„Жизнь сердца шире жизни умственной. Она пробуждается раньше ума, и не мыслями, не понятиями, а впечатлениями». (Амвросий, арх. Харьк.). „Чистота сердца, девственность и целомудренная непорочность есть необходимое условие, чтобы узреть Софию – Премудрость, чтобы быть всыновленным в вышний Иерусалим, Матерь нам ( Гал. 4:21 ). Сердце является органом для восприятия горнего мира. Посредством сердца созерцается первозданный корень личности, Ангел ея, и чрез этот корень устанавливается живая связь с Матерью духовной личности, – с Софиею, разумеемою как Ангел Хранитель всей твари, всей твари единосущной в любви, В ней (в любви) дается личности созерцание Бога любви ( Мф. 18:10 ), дающее блаженство: „блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», узрят Бога очищенным сердцем своим и в сердце своем. Чистота, даваемая Духом Святым, отсекает напрочь наросты сердца, обнажает вечные корни его, прочищает те пути, по которым неизреченный Свет триипостасного Светила проникает в человеческое сознание. И тогда все внутреннее существо, омытое чистотою, наполняется Светом абсолютного ведения и блаженством вявь переживаемой Истины». (Проф., свящ. П. Флоренский ). „Да! жалок тот, в ком совесть нечиста». (Пушкин). „Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся». „Без чистоты души зачем поклоняться Богу? Зачем говорить: я пойду в Бенарес? 8 . Каким образом достигнет истинного Бенареса тот, кто делал зло?» Святость не в лесах, не на небе, не на земле, не в священных реках. Очисти себя, и ты увидишь Его. Преврати твое тело в храм, откинь дурные мысли и созерцай Бога внутренним оком. Какая бы ни была твоя вера и твои молитвы 9 , пока в тебе нет правды, ты не достигнешь пути блага. Источник истиного блага – сердце. Безумен тот, кто ищет блага в ином месте. Он подобен пастуху, который ищет ягненка, положенного у него же за пазухой. Тот свет, который, как утренняя звезда, живет внутри каждого человека, этот свет – наше прибежище. (Вемана). „Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, и являет добрые расположения сердца в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца». (Правосл. Катихизис).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

А где смирение? Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным [ Рим. 12, 16 ]. Смотри, каковы твои дела: гордость, злоба, ярость, зависть, подозрительность, чревоугодие, любостяжание, леность, нерадение! Златой крест послужил бы только к большему тщеславию и гордости. Смиряйся и покоряйся воле провидения, ты, ничтожнейший и злейший. Зачем самоуправство? Зачем злоба? Зачем биение? Диавол внушает страстное желание златого наперсного креста, как злата, и скупиться для нищих подавать милостыню, и яриться на них, когда они неотступно просят прибавки к милостыни, между тем как Распятый повелевает нам отвергаться себя [ Мф. 16, 24 и др.], и питать и одевать нищих и в лице их Его Самого [ Мф. 25, 35 – 40 ], и презирать злато и сребро, запрещая носить при себе злато и сребро [ Мф. 10, 9 ]. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Итак, ищи славы Божией, а не славы человеческой. А в свете принято искать славы от человек, ибо что значит это заискивание наград, знаков отличия – орденов, крестов, скуфей, камилавок и прочего, как не искание славы друг от друга? И не теряем ли мы веру из-за них? – Да, ибо прилепляемся к земным почестям и забываем о почести горнего звания, лицемерим, потворствуем, ласкательствуем, завидуем, гордимся. Кресты и разные награды до того заедают христианскую жизнь нашу, что если по представлении к награде мы не получили ее, то и праздник не в праздник; и они сделались такою же необходимостию для многих, как хорошее платье для женщины к празднику, отчего и выдаются обыкновенно награды наибольшею частию к празднику Пасхи, как красное яичко, или как красный лоскуток на платье, или как золотой блеск, или как серебряная звезда, или как эмалевый блеск. Все мы земная мудрствуем и к земле пригвоздились. Кто зол, и раздражителен, и блудлив? – Кто ест мясо, и пресыщается, и пьет вино. Он часто терзает других, подобно зверю; он ржет, как конь, на женщин. Таким был я, поевши мяса в двенадцать часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1602.  Надежда на Бога по содеянии грехов, какие бы они ни были, т. е. на примирение с Ним, после ссоры, в унынии, тоске, в страстях. Нигде, кажется, не выражается так ясно и сильно надежда грешника на прощение грехов и спасение, как в молитвах ко причащению и в канонах Иисусу сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю и в канонах дневных. 1603.  Упование требует и жизни, сообразной с упованием. Уповающим не надо жить, якоже прочим не умущим упования 4, 13]. —  Сицева убо имуще обетования, очистим себе от всякая скверны плоти и духа 7, 1]. Словесе о вашем уповании 3, 15], — вот чего прошу у Бога. 1604.   Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет [Иоан. 12, 26] — со Мною на престоле Моем [Апок. 3, 21]; восхищени будем на облацех… с Господем будем 4, 17] — вот наше упование! 1605.  У каждого отнимите из вещей видимых — то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его недобрым именем, — и увидите, что составляет упование каждого, какое у кого сокровище, какая страсть! О, с какими постыдными страстями приходится иногда встречаться! Иногда человек привязывается нечистою любовью к человеку другого пола, дышит, питается им, так сказать. О, постыдная надежда! О, мерзкое сердце, отступившее от Господа! О, человек, утвердивший плотскую, слабую мышцу свою на подобном себе ничтожном человеке! Я покажу, кого тебе надо любить! — Отягчающие сердца ваши объедением и пиянством! покажу вам, кто должен наполнять сердца ваши! — Сребролюбивый! покажу, у кого купить сребро разжженное; страстный до развлечений, до почестей — ищи почести горнего звания, до нарядов — в одеяние бело (правды) да облечешися [Апок. 3, 18:, ср. Пс. 131, 9]. — Грехи, противные упованию: отчаяние, уныние, самомнение. 1606.  Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, — и что Он неизменяем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Общий голос о неверии, кощунстве и богохульстве так называемых образованных людей (особенно я слышал это от госпожи Опаровской в Нижней Широкой улице). Как это прискорбно, больно! Чего ожидать нам за это от Бога? Сегодня я легкомысленно, злорадно и глупо смеялся, когда дьячок Зрелов упал с дрожек и ушибся, а надо было бы соболезновать. 19 . Среда. Благодарю Господа за чудо благопослушества, милосердия и силы Его, ибо вскоре спас Он меня всесильною державою Своею в квартире приказчика Русанова Романа Федорова, когда я прежде крещения младенца сердечно воззвал к Нему втайне о избавлении меня от давившей меня скорби и тесноты, постигшей за грубость и суровость мою в обращении с нищей девушкой, и даровал мне мир и свободу и дерзновенное, спокойное совершение Таинства Крещения. Искусительная мысль о награде земной и возможность неполучения ее. Ответ: ищи награды вечной в Боге и не прельщайся земною, преходящею, суетною, ложною. Из-за наград земных мы небрежем об истинной добродетели, не стремимся к почести горнего звания, как стремились все святые (преподобные Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие и прочие). У Могилева купца умерла свояченица, старая вдова Феодосия, полная, высокая, умерла внезапно. От чего? От того, думаю, что после поста она неосторожно отяготила себя скоромною пищею, очень питательною, между тем всё дома сидела, не имела движения. Вспомнил я слова Господа: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими [ Лк.21:34 ]. Покушал и я сегодня излишнее вскоре после домашнего обеда (о, алчность!) у купца Коршунова после молебна и обручения дочери его и, когда лег спать, не мог уснуть от отягощения себя пищею. Встал и давай делать сильные движения по комнате. О, ненасытность! О, алчность! Согрешил и еще пред Господом после тьмократного покаяния, неглубокого, неискреннего, ложного! Благодарю Господа за смелое, бойкое, непреткновенное служение молебнов и совершение крестин в нынешний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Надежда на Бога по содеянии грехов, какие бы они ни были, т. е. на примирение с Ним, после ссоры, в унынии, тоске, в страстях. Нигде, кажется, не выражается так ясно и сильно надежда грешника на прощение грехов и спасение, как в молитвах ко причащению и в канонах Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу-хранителю и в канонах дневных. Упование требует и жизни, сообразной с упованием. Уповающим не надо жить, якоже прочим, не умущим упования (1 Сол. 4, 13). – Сицева убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Словесе о вашем уповании (1 Пет. 3, 15), – вот чего прошу у Бога. Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26) – со Мною на престоле Моем (Апок. 3, 21); восхищени будем на облацех… с Господем будем (1 Сол. 4, 17) – вот наше упование! У каждого отнимите из вещей видимых – то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его недобрым именем, – и увидите, что составляет упование каждого, какое у кого сокровище, какая страсть! О, с какими постыдными страстями приходится иногда встречаться! Иногда человек привязывается нечистою любовью к человеку другого пола, дышит, питается им, так сказать. О, постыдная надежда! О, мерзкое сердце, отступившее от Господа! О, человек, утвердивший плотскую, слабую мышцу свою на подобном себе ничтожном человеке! Я покажу, кого тебе надо любить! – Отягчающие сердца ваши объедением и пиянством! Покажу вам, кто должен наполнять сердца ваши! – Сребролюбивый! Покажу, у кого купить сребро разжженное; страстный до развлечений, до почестей – ищи почести горнего звания, до нарядов – в одеяние бело (правды) да облечешися (Апок. 3, 18:, см. Пс. 131, 9). – Грехи, противные упованию: отчаяние, уныние, самомнение. Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, – и что Он неизменяем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мы сподоблены превысочайшего ангельского чина – да зрим же горé всегда, да украшаемся кротостью, незлобием, чистотою, воздержанием, совершенною преданностью Господу Богу. Мы понуждаем себя некоторое время зреть горé и зрим горé, наслаждаемся благодатью духовной – миром, светом, пространством, сладостью, но скоро изменяем Богу и ниспускаемся опять долу к обычным своим пристрастиям и опять уязвляемся тернием страстей. Нет в нас постоянства, глубины благочестивого чувства и настроения. Мы позволяем себе и пресыщаться, и напиваться, и обольщаться корыстью, скупиться, жестокосердствовать, смотреть на красивые лица и прельщаться ими, домогаться земных отличий и наград. Правда, это терние режет нам ребра, тяготит и теснит, сжимает душу как бы железными оковами, но это мы не вразумляемся этим, ибо сила привычки велика и равняется второй природе. 27 мая Благодарю Спасителя моего, Господа Иисуса Христа – мое вседовлеющее Благо, яко помиловал меня во время прогулки моей в гавань (на стенку), и изъял из души моей терние земных пристрастий и обиду, от директора мне бывшую, и наполнил сердце мое Собою, миром Своим, благоуханием Своей Святыни. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Слава вере твоей святой, всеспасительной. Всяк возносяйся смирится [ Лк. 14, 11 ], – смирюсь, и Господь вознесет меня. Не виню никого (хотя и винит в этом сердце мое некоторых) в отказе мне награды (ордена), а виню себя одного, как достойного не награды, а замечания и взыскания за свое нерадение и разные грехи. Сколь естественно должно быть мне, человеку многогрешному, немощнейшему, слабому, смиряться и считать себя последним, а не возвышаться, не искать отличия и возвышения! Какое у меня отличие от других братий моих – разве во грехах, что я грешнее всех? Не садись на первое место (не ищи протоиерейства и отличий по честолюбию), но на последнем, чтобы не случился кто из званых... почетнее тебя, чтоб не сказали достойнейшему тебя: пересядь выше... и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место [ Лк. 14, 8 – 10 ]. Кротость и смирение должны быть первыми добродетелями иерея, служителя Христа Бога, смирившегося до смерти, смерти же крестной, уничижившего себя до рабия зрака 89 [ Фил. 2, 6 – 11 ]. А у нас, особенно в духовенстве, бывает напротив: все ищут наград, стремятся превзойти друг друга наградами, а для этого нередко заграждают путь к отличиям ближнему, чтобы он не сравнялся как-нибудь с ними. У нас всё наизнанку: земные награды заедают души священнослужителей, надмевают их, делают недоступными для многих, нерадящими о духовных пользах паствы, ибо если сам пастырь заботится о земных благах, а не о небесных, о земной почести, а не о почести горнего звания, то как будет заботиться о духовных пользах пасомых, с какими глазами будет говорить им о небесных благах, ихже око не виде... [ 1Кор. 2, 9 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возлагай упование на Бога, питающего всякую тварь, и работай всем сердцем Ему, твоему Создателю. Ты – христианин, то есть гражданин горнего Царствия, ты странник и пришлец на земле. Тебе уготованы блага небесные, нетленные, превосходящие всякий ум, всякое описание, слово. Как же ты столь бессмыслен, что ценишь эти тленные, ничтожные земные блага и прилагаешь к ним сердце свое, долженствующее прилепляться к единому Богу? Зачем меняешь эти призрачные, эфемерные блага на истинные и непреходящие? Смотри, как ты безумен. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает [ Пс. 54, 23 ]. Ищи Царствия Божия и правды Его, и сия вся, то есть земные блага, приложатся тебе [ Мф. 6, 33 ]. Как искать Царствия Божия? Очищай себя от всякого греха, от всякой страсти, от гордости, зависти, вражды, любостяжания, блудной нечистоты, невоздержания и лакомства, от лицемерия, лукавства, лицеприятия, жестокосердия и немилосердия, своеволия и упрямства. Будь непрестанно кроток, смиренномудр о себе, почтителен и дружелюбен, доброжелателен, услужлив, правдив и беспристрастен, миролюбив, мудрствуй горняя, а не дольняя; будь доволен малым, не имей сытости в Божественном, люби врагов и молись за них, отвергайся себя, терпи обиды, но сам не обижай; будь воздержен во всем: в мыслях, в пожеланиях, в словах, в пище, питье, одежде, будь милостив и сострадателен, – и Бог вселится в тебя и будет царствовать в тебе к твоему благу и блаженству. Не замечаешь разве, как чрез пристрастие к благам временным, чрез зависть, вражду, чревоугодие, лакомство, блудную нечистоту и прочие страсти враг человеческий утверждает в нас свое смертоносное, лживое, мерзкое владычество? Итак, не завидуй никому из земных счастливцев. Посмотри на святых, как они смотрели на земное счастие? Не так ли, как на камень преткновения? Не так ли, как на узы и путы? Не раздавали ли богатство бедным? Не оставляли ли мирские почести, пышные одежды, великолепные дворцы и нищету ради Бога не считали ли безопасным делом? – Так, потому что на все земные блага распростерты сети вражии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чадо! Утешение от дружбы – это дар небес, и от небес только, из дальних стран Горнего Отечества нашего можно его получать. А потому утешает нас не друг, но Бог посылает нам друга в различных обстоятельствах жизни. Когда бываем мы в огорчении, Бог дает нам друга в утешение; когда находимся в нужде, то друг наш несет нам вспоможение; когда мы больны – для уврачевания; если же уязвлены – во исцеление, если находимся в недоумении – для советов и принятия важных решений. Господи, каждому человеку хочется иметь друга, а в дружбе находить для себя утешение. Но в желании дружить мы должны усвоить для себя простую истину: утешает нас не дружба сама по себе, а Ты, Господи. Ты посылаешь нам это утешение как дар небес, и взор наш должен быть направлен к небу, в дальнюю страну Горнего Отечества, чтобы оттуда его получить. В результате такого взирания на небо у нас должно рождаться убеждение, что через друга Ты Сам подаешь нам дары утешения в различных обстоятельствах жизни. Господи, прости, мы еще не доросли до такого убеждения, еще не воспринимаем друга как условие Твоего драгоценного участия в нашей жизни. И еще, Господи, мы не можем сказать о себе, что научены поступать по слову пророка Давида: «Как очи раба в руки господина его, как очи рабыни в руки госпожи своей, так и очи наши к Тебе, Господу и Богу нашему», чтобы Ты одарил нас щедротами Твоими в разных обстоятельствах жизни: в огорчении – утешением, в нужде – вспоможением, в болезни – врачеванием, при уязвлении сердца оскорблениями – исцелением, в недоумении – советом и принятием решений. Господи, прости нас, что Твою щедрость в обретении друга мы приписываем не Тебе, а считаем свое удачей. Чадо! Если у тебя появится желание знать конечные судьбы намерений Божиих на земле, то вспоминай слова премудрого Сына Сирахова: Чрез меры трудного для тебя не ищи, и что выше сил твоих, ты не испытывай ( Сир. 3, 21 ). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и наше спасение есть конец всех намерений Божиих на земле. Все, что видим в мире должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудачи, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств – словом, все в порядке земных законов должно содействовать образованию и возвышению в сердцах людей Горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют всё любовью, святые угодники суть свидетели чистоты его, пастыри – хранители учения, а православные цари суть покровители веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Кому это он говорит? Отцу Иоанну (Крестьянкину)? Или отцу Серафиму? Или старцу Паисию на Афоне? Нам говорит. А мы зачастую думаем: «Ну что мы за молитвенники? Пусть молятся по-настоящему великие старцы». А старец Николай нам это говорит. Значит знает, что эта наша молитва угодна Богу и действенна. «Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна для спасения души. Она оставляет душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гонитесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми, старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу и исправлять. Будьте проще и искреннее. Мир ведь Божий. Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так – живите в мире с Богом». «Помните, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло. Насильно мил не будешь». «Не ищи друзей среди людей. Ищи их на небе среди святых. Они никогда не оставят и не предадут». А отец Иоанн Крестьянкин говорил: «Если найдете друзей среди святых, то и здесь на земле Господь пошлет вам множество единодушных друзей, которые искали того же, горнего». «Веруйте в Господа несомненно. Сам Господь живет в нашем сердце, и не нужно искать Его где-то там далеко. Господь живет в нашем сердце». «Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога. Благодарное сердце ни в чем не нуждается». «Пекитесь о своем мире душевном, и тогда в окружающем тебя мире будет порядок». «Положитесь, дорогие мои, на волю Божию, и все будет так, как вам нужно. Никогда не снимайте крестик. Читайте утренние и вечерние молитвы обязательно. Можно спасаться и в семье, и в монастыре. Только живи свято, мирной жизнью. Ходите в храм и веруйте в Господа. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Смирение и молитва – главное. Одна черная одежда еще не смирение». И снова и снова, говоря это, он всякий раз повторял: «Будьте любвеобильны». Молитвами святых отец наших упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, приснопоминаемого протоиерея Николая и святыми его молитвами прости и наши согрешения. Аминь!

http://pravoslavie.ru/115328.html

Христианин! Ведь «...Начальник твоей веры Христос». «С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, Имже вся быша и вся управляются, Который носит доселе все существующее сильным словом Своим, производит времена и перемены года, умножает род человеческий и довольствует его всеми благами, спасает от грехов и уготовляет обители любящим во Царствии Небесном» и проч. «И я – искупленник Агнца Божия, и я – сонаследник святых, если пребуду верен до смерти Агнцу. Будем помнить свое высокое звание и избрание! И да стремимся неуклонно к почести горнего звания Божия о Христе Иисусе. Мы – «чада Божии... и наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу» ( Рим.8:16–17 ). «Сладчайший мой Спаситель! Ты исшел на служение роду человеческому!.. Ты не сидел дома, но имел общение любви со всеми... Даруй и нам иметь это общение любви с людьми Твоими, да не заключаемся мы, пастыри, от овец Твоих в домах наших, как в замках или темницах, выходя только для службы в церкви или для треб в домах, по одной обязанности, одними заученными молитвами». «Люблю я взирать на образ Воскресшего Жизнодавца с знаменем в руке! – Какой славный Победитель!» «Христиане – члены Христовы, особенно бедные. Люби Его члены». «Не ищи со всеми удобствами жилища и не полюби удобства мира сего, а возлюби Христа – Крестоносца». «Благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть глава Церкви». Церковь , «как основанная на краеугольном камне – Христе», «есть Истина и одушевляемая и руководимая вовек Духом Святым, Который есть Дух Истины». «Велика – литургия! На ней воспоминается вся жизнь не какого-либо великого человека, а Бога, воплотившегося, пострадавшего и умершего за нас, воскресшего и вознесшегося и паки грядущего судити миру всему», – то есть Христа! «Только верные рабы Христовы дают истинную цену воплощению Сына Божия и смотрению Бога Отца и всей Святой Троицы о спасении рода человеческого; только они истинно оценивают Пречистое Тело и Кровь Христову!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010