Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, В. неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его муз. сочинения написаны в русле высокой традиции рус. литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение В. к напевам обихода Валаамского мон-ря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в совр. церковно-певч. практике, а также близость В. творческим взглядам А. Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы - «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.

http://pravenc.ru/text/150017.html

      Всенощная накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии.       В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.       На Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере, и все песнопения службы посвящены ей.       Вот о чем говорит Тропарь Великого четверга:       «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».       В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его.       Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и " последовавших за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.       Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему, но, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь дает не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.       С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением Спасителя - с другой, Святая Церковь восклицает: «Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко отрастем уготовляют: Господи долготерпеливо! велея Твоя милость, слава Тебе!»       Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.       «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:       «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

http://zavet.ru/ssedm04.htm

Бессмертное пушкинское «Мы ленивы и нелюбопытны» вполне относимо, увы, к нашей церковной жизни. Чтобы быть — не называться, а именно быть — православным, нужно знать довольно-таки много. Но мы склонны игнорировать это обстоятельство. Мы рассчитываем на то, что необходимые знания по ходу дела сами собой втекут в наши головы… и заранее согласны обойтись без того, что не втечет. Я не только про других, я и про себя тоже. Несколько лет назад я после разнообразных перипетий пришла наконец-то в православный храм… вроде бы — всерьез. То есть — со зрелым намерением не оставлять его больше никогда. Но при этом я не считала почему-то нужным разобраться, что, почему и когда в православном храме происходит: «Священник знает, этого достаточно; а я пока буду слушать и постараюсь что-то почувствовать». В результате я как раз и не чувствовала ничего. Что такое проскомидия и когда она совершается? Почему в определенный момент литургии поют Херувимскую песнь? Что означает «Святая святым» и «Твоя от Твоих»?.. Если всего этого не знать — откуда же чувства возьмутся? На что откликаться душе? Когда это до меня дошло, я стала искать книги, посвященные именно богослужению, и, в частности, литургии. Надо сказать, такую книжку в нашем обычном церковном киоске найдешь не вдруг — при всем, казалось бы, изобилии православной литературы. Несколько толковых, глубоких книг найти удалось, и картина изменилась, но инерция сохранялась. В течение — стыдно признаться — нескольких лет каждым воскресным утром слышала 50-й псалом, и лишь недавно, найдя, наконец, время и прочитав церковнославянскую Псалтирь, узнала, при каких обстоятельствах вырвался из груди царя Давида этот покаянный вопль. Выше речь шла о вещах на самом деле элементарных, а одними элементарными вещами нам в Церкви не обойтись. «Будьте готовы всякому требующему у вас отчета в уповании своем, дать ответ с кротостью и благоговением» (2 Петр. 3, 15). Отчета у нас требуют регулярно и подчас довольно агрессивно. А вот кротости и благоговения у нас в этих диалогах не хватает — именно потому, что мы чувствуем себя очень неуверенно. Как плохие студенты на экзамене. В любой момент наши оппоненты могут сбить нас с толку, поставить в тупик. Да и не только в оппонентах дело. Очень часто люди спрашивают вполне доброжелательно и с большим желанием узнать: а вот это почему, а это как, ты же в церковь ходишь, ты знать должна. Хожу. Но не знаю.

http://pravoslavie.ru/38134.html

Вопрос: Батюшка, недавно узнал, что чин Литургии св. Иоанна Златоустого (как и св. Василия Великого) является плодом последовательных сокращений " ради немощи человеческой " Литургии св.Ап. Иакова. Хотел бы узнать, было ли утверждено такое сокращение на Вселенских Соборах, и что из чинопоследования Литургии установлено Самим Спасителем? Когда и кем были установлены Священнодействия на Проскомидии? Вопросы не праздные, т.к. в разных церквях проведение Литургии внешне отличается в деталях (место проповеди сразу после чтения Евангелия или в конце, молебен с водосвятием до или после отпуста, допустимость исповеди в ходе Причастия и др.), но ведь Литургия - важнейщее из Таинств. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:  Когда речь идет о Литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, то имеются ввиду Анафоры (греч.- возношение) – молитвы, после которых предложенные на престоле хлеб и вино достойно называются Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Сам же чин с определенными обрядовыми построениями (праздничной торжественностью Малого и Великого входа) , песнопениями и молитвами формировался постепенно в течении нескольких веков. Это соборное литургическое творчество Церкви. Совершенно ясно, что Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…»), которое поется перед чтением Апостола, могло войти в Литургию только во второй половине V века. Его впервые услышал от ангелов мальчик, поднятый в воздух во время молебна по случаю страшного землетрясения в Константинополе в 447 г. Песнопение третье антифона «Единородный Сыне…» принадлежит св. правоверному царю Юстиниану, который умер в 565 году. Херувимская песнь в том виде, в каком она нам известна, составлена не ранее VI в. После блаженной кончины великого святителя были введены и некоторые другие части чина Литургии св. Иоанна Златоуста. Мнение, что Литургия свят. Василия Великого является сокращением Литургии св. апостола Иакова в настоящее время учеными-литургистами не поддерживается. Источником этого утверждения было «Слово о предании Божественной литургии». Долгое время оно приписывалось св. Проклу, патриарху Константинопльскому (434 - 446), однако сейчас доказано его более позднее происхождение.. «Впрочем, гипотеза была поколеблена еще в начале нашего столетия учеными, которые доказывали, что в истории анафорам вообще было свойственно постепенное развитие их текста, а не сокращение» (Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Анафора, М., 2003, с. 280).

http://pravoslavie.ru/6238.html

Вышел мартовский номер журнала " Вода живая " февраля 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Покаяние Адамово " , посвященная евангельскому чтению в Неделю сыропустную. Тема раздела " Подробно " - " Многодетные и творческие " . В редакционном предисловии " (Не)нормальные родители " Тимур Щукин рассуждает о том, как современным обществом воспринимается многодетность и что роднит многодетных родителей с художниками. Герои очерка Марины Ланской " Моря Андрея и Марина " - известный петербургский художник Андрей Кузнецов, член группы " Митьки " , и его жена Марина, руководитель паломнической службы Казанского храма в Вырице . В материале " Дети приносят мир и покой " Наталия Щукина беседует с известным артистом и музыкантом Андреем Свяцким.  Раздел " Образы и смыслы " открывает материал " Архиепископ русской Маньчжурии " , посвященный 75-летию со дня кончины ученого-богослова, церковного педагога и общественного деятеля архиепископа Хайларского Димитрия (Вознесенского), викария Харбинской епархии. Тимур Щукин беседует о жизненном пути владыки с исследователем его биографии историком Александром Клементьевым. Продолжает раздел эссе Тимура Щукина " Борьба за независимость " , посвященная проблеме зависимостей с точки зрения святоотеческого богословия. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Марьяны Федоровой " Парнасские младенцы " , посвященных приходу храма мучеников младенцев Вифлеемских . Материал Марины Ланской " Дорогу молодым " рассказывает о работе молодежного отдела Гатчинской епархии . Завершает раздел беседа Татьяны Кириллиной с доктором филологических наук Яниной Солдаткиной " Русская литература в борьбе за читателя " . Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Татьяны Кириллиной " Экспонаты можно трогать " об инклюзивной выставке " Незримое искусство: Расширяя границы возможного " в Главном штабе и о том, каким образом подобные проекты могут быть полезны Церкви. В материале Владимира Иванова " Книжные сокровища Соловков " речь идет об уникальном собрании из ризницы Соловецкого монастыря, которое хранится в фондах Библиотеки Академии наук. Также в разделе - информация о самых интересных выставках марта. Страничка радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " посвящена новым аудиодискам - " Мысли христианина " . Святой праведный Иоанн Кронштадтский " (читает народный артист России Георгий Корольчук) и " Херувимская песнь в истории церковной музыки " Ольги Суровегиной и Людмилы Зотовой, а также новинкам сервиса скачиваний.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Двадцать пятый день. Поучение 6-ое. День Рождества Христова. (Уроки, предлагаемые евангельским сказанием о поклонении волхвов родившемуся И. Христу: а) непостижимость тайны воплощения и б) какие дары принести родившемуся Спасителю?) I. Волхвы, «пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею, Материю Его, и падше поклонишася Ему; и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары» – «злато, и ливан, и смирну». ( Мф. 2, 11 ). Когда вы слышали слова эти в евангельском чтении, подумали-ль, братие, почему церковь , прославляя ныне Рождество Господа нашего Иисуса Христа, положила читать на литургии Евангелие не о рождении Иисуса Христа, а о поклонении волхвов Иисусу Христу? Вдумайтесь, и вы увидите в этом назначении разумную цель. II. Что за люди – эти волхвы? Это были мудрецы, – по преданию, из царского рода, – устремлявшие взоры свои в необозримое звездное небо и наблюдавшие за течением светил небесных. Они думали, что явление в мир, почти всеми ожидаемаго, Властителя и Преобразователя вселенной, имеющего произойти из Иудеи, не может не ознаменоваться каким-нибуд необычайным явлением в светилах небесных. По особенному действию Промысла Божия, они не обманулись в своих ожиданиях. С радостию поспешили они за путеводною звездою; по ее указанию, нашли то место, где родился Богомладенец, в глубоком смирении преклонили пред Ним свои колена и, открывши сокровищницу, с почтительностию поднесли Ему дары, как Царю и Богочеловеку. Не правда ли, братие, какой глубоко назидательный пример представляет нам на нынешний день св. церковь в этих мудрецах? а) Во-первых, из примера восточных мудрецов, с благоговением преклонившихся умом и сердцем пред Спасителем мира, научимся, возлюбл. братия, не мудрствовать много там, где не следует много мудрствовать, но будем видеть в рождении Спасителя «таинство странное и преславное», превосходящее наш ограниченный ум. Таинство странное вижду и преславное: небо вертеп, престол херувимский – Деву, ясли вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, так воспевает ныне церковь (9 песнь кан.). «Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти», говорит св. апостол Павел ( 1Тим. 3, 16 ). Да, тайна воплощения Сына Божия великая и непостижимая тайна. Сын Божий, Владыка неба и земли, везде сый и вся исполняяй, оставаясь Богом, в определенное время является на землю и, родившись бессеменно от Девы Марии, становится подобным нам человеком, так что в этом случае небом Ему служит вертеп, престолом – св. Дева, и ясли вмещают в себе невместимого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть писано в стихирах предпразднству праздника Рождества Христова: «Вознесемся, вернии, к Вифлеему мыслию, и узрим, како Дева сидит херувимом подобящися, держащи на руках всех Владыку». И другая песнь согласно сему говорит: «Престол херувимский Дева». Вознесемся к Вифлеему мыслью, и узрим еще пастырей, стрегущих стражу нощную о стаде своем. С пастырями нам ближе и удобнее соприсутствовать. Что же было с ними? «Ангел Господень ста в них... и рече им: се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Обрящете Младенец повит лежащ в яслех» ( Лк.2:9–12 ). Где это совершилось? – На небе, или у нас на земле? Совершилось не на небе, а во граде Давидове, в Вифлееме. Кому ангел благовествует радость? – Небесным, или земным обитателям? Не небесным, присно радующимся, а земным. Он говорит: благовествую радость вам, пастырям, вам, земнородным; и прибавляет, что радость эта будет всем людям, – не небожителям, а людям; радость та, что родился вам, опять земнородным, Спас Христос, а не ангелам, которые не нуждаются в спасении от греха и смерти. Сие и Церковь в Символе веры исповедует, глаголя: «Верую во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия... нас ради человек (а не ради чинов ангельских) и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Родился вам днесь Спас. Для всего мира, и небесного и земного, Он есть Господь и Творец; а нам, падшим человекам, не только Господь и Творец, но и Спаситель. Принимают и ангелы участие в радости человеков о рождении Спасителя миру; и они воспевают: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Но они, сорадуясь людям и прославляя за них Бога, возвещают мир, с рождением Спасителя явившийся на земле, а не на небе, где он всегда был и будет, возвещают Божие благоволение в человецех, благоволение к нам, на земле обитающим, а не к ним, ангелам, выну зрящим лице Отца небесного и выну пребывающим в Его благоволении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

К сожалению, должен сказать, церкви неисправно и, как видно, неохотно посещаются; вот и вы ныне поздно собрались к моему богослужению. По числу церквей в Риге, которых ещё немного для числящегося православного населения, они должны быть переполнены в праздничные и воскресные дни, а я слышу, да и сам замечаю, они часто бывают далеко ненаполнены молящимися, да и те, которые идут в церковь , норовят придти попозже, чтобы постоять в церкви поменьше. Сегодня я приехал почти в 10 часов, а церковь была пустая. Хорошо ли это? Или поспать захотелось подолее? Нет, вы теряете здесь Русский дух, внутри России церковные службы правятся рано: Литургия начинается часто в 6 часов утра, а и к утрене, и к Литургии народ собирается во множестве. Истинно-православный христианин считает грехом напиться чаю до обедни... Храм Божий надобно любить, службы Божией надобно желать! Тогда Господь не оставит и нас своими щедротами. Поучитесь у благочестивых людей: Царь и Пророк Давид говорит: «возвеселихся о рекших мне, в дом Господень пойдем, – и ещё: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Блажени живущии в дому Твоем. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих. А чтобы возлюбить храм Божий, надобно самим заботиться о благолепии церковной службы. Одно из средств к этому есть церковное пение. Правда, у вас поют стройно и хорошо, но мне доложили, что это певчие платные, а я хотел бы, чтобы певчие были хорошие и пели по усердию и любви, а не за плату, ещё более я хотел бы, чтобы пели все, как оно и должно быть. Школа в этом много поможет: в ней обязательно должно обучать всех церковному пению: влияние школы, в этом отношении, уже обнаруживается в том, что и теперь дети поют стройно; надобно постепенно заставлять их петь всю церковную службу. Я подметил влияние школы, хотя открытой ещё недавно, и в другом отношении: дети стояли в церкви чинно, крестились истово, во время пения Херувимской песни «Тебе поем» и «Отче наш» становились на колени, это очень похвально. Благодарю наставников, что они внимательно относятся к своему делу и научили детей молиться. И большим надобно делать то же самое: в главные моменты Богослужения, когда поётся: «Придите, поклонимся», «Херувимская песнь», «Тебе поем», «Отче наш», когда выносятся св. Дары надобно молиться с коленопреклонением. Да благословит вас всех Господь Бог ! А теперь подходите, дети, я наделю вас крестиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ НАПЕВ Один из монастырских напевов Др. Руси. В его основе лежит традиция знаменного пения, а также поздних южнорус. и балканских распевов (киевского, греческого и болгарского), получивших распространение на Руси во 2-й пол. XVII в. Вероятнее всего, В. н. связан с творчеством распевщиков Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря , основанного Патриархом Никоном в 1656 г. Рукописи, в к-рых сохранился В. н., имеют московское происхождение и дают основание судить о том, что распространение этого напева во 2-й пол. XVII в., по-видимому, ограничивалось московским регионом. Косвенным подтверждением этому является и то, что в укр. рукописях сер. XVII в. близкая, но не идентичная В. н. 2-голосная редакция названа московской ( Шевчук. С. 23). Списки, содержащие В. н., встречаются редко. Песнопения, изложенные В. н., можно найти в Обиходах простом и постном, где они записаны крюковой или линейной (киевской квадратной) нотацией. Отдельные песнопения годового певч. круга были распеты В. н.; среди них херувимская песнь и причастный стих преподобным «В память вечную» (РГБ. Ф. 379. 19. Л. 128-129, 170 об., столповая нотация, посл. четв. XVII в.). К ним примыкают еще 3 напева херувимской песни, имеющие в рукописях названия: «никоновская» (Там же. Л. 130 и об.), «переводу Иерусалиму новаго» (ГИМ. Син. певч. 1378. Л. 70-71, киевская квадратная нотация, 2-я пол. XVII в.) и «превод воскресенского монастыря словет» (РГБ. Ф. 379. 41. Л. 30 об.- 32 об., демественная нотация, посл. четв. XVII в.). Судя по писцовым ремаркам, эти песнопения также были созданы распевщиками Новоиерусалимского мон-ря. Характерной чертой стиля песнопений Воскресенского мон-ря является простота напева, изложенного в куплетной форме. «Никоновская» и «переводу Иерусалиму новаго» херувимские песни более тесно связаны с традицией знаменного пения через его характерные интонационные обороты, «превод воскресенского монастыря» - с традицией демественного и путевого распевов. Вероятно, первые 2 херувимские являются более ранними образцами монастырского песнотворчества, чем песнопения, обозначенные в рукописях как «воскресенские».

http://pravenc.ru/text/155330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОВОЛЬСКИЙ Николай Александрович (сер. 80-х гг. XIX в.- ?), регент, хоровой дирижер, композитор. В 1900-х гг. Д. окончил Придворную певческую капеллу . Работал дирижером в хоре служащих с.-петербургской типографии издательства А. Ф. Маркса и регентовал в ц. свт. Митрофана Воронежского на Митрофаниевском кладбище С.-Петербурга. Духовно-муз. сочинения Д. стали появляться в печати в 1908-1909 гг. Они принадлежат по стилю к с.-петербургской церковнопевч. композиторской школе, разнообразны по масштабам - от больших концертных сочинений («Слава в вышних Богу», «Гласом моим», Херувимская песнь 2 и др.) до хоровых миниатюр («Во Царствии Твоем», «Свете тихий» и др.). Сочинения Д. основываются на традиц. распевах, их мелодике и ритмике; используется также строфическая форма старинных песнопений. Темпы, динамика, исполнительские приемы (протяжно, певуче, отчетливо и т. д.) указываются Д. как на итал., так и (подобно старинным рукописям) на рус. языке. Д.- автор предисловия к «Воскресной службе с канонархом» знаменного распева, в работе над к-рым он руководствовался сочинением Ю. К. Арнольда «Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу» (М., 1886). Ценными являются авторские ремарки об исполнении знаменного распева: необходимости постепенного «включения» хора в «дух распева», пении муз. фраз «на одной гласной отчетливо, приближаясь к маркато» (Знаменный распев. 1914). Гармонический язык произведений Д. традиционен, отклонения возникают, как правило, в субдоминантовую сферу. Склад письма гомофонно-гармонический, с элементами западноевроп. полифонии - имитациями, канонами, используемыми как средство выразительности. Голосовые партии (для усиления однородных составов используются divisi) музыкально интересны, ритмически подвижны, интонационно сложны, подчас написаны в высокой тесситуре, требуют от певцов развитых вокально-хоровых навыков. Общий диапазон хоров: E-a2. Произведения Д. доступны разным составам хоров - от средних до высокопрофессиональных.

http://pravenc.ru/text/178653.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010