ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Интересное в сети Страсти вокруг «Страстей Христовых» Мела Гибсона 09.04.2004 Полный текст статьи перенесен сюда > > http://www.zavet.ru/a/post_1081507657.html Несколько комментариев по поводу фильма " Страсти Христовы " Мела Гибсона. Комментируют протоиерей Максим Козлов, А.Данилин (Радонеж), диакон А.Кураев. Протоиерей Максим Козлов о фильме «Страсти Христовы» «Известия» в номере от 08.04.04 опубликовали интервью с о. Максимом Козловым: Один из первых отечественных зрителей " Страстей Христовых " настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов отвечает на вопросы Елены Лахтиной. - Вы будете рекомендовать " Страсти Христовы " вашим прихожанам? - Я шел на этот фильм с довольно большим внутренним предубеждением, с одной стороны, опасаясь неадекватности трактовки евангельского повествования - булгаковщины или толстовщины, с другой - смещения акцентов в духе западной политкорректности, поскольку уже был наслышан о том, что по требованию " прогрессивной общественности " Гибсон исключил из фильма евангельский текст " Кровь Христа на детях наших " . Но должен сказать, что фильм преодолел эти предубеждения и сомнения. Он почти удивителен для современного состояния кинематографа и общественного сознания - я не ожидал, что в западном обществе возможно такое глубокое и искреннее обращение к основам нашей веры. Крестная жертва Христа, его страдание за нас, предательство Иуды, жестокость римлян, малодушие Пилата, слезы Девы Марии - все это возвращает нас к изначальным реалиям христианства. В этом смысле очень для многих этот фильм может оказаться полезным подспорьем в более непосредственном и приближенном восприятии самих основ нашей веры. Мне кажется, что " Страсти Христовы " - уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства. - Мне показалось, что Гибсон сознательно отбросил все последующие трактовки и попытался приблизиться к исходному тексту Нового Завета. Так ли это?

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=165&...

Вопрос прот. Максима Козлова Владимиру Путину Утешать и лечить – с этим у нас все нормально. А в области образования какие будут в ближайшее время прорывы? 15 декабря, 2011 Утешать и лечить – с этим у нас все нормально. А в области образования какие будут в ближайшее время прорывы? В ходе «прямой линии» Владимира Путина с россиянами вопрос председателю правительства задал настоятель домового храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов. Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов: — Отвелкусь от политики и экономики чуть-чуть, а то про другое пока не говорили. Владимир Владимирович, известно, на нашей родине все было хорошо, когда главными были три человека – врач, учитель и священник Это понятно от противного: потому что, если лекарь-колекарь, учитель-мучитель, а поп — толоконный лоб, то мало не покажется. А можно сказать положительно, что мы делаем общее дело. Мы утешаем, лечим, воспитываем и образовываем. Сейчас, в области церковно-государственных отношений и того, чтобы утешать и лечить – уже более-менее нормально все – сам был позавчера в реанимации. В колониях у нас и в сходных учреждениях уже более тысячи храмов и молитвенных комнат, а при ВУЗах — меньше 50. Вот если тут подумать, при всем уважении к нашим заключенным, но будущее нашей родины, наверное, больше связано со студенчеством. И хотелось бы надеяться, что вот в этой области, где мы будем вместе воспитывать и образовывать, какие-то будут прорывы. Что Вы об этом скажете? И еще один очень короткий вопрос, скорее даже пожелание. За наших смежников – за врачей, учителей, библиотекарей и музейных работников. Знаете, вот нас – священников, пусть ругают – это нам полезно, пусть нам только дают возможность вести диалог. Тут больше надежд на федеральные органы, потому что вот Алексей Алексеевич Венедиктов, знаете сколько дает времени? — 4 минуты в неделю религиозной программе, на самой демократической радиостаниции. На государственном телевидении, глядишь, немного побольше получится. Но вот пусть говорят немного побольше хорошего о врачах, учителях, библиотекарях и музейных работниках. Пусть все же не бизнесмен, бармен и шоумен будут главными лицами на телевидении, а люди, на которых Россия стоит. Вот это как пожелание.

http://pravmir.ru/vopros-prot-maksima-ko...

Православный лубок, или кое-что о качестве религиозных услуг У людей формируется более позитивное восприятие отдельных представителей церкви: «Надо же, какие батюшки пошли! И на рок-концерт придут, и скажут, что это можно, то можно… И что наш рок-протест есть едва ли не то же самое, что протест христианский». Но это очевидная подтасовка… 22 ноября, 2011 У людей формируется более позитивное восприятие отдельных представителей церкви: «Надо же, какие батюшки пошли! И на рок-концерт придут, и скажут, что это можно, то можно… И что наш рок-протест есть едва ли не то же самое, что протест христианский». Но это очевидная подтасовка… Сегодня многие люди стремятся к вере. Но есть риск, что вместо подлинного, живого Православия они воспримут некую суррогатную, облегченную форму, которую, пользуясь современным сленгом, можно назвать «православием-лайт». Возможна ли такая форма веры? Как адаптируют религию к современной жизни? И стоит ли это делать? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма мученицы Татианы (домового храма МГУ) протоиерей Максим КОЗЛОВ. Протоиерей Максим Козлов – Отец Максим, в одном из своих выступлений Вы употребили понятие «православный лубок». Что это такое? – Например, это может быть рассказ в СМИ о том, как наше верующее население справляет религиозный праздник: показ благословляющего всех архиерея, поющего хора, бабушки со свечкой в руках – и всё. Или о Крещении: как набирают святую воду, где она «действительно святая», а где нет, а потом еще о гаданиях расскажут: как гадать правильно, как неправильно… В общественном сознании, к сожалению, понимание нашей православной культуры сводится к набору общих мест, часто вульгаризированных и сути не отражающих. Это и есть лубок. – Еще один аспект «православия-лайт», по мнению многих, – это православные ярмарки. Как Вы относитесь к этому явлению? – Сейчас мы наблюдаем почти лавинообразный рост числа всевозможных православных ярмарок. Раньше они были Рождественские и Пасхальные, теперь уже и святочные, и масленичные, и крестопоклонные, и ярмарки на Светлой неделе… Это не может не настораживать. Потому что в целом эти ярмарки (за исключением некоторых, где довольно правильно расставлены акценты – как, например, центральная ярмарка «Православная Русь») фактически ничем не отличаются от аналогичных светских мероприятий. Они низводят жизнь в Церкви до уровня отношений рыночной экономики: то, что в других местах не продастся, в больших количествах свозится сюда, оптом, в розницу и со скидками. Мне кажется, совершенно недопустимо совмещать распространение православной продукции (книг, облачений, сельскохозяйственной продукции монастырей) с предоставлением религиозных услуг – я специально пользуюсь этой советской терминологией.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-lubok-ili...

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость. В студии программы «Русский взгляд» настоятель домового храма святой Татианы при Московском Государственном Университете протоиерей Максим Козлов. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Максим, добрый день! ОТЕЦ МАКСИМ: Добрый день! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваша точка зрения, современный православный священник, каким он должен быть? ОТЕЦ МАКСИМ: Очень просто сказать. Священство должно быть святым, а духовенство – духовным. То есть священник, с одной стороны, должен вести к себе, а с другой стороны, должен не только давать правильный совет. Есть слово «пастырь», которое употребляется для священников. У нас слово пастырь, пастух ассоциируется с человеком, который идет сзади с кнутом и подгоняет стадо. Вот когда это слово употребляется в Евангелии, оно должно рождать другой образ. Человек, который идет впереди, впереди и ведет за собой. Вот священник должен идти впереди в норме к Богу и вести за собой. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Максим, с ростом количества священников и открывающихся храмов растет и количество претензий к священникам, в чем их суть главная? ОТЕЦ МАКСИМ: Да чему удивляться, что есть претензия. Мы ведь не с Луны свалились. Духовенство берется из народа Божия, народ Божий – часть общества. Если мы жалуемся, что мы как народ не очень снисходительны, и не очень много у нас сейчас любви, то это в каком-то смысле будет касаться и духовенства. Но, впрочем, хотел бы заметить и о другом. Очень часто надуманными претензиями к духовенству, люди оправдывают внутреннее глубокое нежелание быть в Церкви. Они говорят, что я не в церкви, потому что попы не такие. Купола – слишком много золота, священник слишком толстый, и машина у него слишком хорошая. А на самом деле я в этой Церкви быть не хочу, потому что придется со своими грехами расставаться. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, почему сегодня молодые люди идут в семинарии, и хотят стать либо священниками, либо принять монашеский постриг, как вам кажется? ДМИТРИЙ МИХАЛЮК: Я думаю, что по тому же, как и всегда. Есть промысел Божий о каждом человеке, и человек, любой человек находит себя в любой, в каком-то служении: врача, учителя, военного, священника. И для каждого это свой личностный выбор и пути могут быть разные.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-svyashhen...

Протоиерей Максим Козлов выделил несколько возможностей развития присутствия Церкви в вузах в наши дни. Первая из них это «развитие тех специализаций на существующих гуманитарных факультетах, которые в силу идеологического давления были изъяты из учебного курса». В МГУ усилиями декана исторического факультета С.П. Карпова возрождена кафедра церковной истории. «Это значимый и позитивный пример, который в каком-то смысле должен стать парадигматическим», — сказал отец Максим. Другие примеры это кафедры византинистики на филологических факультетах, специализации и возможно кафедра церковно-государственных отношений и церковного права на юридических факультетах. Священник с удовлетворением отметил, что и в духовных школах возрождено и расширяется преподавание общегуманитарных дисциплин, недоступных для студентов в советское время. Другая форма присутствия религии в вузах — теологические факультеты  традиционна для европейской высшей школы, и появление этих факультетов вполне закономерно, если речь идет о встраивании в общеевропейское научное пространство. Однако, как подчеркнул настоятель домового храма МГУ, тщательной юридической фиксации требует статус преподавателей этих факультетов. Они должны удовлетворять требованиям и высшей школы, и конфессии, вероучение и историю которой они излагают. По словам отца Максима, двойное лицензирование теологических факультетов необходимо для того, чтобы они не стали «рассадниками эзотерических и сектантских учений». Пока получается так, что изучать теологию идут те, кто больше никуда не поступил, потому что проходной балл низкий — «это не нужно ни вузу, ни государству, ни Церкви», с сожалением отметил священник. Также развивается третья форма сотрудничества в общегосударственных формах совместные научные проекты, например, «Православная энциклопедия», где реально осуществляется сотрудничество ведущих представителей духовных школ, российских и зарубежных вузов. В России возрождается четвертая форма сотрудничества Церкви и вузов — институт домовых храмов, но пока их неадекватно мало — около семидесяти, сообщил священник. По его словам, существует зазор между законом о свободе совести и законом о высших учебных заведениях, постулирующем светский характер образования. В результате разрешение на открытие домового храма при вузе оставляется на личное усмотрение администрации. Необходим церковно-государственный документ, трактующий закон об образовании и разъясняющий статус домовых храмов при вузах.

http://patriarchia.ru/db/text/1418903.ht...

Настоятель Университетского храма выступил с докладом на форуме «Университеты на пути к новому качеству образования» 12 июня 2008 г. 19:27 10 июня начал работу форум «Университеты на пути к новому качеству образования», проходящий в стенах МГУ. Фактически впервые в форме открытой дискуссии представители ведущих институтов образовательной, научной и бизнес корпораций при участии государственных структур смогли на профессиональном уровне обсудить философию образования будущего. Ключевым вопросом форума стал вопрос о том, как мотивировать высшее образование и вообще систему национального образования на качественное обновление, соответствующее новому состоянию общества, не утрачивая при этом традиций и фундаментальности. В рамках секции, посвященной развитию университетов в контексте глобализации, выступил с докладом настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ профессор МДА протоиерей Максим Козлов . Выступление протоиерея Максима Козлова было посвящено вопросам сотрудничества духовных и светских высших учебных заведений, проблемам государственного статуса духовного образования, а также роли Церкви в воспитании студенчества. Так, отец Максим рассказал о многолетней дореволюционной традиции обмена кадрами между светскими университетами и духовными школами, о продуктивности такого обмена и о необходимости наладить его вновь. Коснувшись вопроса о вновь открывающихся теологических факультетов, настоятель университетского храма подчеркнул необходимость двойной аттестации кадров для подобных факультетов — как по линии светского, так и по линии духовного образования, поскольку по мысли докладчика только это может гарантировать адекватное преподавание теологических дисциплин. В заключение протоиерей Максим Козлов затронул вопрос о роли Церкви в духовно-нравственном воспитании студенчества: «Многие участники форума говорили о важности воспитательной функции университетов, необходимости готовить не только образованных, но и высоконравственных, специалистов. Одним из возможных шагов на пути к этому должно стать предоставление возможности адекватного присутствия религии в стенах университетов, в том числе возможность существования домовых храмов при вузах». По итогам работы форума будет составлен итоговый документ, который планируется предоставить на рассмотрение в РАН и федеральные министерства. Патриархия.ru/ «Татьянин день» Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/421086.htm...

«Кавказцы не любят советскую нацию за то, что она оторвалась от своих корней и от своей веры» Иерей Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края: Иерей Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края — В начале восьмидесятых годов я служил в армии на БАМе. Там национальный вопрос стоял очень остро. Батальоны неофициально назывались чеченским, калмыцким, азербайджанским и т. д., в зависимости от того, какая нация верховодила в нем. Я тогда понял, что все они не любят советскую нацию за то, что она оторвалась от своих корней, от своей веры, от Бога. Был у меня в армии приятель-цыган, совсем неграмотный парень, но неглупый и верующий. Не скрывал своей веры, носил крест. И его все уважали, а ведь известно, как относится в массе народ к цыганам. Если бы мы хранили свою веру, нам не надо было бы ни защищаться от чужого, ни уничижать его. Сказать однозначно, хорош или плох этот проект, я не могу. Будь я политиком, сам в нынешней ситуации такого делать не стал бы. Боюсь, что национальные конфликты неизбежны. Но пока мы сами не станем людьми, помнящими свое родство, имеющими свою веру, сами не перестанем пить, не начнем жить и работать, ничего у нас не будет. «Хотят ли жители русских сел, чтобы там строили мечети?» Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ: Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ — Предложение А. Хлопонина я считаю неприемлемым и с нравственной, и с общественно-политической точки зрения. Идея смешивания разнородных и, главное, разноверных составляющих российского общества очень опасна. Мы видим, какого напряжения достигают сегодня национальные отношения даже в мегаполисах, где социальная обстановка по сравнению с деревней благополучнее. Всякий, кто сталкивался с жизнью в российской глубинке, знает, что и там отношение к выходцам с Кавказа, мягко говоря, не теплое. Коренное население видит, что участие этих людей в подъеме сельского хозяйства минимально, зато они очень активно участвуют в мене, торговле и посреднических услугах не самого высокого качества и не всегда легальных. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на рынок в любом райцентре или посмотреть, из кого в основном состоят бригады бомбил. Как правило, это крепкие мужики, которые могли бы пахать, но среди пахарей их немного, насколько я знаю. Если у Александра Хлопонина другая информация, пусть он ее представи — скажет, в каком российском регионе выходцы из подведомственных ему субъектов федерации деятельно поднимают сельское хозяйство.

http://pravmir.ru/obmen-narodami/

Мешает ли молитвенное правило молитве? Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? 16 августа, 2011 Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Протоиерей Алексий Уминский Молитва и молитвенное правило Протоиерей Алексей Уминский: Сегодня мы хотим поговорить о молитве и о молитвенном правиле. Правило — это то, что должно изменить к лучшему наш внутренний мир. Но часто бывает, что человек регулярно молится не первый год, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Об этом мы хотели бы поговорить сегодня. Моим собеседником будет настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Протоиерей Максим Козлов. Вопрос: Я пробовала молиться по молитвослову, но мне не все слова там понятны. А если я буду молиться ко Господу произвольными словами, это на что-то повлияет? Протоиерей Максим Козлов: Вопрос частый и резонный. Я думаю, его нужно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны его можно поставить так: могу ли я полностью заменить молитвенное правило молитвой своими словами? Будет ли это хорошо? Здесь рано или поздно то, что мы говорим своими словами, скажем так, отольётся в определённого рода формулы, только формулы эти будут, с одной стороны, не так глубоки и часто не так правильны, как то, что мы читаем в молитвослове. С другой стороны, не всегда мы будем молиться о том, что нужно, потому что то, что мы читаем в церковных книгах, создаёт некий правильный вектор. Там мы не найдём молитвы о ниспослании нам мерседеса, о том, чтобы найти потерянный кошелёк, чтобы мы получили работу с зарплатой в десять раз больше, чем та, которая есть у нас теперь. А центром этих молитв всегда будет покаяние , благодарность Богу и устремление к Царствию Небесному. Поэтому иметь тексты, в том числе и тексты в обычном нашем молитвослове, как некий постоянный ориентир, по которому мы сверяем собственные добавления, — дело хорошее.

http://pravmir.ru/molitvennoe-pravilo/

Даже жестокие десятилетия, предшествовавшие Второй мировой войне, и последующие гонения не смогли уничтожить те глубинные духовные основы, которые были и остаются источником нашей жизнеспособности. В непростом мире мы живем. Столько противоречий вокруг и неустроенности, счастье соседствует с бедой, горе — с благополучием. Но в каждом есть Человек. Поговоришь с сидящим у храма бомжом, вроде бы потерявшим человеческий облик, а на самом деле — бывшим полковником советской армии, или нищенкой — бывшей учительницей, которую выгнали из дома родственники, — и вот перед тобой настоящий Человек. Или наши кающиеся прихожане... Сколько неправды и боли видишь, сколько судеб — от убийц до мошенников. Люди приходят порой с ужасными пороками, со страстями, но ведь все равно очень скоро находишь в них черты человечности, образ Божий, дающий возможность начать жизнь сначала. Господь как-то особенно милостив к нам — Он сохраняет человечность в нашем народе. И — хотим мы этого или нет — при жесткой пропаганде потребительского образа жизни в нас так глубоко и основательно сидит стержень православной духовной культуры, что мы не ломаемся. Пока не ломаемся. Бог дает нам эту силу. за темою екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у з ключовими словами заклади   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Тверський Кашинський Ми розслабилися, насамперед духовно Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии «Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза «Не пропагандист, а Ректор про Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Вадим Суворов: «Завдання школи — виховати здатних у привести його до Бога» Акопян про книгу «Вступ до та «Випадкових людей у нас не повинно бути...»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1935805...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Максим Козлов Христианская любовь и детоцентризм " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Протоиерей Максим Козлов — настоятель Патриаршего подворья храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве, профессор Московской духовной академии. Самый яркий пример родительской любви в Евангелии — это, наверное, притча о блудном сыне. Она показывает, что отец в определенный момент понимает: принуждение к благому — бессмысленно и приведет только к обратному результату. Если мы на секунду забудем, что речь в этой притче идет об отношениях Бога и человека, и посмотрим на нее только с точки зрения педагогики, то увидим: этому отцу должно было быть ужасно страшно, потому что все происходящее — педагогическое и личностное поражение. Ведь твой ребенок говорит тебе: «Жить с тобой не хочу, я ухожу, давай мне мои деньги». Отец понимает, что сын потратит их так, как он их впоследствии и потратил. Но отец не держит сына силой. Думаю, что один из главных нервов в семейных отношениях — умение понять, в какой момент кончается время, когда я могу своего ребенка к чему-то принудить. Само собой, в определенной степени ребенка нужно заставлять и принуждать, чтобы вырабатывался навык. Но в меру воспитывая и подталкивая своего ребенка, нужно понимать, что чем старше он становится, тем больше нужно переходить от принципа «я погоняю сзади» к принципу «я звоню колокольчиком впереди и зову за собой». А потом в какой-то момент я и вовсе должен уйти на параллельную колею, чтобы ребенок шел дальше сам. Само собой, я остаюсь рядом: если мы семья, мы не можем просто оказаться друг другу чужими людьми. Уважение личности ребенка — это в том числе и то, что я постепенно принуждаю себя отказаться от мысли, будто я все знаю и понимаю лучше. Я не пытаюсь устроить его жизнь так, как хочу сам, не выбираю эту кофту, это кино, этих друзей… И пускай он будет неправ, если только речь не идет о чем-то нравственно недопустимом. Ну да, в этой юбке дочка выглядит по-дурацки, но это был ее выбор. Я могу недоумевать, что может мой сын-отличник находить в этих приятелях, которые дальше экрана компьютера ничего не видят. Но это его друзья.

http://azbyka.ru/deti/hristianskaya-lyub...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010