Продолжение праздника    Праздник Пасхи продолжается тридцать девять дней с тем разделением, что первые семь празднуются торжественнейшим образом, отчего и называются седмицей Светлой, Святой и Великой, восьмой также торжественно, и называется на языке церковном Антипасхой, в память явления Господа не веровавшему Фоме и уверения его язвами Своими, а последующие — с меньшей торжественностью, так что христианам позволяется в оные заниматься и обыкновенными своими житейскими делами и работами. Праздник Вознесения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:20-21). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо в преисподнюю земли сходят те, кто толкует закон Божий и блага обетований, руководствуясь земным разумением, и кто не возводит души внимающих к ожиданиям небесного и созерцанию горнего. Ведь Апостол ясно говорит: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). Апостол, вне всякого сомнения, обращался к тем, кто по своему земному разумению говорил: «Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» ( Кол.2:21 ), для кого он прибавляет: «Что все истлевает от употребления, – по заповедям и учению человеческому» ( Кол.2:22 ). 6.1. Затем написано: «И сказал Господь Аарону: вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне» ( Чис.18:8 ). И хотя в некоторых латинских списках написано «наблюдать», правильнее было бы сказать «сохранять». Должно, впрочем, рассмотреть, как, согласно закону, сохраняются начатки плодов. Ведь священники получают их не для того, чтобы хранить, но чтобы потреблять их. Почему же тогда Он говорит: «Я поручаю тебе сохранять возношения Мне»? Из этого следует, что сказанное должно применять не к букве закона, но к его духу. Ибо начатки, как мы объяснили с точки зрения духовного понимания, могут сохраняться. Ведь если, по словам Апостола, Христос есть «начаток», тогда поистине эти начатки даны нам для того, чтобы «сохранять» их. Ибо что может быть блаженнее души, в которой принятый ею Христос непрестанно сохраняется и всегда пребывает? Такая душа поистине получает начатки, чтобы сохранять их. Те начатки плодов, которые приносились в законе, употреблялись в пищу и, по слову Евангелия, проходили во чрево и извергались вон (ср. Мф.15:17 ). Тот же, кто ест эти начатки и вкушает «хлеб живый, сшедший с небес» (ср. Ин.6:51,56 ), не умрет, но будет иметь жизнь вечную. Ибо этот хлеб, хотя беспрерывно потребляется, всегда остается, или, вернее, всегда преумножается. Потому что он, как говорит Апостол, есть «духовная пища» (ср. 1Кор.10:3 ), которая чем больше ее потребляют, тем более она становится обильной.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

По заповедям и учению человеческому. Это не есть наставления божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? — Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии. Или он намекает на учения эллинов. Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. Вид мудрости имеют, а не силу и истину. Ибо тот, кто этому учит, кажется благочестивым, скромным и презирающим тело ради воздержания от пищи. Однако Бог почтил тело и дал яства, чтобы, питаясь ими, плоть могла существовать и добровольно господствовать над страстями. А они не в чести держат тело, а лишают его должного, отнимая у него власть и не позволяя ему действовать без принуждения. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Сказав: быв погребены с Ним, именно чрез крещение, и дав понять об умалчиваемом, то есть, что и воскресли с Ним (ибо крещение как смерть изображает чрез погружение в воду, так и воскресение чрез поднятие из воды), теперь он убеждает и в том, что если вы воскресли со Христом, то после этого должны находиться на высоте, там, где и Он, где нет наблюдений, должны помышлять о небесном. Ибо эти наблюдения относительно пищи и дней — земные и телесные и не имеют ничего возвышенного и духовного; так как они суть заповеди земных людей. И не удовольствовался тем, что сказал: горнего и где Христос, но прибавил: сидит одесную Бога, для того, чтобы еще больше отклонить наш ум от земного. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. С той и другой стороны побуждает их не искать здешнего, — и из смерти, и из жизни. Умерли, говорит, вы тому, что есть долу; почему и не должно искать этого. Опять жизнь ваша, говорит, горе есть; и так горнее и мудрствуйте. Апостол стремится показать, что они пребывают горе и живут иной жизнью, которая в Боге и невидима для очей телесных. Не является Христос; значит, и жизнь ваша еще не наступила на небе. Посему, к чему искать видимого? Этим он подготовляет их, чтобы перейти тотчас к нравственному учению. Таков обычай у него, — научивши одному, переходит к другому. Так он делает, например; в Послании к Коринфянам: говоря о тех, которые предваряли трапезу, он вдруг перешел к преданию тайн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Изменение же, когда тело не будет способно к тлению, свойственно будет телам лишь святым, именно тем, которые теперь воскресают духовно посредством веры. Об этом воскресении апостол говорит: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:1–3 ). Как умираем мы духовно и духовно воскресаем, так потом умираем телесно и телесно воскресаем. Духовная смерть требует, чтобы не верить тому суетному, чему раньше верили, не делать того зла, какое прежде делали. Духовное воскресение есть признание спасительным того, чего раньше не признавали, и делание добра, коего раньше не делали. Кто признавал ранее земных идолов и изображения за богов и познал потом единого Бога, уверовал в Него, тот умер для идолослужения и воскрес посредством веры христианской. Кто был пьяницей и стал воздержным, тот умер для пьянства и воскрес для трезвости. Так, когда душа удаляется от всяких дурных дел, в ней происходит как бы некоторая смерть, и снова воскресает она к совершению добрых дел. «Умертвите, – говорит апостол, – земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). Умертвив эти члены, мы возстаем в совершении дел, противоположных им: в чистоте, кротости, любви и милосердии. И как смерть духовная предшествует духовному воскресению, так смерть по плоти предшествует будущему по плоти воскресению. 24. Итак, будем признавать то и другое воскресение: и духовное, и телесное. К духовному относятся слова: «встань, спящий, и воскресни из мертвых» ( Еф.5:14 ), и еще: «на живущих в стране и тени смертной свет возсияет» ( Ис.9:2 ), а также и то, о чем я несколько выше упоминал: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего». К телесному воскресению относится то, что говорит апостол, когда задает себе такой вопрос: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» ( 1Кор.15:35 ), разсуждая ясно о воскресении тела, коим Господь предварил церковь Свою; о нем, следовательно, говорит апостол в словах: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие» ( 1Кор.15:53 ), каковые слова сказаны в пояснение слов, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор.15:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Всё, что на трапезе моей, есть дар Божий: дорогое ли, дешевое ли – всё дар Божий, которого незачем жалеть кому бы то ни было. Но Бог благ, а око наше лукаво, завистливо, скупо. Кто может меня изобидеть, когда Господь всеблагой, всемогущий и прещедрый со мною? Решительно никто. Но если я не с Богом, а со сластями житейскими, да с корыстию и любочестием, то меня изобидит всякий и всюду или, лучше, – я сам себя непрестанно обижаю, и других. Напрасно я ходил на Всероссийскую выставку мануфактурную и драл глаза (6 июня). Благодать Божию растратил, похоти очей удовлетворил, от горнего очи отвратил. Еще я доверяю своему лжецу (ветхому человеку); еще не возненавидел я всей ненавистию своего чудовища, своего «я»; еще, увы, я не Христов, ибо духа Христова я еще не имею. То, что берет у тебя брат твой (помни, что брат жены твоей, с которою тебе дал Бог столько даров Своих), есть капля в море. Надобно помнить слова Давида: Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего [слав.: прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего] [ Пс. 100, 2 ], и подражать богоотцу в удивительном незлобии его. А я часто бываю раздражителен и зол в обращении с домашними; в чужих домах агнец или ангел, а дома – козел или бес. Грешен пред Богом. Видишь умыслы сатаны, пристрастия сердца твоего к дольнему, отвлекающему тебя от горнего и божественного и от любви ближнего? Восстань, ополчись, побори. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72, 25–26 ]. Возненавидь душу свою, стремящуюся каждый день к ненависти ближнего и к пристрастиям земным. Всяк человек ложь [ Пс. 115, 2 ]. Сосуд плоти один и тот же: и потребность его одна и та же, и вместимость одна и та же. Зачем же жадный воображает, что человек имеет бездонный живот? Зачем по себе не судит? Один простой, благочестивый крестьянин пред смертию своею сказал следующие замечательные слова: «Не ел я сластно, не носил красно: Господи! прими душу мою» – и с этими словами спокойно предал душу свою Богу. Нам, сластолюбцам, урок. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских [ Мф. 11, 8 ]. Иоанн Предтеча чем славен, между прочим? Тем, что ел акриды и дикий мед, и носил одежду из верблюжьего волоса, и пил воду, а о вине и сикере не помышлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Кафедральный собор города Иераполя (VI в.) На фотографии — кафедральный собор города Иераполя (VI в.), разрушенный турками тысячу лет назад. Хорошо видна граница алтаря, и очень хорошо сохранилось древнее Горнее место. Оно представляет из себя полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, — священники. Откуда пошел обычай устраивать Горнее место? Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» ( Откр. 4, 1 ) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь. Там он узрел Сидящего на престоле Господа Христа, в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах, – вот он, прообраз Горнего места. Пред престолом Господа — горящие семь светильников, прообраз нашего семисвечника, горящего у престола. Далее комментировать не будем, просто приведем то описание небесного алтаря и небесного богослужения, которое оставил в бессмертной книге Апостол Иоанн: Посреди и вокруг престола — четыре животных, подобных льву, тельцу, человеку и летящему орлу. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на Престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6 - 13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Всякому земному сокровищу присуще исчезать, рассеиваться и гибнуть. Где богатства, некогда хранившиеся в сокровищницах египетских фараонов, персидских царей, римских и византийских императоров? Земные богатства – субстанция текучая, изменчивая, преходящая и тленная, как и земная красота. По словам святого Василия Великого , «свойство богатства – текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим. Как река, стремящаяся с высоты, приближается к стоящим на берегу, но вдруг коснулась и в ту же минуту удалилась: так и выгоды богатства весьма быстро появляются и ускользают, имея обычай переходить от одного к другому. Это поле сегодня принадлежит одному, завтра будет принадлежать другому, а через несколько времени еще новому владельцу... И золото, постоянно утекая из рук владеющего им, переходит к другому, а от другого к третьему. Скорее можешь удержать воду, сжатую в руке, нежели надолго сохранить у себя богатство. Посему прекрасно сказано: богатство аще течет, не прилагайте сердца. Не пристращайся к нему душекю своею, но извлекай из него пользу; не люби его чрез меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его в служение как орудие» 1 . Упование на земные богатства подобно желанию утолить жажду в знойный полдень соленой водой. И, тем не менее, значительная часть человечества упорно стремится утолить духовную жажду этой соленой водой, испытывая муки при каждом глотке, но теша себя безумной надеждой на то, что следующий глоток, может быть, принесет облегчение. Редко осознаем мы, что Сам Господь претерпел позорнейшую и мучительнейшую смерть на Кресте, чтобы мы смогли осуществить такое предуготовление и достойными гражданами Горнего Иерусалима войти в Царство Небесное. А для этого Он и заповедовал нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:19–21 ). И среди этих небесных сокровищ, которые, по заповеди Господней, мы должны собирать, одними из наиболее ценных являются сокровища святоотеческой мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

День Рождения Царя (Сергей Белозерский) 14.01.2013 23:55:03 Сергей Белозерский В некоторых странах до сих пор празднуют день рождения монарха — иногда настоящий, иногда условный, и для них он остается очень важным символом. Люди празднуют свою принадлежность к царству, они радуются тому, что они не чужие в своей стране, что они разделяют общую историю и общую преданность. В день Рождества мы празднуем день Рождения нашего Царя, Господа Иисуса Христа, и нашу принадлежность к Его Царству.   Рождество - день рождения истинного Царя, который напоминает, что мы - подданные, что нам даровано подданство Царства Небес, Горнего Иерусалима. " Отечество наше на небесах " , говорит Апостол, и как граждане монархии, пребывая на чужбине, празднуя день рождения своего Царя, вспоминают о своей Родине, на которую они непременно вернутся, так и мы вспоминаем, что мы - подданные Небесного Иерусалима. Даже если мы почти ассимилировались в этом мире, живем его страстями и интересами, Рождество напоминает нам - у нас другое подданство. Мы посланники от имени нашего Царя(2 Кор.5:20), наш родной дом - на небесах (2 Кор.5:1). Рождество - это праздник Присутствия. Для большинства людей (в том числе религиозных людей) религия — это набор правил; некоторые эти правила хвалят, некоторые ругают, но те и другие сходятся на том, что это именно набор правил. Кроме правил в религии есть еще священные тексты, в которых эти правила прописаны. Правила и тексты в христианстве есть. Но центр христианства не здесь. Христианство — это присутствие. В Рождество мы празднуем не ниспослание Закона и не дарование священных текстов. Мы празднуем явление Бога, который пришел и поселился среди нас навсегда. Как говорит Евангелист Иоанн В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:1-14)

http://radonezh.ru/analytics/den-rozhden...

Шестой член символа веры (Верую в Господа Иисуса,) и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Тексты «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). «В доме Отца Моего обителей много. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». ( Ин.14:2–3 ). «И сказал (Стефан): вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческаго, стоящаго одесную Бога». ( Деян.7:56 ). Христос «восшедши на небо, пребывает одесную Бога, и Ему покорились Ангелы и Власти и Силы». ( 1Пет.3:22 ). Христос «одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». ( Рим.8:34 ). Бог «все покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви». ( Еф.1:22 ). «Нисшедший, Он же есть и возшедший превыше всех небес, дабы наполнить все». ( Еф.4:10 ). «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога: о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.». ( Кол.3:1–3 ). «Мы имеем такого Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах». ( Евр.8:1 ). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». ( Евр.13:8 ). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». ( Откр.3:21 ). Изречения «Я охотно верю событиям, за истину которых свидетели не убоялись пожертвовать жизнью». (Паскаль). «Как ни величествен свод небесный, но коль скоро внимательно посмотришь на него, то тотчас чувствуешь, что это одна изнанка, а лице там!» (Иннокентий, арх. Херс.). «Морския волны хлещут и яростно ударяют в скалу, но та стоит, – не дрогнет. Облака закрыли солнце, сгустился мрак на земле, разразилась буря, а там, выше облаков солнышко продолжает сиять и рано или поздно пробьется оно сквозь эти слои облаков, засияет над землею. Так и всемогущий Бог в Своем святом величии господствует над волнами греха и над непогодою, бурями времени». (Герок). Небо, на которое восшел Иисус, – не небо физическое, атмосферическое, не междупланетное или надзвездное пространство, не небо, созданное в первый день мироздания и которое прейдет ( Мф.5:18 ), которое огню блюдется и падет с шумом ( 2Пет.3:7,10 ), но небо символическое, духовное, вечное. Вознесение на небо означает не оставление Христом земли, но прославление Его, окончательное прекращение Его уничиженного вида. Христос не «улетел» на небо, как кощунственно выражался умерший русский писатель, но «облако взяло Его из вида» ( Деян.1:9 ). Т. е. прекратилось Его видимое общение с учениками. Но Христос не оставил землю, а пребывает на ней, как и везде, «во вся дни и до скончания века». ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

БОГАТСТВО «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры (видимые и невидимые) подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Мф. 6:19, 20 ) – слова премудрые и всерадостные, которые всегда нужно помнить и о которых размышлять и которые исполнять делом. Все мы виновны в том, что привыкли искать и приобретать и скрывать свои сокровища на земле, а не на Небе. Строительство великолепных, ненужных иногда домов, скопление богатств и пристрастие к ним, алчность, скупость, жестокосердие к бедным, пристрастие к женскому полу, к украшениям, земным отличиям, преимуществам, чинам занимают нередко все наши мысли и привязывают нас исключительно к земле, к тлену, и мы забываем о почести горнего звания и о небесных дарах и благах: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ), – забываем, что мы вписаны в число небесных граждан по Крещении и печати Духа Святого и на жительство на Небесах (3). От тли, Боже, мя возведи. Все мы болеем различно тлением, страстями душетленными, а о любви Божией нерадим, холодны к своему Создателю и Благодетелю. Обогащаться материально стремимся всеми силами, а Богом не богатеем, нищенствуем. Много, много у иного денег и всякого богатства, а Бога в сердце совсем нет. Зависти же к чужому добру, имению в нас много, а искреннего доброжелательства нет. Господь всего Себя дает тебе в достояние, человек, все существо Свое Божеское и человеческое, пречистое, нетленное, бессмертное, всеправедное, всеблаженное, премудрое. Зачем ты не принимаешь такого неисчерпаемого, нетленного богатства, зачем бежишь от него, гоняясь за тленным, за прахом, за мыльными исчезающими пузырями? Зачем налагаешь сам на себя жестокие узы? Войди в себя, оглянись, осмотрись! (3) Собирает сокровище (земное), а не знает, для кого собирает ( Пс. 38:7 ), – говорит пророк Давид. Жалкое состояние души богача. «Кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:20 ), – говорит Господь богатому в притче. Ужасное состояние! Уготовал несметное богатство, а Бога и душу потерял и на вечную муку ее уготовал. «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест ( Мк. 10:21 ), – говорит Господь богатому юноше» (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010