Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского. Часть 1. Слова и беседы на праздничные дни Источник Слово в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними 20-ти язык Отверзлось небо, слава Господня осияла землю, явилось неисчетное множество воинства небесного, Ангелы Божии нисходят долу, воспевают сладкую песнь мира, возвещают вечную радость, благовествуют благоволение Божие к человеческому роду! Не земля ли преобразилась в небо, или явилась уже новая земля и новое небо? Нет. Дряхлая от ветхости земля по-прежнему обитель скорби, по-прежнему оглашается стонами, орошается слезами; по-прежнему совершаются на ней дела, огню предопределенные ( 2Пет. 3:10 )! Какою же радостью взыграло небо? Что за свет озарил землю? В неприметном уголке мира, в Иудеи, в Вифлееме, в вертепе совершается великая тайна вочеловечения Божия! Христос рождается! Господь нисходит на землю: чтобы просветить род человеческий истинным Богопознанием; чтобы на земле основать видимое царство свое; чтобы даровать людям путеводителей на небо; чтобы удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческого рода; чтобы сообщить нам силы уподобиться Ангелам и приобрести вечное блаженство! 1. Христос рождается! Таинство дивное и преславное! Предвечное Слово, невмещаемое небесами, вмещается в бедном вертепе – небо вертеп! Херувимы, на коих восседал Присносущный, уступают свое служение Преблагословенной Матери Деве – престол Херувимский Дева! Все сокровища благости Божией, бесчисленные, необъятные вечностью, сосредоточены в малых яслях – ясли вместилище (Ирмос 9 песн. на Р. X.)! Какая бездна богатства любви и премудрости Божией! Никакой сотворенный ум не в состоянии обнять сей тайны: а как благодетельно для всякого ума и сердца, для всего человеческого рода – ведение ее! Где только воссияла сея великая тайна благочестия, везде прогнала мрак идолопоклонства, научила правителей человеколюбию, соединила народы любовью, озарила людей истинным Богопознанием, смягчила дикие нравы, произрастила высокие добродетели, уподобила земнородных Ангелам! Обними же, смертный, обними сердцем благодетельную тайну вочеловечения Божия, смири возношение ума твоего пред ее непостижимостью, погрузись мыслью в сей океан любви Божией к роду человеческому, – и ты предощутишь блаженство небожителей!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Слово на литургии в неделю 10-ю по Пятидесятнице 4 сентября 1983 г. Вскоре после Преображения Господня произошло событие, о котором кратко повествуется в сегодняшнем евангельском чтении. Дополняя друг друга, в подробностях рассказывают нам об этом событии три евангелиста – Матфей, Марк и Лука. Это было чудесное исцеление Господом Иисусом Христом отрока, одержимого духом нечистым и с раннего детства подверженного чрез это тяжким физическим страданиям. Он был глух и нем, и временами его мучили сильные припадки эпилепсии. Есть известная картина великого итальянского художника Рафаэля «Преображение». Верхняя половина ее изображает славное событие Преображения Господня, а нижняя показывает тяжелую сцену, которая предшествовала чудесному исцелению больного. Здесь мы видим измученного болезнью отрока, его несчастного исстрадавшегося отца, учеников Христа, смущенных своей неудачей в попытке помочь больному, злорадствующих по поводу их бессилия книжников. Автор хорошо известной многим книги «Жизнь Иисуса Христа» так говорит об этой картине: «Воображение всех, кто читает Евангелия, поражается контрастом, схваченным и выраженным на бессмертной картине Рафаэля, – контрастом между миром, славой, небесным общением на горних высотах и смятением, беснованием, неверием, с которыми встретились Иисус Христос и апостолы, когда спустились к низинам человеческой жизни». Мир небесный и отсутствие мира на земле. Разве не видим мы тот же контраст уже не на картине, а в самой реальной действительности?! Вот мы выходим из храма, где только что наслаждались лицезрением славы Божией, слышали херувимскую песнь и радостные восклицания серафимов, где удостоились стать причастниками Святых тайн Тела и Крови Христовых, где пребывали в молитвенном общении со святыми... и вскоре снова оказываемся там, где беспечно живет неверие, где дерзко заявляет о себе грех, где царствуют «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ). Не нужно, конечно, впадать в крайность, замечая одни лишь темные стороны земной действительности. Хотя, согласно апостольскому свидетельству, »мир во зле лежит« ( 1Ин. 5:19 ), хотя грех внес в человеческую жизнь глубокое повреждение и расстройство, все же и здесь, на земле при спокойном внимательном отношении мы можем увидеть много прекрасного, достойного уважения и искренней любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Церковные песнопения и русская икона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Обширные купола со сверкающими крестами увенчивают русские церкви. Цветные фрески и многочисленные иконы, часто оправленные в серебро, драгоценные камни и жемчуга, украшают стены. Светятся лампадки из цветного стекла, на серебряных подсвечниках горят свечи. Иконостас отделяет алтарь, символ Царства небесного, от остальной части храма. Духовенство движется, облаченное в тяжелую парчу. Торжественные обряды литургии символизируют жизнь Христа, Его учение и Его жертву. Службы длинные. В церквах нет скамеек, народ часами пребывает стоя, подобно ранним христианам в катакомбах. Органов нет, музыку представляет только пение. Возгласам священника и диакона вторит хор. Во время службы русские молящиеся не пользуются молитвенниками, ибо в большинстве своем понимают прекрасные славянские слова, через посредство которых Русская Церковь обращается к Богу. В песнопениях взывают к Господу, Пресвятой Деве и святым. Это молитвы покаяния, прославляющие гимны или призывы к молящимся сосредоточить внимание во время самых важных моментов литургии. К последней категории относится песнь Иже херувимы, которая поется во время Великого Входа. В этот момент Церковь вспоминает Голгофский путь. Царские Врата отворяются, народ становится на колени 1 , священник и диакон, предшествуемые церковнослужителями, выносят Святые Дары. Хор поет Иже херувимы тайно образующе... Это послужило основой для иконописного изображения таинственной стороны данной части литургии. На иконе XV в. “Великий Вход” 2 2 изображается небо, а не земля. Христос, Царь славы, действует как епископ. Он облачен в саккос из богатой парчи и омофор, символизирующий собой “заблудшую овцу, несомую Добрым Пастырем”. Бог Отец предстоит на торжестве и благословляет жертвоприношение. Присутствие Святого Духа между Отцем и Сыном завершает изображение Троицы, воспеваемой в Херувимской песне. Представители духовенства заменены ангелами, серафимами и херувимами, движущимися на небесах. Ангелы несут свечи, рипиды, книгу Священного Писания, лжицу, копие и дискос. Группа ангелов поклоняется священной силе плащаницы. Коленопреклоненный ангел изображает потир. Ангелы в шлемах, согласно тексту песнопения, изображают слова Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Литургия, сопровождаемая бесчисленным множеством ангелов, непостижимой тайной и беспредельностью, приобретает небесное великолепие.

http://pravmir.ru/tserkovnyie-pesnopeniy...

40. Понятие о литургии верных и главные действия, ее составляющие. Ектения, начинающая литургию верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание Символа веры За литургией оглашенных следует литургия верных. Она называется так потому что при совершении ее в древнее время могли присутствовать только одни «верные», т.е. принявшие крещение и не отлученные от церкви. Главные действия этой, части литургии состоят: 1) в перенесении даров с жертвенника на престол, 2) в освящении даров, 3) в приготовлении верующих к причащению, 4) в самом причащении и 5) в благодарении за причащение. Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следуют две краткие ектении. После этих ектений диакон входит в алтарь, отворяет царские врата и совершает каждение. На клиросе в это время поют Херувимскую песнь: «Иже Херувимы Тайно Образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуйя». Перевод. Мы таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя. Эта песнь называется Херувимскою потому, что начинается словом «Херувимы» и оканчивается песнью Херувимов «Аллилуйя». Слово «дори» греческое означает «копье». Выражение «дориносима» напоминает тот обычай, когда воины поднимали на щитах копьями своего полководца в знак особенного почета. Как земного царя с почетом окружают воины – телохранители, так всегда окружают Господа Царя Небесного Ангельские чины – воины небесные. Херувимскою песнею молящиеся призываются забыть все заботы о житейском и быть с такими чистыми мыслями пред Господом, с какими предстоят Ему на небе Херувимы; это для того, чтобы принять в себя в таинстве причащения Царя всех, которого невидимо с торжеством сопровождают Ангельские чины с песнею «Аллилуйя». После пения слов Херувимской песни «отложим попечение» совершается «великий вход» или перенесение приготовленных на проскомидии хлеба и вина с жертвенника на престол для освящения. Во время пения херувимской песни священник три раза тихо читает ее и при этом поднимает свои руки. Это напоминает моление Господа в саду Гефсиманском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Святого отца нашего Косьмы Маюмского Канон на Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Песнь 1-я Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пой Господу вся земля, и люди с весельем воспевайте Его: ибо Он прославился. Когда созданный по образу Божьему, удалившись от лучшей божественной жизни, по причине своего преступления, истлевал и весь стал тлением: тогда снова обновляет его премудрый создатель: ибо Он прославился. Творец, увидев погибель человека, которого Он создал Своими руками, преклоняет небеса, сходит и истинно воплотившись от Божественной Пречистой Девы, преобразует его во всём существе: ибо Он прославился. Премудрость Слово и Сила, Сын и Сияние Отца, Христос Бог тайно от премирных и земных сил, сделался человеком и воссоздал нас: ибо Он прославился. Песнь 3-я Прежде веков, не по подобию тленных вещей, от Отца рождённому Сыну, и в последние времена без семени воплотившемуся от Девы, возгласим Христу Богу: свят Ты, Господи, вознёсший крепость нашу! Земной Адам, бывший прежде причастником лучшего вдуновения, и потом от обольщения жены впавший в тление, когда узрел Христа, рождаемого от жены, возопил к Нему: свят Ты Господи, соделавшийся ради меня подобно мне. Уподобившись бренному, скудному составу и с принятою земною плотью, соединив Божественное естество, ты родился Христе человекам и пребыл Богом, и вознёс крепость нашу: Свят Ты Господи! Радуйся Вифлеем, царь главных городов Иудиных! Пасущий Израиль, восседающий на раменах Херувимских, Христос явно вышел из тебя, и вознёсший крепость нашу, воцарился над всеми. Песнь 4-я Как ветвь от стебля Иесеева и цвет от него, Ты, Христе прозяб от Девы! Достославный невещественный и Бог ! Воплотившись от Девы, не познавшей мужа, Ты пришел от горы, чащею осененной, Слава силе Твоей, Господи! Христе, чаяние народов, в древности предсказанный Иаковом! Произошёл из колена Иудина, Ты пришёл расхитить богатство Дамаска и добычи Самарийские, водворяя на место заблуждения веру, Бога достойную. Слава силе Твоей, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Проповеди Радость навеки Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Мы, таинственно изображающие Херувимов и припевающие трисвятую песнь творящей жизнь Троице, оставим сейчас всякую житейскую думу, чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого чинами Ангелов. Какие загадочные слова поются за литургией! 907 Кто может слушать их без трепета? Вдумайтесь: мы «таинственно изображаем Херувимов»! Не подобным ли изображается подобное? А мы изображаем Херувимов. Значит, есть в каждом из нас что-то, подобное Херувиму, сходное с Херувимом – с многоочитым, как совесть, Ангелом Божиим. Но не наружное, не внешнее это сходство. Оно – не явное, не телесное; не такое, как сходство человека и портрета его. Сходство с Херувимом – внутреннее, таинственное и сокровенное в глуби души. Это – сходство духовное. Есть великая по своему значению херувимская сердцевина нашей души, ангельское ядро души. Но оно схоронено в тайне и невидимо для плотских очей. Бог вложил в человека лучший дар свой – образ Божий. Но в самых внутренних кладовых души таится этот дар, эта драгоценная жемчужина: в илистой некрасивой раковине погребена она средь тины, на дне душевного моря. Если бы не скрыл Бог дара Своего, то злые силы могли бы осквернить дар Божий: теперь же он даётся в руки тому лишь, кто видит его; а видит его лишь поработавший. Все мы – в грехах. Но мы – как глиняные сосуды, полные сверкающего золота. Сверху – зачернённые и замазанные, а изнутри – ослепительно-лучезарные. Таковы все вы, братья 908 . Снимите с человека одежду – увидите тело, подверженное искушениям, болезням и смерти. Если бы снять, далее, и тело, то вы увидели толстый слой грехов, как ржавчина изъевших нашу душу. Но если бы, ещё далее, снять с души эту тленную, смрадную часть, то там, в самой середине, узрели бы вы Ангела Хранителя 909 . Многими очами своими он видит каждое малейшее желание наше, замечает каждое помышление человека. Вот, святое нутро души человеческой, истинное Я человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Разделы портала «Азбука веры» Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ Поставим стихи 4, и поем настоящия стихиры. Глас 6: Подобен: Тридневно: На Господи воззвах: стихиры на 4, глас 6. Подобен: Тридневно: От незлобивых младенец Христе,/на жребяти седя приял еси победную песнь, грядый ко страсти:/трисвятым пением от Ангел воспеваемый. От беззлобных младенцев, Христе,/восседая на молодом осле/принял Ты победную песнь, шествуя на страдание,/Трисвятым гимном Ангелами воспеваемый. Се Царь твой Сионе,/кроток и спасаяй грядет на жребяти,/враги взыскуяй поразити в крепости:/радуйся и красуйся с ваием празднующи. Вот Царь Твой, Сион,/кроткий и спасающий шествует на молодом осле,/стремясь поразить врагов Своею мощью;/радуйся и веселись, с пальмовыми ветвями празднуя! Восплещим согласно вернии,/ветви добродетелей и мы, яко отроцы/ныне приносяще Христу,/и сему Божественных дел распрострем одеяния,/и таинственно Сего приимем. Будем и мы, верные, согласно рукоплескать,/ветви добродетелей как дети ныне принося Христу;/и расстелим Ему божественных дел одежды/и таинственно Его примем. Ваиа добродетелей братие,/принесем Христу Богу грядущему,/нас ради человечески пострадати волею,/Божества крепостию всем безстрастие даровати. Пальмовые ветви добродетелей/принесем, братия, Христу Богу, идущему/за нас как человек пострадать по Своей воле/и силою Божества всем бесстрастие даровать. Слава, и ныне, подобен тойже: На плещах херувимских яко Бог носимый,/седает на жребя,/нас ради на снедь грядый хотением:/приидите усердно Сего с ваием воспоим. Слава, и ныне, подобен тойже: На плечах Херувимов как Бог носимый/восседает на молодом осле/за нас на заклание идя по Своей воле./Давайте Его усердно/с пальмовыми ветвями воспоем! Свет отрадный: и прокимен: Господь воцарился: На стиховне, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Стихиры на стиховне, глас 2. Подобен: “Дом Евфрафов:” Светлися Сионе/новый ваием,/воспевай со отроки,/се Царь твой спасаяй/к страсти грядет. Блистай, новый Сион,/и ветвями пальм воспевай с детьми:/Вот, Царь твой спасающий/идет к страданию.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

ЖИВОПИСЬ ЦЕРКОВНАЯ Нахожу, что описание двух картонов, сделанное Вами, украшает эти картоны многими прекрасными мыслями. Этим описанием приготовляется воображение, приготовляются взоры, чтобы увидеть прекрасные иконы – почти живые, говорящие поучительнейшую проповедь . По крайней мере я получил такое настроение. Но когда перенеслись взоры из чтения на рисунок, мое ожидание не осуществилось – я увидел не иконы нашей Православной Церкви, но карикатуры икон. Словно если бы певец с итальянской сцены начал петь на свой лад с излиянием романтического чувства нашу величественную Херувимскую песнь. О картоне Б-и. Прекрасная, возвышенная мысль – неизобразимое изображением Божество изобразить словом Сый, от Которого – лучи! Для чего же ангелы отвратили взоры свои от изображенного так превосходно Божества? Они должны были бы учить предстоящих благоговению перед Божеством; в них бы должно показать стремление к Божеству всем сердцем, всей душой, всем помышлением, всей крепостью, как этого требует, этому научает Сам Спаситель. В этом состоянии находятся, по самой вещи, ангелы, предстоящие славе Божией, как открывает нам Писание. Напротив – здесь ангелы оказывают мало внимания и уважения Божеству, ни один не удостаивает взглянуть на Него, все зевают (извините за выражение) по сторонам. И стоит уединенно величественный Сый, отделенный, отсеченный от всей картины! Неужели у художника таилось в душе намерение написать критику на наше время, намекнуть нам, что Бог нами забыт, что по-видимому мы простираем к Нему руки, а по самой вещи отвратились от Него. Четыре верхних ангела суть фигуры женские. Этим нарушено предание Православной Церкви, которая всегда изображает ангелов прекрасными юношами. Нет примера во всем Священном Писании , чтобы ангел явился в образе женщины. Здесь дамы, и важные дамы. Судя по их физиономиям, в которых нет ничего божественного, которые слишком обыкновенные, надо предполагать, что натурщицами были не более как горничные девушки, а натурщицей для верхней фигуры на левой стороне – какая-нибудь кастелянша-немочка, уже, как видно, пожилая, с изображением беззаботного выражения на лице – вероятно, того чувства, которое было в ее душе в то время, когда она стояла перед художником. Отымите у фигуры крылья, вместо Сый поставьте люстру и спросите, что представляет картина? – Пляску.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ монодийная церковнопевч. традиция, зафиксированная (с надписанием «болгарский напел») в кон. XVI-XVIII в. в украинско-белорус. рукописных певч. книгах киевской «квадратной» нотацией. В 1-й пол. XVII в. Б. р. распространился в певч. книгах Московской Руси, во 2-й пол. XVII в. подвергся многоголосным хоровым обработкам в партесном стиле, впосл. отразился в хоровом творчестве рус. композиторов XVIII-XX вв. Б. р. вызывал интерес у рус. историков-музыковедов (прот. И. Вознесенский , прот. Д. Разумовский , прот. В. Металлов , Н. Д. Успенский , С. С. Скребков ). Репертуар Б. р. охватывает различные жанры гласовых песнопений служб суточного круга и литургии: осмогласные циклы на «    » (псалмовые стихи, стихиры, догматики, богородичны) и на «    » (с воскресными тропарями), полиелей и полиелейные припевы (стихи, заменяющие в псалмах рефрен «  »), седальны, степенны, кондаки, отдельные ирмосы, каноны, евангельские стихиры, подобны, ряд стихир Минеи, песнопения Страстной седмицы и Пасхи и др. Среди наиболее известных песнопений Б. р.: стихиры 5-го гласа «    » (в Великий пяток) и «      » (в Великую субботу), прокимен 7-го гласа «    » (в Великую субботу), осмогласный цикл на «    » с воскресными тропарями, канон Недели ваий; в партесной обработке - тропари «    » (в Великую субботу), богородичный кондак 8-го гласа «    », гимны «    » и «    », херувимская песнь на 5-й глас. Мелодии Б. р. в многоголосных обработках часто выполняют роль, аналогичную cantus firmus в зап. традиции (напев, обычно заимствованный из песнопений григорианского хорала, являющийся композиционной основой в полифонических сочинениях). Вопрос о происхождении этого распева - болг., киевском или рус.- до сих пор является предметом научной дискуссии. В посл. годы высказан ряд аргументов в пользу балканского, а именно болг., происхождения Б. р. Во-первых, болг. и серб. этнонимы песнопений («вулгарикон», «сервикон») появляются в балканском репертуаре в XIV-XV вв., и они могут быть атрибутированы по признакам калофонического стиля, к-рый отличает местные певч. образцы от анонимных. Все песнопения, связанные с этими этнонимами, имеют общий композиционный признак - строфичность. Во-вторых, в Аргировой Триоди кон. XII - нач. XIII в. нотированная стихира «    » имеет фиты (знаки мелизматических формул) там, где в композиции той же стихиры Б. р. появляются пространные мелизмы.

http://pravenc.ru/text/149677.html

Р.Ф. Тафт Часть 1. «Вход Тайн» Глава I. Современный чин и его исторические предшественники I. Последовательность (déroulement) обряда Лишь византийские, армянские и несторианские евхаристические литургии в своем изначальном месте перед анафорой сохранили торжественное перенесение даров, впервые описанное Феодором Мопсуестским. В современной форме византийское шествие с дарами носит название «Великого входа», чтобы отличить его от первой процессии, «Малого входа», и является наиболее развитым обрядовым действом из всех элементов данной евхаристической литургии. 108 Неудивительно, что эта великолепная обрядовая манифестация находит живейший ответ в народном благочестии. Для мирян Великий вход является одним из наиболее сакральных и завораживающих моментов богослужения. Шествие, возникшее из обыденного перенесения даров, превратилось в кульминацию византийской литургии. Это один из впечатляющих примеров процесса разворачивания культурного феномена. 109 А теперь обратимся к самому действу. Приготовление престола Данная часть литургии даже на основе сдержанного рубрикального описания современного сложного чина является убедительным доказательством того, как далеко можно уйти от лаконичного свидетельства Юстина Мученика из II в.: «Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина» (Apol. I, 65). Немедленно после экфонезиса (возгласа), который заключает молитву об оглашенных – и, следовательно, начинает первый акт литургии верных – святая трапеза подготовлена к принятию даров распростиранием на ней антиминса и/или илитона (аналога латинского корпорала). 110 Современные греческие рубрики не оставляют сомнений в моменте разворачивания илитона: они повторяют это три раза! «Молитва об оглашенных, прежде чем распростереть илитон... И простирает илитон священник... Молитва верных первая... после распростирания илитона». Это же говорится во всех рукописных евхологиях и в славянских рубриках, хотя столь характерные для славян литургические законы ритуализации слов и вербализации ритуала переместили распростирание 2/3 антиминса в сугубую ектению. 111 Русские православные разворачивают последнюю верхнюю сторону антиминса на словах «Открыет им Евангелие правды» во время произнесения литании об оглашенных. 112 Молитва «Никтоже достоин», Херувимская песнь и каждение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010