В описи церковного имущества церкви Покровской села Алексина за 1813 г. значится: " Церковь каменного здания с приделами Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью " . После нашествия неприятеля освящена 17 февраля 1813 г., а придел Алексия митрополита 18 февраля 1813 г.В советское время храм с. Алексино, единственный во всём районе, оставался открытым. В его стенах хранятся многие православные святыни, чтимые иконы, написанные живописцами XIX века, древние сосуды. Однако, находясь вдали от дорог и городов, храм неоднократно подвергался грабежам. В настоящее время в храме проводятся ремонтно-восстановительные работы. Закончены работы по реставрации настенной живописи. Заменены купола, вместо старых металлических установлены медные с позолотой. Отремонтирована крыша, колокольня. Внутри проведена реставрация главного иконостаса и центральной части храма. Снаружи церковь оштукатурена и покрашена. Святыни храма. Плащаница Успения Божией Матери, икона Иоасафа еп. Белгородского с частичкой мощей, икона новомученика иерея Константина Некрасова, служившего в храме, икона свв. Царственных Мучеников-страстотерпцев. http://orthodox-ruza.ru Церковь на селе известна деревянной с 1676 г. Существующая ныне кирпичная Покровская церковь с бововыми престолами свт.Николая Чудотворца и свт. Алексия Митрополита построена в 1803-1813 гг. вместо сгоревшей в 1802 г. деревянной. Храм строился согласно Прошению священника Симеона Герасимова и прихожан. В 1872 г. по проекту архитектора М.Н. Чичагова была пристроена колокольня. В советское время храм не закрывался, но в 1936 г. был обновленческим. Старейшая часть здания - бесстолпный одноглавый храм четвериком с трапезной и алтарной апсидой выстроены в формах " пилястрового " провинциального классицизма. Трехъярусная колокольня с богатым декором в духе " дивного узорочья " XVII в. - хороший образец " русского " стиля. Внутренняя отделка церкви - XIX в. Святыни храма: Плащаница Успения Божией Матери, икона Иоасафа, епископа Белгородского с частицей св.мощей, икона новомученика иерея Константина Некрасова, служившего в храме, икона свв. Царственных Мучеников-страстотерпцев.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Еще одним традиционным праздником в новейшей истории прихода стало празднование 9/22 ноября дня памяти Святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского Чудотворца. Еженедельно совершается молебное пение о недужных с акафистом этому святому. В 2007 году Епархиальным Преосвященным было дано благословение на переименование бокового Никольского придела в честь Свт. Нектария. Тщанием настоятеля и прихожан храма в августе 2008 года был установлен памятный крест на месте разрушенного Троицкого храма села Тепловки. Наш пензенский историк А.В. Тюстин назвал то время, когда на приходе Старой Степановки служили отец и сын Быстровы, а помещицами были сестры Кашкаровы - золотым для Степановки. Священники Быстровы были просвещенными пастырями, много потрудившимися в деле проповеди и образования. Многое из того что мы сейчас знаем о Степановке дореволюционной дошло до нас благодаря строителю храма отцу Николаю. Тюстин А.В. Быстровы/Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 77. http://st-stepanovka-hram.prihod.ru/about По своей архитектуре церковь относится к " русско-византийскому " стилю. Ее высокий двухсветный четверик увенчан пятиглавием с круглыми световыми барабанами, обрамление окон которых образует аркатурные пояса. С востока устроена одна полукруглая апсида, с запада к храму примыкает равная ему по ширине трапезная, в которой сделано два придела, отгороженных от храмовой части поперечными стенами. От колокольни сохранились только два четвериковых яруса. Стены церкви в изобилии декорированы элементами, характерными для русского зодчества: полуколонками, поребриком, сухариками, фигурным карнизом, филенками. В интерьере фрагментарно сохранились росписи. С сайта: http://pravoslavie58region.ru Храм Вознесения Господня, каменный, с приделами в трапезной во имя Архистратига Михаила (справа) и свт. и чуд. Николая (слева). Здесь, в диком поле в урочищах на речке Пелетме, в 7190 (1682) г. получил в собственность земли атемарец Степан Иван сын Степанов, по имени которого и стала называться новопосленная деревня. Через 10 лет, после его смерти, деревня перешла к его детям, Ивану и Павлу, которые построили в ней церковь во имя Архангела Михаила и приделом во имя Николая Чудотворца. 26 февраля 7208 (1700) г. по указу св. патриарха “на попа с причетники” была положена дань: “с попова, дьячкова, просвирницына, с одного помещикова, с 15 дворов крестьянских средних, да с церковные земли”. По главному престолу церкви село Степановка получило второе свое название – Архангельское. 20 августа 1704 г. в новопостроенную церковь были выданы два антиминса. В 1717–1718 гг. при Архангельской церкви были поп Игнат Васильев, дьячек Василий Потапов, пономарь Афанасий Васильев и просвирня.

http://sobory.ru/article/?object=02665

По преданию, на месте храма в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. В ознаменование этого события вскоре после 1113 года на этом месте был основан Николаевский Липенский мужской монастырь и выстроена первая деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1292 году по благословению новгородского архиепископа Климента. Предполагают, что окончание строительства и его освящение состоялось спустя четыре года - в 1296 году. Храм считается первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после ордынского нашествия на Русь. Церковь построили по образцу домонгольского храма Рождества Богородицы (1226 г.) в Перынском скиту. Это квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм с одной апсидой. Фасады имеют трехлопастное завершение, украшение стен простой аркатурой, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Центральную ось на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши (видимо, киоты) таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован " бровками " над окнами. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Церковь была расписана фресками в 1293-1294 году. Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). На хорах в угловой северной каморе до XVI века помещался придел сщмч. Климента, папы Римского. В XVI веке в церкви было устроено подцерковье. Монастырь был упразднён в 1764 году, Никольский храм становится приходским, стоящий на погосте Липно. Но из-за малочисленности прихожан погост Липно в 1798 году, как административную единицу, упраздняют, он исчезает с географических карт, а Никольский храм приписывают к Сковородскому Михайловскому мужскому монастырю, в составе которого он находился до 1917 года. Храмовая икона свт. Николая Мирликийского была перенесена в соборный храм Архангела Михаила и являлась одной из святынь Сковородского Михайловского монастыря. Тогда Никольский храм был перекрыт четырехскатной кровлей, а в середине XIX века к нему был пристроен притвор с двухъярусной колокольней. К концу XIX века церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

http://sobory.ru/article/?object=01583

13 ноября 1932 митрополит Евлогий совершил освящение Воскресенской церкви. Митрополиту сослужили настоятель храма отец Варсонофий (возведенный по этому случаю в сан архимандрита), иеромонахи Авраамий и Александр, прибывший из Парижа диакон Евгений Вдовенко, а также настоятель греческого Благовещенского храма в Касабланке архимандрит Димитрий, зачитавший поздравление Патриарха Мелетия. На богослужении присутствовали представители гражданских властей и христианских общин Марокко. В декабре 1932 в основном на средства многолетнего старосты прихода А. Ф. Стефановского к храму была пристроена высокая четырехъярусная колокольня, возведение которой стоило 25 тысяч франков. С 1933 при храме стал действовать благотворительный комитет, оказывавший помощь деньгами и вещами русским эмигрантам. Приход в Рабате был всемарокканским и объединял по состоянию на 1931 около 280 семей в разных городах. Приходской хор, созданный усилиями диакона Николая Шкарина и П. П. Шереметева, выступал с концертами по всему Марокко. Одной из самых почитаемых святынь храма Воскресения Христова стала икона св. великомученика Георгия Победоносца, изображенного с Андреевским крестом, доставленная в Рабат из Бизерты (Тунис), куда в 1920 пришла из Крыма Русская эскадра. По краям эту икону обрамляет георгиевская лента, как на матросских бескозырках. В храме появились еще два образа, прошедшие сложный путь с Русской Черноморской эскадрой – иконы свт. Николая Чудотворца и свт. Павла Исповедника. Нескольких икон были привезены архимандритом Варсонофием из Валаамского монастыря. Кроме того, для сооружаемого храма в Рабате были размещены заказы на написание икон в Европе. Так одна из храмовых икон, изображающая св. Георгия Победоносца, была выполнена в 1929 в Париже русским иконописцем В. В. Сергеевым. Во время Второй мировой войны многие российские эмигранты начали сочувствовать идее воссоединения зарубежных приходов с Русской Матерью-Церковью на родине. В 1946 духовенство и общины Марокко приняли решение о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата, архимандрит Варсонофий (Толстухин) принял советское гражданство. Однако часть прихожан не согласились с этим и образовали в Рабате самостоятельную общину в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), для которой в 1950 устроили домовый храм Воскресения Христова, просуществовавший до 1970-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=23678

К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники. В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб. С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии. В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г. Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно. Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492. Лит.: Болховитинов Е. Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр.

http://pravenc.ru/text/154005.html

8 февраля 1942 г. — рукоположение митрополитом Сергием (Воскресенским) в сан диакона в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. 15 февраля 1942 г. — рукоположение в сан иерея с благословением служения в Рижском Свято-Троицком женском монастыре. 5 марта 1942 г. — перевод в Виленский Свято-Духов мужской монастырь, постриг в рясофор. Декабрь 1942 г. — поступление на пастырские богословские курсы при Виленской духовной семинарии. 16 июня 1943 г. — назначение на должность настоятеля Свято-Никольской церкви села Ге- гобросты Паневежисского благочиния Виленской епархии. Апрель 1944 г. — окончание пастырских богословских курсов. 1949 г. — поступление на заочное обучение на третий курс Ленинградской духовной семинарии. 1951 г. — поступление в Ленинградскую духовную академию, по невыясненным причинам отказ от дальнейшего обучения после окончания второго курса академии. 1952 г. — награжден Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом. 1958 г. — по указу Святейшего Патриарха Алексия I возведен в сан протоиерея. 1958 г. — перевод на служение настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на о. Залит. 1958—1998 гг. — бессменное служение в Никольском храме. 1962 г. — награждение палицей Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. 1967 г. — награждение крестом с украшением Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I ко дню Святой Пасхи. 19 мая 1970 г. — отошла в вечность на 87м году жизни мать отца Николая Екатерина Стефановна. 1975 г. — награждение митрой и правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1979 г. — награждение правом совершения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1997 г. — награждение орденом св. блгв. кн. Даниила Московского. 19 декабря 1998 г. старец отслужил свою последнюю литургию в родном храме свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/rodnusha-moya-i...

В 1909 г. В. м. был возобновлен как женский, в 1916 г. в нем жили игумения, 4 монахини, 3 послушницы и 37 мирянок, при обители действовала церковноприходская школа. В. м. получил имущество, к-рым он владел до 1844 г., в нач. XX в. обители принадлежало ок. 33 дес. земли, мельница на р. Колокше у с. Ставрова, оз. Сковородино близ Владимира. В 1916 г. В. м. располагал капиталом 3300 р., получил доход 9478 р. А. В. Маштафаров Монастырские здания Деревянная монастырская ц. во имя свт. Николая Чудотворца упоминается с кон. XV в. В 1517-1519 гг., при игум. Пафнутии, в В. м. велось строительство каменного собора: с мая 1517 г. шло изготовление кирпича, 2 мая следующего года состоялась закладка, 2 окт. 1519 г. храм был освящен. Заказчиком являлся архим. Юрьева новгородского мон-ря Иона, вероятно бывш. инок В. м. Вел. кнг. Соломония Юрьевна (см. София , прп.) пожаловала на строительство 4 печи для обжига извести. Собор строили архитекторы («мастера москвичи») - Стефан Фрязин, Иван Рябина, Иван Корелка и Василий Волочанин. (Уникальное известие о строительстве сохр. в кратком монастырском летописце при Минее служебной на октябрь - ГИМ. Син. 498. Л. 221 - см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 97, 447.) А. А. Турилов Волосов монастырь во имя свт. Николая. Фотография. 2004 г. В 1723 г. на средства А. А. и Г. А. Владыкиных на месте разобранного Никольского храма началось строительство нового. Согласно описям 1751 и 1763 гг., холодный одноглавый каменный Никольский собор с колокольней был построен «осмериком»; имел 4-ярусный золоченый иконостас. В 1723 г. над входом в храм возвели «осьмериком» каменную колокольню с 8 колоколами и часами. В XIX в. собор неоднократно ремонтировался. Не позднее 1511 г. появилась трапезная теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского, к сер. XVIII в. отстроенная в камне. После 1775 г. в ней был устроен придел во имя равноапостольных Константина и Елены. Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. возвели каменную надвратную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1754 г. храм из-за ветхости разобрали. Новый храм был построен в 1775 г., неоднократно перестраивался, был освящен 27 сент. 1893 г.

http://pravenc.ru/text/155175.html

Муниципалитет Ниццы в память об умершем назвал близлежащую улицу бульваром Царевича. При освящении часовни присутствовал брат покойного – вел. кн. Александр Александрович, будущий Император Александр III. На месте, где стояла кровать Цесаревича, лежит черная мраморная плита и чугунный крест, а также стоит небольшой алтарь, рядом с которым помещены иконы свт. Николая, Рождества Богородицы и Воскресения Христова, подаренные Венценосными родителями. К концу XIX века Ницца стала одним из любимых курортов русской аристократии и богатых людей. Русская колония быстро росла, и потому возникла потребность возвести в городе еще один храм, наряду с приходской церковью свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры, которая была «не безопасна от пожара и тесна». Уже в 1874 высказывалась мысль о новом храме на вилле Бермон, так чтобы «самая часовня могла бы послужить алтарем». Заботой местных русских иметь «настоящий, большой храм с куполами и колоколами, со всем величием византийско-русской церковной архитектуры», прониклась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, которая отдыхала в Ницце в 1896 вместе с детьми – Цесаревичем Георгием, больным чахоткой, Михаилом и Ольгой. Пожертвовав 3 тыс. франков, она взяла под свое Августейшее покровительство образованную в 1899 строительную комиссию нового храма, которую сперва возглавлял герцог Г. М. Лейхтенбергский, с 1907 – посол А. И. Нелидов, с 1909 – обер-гофмаршал кн. С. М. Голицын. За три года было собрано 80 тыс., но на строительство требовалось вдвое больше. Между тем, выяснилось, что старый храм, который вначале думали расширить, не поддается «никаким художественным изменениям». Составить проект новой церкви комиссия поручила известному зодчему – акад. М. Т. Преображенскому, который использовал хорошо ему знакомый стиль московских и ярославских церквей XVII века, популярный в те годы в самой России. Когда проект был в 1901 одобрен и строители стали рыть котлован, оказалось, что грунт на приобретенном комиссией год назад угловом участке на улице Верди не сможет выдержать тяжести кирпичной постройки. Положение спас Император Николай II, выделивший 120 тыс. франков и подаривший в 1903 в парке виллы Бермон, новое место «пространством более десятины», которое было расширено благодаря дару француза Гея.

http://sobory.ru/article/?object=00633

Младший мой сын, Александр, служит священником в Колпине, в маленькой часовне Свт. Николая Чудотворца. На него возложена также задача – по мере возможности вести подготовку к строительству нового храма на месте уничтоженной советской властью церкви Святой Троицы. Одной из главных святынь этого храма был чудотворный образ Святителя Николая, ныне находящийся в Свято-Троицкой церкви “Кулич и Пасха”. Как он там оказался? Как известно, в 1937 году колпинский храм Святой Троицы был закрыт, но чудотворный образ был укрыт от поругания и уничтожения благочестивыми прихожанами. Где он находится, никто не знал. А в Колпине были две сестры, Пелагия и Параскева, известные своим праведным образом жизни. И во время Великой Отечественной войны, когда Питер был окружен немцами, к одной из сестер во сне явился Святитель Николай и велел ей пойти в Саблино и взять его образ, который находится в часовне на кладбище, в кощунственном состоянии. А она села на кровати и говорит: “Святитель Николай, куда же я пойду? Я с голоду опухла и по комнате едва передвигаюсь, где мне столько километров пройти?!” А на другую ночь Святитель опять к ней явился: “Параскева, я тебе говорю: вставай и иди!” Делать нечего, встала, стала расхаживаться, вроде бы полегчало. На третий день оделась, обулась, перекрестилась, упала на колени перед иконами, поплакала – пошла… “Представьте себе, – рассказывала потом, – перехожу нашу линию фронта, перекарабкиваюсь через окопы – никто меня не видит и не слышит. А дальше немецкая линия – там то же самое. Как шла – сама не помню. Но дошла до этой часовни в Саблино. А часовня загажена, в отхожее место превращена. И там на полу нашла образ Святителя Николая. Подняла, вымыла снегом и понесла домой. И вновь так же невидимой и неслышимой перешла обе линии фронта. Потом Параскева передала этот образ в церковь “Кулич и Пасха”… Жили сестры в нищете, так священник о. Федор Цибулькин назначил им денежное пособие от церкви на пропитание. Это его Николай Угодник надоумил. И в дальнейшем Святитель этим сестрам чуть ли не нянькой был.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

С XIX в. состав братии мон-ря был стабильным - настоятель, ок. 4 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и неск. послушников. После учреждения общежития в 1823 г. произошли изменения. Кроме настоятеля в К. м. назначались казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 8 монахов. В 1869 г. кашинской купчихой 1-й гильдии А. В. Ванчаковой в пользу К. м. был пожертвован капитал - 63 тыс. р. серебром с условием, что настоятель мон-ря получит сан архимандрита. По представлению архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) об указанном вкладе в обитель в Синоде было вынесено определение: уважая древность и святость К. м. и принимая во внимание пожертвованный Ванчаковой капитал, Синод разрешал учредить в мон-ре архимандритию. 2 нояб. 1869 г. строитель мон-ря игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита. В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. значились: настоятель-архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 послушника и 7 чел., живущих на испытании. Среди выдающихся насельников К. м. были прп. Макарий Калязинский и, возможно, его современник прп. Ефрем , основатель Перекомского мон-ря Новгородской епархии, а также схим. Сергий Клобуковский (Ансимов). В К. м. проживал почитаемый пастырь иером. Дионисий (Богословский; 1814-1896), служивший духовником кашинского Сретенского жен. мон-ря. Храмы и другие постройки. Наиболее ранние сведения о соборном храме во имя свт. Николая Чудотворца сохранились в писцовой книге 1628/29 г. Прокофия Бестужева и подьячего Данилы Баранцева: «Монастырь Николая Чудотворца Клобуков, что в Кашине, у посаду на реке Кашинке, а на монастыре храм во имя Николы Чудотворца» ( Архангелов. 1909. С. 11). Из текста следует, что на то время и, вероятно, ранее в К. м. действовала одна церковь. Постепенно ветшавший деревянный собор просуществовал до 2-й пол. XVII в. и был скорее всего разобран в связи с началом строительства в 1664 г. каменной церкви (неизвестны источники даты, указанной С. А. Архангеловым) на средства вкладчиков, землевладельцев Кашинского у. Стефана Евстафьева Ансимова (в монашестве Стефан, в схиме Сергий; † 18 авг. 1669) и его «посестреницы» (названой сестры) Матроны Григорьевой (в монашестве и схиме Марфа; † 29 дек. 1699) (см.: Там же. С. 16). Сомнительно утверждение историков, что строительство храма было закончено к 1670 г. Позже на средства неизвестных благотворителей рядом с Никольской ц. была построена более вместительная Троицкая. В результате Никольская ц. стала придельной при одноглавом Троицком храме.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010