Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов Протоиерей Максим Козлов : Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного – Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы». Протоиерей Максим Козлов Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы. С другой стороны, можно вспомнить и ответ преподобного Амвросия Оптинского на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им. Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

http://pravoslavie.ru/94773.html

Но ведь от того, что я с большим усилием и много раз буду бить деревянным молотком по шурупу, он не войдет в бетонную стену. А какой-нибудь работяга без особенных усилий, но с нужными инструментами быстро его вкрутит. Мало того, «мысль изреченная есть ложь», по мудрому слову Тютчева. Если даже вдруг по Божьей милости и сделалось нами что-то поистине доброе, то, помышляя об этом, а — еще хуже — без особой нужды рассказывая, мы погрешаем уже против слова самого Спасителя: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). Относительно следующего года особенных планов не строю. Буду стараться добросовестно нести свои послушания (старые, если не снимут, или новые, если возложат), а в остальном какие планы? «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Важно всякую воинственность изгонять из своего сердца Протоиерей Максим Козлов. Фото: Анна Данилова Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной (Москва) Размышления перед Рождеством располагают к надежде на обновление жизни, и это — главное! Что касается проводов уходящего года, то больше всего радует, что он кончается. Мы, православные, не должны придавать никакого значения мистике чисел, но все-таки утешительно знать, что в нашем Отечестве не произошло ни революции, ни гражданского междоусобия, а в мире не началась третья мировая война. Конечно, на планете не спокойно. Все мы молимся на каждой литургии о мире всего мира. И главное устремление сердца в этой молитве о мире — чтобы у ястребов войны крылышки ослабели, а у голубя мира укреплялись, и он взлетал все выше и все увереннее. В этом смысле мне кажется, что всем нам, православным людям, важно всяческую воинственность, пропаганду войны и иное, связанное с желанием внешней силой кому-то что-то доказать, прогонять из своего сердца и, по возможности, способствовать, чтобы вокруг этого было поменьше.

http://pravmir.ru/itogi-goda-svyashhenni...

Для протоиерея Шаргунова и его последователей, которые строят свою критику на том, что кто-то из участников нынешней выставки участвовал в прошлых, антирелигиозных по направленности художественных акциях, не может быть никакого диалога между Церковью и «богохульным» по определению современным искусством, носителей которого священник сравнивает с «нацистом-людоедом Эйхманом». Для него выставка в Татьянинском храме равносильна капитуляции в трудной борьбе. Любопытно, что наиболее радикально настроенные по отношению к Церкви современные художники также обвинили своих коллег, принявших участие в выставке, в капитуляции – только уже в «сдаче попам». Настоятель Татьянинского храма протоиерей Максим Козлов, который открыл притвор своего храма для художественного эксперимента, отвечает своим критикам, что он рад возникшей дискуссии, потому что «одна из целей, которая ставилась этой выставкой, – проговаривание слов и смыслов между людьми, которые являются носителями традиционного церковного сознания, и теми, кто относится к миру светской художественной интеллигенции». В статье, также опубликованной на «Православии.ру», протоиерей Козлов призывает: «Давайте различим наших очевидных оппонентов, иные из которых прямо стоят на антицерковных и антихристианских позициях, от людей, находившихся в творческом поиске – отчасти заблуждавшихся, отчасти обманутых, которые своим последующим творческим развитием и своей решимостью (напомним, что их осуждает значительная часть коллег) принять участие в выставке под сводами храма, свидетельствуют о своем не только личном, но и творческом движении в сторону христианской культуры». Руководители церковных ведомств сказали в понедельник, что диалог Церкви и художественного мира необходим. «Диалог между художниками и представителями Церкви может быть сложным, иногда даже неприятным, но отсутствие диалога всегда хуже, — сказал в интервью РИА Новости председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, — Так бывает, когда оскорбляются чувства верующих или когда нет готовности к диалогу. В случает с выставкой в храме муч. Татианы, к счастью, диалог состоялся. Искренний человеческий поиск всегда вызывает уважение, и это уважение организаторами выставки было продемонстрировано, в том числе и настоятелем храма, протоиереем Максимом Козловым».

http://pravmir.ru/cerkov-i-sovremennoe-i...

Новости Бог христиан и бог террористов – это не один бог, подчеркивают в Московском патриархате 30.03.2010 16:43 Москва, 30 марта, Благовест-инфо. Трагедия в московском метро 29 марта еще раз опровергает расхожий «миф» о том, что все религии по-разному проявляют свою веру в одного и того же бога. «Бог христиан и бог террористов – это не один бог», – подчеркнул протоиерей Максим Козлов, говоря о мотивах террористов, организовавших взрывы на Лубянке и Парке культуры. Выступая 30 марта на пресс-конференции в «Российской газете», посвященной подготовке к празднованию Пасхи, представитель Московского патриархата, настоятель университетского храма св. Татианы рассказал, что во время трагедии совершал богослужение. По его свидетельству, после службы в храм, который расположен неподалеку от Лубянки, на Моховой, потянулись люди. О. Максим понял, что это уцелевшие пассажиры «красной ветки»: «Это было такое движение души – поблагодарить Бога за спасение себя и близких. Эти люди, возможно, ехали в соседних вагонах, в предыдущих поездах; они пережили сопричастность в несколько минут, а это очень значительный опыт», – сказал священник, который по желанию этих людей тут же отслужил благодарственный молебен. Комментируя по просьбе «Благовест-инфо» случаи агрессии по отношению к женщинам в традиционной мусульманской одежде, которые, как известно, имели место после теракта, о. Максим подчеркнул, что таких инцидентов могло бы быть больше. «Вчерашний день вновь показал меру терпимости и, говоря церковным языком, долготерпения нашего народа. Всего один или два инцидента в многомиллионном городе – это свидетельство того, что в принципе город был спокоен, что люди не дали спровоцировать себя на межрелигиозную агрессию», – сказал он, добавив: «Не будем преувеличивать масштабы этого негативного отклика». Предостерегая «великороссов от великодержавного шовинизма», священник в то же время заочно обратился к «представителям религиозных меньшинств», призывая их к «корректному поведению в России». «Характер поведения, форма одежды, вписанность в культурно-исторической контекст российского общества должны всеми соблюдаться. Не надо давать повод для враждебности», – отметил о. Максим.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Общественное телевидение должно быть этичным и отражать реальные процессы, происходящие в российском обществе, считает член Совета протоиерей Максим Козлов. «Я прежде всего не хотел бы видеть еще один политический канал. У нас и без того хватает преимущественно общественно-политически ориентированных телеканалов. Этот телеканал должен соответствовать своему названию, то есть реально отражать жизнь общества, а не формировать инфоповод под собственные потребности и создавать некую параллельную действительность, что, увы, свойственно целому ряду телеканалов, в том числе общенациональных», — отметил отец Максим в комментарии порталу «Интерфакс-Религия». Настоятель домового храма МГУ хотел бы, чтобы на новом телеканале нашлось место темам, связанным с отечественной традиционной и современной культурой, демографией и семейной жизнью. Он также должен отражать проблематику, с которой человек сталкивается в своем повседневном существовании. «В этом смысле, конечно, и этическая составляющая должна отчетливо присутствовать на создаваемом телеканале. При этом он должен быть моральным, но не морализаторским, не отрываться от зрителей, от реального общества», — заявил священнослужитель. Он посетовал, что сегодня ни на одном телеканале не представлена должным образом религиозная тематика. «Это, может быть, соответствует мировоззрению круга людей, которые формируют редакционную политику масс-медиа, но не тому, что действительно в обществе происходит. При этом я не имею в виду чисто религиозного вещания. Новый телеканал не должен стать в специальном смысле религиозным, как немногие уже существующие у нас», — пояснил отец Максим. По его словам, в то же время этот канал должен доносить до зрителя реальную религиозную основу, которая есть в русской культуре, словесности, музыке. Как заявил отец Максим, смысл Совета ОТВ не в том, чтобы подменять профессионалов, устроить из него некую цензуру и ввести общественное управление. «Кухарки не должны управлять государством, а непрофессионалы — телевидением. На первоначальном этапе нужно сформировать концепцию позиционирования канала и иметь пример того, что мы так редко видим в современном обществе, — это согласие людей с разным мировоззрением, которые могут договориться. Это очень важно», — подытожил священнослужитель.

http://patriarchia.ru/db/text/2351941.ht...

Арт-шпана под названием «Война» принесла тараканов в заключительное судебное собрание по делу «Запретное искусство-2006». Выходка не вышедших из подросткового возраста нашкодивших недоумков подается знатоками высокого искусства как концептуальный жест. В середине продолжительного чтения судом приговора, выполз из щели черный таракан, таракан, тараканище! Утомленные жарой репортеры, увидев отвратительное насекомое, стали поднимать ноги опасаясь «великана усатого». «А он между ними прохаживает, черное брюхо поглаживает». Публика, проходя мимо, широко перешагивает таракана-победителя. Но вот показался судебный пристав, увидел таракана, таракана, таракашечку, жидконогую козявочку-букашечку (может быть подумав: «Что за стыд, что за срам!») и ногой правосудия раздавил русским сапогом актуального американского клопа так, что «по делом великану досталося, и усов от него не осталося». Это был добрый акт в ходе сражения вселенского масштаба. Вынесен обвинительный вердикт. На этой точке дело не закончилось. Ответственность несет протоирей Максим Козлов и поддерживающие экспозицию «Двоесловие/Диалог». Художники надули настоятеля университетского храма о своей метанойи. В том числе Дмитрий Врубель на весь мир заявляет: «На выставке («Двоесловие/Диалог») - я вместе с коллегами, на стороне современного искусства. В суде («Запретное искусство») - я тоже вместе с коллегами, на стороне современного искусства». Врубель поддерживает А.Ерофеева, Самодурова и Авдея (Тер-Оганьяна). Или: «такие суды были в фашистской Германии» - это о суде «Запретное искусство». Также 9 июля 2010 художник Дмитрий Врубель вел митинг в защиту организаторов «Запретного искусства». Так же преступно наивно было бы довериться ламентациям А.Ерофеева на последнем слове в суде просившего прощения у тех, кого он обидел своей выставкой. Не верьте слезам богохульников, говорящих: это не богохульство, это искусство. Протоиерей Максим Козлов призывает к пониманию: «Опыт художников, участвовавших в «Диалоге», говорит об одном: какие бы внешние формы ни принимала культура, по сути она может и должна оставаться подлинно христианской». То есть культура, принимающая внешние сатанинские формы может и должна оставаться подлинно христианской? Комментарии излишни.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/14/ne...

Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря… Портал «Правмир» продолжает подводить итоги уходящего года. Протоиерей Максим Козлов, настоятель университетского храма св. мц. Татианы при МГУ, рассказывает о своих итогах года. Я бы мог блеснуть и прочитать наизусть, но не получится, не выучил я к вашему приезду. Поэтому я сначала дам поэтические итоги года, вернее, итоги года в поэтических цитациях, а потом совсем чуть-чуть добавлю. Я думаю, многие узнают автора: Пусть и вправду, Постум, курица не птица, но с куриными мозгами хватишь горя. Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. И от Цезаря далеко, и от вьюги. Лебезить не нужно, трусить, торопиться. Говоришь, что все наместники – ворюги? Но ворюга мне милей, чем кровопийца. — Вот и прожили мы больше половины. Как сказал мне старый раб перед таверной: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом. Разыщу большой кувшин, воды налью им… Как там в Ливии, мой Постум, – или где там? Неужели до сих пор еще воюем? (Иосиф Бродский. Письма римскому другу. Из Марциала) Вот эти стихи Бродского мне представляются совершенно удивительными и точными, и в каком-то смысле я их могу приложить к собственному ощущению последнего пройденного жизненного отрезка. В жизни внешней он не вызывает чрезвычайного оптимизма. В жизни церковной мы имеем большие надежды, связанные с колоссальными усилиями Святейшего Патриарха Кирилла сдвинуть то, что по инерции до сих пор как-то катилось, привести в движение. Прежде всего, молитвенно, в очень скудной мере организационно и практически, когда бы каждый ответственный православный человек хоть что-то старался делать, хоть в какой-то мере соответствовать тому удивительному позыву к изменению, которое мы видим от нашего священноначалия и от его ближайших помощников. Что получится, я не знаю. Было бы нечестно давать какие-то оптимистические реляции. Но точно знаю, что права народная мудрость: даже если и готовишься помирать – сей рожь.

http://pravmir.ru/video-protoierej-maksi...

А сейчас я был абсолютно потрясен, когда работал Пленум Межсоборного Присутствия и когда я видел, как Святейший и в подготовке участвовал, и оба дня ни на секунду не прерываясь, живо руководил всеми заседаниями, держа руку на пульсе все время, работая над каждым документом, над каждой формулировкой. Можно же! Можно же соединять! Дело не только в благодати первосвятительского служения. Это еще и собственное человеческое отношение к тому, что ты делаешь. В конце концов, каждый может вокруг себя оглянуться и наверняка увидеть конкретного человека или людей, которые в жизни своей реализуют возможность работать на все сто процентов. На Аню Данилову посмотрите — живой пример того, как в жизни можно сочетать, казалось бы, несочетаемое: кандидатская, университет, семья, Правмир, еще тьма всего. А что посоветуете читателям? – Не жить как белка в колесе, потому что белка бегает и вроде как трудится, но смысла в этом часто не обретается. Еще помнить, что заповедь «Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя» подразумевает продолжение – а седьмой, воскресный посвящай Господу Богу твоему. Для того чтобы все наши попечения приобретали смысл с точки зрения вечности и с точки зрения нашей жизни, мы должны уметь жить не только ими. Уметь поднять голову к небу – это обязательно, а еще уметь увидеть людей вокруг нас. Если все это мы будем делать – поднимать детей, обеспечивать семью, делать прекрасные православные издания, катехизировать, миссионерствовать и прочее, но при этом на реального живого человека рядом с собой не будет хватать времени, то грош цена всем этим активностям. Собственно, этим и поверяется то, что мы делаем. Самое важное — как это отзывается на тех, кто рядом с нами. Если об этом не забывать, то ничего, можно и крутиться тогда. [Видео] Протоиерей Максим Козлов: Что делать с перегрузками? Протоиерей Максим Козлов Чтобы ощутить состояние перегрузки, современному человеку вовсе не обязательно садиться в самолет. Нас разрывают на части миллион дел, телефонных звонков, задач, которые надо решить прямо здесь и сейчас. Как выжить в таком бешеном режиме — ПРАВМИР спросил у протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма св.мц. Татианы при МГУ.

http://pravmir.ru/video-kuda-uxodit-vrem...

В Церкви рассказали о том, как относиться к угрозе коронавируса Мар 3, 2020 Комментарий , Новости , Событие Москва, 3 марта. О том, как относиться к угрозе распространения коронавируса рассказали представители Русской Православной Церкви на состоявшейся сегодня в пресс-центре РИА Новости пресс-конференции, посвященной началу Великого поста. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что на сегодняшний день никаких изменений обычной богослужебной и молитвенной практики в храмах в связи с появлением коронавируса не планируется. «Нет никаких распоряжений Священноначалия по изменению богослужебной практики, посещения храмов», — заявил представитель Церкви. По словам главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, «всем нам важно следовать общим медицинским рекомендациям по профилактике вирусных инфекций в весеннее время — в плане соблюдения гигиены, контроля за симптомами ОРВИ, своевременного обращения к врачу». Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в свою очередь подчеркнул, что в Церкви верят, что через причастие вирус не передается, однако присутствие больного человека в храме может повлечь за собой заболевание других прихожан. «Мы как православные христиане, безусловно, верим, что через причастие Святых Христовых Таин, через Тело и Кровь Христовы заразиться нельзя. Впрочем, эта вера не расширительна настолько, чтобы считать, что и эпидемические заболевания православных верующих не касаются», — сказал протоиерей Максим Козлов. Он указал, что «если ты стоишь в одном пространстве храма с другим, больным, человеком, то это не значит, что ты не должен соблюдать гигиенических норм и что не должен человек, который ощущает свое нездоровье, в нынешней ситуации с любовью подумать о других». Что касается духовенства, то его долг, по словам священника, служить у престола Божия в любых ситуациях. «Я уверен, что не найдется клириков, которые из-за коронавируса отступились бы от своего священнослужения», — подчеркнул глава Учебного комитета.

http://sinfo-mp.ru/03032020-2.html

Главный терапевт России предлагает относиться к зимним купаниям как к шоковой терапии. Нельзя купаться в проруби на Крещение при заболеваниях сердца, ожирении, гипертонии и аритмии. 18 января, ПРАВМИР. Крещенские купания в проруби — только для закаленных и здоровых, а людям с хроническими заболеваниями, маленьким детям и пожилым лучше воздержаться от этого обряда или же принять контрастный душ дома, советует главный терапевт России, сопредседатель общества православных врачей Александр Чучалин. Настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов считает, что Крещенское купание в проруби не является обязательным обрядом в церковной традиции России, пишет РИА Новости. «Если не окунаться в прорубь, ничего от человека не убудет, прямо скажем», — сказал он. По его мнению, окунаться в ледяную воду следует только закаленным и здоровым людям. Тем, кто страдает какими-то недугами, но очень хочет приобщиться к обряду, следует предварительно проконсультироваться с врачом, напоминает протоиерей Максим Козлов. Чучалин сообщил, что есть несколько категорий граждан, которым противопоказано окунаться в иордань на Крещение. По его словам, к купанию зимой надо относиться как к шоковой терапии. И человек, который подвергает себя такому воздействию, должен правильно оценить свои возможности. «К большому сожалению, нет врачебного осмотра и врачебного контроля до купания в иордани», — отметил главный терапевт России. Болезни и противопоказания Нельзя купаться в проруби на Крещение людям, которые страдают заболеваниями сердца, ожирением, артериальной гипертонией, аритмией. «Вот та категория граждан, которым я настойчиво рекомендовал бы этим не заниматься», — сказал он. Люди, которые страдают от болезней органов дыхания, например, астма, бронхит, гайморит, фронтит, также должны удержаться от желания искупаться в проруби, отметил Чучалин. Также нельзя купаться людям, у которых есть серьезные кожные заболевания, например, псориаз, экзема.

http://pravmir.ru/glavvrach-rossii-rassk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010