Чтобы для плоти грешной, для нее самой было больше сластей и от Бога и от ближнего больше отчуждаться, плоть гонит ближних из своего жилища и от своей трапезы или смотрит только на красивые лица, а от некрасивых и грубых отвращается, как будто человек в лице, а не в сердце. Всё напротив Божьего слова, гадкая, делает. Я зверь – но претвори мя, Господи! О пользе и необходимости хождения в храм Божий: вне храма дух земной, приковывающий душу к земному (питейные домы, трактиры, театры, клубы, магазины); в храме – Дух небесный привлекает горе; вне храма – суета и пристрастие, в храме – истина и прилепление созданных по образу Божию к Создателю своему; вне храма – томление, в храме – покой, потому что здесь Бог мира обитает. Посмотрите на иконы: Кто на них? – Господь, Его Пречистая Матерь, апостолы, мученики, преподобные, бессребреники. Чем тебя поучают, к чему побуждают? Что совершается в храме? Что в доме? Если бы люди часто ходили в храм Божий, не было бы тогда таких сребролюбцев, таких пьяниц. Пороки усиливаются в той мере, как мы оставляем матерь свою – Святую Церковь и Господа Церкви – Иисуса Христа. Не прельщайся земными почестями – саном архимандрита, епископа, ибо им вверено тягчайшее дело пастырства душ человеческих, требующее великой добродетели, самоотвержения, ума, бдения, богомыслия, молитвы, поста, нестяжательности, терпения, возвышенного духа, дольнее презирающего, к горнему непрестанно стремящегося и возводящего, – ищи горнего звания, стремись к очищению себя от всякой скверны плоти и духа, по духу небесному образуй себя, ибо земля – место изгнания нашего и злых духов; отвергай дольнее. Для чего искушает тебя много Господь? Чтобы не на богатство надеялся, а на Него, всех благ щедрого Подателя. Бог – мой Бог, моя слава и честь, мое украшение, моя сладость, мой мир, мое утешение, моя жизнь. И сыт я, и одет, и просторно в квартире, – отчего не любить всех, как себя? Если бы и с меня снимали одежду или у меня отнимали кусок хлеба, меня теснили в квартире, и тогда поистине следовало бы любить всех по заповеди Господа и по здравому смыслу, ибо они меня стесняли бы только в телесном, а не в духовном. А теперь что же безумствует плоть моя? Что мечтает?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Старец: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай» ( Сир. 3, 21 ). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что видим в мире, должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудачи, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств – словом, все в порядке вечных законов должно содействовать образованию и возграждению горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее; пастыри – хранители учения, а православные цари суть покровители веры и Церкви. Вопрос 78. Почасту, отче, я побеждаюсь славолюбием; что такое слава? Старец: Слава земная не что иное, как обман духа нашего и следствие сего обмана. Еще курится фимиам народной хвалы над прахом умершего: но пройдет один день, и все исчезло. Но чье сердце без особенной Божией помощи и благодати может совершенно охладеть к ее волшебным прелестям? Пленяя юношу своими лучезарными призраками, венком лавровым и плеском народным, она манит и старца к своим монументам долговечным, к памятникам заслуг и благодарности потомства. Вопрос 79. Какая страсть самая опаснейшая? Старец: Из всех страстей самая опаснейшая для истины и добродетели – зависть. «Завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем. 2, 24 ); завистью же и грех плодится в земной юдоли. Сей один порок порождает многие другие и особенно опасен потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Сей непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление, и не прощает никому и ничему, кроме порока и незнатности. Надобно соделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду. Нет зла, которому бы не сродна была зависть, нет такой низости, на которую бы она не решилась или которой бы не старалась извинить. Как скоро зависть возобладает душою, то ее из сосуда, устроенного в честь, делает сосудом бесславия и всякой мерзости. Вопрос 80. Чем сопровождается истинное раскаяние?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Musat...

Крестное же знамение, которое мы изображаем на себе, напоминает нам постоянно о том, чем мы искуплены и спасены от вечного проклятия и осуждения в муку – именно крестными ужасными мучениями и смертью Сына Божия за нас, и потому должны всегда крестное знамение изображать на себе со вниманием, с верою и любовью ко Спасителю и вообще к Святой Троице, спасшей нас таким [мудрым] образом, и в благодарность Богу Спасителю стараться точно исполнять Его святую волю, чрез преслушание которой так ужасно пали первые люди и всё их потомство, отсекать свою волю, свои прихоти, похоти, страсти или грешные мысли, чувства, слова и поступки. Полно тебе искать награды у мира прелюбодейного и грешного (у директора) и прелюбодействовать с его отличиями, часто неправде даваемыми, и ищи единой почести горнего звания у Христа, истинного Бога нашего, почести, которой достигли и которую получили все святые, почести истинной, праведной, вечной, а здешняя честь суетна, мимолетна и не полезна и вредна, ибо часто надмевает и привязывает к суетному, грешному миру и от Бога и правды Его отводит, ибо человек, ищущий земных наград, ищет и угождать миру, а не Богу; христианское смирение, уничижающее себя пред Богом и людьми, не допускает искательства отличий и наград; оно говорит и тогда, когда всё повеленное исполнено нами: я раб непотребный, ибо сделал только то, что должен был сделать [ Лк.17:10 ]. Итак, предоставь Господу и земные свои награды; если Ему угодно и почтить тебя, прими со смирением и благодарностью, если нет – не ропщи и тоже благодари! 23 сентября Зачатие святого Иоанна Предтечи. Сто тысяч раз я испытал крайний вред для души чревоугодия и пресыщения, да и тело страдает от него, хотя движение на свежем воздухе очень уменьшает вред; однако же вот и вчера я ненамеренно пресытился у рабы Божией Евфросинии Петровны в клубе и, вышедши оттуда, почувствовал отрыжку и икоту (икчется). А сегодня утром во время утрени я ощутил крайнюю немощь и бессилие в душе для борьбы с невидимыми врагами, нападавшими на меня нещадно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не могу я ужасаться множества грехов моих, если смерть Господня на ум мой приходит; так как согрешения мои победить Его не могут. Гвозди и копие вопиют мне, что я истинно примирился со Христом, если любить Его буду. Лонгин отворил мне ребро Христово копьем, и я в него вошел и там покоюсь безопасно. Кто боится, тот не любит; так как любовь вон «изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ). Нет никакого столь сильного и столь действительного против воспаления похоти врачевания, как смерть Искупителя моего. Он распростер мышцы и руки Свои на кресте, будучи готов к объятию грешников. В мышцах Спасителя моего и жить хочу, и умереть желаю. Там с веселием воспою: «превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» ( Пс.29:2 ). Спаситель наш главу преклонил в смерти, чтобы подать лобзание Своим возлюбленным. Мы столько раз Бога лобызаем, сколько раз в любви Его сокрушаемся. 24. Беседа со своею душою о любви ко Христу О, душа моя, почтенная Божиим образом, искупленная Христовою кровью, обрученная верою, одаренная Духом, украшенная дарованиями, сопричтенная ангелам! Возлюби Того, Которым ты столько возлюблена; внимай Тому, Который внемлет тебе; ищи Ищущего тебя; люби Любящего тебя, Которым ты любима, Которого любовью предварена, Который причина твоей любви. Он Сам заслуга, Сам награда, Сам плод, Сам наслаждение. Будь ты со старающимся старательна, с пекущимся попечительна, с чистым чиста, с святым праведна. Какою ты покажешься Богу, таким покажется тебе Бог: благой, кроткий и многомилостивый, Он требует благих, кротких, богоприятных, смиренных. Люби Того, Который извел тебя из болота нищеты и из нечистоты беззаконий. Избери Другом, больше всех друзей твоих, Того, Кто в то время, когда ты всего лишишься, один верность Свою к тебе сохранит. В день погребения твоего, когда все приятели и друзья твои от тебя отступят, Он один тебя не покинет, но защитит от демонов рыкающих и готовых поглотить тебя, и поведет тебя по незнакомой стране, и введет в селения горнего Сиона, и там посадит тебя с ангелами пред лицом величия Своего, где услышишь ангельскую песнь: «свят, свят, свят!» Там песни радости, «глас радости и спасения» ( Пс.117:15 ), и благодарения, и глас хвалы и аллилуйя вовеки. Там собрание благополучия, превосходная слава, изобильная радость и все блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В чем состоит благоговение к Богу? Благоговение наше, – учит святитель Феофан Затворник , – должно быть соразмеряемо не с емкостью или малостью делаемого, а с лицом Бога, к Коему относится. Кадит ли кто или читает и поет, или другое что делает, коль скоро небрежно то исполняет, подлежит суду творящих дело Божие с небрежением. Равно и из присутствующих в Церкви стоит ли кто или поклоны кладет, или свечу ставит, если делает это небрежно, столько же погрешает и тому же суду подлежит. – Свт. Феофан Затворник . Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М.: Лепта, 2007.] Каковы видимые залоги общего воскресения нашего? Видимые залоги общего воскресения нашего суть останки праведников Божиих. Они служат для верных видимым залогом общего воскресения всех, а для слабых – опорой веры в минуты ее колебания. Поэтому с верой и упованием лобызай святые мощи угодников Божиих, как видимые залоги общего освобождения твоего и всей твари из работы, смерти и тления! Приноси чаще перст твой семо, осязай эти бренные тела, благодатью и проразумением Божиим соблюдаемые в нетлении, и – не буди неверен, но верен ( Ин.20:27 ). Какой конец всех намерений Божиих на земле? Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй ( Сир.3:21 ). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что видим в мире, должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудача, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств, – словом, все в порядке вечных законов должно содействовать образованию и вознаграждению горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее, пастыри – хранители учения. Что значат слова Иисуса Христа: Аз есмь путь и истина и живот ( Ин.14:6 )? Слова эти значат: через Меня, как сказал Иисус Христос, приходят, ко Мне приходят, во Мне пребывают. Ибо когда к Нему приходим, приходим и ко Отцу, и познаем посредством равного – Того, Кому Он равен, и связуемся Духом Святым, да вечно пребудем в соединении с верховным и неизменяемым благом.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

2. Вы, говорит, не принадлежите к миру: зачем же покоряетесь стихиям? Зачем (подчиняетесь) тому, что соблюдает мир? И смотри, как он осмеивает их: «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», – как будто он удерживает их от чего-то важного. «Что все истлевает от употребления»; посрамил надменность многих, и прибавил: «По заповедям и учению человеческому». Что говоришь ты? Если говоришь о законе, то с некоторого времени и он – учение человеческое. Павел сказал это или потому, что (иудеи) извратили закон, или намекает на (учение) эллинов. Все, говорит, есть учение человеческое. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ( Кол. 2:23 ). «Вид», – говорит, а не силу, следовательно не истину. Потому будем отвращаться того, кто имеет «вид» премудрости. Ведь иной кажется и благочестивым, и скромным, и презирающим тело; а в самом деле он не таков. «В некотором небрежении о насыщении плоти». Бог дал (телу) честь; но они пользовались им не в честь. Таким образом, когда было определение (Божье), он умел назвать честью. Они, говорит, бесчестят плоть, лишая ее (должного), отнимая у ней силу, не позволяя ей действовать без принуждения. Бог даровал честь плоти. «Итак, если вы воскресли со Христом». Доказав прежде, что Он умер, теперь убеждает их, и потому говорит: «итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» ( Кол. 3:1 ). Там нет соблюдения. «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога». О, куда он возвел ум наш! Какой великой мыслью он исполнил их! Не удовольствовался тем, что сказал: «горнего», ни словами: «где Христос»; но прибавил: «сидит одесную Бога», – дал понять, что оттуда не должно смотреть на земное. «О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3:2 ). «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3:3 ). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол. 3:4 ). Жизнь настоящая, говорит, не ваша; ваша жизнь иная некая. Он уже спешит перенести их (от земли), старается показать, что они находятся на небе, что уже умерли, давая из того и другого понять, что не должно искать здешнего (земного). Если вы умерли, то вам не должно искать (здешнего); если вы на небе, то не должны искать (земного). Не является Христос; значит и жизнь ваша еще не наступила, – она в Боге, на небе. Итак, что же? Когда мы будем жить? Когда явится Христос – жизнь ваша, тогда ищите и славы, и жизни, и радости. Это сказано с тою целью, чтобы удержать их от развлечений и праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Киеве кафедра Митрополичья о семи ступенях и господствует над всею церковью, так что виден за престолом восседающий Святитель; а семь ступеней горнего места, кроме символического значения богословских добродетелей, изображенных и на Софийской иконе Премудрости Божией, знаменовали также степень чести Русского первосвятителя в иерархии вселенской Церкви, как самостоятельного архиерея, первенствующего над многими подведомственными ему епископами. Престол горний патриарха был о двенадцати ступенях, равно как и облачальный амвон, и это преимущество чести сохранилось доселе за Фессалоникийским архиепископом, который соблюдает его даже в убогой церкви своей, где едва может поместиться столь высокий амвон, ибо драгоценно такое предание бедствующему Востоку. Если теперь столь величественным представляется внутри алтаря сидение и стояние Святителя на горнем месте Софийском с двенадцатью сослужащими ему архимандритами и пресвитерами во время чтения Апостола и Евангелия, что же было прежде, когда с первенствующим Митрополитом служили еще, кроме двенадцати пресвитеров, и епископы всея Руси, занимавшие верхнюю ступень горнего сопрестолия над иереями? Все это было открыто взору мирян, и с высоты хор и из средины храма, потому что иконостас не был первоначально так высок и шире были царские двери. Зрелище сие представлялось еще в большем величии, когда целы и свежи были мозаические изображения Апостолов и Святителей вокруг горнего места, так что от низу и до верху все собрание живых и начертанных ликов сливалось в одно целое, и торжествующая на небесах Церковь являлась сослужащею воинствующей на земле, соединяясь с нею в один священный сонм. Знаете ли, откуда заимствована сия великолепная картина? – Св. Иоанн Богослов изобразил нам Церковь небесную, которую созерцал в духе. – Раскройте четвертую главу его Апокалипсиса: «по сих видех и се дверь отверста на небеси.» – Вот сквозь какие двери смотрел тайновидец. «Я был в духе, – и се престол стоял на небеси и на престоле Седящий... и окрест престола престолов двадцать четыре, и на престолах видел я двадцать четыре старца, седящих, облеченных в белые ризы, и имели венцы златые на главах своих; и от престолов исходили молнии, громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь Духов Божиих; и вокруг престола четыре животных, исполненных очами отовсюду: первое животное, подобно льву, и второе, подобно тельцу, и третье имело лицо как человека, и четвертое, подобно орлу летящему; каждое из четырех животных имело по шести крыл, изнутри исполненных очами; ни днем, ни ночью не имеют они покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет.» Это символы, данные Церковью четырем Евангелистам, и заметьте, что сидение и стояние священнослужителей на горнем месте бывает собственно во время чтения Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

2. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5:26). Что такое Истина Если ты не знаешь, что такое Истина – жалко потерять даже волосок со своей головы. Если ты знаешь Истину, как Она есть – не жалко потерять ради Нее даже свою жизнь. 3. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.» (1Тим.4:16). Вечность предпочитает уединени е В толпе никогда не встретишься с Вечностью, – Она предпочитает уединение. Но ты никогда не предпочитай уединение – Вечности. 4. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога…» (Кол. 3:1). Ищите горнего Не гонись за тем, что от тебя уходит, Не отталкивай то, что приходит само. Знай: истинного счастья нет ни в том, ни в другом. 5. «Итак, постараемся войти в покой оный…» (Евр. 4:11). Человек и колокол Ребенок качается на качелях, потом он видит своих родителей, спрыгивает с качелей, бежит им навстречу… А качели постепенно замедляют ход и останавливаются. Человек звонит в колокол и мелодичный звон разносится далеко по округе. Вот он ударяет в колокол последний раз и спускается с колокольни… А звук еще долго плывет в воздухе, постепенно затихая вдали. 6. «…Сеется тело душевное, восстает тело духовное.» (1Кор. 15:44). Храни в себе то, что ты понял Наберись терпения и храни в себе то, что ты понял. Настанет время, когда понятое тобой укрепится и преобразится внутри тебя в новую жизнь, которую ты еще не знаешь, но которая принадлежит тебе изначально. 7. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал. 3:28). Все мечты, мысли, желания существуют только в том, что начинается и заканчивается. Ни одна мечта, ни одна мысль, ни одно желание не могут проникнуть в то, что находится за этим пределом. Там пребывает новая Жизнь, не имеющая конца. 8. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр.

http://isihazm.ru/?id=140

Отвращайтесь антихриста, который есть ветхий Адам в нас, и говорите мысленно: я не знаю человека сего, и тогда же, закрыв лицо и главу внимания вашего, словом Христовым противным слову сего антихриста, скрывайтесь, как в безопасном убежище, в язвах Иисуса Христа распятого, или в другом некотором таинстве страданий Его, или в могиле памяти смертной, или в темнице ада, или в том также невидимом, о чем говорят Иоанн Богослов и Св. Павел. Иоанн Богослов: «возлюбленные! мы уже дети Божии; но еще не открылось, что будем, знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него (в невидимом) очищает себя, так как Он чист». А Св. Павел: «не смотря на видимое, но на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно». И паки: «горнего мудрствуйте, а не земного; горнего мудрствуйте, идеже есть Иисус Христос одесную Бога седяй». Все это – грады убежища и спасения, отверстые для нас в откровении Божественном, как в объятиях Отца небесного. Иногда в сих самых словах из песни невестоводительства: «Объятия Отчи! обнищавшее сердце вы увидите во время бегства вашего как бы пещеру, в которой, как в крове Бога небесного, водворитесь, дóндеже прейдет беззаконие». Словом, по настоящему понятию моему, мрак веры, есть спасительная сила смерти Христовой, действующей в верной душе, и ее осияющей. Но сила смерти Господа Христа сопровождается силою Его воскресения, силою жизни Его, и жизни вечной. Ибо Христос воскрес из мертвых, к тому уже не умирает, смерть Им к тому не обладает. И: Я был мертв, и се живу во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти. Я написал сии слова потому, что они пришли на память теперь, и я вспомнил, как они были некогда и для моей души приятны, питательны, сладостны. Христос воскрес из мертвых. К тому уже не умирает, смерть Им к тому не обладает. Смерть Им к тому не обладает! Смерть Им к тому не обладает! И Сам Он явился Иоанну на острове Патмосе, и сказал: «Я мертв был, а ныне жив, и се живу во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С 3-й главы идет нравоучительная часть послания ап. Павла к Колоссянам. Раскрыв пред Колоссянами всю пустоту лжеучения еретиков и тщету их нравственно-практических заповедей и учений, как не ведущих ко спасению, апостол в противовес всего этого изъясняет им истинный смысл христианской жизни в Христе Иисусе, а не по заповедям и учениям человеческим и по стихиям мира. 1 ст. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. Вы говорит апостол, вышедши из вод крещения, воскресли подобно Христу и получили благодатную силу Духа Святого для жизни непорочной, святой, а потому ищите уже горнего, т. е. проводите и стремитесь к жизни сообразной с этой святостью и непорочностью. Сюда ваши мысли направьте, сюда ваше сердце устремите ко Христу – Спасителю, сидящему во славе одесную Бога Отца. 2 ст. О горнем помышляйте, а не о земном. Т. е. встаньте выше всего этого земного, чувственного, греховного, да не обладает вами никакое беззаконие. Не к миру и яже в нем льните своим сердцем, а ко Христу. Не к земле и земному, а вашими мыслями, чувствованиями, желаниями стремитесь к небесному, мудрствуйте о том, как бы жизнью по Христе достигнуть вечного блаженства и быть в единении с Ним, а чрез Него и с Отцом Небесным. 3 ст. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Ведь вы уже в таинстве крещения умерли для греховной жизни, и теперь должны жить со Христом, т. е. так, как Он тому учил, дабы быть едино с Ним, а чрез Него и со Отцом. Как происходит это Богообщение, это сокрыто, невидимо для других. Люди мира сего не видят внутренней духовной перемены чад Божиих, того, что совершается в душе и сердце их. Это веяние благодати Святого Духа в сердцах своих не могут точно знать, т. е. когда оно началось и как совершилось и к чему оно ведет, и сами чада Божии. Не у я вися, что будем, говорит свят. ап. Иоанн ( 1Ин. 3:2 ). 4 ст. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Во второе же пришествие Господа все это станет явным и видимым для всех. Тогда Христос – жизнь наша – явится во славе, и мы тогда, будучи едино со Христом, как ветви с лозой, явимся во славе, будем подобны Ему ( 1Ин. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010