То же подтверждает через Соломона: Сын мой! храни заповедь… навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни ( Притч. 6:20–23 ). И святой апостол Павел в Послании к Тимофею свидетельствует: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3:16–17 ). И еще немного выше: Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение ( 2Тим. 3:15 ). Раз все Священное Писание богодухновенно, то само собою разумеется, что оно на все полезно. В нем можно почерпнуть для себя истинное познание о Боге и свойствах Его, о Его отношении к миру видимому и невидимому, который Он создал, приведя из небытия в бытие; там заключается норма нравственной жизни человека, написаны законы, преподано руководство, указаны способы и средства, как надо поступать человеку, чтобы исполнить в точности волю Божию и угодить Ему; если не исполняешь сих предписаний, то слово Божие, как неумолимый судья, обличает совесть твою и не дает тебе покоя до тех пор, пока ты не положишь в себе твердого, как смерть, решения в дальнейшем поступать по Закону Божию, и тогда Священное Писание со всею кротостью и любовью начинает назидать тебя, развивая и укрепляя добрые порывы и стремления, заложенные в нас Богом при самом творении. И мало-помалу человек приходит в ту меру возраста, которая дарует ему право получить оправдание и обильную благодать Духа Животворящего. Таким образом человек будет иметь ответ на всегда беспокоящие его вопросы, ему откроется прямая, широкая стезя Закона Божия, ведущая к светлой и ясной цели, к вратам Горнего Иерусалима, Царства Небесного, вечной жизни, блаженства райского, для него определится смысл и ценность жизни и предназначение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

И ПРЕОБРАЗИЛСЯ ПРЕД НИМИ . «Дух молитвы, – говорит митрополит Филарет Московский , – сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток этого света, не удерживаясь в душе, пролился на тело и просиял на лице:  И ПРОСИЯЛО ЛИЦЕ ЕГО ,  КАК СОЛНЦЕ , – не вмещаясь и здесь, лучи Божества, исходящие из плоти Его, сверкают и преобразуют самую одежду Его:  ОДЕЖДЫ ЖЕ ЕГО СДЕЛАЛИСЬ БЕЛЫМИ ,  КАК СВЕТ , или «как снег, как на земле белилыцик не может выбелить» ( Мк. 9:3 ). Этот дивный, небесный свет блистал, как молния, и объял души апостолов; божественно прекрасным сиянием разливается этот чудный свет на все окружающее, проникает в область духовного мира и привлекает из мира горнего – великого ревнителя славы Божией Илию, а из мира дольнего – законодателя Моисея, чтобы исполнилось слово Писания: «при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей» (двух величайших пророков и трех избранных апостолов) «состоится [всякое] дело» ( Втор. 19:15 ).  И ВОТ ,  ЯВИЛИСЬ ИМ , пробудившимся от сна апостолам,  МОИСЕЙ И ИЛИЯ ,  С НИМ БЕСЕДУЮЩИЕ , явились сияющим отображением той же Божественной славы Христовой. Бог невидимый и непостижимый проявился в человеке видимом: «молния Божества Христова, по словам Никанора, архиепископа Херсонского, возблистала сквозь облако Его человечества; заря славы Божественной засветилась сквозь покров Его человеческого смирения; явился не только взору небожителей, но и бренным очам земных человеков во славе Своей Богочеловек, явился во славе большей той славы, в какой являлся Он на Синае и на Хориве, в той самой славе, хотя, из снисхождения к немощи апостолов, и сдержанной славе, которая избранникам Божиим во граде Небесном будет светить вместо солнца и луны вечно; явился в такой славе, что свет лица Его помрачил первые блестящие лучи восходящего вещественного солнца, как поет Святая Церковь ... С трепетной радостью парят на гору Фавор – тот самый Моисей, который, видев Бога в образах мрака, дыма, молний, огня, молился Господу на Синае: «открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя», и однако же услышал в ответ: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:13, 20 ); тот самый огненноревностный Илия, который на Хориве хотел усмотреть и не усмотрел Бога в видении вихря, сокрушающего горы и камни, в видении землетрясения и огня, и ощутил лишь тень присутствия Божия во гласе хлада тонка – в веянии тихой отрадной прохлады; парят они, по мановению Божию, чтобы утолить давнюю жажду свою – откровенными очами узреть, что есть Бог, являющий Себя не в видениях, а в существе Своем, которое ипостасно соединилось с естеством человеческим и из него проявляет славу Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Не напрасно поэтому сказал Иисус Христос апостолам: ныне же иду к Пославшему Мя. Но истину вам глаголю: уне есть вам (лучше для вас), да иду Аз. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам. Аще ли же иду, послы Его к вам ( Ин.16:7 ). Так, вознесение Иисуса Христа на небо было причиною того, что небо низошло отселе до земли и земля стала для ясновидящих тем же небом. Дух Божий живет ныне и действует во всех нас. Но увы! Для того, чтобы открыть нам доступ к небесным обителям, Сын Божий оставил небо и должен был пострадать за нас на кресте. Чтобы помочь нам взойти на небо, Он, Сам опять, прошел этим путем с плотью Своею и затем Духа Святого ниспослал на землю. Все небо таким образом и не только св. ангелы, а и сам Бог во св. Троице, подвиглись на спасение рода человеческого и доселе заняты нашим спасением. А человек, и христианин даже, о том и не помышляет почасту. Грешит, беззаконничает, ни на что не взирая. Как будто и не для него все сие великое дело совершилось! Беспечность с нашей стороны изумительная! Нам предлагается единение с Господом, богообщение, полное обожение, и это туне, как дар от Господа Иисуса. А мы валяемся в тине греховной и коснеем в противлении Господу, зовущему нас на путь спасения! О том и не думаем, что хотя небо для нас и отверзто теперь, но из творящих дела плотская ( Гал.5:21 ) никто не войдет в царство Божие, да и здесь на земле не иметь тому общения с Духом Святым, кто предан плотским страстям: потому что Дух Божий не может обитать в подобных людях ( Быт.6:3 ). А кто Духа Святого чужд, тот и не Христов ( Рим.18:9 ). Братие! Сей Иисус, вознесыйся от нас на небо, паки приидет некогда на землю судить живых и мертвых. Подумайте: что тогда будет нам, если мы не исправимся? За то как блаженны будут те, кто приуготовит себя к достойному сретению Господа Иисуса! «Я думаю, пишет Апостол, что нынешняя временные страдания ничего не стоют в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ), когда явится Христос – жизнь наша» ( Кол.3:4 ). О, ищите, други мои, «горнего, где Христос седит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1,2 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Мы забыли о том, что Бог сотворил нас для жизни в Раю, что мы - граждане Горнего Иерусалима, что земля - место временного изгнания грешной плоти и что " плоть и кровь Царствия Божьего не наследуют! " Как сказал выдающийся русский святитель архиепископ Иннокентий (Борисов): " Люби, сколько хочешь, землю и прилепляйся к ней, но ты оставишь ее навсегда.... Не здесь твое место, оно или на Небе, или в аду. " Человек предназначен Небу. Он больше дерева, бабочки и кошки. Он - сын Божий! После Воскресения Христова он не обречен навеки " добывать хлеб свой в поте лица своего " . Бог предназначил ему иную, лучшую участь: освобождение от страстей, от гнета мучительного труда и безнадежной скуки. Он, человек, - гражданин Неба! Откуда Церковь знает это? Она знает это после Вознесения Господа. Страшно подумать, что вечная жизнь предназначена нам на этой земле, в этой грешной и больной плоти, с этими изнуряющими страстями! Если бы это было так, такая жизнь стала бы воистину адом. Но к счастью нашему, Господь вознесся, открывая и нам дорогу на Небо. Вот почему радуются и ликуют апостолы на Елеонской горе, вот почему в празднике Вознесения Господня нет ни малейшей частицы печали, так свойственной всякому расставанию. Беседуя со Своими учениками накануне Голгофских страданий Господь наш Иисус Христос сказал апостолам удивительные слова: " Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет; женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир; так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас... " (Ин.16.20-22.) Унесем же сегодня с собою в наши домы и семьи, к нашим друзьям и знаемым, унесем с собою из храма Господня в обезбоженный мир, к тем, кто ненавидит и любит нас, унесем же с собою апостольскую радость, которую никто не сможет отнять. Аминь.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/vzn-004pr...

Святая праведная София рано лишилась родителей и была отдана под опеку родственников. Она была лишена родительской любви и попечения, но промыслительным образом унаследовала от своих предков любовь к христианским добродетелям. Свой путь к славе горнего звания она совершила в соответствии со словами Священного Писания: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Еще в отроческом возрасте, согласно воле опекунов, княжна вступила в брак с князем Янушем Радзивиллом, пребывавшем вне спасительной ограды Святого Православия. Дальнейший духовный путь праведной Софии стал крестным путем жертвенности и самоотречения. «Не желаю хвалиться, — говорит апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Обращаясь внутренним взором к лику нашей праведной соотечественницы, мы видим, что не только благочестивая семейная традиция, но и Божественное вдохновение, зародившееся в сердце Софии, стало источником ее богоугодных земных дел и подвижнических трудов. Таким образом, чаяние человеческого сердца преобразилось в ней в богодарованную добродетель. По слову апостола Павла: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5). В смутную эпоху, на которую пришлись детство и юность Софии, многое из того, во что она свято верила, оказалось предано поруганию. В 1596 году в Бресте была заключена уния. Многие видные представители православной знати отреклись от своей праотеческой веры, движимые желанием устроиться в новых религиозно-политических обстоятельствах. Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей. На ней одной лежала ответственность за выполнение завета отца, согласно которому наследники были «должны всегда оставаться верными Православию». Следуя отеческому наставлению, праведная София направила всю свою любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в Слуцком крае.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Итак, будучи причастником этих небесных вод, находящихся, как сказано, над твердью, каждый верный становится небесным, то есть когда он направляет свой ум к возвышенному, не помышляя о земном, но лишь о небесном, и ищет «горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). Ибо тогда он также становится достойным похвалы от Бога, приведенной в этом стихе: «И увидел Бог , что это хорошо» ( Быт.1:8 ). И тогда то, о чем говорится в следующих утверждениях о третьем дне, обретает такое же значение. Написано: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так» ( Быт.1:9 ). Так потрудимся же и соберем воду, которая под небом и есть дела нашей плоти, и отбросим ее от себя, чтобы могла образоваться «суша» и люди «видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Так как если мы не отделим от себя эту воду, которая под небом, то есть грехи и пороки нашей плоти, наша «суша» не сможет образоваться и не обретет силы направиться к свету, «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:20–21 ). Мы, конечно, не получим этого, если не отделим и не отбросим от себя, словно воды, пороки нашего тела, служащие материалом для греха. Но если мы сможем это сделать, то наша суша уже не будет «сушей», как видно из того, что следует далее. Ибо сказано: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:8–9 ). Таким образом, эта суша после того, как воды, как сказано выше, сошли с нее, не остается уже более «сушей», но названа «землею». Так и наша плоть, если произойдет в ней это разделение, не останется уже более «сушей», но, напротив, будет названа «землею», ибо тогда сможет приносить Богу плоды. И как «в начале сотворил Бог небо и землю», так позднее создал «твердь» и «сушу».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Таким образом, из Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, в грядущем Царстве Христа. Господь — праведный Судия, и Он произведет расчет и уплату по всем долгам с каждым человеком. Упрек Бога в несправедливости, может быть, был бы допустим в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда — да, можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ибо какая же справедливость, если один добрый человек, как, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как Евангельский богач, наслаждается? Если бы после смерти для обоих одинаково все кончалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря — это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том-то и дело, что после смерти ничего не кончается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет — расчет не по человеческой правде, но по правде Божией. Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом и уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать». И таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он суд по Своей Божественной правде… Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в Будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле. И все Священное Писание свидетельствует о том же — что Бог есть праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, — восклицает в песни пророк Моисей, — воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен». И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои». Аминь.

http://zavet.ru/b/ipavlov/043.htm

«Господи Боже Израилев, нет подобного Тебе, на небеси горе и на земли низу; Ты сохраняешь завет с рабом Твоим, ходящим пред Тобой в правоте сердца, как сохранил завет свой и с отцом его Давидом, и ныне, Господи, исполни сказанное Давиду, что не оскудеет Царь от рода его на престоле, доколе чада его сохранят заповеди Твои. Не уже ли воистину вселится Бог с человеками на земле? – если небо и небеса небес не довлеют Тебе, то кольми паче храм сей, который создал я имени Твоему? Но да призришь ныне на молитву раба своего. – Очи Твои да будут днем и ночью отверсты на храм сей, и от горнего своего жилища, внемли всегда здесь молениям Израилевым. – Если кто согрешит пред искренним своим, и обиженный произнесет на него клятву, и клятва сия приидет пред алтарь Твой, внемли ему и соверши суд: оправдай праведного и осуди беззаконного. Если люди твои падут, по грехам своим, пред лицом врагов, и к Тебе обратятся с молитвой: милостив будь к согрешениям их и возврати их опять в землю отцов. Если заключится небо и не будет дождя, если возникнут голод, или пожары, или язва, или саранча, или какая пагуба, и люди Твои придут в храм сей, исповедаться пред Тобой в грехах своих, внемли милостиво всякой скорби, всякой молитве, и укажи каждому путь его, ибо Ты один видишь сердца всех сынов человеческих: – страх Твой да будет на них во все дни жительства их на земле, данной предкам. Если и кто чуждый, услышав о крепкой руке Твоей, придет издалече, ради имени Твоего, помолиться на месте сем, исполни и молитву чуждого пришельца, дабы со страхом уразумели все народы, подобно Израилю, имя Твое. – Нет человека, который бы не согрешил пред Тобой! – так, если согрешат Тебе люди Твои и предашь их в плен врагам, в дальнюю землю, – они же обратятся к Тебе, из земли пленения, всем сердцем и всей душой, и устремив взоры к земле отечественной, и ко граду, избранному Тобой, и ко храму святому Твоему, воскликнут: мы согрешили, беззаконновали, неправдовали пред Тобой! – внемли молитве их, с высоты небесного Твоего жилища, и милостив будь к их неправдам, и обрати к ним сердца врагов, их пленивших, ибо Ты избрал народ свой, себе в наследие, и извел его из печи железной Египетской.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

" Если вы воскресли со Христом», – говорит нам св. апостол Павел, – т. е. если вы чрез веру и таинство святого крещения вступили на путь чистой и святой христианской жизни, «то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3:1–3 ). А в соборном послании св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы находим и такое увещание: «Не любите мира, ни того, что в мире . . . ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2:15–16 ). Что же это однако значит? Неужели христианство есть религия полного отрицания ценности земной жизни, полного отказа от земных радостей, от любых земных интересов? Неужели оно зовет нас всецело удалиться от мира, полностью уходить в область совершенно чуждых ему переживаний? Так ли это? – Конечно нет, нет и нет! Мы впали бы в очень большую ошибку, если бы так именно поняли упомянутые мной слова и увещания святых Апостолов. Если бы все земное было недостойно внимания христианина, то как могли бы мы восклицать вместе с Псалмопевцем: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23:1 )? Может ли христианин презирать мир, в котором он живет, чуждаться мира, если центральная истина христианства состоит в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 15 )!? Ведь мир и человек суть прежде всего дело рук Божиих. И если грех внес в мир и в человеческую жизнь глубокое повреждение и расстройство, то это не значит, что в них полностью изгладилось все прекрасное, свойственное творению Божию. Есть многое в этом земном, временном, преходящем мире, что достойно и всегда будет достойно самой искренней и чистой любви, чего не может не любить каждое неиспорченное человеческое сердце. Можно ли не любить свою Богом данную Родину, землю своих предков, ее заветные святыни, свой народ с его лучшими устремлениями, чаяниями и надеждами?! Можно ли не любить свою семью, своих родителей?! Можно ли быть бесчувственно равнодушным по отношению к детям?! Можно ли не чтить святой подвиг материнства?! Можно ли не преклоняться пред великой жертвенностью мужественных защитников своего Отечества, полагавших душу свою за друзей своих?!

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Матерь Божия вкусила смерть, и этим самым она нам подала пример, что именно в смерти нет ничего неестественного... Ибо если бы смерть в себе заключала что-то неестественное, что-то злое, то кто- кто, а Матерь Божия не была бы подвержена этому злу. Но Она вкусила смерть, тем самым, и нам подала утешение и отраду, которые именно должны пройти через эти врата смерти для нашего утешения, что смерть не страшна. Надо помнить, что в смерти зла нету, что смерть для нас – неизбежность. Вот это надо помнить каждому для спокойного приготовления, для достойного перехода из одного состояния в будущее. И празднуя сегодня этот праздник – Успения Божией Матери, мы и обязываемся, чтоб достойно праздник праздновать, чтоб позаботиться о нашем достойном при уготовлении к исшествию из этой жизни в другую жизнь. А для этого надо нам внимание каждому обратить на свою внутреннюю духовную жизнь, на свое внутреннее поведение, внутреннее состояние. Ибо только те, которые достигнут чистоты сердечной, свободно могут так же перейти из этой жизни в другую жизнь, подобно переходу из этой жизни Матери Божией, подобно Ея Успению. Поэтому надо стараться, дорогие, эту жизнь нам провести богоугодно, спасительно, разумно, стараться во всем угождать Богу, жить достойно Бога и приносить добрые плоды во всяком благом деле. Надо исполнять волю Божию. Только тот спасется и угоден будет Богу, кто именно будет жить по воле Божией, исполнять святую волю Божию. Эту святую волю Божию нам возвестило Святое Евангелие, возвестили и святые Апостолы. И вот святой апостол Павел нам и повествует, что если мы желаем спастися, то нам именно нужно стяжать христианского учения и жить по этому учению. Вот что вещает святой апостол Павел в Послании к Колосянам: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010