Ведь два порой совершено разных индивидуума со своими привычками, внешними физическими данными, жизненным опытом, наследственностью, должны стать единым целым, и этот союз выше и крепче кровного родства. Ведь между родителями и детьми первая степень родства (единица), а между супругами нулевая (ноль), они являются более близкими родственниками, чем родители и дети. Частично это отражено даже в гражданском законодательстве. Так возможно ли в наше время это единство, это семейное счастье, или оно бывает только в сказках? Жизнь в семье, в браке это целое искусство, ему учатся всю жизнь, умные супруги всегда извлекают пользу даже из ошибок, чтобы улучшить свои отношения, и эти трудности не только не разрушают их брак, но ещё крепче его цементируют. Пора, наконец, начать думать о самых главных вещах в жизни, нельзя жить по инерции. Нужно читать книги, советоваться со специалистами по вопросам семьи, со священниками и самим размышлять над своей супружеской жизнью. Многие конечно постигают эту науку ещё в детстве, на благом примере родителей. Ну, а если не было такого хорошего примера, если не научили в детстве, не дали пример крепкой дружной семьи? Значит самим нужно постигать эту непростую науку, заниматься самообразованием. Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ, человек, много работающий с молодёжью, сделал как-то интересное замечание о том, что, готовясь к браку, люди думают о чём угодно: какого фасона выбрать свадебное платье и костюм, какие купить обручальные кольца, где будет проходить свадебное застолье, то есть о вещах, не имеющих, по большому счёту, никакого значения, и совсем не думают о том: что мы хотим от нашего брака и друг друга, как будем строить наши отношения, и, наконец: как нам сделать друг друга счастливыми? А об этих вопросах необходимо задумываться как жениху и невесте, так и уже зрелым супругам. Сейчас я приведу ряд существительных, которые можно объединить одним общим названием: корабль, костёр, дом, работа, чайник, дерево, борьба, тело, решение, цветок, жертва, команда. Что же между этими словами общего, спросите вы? Ну, разве что дерево и цветок – это растения, ну, а всё остальное не имеет никакой прямой связи. Дело в том, что все эти слова являются названиями, образами, если хотите аллегориями семейной жизни. На примере их постараемся понять, что есть семейная жизнь, как на неё настроиться и как избежать самых распространённых ошибок.

http://azbyka.ru/semya/tri-kita-semejnog...

Закрыть Культ ребенка и его разоблачение или Почему маленькие хорошие человечки с возрастом портятся Протоиерей Максим Козлов   Константин Мацан   09:58 16.09.2013 480 Время на чтение 11 минут Простые вещи - самые трудные. Например, что может быть проще, чем любить детей? Не чужих, даже - своих, собственных, родных кровиночек, без которых мы жизни не мыслим. Казалось бы, и говорить тут не о чем: мы их любим, как никого больше на этом свете. Но... откуда же тогда столько проблем у молодежи? Почему эти, столь любимые нами, дети, вырастая, так трудно находят свой путь в жизни, а порой - и вовсе с этого пути сбиваются? Быть может, мы просто как-то не так их любим? И эта любовь наша на поверку оказывается не любовью вовсе, а чем-то еще, что нам просто очень хотелось бы считать любовью? И наконец, самый главный вопрос: как же родителям правильно любить своих детей? Обо всем этом мы предлагаем читателю порассуждать вместе с нашими авторами. О том, мешает ли строгое воспитание развитию свободной личности, как не «перекормить» ребенка верой и в чем был прав отец блудного сына, мы побеседовали с настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной Москвы протоиереем Максимом Козловым. Фото Елены Сысоевой Это его/ее выбор - Существует мнение, что в основе отношения к детям в современной гуманистической цивилизации лежит «детоцентризм». Вы бы с этим согласились? Как Вы к этому относитесь? - Позволю себе начать несколько издалека. Если мы будем знакомиться с классическим греческим искусством, мы увидим, что в нем фактически отсутствует изображение детей и стариков. Только позже, в эпоху эллинизма (не без прямого или косвенного влияния того мироощущения, в контексте которого будет происходить и апостольская проповедь) появляются скульптуры и маленьких детей, и старых людей. Есть специальный греческий термин «калокагатия», который на русский переводится как «прекрасное и благое». Знаменитый Дискобол, например, воспринимался именно таким. А вот дети и старики в античном сознании такими не были. Они были либо еще несовершенными, либо уже несовершенными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Как не праздновать Хэллоуин? Приближается конец октября, а значит, и волнения по поводу уже не новомодного праздника Хэллоуин. У очень многих родителей встанет практический вопрос: отпускать ли детей на школьное празднование Хэллоуина? 29 октября, 2010 Приближается конец октября, а значит, и волнения по поводу уже не новомодного праздника Хэллоуин. У очень многих родителей встанет практический вопрос: отпускать ли детей на школьное празднование Хэллоуина? Приближается конец октября, а значит, и волнения по поводу уже не новомодного праздника Хэллоуин. Часто его празднуют даже в школах. Кто-то говорит, что тыковки с вырезанными глазками не более духовно опасны, чем сожжение чучела зимы на Масленицу. Кто-то — что это самое настоящее язычество. В любом случае, у очень многих родителей встанет практический вопрос: отпускать ли детей на школьное празднование Хэллоуина? Именно с этим вопросом мы обратились к священнослужителям. Иеромонах Макарий (Маркиш): Отвечу так: в отношении детей — смотреть по обстановке, в зависимости от учителя, отношений в классе, настроения и уровня развития ребенка. Выбирать, что лучше для вашей семьи, здесь и сейчас. А в отношении школы, Департамента образования, Министерства — однозначно активно, энергично, последовательно и упорно: организуйте родителей, пишите коллективные письма, требования, жалобы, нанимайте юристов, обращайтесь с исками в суды всех инстанций. Да поможет вам Бог! Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы: Нельзя перекладывать принятие решения по этому вопросу на детей. Это должны решать родители. И естественно, что большинство светских родителей будет за празднование. Также естественно и то, что празднование этой нечисти категорически нельзя допускать. Поэтому сознательным родителям нужно активно объединяться и противодействовать. И какое бы малое количество несогласных не было, здесь нужно брать не количеством несогласных, а качеством протеста, обоснованным и грамотным. Школа всегда боится скандалов. Значит, надо идти в Департамент Образования, Министерство образования — и активно выражать протест.

http://pravmir.ru/kak-ne-prazdnovat-xell...

Внимание протоиерея Роберта М. Ариды в данной публикации сосредоточено на истории развития чина Таинства Исповеди. С одной стороны, в тексте анализируется взаимосвязь между исповедью, дающей примирение с Церковью, и местной евхаристической общиной. С другой стороны, автор затрагивает вопрос о том, кто мог совершать исповедь в разные исторические периоды, не обходя стороной и тему споров, возникавших на этой почве. Данный текст является попыткой ответить на некоторые основные вопросы, которыми задается человек, интересующийся практикой исповеди в Православной Церкви. Публикация доцента Практической школы высших исследований (EPHE) при Университете Сорбонна (Париж) Вассы Контумы-Контичелло посвящена вопросу о частом причащении и основана на выводах из исследований, проведенных на протяжении 2008–2010 учебных лет. В наши дни в Православной Церкви можно встретить различное отношение к осуществлению таинства исповеди, в связи с чем возникает множество вопросов относительно практической стороны таинства. Для ответа на многие из них архимандрит Иов (Геча) обращается к истории данного таинства. Также автор рассматривает вопрос соотношения исповеди и духовного руководства. Отдельному рассмотрению подвергается терапевтический аспект исповеди. Статья публикуется в рамках дискуссии вокруг проекта документа Межсоборного присутствия  «О подготовке ко Святому Причащению» . Своим мнением относительно проекта документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» делится священник Николай Булгаков. В продолжение общецерковного обсуждения подготовленного в Межсоборном присутствии проекта документа «О подготовке к Святому Причащению» размышлениями о поднимаемых в проекте вопросах в интервью порталу «Приходы» поделился протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья − храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве. В продолжение дискуссии относительно проекта документа Межсоборного присутствия  «О подготовке ко Святому Причащению»  портал «Богослов.Ru» публикует статью иерея Вадима Коржевского.

http://bogoslov.ru/topic/56276

9 мая скоропостижно скончался епископ Якутский и Ленский Зосима. Летом 2008 года группа прихожан храма св. мц. Татианы во главе с настоятелем совершила миссионерскую поездку по Якутской и Ленской епархии. Вместе с миссионерами путешествовал и правящий архиерей. Каким запомнился владыка, рассказывает протоиерей Максим Козлов. Владыку Зосиму мы знали совсем недолго, и знакомство это возникло со специальной целью - ради миссионерской поездки. Главная часть нашего общения проходила в довольно необычной ситуации - мы две недели плыли на корабле по Лене от Якутска до Тикси, до Северного Ледовитого океана. Конечно, этот корабль теперь в особенности хочется сравнить с образом Церкви: там был епископ, там было несколько клириков, там было довольно много мирян - и наших паломников-миссионеров, и сотрудников владыки из Якутска, и команда этого корабля. Были люди, с которыми мы встречались в поселках, названия которых звучат или очень по-советски, вроде какого-нибудь Жиганска, или очень своеобразно - таким нам казался в Якутии Кюсюр.                            Но что интересно: за все это время владыка Зосима помнится не как архиерей, прежде всего, а как человек. Я не знаю, можно ли такое впечатление называть похвалой архиерею. Наверное, в других ситуациях он безусловно мог быть и был другим. Но мы видели просто человека - для меня фактически ровесника. Человека, с которым было хорошо. Видно было, что и ему было хорошо: он радовался этому неожиданному для Якутии теплу и солнышку, которого хватило на все дни нашего путешествия, что там редко бывает. Он был рад рыбалке, радовался песням, которые наши ребята пели, он радовался людям, которые нас встречали, и общению, которое происходило. Радовался разговорам на палубе, радовался, когда со старшей частью миссионеров мы собирались у него в каюте и за рюмкой чая обсуждали какие-то вещи, связанные с церковной жизнью или просто жизнью; переживал, когда возникали трудности с нашим возвращением; детски удивлялся возможностям спутникового телефона, который и в самой глубокой тундре связывал нас с Москвой - с Министерством обороны.

http://pravoslavie.ru/38271.html

На радио «Эхо Москвы» будет выходить просветительская религиозная передача 5 марта, 2011. Редакция " Правмира " Образовательная передача, и там 200-300 тысяч только в Москве ее слушает. Надо находить язык, чтобы слушали представители других групп, там, и атеисты, и все. «Вглядываясь в традиции» — я бы вот так сказал Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своей программе «Без посредников» объявил о начале цикла новых передач религиозно-просветительской тематики. В сетке вещания радиостанции он отвел им время в воскресном утреннем эфире. «В воскресенье мы запускаем очень рисковый проект, хотя меня тут часть народа дружно осудила за этот проект и решила, что я впал в клерикализм», сказал Венедиктов. По его словам, он болезненно переживал, что не смог убедить министра образования и науки А. Фурсенко в опасности эксперимента по введению модулей религиозного образования в средней школе. Как считает главный редактор «Эха», угрозу здесь представляет то, что «дети в одном классе разбегаются по этническим квартирам – ну, понятно, что религия по этническим квартирам – и учат не про других, почему другие себя так ведут, а про себя любимых». Тогда А. Венедиктов придумал проект небольшой пятиминутной  передачи под названием «Вглядываясь в традиции». Участником первой передачи будет протоиерей Максим Козлов, настоятель храма свмц. Татианы. «Мы уже договорились с Русской Православной Церковью, я обратился к пресс-секретарю Патриархии Владимиру Вигилян скому, он мне порекомендовал одного из таких, известных в Москве молодых священников, Максима Козлова. Он будет рассказывать о традициях. Вот, например, в это воскресенье 6-го он будет рассказывать, видимо, про Пост, который начинается, или там про прощенное воскресенье. То есть почему надо так себя вести, почему люди себя ведут, откуда это пошло и что можно и нельзя делать. И так будет каждое воскресенье», сообщил Венедиктов. Передача, по его словам, будет идти в прямом эфире 3-4 минуты, предваряя программу «Родительское собрание». Планируется найти хорошо говорящих представителей других конфессий, католиков, протестантов,  но также и мусульман, иудеев и буддистов, которые будут рассказывать про свои праздники и их смысл. «Но посыл должен быть пафосный от имени конфессии – вот это точно не журналист, читающий Википедию», подчеркнул журналист.

http://pravmir.ru/na-radio-exo-moskvy-bu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чем мне (не) нравится журнал " Фома " Юбилейный опрос 28 мин., 01.01.2008 Прошло пять лет с тех пор, как появился наш «Фома» — православный журнал для сомневающихся. Мы долго думали, что бы такое «юбилейное» поместить в десятый номер журнала. Сначала ничего не приходило в голову, но потом решили провести «юбилейный опрос». Причем провести так, чтобы он не стал всего лишь поздравительным реверансом в открыточном духе «ах-какие-вы-все-молодцы»! На самом деле мы считаем, что праздновать пока особенно нечего. Журнал по-прежнему находится в процессе становления, и нам дейсвительно очень важно услышать критику в свой адрес. Поэтому мы очень обрадовались, когда стали получать искренние ответы. Конечно, не со всеми замечаниями мы можем согласиться: у редакции есть своя принципиальная позиция по ряду вопросов, и мы не намерены от нее отступать. Тем не менее «резать» ответы мы не стали, оставив за собой право ответить на некоторые претензии. Но — все по порядку. Опрос состоял всего из трех пунктов: Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма Святой великомученицы Татианы (при Московском государственном университете): Как Вы считаете, справляется ли журнал со своей миссией? Справляется ли журнал? Смотря с какой стороны к этому подходить. За эти пять лет, кажется, массового обращения российской молодежи и даже московского студенчества не произошло. В этом смысле не только журнал «Фома», но и все, кто занимается внутренней миссией, должны бы себе сказать: «До конца не справляемся». Что-то делаем, но сколько еще людей (в том числе и ваших читателей) так и не стали православными христианами! Так что успокаиваться нельзя. Это с одной стороны. Но есть и иная сторона — Евангельская. Ведь Господь радуется и об одной спасенной овце! Такие спасенные есть. Даже если бы за эти пять лет был всего только один человек, который, прочитав журнал, отстал от своего светского, мирского, атеистического мировоззрения, стал ближе к Церкви, сделался православным христианином, то уже ради этого стоило все начинать, ради этого одного человека. А он-то, конечно, не один, я надеюсь. Так что Бог вам в помощь, трудитесь!

http://foma.ru/chem-mne-ne-nravitsya-zhu...

Было подано на предзащиту 23 работы, успешно защитились 19 соискателей. Количество написавших дипломные работы в семинарии и на СЗО академии в этом году самое высокое за последние годы — 78, из них не защитились 7 человек. Нас радует преодоление психологического барьера у студентов, который появился после значительного ужесточения требований к диссертациям и дипломным работам. Полностью оправдала себя практика предзащит. Примечательно, что впервые в этом году Кафедрой церковной истории была проведена дистанционная предзащита посредством интернет-видеоконференции с Соединенными Штатами Америки. В течение учебного года профессора и преподаватели принимали участие в конференциях и общественно-церковных мероприятиях. Отметим наиболее значимые. Это ежегодные Международные Рождественские чтения, а также XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в которых по традиции принимают участие и члены нашей преподавательской корпорации. 19-21 сентября представители МДА приняли участие в празднованиях 160-летия семинарского храма и 15-летия возрождения Воронежской семинарии. На торжествах Учебный комитет и Московские духовные школы представляли профессора архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Максим Козлов, А.К. Светозарский и В.М. Кириллин. 2 октября в Афинах состоялось открытие греческой версии портала Богослов.ру, а 12 ноября во Фрибургском университете (Швейцария) в рамках Dies Academicus прошла презентация немецкой версии портала. 6 ноября заслуженный профессор МДА А.И. Осипов принял участие в семинаре для преподавателей Основного богословия в Киеве, где также прочитал ряд лекций. 11 декабря в рамках семинара для преподавателей курса «История Православия на Руси» состоялась встреча профессоров МДА В.М. Кириллина и А.К. Светозарского с профессорско-преподавательским составом Киевской духовной академии и других духовных школ Украины. В феврале 2009 года группа преподавателей и студентов Кафедры библеистики Московской духовной академии побывала с археологической экспедицией в ряде исторических мест Святой Земли.

http://patriarchia.ru/db/text/671256.htm...

Что такое повседневное милосердие? Первая ассоциация со словом «милосердие» — помощь в детском доме, интернате, больнице. Но это не всем под силу — как заниматься милосердием семейным людям, у которых работа, дети и постоянная нехватка времени? А ведь бывает и так, что человек готов помогать в больницах и хосписах, но результат такого милосердия – лишь тщеславие в душе. Богоугодна ли такая помощь?   Что такое повседневное милосердие? Первая ассоциация со словом «милосердие» — помощь в детском доме, интернате, больнице. Но это не всем под силу — как заниматься милосердием семейным людям, у которых работа, дети и постоянная нехватка времени? А ведь бывает и так, что человек готов помогать в больницах и хосписах, но результат такого милосердия – лишь   тщеславие в душе. Богоугодна ли такая помощь? На эти вопросы мы попросили ответить священнослужителей, которые не понаслышке знают об этом качестве.   Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ Милосердие нужно понимать так, как говорит об этом Евангелие.   Притча о милосердном самарянине – о том, когда ты видишь, как другому человеку плохо, и ты не можешь пройти мимо, будучи занятым благочестивыми заботами или семейными   попечениями. Хотя бы не пройти мимо. Это может быть один человек, мимо которого мы не пробежали на улице, а вызвали скорую помощь, бабушка в метро, когда мы спешили, но все же остановились, чтобы открыть кошелек и дать ей хотя бы немножко. Ребенок в транспорте, который имеет вид нюхающего клей – мы не сказали себе, что заняты только своими делами, это чужой ребенок и пусть родители за него отвечают. Вот из таких актов, я думаю, милосердие и складывается. Я думаю, что волонтерский труд в больницах, в детских домах, в домах престарелых, если говорить о регулярной основе, то это все-таки труд для молодых, студентов или, по крайней мере, не связанных семейными узами и детьми в особенности. Или же удел людей одиноких. Хотя думаю, что и человек, имеющий регулярное попечение о семье и профессиональные обязанности, может помочь. Скажем, если есть машина, отвезти гуманитарную помощь в детский дом в какую-нибудь другую область. Можно поучаствовать в сборе средств, памперсов или еще чего-то.

http://pravmir.ru/blic-opros-kakim-dolzh...

Спасибо Вам огромное! Дайте Вас еще раз обнять!». Тут и я не отказал себе в удовольствие прикоснуться к красно-потной щеке Апельсинова, но она была холодна и колюча. Слов, кроме междометий, светило атеистической науки не произнесло, но надеюсь, что притчей во языцах, хотя бы на некоторое время, среди своих коллег он стал. Вот такая маленькая месть состоялась. Но вот когда я теперь вспоминаю эту историю, то прошу Бога об одном – чтобы никому из нас, преподающих в духовной школе или преподающим детям в школе Основы православной культуры, никогда не пришлось встретиться с бывшим учеником, который стал бы благодарить за уроки, препроводившие его к безбожию. Потому что об этой ответственности в наше время мы должны особенно помнить. В первой половине 80-х годов, когда мы с о.Артемием учились в МГУ, на историческом факультете преподавал и заведовал кафедрой древних языков блистательный профессор и один из лучших университетских просветителей, христианских, той поры Андрей Вячеславович Казаржевский. Он помнится, конечно, и как блестящий знаток древних языков, и как автор учебника по древнегреческому языку, которым пользуется поколение студентов, как автор курса по языку Нового Завета (невозможно представить, как такое могло состояться в советское время), который он читал филологам, классикам и некоторым другим студентам, но главным образом, как выдающийся просветитель. Его лекции, посвященные русской культуре, архитектуре, которые он сопровождал показами даипозитивов, они собирали всегда полные аудитории. Андрей Вячеславович, никогда не занимаясь тем лобовым миссионерством, через сам рассказ об этих удивительных памятниках как о смысле иконы, о храмах, о нашей истории, подводил своих слушателей к ограде церковной. Мне кажется, методология этих лекций в значительной мере и сегодня сохраняет свою актуальность. При этом сам он был церковным человеком от юности своея, духовным сыном расстрелянного в 1937 году о.Виталия Лукашевича, в самые страшные годы - прихожанином Обыденского храма, человеком, который никогда не отходил от Церкви.

http://radonezh.ru/text/protoierey-maksi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010