Смоленск. Церковь Георгия Победоносца (Верхне-Георгиевская). Верхне-Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянный Георгиевский (Верхне-Георгиевский) храм был построен здесь в 1784 году. Каменный храм в честь великомученика Георгия Победоносца с приделами во имя Всех Святых и Святого Духа построен в 1810 году на средства купца Стефана Ивановича Сафроненкова. В 1812 году храм разграблен и поврежден французами. После ремонтных работ Богослужение возобновлено в 1820 году. Во второй половине XIX века был кладбищенским и приписным к Нижне-Никольскому, затем в 1896 году обращен в приходской со своим причтом. С начала XIX века рядом с храмом размещается военный госпиталь, действующий до сих пор. В советский период в Георгиевском храме размещался склад. В 1993 году руины храма возвращены епархии. В 1994-1998 годах велись реставрационные работы на фасадах и в интерьере храма. Является памятником архитектуры классицизма. Одноэтажная, двухсветная, одноглавая, трехчастная. Полукруглая апсида и небольшая трапезная невысокие, колокольня состоит из трех четвериков. Украшают фасады треугольные фронтончики над высокими окнами, круглые окна в тимпанах фронтонов четверика, трехчетвертные колонны, фланкирующие порталы на южном и северном фасадах. Внутри храм перекрыт лотковым сводом на тромпах. Храм расположен на улице Толмачева. Материал с сайта Администрации Смоленской области Если подняться со стороны железнодорожного вокзала по улице Фрунзе, а на Толмачева повернуть налево, то во дворе среди жилых построек на пригорке перед нами откроется вид на красивое здание эпохи классицизма – храм святого великомученика Георгия. Его история берет свое начало в 1784 году, когда на этом месте впервые появился деревянный храм святого Георгия Победоносца. Каменный храм в честь великомученика Георгия с приделами во имя Всех святых и Святого Духа был построен в 1810 году стараниями купца Стефана Ивановича Сафроненкова. Во время Отечественной войны 1812 года, когда русские войска из последних сил удерживали Смоленск, в ночь с 5 на 6 августа 1812 года к храму была принесена из Благовещенской церкви надвратная чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии. Всю ночь перед ней служились молебны, а затем 6 августа икона была передана в 3-ю артиллерийскую бригаду полковника В.А. Глухова и всю кампанию 1812 года вдохновляла воинов на ратный подвиг. После занятия города французскими мародерами церковь была разграблена и повреждена. Восстановили ее только к 1820 году на средства купца В. Луковникова, с этого же времени начались и богослужения. А вскоре рядом с храмом был устроен военный госпиталь, который действует до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=04118

Тверь. Церковь Троицы Живоначальной " Белая Троица " , что за Тьмакою. Карта и ближайшие объекты По статусу епархии - приходская. Освящена 15 августа 1564 г. 4 престола: Пресвятой Троицы (главный); Введение во храм Пресвятой Девы Марии; прп. Ефрема Новоторжского; свят. Арсения Тверского и св. мчц. Татианы. Расположенная за рекою Тьмакой, церковь " Белая Троица " (свое название храм получил за покрытие глав белой черепицей) - самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери. Тверской храм во имя Живоначальной Троицы - древнейший каменный храм в городе из числа сохранившихся. Храм выстроен на средства Гавриила Андреевича Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV начале XVI вв. Южный ее придел (Николая Чудотворца, с XVII века - Введенский) построен тверским купцом П. Д. Ламиным. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 г. и 1860-х гг. приобрел 7 глав. В таком виде существует и в настоящее время. Сохранилась надпись на западной стороне храма: " Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского " . Судя по архетипическим находкам, нынешнее здание выросло на месте более древней церкви (я был около этой церкви в мае 2002г. и видел остатки фундамента этой более старой церкви). Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Состоит из низкой апсиды, собственно храма, близкого в плане к квадрату, трапезной с двумя приделами, трехъярусной колокольни. Первоначально храм был трехглавым. со временем количество глав достигло семи. из них пять световых и две глухих. Здание неоднократно перестраивалось. В концу XVIII века был выстроен Ефремовский придел, растесаны узкие окна, уничтожен портал. В 1815 году к храму с запада пристраивается двухъярусная колокольня (третий ярус появился в 1878году). В 1867 году построен северный придел - образовалась обширная трапезная. Древняя часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, но стилистически своеобразно трактована местной художественной традицией. Архитектура здания отличается ясностью форм, аскетичностью декоративного убранства. Стены храма расчленены лопатками, по верху идет трехчастный карниз.

http://sobory.ru/article/?object=00015

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 2 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове «Тихая пристань» Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году. Так скромный дорогомиловский храм стал своеобразным памятником русской свободы. Отмена крепостного права изменила его судьбу. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории. Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в 1895 году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Это было не только концом дорогомиловских ямщиков, которые подались в простые городские извозчики. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

http://pravoslavie.ru/701.html

Зарайск. Кремль. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский собор - памятник архитектуры XIX в. Первый храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи сооружен в XIII в. на могиле зарайского князя Феодора, его супруги Евпраксии и сына их Ивана. В середине XVI в. при царе Иване Грозном возвели новый Иоанно-Предтеченский храм, «что под колоколами», который находился несколько восточнее нынешнего храма. В 1740-х гг. ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, сень-шатер над погребением князей оказались вне храма. Существующий Иоанно-Предтеченский собор выстроен из кирпича на территории Зарайского кремля в 1901-1904 гг. по проекту К. М. Быковского на средства братьев Бахрушиных, на месте разобранной ампирной церкви 1819-1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязах, видимо, послужившей образцом. Четырехстолпный трехапсидный храм в нарядной, торжественной архитектуре которого сочетаются приемы классицизма с ренессансными мотивами убранства. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Внутри собор был богато украшен и имел два придела: во имя свв. апп. Петра и Павла и равноап. кн. Владимира. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные мастером И. М. Фроловым, на основе рисунков арх. С. У. Соловьева «в древнем стиле», до настоящего времени не сохранились. В советские годы в храме располагался кинотеатр. Колокольню взорвали, гробницу зарайских князей уничтожили. В 1992 г. храм передали верующим. В 1994 г. возведена деревянная колокольня с десятью колоколами. В 1997 г. изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. В августе 2002 г. освящен восстановленный памятник-надгробие князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Не в дальнем расстоянии от собора Никольского находится другой соборный храм Предтечинский, именуемый в летописных памятниках церковью Иоанна Предтечи, «что под колоколами», основанный первоначально на гробах князя Федора, княгини Евпраксии и сына их Иоанна, почивших в XIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=00377

Малоярославец. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор построен в 1912 году. Трехпрестольный Успенский храм-памятник построен на месте старой Успенской церкви, свидетельницы Отечественной войны 1812 года. Церковь, построенная в 18-м веке, сильно пострадала во время сражения. Сначала ее собирались просто перестроить, но потом прежнюю церковь разобрали и начали строительство новой по новому проекту. Работы проведены под руководством архитектора Скловского. Непосредственно строительными работами руководил инженер Б.А. Савицкий. Постройка собора началась 14 сентября 1903 года. Но постепенно идея строительства приходской церкви переросла в создание храма-памятника, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны. Сбором средств ведал специальный Комитет по строительству. В 1909 году была открыта Всероссийская подписка, по губерниям было разослано 140 тысяч подписных листов. Кроме того, с разрешения епископа Калужского и Боровского Вениамина, во всех церквах Калужской епархии 24 мая 1909 года был проведен тарелочный сбор на сооружение храма-памятника в Малоярославце. К октябрю 1910 года строительство было почти закончено. Вечером 10 октября в новом храме отслужили всенощную. 2 октября с освящения собора началось торжественное празднование 100-летнего юбилея Малоярославецкого сражения. Значение построенного собора раскрыл священник А. Дмитриевский в своем обращении к прихожанам: " Воздвигнутый на крови мучеников за родину наших предков героев-воинов, сей величественный храм -есть лучший для нас памятник, потому что в нем благодарные потомки их будут постоянно сплетать венки к подножию их могил из живых молитв своих " . Действует. В 1756 г. в городе Малоярославце был построен и освящен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм простоял 147 лет (до 1903 г.), и пережил Отечественную войну 1812 г. В 1896 г. хотели было ремонтировать храм, но в 1903 г. решили построить новый, старый к тому времени уже разобрали. В 1909 г. был объявлен сбор средств на строительство нового храма. По проекту Савицкого были пристроены трапезная и колокольня, по проекту Меньшова выполнена отделка храма. Дубовый иконостас был заказан одному из лучших московских специалистов П.А. Сизову. Он с супругой на собственные деньги изготовил кресты на купола и дал средства на их позолоту. Были подобраны и написаны иконы. К 1912 г. строительство храма было завершено и 10-11 октября того же года храм был освящен. При храме действовал церковный хор, собранный настоятелем, о.Иоанном Дмитриевским.

http://sobory.ru/article/?object=00362

Дятьково. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . Церковь Неопалимой Купины Карта и ближайшие объекты Храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» построен по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. В декабре 1999 года был совершен чин освящения и закладки камня. Строительство велось при поддержке губернатора Брянской области Ю.Е. Лодкина, администрации города Дятьково и Дятьковского района. В марте 2003 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил освящение храма. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) В городе Дятьково Брянской области располагается храм-памятник в честь иконы «Неопалимая Купина» - единственный во всем мире храм с иконостасом из хрусталя. Эта уникальная церковь является наследником Хрустального собора Мальцовых, возведенного в 1810 году владельцем Дятьковской хрустальной фабрики Иваном Мальцовым. Храм-памятник в современном Дятьково был построен в 2002 году при поддержке городской администрации и губернатора Брянской области Лодкина Ю.Е. Освящение храма-памятника осуществлено весной 2003 года. Уникальное убранство этой церкви абсолютно безвозмездно выполнили работники Дятьковского хрустального завода. Вместе с сотрудниками Музея дятьковского хрусталя они отыскали рисунки старого иконостаса и постарались в точности их повторить. На изготовление огромной люстры, иконостаса, а также плитки для арок и стен для этого храма ушло более 15 т хрусталя. Сейчас осуществляется реставрация фасадов настоятелем иереем Игорем (Куприяшином). История современного храма-памятника в честь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " начинается задолго до его фактического возведения в 2000-х годах. Да, именно так, никакой опечатки здесь нет. И вот почему. Можно сказать, что вся история Дятькова тесно переплетается с родом предпринимателей Мальцовых. В 1790 году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Рабочие переехали на новое место со своими семьями. Население с каждым годом возрастало. Дятьково превращалось в " столицу " брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково всё ещё оставалось деревней - то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=01755

Ужгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный храм-памятник русским воинам убиенным в Великую войну Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1930. Архитектор:Кратков, инженер В.Д. Талалаев Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, Православная наб., д. 23. Координаты: 48.617518, 22.304307 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Идея построения храма у представителей российской эмиграции (община 260 человек на тогдашней территории Чехословакии) возникла в 1926 году. Это должен был быть храм-памятник русским воинам, погибшим в Карпатах в Первую мировую войну 1914-1918 годов.  Проект выдержан в стиле московского храмового строительства по образцу церкви в с. Коломенское под Москвой. Строил церковь на собранные общиной деньги протоиерей Всеволод Коломацкий. Заложена 3 марта 1930 года во вторую неделю Великого поста в присутствии чехословацкого начальника дивизии Прхала, польского вице-консула Завадовского, сенаторов и представителей Пряшевской Руси. Освящена и подняты кресты 26 июля 1930 года. Строилась очень быстро. Святыня - икона Спасителя, принадлежала Великому князю Николаю Николаевичу, Верховному Главнокомандующему Русской Армии в 1914-1915 гг. Икону подарила храму его жена, Великая княгиня Анастасия Николаевна 1 марта 1931 года. Малая икона Николая Чудотворца принадлежала царю Николаю II  (есть ещё несколько  святынь - икон). В советское время в церкви устроили музей атеизма. В настоящее время это почитаемый ужгородцами и жителями окрестных сёл храм. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1930 г. русские эмигранты как памятник русским солдатам, павшим в Первой мировой войне. Замысел возник в 1926 г., а в создании проекта церкви, получившего первую премию на международном конкурсе в Белграде, участвовали архитектор Кратков, инженер В.Д. Талалаев и ещё один сопроектант, имя которого выяснить не удалось. Храм построен в стиле московского храмостроения, как копия церкви 16 в. в селе Коломенском возле Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=08966

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм и памятник полностью вписываются в архитектурный ландшафт О спорах вокруг восстановления Благовещенского храма и установки монумента Феодору Ушакову на площади Труда в Санкт-Петербурге 06.03.2020 1252 Время на чтение 5 минут Градостроительный совет Санкт-Петербурга высказал полярные точки зрения по поводу возможности установки памятника адмиралу Феодору Ушакову на площади Труда из-за неопределенности перспектив воссоздания здесь разрушенного в 1929 году Благовещенского собора, сообщает «Интерфакс». 4 марта на заседании совет во второй раз рассматривал эскизный проект памятника святому праведному воину Феодору Ушакову и постамента, который авторы должны были доработать с учетом рекомендаций членов градсовета. Члены совета отчасти приняли внесенные авторами проекта изменения, однако, как и в ходе первого обсуждения в декабре 2019 года, отметили сложность сосуществования памятника и собора, который может быть в перспективе воссоздан. Член совета Никита Явейн выразил мнение, что памятник на указанном месте можно установить временно, пока не будет воссоздан собор. «После воссоздания собора, которое, на мой взгляд, неминуемо, памятник оказывается под углом от него, на задворках собора. Наверное, его можно здесь поставить до того, как будет воссоздан собор. При воссоздании это место исключается, он тут просто невозможен. Но как временный вариант, наверное, возможен», - сказал он. За невозможность установки памятника на запланированном месте высказался архитектор Евгений Герасимов, призвавший «не закрывать дорогу следующим поколениям воссоздавать храмы, взорванные большевиками». Глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев усомнился в возможности воссоздания собора из-за сложной транспортной обстановки. «Пока никто не прорабатывал вопрос, что происходит с площадью Труда (в случае воссоздания собора - ИФ), с транспортным потоком, как организуется улично-дорожная сеть, каким образом с улицы можно вокруг храма попасть на площадь, что происходит с самим Конногвардейским бульваром и пешеходными переходами. Было бы корректно, если бы мы написали в решении градостроительного совета, что в случае воссоздания храма должен быть сделан комплексный проект переустройства площади Труда, включая перенос храма Фёдору Ушакову в другое место», - сказал главный архитектор.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/06/hr...

Борщевое. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Заложен 2 сентября 1896 г., строился 20 лет на пожертвования благотворителей и доброхотных дателей. Храм бывшего женского монастыря, соборный, двухэтажный. В верхнем этаже три престола: главный - в честь Иверской иконы Божией Матери, в приделах: в честь Успения Божией Матери и свт. Феодосия Черниговского. В нижнем этаже три придела: в честь иконы " Скоропослушницы " Божией Матери, святителя и Чудотворца николая, великомученика и целителя Пантелеимона. Освящен в 1913 г. После 1917 г. закрыт. Сохранились лишь стены и своды без куполов и кровли. В августе 2000 г. была зарегистрирована община. Храм восстанавливается. Единственный сохранившийся храм этого монастыря – Иверский – пока не имеет статуса памятника. Это выявленный объект культурного наследия, согласно списку выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность по Тульской области от 24.11.2004 г. С архитектурной точки зрения этот храм и весь бывший монастырский комплекс представляют определенный интерес. В середине XIX века село Борщевое, а в то время сельцо, было приписано к приходской Троицкой церкви села Богородицкое Веневского уезда. Село принадлежало дворянам Хрипковым. Первый храм был построен по ходатайству Елизаветы Хрипковой. Первоначально храм хотели построить деревянным, но в 1859 г. построили каменный, однопрестольный, из-за значительного накопления средств. Но на приобретение церковной утвари и богослужебных книг средств недоставало. Тогда храмоздательница возобновила сбор денег, для облегчения и успешности которого выхлопотала разрешение печатать и продавать копии с чудотворной иконы Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима. Этот труд не пропал даром и все необходимое для храма было приобретено. В 1862г. храм был освящен Епископом Тульским и Белевским Никандром в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и приписан к близлежащей церкви села Богородицкого. Елизавета мечтала устроить при церкви небольшую женскую общину, но при жизни мечте ее не суждено было сбыться, т.к.

http://sobory.ru/article/?object=02230

Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г. В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко - светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы " Неупиваемая Чаша " . Есть в соборе и другие чтимые святыни - икона Пресвятой Богородицы " Казанская " , написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ - древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=00344

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010