В ордере от 11 сент. 1787 г. кн. Потёмкина правителю Таврической обл. Каховскому значилось: «...вашему превосходительству предписываю на тот конец поблизости селения Знаменки, на речке Конской, ежели при сих урочищах есть праздная, и ни с каким препятствием не соединенная земля, отвесть потребное число десятин оной под строение старообрядческого монастыря... В случае же там каковой-либо неудобности, имеете позволить им избрать для того самого другое приличное место» ( Мурзакевич. 1848. С. 310). Поскольку место для мон-ря не было удачным ввиду недостатка леса и отдаленности от Днепра, игум. Иоасаф просил катеринославского и таврического ген.-губернатора кн. П. А. Зубова выделить братии 120 дес. из лесных дач жителей г. Никополя. Правитель наместничества отказал монастырю в выделении лесных угодий, т. к. самим никопольчанам леса не хватало, и тогда игумен с братией обратили внимание на местность ниже мест. Каховка и г. Берислава по течению Днепра, а именно на урочище Фролово, лежащее между землями казенного с. Казачьи-Лагери и дачи полковника Д. М. Куликовского ( Бельский. 1999. С. 79). 5 апр. 1796 г. на имя кн. Зубова последовал рескрипт имп. Екатерины II о разрешении перевести К. м. на более удобное место с выделением 3 тыс. дес. земли. 30 окт. в подтверждение правительственных распоряжений игум. Иоасаф получил от митр. Екатеринославского и Таврического Гавриила (Банулеску-Бодони) грамоту на перемещение обители на новое место и построение храма свт. Николая Чудотворца. 8 февр. 1797 г. уездный землемер В. Писемский отмежевал на участке Фроловой дачи 3 тыс. дес. удобной земли для хозяйствования и 2447 дес. и 775 саж. неудобной земли - прилегающих плавней, и 14 марта того же года эта земля вместе с планом и межевыми книгами была передана мон-рю по указу губернатора Таврической обл. ген.-майора С. С. Жегулина ( Мурзакевич. 1848. С. 311). Уже 9 марта братия старообрядческого мон-ря приступила к строительству деревянного храма свт. Николая Чудотворца. 9 окт. того же года из урочища Мамай-Сурка, близ с. Б. Знаменка, все насельники К. м. переселились в урочище Фролово. Деревянный Никольский храм вскоре был сооружен, и братия в 1801 г. приступила к строительству каменной 5-купольной соборной ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященной 30 мая 1803 г. игум. Иоасафом по благословению архиеп. Херсонского и Таврического Афанасия (Иванова) . Иконы писали старообрядческие иконописцы из Москвы и Суздаля. В 1802 г. была возведена и освящена небольшая теплая ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, к 1804 г. освящен храм во имя прп. Михаила, еп. Синадского. В 1799 г. открыто монастырское подворье в г. Херсоне на углу Богородицкой ул., 9, и Торгового пер., при ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена в 1803). Впосл. подворье было преобразовано в приходский храм.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

А. М. был строгим аскетом: прилежал суровому воздержанию, бдению и молитве, носил вериги в виде железных ободов, стягивавших его тело. Однако среди жителей находившейся неподалеку от мон-ря дер. Каликино нашлись люди, опасавшиеся, что со временем их земля перейдет мон-рю. 21 мая 1584 г. они убили преподобного, когда он вместе с монастырскими служителями Феодором и Андреем возвращался в обитель после работы на мельнице. Тело угодника Божия бросили в р. Уфтюгу, где его чудесным образом обрели монахи Маркушевского мон-ря: вериги, к-рые носил преподобный, плавали на поверхности воды, «яко древо легко». Братия погребла А. М. между основанными им храмами, над его могилой была поставлена часовня. Вериги святого положили на его гробницу. В 1758 г. мощи преподобного из деревянной часовни перенесли в новый каменный Никольский собор, построенный на месте древнего, сгоревшего в 1752 г. храма. Мощи были положены в склепе с юж. стороны церкви. Время местной канонизации А. М. неизвестно. Можно предполагать, что повеление архиеп. Холмогорского Варнавы составить «Историю вкратце о преподобном Агапите» было подтверждением уже существовавшего местного почитания. В 1764 г. мон-рь был закрыт, вскоре, вероятно, празднование отдельной местной памяти А. М. было отменено, т. к. в 1878 г. над его гробом служили панихиды. В то же время А. М. вошел в Собор Вологодских святых, установленный еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г., и имя его включено в службу Собора Вологодских святых (3-й тропарь 9-й песни канона - Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 464). В 1850 г. на месте деревянной Благовещенской ц. построили новый каменный приходской храм, куда из Никольского храма перенесли мощи А. М. В местном ряду иконостаса поместили чудотворный образ свт. Николая (по описанию кон. XIX в., это был образ свт. Николая Великорецкого с житием под серебряным окладом, 6 вершков в высоту и 4 - в ширину), а на раку А. М. положили вериги, в к-рых были обретены мощи преподобного. В советское время церковь была разрушена, в 2000 г. в пос. Нюксеница (Тотемского р-на Вологодской обл.), ближайшем населенном пункте к бывш. Агапитову Маркушевскому мон-рю, начато строительство храма, к-рый планировалось освятить во имя А. М.

http://pravenc.ru/text/63156.html

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны. В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов. В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году. По материалам сайта группы милосердия «Преображение» и Официального портала Северо-Западного административного округа г. Москвы . История храма Преображения Господня в Тушине начинается с конца XIX века. До этого на берегу реки Сходни стоял Спасо-Преображенский монастырь, который был разорён в Смутное время. Сильно обветшавший главный храм монастыря расположен был в опасном месте у обрыва реки. Поэтому в начале 1870-х годов окрестные жители приняли решение о строительстве новой каменной церкви вдали от опасного берега. Автором проекта нового храма стал архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин. Комиссию по строительству возглавил священник Иоанн Спасский. В сентябре 1880 года была закончена тёплая трапезная и в ней освятили два придела - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского и свт. Николая Чудотворца. Значительную сумму на возведение нового храма пожертвовали священник Иоанн Спасский, фабриканты В. Н. Сувиров и К. Е. Прохоров, статский советник П. Г. Цуриков. Священник Иоанн Спасский не дожил до завершения строительства храма, он умер в 1881 году. Храм достроил новый настоятель священник Николай Буравцев.

http://sobory.ru/article/?object=03260

В конце августа 1907 в Софию на торжества освящения памятника Царю-Освободителю прибыл сын Александра II — вел. кн. Владимир Александрович с семьей. Три дня спустя, 2 сентября, он участвовал в закладке русской церкви, строительство которой началось недалеко от нового памятника и потребовало кредита в 60 тыс. руб. В закладке приняли участие митрополит Софийский Парфений, иером. Ферапонт, настоятель шипкинского храма, и болгарский князь Фердинанд с наследником престола Борисом. Свое название церковь получила «вследствие того, что она сооружается по воле Августейшего монарха». Проект храма в московско-ярославском стиле XVI века составил акад. М. Т. Преображенский, автор русских церквей в Вене, Ницце, Флоренции и Бухаресте. Строительную комиссию возглавил российский посланник А. В. Неклюдов. Работами руководил опытный архитектор А. Н. Смирнов, наблюдавший за возведением Александро-Невского собора и храма-памятника на Шипке, подрядчиком был болгарин Иван Наумов. Строительство к 1911 вчерне было закончено, однако отделка и роспись продолжались еще более двух лет. По высочайшему повелению на эти работы была отпущена из казны 21 тыс. руб. В плане церковь выглядит как бесстолпный четверик, к которому присоединены алтарные и боковые помещения, а также крыльцо-паперть с двускатной крышей из ярко-зеленой поливной черепицы. Над входом помещен майоликовый образ свт. Николая Чудотворца. Цилиндрический барабан купола завершается шатром, который тоже покрыт поливной черепицей, и увенчан золоченой главкой с крестом. Шатер окружен четырьмя позолочеными луковками, возвышающимися над венцом из кокошников с глазурованными в них вставками. Широкий фриз составлен из разноцветных изразцов. Наличники окон вырезаны из белого камня и красиво выделяются на фоне стен. Роспись храма в московском стиле выполнил коллектив художников под руководством проф. В. Т. Перминова из Варшавы (одновременно он работал над росписью колокольни Александро-Невского собора). Роспись сделана темперой в матовых тонах, что придает ей особое настроение. Композицию «Воскресение Христово» исполнил в северном нефе художник Н. Е. Ростовцев, расписавший в Болгарии множество храмов.

http://sobory.ru/article/?object=07086

За все время своего существования институтская церковь, относившаяся к Придворному ведомству, была весьма почитаема гатчинцами. Известно, что в 1848 году местным купечеством было пожертвовано храму церковной утвари на 1.500 рублей. Доброй традицией выпускников института стало приобретение для своей церкви на сэкономленные деньги икон или иных предметов. Два особенных резных киота украшали храм. Один – с образами Небесных Покровителей членов Императорской Фамилии – был сооружен служащими института в память чудесного избавления Императора Александра III и Августейшей Семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. Другой киот с образом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца был подарен Цесаревичем, Великим князем Николаем Александровичем будущим Царем-Мучеником, в воспоминание избавления его от опасности при покушении фанатика-японца во время заграничного путешествия 21 апреля 1891 года. Большой храмовый образ Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского в художественно исполненном позолоченном киоте был сооружен старостой храма, гатчинским купцом А.Ф.Барковым к престольному празднику 1897 года. При храме существовала обширная библиотека и знаменитый в Гатчинском уезде хор из воспитанников института. О причте институтского храма XIX века сведения весьма скудны. До 1865 года известно лишь имя долголетнего церковного старосты, Николаевского Сиротского института, коллежского асессора Автонома Степанова. Более двадцати лет, с 1886 года, законоучителем института и настоятелем его домового храма был священник Василий Гаврилович Чебышев. Впоследствии протоиерей, он был назначен настоятелем домовой церкви Свт. Николая Чудотворца при Управлении Санкт-Петербургского градоначальства и полиции в печально известном в советское время доме на Гороховой, 2. Судьба его, изгнанного из храма в 1918 году вселившейся ВЧК, вряд ли была благополучной… До 1896 года в институтской церкви ему сослужил диакон Алексий Тихонравов, впоследствии рукоположенный во священника и переведенный в клир Владимирской церкви в Петербурге. Последним настоятелем благополучных времен был священник Владимир Сейбук, диаконом – о. Алексий Глаголевский, а псаломщиком – Иван Солодовников, их подписи имеются на дошедших до нас метрических свидетельствах 1917 года…

http://sobory.ru/article/?object=24930

По плану реконструкции 1816 года на месте вала в 1820-е гг. была проложена просторная улица с тротуарами и садиками вдоль домов. Значительные изменения в облике храма св. апостола Иакова в Казённой слободе произошли в конце 20 х, начале 30 х годов XIX века. Летом 1826 года «Комиссия для строений в Москве» рассмотрела представленный архитектором Балашовым фасад церкви, признала его «правильным и приличным» и разрешила переделать алтарь, а вместо пятиглавия сделать купол с одной главой и, кроме того, пробить внутри два окна. Из Клировых ведомостей храма видно, что осуществление перестройки проводилось на средства московского купца Иакова Матвеевича Ярцева в 1830–1833 годы. Перестройка же трапезной с приделами св. Иакова Апостола и свт. Николая Чудотворца, была произведена в 1841 году «иждивением московской купеческой жены Татианы Ивановны Тумановой и других доброхотных дателей». Престолов в новой церкви значилось три: «в настоящей холодной, в память явления Всечестныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; в приделах теплых на правой стороне во имя Святителя и Чудотворца Николая, на левой во имя святого апостола Иакова, брата Иоанна Богослова».Вероятно, в начале 1840х годов создавалась и новая ограда с белокаменными пилонами ворот и «готической» решеткой на белокаменном цоколе. В 1883 году Протоиерей Иаковлевской церкви Стефан Белянинов со старостой церковным отношением в Московское Императорское Археологическое Общество просили о разрешении «пристройки кладовой к паперти с южной стороны при означенной Иаковлевской церкви». В 1906 году Императорское Археологическое общество утвердило новые чертежи пристроек кладовой (к южной стене колокольни) и ризницы (к южному приделу рядом с колокольней). После многочисленных перестроек первой половины XIX века храм приобрёл, достаточно часто встречающийся в Москве, а особенно в Подмосковье, позднеампирный облик. Величественная ротонда храма, перекрытая деревянным куполом, завершалась деревянным оштукатуренным барабаном и позолоченной главой, увенчанной простым восьмиконечным крестом. Ротонда и четверик храма были оштукатурены, окна 1 го и 2 го ярусов четверика были обрамлены штукатурными наличниками и закрыты металлическими решетками. Северный и южный входы в храм имели металлические кованые двери. Ротонда, четверик и алтарная апсида сохранили белокаменные карнизы XIX века, окна апсиды также завершались штукатурными наличниками. Объёмы приделов, несколько отличаясь от оформления четверика проработкой деталей, придавали церковному комплексу цельность и спокойную монументальность. Окна приделов обрамлены белокаменными наличниками, с подоконными штукатурными нишами и металлическими решетками. Колокольня увенчана кирпичным шестигранным барабаном, с крестом XVIII века на луковичной главе, стоящим на сомкнутом своде с люкарнами.

http://sobory.ru/article/?object=02189

Реституция церковного имущества 17 мая городское правительство утвердило документ, согласно которому в собственность религиозных общин будут переданы как здания, так и земельные участки, в случае, если удастся доказать их принадлежность конкретной конфессии до 23 января 1918 года, то есть до принятия Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Попечительский совет Феодоровского собора 17 мая в Ореховом зале Госдумы РФ под руководством ее председателя Б. В. Грызлова прошло заседание Попечительского совета по возрождению храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Романовых в Санкт-Петербурге. В заседании приняли участие председатель Петербургского ЗакСа В. А. Тюльпанов, представители РАО РЖД, Внешторгбанка, депутаты Госдумы, руководители КУГИ И КГиОП Правительства Санкт-Петербурга, представители Феодоровского прихода. Были выработаны меры по скорейшему разрешению юридических и имущественных вопросов, препятствующих восстановлению храма, намечен план финансирования работ по проектированию и реставрации храма. Детско-юношеский турнир по рукопашному бою 20 мая в поселке Лебяжье Ленинградской области на базе 33-й Отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск состоялся детско-юношеский турнир по рукопашному бою, посвященный памяти воинов-героев. Участие в поединках приняли около 50 подростков 10-16 лет, членов спортивных и военно-патриотических клубов Петербурга и Ленобласти. Помощь в подготовке встречи оказали Администрация Ломоносовского р-на и депутаты областного ЗакСа. Протоиерей Александр Ганьжин и иерей Димитрий Василенко провели беседы о православной вере и экскурсию в местную часовню. Закладка Морского собора в Усть-Луге 22 мая, в день памяти перенесения в город Бари святых мощей Николая Чудотворца, в г. Усть-Луга состоялась закладка краеугольного камня и капсулы с именами храмоздателей в основание Морского собора. Храм будет возведен во имя Пресвятой Троицы с приделами в честь свт. Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери. Идея строительства возникла еще в начале 90-х годов. В 1992 году на месте будущего храма был воздвигнут крест. Собор намечено возвести к 2009-2010 годам. Он должен стать архитектурной доминантой нового города, который скоро появится на территории Усть-Луги, а его купола будут видны с кораблей, заходящих в порт.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/15...

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами. Третий храм – на монастырском хуторе, деревянный, во имя Архистратига Михаила, начат постройкой в 1901 году, окончен в 1904 году, освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом 6 сентября 1904 года. В 1910 году, при игумении Иннокентии, он был украшен стенною живописью сёстрами-живописцами. Хутор расположен в 35 верстах от монастыря на речке Каргалке. В монастыре проводились храмовые праздники: главный – 15 августа, посвящён Успению Пресвятой Богородицы, накануне славословия бывал крестный ход с обнесением вокруг храма Плащаницы Успения Богоматери при чтении «заупокойнаго трисвятаго»; 14 сентября – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; 9 мая – праздник свт. и Чудотворца Николая, на котором бывало великое скопление народа из окрестных сёл; 8 июля – явление Казанской иконы Божией Матери; 20 июля – св. пророка Илии; праздник Иверской иконы Божией Матери справлялся в день спасения обители от пожара –16 апреля; 27 июля – св. вмч. и целителя Пантелеимона. Особо чтимых икон было три. Из них наибольшим почитанием оренбуржцев пользовалась икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»; празднование в честь неё совершалось торжественно 25 января. Эта икона была написана в Оренбурге живописцем Михаилом, учеником Строгановых (впоследствии подвижник Святой Афонской Горы схимонах Макарий). Монастырю икона пожертвована купчихой Анастасией Антоновной Килимовой в 1864 году. Иверская икона Божией Матери, спасшая обитель от пожара, написана на Афоне в русском Пантелеимоновском монастыре и прислана оренбургскому монастырю в дар крестьянской девицей Анной Суркиной в 1874 году. Козельщанская икона Божией Матери прислана в дар монастырю 8 октября 1870 года из села Козельщины от графини Марии Владимировны Капнист по благословению о. Иоанна Кронштадского. В ковчеге-гробнице хранились частицы мощей святых мучеников Евфимия, Игнатия, Аккакия и Древа Животворящего Креста Господня, присланные в 1874 году с Афона старанием иеросхимонаха Вассоя (Балабанова) настоятелем афонского Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием.

http://sobory.ru/article/?object=36047

Когда Финляндия получила независимость, жизнь прихода резко изменилась. Количество прихожан сильно уменьшилось, и по этой причине стал ощущаться постоянный недостаток средств, что в 1919 привело к объединению местной общины с соседним приходом, центром которого был г. Савонлинна (Нейшлот). Настоятель объединенного прихода поселился в Савонлинне, и куопиоский храм осиротел. Отныне службы в нем совершались всего 5–6 раз в год. На территории нового прихода проживало 500–600 православных, большая часть которых была сосредоточена в районе Куопио. В 1937 город вновь стал центром прихода, ибо недвижимость в Савонлинне была продана частным лицам, а церковь – лютеранской общине. Эта сделка принесла приходу 485 тыс. марок, позволив произвести ремонт в куопиоском храме и получить средства на постройку причтового дома. Войны 1939–1940 и 1941–1944 гг. сильно отразились на жизни прихода. Ранее административным и духовным центром Финляндской Православной Церкви был г. Сортавала (Сердоболь), который отошел к СССР. Кафедру архиепископа Карельского и всей Финляндии пришлось перенести в Куопио. В Финляндию вынуждены были переселиться свыше 50 тыс. православных карел. Часть обосновалась на территории куопиоского прихода, численность которого в связи с этим превысила 3000 человек. Храм свт. Николая Чудотворца, который до этого пребывал почти в запустении, стал кафедральным собором – в нем и ныне находится кафедра архиепископа Карельского и всей Финляндии. Настоятелем служит прот. Микко Кярки, которому помогают два священника, дьякон и два регента-псаломщика. Кроме собора свт. Николая Чудотворца на территории прихода действуют еще 4 церкви и 5 часовен. Все они были построены после войны, в основном в 1950-х, и не имеют художественно-исторической ценности. Как добраться [ править править код ] Адрес: Sepänkatu 7, 70100, Kuopio Тел.: 050 0574443 (настоятель храма Тимо Хонкаселка) E-mail: kuopio@ort.fi Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] Богослужения проводятся по средам в 18:00 (Вечерня), по субботам в 18:00 (Всенощное бдение) и по воскресеньям в 10:00 (Божественная Литургия).

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010