21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Достоверные сведения о насельниках Г. п. XVII в. отсутствуют, 8 сент. 1704 г. в обители принял постриг мон. Иона Суздалец, 7 марта 1705 г.- мон. Моисей Москвитин, впосл. проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митр. Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Г. п. Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 г. в Г. п. проживали 13 иноков, в 1764 г.- строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г.- 35 насельников. В 10-х гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 чел., в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90-х гг. XVIII в. в Г. п. ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в кон. XVIII в., по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Г. п. подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Г. п. «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках». Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Г. п. находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на юж. вратах располагалась чудотворная Глинская икона; теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с 5 колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня, 2 сарая, за оградой - гостиница. В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Ок. 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы ап. Иоанна Богослова , свт. Геннадия I , патриарха К-польского и др.

http://pravenc.ru/text/165143.html

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий, игумен Ватопедский , Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

http://agios.itkm.ru/16166 Церковь строилась в честь 300-летия Романовых, поэтому ее предполагалось освятить во имя свт. Николая Чудотворца Мирликийского и свт.Алексия Митрополита Московского (небесных покровителй Императора Николая II и его наследника Цесаревича Алексея). Именно поэтому при постановке храма на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 176) он именуется " церковь Алексия, Митрополита Московского и всея Руси и святителя Николая Мирликийского " ). Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г. Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Церковь представляет собой кубический храм, завершённый главкой на горке кокошников, с пристроенной с запада звонницей на 15 колоколов, украшенный майоликовыми панно. Храм является любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна), построенным в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы. О годе основания свидетельствует различимая снизу надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана. Церковь является первой в России железобетонной церковью, что открыло новую эпоху в церковном строительстве. После революции храм был разорён, колокольня снесена, маковки на крыше разобраны. Первоначально предполагался к освящению как Николо-Алексиевский, и по ряду сведений так и не успел стать освящённым — революция помешала началу богослужений. В 1938 году настоятель храма митрофорный протоиерей Леонид Флоренский был арестован и в 1939 году сослан в Караганду (Казахстан). Умер отец Леонид в Караганде примерно в 1940 году. В советские годы служил общежитием, складом, на 3-х этажах были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь, склад декораций Московского театра им. Островского. Открыт в 1989 году, освящён как Спасский и отреставрирован. В 2007 году сгорела относящаяся к ней летняя деревянная церковь Гребневской иконы Божьей Матери, заложенная в 1900 году. С 2015 года ведётся строительство новой.

http://sobory.ru/article/?object=00461

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

После разгрома Новгорода шведами в нач. XVII в. храмы Б. м. были разграблены и оставлены без кровель. Согласно описи Новгорода 1615 г., теплая ц. прор. Илии существовала при трапезной палате. Вероятно, она была построена после введения в мон-ре общежительного устава, т. е. после 1552 г. Одноименная надвратная Ильинская ц. XV в. к тому времени была утрачена. В пожаре 1672 г. сгорели кровля и главы Никольской ц. и придела ап. Петра и Павла, а также деревянные трапеза у придела и паперть у главного храма. В 1675 г. Б. м. назван среди степенных новгородских обителей, игумены к-рых заседают выше протопопов Софийского, Знаменского и Никольского. В 1685 г. Б. м. приписали к Дому св. Софии и учредили при нем общественную больницу. К 1749 г. за Б. м. числилось 328 крепостных крестьян. Указом Синода в 1750 г. при Б. м. была организована рус. школа для обучения детей «книгочтению, также чистому и искусному уставом и скоростью письму и церковному пению». Школу предполагалось содержать за счет доходов 3 приписных к архиерейскому дому мон-рей, в т. ч. и Б. м. В 1764 г. Б. м. был упразднен. По описи 1768 г. в нем значились 2 каменные церкви - свт. Николая Чудотворца и прор. Илии, деревянные настоятельские покои и братские кельи, пивоварня, баня, вновь выстроенный для Великолужского полка лазарет и др. постройки. Ц. прор. Илии, вероятно, вскоре была разобрана, Никольская ц., обращенная в приходскую, приписана к Зверину мон-рю . По сведениям архим. Макария (Миролюбова) , в сер. XIX в. в Никольской ц. хранились списки древних икон из Софийского собора, в т. ч. чудотворной иконы свт. Николая из Николо-Дворищенского собора. Единственная сохранившаяся до наст. времени от монастырского комплекса т. н. ц. Николы Белого находится в Неревском конце Новгорода в 250 м к северу от вала Окольного города. В годы Великой Отечественной войны ц. Николы Белого была сильно повреждена, после восстановления в ней находился склад. В 1963/64 г. под рук. НСНРПМ были осуществлены научно-исследовательские работы и произведена частичная реставрация памятника, подтвердившие летописную запись о возведении храма в 1312-1313 гг. и позволившие выявить основные этапы перестроек, выполнить его графическую реконструкцию на XIV в.

http://pravenc.ru/text/77966.html

В 1937 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено. Последний настоятель иерей Михаил Лавров был репрессирован. Здание храма в советское время использовалось под склад совхоза «Будённовец». В 1993 году храм возвращён верующим, но богослужения совершались редко из-за отсутствия постоянного настоятеля. В ноябре 1996 года настоятелем назначен иеромонах Иов (Ануфриев), который трудится в храме по настоящее время. Богослужения совершаются каждое воскресенье и в праздники. Храм имеет один престол, освящённый в честь свт. Николая. Выпускается приходская газета «Православный листок» с выходом два-три раза в месяц. Имеется библиотека храма, насчитывающая около 300 книг и брошюр. Из книги: Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести». - Дмитров, 2005 г. В посёлке совхоза " Будённовец " , бывшее село Даниловское (Никольское) сохранился редкий для Дмитровского городского округа памятник архитектуры в стиле барокко - кирпичная церковь Николая Чудотворца второй половины XVIII в. Впервые село Даниловское упоминается в документах начала XVII века. По сведениям писцовых книг, в первой половине XVII столетия это местечко было вотчиной князей Шуйских: " 1627-1629 годъ ...за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине село Даниловское, Никольское тож; в селе церковь Чудотворца Николы деревянная, а в ней деисус, царские врата, образы, свечи, ризы, книги, колокола и всякое церковное строенье вотчинниково, у церкви во дворе дьячек Васько Матвеев, во дворе пономарь Филипко Афанасьев, во дворе просвирница, да в деревне церковной во дворе поп Кузьма Афанасьев... " , - вот такое одно из первых упоминаний о селений можно встреть в исторических сведениях. Село Даниловское в описываемое время носило ещё одно название - Никольское. Владелец вотчины Иван Шуйский приходился родным братом посаженным на московский престол царя. В 1678 году село принадлежало уже князю Петру Ивановичу Прозоровскому, позже его потомкам. Сохранившаяся до наших дней Никольская церковь построена тщанием князя Ивана Фёдоровича Голицына на месте бывшей деревянной, к тому времени сильно обветшавшей.

http://sobory.ru/article/?object=02800

В дозорной книге 1614 г. находим " ... страшную картину полного запустения и разорения " . В 1627 г. находились " при церкви во дворе поп Яков, да в селе 12 дворов крестьянских, людей 14 человек и 8 дворов бобыльских, в них людей то ж, пашни паханные церковные 4 четверти, перелогом 6 четвертей в поле, в двух потому ж сена 10 копен. Писцы отметили лишь 34 пустоши и 1895 четвертей запустевшей пашни. Однако к концу XVII в., хотя и медленно, положение всё же поправилось: переписные книги 1678 г. зафиксировали в селе 41 крестьянский (154 человека) и восемь бобыльских (19 человек) дворов. На церковь Св. Николая Чудотворца в 1678 г. положено вновь дани 25 алтын 5 денег... В этот период по здешней Никольской церкви село получает второе название - Никольское, которое затем сменяет старое. По переписным книгам 1705 г. значится в селе Кляпове 63 двора. Церковной дани платилось с 1712 г. один рубль, 5 алтын 5 денег (т. е. 1 руб. 17,5 коп.). При церкви свт. Николая Чудотворца были священники Тимофей Мартемянов (1653 г,), Иван Гаврилов (1705-1732), дьячок Тимофей Тимофеев и пономарь Максим Тимофеев (1705-1715). В собственности монастыря село находилось вплоть до 1764 года, когда церковные владения были секуляризованы, а крестьяне стали " экономическими " . По данным 1852 года село находилось в ведомстве Государственных имуществ, в нём значится сохранившаяся до сих пор Никольская церковь. В 68 дворах проживало 245 мужчин и 269 женщин. По сведениям 1890 года, в Никольском-Кляпове числилось 825 жителей. Существующий ныне в Никольском храм построен в 1805 году в классическом стиле. Трапезная храма была капитально перестроена в конце XIX века. Храм был тёплый. В подвале находилась печка. Натапливали так, что пол в церкви был " как парное молоко " . После закрытия в интерьере долгое время сохранялись росписи масляными красками зеленоватого тона. На куполе был виден Спас. Пол был выложен мраморной плиткой - после закрытия церкви многие местные жители выковыривали её для хозяйских нужд. Ограждён был храм красивой каменной оградой, укреплённой на каменных столбах. После войны столбы эти использовались под строительство. Долгое время на территории храма - на кладбище валялись надгробия, одно из которых, по воспоминаниям старожилов, было датировано 1642 годом. Рядом с храмом, на его территории, располагалось 2-х этажное здание: внизу богадельня, наверху трёхлетняя церковно-приходская школа. В богадельне призревались безродные старики, ночевали нищие. Содержались они исключительно на добровольные пожертвования местных жителей - у церковных ворот стояла икона с копилкой. Помогали не только своим, но и чужим. В семье Цицеровых случайно сохранились два замечательных документа. Это справки о сборе средств в селе Никольском и в селе Троицком на благотворительные нужды в 1910 году. Крестяне из своих не таких уж больших доходов жертвовали на построение церквей и школ для переселенцев в Сибирь и на воинское благотворительное общество Белого Креста.

http://sobory.ru/article/?object=05551

Хочется напомнить, что место под строительство Подворья Антониево-Сийского монастыря было предложено Администрацией Санкт-Петербурга. В настоящее время в Комитете по инвестициям находится пакет согласованных документов. Также получено задание Комитета по градостроительству и архитектуре. Не хватает только подписи главы администрации Калининского района. И вот, в это самое время вышеупомянутый глава района отдает землю под строительство спортивного комплекса. Если православные люди выйдут на защиту храма, то им придется бороться со спортом и губернаторской программой. В этом все лукавство ситуации. Мы не хотим, чтобы повторилась недавняя история с часовней свт. Николая Чудотворца на пл. Мужества, где православной общественности пришлось столкнуться с фирмой " Блин-Дональдс " , которая хотела на месте строительства часовни построить ресторан. Петербуржцы, в том числе ветераны, блокадники, встали на защиту часовни. И отстояли ее. Община храма заранее уведомляет власти и общественность Петербурга о том, что православные жители района не против спорта или губернаторской программы, а даже рады соседству со спортивным сооружением. Храм для души, а спорт для тела. Мы против того, чтобы у нас отняли надежду на строительство большого, на 1000 мест, каменного храма Архангела Михаила, остро необходимого в этом районе. Старец протоиерей Николай Гурьянов, благословляя строительство Подворья, сказал, что на это есть Божья воля. Будем молиться, чтобы воля Господа нашего Иисуса Христа свершилась молитвами Его Пречистой Матери и всех святых. Аминь. Община деревянного храма прп. Антония Сийского на пр. Просвещения в г. Санкт-Петербурге. Контактный телефон: (812) 972-23-42. СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Религия и права человека персоналии: Владимир Путин ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_50232.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010