Посему прекрасно [следующее]: «вместо полей выкупайте души от нужд 35 , сколько кто может, помогайте вдовам и сиротам, богатство и все стяжания ваши употребляйте на такого рода дела, ради которых и получили вы их от Бога. Потому что Господь обогатил вас для того, чтобы вы исполняли такое Ему служение» 36 . Также и на монастыри богатство свое, которое мы от Бога получили в этой жизни, прекрасно есть потратить и так его изжить. Ибо для этого и предоставил нам его наш Благой Владыка, чтобы его употребить на такое служение и чтобы вместо него нам приобрести богатство, которое нельзя [у нас] украсть. Посему намного лучше такие поля и имения продать, даже те, которые надежны, и перевести их в наш главный град ( μω ν μητρπολιν), когда поселимся в нем. Посему, возлюбленные, не будем заботится о временном, чтобы приобрести вечное. Пробежим мимо мира, чтобы достичь Творца мира. Оставим не наше, чтобы нашим насладиться, ибо образ мира сего проходит, словно сон ( 1Кор. 7:31 ), и если и пользуемся чем-то в этом мире, то пусть будем, как не пользующиеся ( 1Кор. 7:31 ). Как и блаженный Иоанн заповедует, говоря: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, [Col. 1476] в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин. 2:15–17 ). Говорит же и Иаков: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ( Иак. 4:4 ). Также и Павел: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового ( Кол. 3:9–10 ). И продолжает: Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6: 7–8 ). Об этом и Соломон просит, говоря: богатства же и нищеты не даждь ми, устрой же ми потребная и самодоволная ( Притч. 30:8 ). И снова Павел, желающий возвести нас ввысь и сделать гражданами небесными, увещает, говоря: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи? Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея: — И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: « икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя: — А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы? Отвернулась. Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение. Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа. Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

http://pravmir.ru/o-moshhax-prepodobnogo...

   То же подтверждает через Соломона: Сын мой! храни заповедь… навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни (Притч. 6:20—23). И святой апостол Павел в Послании к Тимофею свидетельствует: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16—17). И еще немного выше: Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение (2 Тим. 3:15).    Раз все Священное Писание богодухновенно, то само собою разумеется, что оно на все полезно. В нем можно почерпнуть для себя истинное познание о Боге и свойствах Его, о Его отношении к миру видимому и невидимому, который Он создал, приведя из небытия в бытие; там заключается норма нравственной жизни человека, написаны законы, преподано руководство, указаны способы и средства, как надо поступать человеку, чтобы исполнить в точности волю Божию и угодить Ему; если не исполняешь сих предписаний, то слово Божие, как неумолимый судья, обличает совесть твою и не дает тебе покоя до тех пор, пока ты не положишь в себе твердого, как смерть, решения в дальнейшем поступать по Закону Божию, и тогда Священное Писание со всею кротостью и любовью начинает назидать тебя, развиваяи укрепляя добрые порывы и стремления, заложенные в нас Богом при самом творении. И мало-помалу человек приходит в ту меру возраста, которая дарует ему право получить оправдание и обильную благодать Духа Животворящего.    Таким образом человек будет иметь ответ на всегда беспокоящие его вопросы, ему откроется прямая, широкая стезя Закона Божия, ведущая к светлой и ясной цели, к вратам Горнего Иерусалима, Царства Небесного, вечной жизни, блаженства райского, для него определится смысл и ценность жизни и предназначение человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 1–2, 9–10). Поэтому преподобный Максим добавляет: «Тот, кто проникнет еще глубже Креста и Гроба, и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала». Воскресение – самая суть всего, что было, есть и будет. Воскресение – сокровенная цель Божией заботы о мире. Ради Воскресения сотворен человек и ради Воскресения воссоздан. Жизнь, за которую отчаянно держится человек, – оправдана, но не ради отчаяния, а ради Любви, воплотившейся, растерзанной ради нас и воскресшей. Впрочем, не та жизнь, в которой обманывают и предают, пытаются приобрести и всё теряют, а о которой Апостол писал: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах» (Еф. 2: 4–6). И потому Воскресение – единственная реальность, ради которой стоит жить. Еще вот какой интересный момент. Воскресший Господь является ученикам сквозь закрытые двери. Для Воскресшего нет преград. Но смысл Воскресения не в том, чтобы упразднять перегородки бедных хижин или крепкие стены дворцов. С Воскресением Господа разрушены преграды более прочные. С Воскресением Господа разрушены преграды более прочные: Он отверз двери в Рай, а двери ада сломал Двери в Рай некогда были затворены: захочешь войти – не войдешь. И пламенный меч херувима останавливал самонадеянность всякого смертного. Намертво заперты были и двери ада: захочешь выйти – не выйдешь. Ад улыбался всякому откровенному грешнику, а в отношении праведников терпеливо ждал заката их жизни, ибо и те вслед за Адамом и Евой сходили в его ненасытное брюхо. Хуже невозможно представить: на Небеса вход закрыт, а преисподняя поглощает всех без разбора. Но вот появился Тот, Чьим знаменем стал Иона, извергнутый вон из чрева китова, – и мрачная всепоглощающая утроба преисподней впервые подавилась. Ад испуганно съежился, когда сквозь его наглухо закрытые двери прошел неизреченный Свет. Для Любви, Которая из Царства райских обителей нисходит на землю, а затем в самый ад ради падших, – затворенных дверей уже нет.

http://pravoslavie.ru/130522.html

Вот как учит апостол Павел, о чем мы должны постоянно думать: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. ( Кол.3:1-15 ) Понятно, что умертвить в себе похотливые и прочие греховные помыслы очень трудно. Для этого существуют недоступные пока для Вас таинства Церкви (исповедь, причащение). Для этого же мы стараемся поститься, для этого и молимся, надеясь на милость Божию. Ирина, здравствуйте! Постараюсь ответить кратко. Блуд - грех. Онанизм - грех, даже в браке грех. Развратные помыслы - грех. (Если вы в браке и они направлены на мужа, когда мысли лезут уже при физической близости, то это не грех, если вы просто мечтаете об этом, разжигая похоть, то это грех, но всё же желательно избавляться от этого, ибо если каждый день об этом думать, то это может войти в привычку) Близость с мужем, когда вы в браке - не грех.

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-m...

Плачь и ты, христианин, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света Божественного. «Изведи из темницы душу мою, Господи, исповедатися имени Твоему» ( Пс.141:8 ). Плачут люди, окованные узами и кандалами, что не имеют свободы. Плачь и ты, христианин, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:36 ). О Иисусе, Искупитель пленных душ наших! Растерзай узы наши, да принесем жертву хвалы Тебе. Плачут люди, что избиение и раны терпят. Плачь и ты, христианин, что твоя злая совесть душу уязвляет и мучит больше любого мучителя. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» ( Пс.50:3 ). Плачут люди, живущие на чужой земле, что не видят дома и любезного Отечества своего. Так плакали иудеи, будучи в пленении вавилонском, как сами исповедуют: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136:1 ). Плачь и ты, христианин, что ты в мире этом, как на земле чужой, живешь и не видишь Отечества небесного и прекрасного – горнего Иерусалима. «Горе мне, что жизнь моя в переселение продолжилась» ( Пс.119:5 ). Плачь и ты, душа моя, да утешишься и здесь и там. «Кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез, и плакал бы день и ночь?» ( Иер.9:1 ) «Услыши, Господи, молитву мою и моление мое внуши, слез моих не премолчи; яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду и ктому не буду» ( Пс.38:13–14 ). «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас, яко Той есть Бог наш, и мы – люди пажити Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» ( Пс.64:6 ). «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сотворихом, ниже соблюдохом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже!» Читать далее Источник: 2006 г. " Сокровище духовное от мира собираемое " . Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Бывает и другая крайность, когда люди, выросшие в Церкви, почему-то дали себе свободу вообще не поститься. Это тоже фарисейский дух: люди считают, что они выше всех остальных, потому что они знают 150 батюшек по всей Москве, знают всю церковную кухню и поэтому это для них все неважно. Точно так же рассуждали и фарисеи. Надо храниться этой фарисейской закваски. Когда мы говорим о посте, в первую очередь нам надо помнить о том, что мы должны облечься во Христа. В этом истинная цель поста, а не в том, чтобы воздерживаться или не воздерживаться от пищи. Как говорил апостол Павел: не пища спасает, не от нее происходит спасение, а от Христа. Мы благодарить должны Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа (Кол. 1: 12–13), – вот что говорит сегодня апостол Павел. И в этом суть и нашего поста, и всей нашей жизни, и дела спасения. Это прекрасные слова из Послания к Колоссянам. Вообще чтение Священного Писания – это одно из самых важных занятий в нашей жизни, и особенно постом. Мы часто рассуждаем о масле в пище и не рассуждаем о словах Божиих. Очень важно каждый день читать Священное Писание и в нем находить что-то для себя, применимое для повседневной своей жизни. Можно посоветовать взять, например, Послание к Колоссянам – оно небольшое, 15 минут даже чтение не займет – и выписать из него все, что мы сможем в своей жизни применить, что нам понятно и близко. И там мы найдем то, что мы должны сделать, и то, чего мы должны не делать. И это намного важнее того, что мы едим и что мы не едим. Давайте посвятим немного времени этим речам святого апостола Павла. Что он говорит? Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3: 1–2). Мы же больше помышляем о земном, а о горнем мы помышляем, только когда случайно нашли силы и зашли после работы в храм близлежащий. И тут мы вспоминаем, что кого-то мы не простили, кто-то просил помолиться – а мы этого не сделали, но стоит нам выйти из храма – мы тут же обо всем забываем. А апостол Павел говорит, что горнее, небесное, то, что соединяет нас со Христом, – это должно занимать наши мысли и наши сердца. Вы умерли для мира, чтобы жить во Христе , – говорит он. – И когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3: 3–4). Что надо для этого сделать? Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, злую похоть и любостяжание (Кол. 3: 5).

http://pravoslavie.ru/117770.html

Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: " Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу " . В то же время, не нужно загоняться по этой теме. Чем больше будете думать об этом, тем больше будет искушений. Даже в молитве не нужно упоминать этот грех, более правильно просить о даровании чистоты. Помните, что с Богом все возможно, и у многих людей с такой же проблемой, получилось. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. ( Флп.4:6-8 ) И еще: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. ( Кол.3:1-7 ) Как видите, если наш ум занят вещами божественными, то в него не может войти похоть. Но если мы о горнем не помышляем, Писания и святых отцов не читаем, прочитанное не обдумываем, к молитве холодны, неуместных фильмов, картинок и слов не избегаем, объедаемся и веселимся,- то как же нам избежать совершения греха на самом деле? Думаю, Вам понятна моя мысль. Дополню ее словами прп. Иоанна Лествичника : 39. Кто хочет с объедением и насыщением победить беса блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.

http://azbyka.ru/vopros/kak-spravitsja-s...

Сими словами выразил пророк желание свое благодарить Бога не у себя только наедине, но, по требованию Закона, пойти во святилище, поклониться ко храму святому и там прославить милость Божию и истину Его. В переводе с еврейского это выражено в таких словах: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою; ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Пророк говорит, что он ходит в храм Божий для того, чтобы прославить имя Господне за все милости Его, изливаемые на всех людей, и за истину Его, которая непреложна и неизменна. Эта истина выражена в слове Его, которым Он обетовал отцам нашим, для спасения рода человеческого, послать Христа, Единородного Сына Своего, святое Слово Его, и это Слово Его стало «превыше всякого имени» ( Деян.4:12 ; Флп.2:9–10 ). Здесь, в действиях Промысла Божия, «милость и истина сретостеся» ( Пс.84:11 ), и Господь возвеличил над всем святое имя Христа, Единородного Сына Своего. «И я буду, – добавляет св. Иоанн Златоуст , – благодарить Тебя не только за благодеяния, но и за самую неизреченную славу и бесконечное величие и неизъяснимое естество, ибо нет ни одной части творения ни горнего, ни дольнего, которая не издавала бы голоса, громче трубы возвещая о величии имени Твоего» с. 1076]. К сему присовокупил и слово блж. Феодорита, который говорит: «Во всем драгоценно имя Твое и всеми, видевшими Твою силу, воспевается оно» с. 1076]. Пс.137:3 В оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею. Первая половина сего стиха повторяется и в псалме 101, ст. 3, и как там, так и здесь выражена в будущем времени, в виде молитвы пророка к Богу; но, по переводу с еврейского, весь стих выражается в прошедшем и представляет дело, как совершившийся факт: «В день, в который я воззвал, Ты услышал меня, вдохнул в душу мою бодрость». Таким образом, несмотря на неясность выражений сего стиха, мысль его видна, именно, – пророк показывает здесь, что он не напрасно молился Богу, что Господь Бог услышал его молитвы, и он получил то, о чем молился. Последними словами стиха пророк выражает то, что когда он изнемогал и опять обращался с молитвою к Богу, то и в этом случае ощущал крепость в душе своей, умноженную силою Божией. Подобное сему рассказывается об апостолах ( Деян. 5:40–41 ), когда претерпев гонение и преследование от враждебного соборища иудейского, они, «биени бывше, идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти». Так много укрепляла душу их благодать Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

По мере нашего пребывания во Христе (вспомним речь Иисуса о «виноградной лозе и ветвях» в Ин.15 ) и углубления с ним нашего союза, которому характерна всевозрастающая привязанность ко Христу, наша жизнь с каждым разом все больше отображает его праведность. Иными словами, лишь во Христе мы обретаем праведность (которую мы приобрели благодаря нашему союзу с ним), и лишь во Христе мы становимся все более похожими на него (то есть наше пребывание в нем – это и есть процесс освящения, когда мы начинаем постепенно отображать его образ). Таким образом, нам не принадлежит ни праведность от оправдания, ни праведность от освящения в том смысле, что мы не владеем ни тем, ни другим. В обоих случаях праведность принадлежит праведному Христу, тогда как мы лишь приобщаемся к этой праведности посредством союза с ним (через оправдание), а по мере нашего пребывания в нем мы возрастаем в этой праведности и отображаем ее. От начала до конца вся христианская жизнь вращается вокруг нашего союза с Сыном и последующего отображения его взаимоотношений со своим Отцом. Посему вся христианская жизнь включает доверие Христу: мы доверяем ему в том, что он разделит с нами свою праведность в освящении точно так же, как мы доверились ему в том, что он разделит с нами свою праведность в оправдании. Вот почему Павел начинает свое рассуждение о христианской жизни в третьей главе Послания к Колоссянам со следующих слов: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:1–5 ). Заметьте, согласно данному отрывку, мы приобщились ко Христу в его смерти, и наша настоящая жизнь тесно связана со Христом и Богом. Христос стал нашей жизнью, поэтому мы призваны умерщвлять свое плотское естество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010