«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14) – таковы слова первой в мире евангельской проповеди о родившемся на земле Спасителе. Ее произнесли не человеческие уста, но ангельские. Ангелы Божии явились первыми в истории проповедниками Христа, а затем эта блаженная эстафета передалась и людям. Природа евангельской проповеди – не человеческая, но есть откровение мира иного, мира ангельского. Недаром слово Евангелие имеет общий корень со словом Ангел. Многое в нашей с вами духовной жизни взято из иного мира, из мира Ангелов. Например, когда мы поем на литургии Херувимскую песнь, то ведь подпеваем Ангелам. Поэтому и говорится: «Иже херувими тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающее». Это значит: «Таинственно изображая херувимов, мы припеваем (вместе с ними) трисвятую песнь Животворящей Троице». То же касается и евангельской проповеди. Правильно благовествуя о Христе, мы несем ангельское служение на земле и, по сути, присоединяемся к хору бесплотных сил, возвещающих людям: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» О том же говорит нам сегодня и апостол Павел. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1:11). Природа евангельской проповеди не человеческая, не от мира сего. Евангелие – откровение из мира иного. Поэтому Павел прибавляет: «…ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12). Вот, братья и сестры, ясные свидетельства о божественном происхождении нашей веры. И мы ведь живем в Церкви именно этим чувством. Как-то в разговоре с одним из прихожан спрашиваю: – Какую книгу сейчас читаешь? – «Сектоведение» А. Дворкина, – говорит. (А эта книжка, как известно, есть справочник по вероучению действующих ныне сект). – Неужели, – говорю, – тебе интересно читать справочник? – Ты знаешь, – отвечает он, – ничто не убеждает в истинности нашей веры так, как знакомство с сектантским вероучением. Сразу становится ясной грань между учением человеческим и Божественным. Первое можно выдумать, а второе – нет.

http://pravoslavie.ru/116465.html

1 февраля 2007 г. 09:00 — 3 февраля 2007 г. 21:00 С 1 по 3 февраля 2007 года в г. Гродно пройдет VI открытый фестиваль православных песнопений Гродненской епархии . Целью Фестиваля является популяризация духовного наследия и современного творчества в области певческой православной культуры, повышение исполнительского уровня православных песнопений в приходских и светских коллективах. Первый, отборочный тур, обязательный для приходских хоров Гродненской епархии , с участием светских коллективов состоится в январе 2007г., в период Святок. Второй, заключительный, тур пройдет в Гродно 1 — 3 февраля 2007 г. в зале Гродненского областного Драматического театра. Для участия в Фестивале все коллективы обязаны до 20 января 2007г. прислать программу, заявку установленного образца, фотографию коллектива, биографию и запись исполнения (на видео или аудионосителях), а также партитуры исполняемых произведений. В Фестивале могут принимать участие церковные и светские хоры Республики Беларуси, зарубежные коллективы в следующих категориях: — церковные хоры епархии; — церковные ансамбли епархии (не более 8 человек); — церковные хоры и церковные ансамбли г. Гродно; — хоры священнослужителей и духовных школ; — светские коллективы (профессиональная категория); — светские коллективы (любительская категория); — детские церковные коллективы; — детские светские коллективы. Участие в Фестивале носит конкурсный характер. Каждый коллектив представляет свободную программу, состоящую исключительно из песнопений Православной церкви. Время конкурсной программы — не более 20 минут: — предпочтительно исполнение сочинений белорусских авторов и местных напевов, а также знаменного, путевого, демественного, киевского, болгарского или греческого распевов (не в гармонизации) и обиходного песнопения; — исполнение песнопений «Херувимская песнь» и «Милость мира» не допускается; — выбор песнопения современного автора должен основываться на причастности этого песнопения богослужебно-певческим традициям и духу церковного пения;

http://patriarchia.ru/db/text/161379.htm...

Во вторую половину жизни Л. занимался изданием и распространением собственных духовно-муз. сочинений. В кон. 90-х гг. XIX в. в письме к Н. В. Всеславинскому сообщал: «Первая мысль о композиторстве возникла у меня в 1888 году, но выступить сразу с оригинальными сочинениями я не решился, а взялся на первый раз облагообразить известные уже ходячие пьесы, исправив их сообразно своему вкусу и современным требованиям музыки 1-6). Благоприятные отзывы о первых моих изданиях придали мне бодрость и уверенность». Редактируя рукописные сочинения кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., Л. в своих изданиях, за редким исключением, не указывал фамилии их авторов - либо из-за того, что они отсутствовали в личной рукописной б-ке, доставшейся ему от отца, либо ввиду достаточно серьезной редакторской правки этих произведений. Однако знатоки рус. церковного пения узнавали сочинения М. С. Березовского , С. А. Дегтярёва , прот. П. И. Турчанинова и др. и обвиняли Л. в плагиате. Л., воспитанный в муз. традиции этих композиторов, в своих произведениях долго следовал стилю старинных творцов духовной музыки. Его сочинения имеют двойную спецификацию: порядковый номер и указание опуса, иногда с добавлением цифры 2, что вносит определенную путаницу. Согласно порядковым номерам, всего было издано 141 сочинение Л. (первые 6 - в 1889 и последние, 140-141-е - в 1914). Номера 1-6, 40-141 Л. издал на собственные средства в московской литографии В. Гроссе, номера 1-39 - в московском изд-ве П. И. Юргенсона; песнопения «Доколе, Господи» 44), «Помышляю день страшный» 89), «Тебе одеющагося» 90) и Херувимская песнь 9 91) были также напечатаны в нотных приложениях журналов «Музыка и пение» (1904. 10) и «Родина» (1899). Помимо отдельно изданных песнопений Л. продублировал их, объединив по тематическому принципу в 10 сборниках 1-8 - по 8 сочинений в сборнике, 9-10 - по 10 сочинений). Вслед. шаблонности, однотипности приемов в гармонии и голосоведении его сочинения не получили широкого распространения в репертуаре профессиональных церковных хоров 2 столиц и губ. городов, однако нек-рые из них исполняются на клиросе и переиздаются в совр. церковнопевч. сборниках.

http://pravenc.ru/text/2110548.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово   Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому. Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол Херувимский Деву: ясли вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающее величаем (Песнь 3. Ирм.) Рождество или воплощение Христа Спасителя нашего последовало по великому милосердию и снисхождению Божию к падшему человеческому роду. Господь, приняв на Себя естество человеческое, тем самым восхотел возобновить его, спасти от вечной погибели. Сидящим во тьме и сени смертной воссиял Божественный свет. Возрадовалось небо и небожители, возрадовалась земля и земнородные о таком неизреченном благоволении Божием. Возрадуемся и мы, встречая этот великий праздник, подобно тому, как радовались и славословили Бога Ангелы с пастырями и Богомудрые волхвы, которые в чувствах благоговейной признательности к Рождшемуся не ограничились одною лишь радостью, но принесли Ему в дар самое лучшее и драгоценное, что имели. Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому, и так докажем делом, что любим Спасителя своего, разделим с неимущими насущный хлеб наш, оденем требующих одеяния, и в иных многих горьких нуждах и скорбях поможем по силе своей нуждающимся, тогда будет у нас истинный светлый праздник, тогда и Рождшийся от Пречистой Девы сподобит нас Своего Божественного пришествия и усладит наше празднество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

Скачать epub pdf Слово в Великую субботу. О совместном действии божественного правосудия и божественной любви в деле нашего искупления 72 Во время чинопоследования Страстей Господних, в конце утрени, мы слышали с вами, возлюбленныя о Христе чада, такие слова тропаря: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». А сегодня во время литургии вместо Херувимской песни мы слышали дивное песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вот два церковных песнопения, которые уясняют нам один из основных догматических вопросов: в силу чего произошла крестная смерть Спасителя – в силу одной только любви к нам Господа, или же и по требованию божественного правосудия? Есть богословское мнение, которое отрицает юридический взгляд в деле нашего спасения. Это мнение не допускает мысли, что крестная жертва была нужна для искупления прародительского греха в удовлетворение божественного правосудия, так как Господь в этом не нуждается, ибо Он есть любовь. Если держаться взгляда, что Бог есть только любовь, и не иметь в виду, что Он есть и праведный Судия, то мы можем придти к такому воззрению, что от Бога исходит только всепрощение, поэтому настанет время, когда все грешники вместе с бесами будут помилованы, вечные мучения прекратятся, и будет одно только вечное блаженство для всех разумных существ. Но это мнение противоречит Божественному Откровению – его свидетельству, что Бог воздаст каждому по делам его, и прямому учению Спасителя о страшном суде Его и о будущей нескончаемой жизни с вечным блаженством для праведных и вечными мучениями для грешных людей и бесов. О том, что в деле нашего спасения действовало Божественное правосудие, и свидетельствует церковная песнь: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию...». Самое понятие искупления содержит в себе юридический элемент, ибо означает выкуп или удовлетворение. А этого удовлетворения не могла требовать божественная любовь, которая все дает туне. Его потребовало божественное правосудие. Если бы в деле нашего спасения действовала одна любовь, то крестная жертва Христа не была бы нужна. Тогда не было бы в Свящ. Писании самого слова искупление. А, между тем, помимо приведенных слов Ап. Павла, где он говорит об искуплении ( Гал. 3:13 ), мы имеем еще свидетельство Ап. Петра, который также дает это понятие об искуплении с юридическим значением в словах: не истленным сребром или златом избавистеся (искуплены)... но честною (драгоценною) кровию... Христа ( 1Пет. 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Херувимская песнь и Великий вход 27 марта, 2012 Содержание статьи Херувимская песнь Херувимская песнь — это христианское песнопение Божественной Литургии, которое было составлено неизвестным автором в VI веке в Византии и поется во время совершения Великого входа. Херувимская песнь была включена в чин Литургии императором Юстином II в 573 году. Херувимская песнь, текст Первая часть : Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу… Вторая часть : Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Перевод: …чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа. Великий вход Великий вход во время Херувимской песни символизирует добровольное шествие Христа на крестные страдания и смерть. «Херувимская песнь» состоит из двух частей: Обе части разделены возгласом «Аминь» («истинно») — ответом хора на молитву священника. Когда поется Херувимская песнь? Херувимская песнь поётся на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого , за исключением Великого Четверга и Великой Субботы. В Великий Четверг совершается песнопение: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Перевод: Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда. Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём. В Великую Субботу: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным.

http://pravmir.ru/heruvimskaya-pesn/

В.А. Юлин Список духовно-музыкальных сочинений митрополита Серафима (Чичагова) 173 Литургическая музыка В нотографии, составленной E. М. Левашевым, указано 10 сочинений преосвященного Серафима (Чичагова) : Духовно-музыкальные произведения: 1 «Достойно есть»; 2 «Святый Боже». М.: Изд. авт., б. г. «Благослови, душе моя, Господа», «Милость мира», «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, б. г. «Святый Боже», Херувимская. М.: П. Юргенсон, б. г. Херувимская. М.: П. Юргенсон, 1911. Херувимская. М., б. г. Херувимская. М.: П. Юргенсон, 1916. В «Своде сочинений и напевов Православной Церкви» указано 9 сочинений: «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии): Три хора. М.: П. Юргенсон, после 1912. «Достойно есть»: Дух.-муз. перелож. М.: Изд. авт., 1912. «Иже Херувимы» («Херувимская песнь»). 4 напева. 1-й – М.: П. Юргенсон, 1911; 2-й – М., б. г.; 3-й (Два хора) – М.: П. Юргенсон, после 1912; 5-й – М.: П. Юргенсон, 1916. «Милость мира». М.: П. Юргенсон, после 1912. «Святый Боже». 2. М.: Изд. авт., после 1912. «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, после 1912. В отделе нотных изданий Российской государственной библиотеки хранятся 5 духовных песнопений преосвященного Серафима. Приведем описание этих изданий: «Достойно есть» 2 и «Святый Боже». М., б. г. (1911). «Херувимская песнь». М.: Нотопечатня П. Юргенсона, 1911. «Херувимская песнь» 2 и «Великая ектения». М.: Нотопечатня П. Юргенсона (1911). Вокальные сочинения, расположенные в хронологическом порядке их издания. 1911 «Зачем сомненье в любви святой Христовой». «Ты Бог мой» (дуэт тенора и баса). «Первомученик архидиакон Стефан» (Поев. Михаилу Алексеевичу Соколову). 1912 «О Мати Божия» (дуэт для сопрано и баритона). «Когда на небе заря зажжется» (дуэт женских голосов). «Святая любовь» (квартет). 1914 «Тайна». «Скорбная повесть». «Душа изнемогла». «О солнце, засвети мне огонек» (Поев. Елене Григорьевне Сушковой-Белоусовой). «Радость там, счастье и прощенье». 1915 «Моя молитва» (дуэт тенора и баса в сопровождении фисгармонии и мужского хора закрытым звуком); второй вариант: «Хочу молиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Разделы портала «Азбука веры» Херувимская песньпеснь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа». Прослушать: 03:49 диакон Андрей Глущенко Херувимская песнь. Кладезь трудностей для простых прихожан.… Одна из первых трудностей заключается в том, что слово «херувимы» воспринимается как именительный падеж, хотя на самом деле стоит в винительном (в именительном было бы «херувими», с «и» на конце). Выход: заменить параллельной формой (кстати, допустимой в церковнославянском, сравните параллельное употребление в наших текстах «помилуй ны» и «помилуй нас») – «Иже херувимов тайно образующе…». Нам снова режет слух? Подумаем, отчего. Кроме того, как ни крути, а в нынешнем переводе Херувимской для правильного понимания просто необходимо сделать еще одно изменение. Вместо славянского «подъимем» поставить славянское же «приимем». Иначе, кроме всего прочего, будет еще и сохраняться нежелательная ассоциация с совершенно неверным толкованием о «ношении на копьях». Hypodechomai, напомним, означает именно «принимать», особенно «принимать у себя гостя», или «принимать в себя». Это – прямое указание на Евхаристию. Речь идет о причащении Тела и Крови Христовых, принятии Евхаристической жертвы, приготовленные дары для которой переносятся на престол на Великом входе во время пения Херувимской песни. Славянское слово «подъяти» имеет такое же значение, как и слово в греческом оригинале – «принять в себя», и перевод, конечно, правильный, однако сейчас это слово просто неотличимо от русского «поднимать», которое нужного значения не имеет вовсе. А «дориносимый», напомним, значит «окруженный телохранителями, копьеносцами», а отнюдь не «поднятый на копьях».

http://azbyka.ru/xeruvimskaya-pesn

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. С. Азеев Евстафий Степанович (23.02.1851, Киев - 14.12.1918 или 1920, Петроград), композитор и хоровой дирижер. С 1861 г. певчий Придворной певческой капеллы , с 1875 г. помощник учителя пения, с 1883 г. учитель пения. В 1901-1907 гг. преподаватель регентских классов при капелле, в 1907-1917 гг. преподаватель в ин-те св. Елены, Сиротском ин-те имп. Николая I, на муз. курсах Е. П. Рапгофа. В 1883-1884 гг. вместе с др. учителями капеллы под руководством Н. А. Римского-Корсакова участвовал в создании сб. «Пение при всенощном бдении древних роспевов». Работал также хормейстером Мариинского театра в Петербурге, участвовал в первых постановках опер «Псковитянка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, к-рый высоко ценил его как хормейстера. После смерти Римского-Корсакова А. редактировал и готовил к изданию его духовно-муз. сочинения (1913). Основу церковного творчества А. составляют обработки древних распевов ( знаменного , греческого , киевского ), следующие строгому стилю гармонии. Иногда А. фактурными и гармоническими средствами подчеркивает близость церковного пения и рус. народного муз. творчества. В сочинениях А. встречаются развитые имитационно-полифонические построения (напр., в причастне «Блажени яже избрал»). Муз. соч.: М.: изд-во Гутхейль: «Что унываеши, душе моя», «Да молчит всякая плоть человеча», «Ныне силы небесныя», «Отче наш» (двухор.). 1880; «Приидите, поклонимся... Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже», Херувимская песнь напева Софрониевской пустыни, Херувимская песнь (перелож., мелодия взята из Обихода Синод. изд.), «Тебе поем» (перелож.), «Достойно есть», «О Тебе радуется» греч. расп., «Отче наш» (для однород. хора), «Архангельский глас» знам. расп. (перелож.), «Блажени яже избрал» 1 (перелож.), «Чашу спасения прииму» (перелож.), «Блажени яже избрал» 2, «Душе моя» (для смеш. и для муж. хора), «Слава в вышних Богу» (мелодия из нотной б-ки Троицко-Сергиевой лавры), «Да исправится молитва моя» греч. расп. 1884.

http://pravenc.ru/text/63682.html

Как некогда в Вифлиемской пещере Христос Господь, который есть «сияние Славы и образ Ипостаси Бога Отца» ( Евр.1:3 ), «уничижил Себя Самого, приняв образ раба; сделавшись подобным человекам, и по виду стал как человек» ( Флп.2:7 ), так и теперь: приняв образ хлеба и вина, снисходя к немощи человеческой – дает Себя в снедь верным. Как же нам не встречать торжественно Богочеловека? Не в ликовании, не в веселии, а в целомудрии и смиренномудрии, в чистоте и святости, мы должны сии дни проводить, с любовью Его встречать и принимать. Нечистый и неомытый от грехов, в протечете минувшего поста, не достоин здесь встречать Господа славы: ибо, хотя само существо Христа Бога для плотских очей наших невидимо: однако, истинно и действительно Он приходит на жертвенник и Его сопровождают Ангелы и все святые и воспевают Херувимскую и Трисвятую песнь, и славословят, как славословили некогда на полях Вифлиемских: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Как нам не славословить Христа Сына Божия за толикое к нам благодеяние и благоснисхождение? Как нам не благодарить за примирение нас с Богом Отцем? Как не прославлять за оказание нам толикой милости, что Он, приняв плоть нашу, приискренне соединился с нами с тем, чтобы мы были в Нем, и Он в нас, чтобы мы были один дух с Господом, чтобы сбросили с себя греховную одежду ветхого человека и облеклись в нового, человека Христа, чтобы мы обновлялись помыслами ума нашего, желаниями сердца нашего и всеми силами души? Не потому ли Святая Церковь и воспевает нам песнь: «елцы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ), или: «елицы вкушаете с верою Плоть Его и Кровь, во Христа одеваетесь». Разве не слышите какими радостными словами Святая Церковь призывает нас к торжеству: «с нами Бог – разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». К чему было бы это многознаменательное песнопение; если бы ныне не было Бога с нами? Он действительно с нами, ибо Он родился среди нас, и ежедневно рождается для нас: Христос раждается – славите, Христос с небес срящите. С нами Бог – пусть разумеют и чувствуют Его присутствие при нас и в нас наши домашние и всегдашние враги – плоть, мир и диавол. О, какую страшную войну они ведут с нами от юности и до самого гроба; но мы должны быть уверены, что мы их победим, потому именно, что Господь с нами, при нас и в нас. Мы храм Бога живого, и хотя наша душа бедна добродетелями, как пещера вифлиемская, сердце наше опалено страстями, совесть омрачена неправдами; но Он премилосердный не возгушается нашими пеленами, скотскими яслями, когда мы решимся отстать от грехов и прилепимся к Нему всею любовью нашею и всеми помышлениями нашими, когда презрим мир и все тленное и непрестанно душею и сердцем станем возноситься горе, жить мыслями там, «идеже есть Христос Господь одесную Бога Отца» – наше упование, наша надежда, наше спасение ( Кол.3:1 ); Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся . Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010