Итак, теперь пред тобою, душа моя, вся полнота завета Триединого Господа, которым надлежит тебе руководствоваться, чтобы идти по пути праведности. Что же ты, душа моя?    Не черпаешь ты пользы из пророческих писаний. Они — как бы вне тебя и как бы не для тебя: это — дело ветхозаветное, говоришь ты себе, дело от нас далекое, жизнь теперь круто переменилась, и те заповеди нас уже не касаются, да и Христос вот (кощунствуешь ты) заменил их все на одну, вот и буду я ее стараться исполнить...    Но не вразумляют тебя и праведные слова, которые предлагаются тебе в «богодухновенных» (2 Тим. 3:16) книгах, ибо не хочешь ты извлекать из них пользу для себя! Ты гордишься любовью к ближнему, ты показываешь ее всем окружающим — но умеешь ли ты любить? Ведь сказано тебе: «возлюби ближнего твоего, как самого себя», — а себя-то умеешь ли ты воистину любить? Любить не любовью мира сего, а той любовью, о коей Христос сказал: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16:24—26)? Любовью, о которой говорит апостол: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19—20).    Живет ли в тебе Христос, душа моя? Очистила ли ты себя любовью к Нему так, чтобы во вся дни живота своего «соблюдать слово» Его, так, чтобы Он со Отцом Своим «обитель» (μονv, mansiones) у тебя сотворил (Ин. 14:23)?    Живет ли Он в тебе, чтобы ты любовью своею могла передать Его ближним твоим?    А если нет — то что же дает им твоя так называемая любовь? Что, кроме распространения неисчислимых грехов твоих? Ведь нет «врача, исцеляющаго тя, — нет, потому что сама ты отвергаешь Его, отказываешься от Его благодатного врачевания: не припадаешь вседневно к Святому Писаню — неиссякающему источнику Божественной премудрости; не прилежишь к богослужению, слишком часто предпочитая ему иные занятия, которые (уж явно не по Божиему внушению!) представляешь ты более важными для себя; молитвы твои — всё больше краткие, «Серафимовские», да и те — без углубления, без сердечного погружения в собеседование с Господом, лишь бы формально отчитаться перед духовником, что-де правило соблюдаю; посты твои — в лучшем случае телесные, «диетические», никаким иным доброделанием не сопровождаемые;мысли твои — по преимуществу о делах и премудростях мира сего; воли Божией ты не ищешь (хотя и сказано тебе: «ищи горнего» (Кол. 3:1); ты же почему-то уверена в том, что горнее должно само искать тебя) и предпочитаешь всегда исполнять веления воли своей ...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

26. Поэтому я признаю, что не знаю, почему были сотворены крысы и лягушки, или мухи и черви; но вижу, что все они в своем роде прекрасны, хотя по нашим грехам многие кажутся нам враждебными. Ибо я не найду ни одного животного, рассматривая тело и члены которого, я не обнаружил бы в них меру, число и порядок служащими единству согласия. Не постигаю, откуда они проистекают, если только не от высших меры, числа и порядка, которые пребывают в самом неизменном и вечном величии Бога. Если бы эти словоохотливейшие и неразумнейшие поразмыслили, то не стали бы нам досаждать, но, созерцая всяческую красоту и горнего и нижнего, повсюду прославляли бы Бога-Устроителя; и — поскольку разум оскорбить невозможно ничем, — если бы и соблазнилось вдруг чем-либо плотское чувство, то отнесли бы они это не к изъяну самих вещей, но к бренности нашей природы. Конечно, все животные для нас или полезны, или опасны, или излишни. Против полезных они не имеют, что сказать. Опасными же — мы или наказываемся, или подвергаемся испытаниям, или устрашаемся, дабы любили и желали не эту, наполненную многими опасностями и трудами жизнь, но другую, лучшую, где высшее успокоение; и приготовляли бы себя к ней делами благочестия. Но зачем нам рассуждать об излишних? Если тебе не нравится то, что они не приносят пользу, будь доволен тем, что они не приносят вред; потому что хотя нашему дому они не необходимы, однако ими дополняется целостность вселенной, которая намного больше нашего дома и намного лучше. Да и Бог намного лучше управляет ею, чем любой из нас своим домом. Итак, пользуйся полезными, остерегайся опасных, оставь излишних. Но, когда увидишь во всем меру и число и порядок, ищи Творца. И другого ты не найдешь, у которого высшая мера и высшее число и высший порядок, как только Бога, о Котором наисправедливейше сказано, что Он все расположил мерою, числом и весом (Прем 11:21). И, пожалуй, получишь больший плод, прославляя Бога в смирении муравья, нежели в превознесении всадника, переправляющегося через реку на вьючном животном.

http://pravmir.ru/o-knige-byitiya-protiv...

Кроме сего, знаем, что там тьмы Ангелов и торжество святых и Церкви первородных на небесех написанных (Евр. 12, 23). О сем граде говорит Давид: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86, 3). Бог сему граду дает обетование чрез Исаию: Положу тя в радость вечную, веселие родом родов ; и не будет ни сокрушение, ни бедность в пределех твоих, но прозовется спасение забрала твоя (Ис. 60, 15, 18). Посему, возводя душевные очи достойно Горнего, ищи познаний о граде Божием. Но как представить в мыслях что-либо, достойное тамошнего блаженства, которое веселит река Божия, емуже художник и содетель Бог (Евр. 11, 10)? Освятил есть селение Свое Вышний . Может быть, Пророк здесь разумеет богоносную плоть, освященную единением с Богом, почему под селением Вышнего понимай явление Бога во плоти. (6) Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра . И поскольку Бог посреди града, то дарует ему непоколебимость, посылая ему помощь при первых восхождениях света. И Горнему ли Иерусалиму или дольней Церкви приличествует имя сего града, - освятил есть в нем селение Свое Вышний . И чрез сие-то селение, в котором вселился Бог, стал Он посреди града и даровал ему, да не подвижится . Бог же - посреде града, повсюду до пределов круга простирая равные лучи Своего промышления. Ибо чрез сие соблюдается Правда Божия, всем уделяющая благость в одинаковой мере. Поможет ему Бог утро заутра . У нас утро производит чувственное солнце, когда появляется на нашем горизонте, а утро в душе производит Солнце Правды, восхождением умного света производя день в приявшем Его. Ибо мы, человеки, во времена неведения были в ночи, но когда, расширив в себе владычественное в нас, воспримем в себя сияние славы (Евр. 1, 3) и озаримся вечным светом, тогда поможет ему Бог утро заутра . Когда соделаемся чадами света и нощь для нас прейде, а день приближися (ср.: Рим. 13, 12), тогда будем достойны и помощи Божией. Посему Бог помогает граду, собственным Своим восхождением и явлением производя для него утро. Ибо сказано: се человек, Восток имя Ему (ср.: Зах. 6, 12). Посему в ком по рассеянии тьмы неведения и лукавства воссияет умный свет, для того настанет утро. Поскольку же Свет пришел в мир, чтобы ходящий в Нем не спотыкался, то помощь Его доставляет утро. Или, может быть, поскольку воскресение было в глубокое утро, то утро заутра поможет граду Бог, одержавший победу над смертью утром, в третий день Воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

Аминь. Оглашение 114 Об исследовании Божественных Писаний, чтобы нам не оставаться в неведении относительно разнообразных ухищрений диавола Братия и отцы. О чем нам нужно сегодня побеседовать? Да вот о том, чтобы мы мужественно стали, препоясани чресла свои истиною, и обувше нозе во уготование благовествования мира ( Еф. 6:14–15 ), обратив взор горе, созерцая вышнее, ища горнего, думая о небесном, об ответе Богу, об отшествии из тела, о явлении пред Судией, о Божественных книгах, исследуя жития святых, что хорошо или полезно, заучивая наизусть, держа это в уме и бросая этим, как камнем из пращи, во врага, без самохвальства и тщеславия, – ведь это мы делаем только то, что нам и следует, но со страхом Божиим, пользой для себя и со смирением. Если кого тяготит страсть, то он пусть не унывает и не боится, ибо близ Господь всем призывающим Его ( Пс. 144:18 ) и ищущая Его душа найдет Его, только пусть этот человек не падает, но да стоит, воздыхает, плачет, воздвигает руки к небу, бьет себя в грудь, представляет себе срам от содеянного греха, – я уже не говорю о позоре на Страшном Судилище, но только о том, который в самом же человеке и который также разойдется по другим людям, – и таким путем да сдерживает и да укрепляет себя. Ибо что сказано? Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемы егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Притч. 3:11–12 ); (371) и в другом также месте: не скор буди во время наведения ( Сир. 2:2 ). Господь испытывает нашу любовь к Нему, сохраняем ли мы ее и не предпочитаем ли ей гнусное деяние, пагубное и смертельное, в одно и то же время сладкое на вкус и горькое по последствиям, которое карает сильнее обоюдострого меча. Злодей показывает все вещи наоборот 566 : он показывает свет, а на самом деле это тьма, по-видимому он всевает духовную любовь, а в действительности это самая омерзительная гнусность. Ты же, воин Христов, не неразумевай и ухищрений его ( 2Кор. 2:11 ). Если ты хочешь жизни, то ищи света, ибо Бог и Его заповеди – свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Все так называемые случаи, которые видим в мире, служат к той же цели; они направлены к распространению славы Отца Небесного и спасению верных чад Его. Каждые болезнь или немощь, приключившиеся с нами, каждая потеря, нами понесенная, всякая укоризна, нами претерпенная, всякое неправедное презрение, для нас нелегкое, всякое бедствие, огорчающее сердце наше, всякие тоска и мука, терзающие нас, – все клонится ко благу нашему. Напасти научают нас выше ценить исполнение обязанностей святой веры, способствуют ненавидеть мир или, по крайней мере, ослабляют любовь к нему; они заставляют нас уклоняться от земных вещей, открывая их непостоянство и тленность; побуждают прилепляться сердцем к Богу, не искать надежного утешения в людях. Словом, чрез них в душе скорбящего благие желания менее обретают препятствий, немощь – менее преткновений, вера сердечная находит более пособий, страсти – более обуздания, даже добродетель – более цены. 76 Ученик: Можно ли найти истинное и полное утешение в дружестве? Старец: Утешение есть дар небес, и от небес только, из дальних стран Горнего Отечества нашего можно получать оное. А потому не друг наш утешает нас, но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания, когда мы больны, или в исцеление, ежели уязвлены, или для советов, когда в недоумении и не знаем, на что решиться. 77 Ученик: Желательно мне знать: какой есть конец всех намерений Божеских на земле? Старец: Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай ( Сир. 3, 21 ). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что видим в мире, должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудачи, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств – словом, все в порядке вечных законов должно содействовать образованию и возграждению Горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее; пастыри – хранители учения, а православные цари суть покровители веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Глупое, злое, самолюбивое и упрямое мое сердце: не только на своего протоиерея я сержусь и на отца Матфея и на дьячка Каменоградского, но и на самого митрополита – за их оговоры меня или выговоры мне за мои беспорядки, коих я не сознаю. Верь после этого своему сердцу, следуй его злобе! Предай же себя, друг друга и весь живот свой Христу Богу – Главе и Спасителю нашему и Судие нашему. Образ есть неизреченныя Божия славы Преосвященный митрополит Исидор 100 , аще и носит язвы прегрешений, – пожалей и поболезнуй и помолись об нем, как о себе; пожалей, хотя бы ты и не увидел его перемены к тебе, попирая свое самолюбие и считая себя достойным строптивого его обращения с тобою,– ибо владыка есть. Вспоминай Суд Страшный, последний и предстоящее на нем человечество. И ты – образ неизреченной славы Божией, хотя и носишь язвы прегрешений, – видишь одинаковость природы и немощей, одинаковую высоту и одинаковое смирение: взаимной жалости, да и уважения мы достойны. Бежи от славы земной, презирая ее, – и она будет искать тебя; ищи славы небесной, нетленной – и к тебе придет слава небесная и земная. Враг спасения нашего подстрекает нас гоняться за славою земною, за земными наградами, отличиями, крестами, формальными благословениями синодскими – и морочит нас ими и вовсе удаляет нас от горнего мудрствования, от почести горнего звания, от славы внутренней, порождаемой тайною добродетелию, как морочит нас земным богатством, земными сластями и нарядами, унижая и извращая тем нашу природу богоподобную, небесную. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Мы домогаемся, чтобы в формулярном-то списке были мы отмечены хорошо, а о том, как мы отмечены сами у себя в сердце, в совести, как мы отмечены у беспристрастных и светлых Ангелов, у Самого Бога, – не думаем. Потребуются ли наши формулярные списки на Страшном Суде? Нужны ли наши формулярные списки народу, среди которого и которому мы служим? Не нужны. Мы нужны народу лицом, жизнию, делами, а не по формулярным об нас отзывам. Это условная и временная форма. В формулярных списках часто великие злодеи, неправедные люди отмечаются прекрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

    «Будите мудри яко змия» (Мф. 10:16), сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил ее, и свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься человек от духовного врага своего, диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и сосредоточивать таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. — Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть, разбить.    Слава животворящим Твоим Тайнам, Господи! Ты опять возвеселил меня в приобщении их после долгого оставления. — Чтобы иметь чаще радость в сердце от причащения, чтобы достойно причащаться, надобно совершенно сокрушить свое грешное, нечистое сердце смирением и предать себя в волю Божию; надо совершенно выгнать из него всякую тень неверия, всякий помысл лукавый; надобно, чтобы оно совершенно замолкло, замерло или умерло (надобно, чтобы ожило сердце новое, которое Сам Бог дает — смиренное, полное святых чувств).    Ты земная мудрствуешь, но необходимо мудрствовать горняя. «Мудрствуй же горняя,» размышляй чаще о горнем, ищи горнего.    Хочешь иметь в жизни спокойствие душевное? — Занимайся больше делом. Позвали тебя к требе? Исправляй ее с совершенным спокойствием, нисколько не торопясь, — и вот тебе мир душевный во время совершения ее, мир и после нее. Знай, что это — твоя обязанность, исполняя которую надлежащим образом, ты благоугождаешь Богу и достигаешь цели своей жизни. Проповедь тебе нужно сочинять? Сочиняй ее с удовольствием, не тяготясь проповедничеством; даже ищи случаев и не в очередь приготовлять и сказывать поучения, чтобы сказать тебе прихожанам всю волю Божию. И вот тебе опыт — сладость от труда.    Когда придет тебе какой-либо гордый помысл — плачь.    Не забудь брать на себя труд усиливать, напрягать свое внимание при чтении молитв или каких-нибудь возглашений каждый раз, когда ленивая плоть и заодно с нею действующий диавол будут тяготить внутренность твою и язык твой отчаянною леностию и устрашать твою мысль множеством слов впереди, которые также нужно выговаривать. — О плотская хитрость и подлость!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому в основе ее решения не могли стоять только политические мотивы. Что же тогда? Ответ здесь может быть один - и только один. К ногам Христовым ее привело тайное сердечное влечение, которое соткалось в душе Ольги лишь Богу известным образом, - так же, как и впоследствии это произошло с великим внуком княгини, святым Владимиром. Будучи чрезвычайно одаренным человеком, Ольга возрастила в себе и тот талант, который называют талантом веры. Но как дошла она до Христа? От кого впервые услышала слова проповеди, благодатным семенем легшие в ее душу, чтобы со временем дать великий плод? Как нашла она силы преодолеть общечеловеческую, а уж тем более и женскую боязнь пойти против окружения, против веры отцов, против собственного сына? Как совершилось это чудо? Никто не знает, - кроме Того, Кто подарил это чудо и ей, и всем нам, и всей огромной Руси, впоследствии откликнувшейся на этот выбор всей широтой своей удивительной души. Только Он, кроткий Христос, умеющий ждать, умеющий терпеть, знает, как совершилось чудо Его рождения в душе вчерашней язычницы, еще недавно так люто мстящей за убийство своего мужа. Но чудо произошло. Женщина-правитель, женщина-воин стала воином Христа, и духовной начальницей Руси Святой. Автор «Степенной книги» пишет об этом так: «Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». А в  «Повести временных лет» есть такие слова: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа». И вот это для меня в житии Ольги едва ли не самое главное. Как же удивительно, что всякому человеку, ищущему в жизни света, Христос всегда открывает себя. Он действительно есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1,9). Насколько важно человеку никогда не замыкаться в трехмерном пространстве материального мира, и искать, искать горнего. Все выше, и выше, и выше – как пелось в известной песне. Ищи Бога, ищи Истину и Свет, человек – и Бог откроется тебе. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11,10).

http://radonezh.ru/analytics/v-poiskakh-...

Слава, Господи, многому Твоему о нас милосердию. ноября 1910 г.] Не оставляй покаянных трудов Обновившись спасительным покаянием, пребывай в Его [Господа] объятиях, вкушая милости всепрощения Отца Небесного. Не льстись ничем временным, скоропреходящим, ищи горнего, укрепляй взоры души твоей к непреходящему, вечному, воздыхай к Отечеству Небесному, взывая с пророком: «Когда прииду и явлюся лицу Божию?» Все здешнее так обманчиво, ненадежно, приходит смерть и разрушает все земные надежды и заботы. Не слишком радуйся о земном благополучии и не очень скорби о здешних скорбях и лишениях, все временное подобно цветочку, скоро увядающему, подобно листу, осенью бурей оторванному. Итак, не прилепляйся ни к какой сласти и славе земной, но полагай всю надежду, всю любовь в Едином Господе Иисусе, Иже есть монахов радосте. декабря 1910 г.] Божий Промысл Блажен живущий верою в Промысл Божий, он во всех обстоятельствах и скорбях полагает надежду на Господа. Он благодушно переносит возводимые на него обвинения и поношения, сознает себя виновным, немощным, нерассудительным; людей, наносящих ему оскорбления, считает как орудиями Промысла Божия, через которых, как через целительные пластыри, надеется получить исцеление от своих греховных болезней, молится о них, как искушаемых от диавола, и даже делает им всякое благо по заповеди Спасителя: Любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас, и молитеся за обижающих вас ( Мф. 5,44 ). Даруй, Господи, благодать познавать Твой дивный и благий о нас Промысл и научи творить Твои спасительные заповеди. декабря 1910 г.] Ищи помощи у Господа «Десною Твоею рукою прими Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный» (антифон воскресный, глас 2). Сыне Божий, Агнче, вземляй грехи всего мира, если Ты, державною Божественною рукою приявший меня в недра Своего спасительного прибежища и покрова, не сохранишь меня, не соблюдешь, то огонь нечистых вожделений греховных окончательно может сжечь меня, распаляемого от адского пламени врагов бесплотных, темных служителей ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А где смирение? Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным [ Рим. 12, 16 ]. Смотри, каковы твои дела: гордость, злоба, ярость, зависть, подозрительность, чревоугодие, любостяжание, леность, нерадение! Златой крест послужил бы только к большему тщеславию и гордости. Смиряйся и покоряйся воле провидения, ты, ничтожнейший и злейший. Зачем самоуправство? Зачем злоба? Зачем биение? Диавол внушает страстное желание златого наперсного креста, как злата, и скупиться для нищих подавать милостыню, и яриться на них, когда они неотступно просят прибавки к милостыни, между тем как Распятый повелевает нам отвергаться себя [ Мф. 16, 24 и др.], и питать и одевать нищих и в лице их Его Самого [ Мф. 25, 35 – 40 ], и презирать злато и сребро, запрещая носить при себе злато и сребро [ Мф. 10, 9 ]. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Итак, ищи славы Божией, а не славы человеческой. А в свете принято искать славы от человек, ибо что значит это заискивание наград, знаков отличия – орденов, крестов, скуфей, камилавок и прочего, как не искание славы друг от друга? И не теряем ли мы веру из-за них? – Да, ибо прилепляемся к земным почестям и забываем о почести горнего звания, лицемерим, потворствуем, ласкательствуем, завидуем, гордимся. Кресты и разные награды до того заедают христианскую жизнь нашу, что если по представлении к награде мы не получили ее, то и праздник не в праздник; и они сделались такою же необходимостию для многих, как хорошее платье для женщины к празднику, отчего и выдаются обыкновенно награды наибольшею частию к празднику Пасхи, как красное яичко, или как красный лоскуток на платье, или как золотой блеск, или как серебряная звезда, или как эмалевый блеск. Все мы земная мудрствуем и к земле пригвоздились. Кто зол, и раздражителен, и блудлив? – Кто ест мясо, и пресыщается, и пьет вино. Он часто терзает других, подобно зверю; он ржет, как конь, на женщин. Таким был я, поевши мяса в двенадцать часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010