-на-Волге. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления Господня в посёлке Красное-на-Волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.  Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.  В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году. Богоявленская церковь в Красном на Волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту И. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=03106

Елец. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Введенская церковь самое старое каменное здание в городе Ельце. Немало написано о истории древнего храма. Он так же упоминается в переписке выдающегося философа Василия Васильевича Розанова, который несколько лет прожил в Ельце. Храм буквально изменил его образ жизни. «Православным я стал лишь недавно, помолившись в церкви Введения. Храм навсегда для меня милый, моя нравственная Родина. Около его стены хотел бы я быть похороненным» (из переписки Розанова и К.Н. Леонтьева). Также образ Введенской церкви в своих произведениях часто использовал И.А. Бунин. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в 1615 году, при нём же было кладбище. Долгие годы церковь находилась вне города и служила приходом Александровской казачьей слободы. К середине 18 века старый деревянный храм пришёл в ветхое состояние, и было принято решение о строительстве нового. Окончательно церковь была выстроена и освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году. Построен по древнерусскому образу «восьмерик на четверике», и неоднократно перестраивался. В начале 19 века к храму были пристроены южный и северный приделы, а в 1902 году храм оштукатурили снаружи, постелили новые полы и провели отопление. К церкви была приписана часовня «у главных городских ворот», находящаяся на углу Торговой и Орловской улиц (ныне Мира и Коммунаров), сохранившаяся и поныне. В 1921 году из храма изъяли церковные ценности. После закрытия в 1938 году был передан военному ведомству. В 1962 году числится как склад, а в алтаре устроена керосиновая лавка. В 1971 году Введенскую церковь поставили на учёт как памятник архитектуры, в это время храм был полуразрушен и требовал срочных реставрационных работ. Восстановление началось в 1979 году, в этом же году в результате автокатастрофы было разрушено крыльцо с сенью. Окончательно работы по реставрации завершились в 1990 году, а через 2 года храм был передан РПЦ. В 1998 году в церкви состоялась первая после 60-ти летнего перерыва служба.

http://sobory.ru/article/?object=03566

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 8, 2009 год ДИСКУССИЯ 1. Нужен ли приходской храм каждой деревне? 2. Кто ходит в церковь в деревне? 3. Надо ли восстанавливать заброшенные храмы? 4. Где взять деньги на деревенский приход? Протоиерей Николай Денисенко, настоятель Казанского собора города Луги, благочинный Лужского округа: Я считаю, что в каждой деревне приходской храм не нужен, если деревня малочисленная. Очень экономически трудно содержать храм там, где мало прихожан. Лучше будет, если батюшка приедет на требы. В нашем благочинии есть такая практика. Я сам приезжаю Великим и Рождественским постом в такую небольшую деревню, где никогда не было храма, ради немощных и совершаю Таинства в библиотеке, а остальные ездят в церковь в соседнее село. Вообще, из своего опыта — а я сам из семьи сельского священника — могу сказать, что местные люди не ходят в храм, если он у них есть. Больше ездят из соседних деревень. Такое впечатление, что люди не ценят того, что имеют, откладывают на потом, думают, что раз церковь под боком, то всегда успеют туда сходить. Летом в деревни приезжают дачники и посещают храмы, ходит в церковь и молодежь. Но зимой деревня пустеет. В большинстве деревень нет ни школ, ни больниц, ни даже магазинов. Раз нет детей, то и воскресных школ при храме не создать. Проблемы деревенского храма — это проблемы самой деревни. Но если исторически в деревне был храм, то его нужно восстанавливать. Есть церковь земная, а есть Церковь Небесная. Раз построен был храм, то он должен стоять. Хотя это тоже может зависеть от численности прихода. Я считаю, что каждый храм должно восстанавливать государство, потому что по его вине эти храмы были разрушены. А сейчас выделяют деньги, только если храм является памятником федерального значения. Если местного, то говорят: ищите деньги сами. Хорошо, если найдется какой-нибудь директор или депутат, заинтересованный в этом. Но самому приходу восстановить заброшенный храм нереально. Поэтому были случаи в нашем благочинии, когда на территории храма построили часовню для совершения треб и литургии. Большие трехпрестольные храмы в маленькой деревне восстановить уже невозможно. Есть у нас, например, заброшенный храм в поле, потому что деревни там уже нет, ближайшая — в двух километрах. Или есть старинная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери в ста километрах от нас. Там пятнадцать домов, летом приезжают дачники. Раньше нас туда приглашали, и мы ездили и служили литургию. А сейчас не зовут: прихожане умерли.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/8/62...

Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Впервые упоминания о церкви в этом селе имеются в окладных книгах 1676 года. В 1850 году на средства помещика Каликарова была построена тёплая деревянная церковь с тремя престолами: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святителя Николая Чудотворца, левый – великомученика и победоносца Георгия. В 1889 году на средства сельских обществ была построена церковно-приходская школа. В 1912-1913 годах на средства купца Портнова была построена каменная церковь с тем же наименованием. Дата закрытия церкви после революции 1917 года неизвестна. После революции Введенский храм долгие годы стоял в запустении. За это время он был сильно разорен и утратил большую часть росписи. Никаких икон и самого иконостаса не осталось. С каждым годом храм всё больше разрушается. За долгие годы запустения провалилась крыша и еще больше покосились купола. По материалам сайта www.pitelino.ru На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района, приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Здесь часто бывают туристы из столицы. Своими впечатлениями от увиденного они активно делятся в сети Интернет. Все в один голос восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается. По рассказам местных жителей, ещё лет пятнадцать назад храм стоял ровно и крыша была целой, замки висели. Потом лестницу на колокольню сломали, чтоб дети не залезали. В первозданном виде она сохранилась только на картинах местного живописца. Он рисовал её перед войной. Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году. Из книги мы узнаём, что «в селе Пёт в 1912-1913 годах по заказу купца Портнова был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А. В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более чем скромным окружением. Что это? Тщеславие купца (такое ведь бывало нередко) или желание увековечить памятное событие? Этот вопрос пока остаётся без ответа, но не исключено первое, так как заказчик постройки изображён на одном из столбов». К слову, сейчас этого изображения уже не видно, так как храм утратил большую часть росписи. Единственная полностью сохранившаяся до наших дней фреска — с изображением преподобного Ефрема Сирина.

http://sobory.ru/article/?object=09857

Салтыково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Алексия Митрополита выстроена в своей вотчине кн. М.П. Щербатовым в 1748 г. в стиле елизаветинского барокко. Возведённая во второй половине XVIII в. кирпичная колокольня имеет три яруса и повторяет декоративные черты храма. Успенская церковь долгое время была бесхозной и почти полностью утратила своё декоративное убранство. Ныне возрождается и действует. Земли вокруг села Салтыково в XVI веке были вотчиной боярина Морозова, который при Иване Грозном получил кличку Салтык, что говорило о незаурядном росте, ширине плеч и отменном здоровье. Под немилость Грозного царя попал и Салтык. Только одному сыну из пяти удалось избежать кары, и он продолжил род Салтыковых, который в начале XVIII века закончился. Последней Салтыковой была дочь Дарья, которая вышла замуж за князя Н. Щербатова, участника азовских походов Петра I. Сын Дарьи и Николая Щербатова построил Успенский храм в селе Салтыково в 1748 году на месте более древнего деревянного храма и установил крест с морской символикой по завещанию отца. На наличие этой символики указал потомок князей Щербатовых — Алексей Павлович, ныне проживающий в Нью-Йорке, историк и лингвист из рода Рюриковичей. А присутствие короны на верхней части креста свидетельствует о том, что храм посещали царские особы. Здание храма белокаменное, принадлежит к памятникам раннего барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» и завершен стройным барабаном. В храме два придела — Успенский и Никольский. Никольский придел был построен 100 лет спустя после возведения храма. Прихожане со всех окрестных деревень, Василёво, Вишнякова, Дор, Нестерово, Панино, Малышево посещали Успенский храм вплоть до конца 20-х годов XX века. Успенский храм села Салтыково Успенский храм села Салтыково Успенский храм села Салтыково В 1928 году богоборческая власть закрыла храм и использовала его для хозяйственных нужд (хранили зерно). А позднее храм был разграблен местными жителями. Были сняты двери, оконные рамы, выламывался белый камень из стен и проемов. Утрачена роспись. Рухнули своды трапезной Успенского и частично Никольского приделов. Южная стена трапезной отсутствовала, задняя стена Никольского придела разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=01154

Старый Оскол. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-Невский собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Святого благоверного князя Александра Невского находится в слободе Гумны, микрорайоне Звёздный, города Старый Оскол, Белгородской области. Храм построен в 1903 году на средства жителей Гуменской слободы. Первым старостой был Алексей Васильевич Емельянов. Он похоронен с левой стороны от входа в храм. С правой стороны погребён главный жертвователь—Михаил Иванович Винников. Храм имеет центральный престол в честь Александра Невского и приставной престол в честь святителя Онуфрия Старооскольского. Храм бесстолпный, крестообразный в плане, с трёхъярусной колокольней и тремя полуциркульными апсидами. В конце 30-х годов храм был закрыт решением представителей советской власти, однако в октябре 1945 года, после Великой Отечественной войны, вновь был открыт и духовная жизнь прихода вновь вошла в своё русло. До 1995 года храм был обычным, приходским и отличался от других церквей города лишь тем, что в нём с 1955 года неизменно служили благочинные Старооскольского округа. 1 сентября 1995 года в связи с воссозданием Белгородской и Старооскольской епархии, храм был назначен вторым кафедральным собором епархии. Храм является памятником архитектуры, построенном в стиле, сочетающем элементы греческого и русского искусства. Материал предоставлен школой Церковь Александра Невского построена в бывшей слободе Гумны, возникшей в XVII в. западнее острога, за речкой Осколец. От застройки слободы сохранились церковь и один жилой дом. В 1995 г. назначена епархией соборной церковью. В этом же году пристроены две полуциркульные апсиды. Храм построен в эпоху эклектики с использованием приемов и элементов древнерусского зодчества. Имеет один престол в честь Александра Невского. Стены выполнены из красного кирпича. Собор расположен в глу бине участка, недалеко от пересечения улиц Токарева и Комсомольской. Бесстолпный, крестообразный в плане с 3-ярусной колокольней и тремя полуциркульными апсидами. Трапезная несколько уже нижнего яруса колокольни, покрыта кровлей, повторяющей форму цилиндрического свода. Над средокрестием поставлен десятигранный объем, завершенный куполом по архивольтам арочных оконных проемов, с небольшой главкой на глухом барабанчике, над ними - яблоко и крест. Крыши рукавов креста повторяют цилиндрические своды.

http://sobory.ru/article/?object=16229

Витебск. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм святого великомученика Георгия Победоносца 210027 г. Витебск, пр-т Черняховского, 28/13 тел.: 23-83-49; 61-58-08 Храм-памятник во имя победы в Великой Отечественной войне ведет свою историю от 23 марта 1995 года, когда здание пожарного депо бывшего аэропорта было передано Витебскому Епархиальному управлению. В начале августа 1995 г. начались строительные работы. 14 апреля 1996 г. на Пасху отслужена первая Божественная Литургия с которой начались регулярные богослужения. 26 апреля 1997 года освящены и подняты колокола. 25 сентября 1998 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Характерной особенностью храмового комплекса является наличие в нем двух уровней. В верхнем размещается храм Святого великомученика Георгия, в нижнем - храм Святителя Николая Чудотворца. Храм является центром Южного благочиния г.Витебска Взору въезжающего в г. Витебск по Минскому шоссе открывается белоснежное строение храма на фоне городской типовой застройки. Это – храм-памятник Святого великомученика и Победоносца Георгия и Святителя Николая Чудотворца, основанный в 1995 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Витебского и Оршанского, в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. 31 января 1836 года министр финансов Императорского двора в своем письме Витебскому гражданскому губернатору писал: «По Высочайшему повелению предполагается соорудить чугунные монументы на важнейших пунктах сражений, бывших в течение войны 1812 года и четыре таковых в Витебской губернии». Высочайшим повелением указывалось, где конкретно необходимо их установить. Один из них предполагалось соорудить около города Витебска «… на повороте дороги, идущей из Лепеля в г. Витебск на коем войска опрокинули превосходящего в силах неприятеля». Далее повелевалось предоставить соображения относительно точных мест установки. Губернский землемер Мазалевский, которому было поручено организовать обследование всех выше указанных мест, столкнулся с большими трудностями в выборе мест для отдельных монументов. В частности, по поводу установки монумента под Витебском он пишет: «Над рекой Лучесой в указанном в повелении месте действительно произошло историческое сражение, принесшее успех русским войскам, но это место находится на некотором удалении от публичной дороги и не столько будет виден монумент, то избрал (место) на небольшом от этого расстоянии, как от пункта сражения, так и вблизи города Витебска при шоссейной дороге Витебск-Орша на земле имения Лукишек помещицы Стелепковской…»

http://sobory.ru/article/?object=13713

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010