С 1702 по 1797 г. храм был униатским, в 1797 г. в числе первых вернулся в Православие. В инвентарном описании деревянной вербской Троицкой ц., составленном в 1760 г. униат. церковным визитатором, упоминается древняя икона свт. Николая Чудотворца ( Теодорович. 1898). Местные жители называли этот образ чудотворным и утверждали, что он находится в храме ок. 200 лет, т. е. с 60-х гг. XVI в. По предположению Н. Д. Иванишева, икона была пожалована братии кн. Курбским ( Иванишев. 1876. С. 210-211). Однако существует и др. версия появления в обители святыни. В 1916 г. настоятель эвакуированной с Волыни общины Милецкого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. Алексий (Григорьев) писал без точной ссылки на источник, что икона свт. Николая была известна еще в 30-х гг. XVI в., когда кн. Федор Сангушко обеспечивал имениями монастырь и делал пожертвования обители ( Алексий [Григорьев]. 1916). Именно тогда в Вербку из Сучавы был приглашен иконописец Григорий Босикович для копирования вербского местночтимого образа свт. Николая Чудотворца. Впосл. Сангушко передал копию иконы в дар Милецкому мон-рю. В 1818 г. стараниями свящ. Иоанна Малевича храм был обновлен. В 1846 г. под рук. проф. Иванишева были проведены раскопки, в ходе к-рых под вскрытым деревянным полом храма были обнаружены остатки сгнивших деревянных гробов. Перед местным образом Спасителя, недалеко от иконостаса, был открыт сложенный из кирпича склеп, обрушившийся в середине. Расчистив свод, Иванишев увидел остатки деревянного гроба и истлевшие кости. Ни внутри, ни снаружи гробницы не было никакой надписи, из к-рой можно было бы узнать имя покойного, но наличие отдельного кирпичного склепа, а в нем остатков золотого позумента может свидетельствовать о том, что это была гробница именно Курбского. Результаты исследований деятельности Курбского на Волыни нашли отражение в 2-томной книге под редакцией Иванишева «Жизнь кн. Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни» (1849). Вместе с Иванишевым Вербку посещал член Киевской археографической комиссии писатель и живописец Т. Г. Шевченко. Он сделал зарисовку Вербского храма, начертил планы склепа и церкви, опубликованные в приложении к книге Иванишева ( Крамар. 1975).

http://pravenc.ru/text/577910.html

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Таким образом, можно говорить о том, что был осуществлен именно перенос храма, с сохранением его внешнего вида. Что касается В. Шервинского, то он стал выполнять работы для Православной Церкви Латвии с 1924 года. Именно в этом году (11 сентября) и состоялось освящение Гривского храма свт. Николая, чудотворца. Если В. Шервинский действительно принимал участие в возведении данного храма, то только как специалист по монтажу разобранной церкви. На том месте, где предположительно стояла летняя госпитальная церковь, обнаружены два сохранившихся крылечка, которые (при допустимых погрешностях при обмере храма) вполне подходят к двум неиспользуемым боковым входам нынешнего гривского храма. Есть в них и места крепления для подпорных балок, которые мы можем наблюдать у гривского храма. Впрочем, двумя вросшими в землю крылечками дело не ограничивается. Даже беглого осмотра близлежащей территории достаточно для того, чтобы составить себе примерное представление о летней госпитальной церкви. Храм стоял на пригорке, который понижается в сторону озера. Алтарной частью он смотрел на водную гладь. По периметру территории церкви были посажены лиственные деревья, большинство из которых сохранилось и поныне. За деревьями находилась ограда на бетонных столбах (один частично вросший в дерево столб стоит и поныне). Для декора бетонных поверхностей использовалась белая керамическая плитка. Через вторую (восточную) пару боковых входов можно было войти прямо в алтарь. Нынешний иконостас гривской Свято-Никольской церкви, перенесенный из упраздненного домового храма Двинского Реального училища, перекрывает эти входы. Получается, что иконостас госпитального храма располагался западнее — где-то на уровне нынешнего амвона. Не стоит исключать и такую версию. В книге «Храмы армии и флота» о. Г.А. Цитович пишет, что церковь Двинского военно-местного лазарета в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» была летней и зимней. Поэтому возможно, что у летнего храма вообще не было своего престола, а равно и постоянного иконостаса. Для совершения литургий могли использоваться переносные престол, жертвенник и иконостас, которые уносились после службы. Таким образом, церковь могла большую часть времени эксплуатироваться как часовня (отсутствие алтарной апсиды — лишнее тому доказательство).

http://sobory.ru/article/?object=19196

Адрианов Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь Рыбинской епархии Русской православной церкви, расположенный в окрестностях Пошехонья. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). После трех лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать мужской монастырь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария, митр. Московского, на устроение монастыря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В монастыре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского монастыря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до конца XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной церкви, имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в монастыре находилась еще надвратная церковь во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской церкви значились два придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 году монастырь сгорел до основания. В начале XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. В 1701 г. игум. Феодосий испросил позволения на строительство церкви свт. Николая Чудотворца, освященной в 1704 г. Был ли этот храм отдельной постройкой или одним из соборных приделов, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=03659

Известно, что земельные вотчины Л. м. в кон. XV в. располагались в Деревской пятине. В оброчной книге 1495 г. упоминаются 2 деревни в Рамушевском погосте Курского присуда. Они принадлежали обители и до присоединения Новгорода к Москве. Две вотчины в Тухольском погосте (9 и 11 дворов) той же пятины вел. князь Московский выделил из бывших владений новгородских бояр Варварина и Полонского. После 1478 г. была конфискована вотчина в Облучском погосте Шелонской пятины (НПК. Т. 1. Стб. 711-713; Т. 2. Стб. 628; Гневушев. 1915. Т. 1. Ч. 1. Стб. 80, 259). 1 мая 1513 г. вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал игум. Роману с братией несудимую грамоту, которая освобождала Л. м. от подчинения новгородскому владыке и от уплаты в Дом Св. Софии судебных пошлин ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 524). В 1572 г. в Л. м. архимандрит и игумены монастырей торжественно встречали вернувшегося из Москвы после 10-недельного отсутствия архиеп. Новгородского и Псковского Леонида (НовгорЛет. С. 113). После введения в 1528 г. Новгородским архиеп. свт. Макарием общежительного устава в Л. м. была построена трапеза. По-видимому, она была деревянной, т. к. в 1553 г., при игум. Давиде, сгорела (НовгорЛет. С. 86). Во 2-й пол. XVI в. строится каменная ц. прп. Сергия Радонежского с трапезной. В кон. XVI в. в обители имелось 3 престола: свт. Николая Чудотворца, свт. Климента, папы Римского (придел Никольской ц.), и прп. Сергия Радонежского при трапезной палате ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 524). Опись Новгорода 1617 г. упоминает 2 каменных храма, которые после шведского разорения стояли без кровель, с проломленными стенами. Рыбной ловлей владел дьяк Дома Св. Софии Иван Лутохин (Опись Новгорода 1617 г. С. 119). В 1639 г. митр. Новгородский и Великолуцкий свт. Аффоний доносил царю Михаилу Феодоровичу, что Л. м. «стоит пуст без пения, а построить… некому». Царь разрешил безоброчно использовать рыбные угодья, к-рые принадлежали мон-рю, с тем чтобы восстановить его. Митрополит отдал обитель в распоряжение дьяку Арцыбашеву, но, как оказалось, через 5 лет, несмотря на то что из Софийской казны ему было выдано 97 р., постройки не были возобновлены. В 1646 г. Л. м. перешел в ведение Дома Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Хотел бы сердечно поблагодарить вас, Андрей Григорьевич и Андрей Андреевич, всех руководителей и тружеников " ФосАгро " не только за ваши очевидные экономические успехи, которые несомненно приносят благо нашему Отечеству, но и за удивительную атмосферу, которая создана на предприятии и в значительной мере определяет и материальное благополучие, и доброе самочувствие всех, кто здесь трудится. Поэтому освящение храма на территории вашего основного офиса тоже имеет большое значение. Радуюсь, что и здесь мне удалось совершить это освящение, с тем чтобы получила продолжение заложенная вами добрая традиция и чтобы везде, где вы трудитесь, с успехами в работе сочеталась духовная жизнь». В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону свт. Николая Мирликийского. В память о совершенном богослужении иеромонах Никита (Смернягин), окормляющий новопостроенный храм, передал в дар Его Святейшеству икону святителя Николая, выполненную в технике эмали. Всем молящимся были вручены иконки святителя Николая с Патриаршим благословением. Храм на территории главного офиса компании «ФосАгро» заложен в мае 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Построенный в старовизантийском стиле, храм стал памятным знаком в честь величайшего для верующих Русской Православной Церкви события — принесения части мощей святителя Николая Чудотворца на русскую землю. Мощи одного из самых почитаемых на Руси святых с XI века хранятся в базилике в итальянском городе Бари. За два с небольшим месяца, весной и летом 2017 года, святыне смогли поклониться более 2,5 миллионов верующих в Москве и Санкт-Петербурге. Заботы по принесению мощей тогда взяла на себя компания «ФосАгро» и семья православных меценатов Гурьевых. Интересно, что храм построен по эскизам прославленного архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). По его проектам возведено много известных зданий в Москве. В одном из них сегодня размещается офис компании «ФосАгро». А.В. Щусев построил ряд красивых храмов, в том числе собор Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в российской столице. Храмы, спроектированные Щусевым, сооружены не только в России, но и за рубежом. В их числе храм свт. Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5547824...

20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским. С началом первой мировой войны по инициативе Н. в Епархиальном доме был открыт лазарет духовного ведомства, на нужды к-рого архиерей пожертвовал 2,5 тыс. р. из личных средств. Под военные нужды были отданы помещения Вятского ДУ. Несмотря на военное время, в епархии при Н. продолжала развиваться миссионерская работа. На 3-м Епархиальном миссионерском съезде в сент. 1914 г. Н. предложил преобразовать противораскольническое Вятское братство свт. Николая Чудотворца в общемиссионерское и просветительское. В 1915 г. реорганизованное по проекту Н. Вятское епархиальное просветительско-миссионерское братство во имя свт. Николая стало заниматься широким кругом проблем, в т. ч. проповедью Православия среди нерусского населения, народным образованием, трезвенническим движением, а также вести благотворительную деятельность. Не прекращалось в епархии и храмостроительство. Вскоре по приезде в Вятку Н. обратил внимание местных властей на отсутствие приходских храмов в юж. части города. По ходатайству архиерея городская дума предоставила участок, и Н. первым внес 1 тыс. р. на строительство церкви. В 1914 г. был заложен храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Это была последняя вятская церковь, построенная в дореволюционный период. Нижний храм был освящен в нояб. 1915 г., строительство верхнего храма во имя свт. Николая закончилось уже после революции, в 1918 г. (храм был закрыт в 1929, вновь открыт в 1946 и разрушен в 1962). После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, 4 марта направив поздравительную телеграмму его председателю кн. Г. Е. Львову (по этому поводу Вятская городская дума выразила архиерею благодарность за «правильное понимание текущего момента»). В проповеди, произнесенной в кафедральном соборе 5 марта по случаю манифеста об отречении имп. мч. Николая II Александровича , Н. призвал паству относиться к этому событию как к «обыкновенному семейному делу», добавив, что «наконец, взрослые члены нашей семьи решили взять на себя все заботы государственные, а глава семьи, Царь, решил совершенно уступить им свое место». Н. принял участие в увольнении своего викария Сарапульского еп. сщмч. Амвросия (Гудко) , обвинявшегося в правомонархических взглядах. 9 марта Н. направил в Синод телеграмму с просьбой о переводе еп. Амвросия в др. город, 18 мая тот был уволен на покой. Налаживая отношения с новыми властями, Н. отслужил молебен перед манифестацией в поддержку Временного правительства на «Празднике революции» 12 марта в Вятке. 12 апр. он обсуждал в Вятском губ. исполнительном комитете политические вопросы, к-рые епархиальное духовенство должно было разъяснять народу в проповедях.

http://pravenc.ru/text/2565280.html

Сестры трудились в соответствии с уставом общежительного мон-ря. Богослужения совершались «по общецерковному уставу с чтением на повечерии канона Пресвятой Богородице, а после повечерия - канона с акафистом Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю; а после вечерней трапезы вечерния молитвы с молитвою о здравии благотворителей и заупокой умерших». В свободное время насельницы занимались различными послушаниями, в т. ч. иконописанием и рукоделием (Там же. Л. 427 об.). В день памяти свт. Николая Чудотворца, 22 мая, совершался традиц. многолюдный крестный ход с чудотворным образом свт. Николая к св. источнику - месту явления иконы. К 1916 г. в мон-ре числилось 189 насельниц: игум. Евсевия, 20 мантийных монахинь, 91 рясофорная послушница, 66 послушниц, 11 живущих при мон-ре стариц. Известны настоятельницы мон. Иннокентия (упом. в 1888) и игум. Евсевия (1890-1919) (Там же. Л. 429-441). По клировым ведомостям, перед закрытием мон-ря в 1919 г. численность насельниц составляла 262 чел. Комиссия по изъятию церковных ценностей описала серебряные богослужебные сосуды и др. утварь, изъятую из мон-ря. Главную святыню - икону свт. Николая Чудотворца, сестры успели спрятать при помощи старосты храма - местного жителя, у к-рого, а затем и у его потомков она хранилась в советские годы вплоть до возрождения мон-ря. После закрытия Н. Б. м. насельницы создали сельскохозяйственную общину (артель) и продолжали жить и трудиться по монастырскому уставу. Но вскоре представители местной советской власти отобрали у них скот. Инокини составили и подали властям уездного центра жалобу, в к-рой говорилось, что 230 «рабочих сестер крестьянок Николо-Бавыкинского обрабатывают своими силами 69 десятин. Для своей работы они имели лошадей и 18 коров, 7 овец» и семенной хлеб, но их незаконно забрали. Из Сапожка последовало распоряжение разобраться в действиях «коммунистов, отбирающих у сестер скот и хлеб», но из местного совета в Сапожок была направлена телеграмма с сообщением, что никаких нарушений не было (Там же. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 67. Т. 3. Л. 416-417).

http://pravenc.ru/text/2566150.html

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Полукружию алтаря соответствует полукружие притвора. Боковые фасады украшены 4-колонными белокаменными дорическими портиками. Венчает ротонду полусфера купола. Исключительно своеобразно внутреннее устройство храма. Над нижним алтарем вмц. Екатерины были устроены деревянные хоры с престолом в честь Успения Пресв. Богородицы, опоясывавшие по периметру пространство храма. Сохранились ведшие на них каменные лестницы в глубоких 2-ярусных нишах в юж. и сев. стенах. Архитектура церкви, как и еще несколько церквей, напоминает архитектуру Преображенского собора Вифанского в честь Преображения Господня монастыря , построенного в 1783-1787 гг. архит. Н. М. Одоевцевым по замыслу митр. Московского Платона (Левшина) . Появление подобного храма в Е. м. может объясняться активным участием митрополита в перестройке обители при игум. Мелхиседеке. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. В 1867 г. с запада к собору была пристроена 2-этажная паперть, в которой устроили престолы прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца (ЦГИАМ. Ф. 1323. Оп. 1. Ед. хр. 128); последний был переведен из надвратной церкви, куда в свою очередь был перенесен придел свт. Димитрия Ростовского. В 80-х гг. XIX в. верхний Петропавловский придел был отремонтирован и 28 авг. 1888 г. освящен митр. Московским Иоанникием (Рудневым) , причем классицистический декор был заменен необарочным. Объем верхнего придела построен на сводах прохода между трапезными приделами и открыт для обозрения с юга и севера. Небольшой 2-светный четверик перекрыт лотковым сводом, снаружи имеет ложные люкарны и завершен маленькой глухой главкой. Алтарный объем прямоугольный в плане. Небольшой притвор почти целиком включен в объем новой паперти. Сохранившаяся каменная ограда была сооружена между 1758 и 1764 гг. Невысокая, прямоугольная в плане, она составляла 236 саж. в округе. Из 3 двухъярусных 8-гранных угловых башен, увенчанных тесовыми шатрами, сохранились 2 западные, в т.

http://pravenc.ru/text/189639.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010