15.04.2023 На первую Пасху после крещения меня не пустили, а Пасха год спустя запомнилась навсегда Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, г. Москва Первая Пасха, которую я провел в храме. Это было не в год моего крещения — тогда родители не пустили меня на ночную службу, и не было никакой возможности не послушаться, — а год спустя. Это память на всю жизнь. Сейчас не всегда… 27.04.2022 «Воистину воскресе!»  — кричала я шепотом, чтобы не разбудить соседок по палате Моя Пасха в 2010 году была, мягко говоря, необычной. Если коротко, то я вынуждена была встречать праздник не в храме, а в больничной палате, где находилась, будучи на раннем сроке беременности с угрозой ее прерывания… Я очень переживала и за ребенка, и что «вот так», в отрыве от храма, проходит главное торжество года. Слава Богу, мне удалось в мобильном телефоне настроить 1-й канал, так что полночи… 24.04.2022 «Я шла ночью с пасхальной службы. Меня окружили четыре человека»: Полина Осетинская рассказала о жутком и одновременно чудесном случае Эту историю известная пианистка Полина Осетинская рассказал в программе Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас». Лет 18-20 назад я шла с пасхальной ночной литургии. У меня была очень сложная личная ситуация, и на пасхальной службе, когда все радовались, я плакала. Такое бывало в моей жизни довольно часто: все радуются, а я не радуюсь. Но во время службы я просила за это прощения, потому что понимала: слезы мои тут неуместны,… 24.04.2022 Все вокруг запели, и у меня словно мурашки по телу побежали заходили — постоять, свечку поставить. Эти воспоминания фрагментарны — мне, ребенку, никто ничего не объяснял. 24.04.2022 «Я скажу — здравствуй, сыночек, а он идет себе молча» — что мне рассказала бабушка, которая жила на земле без храмов Несколько лет назад на почту «Фомы» пришло письмо. Его публикация потрясла тогда огромное число людей. В нем учительница из Мордовии рассказала о своем ученике Алексее Дарькине. Он болен тяжелой формой ДЦП, не говорит и не ходит. Но пишет рассказы о своей жизни. Эти рассказы «Фома» дал на сайте под заголовком «Что сказал человек, который не…

http://foma.ru/tag/nepridumannye-pashaln...

 Вот, народ никогда. Может быть, от этого многие и расходились раньше, поэтому в конце пасхального Богослужения храмы уже не были переполнены.  Еще, что можно вспомнить: когда выходишь после пасхальной службы на улицу- я обычно ходил с двоюродной сестрой, или потом уже с друзьями- еще особенной радостью того времени был этот проход, возвращение домой. А потом и в гости шел куда – то, к друзьям по ночной Москве. Вот, это была, пожалуй, единственная ночь в нашей столице тех лет, когда наверняка можно было сказать, что люди, встречающиеся тебе навстречу, в абсолютном большинстве свои, православные христиане. Вот, помню, мы шли по Остоженке, она тогда называлась Метростроевской улицей; видишь идет навстречу тоже группа людей, скажем, мы со стороны Обыденского, они со стороны Хамовников или откуда – нибудь из Филиппского храма на Арбате и можно было сказать: «Христос воскресе!», и в ответ услышать: « Воистину воскресе!».  Что это такое было в Советском Союзе -нужно почувствовать. Те, кто жил в то время, я думаю, эти воспоминания смогут разделить.  Но у нас еще один вопрос, будем надеяться, сейчас слушатель дозвонится. Пожалуйста, Вы в эфире.  - Добрый день. У меня даже больше воспоминаний, потому что я тоже в середине семидесятых годов ходил в этот храм, и иногда мы вместе даже с Вами стояли, хотя так лично знакомы и не были. Хочу напомнить, что там читался акафист преподобному Серафиму Саровскому по понедельникам, наверное, он и сейчас сохранился. Я сейчас там уже редко бываю, но этот акафист, это была, так сказать, молодежная сходка. А так как я учился в МГИМО, то я уже в те годы подтягивал МГИМОвцев туда. У МГИМОвцев был большой интерес к православию, у нас не было научного атеизма, и свободное мышление, вопреки марксизму, некоторыми профессорами приветствовалось. В отличие, например, от ИНЯЗа.  И что там происходило, во – первых, люди медленно постигали церковное пение, а во – вторых, была такая широкая огласка литературы, иногда даже самиздатовской. Конечно же, эти минуты были дороги, потому что это сильно контрастировало с тем, что мы видели на улице, и, когда выходили из храма, и когда в храм входили- все там было тепло.

http://radonezh.ru/text/protoierey-maksi...

В Останкине прошла пресс-конференция, посвященная открытию телеканала СПАС 26 июля 2005 г. 12:50 Сегодня в телецентре «Останкино» прошла пресс-конференция, посвященная началу вещания нового общественного православного телеканала «СПАС» . В пресс-конференции принимали участие генеральный директор телеканала «СПАС» А.С. Батанов; главный редактор нового канала И.И. Демидов; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами ; протоиерей Сергий Никитин, представитель Московской Патриархии; Н.А. Нарочницкая, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя думского комитета по международным делам, доктор исторических наук; протоиерей Максим Козлов, настоятель домового университетского храма во имя св. мученицы Татианы, профессор Московской духовной академии ; В.Р. Легойда, главный редактор журнала «Фома», а также сотрудники канала, политические, общественные и религиозные деятели. Характеризуя новый канал, И. Демидов подчеркнул, что редакция в определении «общественный» и «православный» акцент ставит на первом эпитете. «СПАС» будет предлагать, по словам главного редактора, передачи православные по содержанию, а не только по форме. «Думаю, что 60% нашего эфира составит вещание на общественную проблематику», — отметил И. Демидов. Сетку передач «СПАСа» составят такие программы, как «Русский час» (ведущий — А. Сафронов), «Русский час — вехи» (ведущий — А. Дугин), «Русский час — итоги» (еженедельная аналитическая передача, ведущий — А. Батанов). В качестве ведущей информационно-аналитических программ выступит и Н. Нарочницкая, которая подчеркнула, что необходимость в подобном канале в последнее время ощущается очень остро, поскольку современные СМИ носят либо секулярный, либо ярко выраженный религиозный характер. «СПАС», по ее словам, предложит зрителям религиозно-философскую оценку самого широкого спектра событий современной общественной жизни. В этих программах не будет жесткого отторжения позиции оппонентов, зрителя же по возможности постараются заинтересовать квалифицированным ее анализом, резюмировала Н. Нарочницкая.

http://patriarchia.ru/db/text/29933.html

Иными примерами могут послужить кафедры византинистики на филологических факультетах, специализация по церковно-государственным отношениям и церковному праву на юридических факультетах, где возможно открытие соответствующих кафедр. Священник с удовлетворением отметил, что и в духовных школах возрождено и расширяется преподавание общегуманитарных дисциплин, недоступных для студентов в советское время. Другая форма присутствия религии в вузах — теологические факультеты традиционна для европейской высшей школы, и появление этих факультетов вполне закономерно, если речь идет о встраивании в общеевропейское научное пространство. Однако, как подчеркнул настоятель домового храма МГУ, тщательной юридической фиксации требует статус преподавателей этих факультетов. Они должны удовлетворять требованиям и высшей школы, и конфессии, вероучение и историю которой они излагают. По словам отца Максима, двойное лицензирование теологических факультетов необходимо для того, чтобы они не стали «рассадниками эзотерических и сектантских учений». Пока получается так, что изучать теологию идут те, кто больше никуда не поступил, потому что проходной балл низкий — «это не нужно ни вузу, ни государству, ни Церкви», с сожалением отметил священник. Также развивается иная форма сотрудничества в общегосударственных масштабах совместные научные проекты, например, «Православная энциклопедия», где реально осуществляется сотрудничество ведущих представителей духовных школ, российских и зарубежных вузов. В России возрождается еще одна форма взаимодействия Церкви и вузов — институт домовых храмов, но пока их недостаточно — около семидесяти, сообщил священник. По его словам, существует зазор между законом о свободе совести и законом о высших учебных заведениях, постулирующем светский характер образования. В результате разрешение на открытие домового храма при вузе оставляется на личное усмотрение администрации. Необходим церковно-государственный документ, трактующий закон об образовании и разъясняющий статус домовых храмов при вузах.

http://pravmir.ru/protoierej-maksim-kozl...

В храме мц. Татианы при МГУ состоится выставка личных вещей русских солдат, погибших под Плевной 28 марта 2008 г. 16:48 25 марта домовый храм св. мц. Татианы при МГУ посетил посол Республики Болгария в РФ Пламен Грозданов. Настоятель храма протоиерей Максим Козлов обсудил с гостем возможность проведения выставки нательных крестов, икон и походных алтарей, принадлежавших героям битвы под Плевной 1877 г. Личные вещи русских солдат были найдены в ходе многочисленных раскопок, проводимых на месте сражения. В настоящее время собрание личных вещей хранится в одном из музеев Болгарии. После знакомства и краткой экскурсии по университетской церкви посол Болгарии рассказал об идее совместного проведения мероприятия в рамках празднования 130-летия битвы под Плевной. В прошлом году был проведен целый ряд мероприятий как в Болгарии, так и в России. По словам господина Грозданова, героизм русских воинов обеспечил возможность возрождения болгарской государственности после 500 лет османского ига. В Болгарии этот праздник является почитаемым национальным торжеством. Болгары хранят память об освободителях: собрана целая экспозиция нательных православных крестов, иконок сражавшихся русских солдат. Именно ее и привезут в Москву на выставку в Татьянинский храм. Настоятель храма согласился  с тем, что память о русских, отдавших свои жизни за свободу братьев по вере, очень важна для обоих народов. Собеседники сошлись во мнении, что планируемую выставку уместно было бы начать с заупокойной службы по всем погибшим. «Это будет очень человечная выставка, — отметил господин посол, —  ведь за каждой иконой человек, судьба». В ближайшее будет определена дата выставки. Организационная группа начнет разработку программы культурных мероприятий. На данный момент обсуждается возможность приглашения к участию в торжественном открытии администрации Московского университета, представителей Болгарской Православной Церкви  и других славянских стран в России. «Татьянин день» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/386767.htm...

МГУ и Московская Духовная академия подписали декларацию о сотрудничестве 5 декабря 2006 г. 14:38 Торжественное подписание Декларации о сотрудничестве между Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Московской Духовной академией состоялось 5 декабря в Троице-Сергиевой лавре. Декларацию, развивающую дальнейшее взаимодействие крупнейшего светского и духовного вузов России, подписали их ректоры Виктор Садовничий и архиепископ Верейский Евгений . «Принятая декларация открывает собой новый этап в отношениях академии и университета, подразумевающий переход от связей между отдельными факультетами и персоналиями обоих вузов к взаимопризнанию двух систем образования», — заявил «Интерфаксу» один из разработчиков документа, профессор академии, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов. По его мнению, основное значение декларации состоит в том, что «два старейших и центральных российских высших учебных заведения светской и духовной систем образования воспринимают друг друга на равных основаниях». «Найденная форма сотрудничества действительно традиционна по отношению к прошлому и наиболее продуктивна по отношению к будущему», — подчеркнул настоятель храма при МГУ, отметив, что принятие декларации говорит еще и о понимании ее инициаторами того, что «специфика богословского образования достаточно велика». Разработчиками документа выступили представители ректоратов МГУ и Духовной академии, а также сотрудники исторического и философского факультетов Московского университета. В ближайшее время специально созданная рабочая группа подготовит более детальные документы, которые будут подробно регламентировать порядок научного и учебного взаимодействия двух вузов. Новый этап сотрудничества Московского университета и Духовной академии начнется с обмена лекционными курсами и организации публичных лекций профессоров обоих вузов. Во вторник в рамках Дня философского факультета МГУ в Московской Духовной академии был также подписан отдельный договор о сотрудничестве между философским факультетом и академией. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/168281.htm...

МГУ и Московская духовная академия подписали декларацию о сотрудничестве Москва, 5 декабря 2006 г. Торжественное подписание Декларации о сотрудничестве между Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова и Московской духовной академией состоялось во вторник в Троице-Сергиевой лавре , сообщает " Интерфакс-Религия " . Декларацию, развивающую дальнейшее взаимодействие крупнейшего светского и духовного вузов России, подписали их ректоры Виктор Садовничий и архиепископ Верейский Евгений. " Принятая декларация открывает собой новый этап в отношениях академии и университета, подразумевающий переход от связей между отдельными факультетами и персоналиями обоих вузов к взаимопризнанию двух систем образования " , - заявил " Интерфаксу " один из разработчиков документа, профессор академии, настоятель храма Святой Татьяны при МГУ протоиерей Максим Козлов. По его мнению, основное значение декларации состоит в том, что " два старейших и центральных российских высших учебных заведения светской и духовной систем образования воспринимают друг друга на равных основаниях " . " Найденная форма сотрудничества действительно традиционна по отношению к прошлому и наиболее продуктивна по отношению к будущему " , - подчеркнул настоятель храма при МГУ, отметив, что принятие декларации говорит еще и о понимании ее инициаторами того, что " специфика богословского образования достаточно велика " . Разработчиками документа выступили представители ректоратов МГУ и Московской духовной академии, а также сотрудники исторического и философского факультетов Московского университета. В ближайшее время специально созданная рабочая группа подготовит более детальные документы, которые будут подробно регламентировать порядок научного и учебного взаимодействия двух вузов. Новый этап сотрудничества Московского университета и Московской духовной академии начнется с обмена лекционными курсами и организации публичных лекций профессоров обоих вузов. Во вторник в рамках Дня философского факультета МГУ в Московской духовной академии был также подписан отдельный договор о сотрудничестве между философским факультетом и академией. 5 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19757.html

— Было бы идеально, если бы священник рекомендовал человека, который является его духовным чадом, а не просто сотрудником храма или его знакомым пономарем, алтарником или еще кем-то. Это давало бы хорошее стартовое начало. Мне кажется, правильная практика заведена сейчас в Московской городской епархии: при рассмотрении прошения на поступление в высшее духовное учебное заведение присутствует рекомендующий священник. Также при рассмотрении прошения на хиротонию присутствует тот, кто рекомендует человека на хиротонию. Нужно, конечно, ответственно подходить к выбору духовников в наших семинариях и в духовных учебных заведениях. На мой взгляд, невозможно совмещать служение духовника с административными обязанностями. К тому же, духовник должен быть реально авторитетным человеком, а не просто священником, который служит в семинарском храме. Это должен быть священник, которого семинаристы, в идеале, любили бы, или, по крайней мере, уважали бы как священнослужителя, доверяли его опыту — как человека, христианина и священника. И, наконец, сама атмосфера жизни в духовной школе. Если семинаристы видят, что ректор и преподаватели бывают на совместных богослужениях и молитве не только в торжественные дни по необходимости, когда это должно — то это воспитывает. Если семинаристы видят ректора, проректора по воспитательной работе, представителя администрации хоть с какой-то регулярностью на утренних и вечерних молитвах — это воспитывает. Если они видят, что ректор садится за завтрак или за обед вместе с семинаристами на общей трапезе, а не только всегда у себя в кабинете или с гостями — это воспитывает. Если преподаватель, читающий лекции (неважно по какому предмету), готов ответить, а не уйти от сложных вопросов о церковной жизни — это воспитывает. Вот из таких вещей, на мой взгляд, все и складывается — из таких маленьких ежедневных выборов, которые делают все те, кто соприкасается с семинарией. Кризиса призвания нет, но есть вопросы к качеству — Батюшка, хотелось бы поговорить с Вами на тему призвания. На сколько мне известно, эта тема стоит достаточно остро. Священников в нашей Церкви не хватает, а большого конкурса в семинариях сейчас нет. Говорят, есть даже семинарии, которые стоят полупустые. Как на Ваш взгляд, почему сложилась такая ситуация, что современная молодежь не идет учиться в духовные учебные заведения? Почему молодые люди не хотят становиться священнослужителями, как это было в те же 90-е годы? И можно ли с этим что-то поделать?

http://patriarchia.ru/db/text/5316370.ht...

Приходилось видеть такого рода оторванность от практики богослужебной, когда в Духовных семинариях нет храма, где бы они могли проходить какого-то рода практику и где осуществлялось бы их воспитание как священно- и церковнослужителей. Большие проблемы возникают с преподавательскими кадрами. И в этом контексте встает, конечно, вопрос о престижности и значимости статуса преподавателя Духовной школы в нынешнем моменте нашего церковного развития... Очевидно, необходимо каким-то образом поддерживать труд тех, кто подвизается в Духовных школах, более активно. И это та часть, которая вряд ли может быть решена самим Учебным комитетом или которая не могла быть решена только в контексте реформы духовного образования, но от нее также многое и многое зависит. Завершить сегодняшнее свое выступление я бы хотел словами о том, с чего я начал. Реформа идет, и мы уже никогда не вернемся в то состояние Духовных школ, которое было 10 - 15 лет назад, даже если бы нам внутренне как-то и хотелось очутиться в этом более покойном и в какой-то мере менее требовательном для нас времени. И то, насколько мы будем сознательными ее соучастниками, не пассажирами в троллейбусе, который везет нас незнамо куда, так что мы ругаем водителя за то, что нас слишком много, и за то, что нас подбрасывает на ухабах, но в общем осознаем себя пассажирами, и активными соработниками по отношению к тому, что происходит, а, главным образом, от этого и зависит будущее нашего духовного образования и благие плоды того процесса, в который мы вступили, реформируя его в последние годы. Благодарю вас за внимание. Протоиерей Максим Козлов Преподаватель Московской духовной академии и Сретенского высшего православного монастырского училища 09/10/2001 Другие выступления на этой первой богословской конференции, организованной Учебным комитетом при Священном Синоде при участии Духовных школ Русской Православной Церкви, можно найти на сайте Учкома: http://www.uchkom.ru/ Там же находятся все официальные документы и итоговый документ конференции.              

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/refo...

Так можно ли молиться в большом городе? Конечно, можно. Не молиться - нельзя. Сколько раз бывало - думаешь: «Да гори оно огнем! Все равно ничего не получается. Буду жить, как все нормальные люди». И какое-то время живешь. Но мелькнет на горизонте отблеск той, пасхальной радости, которой ты когда-то приобщился, и затоскует, заноет душа, и такими бессмысленными и блеклыми покажутся все другие радости, что, спотыкаясь и падая, снова выбираешься на знакомую дорогу и бредешь. Прав, видно, митрополит Антоний. «Если то, что ты получил первоначально, для тебя оказалось драгоценностью, тогда стоит искать всю жизнь. Даже если только к концу жизни найдешь - все равно стоит всю жизнь искать, потому что без этого нельзя жить». О пользе пробок Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова Думаю, сама постановка вопроса о сложности молитвы в современном мегаполисе - несколько романтическая. Она предполагает, что раньше в какие-то другие, благословенные времена у людей были необходимые для молитвы тишина и покой, а сегодня мы их лишены. Однако из мемуаров людей, живших, скажем, в позапрошлом веке, хорошо видно что многие из них в своей духовной жизни сталкивались с точно такими же проблемами. Да, у них не было айфонов и айпадов, и шумели тогда на улицах не автомобили, а другие средства транспорта. Но вспомним хотя бы о количестве детей, обыкновенном для того времени, и сразу станет понятно, что тишины и покоя у огромного количества людей и в прежние времена было столь же немного, как и у нас сегодня. Также нельзя сказать, будто где-то там, за МКАД, в тихой провинции человеку проще молиться. Конечно, люди живут там размереннее и спокойнее, чем в столице, но и у них тоже - свой круговорот неотложных дел. Поэтому чтобы сегодня духовно настроиться на молитву, нужно как минимум отказаться от этой исключительной оценки нынешнего времени и места, которые будто бы «чрезвычайно затрудняют нашу духовную жизнь». Любые внешние обстоятельства жизни, лишая нас одного, всегда дают нам что-то другое. Надо только постараться это «что-то» разглядеть и научиться использовать. Например, сегодня в большом городе мы много перемещаемся в пространстве, все время куда-нибудь едем - в метро или в автомобиле, стоим в пробках... Молиться в пути - одна из наилучших возможностей. Тут есть время и для практики умной молитвы, и для чтения выученной части правила. Если даже это затруднительно, у нас есть достижения современной цивилизации - можно поставить диск в машине или включить плеер в метро. И в какой-то степени изолировать себя от окружающего мира, слушая молитву в записи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010