В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина , владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма. При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у. Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III ), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/77282.html

Смешение житий двух ликийских святых с именем Николай произошло, предположительно, в первой половине X века, когда некоторыми анонимными авторами было предпринято дополнение жизнеописания свт. Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Знаменитый византийский писатель второй половины X века, автор нескольких сотен житий святых Симеон Метафраст при составлении жития свт. Николая Мирликийского воспользовался одним из хранившихся в Константинополе списков «смешанного жития», текст которого оказался наиболее полным и содержал повествование о крещении, родителях, паломничестве и другие сведения из жития Николая Пинарского. Высокие литературные достоинства текста блаженного Метафраста сделали его версию жития свт. Николая Мирликийского самой популярной и авторитетной, тем самым на десять столетий «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев. Впервые из текста жития свт. Николая, архиепископа Мирликийского были убраны все факты из жизни другого ликийского свт. Николая Пинарского только в начале XXI века, в новейшей биографии, составленной по благословению Патриарха Алексия II Александром Бугаевским и архим. Владимир Зориным (Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. М., 2001). Заимствованием из жизнеописания Николая Пинарского ученые признают, например, имена родителей святого – Епифания и Нонны, описание крещения младенца, простоявшего два часа в купели, сказание о том, что дядя святого, архимандрит Николай, начал строительство храма во имя Святого Сиона, а племянник его окончил и по посвящении в сан пресвитера создал при этом храме монастырь, чудо укрощения бури во время путешествия в Иерусалим и воскрешения упавшего с мачты юноши по имени Аммоний, и другое. Достоверными же сведениями, по мнению большинства исследователей, является то, что родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос» (Νικλαος)) в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). В этой провинции существовала крепкая христианская община, несмотря на то, что большей частью по своей культуре и внешнему облику регион был эллинистическим, а значит, языческим. Согласно житийной литературе, дошедшей до нас в разных списках латинского, сербского и греческого происхождения, одним из занятий семьи будущего святого было управление рыболовецким флотом, и после смерти своих родителей свт. Николай унаследовал хорошее состояние, которое отдал на нужды благотворительности. На какие средства существовал сам свт. Николай, не установлено, но зная то, что он служил при храме, носил очень простую рясу и был великим постником, можно предположить, насколько в малом он нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как известно, именно этот эпизод жития свт. Николая (посещение святынь Иерусалима - гроба Господня и Голгофы, чудо с «отверзением» дверей храма Воскресения, где находился животворящий крест Господень), позволил архим. Антонину (Капустину) усомниться, что будущий архиепископ Мирликийский в IV в. (его путешествие в Палестину обычно датируется примерно 300 г.) мог посещать святыни, которые были «приведены во всеобщую известность», по крайней мере, несколько десятилетий спустя. Речь идет об обретении Креста равноапостольной царицей Еленой, воздвижении и освящении храма Воскресения Господня в 335 г. и т. п. Исследователь сделал вывод, что произошло смешение житий двух соименных святителей ликийских: свт. Николая Мирликийского, жившего в IV в., и свт. Николая Пинарского, архимандрита Сионского, жившего два века спустя и действительно совершившего две паломнические поездки на Святую Землю, описанные в его житии (2). Это последнее житие, получившее в литературе наименование «иного жития», было обнаружено еще в 1721 г. в Ватиканской библиотеке кардиналом Николаем Фальконием (3). Архим. Леонид (Кавелин) сличил перевод «иного жития» у архим. Антонина с житием свт. Николая, хорошо известным отечественным историкам по рукописным сборникам XV-XVI вв., и предположил, что это житие является русским переводом «иного жития», но свт. Николай здесь именуется архиепископом Мирликийским и его жизнь относится к IV в. Сопоставительный анализ послужил одним из оснований для отрицания мнения о существовании двух Николаев Чудотворцев (4). Впоследствии было установлено, что житие свт. Николая Симеона Метафраста (X в.) находится с «иным житием» в сложных взаимовлияниях (5), а смешение образов обоих святителей, скорее всего, происходило еще на византийской почве (6). Симеон Метафраст в своем житии свт. Николая закрепил такую контаминацию и невольно поддержал древнерусскую паломническую традицию ссылкой на авторитет, пожалуй, самого популярного в Древней Руси святого. К тому же еще в 1871 г. В. О.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Т. о., наиболее вероятным временем возникновения обители является XVI в. Свое название пустынь получила от р. Одрины, притока р. Песочни, на берегу к-рой находилась ц. свт. Николая Чудотворца (Краткое описание. 1895. С. 3). Пустынь точно существовала в 1602 г., что следует из указа 1782 г. межевой конторы Курского наместничества карачевскому уездному землемеру подпоручику А. Бурнашёву, к-рому предписывалось «исполнить следующее: «Одринской пустыни, которая на плане под 1, поелику споров от нея никуда производимо не было, к тому же она по писцовым книгам 1626 и 1627 и дозорным 1654 годов, писана и приурочена к речкам: Одрине, Песочни, от устья речки Ямской вверх Песочни по обоим берегам до верху и на обе стороны с упалыми реками до верховья речки Почаевки,- по силе конторской инструкции 4-й гл. 1 и 2 пункт утвердить межу по бывшему до 1602 года владению» ( Красовский. 1872. С. 4-5). Согласно Дозорной книге Карачевского у. 1614 г., ц. свт. Николая Чудотворца была к моменту ее составления приходской (Дозорная книга. 2004. С. 243). Г. И. Холмогоров отметил упоминания храма в 1628 г. («Великаго чудотворца Николы в селе Одрине положено дани 6 алтын с деньгою десятил. и заезду 2 алтына») и в 1693 г. («201 г. у сей церкви 2 двора поповых, двор дьячка, 18 помещичьих, 27 крестьянских, всего 48 дворов, церковной земли 20 чети сена 30 копен») ( Холмогоров. 2010. С. 351). Кон. XVII в.- 1924 г. В 90-х гг. XVII в. дворяне Карачевского у. вынашивали идею о возрождении монастыря. Одним из главных фундаторов выступал думный дворянин С. П. Неплюев, движимый благодарностью за исцеление сына Георгия в 1676/77 г. В 1697 г., еще до офиц. восстановления обители, упоминается ее строитель старец Маркелл ( Красовский. 1872. С. 6), у к-рого возникла тяжба со священниками приходской ц. свт. Николая Чудотворца с. Одрина. Мон-рь был восстановлен решением патриарха Московского и всея Руси Адриана от 21 апр. 1699 г. ( Холмогоров. 2010. С. 351-352), тогда же, по всей видимости, было получено разрешение патриарха на строительство в обители храмов. Расцвет О. Н. м. в нач. XVIII в. связан с именем строителя (впосл. игумен) Варнавы (22 окт. 1705 - 24 сент. 1720), переведенного в обитель из Свенского Успенского монастыря. После освящения в О. Н. м. в 1710 г. соборной ц. во имя свт. Николая Чудотворца туда из одноименной приходской деревянной церкви (разобрана в 1760; см.: Красовский. 1872. С. 10. Примеч. 2, 3) был перенесен явленный образ свт. Николая. 24 сент. 1720 г. обитель была разорена разбойниками, при этом в результате пытки огнем погиб игум. Варнава.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель.  Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года). Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека. Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».

http://sobory.ru/article/?object=60689

По его сведениям, икона была обновлена в 1751 г. на средства Зазы Панаскертели-Цицишвили и его супруги Туты ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 217). Упоминания о К. как о действующем мон-ре в документах и трудах историков XIX - нач. XX в. отсутствуют. Однако известно, что в 1849 г. кнг. Тинатин Георгиевна Цицианова (Цицишвили) пожертвовала «в Кинцвиси» икону свт. Николая. Очевидно, имеется в виду ц. во имя свт. Николая, к-рая в XIX в. была открыта. В 20-х гг. XX в. Г. Бочоридзе перенес в Тифлис отдельные фрагменты этой иконы, сильно поврежденной (местонахождение неизв.) ( Бочоридзе. 2011. С. 266). На протяжении XX в. К. неск. раз реставрировался. В основном обновляли кровли церквей свт. Николая, Пресв. Богородицы и вмч. Георгия; также была произведена консервация уцелевшей части ц. Пресв. Богородицы. В 1964-1966 гг. фрески храма свт. Николая были расчищены и укреплены реставраторами Ш. Абрамишвили и К. Н. Бакурадзе. В мае 1997 г. монастырская жизнь в К. была восстановлена. Сначала К. действовал как жен. мон-рь, с 2001 г.- как мужской. В 2001 г. Международный центр искусств закончил консервацию и основные реставрационные работы в ц. свт. Николая. В 2003 г. работы по сохранению уцелевших фрагментов стенной росписи были произведены в ц. Пресв. Богородицы. В кон. XX - нач. XXI в. на территории монастыря было построено неск. зданий, в т. ч. келейный корпус. В 2011 г. была восстановлена звонница. В обители подвизаются 12 монахов. Современные настоятели К. иеродиак. Зураб (Зеинклишвили), архим. Исаия (Гогиберидзе), архим. Шио (Хардзеишвили) (погиб во время автокатастрофы 19 нояб. 2006), архим. Георгий (Едилашвили), игум. Симеон (Цакашвили), игум. Гедеон (Тибилашвили), иером. Андрей (Гвехидзе). Г. Чеишвили Архитектура Монастырский комплекс включает 3 церкви и ворота со звонницей над ними (6,3×6,15 м, высота 11 м), расположенные к северу от главного храма К. В центре монастыря находится кафоликон во имя свт. Николая Чудотворца. Это крестово-купольный храм (19,7 ´ 14 м (без поздних притворов), высота 24,3 м) типа вписанного креста.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Информация с сайта: www.pavel-prusskiy.ru Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца. Освящение придела в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский, освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.). К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел. К 1930-му году единоверческая община в передней, Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

http://sobory.ru/article/?object=03338

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва) В 1917 г. И. успешно закончила гимназию, в 1917-1920 гг. занималась в студиях художников Ф. И. Рерберга и А. П. Хотулёва. С 1920 по 1929 г. преподавала рисование в школе 1-й ступени Рогожско-Симоновского р-на Москвы. В 1929 г. поступила в Объединение научно-технических издательств и работала в Горном, Геологическом и Энергетическом издательствах художником-графиком до 1954 г. И. почти ежедневно посещала ц. свт. Николая, где под рук. прав. Алексия увеличивалась община верующих, искавших духовного утешения и совета. В 1919 г. Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины), между духовными детьми старца были распределены послушания. И. была поручена ризница, в ее обязанности входило следить за порядком во время исповеди. Прав. Алексий благословил И. писать иконы. В это время ею были созданы: «Св. Троица» (1921, ц. свт. Николая в Клённиках), «Мц. Павла» (1920) и «Прп. Досифей» (1923) из частного собрания, Феодоровская икона Божией Матери, с избранными святыми, чтимыми в ц. свт. Николая в Клённиках (1922, известна по фотографии из частного собрания), и др. После смерти прав. Алексия в 1923 г. попечение о пастве и храме перешло к его сыну сщмч. иерею Сергию Мечёву , богословски образованному человеку, знатоку иконы. В сер. 20-х гг. он познакомил И. с реставратором и копиистом В. О. Кириковым , который консультировал ее по технике иконописи. В это время И. выполнила, напр., копию древней Владимирской иконы Божией Матери (местонахождение неизв.). В 1928 и 1929 гг. она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески уже закрытых храмов и мон-рей: в Новгороде - в ц. Спаса Преображения на Нередице, ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, ц. Спаса Преображения на Ильине ул., ц. Успения Богородицы на Волотовом поле, ц. Рождества Христова на кладбище, ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре; в Пскове - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря. И. делала копии росписей Дионисия (1502) в Ферапонтовом мон-ре (с 2010 хранятся в ЦМиАР; одна в частном собрании).

http://pravenc.ru/text/Иулиания ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010