Преподобномученица Елисавета Федоровна: жизнь, увенчанная ангельским пением Николай Волошин Источник: Союз православных журналистов Фото: 24sibinfo.ru      11 октября Церковь празднует обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой. Над небольшим русским городом Алапаевском сгущались сумерки. День затихал, уступая место ночной тишине. Наступало время покоя. Но жителям окрестностей Алапаевска в июле 1918-го года жилось очень неспокойно. Установление диктатуры пролетариата казалось им бунтом человечества против Бога и отеческой веры. И во время такого всеобщего смятения, они неожиданно для себя стали свидетелями необъяснимого человеческому разуму явления. На протяжении трех дней они слышали, как из заброшенной шахты Новая Селимская доносились звуки молитвенного пения. Слова молитв, доходившие слуха горожан, были созвучны переживаниям, которые царили в то время в душах крестьян. Уже около года, как их Родина пылала в огне революционной смуты. Люди жили, не зная, что им принесёт грядущий день. Они до конца не были уверены, будут ли они живы или уже завтра предстанут перед Судом Божиим. Они ежедневно возносили моления Христу и искренне верили – православие выживет, несмотря ни на что. И тут вдруг откуда-то из-под земли начали вырываться звуки давно известной каждому молитвы: «Спаси, Господи, люди твоя… и благослови достояние Твое…». Пение то усиливалось, то затихало. Порой казалось, что оно уже прекратилось, но с наступлением ночи оно возобновлялось снова. Так продолжалось три дня. Затем крестьяне услышали напев Херувимской песни, напоминающей о событии Входа Господня в Иерусалим на добровольные крестные страдания. «Иже Херувимы тайнообразующе… и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе…», – раздавалось из глубины шахты пение чистого и умиротворенного женского голоса. Казалось, именно здесь и именно сейчас происходило что-то важное. Казалось, будто бы в этот момент не один человек, а весь народ погибающей страны вторил молитвенному воздыханию. «Всякое ныне житейское… отложим попечение…», – прозвучало из недр земли вдогонку вечерним сумеркам и наступила устрашающая тишина. Прошел час, два, три, сутки – больше из рудника не прозвучало ни единого звука.

http://pravoslavie.ru/124606.html

Протоиерей Валериан Кречетов: «Жизнь мусульман – обличение для христиан. Это не относится к истине веры, но относится к исполнению этой истины» Источник: «Православная газета», Екатеринбург Беседа в прямом эфире телеканала «Союз» – Дорогие друзья, в эфире программа «Духовное возрождение России». В студии ведущая Полина Митрофанова. Сегодня наш гость – протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове, старший духовник Московской епархии. Здравствуйте, отец Валериан! – Рад приветствовать всех, поздравить с прошедшим праздником новомучеников и исповедников Российских на этой святой земле, где мы служили с Владыкой сначала в Алапаевске, а сегодня на Ганиной яме. Здесь ярко выразился образ Екатеринбурга как святого града, где пролита кровь Царственных мучеников. А Алапаевск – как некий уральский новомученический Афон. Вот такой образ сформировался, потому что то, что здесь совершалось, окружено сейчас современностью, постройками другого духа, а в Алапаевске осталось девственное окружение, которое приближает к временам прошедших событий. – Да, там чувствуется дух… – Да, там чувствуется – как на Афоне. Господь меня сподобил 12 раз уже быть на Афоне, поэтому какое-то сравнение напрашивается. Это главная святыня Урала, да и России – место мученической кончины и прославления Царской Семьи. И эта шахта, где распевалась Херувимская песнь… Господь сподобил меня даже там, под Москвой отпевать, хоронить старушку из Алапаевска, которая девочкой бегала на эту шахту, когда в нее были брошены мученики. В девичестве ее звали Ифалия Александровна Подкорытова. Это местная жительница, может, кто-нибудь когда-нибудь услышит. – Да, было бы интересно действительно… Дорогие друзья, тема нашего сегодняшнего разговора, конечно, будет связана с семьей. Отец Валериан, с Вами всегда хочется говорить о семье, поскольку у вас и духовных чад много, и своя семья огромная. Хочется поздравить Вас с новым прибавлением в Вашей семье… – Да, 27 теперь. – 27 – это внуков?

http://pravoslavie.ru/36520.html

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный Предвечным Богом и возлюбивый Его всем сердцем, страдания и смерть за Него претерпевый и душу свою Ему вручивый, и от Него же венцем нетленным и даром чудотворения увенчанный, всехвальный и богоносный страстотерпче, благоверный болярине Юрие, многих ко Христу обративый, обрати и наша сердца ко Господу Иисусу, и, яко имеяй дерзновение велие ко Всесвятей и Единосущней Троице, молися непрестанно о спасении нас, грешных, и от всяких бед свобождай ны, зовущия ти: Радуйся, святый новомучениче Юрие Петроградский, светом правды Христовой вся путие жития нашего озаряющий! Икос 1 Ангелов и человеков Творец посла тя, святче Божий, Церкви Российстей во укрепление, жаждущим же ведения истины во благое вразумление и назидательное окормление, яко просвети тя благодатию своею, ограждая от влияния лжепророков рая земнаго, ты бо токмо за ны Распятому и Воскресением жало смерти поправшему, Христу, Пути, Истине и Жизни неизменно до кончины мученическия твоя следовал еси; ныне же веру соблюдши, яко верный воин Христов, радуешися в Небесном Отечестве, и молишися усердно за нас, с надеждою благою и любовию горячею воспевающих ти сице: Радуйся, душу твою за веру спасительную положити не отрекийся; Радуйся, прещений безбожныя и богоборныя власти не убоявыйся; Радуйся, мучений за исповедание истиннаго Бога не устрашивыйся; Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия ныне почивающий; Радуйся, трисвятую песнь херувимски со Ангелы и всеми святыми воспевающий; Радуйся, всех с верою приходящих к тебе благодатно освящающий; Радуйся, усердно призывающим желания сердечныя исполняющий; Радуйся, возлагающим упование на тя росту духовному пособствующий; Радуйся, святый новомучениче Юрие Петроградский, светом правды Христовой вся путие жития нашего озаряющий! Кондак 2 Видя Господь благое сердца твоего изволение, прехвальный Юрие, яко издетска послужити Ему восхоте, призва тя на тесный и прискорбный путь жития благочестиваго и подвиг богоугодный, иже подьял еси снискания вечной истины Господней и проповедания правды Христовой. Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Иисуса Сладчайшего возлюбивши непрестанно взывал еси: Аллилуиа. Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Священник Петр Маркевич: «Счастлива та семья, в которой с радостью следуют заповедям Господа» Беседа с американским священником о семье и служении Александра Грипас Иерей Петр Маркевич – настоятель Свято-Троицкого храма в городе Мебан, штат Северная Каролина. Вырос в США, готовился стать политологом, экономистом. После поездки на Святую Землю кардинально поменял свою жизнь – поступил в семинарию. Священник Петр Маркевич на Вербное воскресенье в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль) – Отец Петр, вы хорошо говорите по-русски. Расскажите немного о своей семье! – Я родился в русской семье в Сан-Франциско, мама и папа оба крещеные. Мама ходила в храм на каждую воскресную литургию, на всенощную по субботам и, конечно, нас с братом брала с собой. Мы прислуживали в алтаре, пели в детском церковном хоре в соборе в Сан-Франциско. Дома говорили по-русски, я учился в американской школе и посещал русскую гимназию. Как любой молодой человек, был тогда менее активным в церковной жизни. В 2007 году, мне тогда было 20 лет, учился в университете, жил вдали от дома, не мог часто навещать родителей и ходить в храм. Вера и духовная жизнь не были на первом месте в то время. – Тем не менее вы стали священником. Как это произошло, что повлияло? – В студенческие годы мне посчастливилось побывать в паломнической поездке на Святую Землю, которую организовал протоиерей Андрей Соммер. Эта поездка очень повлияла на меня, я начал больше думать о Церкви, появилось желание поступить в семинарию. Не могу сказать, что был такой момент, как у апостола Павла на дороге в Дамаск. У меня все было постепенно, потихоньку, я взрослел. Спустя 15 лет, оглядываясь назад, я вижу, какое огромное значение имело для меня то паломничество в вопросе выбора жизненного пути. Что запомнилось из него? Конечно, Гроб Господень, храм Воскресения, мы там смогли помолиться за Божественной литургией в полночь, наш молодежный хор спел Херувимскую песнь, до литургии читали последование к Причастию. Посчастливилось молиться на литургии с Патриархом Иерусалимским в Капернауме в день праздника Петра и Павла. Это запоминающийся храм с красивыми куполами на Галилейском море. Все было молитвенно и торжественно. В монастыре святой Екатерины на Синае я впервые соприкоснулся с греческим монашеством.

http://pravoslavie.ru/158386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВО основная партия многоголосного демественного пения , характеризующаяся насыщенностью и подвижностью ритмического склада, частым использованием синкопированных и пунктирных ритмических оборотов, широко развитой внутрислоговой распевностью, наличием словообрывов и повторов слогов, внетекстовых вставок ( аненаек , хабув ). В многоголосии Д. является самой сложной по мелодическому и ритмическому рисунку партией, характеризующейся наиболее широким диапазоном. Мелодия Д., развиваясь, прихотливо вторгается в высотные зоны партий верха и пути , опевает их, сообщая звучанию особую узорчатость и красоту. Демественная херувимская песнь. 4-голосная партитура в записи казанской нотацией с пометками. Певческий сборник. Кон. XVII в. (РГБ. Ф. 218. 343. Л. 428 об. - 429) Демественная херувимская песнь. 4-голосная партитура в записи казанской нотацией с пометками. Певческий сборник. Кон. XVII в. (РГБ. Ф. 218. 343. Л. 428 об. - 429) Д. известно в неск. формах записи. Наиболее ранними следует признать нотированные столповым дробным знаменем , а также ненотированные тексты в составе знаменных рукописей рубежа XV и XVI вв., сопровождаемые ремаркой «Д.» и производными от нее краткими формами - «демс», «демес». Указание может быть либо одиночным, либо приведенным в ряду терминов многоголосия: «верх», «пут», «низ». В ранний период ремарка «Д.» чаще встречается с одним из терминов многоголосия или со всей их совокупностью, реже - одиночно. Это позволяет предполагать изначально многоголосную природу демественного пения. В рукописях 1-й пол. XVI в. термин «Д.» встречается преимущественно с полными текстами песнопений, в то время как др. многоголосные термины чаще сопровождают весьма краткие фрагменты текста (синтагма, слово, часть слова). Отмеченное явление может свидетельствовать о том, что в первую очередь была зафиксирована основная, стилистически определяющая партия многоголосия - Д. Ее запись столповым дробным знаменем или отсутствие таковой свидетельствуют о начальном этапе становления многоголосия.

http://pravenc.ru/text/171658.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ ГРЕК Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216) Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216) († 15.02.1686, Москва), иеродиак., певчий, учитель пения, церковный дипломат. Известно имя отца М. Г.- Стефан; в 1671 г. он находился в Валахии (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1672 г. 2. Л. 1-3), к янв. 1676 г. имел сан иеромонаха с именем Евстафий (Там же. 1676 г. 9. Л. 2, 3 и др.). М. Г. род. на о-ве Хиос, возможно, принял постриг в Новом мон-ре (Неа-Мони) на Хиосе (в его завещании эта обитель стоит на 1-м месте). Затем в сане иеродиакона он жил в К-поле, где служил у патриарха Парфения II . Здесь же, вероятно, он преподавал церковное пение; об авторитете М. Г. в этой области говорит тот факт, что в 1671-1673 гг. у него в Москве учился пению иеродиак. Феодосий, присланный митр. Ираклийским Варфоломеем (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1674 г. 2, 16; Фонкич. 1997. С. 172). 28 нояб. 1655 г. М. Г. приехал в Москву «с листом от цареградского патриарха» (очевидно, Парфения, к тому времени уже оставившего кафедру - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1656 г. 9. Л. 1, 2). В апр. следующего года он намеревался вернуться, на что получил разрешение царя Алексея Михайловича (Там же. Л. 2-3), но в июне решил остаться - по-видимому, с целью открыть школу греч. церковного пения, что соответствовало направлению богослужебной реформы патриарха Никона . Документально подтверждено, что в авг. 1657 г. он учил «греческому пению диаков певчих и подьяков» и продолжал получать те же кормовые деньги («по десяти денег на день»), что и годом раньше (Там же. Л. 3-5, 6-7 об.), т. е., вероятно, школа была открыта еще в 1656 г., по-видимому в певч. палатах на Патриаршем дворе в Кремле. Антиохийский патриарх Макарий III в грамоте патриарху Никону от 12 дек. 1656 г. просил его ходатайствовать перед царем о находившихся в Москве иностранцах, гл. обр. греках, особо упомянув «Мелетиа диакона песнопевца Грека» (ГИМ. Син. грам. 1043).

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор ангелов. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Фриз с рельефным изображением ангелов. Бауит. VI в. (Коптский музей. Каир). Фрагмент Служение ангелов В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (γγελος), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по ап. Павлу , «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14). Они служат Богу, воспевая песнь ( серафимы в Книге пророка Исаии 6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют буд. судьбы народу (Дан 8. 16-26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3). Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: арх. Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9-14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5-7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10-11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7-9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30-31; 25. 31). Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6-8) и участвуют в богослужении Церкви («              » - Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров ). Церковь же при совершении Божественной литургии поет Трисвятую песнь,     (т. е. таинственно изображая) херувимов . Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Происхождение ангелов

http://pravenc.ru/text/115092.html

Дары волхвов – фильм Аркадия Мамонтова и передача «Специальный корреспондент. Первые подарки» Источник: Святая Гора Фильм посвящен величайшей святыне человечества, которая будет принесена в Москву в дни празднования Рождества Христова. Это одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Игумен монастыря Святого Павла Архимандрит Парфений и духовник Святейшего Патриарха Схиархимандрит Илий (Ноздрин) (фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси)      Фильм Аркадия Мамонтова «Дары Волхвов» «Специальный корреспондент. Первые подарки» скрыть способы оплаты Комментарии Андрей 11 января 2019, 22:22 Подскажите, какая Херувимская песнь несколько раз звучит в фильме? Очень красивая! Лариса Гера 2 июля 2014, 21:57 Это интересно! Вера 15 января 2014, 23:52 Спасибо, замечательные фильмы ... Спаси вас Господи. светлана 12 января 2014, 12:44 Для меня - целое открытие. Целое сокровище. Еще одно доказательство, что если откроешь душу Богу, он наполнит тебя всем полезным и радостным, что у него есть. Конечно нужна вера,так в свое время ходили паломники пешком через страны, чтобы посмотреть и прикоснуться к святыни. Каждый должен понять для чего ему это нужно, стоять 9 часов, многие по вере, а многие думают вот прикоснусь и все у меня пойдет класно в жизни, самому меняться ненадо. А то и ругань в этих очередях - кто за кем стоял. Всяко бывает, но в основном много добра и полезного, что у нас бывают такие святыни! Татьяна Иванова 12 января 2014, 00:15 Рыдала все время просмотра обоих фильмов. Спасибо! Надежда 11 января 2014, 11:44 Благодарны за Рождественский подарок. Игорь 10 января 2014, 12:04 Многоуважаемый Кактус! По-поводу субтитров замечание правильное. Просьбы направляйте не к православным, а к телеканалу. Ирина 9 января 2014, 18:38 Спсаибо! Смотрела так, как побывала на Афоне и приложилась к Святым Дарам! Ольга, Красноярск 9 января 2014, 17:33 С радостью посмотрела фильм. Спаси Господи! Виктория 9 января 2014, 14:55 Спасибо Вам! Спаси ВАС, ГОСПОДИ! Даже не мечтала увидеть всё это. С большим душевным трепетом и радостью за возможность увидеть- Главное для каждого человека. Рождество Господа нашего спустя столько лет реальнее реального и сохранённые Святыни, которые держал САМ БОГ в ручках ... и Царица Небесная ... Простите меня грешную за упоминание Имя в интернете(считаю , что не место), но благодаря не месту очень вас БЛАГОДАРЮ!!!!

http://pravoslavie.ru/67404.html

Каждый из нас – образ Божий, живая икона. Но разве не дерзость мнить себя в кругу святых? Одни сохранили чистоту, другие изранены грехом. Дорога к храму не похожа на другие пути 15 марта, 2019 Одни сохранили чистоту, другие изранены грехом. Дорога к храму не похожа на другие пути Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса. По стенам, до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в пятницу 1-й седмицы Великого поста. Пятница 1-й седмицы «ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ, ПОМИЛУЙ МЯ…» С чего начинается храмовое богослужение? С колокольного звона. Звонить – от слова «звать». Колокол звонит: он нас зовет, тревожит, будит человеческую душу и доносит до слуха призыв Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные… и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29). Дорога к храму не похожа на другие пути. Когда идем на работу, мы строим планы: с кем встретимся, что скажем, где возьмем. Когда идем на рынок, думаем, что купить, как много, на какую сумму. Когда идем в храм, отстраняемся от забот, чтобы повернуться лицом и вниманием к Богу: «Всякое ныне житейское отложим попечение» (Херувимская песнь). Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса. По стенам, до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Бог пребывает на Престоле. Святые Ему предстоят. Иконы связаны меж собой единством. Связующей нитью служит предстояние Богу. В чем духовный смысл нашего присутствия в храме? Мы тоже пришли предстать перед Богом, стать продолжением иконостаса, живыми иконами. Апостол объясняет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, к Судии всех, Богу» (Евр.12, 23). Служители алтаря совершают каждение перед молящимися, как перед живыми иконами. Каждый из нас – образ Божий, живая икона.

http://pravmir.ru/kazhdyj-iz-nas-obraz-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖНИК Указание для книжника в певч. рукописи «Демественник». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 37) Указание для книжника в певч. рукописи «Демественник». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 37) (Низовщик), исполнитель партии низа в многоголосном строчном или демественном пении . В певч. рукописях термин встречается в Демественнике 2-й четв. XVII в., содержащем партию низа многоголосного демества (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 37, 39, 73 об.). В многоголосном Обиходе псковского происхождения 1675 г. термин «нижник» вынесен в заголовки троестрочных всенощной и литургии («таже нижник запевает/починает» - БАН. Собр. Н. Ф. Романченко. 18. Л. 17, 214 об.). Оба вида древнерус. многоголосного пения активно развивались в главных хорах страны - государевых певчих дьяков и патриарших певчих . В материалах, связанных с функционированием хора государевых певчих дьяков (расходные книги Казенного приказа, опись нотной б-ки царя Феодора Алексеевича), встречаются их имена, сведения о служебных обязанностях и доходах, описание формы одежды. Интерес представляют названия исполнителей разных партий безлинейного многоголосия, данные о структуре хора и его функционировании, описание деятельности опытных певцов по обучению малолетных певчих и по переписыванию и исправлению певч. книг. Также важны т. н. показания вологодских архиерейских певчих за 1666 г. В древнерус. хоре - певческой станице - обязательно числились исполнители всех партий демественного и строчного многоголосия: помимо Н.- еще путник , вершник , демественник . В станицу обычно входило от 4 до 6 чел., чаще всего 5. Большинство певчих владели неск. голосами партитуры, напр. путем и низом. Самые опытные певцы, обучавшие младших певчих, знали все голоса партитуры. Если при исполнении троестрочия и демества в станице был «лишний» певчий, то он удваивал путь. С. Г. Зверева упоминает «низовщика» большой (главной) станицы Ивана Фёдорова в 1613-1618 гг., возглавлявшего пение на правом клиросе, «нижника» «другой» (2-й) станицы Ивана Прокопьева (Прокофьева) Конюховского , перешедшего в сент. 1647 г. в большую станицу. 30 нояб. 1635 г. в кремлевской домовой ц. Нерукотворного образа Спаса на Сенях «большой демественный перенос» (херувимскую песнь) пели 5 дьяков 1-й станицы: вершник Иван Семёнов, демественник Семен Иванов, «большой путник» Конан Фёдоров, «другой путник» Василий Никитин и «нижник» Конюховский.

http://pravenc.ru/text/2565238.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010