В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией Матери – Калужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

1 декабря 1946 в Свято-Троицкий монастырь прибыло из Европы пополнение: 12 членов братства преп. Иова Почаевского во главе с епископом Серафимом (Ивановым), которого избрали настоятелем. Среди прибывших был известнейший иконописец иеромонах, позднее архимандрит, Киприан (Пыжов), организовавший в монастыре иконописную школу. К 1947 нижняя церковь собора была готова, и 14 ноября 1948 она была освящена архиепископом Виталием (Максименко) во имя преп. Иова Почаевского. Окончательно строительство и внутреннюю отделку Троицкого собора закончили к осени 1950. Настенная роспись и иконы были выполнены о. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиаконом Алипием (Гамановичем). Трехъярусный иконостас верхнего храма сооружен по проекту о. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиаконом Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиакона Алипия иеродиаконом Пименом (Качаном). 26 ноября 1950 состоялось освящение всего Троицкого собора, которое возглавил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский). К осени 1960 к восточной части собора были пристроены притвор, увенчанный куполом, и величественный вход с большой двойной папертью. Над дверями написан образ Божией Матери «Знамение», на фронтоне, венчающем вход в храм, над крытой папертью – образ Св. Троицы. Пристройка и храм расписаны в одном стиле. В 1962 была закончена роспись притвора. С западной стороны, слева от паперти, сооружена часовня преп. Серафима Саровского. В 1961 к алтарной части были пристроены понамарка и ризница, расширенные в 2001. Среди множества святынь, хранящихся в Троицком соборе, особо почитаются переданные Патриархом Сербским Варнавой и хранящиеся в отдельном ковчеге частица Креста Господня, камень от Голгофы. На правой стене находятся иконы с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского, свт. Феофана Затворника; на левой стене – икона с нитью от пояса Богоматери (дар Анановых из Бейрута архимандриту Константину Зайцеву 28 ноября 1953), икона прмц. Елисаветы Феодоровны и мц. Варвары с частицами мощей и др. Перед правым клиросом находятся иконы с мощами мч. Трифона и архиепископа Сербского свт. Арсения; перед левым – икона с мощами св. прав. Иоанна Кронштадтского, ниже – пояс кронштадтского пастыря. На аналое перед левым клиросом находится икона свт. Иоанна (Максимовича) Шанхайского с частицей мощей. В соборе также находится икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей, которой император св. Николай II благословил Государственную думу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Во 2-й пол. XII в., до гибели Андрея Боголюбского, Б. м. являлся, по-видимому, скромным домовым богомольем князя и его семьи и мог располагаться где-то в юж. части замка, близ совр. Благовещенской трапезной церкви. Преемники кн. Андрея, утратив интерес к приходившей в упадок загородной резиденции, обосновались во Владимире, и уже к нач. XIII в. мон-рь, вероятно, занимал практически всю территорию бывш. замка. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что свт. Иоанн был погребен у Рождественского храма «вместе с прочей братиею», т. е. у бывш. придворного собора к 1214/15 г. уже существовало монастырское кладбище. Сведения по ранней истории мон-ря скудны и отрывочны. В 1174 г. Боголюбово было разграблено заговорщиками, убившими кн. Андрея, через 3 года подверглось опустошению при нападении рязанского кн. Глеба. Мон-рь был, по-видимому, разорен в 1238 г. монголо-татарами, возможно, пострадал в 1293 г. при совместном нападении кн. Андрея Александровича Городецкого и татар на Владимир, в 1382 г.- при походе хана Тохтамыша и в 1411 г.- при нашествии на Владимирскую землю царевича Талыча, однако не приходил в окончательное запустение. В 1263 г., при перенесении мощей вел. кн. св. блгв. Александра Ярославича Невского из Городца во владимирский Рождества Богородицы муж. мон-рь, св. мощи встречали в Боголюбове митр. Кирилл «с чином вкупе церковным», «князь, и бояре, и весь народ, мали и велицы». В 1360 г. Б. м. посетил Московский митр. свт. Алексий , основавший тогда же в соседнем с. Добром (ныне район Владимира) Константино-Еленинскую обитель; после 1364 г. свт. Иоанн , еп. Суздальский, удалился на покой в Б. м., где и скончался в 1373 г. (погребен в суздальском кафедральном соборе Рождества Богородицы). По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 3 нояб. 1687 г. Б. м. стал Патриаршим домовым мон-рем, в 1753 г.- синодальным, позднее перешел в ведение Владимирских архиереев, с 1882 г. до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 г. причислен к 3-му классу, в 1872 г.- ко 2-му, в 1891 г.- к 1-му. Со времени основания управлялся игуменами, с 1799 г.- архимандритами. В 1-й пол. XIX в. к Б. м. был окончательно приписан храм Покрова на р. Нерли, в 1857 г.- Константино-Еленинский, в 1874 г.- Волосов во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ри. Храмы и др. постройки

http://pravenc.ru/text/149505.html

10 окт. 1914 г. пострижен ректором академии Ямбургским еп. Анастасием (Александровым) в монашество с именем в честь свт. Николая Мирликийского. 11 окт. рукоположен еп. Анастасием во диакона, 12 окт.- во иерея с причислением к академическому храму Двунадесяти апостолов. 26 окт. определением Синода командирован на театр военных действий духовником-проповедником санитарно-питательного поезда. 27 нояб. того же года переведен исполняющим должность полкового священника в лейб-гвардии Финляндский пехотный полк, действовавший в составе войск Юго-Западного фронта. 17 дек. 1914 г. из-за заболевания ревматизмом с осложнением на сердце эвакуирован в Петроград на излечение. Определением Синода от 18-19 авг. 1915 г. назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Петроградской ДС (до сент. 1918). Также с 12 дек. 1916 г. служил настоятелем новопостроенного храма свт. Николая Чудотворца при Николаевской детской больнице на Каменноостровском проспекте (до 26 февр. 1917). 3 дек. 1918 г. назначен исполняющим должность настоятеля Петропавловского собора г. Петергофа Петроградской губ. (ныне в составе С.-Петербурга). Организовал приход вокруг бывш. дворцового храма, чтобы не допустить его закрытия. В зимний период из-за невозможности отапливать собор службы переносились в соседнюю Крестовоздвиженскую ц. При Крестовоздвиженском храме с янв. 1919 г. стараниями Н. было возобновлено преподавание Закона Божия. 15 авг. 1919 г. принят в число братии Александро-Невской лавры с назначением правителем дел Духовного Собора, но ввиду возвращения к обязанностям настоятеля петергофского Петропавловского собора в должность не вступил. 27 дек. 1919 г. был назначен исполняющим должность наместника Александро-Невской лавры. 28 дек. того же года возведен в сан архимандрита. Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона и Синода от 5 марта 1920 г. утвержден наместником Александро-Невской лавры. 23 янв. 1920 г. избран ректором создаваемого Петроградского богословского ин-та, но через неделю отказался от должности.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

2. До 1803г. в Батуринском монастыре теплая церковь была деревянная ветхая, а в 1803г. выстроена каменная теплая церковь, которая была освящена в 1804г. При этой церкви первоначально находилась общая монастырская трапеза, от чего помещение внутри церкви было довольно тесное. Позже трапеза для монашествующих была устроена в другом месте. Стена, отделявшая церковь от трапезы, разобрана, и церковь сделалась гораздо обширнее, благолепнее и светлее. Эта перестройка произведена в 1858г. игуменом Августином. Стены внутри церкви расписаны еще в 1811г. при игумене Гервасие. Иконостас в один ярус, покрыт краскою и по местам позолочен. При входе в церковь, с правой и левой сторон, устроены две кладовые для хранения ризницы. 3. Деревянная на каменном фундаменте о трех куполах небольшая церковь во имя святителя и чудотворца Николая на месте древнего Крупицкого монастыря. Построение сего храма относят к 1746-1749гг. в 1800г. графиня Апраксина, как по уважению к свт.Димитрию, так для поминовению супруга своего, графа Николая Феодоровича, погребенного в скиту, доставила игумену Феодосию средства исправить и возобновить храм свт.Николая: под стены храма был положен каменный фундамент, пол устроен кирпичный, сделаны новые окна и прочее. Внутренность храма – без всяких украшений, даже иконостас – без позолоты, но это еще больше дает цены храму древней простоты. На западной стороне небольшие хоры с ходом снаружи храма; на них уединялся св.Димитрий для молитвы. 4. До 1825г. в Крупицком монастыре была деревянная колокольня, дубовая. В 1823г. игуменом Гервасием заложена была каменная и окончена спустя 2 года. Колокольня по недостатку средств выстроена была в два яруса, некрасиво и не прочно. Нижний ярус построен был из кирпича очень старого, оставшегося от зданий, разрушенных в шведскую войну. Игумен Августин решился было довести высоту колокольни до надлежащего размера: но оказалось, что большая часть ее построена без извести, вместо которой употребляли глину; потому принужден был разобрать ее до основания и по новому плану выстроена колокольня прочная и красивая. На ней было 7 колоколов, больший - в 100 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=11750

История Христорождественского храма в селе Рождество свое начало берёт с 1768 года, когда усердием прежде бывших крестьян Боровского Пафнутьева монастыря была построена первая, на тот момент деревянная церковь с одним холодным престолом, освященным в честь Рождества Христова. Это была 4-х ярусная одноглавая церковь, построенная по типу " восьмерик на четверике " . При храме была построена также деревянная колокольня. В 1867 году церковь была обновлена и тогда, видимо, под неё был подведён каменный фундамент, а на храме появился тёс. Рядом с ней была заново построена каменная колокольня, которая при строительстве в конце XIX века каменного храма была разобрана. Ныне стоящий в селе каменный храм был заложен 10 июля 1894 года к востоку от деревянной церкви, а к западу – колокольня. Церковь строилась в византийском стиле архитектором Виктором Александровичем Мазыриным на средства прихожан и благотворителя-попечителя коммерции советника А. А. Недыхляева. На закладной доске было начертано: " Сей храм Рождества Христова заложен в царствование Государя Императора Александра III Александровича при святительстве Александра Епископа Калужского и Боровского строителями Кириллом Ивановичем, Наталиею Семеновною и сыновьями их Сергием и Николаем Кирилловичами Лебедевыми, Андреем Софроновичем Софроновым, священником Иоанном Семеновичем Низяевым, Аграфеною Сидоровной Сидоровой, архитектором Виктором Александровичем Мазыриным и председателем строительного комитета Алексеем Александровичем Недыхляевым " . Каменный храм был закончен строительством в 1897 году; главный его престол в честь Рождества Христова был освящён 20 сентября. Левый придел в честь свт. Николая Мирликийского чудотворца освящён в память и в день святого коронования Императора Николая II 14 мая 1896 года. Правый придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - 5 декабря 1899 года. В 1897 году приходу церкви Рождества Христова Императором Николаем II была дарована икона свт. Николая Мирликийского, торжественно встреченная в селе Наро-Фоминское. Она была размещена в иконостасе Никольского придела и являлась самой почитаемой святынью храма (ныне святой образ утрачен).

http://sobory.ru/article/?object=01599

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками». Недалеко от храмов на Рудне с древних времен находится святой источник Казанской иконы Божией Матери. Вода источника обладает целебной силой и до сих пор почитается и в среде старообрядцев разных согласий. По преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Ныне эта икона находится в храме Рождества Богородицы и почитается чудотворной. Каждый год 21 июля совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. В первой половине XVIII века рядом с этой церковью стояла церковь свт. Николая Чудотворца. До сих пор среди особо почитаемых святынь находится образ свт. Николая Чудотворца. В 1781–1782 годах оба храма были построены заново, зимняя церковь была освящена в честь Рождества Христова а летняя церковь, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была построена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21206

В церкви Рождества Богородицы богослужения были прекращены только в 1938 году. Впоследствии в здании храма размещались цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду - по огородам. Последней исчезла черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых. Страшно было смотреть на развалины храма но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма - после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года - в самом храме. Текст с официального сайта храма http://www.aniskino.orthodoxy.ru/ Кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1738-1742 гг. (по другим данным, 1758 г.) на средства полковника А.Г.Плещеева вместо прежних деревянных, существовавших в XVI-XVIII вв. на соседнем Дмитриевском погосте. От этого периода сохранился основой объем типа " восьмерик на четверике " с алтарной апсидой. В 1808-1813 гг. были выстроены трапезная с приделами свт.Николая Чудотворца (южный) и свт.Алексия Митрополита (северный), а также колокольня со шпилем, в стиле ампир, тогда же изменен декор первоначальной части. В 1938 г. (по другим данным, в 1941 г.) церковь была закрыта, до 1970-х гг. использовалась в производственных целях. Затем здание было заброшено и разрушалось. В 1989 г. церковь была возвращена верующим и ныне восстановлена. Святынями храма являются иконы, привезенные из Иеруалима и со Святой горы Афон, частицы мощей святых угодников Божиих. Использованы материалы сайта " Храмы России " . Церковь Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Щелковский район, с.Анискино, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9).

http://sobory.ru/article/?object=00759

Для возведения стен собора использовали инкерманский камень. Отдельные детали и углы облицованы крымбальским камнем. Вход в храм выполнен в виде закрытой галереи с крыльцом. Отдельный вход в виде крыльца устроен и со стороны северного придела. В мае 1916 года в склепы нижнего храма были временно помещены останки лейтенанта Петра Шмидта, моряков крейсера «Очаков» Сергея Частника, Александра Гладкова, Никиты Антоненко. В ноябре 1923 года состоялась торжественная церемония перезахоронения останков революционеров на городском кладбище Коммунаров. В годы Второй мировой войны здание храма, как и весь центр Севастополя, пострадало от бомбежек. Прямым попаданием снаряда был разрушен южный придел. После войны здание частично восстановили. Богослужения в Покровском соборе проходили до 1962 г. В 1962-1969 гг. в здании храма располагались Севастопольский архив и спортивный зал. В 1969 году храм был полностью отдан под архив. Вскоре с него сняли кресты и маковки. Возвращение здания Покровского собора Церкви пришлось на начало 90-х годов. В 1992-м был передан общине верующих и освящен во имя святого великомученика Пантелеймона северный придел собора. В начале 1994 года Церкви было отдано все здание. К 100-летнему юбилею храма завершилось восстановление южного придела, был отреставрирован фасад, маковки и кресты покрыли позолотой. Сегодня Собор Покрова Пресвятой Богородицы является одним из центров духовной жизни Севастополя. Святыни собора: частицы мощей свт. Луки Крымского, св. блж. Матроны Московской, св. прп. Серафима Саровского, св. Ионы Киевского, св. вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, мощи преподобных отцов Киево-Печерских и другие. Источник: сайт Севастопольского благочиния Решение о закладке собора на улице Большой Морской было принято в 1892 году. Разработку проекта и руководить строительством было поручено севастопольскому архитектору, автору многих проектов православных и гражданских построек Крыма, Валентину Августовичу Фельдману, который блестяще справился с поручением задания. Финансирование проекта происходило без помощи казны, на частные пожертвования меценатов, купцов и простых обывателей. Удалось собрать 134 000 рублей. Этой суммы полностью хватило на постройку храма. После окончания строительства в 1905 году чин освящения нарядного пятикупольного храма совершил тогдашний епископ Таврический Николай в сослужении с настоятелем мужского монастыря преосвященным Иннокентием. В октябре того же 1905 года Святейший Синод присвоил храму статус городского собора.

http://sobory.ru/article/?object=03636

В 1883 из города ушли казачьи части, и приход стал состоять из бедных отставных нижних чинов и их семейств. Церковь только когда богослужение совершалось на финском языке, была переполнена местными иноверными жителями. После того как Финляндия стала независимой, русское православное население в Турку резко сократилось, но в город начали переезжать православные карелы. Они по-фински, и потому приход в 1920-е перешел на этот язык. Долгие годы в нем числилось 600-700 человек. Положение сильно изменила эвакуация населения из восточных частей страны накануне и после советско-финской войны. Переселенцы окончательно закрепили господство в общине финского языка. Православным г. Турку дважды угрожала опасность лишиться своего храма. В конце 1920-х - начале 1930-х его содержание стало обременительным для маленького и бедного прихода. Появилось предложение передать здание городу за определенную компенсацию и вместо Него построить скромную деревянную церковь вдали от центра, но этого, к счастью, не произошло, так как сторонники сохранения храма взяли верх при голосовании. Во второй раз угроза возникла в 1950-е, когда храм настолько обветшал, что потребовался срочный капитальный ремонт. Был объявлен сбор средств и ревнителям сохранения храма, в конце концов, удалось провести ремонт под руководством и наблюдением профессора-архитектора Эрика Брюггмана. В настоящее время здание охраняется государством как памятник архитектуры. В церкви много хороших образов. Среди них можно выделить иконы: св. царицы Александры, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца, пожертвованные старостой Александром Дементьевым, а также большие образа на золоченом фоне начала XX века: прп. Серафима Саровского и прп. Арсения Коневского. В правом киоте помещена в серебряном окладе икона Божией Матери, другая икона Богородицы в золоченом лепном киоте пожертвована в 1857 семьей Александры Михайловны Куреткиной. На территории прихода имеются три часовни: свт. Николая Чудотворца (1956) в г. Раума, Воздвижения Креста Господня в г. Сало и Воскресения Христова (1881) на кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=19914

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010