Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 23.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Собор Архистратига Михаила Церковь Святая наша празднует сегодня торжество Небесных Сил бесплотных, и исповедуем мы эту тайну в нашей жизни, что силы небесные с нами всегда и в самые решающие часы нашей жизни. За Божественной Литургией мы молимся вместе с ними, вместе совершается всё, все эти таинственные священнодействия, к которым с трепетом приникают ангелы. Совершается вход с Евангелием, священник читает молитву: “Сотвори со входом нашим входу Святых ангелов быть, сослужащих нам и сославословящих Твою славу”. Это не слова, это то, что происходит с Церковью. И песнь херувимская, когда вся Церковь, молящаяся прежде, чем наступит таинство пресуществления, великая тайна, всегда присутствующая среди нас, воплощения Слова Божия, Его Крестной смерти и Воскресения, приобщения нашей плоти и крови, всей нашей жизни. Эта херувимская песнь и Евхаристический канон, где все ангелы, как в откровении, как было показано апостолу Иоанну Богослову, вместе с двадцатью четырьмя старцами, со всей Церковью, припадая к Престолу Божию, вопиют: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне”. Это реальность, о которой свидетельствует опыт Церкви в лице святых ее. Мы знаем, как преподобному Серафиму во время Божественной Литургии открылся Господь с сонмом ангелов, присутствующих за этим служением. Как преподобному Сергию сослужил ангел во время Божественной Литургии. Это всегда происходит. Это напоминание, что Господь, все святые, все любящие Бога не оставляют тех, которые к Богу стремятся. И это не только за Божественной Литургией происходит, это во всей жизни происходит нашей. И идет та самая война, которая началась когда-то на небе  между Архистратигом Божиим Михаилом и предателями Бога, отступниками от Него, сатаной и всеми его подлыми клевретами, идет эта страшная война здесь на земле людей. И как сказала одна монахиня, подвижница, вся жизнь христианина заключается в том, что то враг побеждает нас, то мы его побеждаем. То он тебя бросит в этой схватке рукопашной, то ты его. И Господь Сам участвует в этом сражении. Потому не зависит исход его от того, сколько здесь тех, кто на стороне Бога, правды Его, и добра, и сколько их. То откровение, которое было когда-то пророку Даниилу: “Не бойся, нас больше, чем их”, до скончания века имеет силу.

http://moral.ru/собор-архистратига-михаи...

Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил Асмус. Поют ли Херувимы херувимскую песнь? В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии (Ис. 6, 1-3) как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф («Господь [Небесных] Воинств»)! Исполнь («полна») вся земля славы Его! Об этой-то «трисвятой» (поскольку слово свят повторяется трижды) ангельской песни, которая будет исполнена на Евхаристическом каноне, и говорится в первой части самой распространенной на сегодня «херувимской песни»: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе всякое ныне житейское отложим попечение – «Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…» Оставление всякой житейской заботы, тревоги, огорчения (в старопечатных книгах здесь так и стоит: печаль) есть непременное условие для предстоящей жертвы христиан своему Богу – жертвы хвалы и мира – во исполнение заповеди Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). О другом виде ангельского служения говорится в оставшейся части песнопения, выражающей основной смысл момента – подготовку к Причащению Святых Христовых Таин:

http://pravoslavie.ru/37272.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андреа Мантенья Да молчит всякая плоть,  — главное песнопение Великой субботы 3 мин., 15.04.2023 «Да молчит всякая плоть человеча...» — это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни. «Да молчит всякая плоть», музыка протоиерея П. Турчанинова в исполнении хора Сретенского монастыря. Пётр Иванович Турчанинов (1779-1856) (17791212) — протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов. «Да молчит всякая плоть» — текст: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Словарь сложных слов: Человеча — человеческая; заклатися — принести себя в Жертву; предходят — предшествуют, идут впереди; снедь — пища; аллилуиа — в богослужебной традиции: хвалебное обращение к Богу. Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия. Перевод Ольги Седаковой: Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идет на заклание отдать Себя в пищу верным. Предваряют Его сонмы Ангелов со всеми Началами и Властями 1 : многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица свои и воспевая песнь: Аллилуиа, аллилуия, аллилуия «Да молчит всякая плоть человека...» — смысл и история песнопения:

http://foma.ru/da-molchit-vsyakaya-plot....

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей священник Павел Флоренский Радость навеки " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Мы, таинственно изображающие Херувимов и припевающие трисвятую песнь творящей жизнь Троице, оставим сейчас всякую житейскую думу, чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого чинами Ангелов. Какие загадочные слова поются за литургией! Кто может слушать их без трепета? Вдумайтесь: мы «таинственно изображаем Херувимов»! Не подобным ли изображается подобное? А мы изображаем Херувимов. Значит, есть в каждом из нас что-то, подобное Херувиму, сходное с Херувимом – с многоочиим, как совесть, Ангелом Божиим. Но не наружное, не внешнее это сходство. Оно – не явное, не телесное; не такое, как сходство человека и портрета его. Сходство с Херувимом – внутреннее, таинственное и сокровенное в глуби души. Это – сходство духовное. Есть великая по своему значению херувимская сердцевина нашей души, ангельское ядро души. Но оно схоронено в тайне и невидимо для плотских очей. Бог вложил в человека лучший дар свой – образ Божий. Но в самых внутренних кладовых души таится этот дар, эта драгоценная жемчужина: в илистой некрасивой раковине погребена она средь тины, на дне душевного моря. Если бы не скрыл Бог дара Своего, то злые силы могли бы осквернить дар Божий: теперь же он дается в руки тому лишь, кто видит его; а видит его лишь поработавший. Все мы – в грехах. Но мы – как глиняные сосуды, полные сверкающего золота. Сверху – зачерненные и замазанные, а изнутри – ослепительно-лучезарные. Таковы все вы, братья. Снимите с человека одежду – увидите тело, подверженное искушениям, болезням и смерти. Если бы снять, далее, и тело, то вы увидели бы толстый слой г р е х о в, как ржавчина изъевших нашу душу. Но если бы, еще далее, снять с души эту тленную, смрадную часть, то там, в самой середине, узрели бы вы Ангела Хранителя. Многими очами своими он видит каждое малейшее желание наше, замечает каждое помышление человека. Вот, святое нутро души человеческой, истинное я человека.

http://azbyka.ru/propovedi/radost-naveki...

18 лет назад в бывшем Симоновом монастыре открылся первый в России храм для неслышащих людей Справа от царских врат священник за аналоем непривычно для меня читает Херувимскую песнь. «Всякое ныне житейское отложим попечение» – долетают слова. Произнося «попечение», иерей показывает руками так, будто отодвигает в сторону что-то тяжелое. Стоящие напротив верующие глазами «читают» и вторят такими же движениями. От выглянувшего за окном солнца на освещенной стене храма проступают жесты-слова общей молитвы. Необычные богослужения проходят в православном храме Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря. Вот уже 14 лет тут совершают службы одновременно голосом и жестами. С 1993 года по благословению патриарха Алексия II этот храм передали общине неслышащих и слабослышащих православных христиан. Первые молитвы после 80 лет вынужденного безмолвия при советской власти зазвучали из уст неслышащих людей. Язык создавали сами Храм для служения на жестовом языке выбрали не случайно. Главное требование к архитектуре здания – оно не должно было иметь внутренних столпов, мешающих неслышащим видеть малейшие манипуляции пальцев служителя. И еще находиться в центре города, что немаловажно для людей из удаленных районов столицы. А многие прихожане приезжают из Подмосковья и близлежащих областей, тратя на дорогу больше трех часов. – «Вначале было Слово…» и этого слова они были лишены, – я слушаю неторопливый рассказ о. Андрея, настоятеля храма Тихвинской иконы Божьей Матери бывшего Симонова монастыря. Для первой литургии попробовали привлечь сурдопереводчиков. Но практики перевода богослужений, которые ведутся на церковно-славянском языке, на жестовый язык не было, как не было и подходящих жестов, понятных неслышащим. Пришлось о. Андрею самому стать переводчиком и заговорить на «языке рук». Неслышащие люди подсказывали, как найти правильный жест, который бы соответствовал смыслу церковно-славянского языка. – Слово «грех» – большими пальцами показываем направление к сердцу – словно стрелы, пронзающие человека, – объясняет о. Андрей. – «Богородица» – сложный жест, не сразу появился. Он состоит из двух слов: «Бог» и «рождение». Жест, показывающий путь рождения младенца, использовать нельзя. С догматической точки зрения мы вступаем в противоречие. Ведь Богородица осталась девой, мы не знаем, как Христос родился. С помощью неслышащих людей мы нашли замену этому жесту, изображая младенца, которого женщина качает на руках.

http://pravoslavie.ru/37964.html

Борис Горелик Скачать epub pdf Ф фаворский свет – the light of the Mount Fabor фанатизм – fanaticism фанатик – fanatic фанатичный – fanatic фарисей – pharisee фарисейский – pharisaical фарисейство – hypocrisy Фатимская Богородица – Our Lady of Fatima Федеральный совет свободной церкви – Federal Council of the Free Church Федерация христианских церквей святого Фомы – Federation of St Thomas Christian Churches фелонь – chasuble, phelonion феноменология религии – phenomenology of religion феургия – theurgy фибула – fibula филиппов пост – Christmas fast филиппово заговнье – Eve of the Christmas fast филипповский толк – Filippov dissent филокве – filoque фимиам – incense Финляндская православная церковь – Finland Orthodox Church Финская евангелическо-лютеранская церковь – Finnish Evangelical Lutheran Church флагеллант – flagellant Фома неверный – Doubting Thomas фомина неделя – Low Week, St Thomas Week фомино воскресенье – Low Sunday францисканец – Franciscan Францисканские братья искупления – Franciscan Friars of the Atonement францисканский – Franciscan фундаментализм – fundamentalism фундаменталист – fundamentalist фундаменталистский – fundamentalist Фундаментальная методистская церковь – Fundamental Methodist Church Х – ханжа – hypocrite ханжеский – hypocritical ханжество – hypocrisy харизма – charisma, grace харизматизм – charismatic movement харизматик – charismatic харизматическая церковь – charismatic church хаугеанец – Haugean хаугеанский – Haugean хаугеанство – Haugeanism хвала – praise хвалебная молитва – prayer of praise, prayer of worship хвалебные – lauds хвалебный – laudatory хвалительные псалмы – lauds херувим – cherub херувимская (песнь) – cherubicon хилиазм – chiliasm хиротесия – laying on hands, entering the church хиротония – consecration, ordination, entering th church хлеб квасной – leavened bread хлеб пресный – unleavened bread хлеб святого Причастия – altar-bread хлебопреломление – the Fraction ходатай – advocate ходатайствовать – to advocate ход (церковный) – procession

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В Москве, в кинотеатре «Октябрь» состоялся предпоказ игрового фильма «Излечить страх» (в украинском прокате «Лука»). Картина рассказывает о судьбе всемирно известного хирурга и архиепископа, святителя Луки (Войно- Ясенецкого). Это совместный проект Украины, Белоруссии и России. И первая на постсоветском пространстве художественная картина, в которой автор открыто заявляет в кинематографе тему подвига новомучеников и исповедников Российских. Алексей Реутский 23 апреля 2015 г. 13:45 Митинги в поддержку ассирийцев-христиан прошли в разных городах Грузии 19 апреля. Их участники обратились к властям с просьбой предоставить убежище детям из ассирийских семей. 22 апреля 2015 г. 14:30 Праздник «Белый цветок» впервые прошел на ВДНХ. Несмотря на пасмурную, ветреную погоду его посетило несколько тысяч москвичей. В этом году «Белый цветок» проводится в пятый раз. До сих пор он отмечался в стенах Марфо-Мариинской обители. Но в минувшие выходные, по словам пресс- секретаря службы «Милосердие» Анны Овсянниковой, Московское правительство предложило провести его в рамках фестиваля «Пасхальный дар» на новой площадке. Алексей Реутский 21 апреля 2015 г. 16:30 Боевики ИГ в минувшее воскресение совершили очередное преступление, казнив 30 эфиопских христиан в Ливии. Видео казни выложено в  интернете. В связи с этой трагедией Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования Его Святейшеству Абуне Матфию, Патриарху-Католикосу Эфиопии, родным и близким погибших христиан, а служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сделала официальное заявление.  21 апреля 2015 г. 12:18 Он начался с молебна в тюремном Александро-Невском храме, который возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Дмитрий Анохин 20 апреля 2015 г. 16:20 Вчера, в неделю Фомину, народный коллектив России Академический мужской хор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» под управлением заслуженной артистки РФ Надежды Малявиной пел за Божественной Литургией в Покровском храме Московской православной духовной академии (МДА). Студенты и преподаватели МИФИ исполнили песнопения «Единородный Сыне», «Ангел вопияше» и Херувимскую песнь. Богослужение возглавил ректор МДА архиепископ Верейский Евгений, в нем, помимо столичных гостей, участвовали также академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина) и любительский хор прихожан Покровского храма.

http://e-vestnik.ru/news/page/29/

Воцерковить фотографию? Священник Игорь Палкин о фотоконкурсе фестиваля СМИ «Вера и слово» 16 августа, 2016 Священник Игорь Палкин о фотоконкурсе фестиваля СМИ «Вера и слово» Фотография – это и свидетельство, и проповедь, и даже будущая икона. Через объектив мы смотрим на человека внимательнее, чем обычно, и лучше можем понять друг друга. В России в рамках фестиваля православных СМИ «Вера и слово» стартовал фотоконкурс «Вера, Любовь и юность» о жизни и служении молодежи в РПЦ. Руководитель фото-службы Патриарха священник Игорь Палкин, член жюри конкурса, рассказывает о правилах участия в конкурсе, а также о том, что такое настоящая церковная фотография. Фотография новомученика – будущая икона Фото с сайта Санкт-Петербургской духовной академии – Отец Игорь, существует ли такой отдельный жанр, как «церковная фотография»? – Пока такого жанра нет. Обычно под этим понятием подразумевают фотографию любого жанра (портретную, пейзажную, а чаще всего репортажную), так или иначе связанную с церковной жизнью. Но это всё равно очень неточное и неверное определение. – А как бы вы сами определили, что это такое? – По аналогии с любым другим видом искусства. Что мы себе представляем, когда говорим о церковной архитектуре, живописи или музыке? Храм Покрова на Нерли, икону святой Троицы, Херувимскую песнь. В любом случае, нечто напрямую связанное с богослужением, вовлеченное в литургическую жизнь Церкви. То же самое и с фотографией. Называть ее церковной, в правильном смысле этого слова, будет возможным только после того, как она станет частью богослужения. Но, думаю, к тому времени термин «церковная фотография», в сегодняшнем его понимании, утвердится незыблемо. Придется для воцерковившегося молодого искусства искать другой, например, «богослужебная» или «литургическая» фотография. – А возможно ли для нее это воцерковление? – Конечно, возможно. Во-первых, всякий человек – живая икона. Он носит в себе образ и подобие Божие, а значит, и на снимке этот Образ будет сохранен. Такая мистическая возможность заложена в самой природе фотографии.

http://pravmir.ru/votserkovit-fotografiy...

«Звоны в России – это огромный пласт духовной культуры» Беседа с преподавателем кампанологии и звонарем Николаем Завьяловым При стремительном темпе возрождения православных храмов в нашей стране намного медленнее пополняются ряды церковных звонарей. Отсюда масса нестроений самого различного рода. И, безусловно, нынешним семинаристам – будущим священникам – следует иметь четкое представление о серьезности и сложности вопросов, связанных с возрождением и восстановлением колоколен, звонов и уставных порядков. На колокольне соборного храма Сретенского монастыря Сретенская духовная семинария – первое и, пожалуй, на сегодняшний день единственное пока в России высшее учебное заведение, где преподаются основы кампанологии (от итальянского слова campan – «колокол»), то есть колоколоведения. И хотя предмет этот факультативный, отношение к нему весьма серьезное. Предмет это ведет в СДС звонарь Сретенского монастыря Николай Иванович Завьялов . Занимаясь звонами уже более 20 лет, он накопил солидный практический опыт, принимал участие в возрождении звонов в Московском Кремле, храме Христа Спасителя, на Валааме и во многих приходах и монастырях. И сегодня он консультирует колокольные проекты как в нашей стране, так и за ее пределами. Н.И. Завьялов – автор многих публикаций об уставных порядках совершения звонов. – Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере. – Мой путь к вере прост, и я всегда говорю об этом так: «Господь привел». Мама моя ходила в храм с самого своего детства, но в 1930-е годы, когда в нашей стране шла антирелигиозная вакханалия и повсеместно закрывали храмы, возможность посещать церковь у нее была отнята. У меня всегда вызывали большой интерес ее рассказы, «как хорошо в церкви, как там все нарядно, как все приподнято». Она некоторые молитвы произносила вслух. Я их смысла вполне постичь не мог, но всегда слушал внимательно. У нас в сибирском селе была только восьмилетняя школа, и, чтобы продолжить учебу, я переехал в город. Когда гулял по городу, часто проходил около одного храма, который давно привлекал мое внимание. Это были времена, когда прямых гонений на Церковь уже не было, но хождение в храм, особенно молодежи, не поощрялось. Однажды я все же не удержался и, внутренне подобравшись, вошел в открытые церковные двери, где шла воскресная служба. Я попал на самое важное место литургии, когда пели Херувимскую песнь и затем «Милость мира». Храм был старинный, акустика чудесная, пение строгое, певцы с прекрасными голосами. Наполненный солнцем объем церкви переливался бликами от позолоты. Разноцветный от витражей дым под куполом, лики святых на иконостасе… Эта картина пронзила мое сердце. Я зашел в храм просто посмотреть, но остался в Церкви навсегда. Понял: пусть теперь мне что угодно рассказывают про священников, но я буду сюда ходить, и если придется – тайно.

http://pravoslavie.ru/32050.html

Московский Синодальный хор выступил с концертами в Риме 1 июля 2014 г. 19:20 27-29 июня 2014 года по благословению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова совершил поездку в Рим с концертной программой. Выступления прошли в рамках развития творческого сотрудничества с хором Папской Сикстинской капеллы под руководством монсеньора Массимо Паломбеллы и при финансовой поддержке Фонда «Pro Musica e Arte Sacra» (Италия). В поездке Синодальный хор сопровождал сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Алексий Дикарев. 28 июня в Сикстинской капелле в Ватикане состоялся совместный концерт двух выдающихся хоровых коллективов, устроенный под эгидой Государственного секретариата Святого Престола для руководителей Римской курии и дипломатов. На концерте присутствовали государственный секретарь Святого Престола кардинал Пьетро Паролин и многочисленные иерархи Римско-Католической Церкви. В исполнении Московского Синодального хора прозвучали песнопения митрополита Волоколамского Илариона «Хвалите имя Господне», П. Чеснокова «Ангел вопияше», Н. Иванова-Радкевича «Благослови, душе моя, Господа» и мотет Г. Свиридова «Любовь святая». Хор Сикстинской капеллы и Синодальный хор совместно исполнили песнопения Д. Бортнянского «Тебе Бога хвалим» и Джованни Палестрины «Tu es Petrus», «Gloria», «Stabat Mater» и «Credo». В заключение концерта, прошедшего под восторженные овации слушателей, с кратким словом к собравшимся обратился кардинал Пьетро Паролин. Государственный секретарь Святого Престола тепло приветствовал Московский Синодальный хор и подчеркнул важное значение культурного сотрудничества между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью, ярким примером которого и стал нынешний концерт. 29 июня в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей Рима, по григорианскому стилю в базилике святого Петра в Ватикане Папа Римский Франциск возглавил торжественную мессу в сослужении многочисленных кардиналов, архиепископов, епископов и священников. На мессе присутствовала делегация Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Пергамским Иоанном. Московский Синодальный хор и хор Папской Сикстинской капеллы пели за богослужением. В исполнении хорового коллектива из Москвы прозвучали песнопение митрополита Илариона «Хвалите имя Господне», «Херувимская песнь» Д. Бортнянского и произведение Г. Свиридова «Любовь святая».

http://patriarchia.ru/db/text/3681561.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010