Фото: РИА Новости/Владимир Сергеев      Мы привыкли думать, что чудо – это нечто сверхъестественное, выходящее за рамки привычного земного мира. Ну или, на худой конец, мы называем чудом какие-то удивительные технические изобретения, масштабные, поражающие воображение проекты. То, что путается под ногами, обыденное и пресное, мы чудом не называем, а воспринимаем под стать – обыденно и пресно. И уж, конечно, не собираемся благодарить за эти мелочи Творца. Например, благоустроенная квартира или дом со всеми удобствами: вода в кране, электроэнергия, газ, отопление, канализация, интернет. Чудо? Какое там! Это фон нашей размеренной жизни, без которого не мыслится текущий комфорт. За что благодарить? И кого? Сантехника, электрика, службу газа? А ведь благодарить надо – Бога благодарить за эти коммунальные чудеса. Утром, умываясь водой из крана, скажем от души: «Господи, благодарю Тебя за этот дар воды. Не лиши меня дара воды живой, текущей в жизнь вечную, которая суть живительная благодать Твоя!» Включая в комнате свет, снова вспомним о Боге: «Благодарю Тебя, Господи, за этот свет, даруй нам Фаворский свет истины Твоей!» Зажигая конфорку на плите или включая газовую колонку, скажем от сердца: «Благодарю Тебя, Господи, за дар этого природного огня, даруй нам огонь любви Твоей!» Мы каждый день ходим по магазинам и ничуть не удивляемся обилию продуктов на полках, а ведь это тоже маленькое чудо: «Господи, благодарю Тебя за это товарное изобилие даров Твоих, не лиши нас изобилия даров Твоих небесных!»   Мы каждый день утром выходим из своего дома, квартиры и вечером возвращаемся. А ведь чудо, что мы имеем свое жилье! Поэтому, закрывая за собой входную дверь или открывая ее по возвращении, вздохнем молитвой: «Господи, благодарю Тебя за этот дом земной, который Ты дал нам! Не лиши нас и дома Твоего небесного, вечного!» Собственно говоря, каждый прожитый день и каждая прожитая ночь – это чудо Божие Собственно говоря, каждый прожитый день и каждая прожитая ночь – это чудо Божие, Который не по заслугам нашим, а по любви Своей продлевает нашу жизнь. Можно ведь преставиться в любой момент, и то, что мы до сих пор живы, – разве не чудо? А потому, просыпаясь утром и вставая перед иконами, пусть первой в этом дне молитвой будет: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови на предстоящий день, Тебе посвящаю день сей, спаси и сохрани меня на всех путях моих!», «Пресвятая Богородица, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови на предстоящий день. Помогай мне во всех делах моих, к славе Сына Твоего ведущих!», «Ангеле Божий, хранителю мой святый, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови на предстоящий день, опекай меня, оберегай и от всякого зла сохраняй!»

http://pravoslavie.ru/157988.html

Вышел в свет очередной номер журнала «Вопросы теологии» 1 апреля 2021 г. 16:32 Опубликован первый номер журнала «Вопросы теологии» за 2021 год. Журнал выходит раз в квартал и издается Санкт-Петербургским государственным университетом и  Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Сопредседателями редакционного совета являются председатель Отдела внешних церковных связей , ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион и ректор СПбГУ член-корреспондент Российской академии наук Н.М. Кропачев. Издание включено в Перечень Высшей аттестационной комиссии, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Номер открывается статьей Н.А. Хандоги «Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии " О десяти девах " ?» Автор исследует вопрос о месте и времени создания этого доникейского текста и об авторстве гомилии, сопоставляя содержание сочинения с христологическими и эсхатологическими представлениями, выраженными в подлинных трудах Викторина Петавийского. В итоге автор приходит к выводу, что гомилия принадлежит Псевдо-Викторину. Следующая статья, написанная И.Н. Луковцевым и озаглавленная «Гносеология святителя Григория Паламы в свете догмата о воплощении Христа», посвящена поздневизантийскому автору, богословие которого до сих пор вызывает неоднозначные реакции и провоцирует дискуссии. Учение Паламы о познании Бога рассматривается в контексте двух основополагающих паламитских тезисов: о нетварной природе Фаворского света и о нетварных Божественных энергиях. Анализируя их, автор обращается к догматическим документам Вселенских Соборов и к сочинениям противников Паламы, а также к аргументам позднеантичных философских учений о природе. Третий текст — публикуемая на английском языке статья иеромонаха Иринея (Пиковского) «Interrelation between anthropology and psychology in the works of St. Theophan the Recluse» о взаимосвязи между антропологией и психологией в трудах св. Феофана Затворника. Почитаемый святой является также ключевой фигурой в становлении религиозной психологии в России. Автор показывает, что в своих психологических воззрениях св. Феофан опирался не только на сочинения святых отцов, но и на работы классических немецких философов — Шеллинга и Гегеля.

http://patriarchia.ru/db/text/5793759.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > О пасхальной радости и пасхальной печали 30.04.2008 1446 Время на чтение 12 минут С Воскресением Господним! Желаю всем радости духовной! Мы проживаем пасхальные дни будем стараться не унывать, не печалиться, а исполняться радостью и тем светом, который Воскресение Христово принесло в этот мир. Наша вера - пасхальная, православная, она - дар Божий, она - действие божественного света Фаворского на душу человека. Ощутив свою тьму и хотя бы отчасти смирившись, человек начинает воспринимать этот божественный свет как свидетельство бытия Божия, свидетельство Богосыновства Иисуса Христа и того, что Иисус Христос воистину воскрес, а значит, все человечество и вся вселенная приобрели совершенно иные перспективы, возможности, задания, цели, смыслы. Не заметить, что это произошло, и просто пройти мимо не может никто, и человеку, каждому человеку остается либо принять Иисуса Христа внутрь своей жизни, внутрь своего сердца, либо отвергнуть и бороться против Него неисполнением заповедей, презрением к Церкви и ее постановлениям, презрением к ближним: больным, заключенным, нагим, голодным, наше отношение к которым являет собою наше отношение к Самому Христу. В наше время, когда окружающий нас мир все более погружается во тьму неоязычества, во тьму самоутверждения, похоти, потребительства, эгоизма, стяжательства, то есть в многообразные виды обольщения и соблазнов, изобретенные за всю историю человечества, мы, наши храмы, духовенство православное и каждый православный христианин являются теми светильниками в ночи, которые должны свидетельствовать истинность воскресения Христова. " Христос воскресе! - Воистину воскресе! " - вот краткое Евангелие, в котором соединены все виды православного свидетельства. Но чтобы свидетельствовать, нужно самим наполниться этим светом и нести его, а у нас такие печальные, такие озабоченные лица: то ли мы обдумываем, как огород сажать, то ли печалимся о сродниках наших, что к вере их привести не удается, то ли озадачены тем, что с собственными страстями не справиться - так, чтобы начать бороться, и сразу, мгновенно победить. Смириться, ощутить свою немощь, увидеть, что человеческими усилиями наши проблемы не разрешить и обратиться к Богу за помощью нам маловерие не дает, слабость наша духовная, вот мы и впадаем в печаль или даже в уныние. Это, конечно, никуда не годится. Как мы будем светить миру, если свет, который в нас, становится тьмой? У нас не хватает сил не только на то, чтобы достойно нести подвиг покаяния, подвиг сокрушения сердца и зрения своих грехов, но и на то, чтобы радоваться и благодарить, когда нам посылается радость. И мы говорим: " Это не та радость. Я же не о том просил. У меня свой список требований к Небесам. Вот если я получу по списку - тогда я могу возрадоваться или хотя бы улыбнуться разок " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/30/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вера рождает веру 26.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю 2-ю Великого поста Вторая неделя Великого поста называется Неделей светотворных постов. Смысл поста — достигнуть света Христова не только в Его Пасхе, но узнать, что и сам путь к ней для приносящих истинное покаяние — светотворен. Потому святые отцы сравнивают Великий пост с восхождением на Фавор. В этот день мы совершаем память святителя XIV beka Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, проповедника Божественного света, и преподобных отцев Киево-Печерских в подвиге поста просиявших. Святитель Григорий Палама учил, что Фаворский свет никогда не начинался и никогда не кончается. Но для нас воздержание и молитва могут стать началом исполнения в нашей жизни всей тайны Искупления и возможностью раскрытия благодати, принятой нами в крещении. «Ум должен сойти в сердце», — говорят великие исихасты-молитвенники. Это значит, что человек должен исцелиться покаянием, стать целым, обрести целомудрие — способность целостного исповедания истины и жизни по истине. «Ибо после Воплощения Божия в наших телах, освященных таинствами и соединенных в Евхаристии с Телом Христовым, — свидетельствует святитель Григорий Палама, — мы можем обрести благодать Святого Духа». Эта благодать — слава Божия, исходящая из Тела Христова — в день Преображения опрокинула Его избранных учеников. А теперь, просиявая в сердцах, очищенных от страстей, соединяет нас с Богом, просвещает, обожает и дает отсвет славы, которая будет на телах святых после всеобщего воскресения. Таково наше призвание. Может быть, оно слишком высоко для нас? Но наша вера — мера правдивости нашего сердца. Мы должны, во-первых, осознать, что мы абсолютно недостойны этого света и, во-вторых, что мы не можем жить без него. Наша молитва — выражение нашего самого главного желания — устремленности к Тому, Кто есть Свет, Кто, несмотря ни на какие наши грехи, любит нас.

http://moral.ru/faith/

Патриаршее поздравление наместнику Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископу Троицкому Панкратию с престольным праздником обители 19 серпня 2008 р. 14:00 Предстоятель Русской Церкви направил свое поздравление по случаю престольного праздника Валаамского монастыря . В послании Святейший Патриарх отметил особое значение Валаама для Русской Церкви. Текст поздравления приводится ниже. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Панкратию, епископу Троицкому , наместнику Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря Ваше Преосвященство, дорогой Владыка! С чувством духовной радости приветствую Вас, братию и многочисленных паломников Валаамской обители и сердечно поздравляю с великим праздником и престольным торжеством монастыря. В сей день, воспоминая Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церковь свидетельствует, что по милости Божией и для нас открыт путь восхождения к созерцанию фаворского света, которого за прошедшие века удостаивались многие святые и подвижники благочестия. Однако для того, чтобы свет этот не был поглощен тьмой нашей греховности, мы должны жить в соответствии с Евангельскими заповедями, добрыми делами и самой жизнью являть пример истинных последователей Христа Спасителя, стремящихся к преображению и совершенству. Нам всегда следует помнить о том, что о христианстве люди судят, прежде всего, по образу жизни членов Церкви. Вокруг нас немало тех, кто, быть может, уже давно принял Христа и Церковь, если бы на своем жизненном пути не повстречал человека, который, называя себя христианином, не был достоин этого высокого звания, и вместо того, чтобы излучать свет, добро и любовь, сеял зло и вражду. На протяжении веков Валаамская обитель была твердыней Православия, куда устремлялись подвижники веры и благочестия, ища душевного преображения и спасения. Все здесь созидалось руками монахов и благочестивых паломников, во множестве прибывавших на Валаам. Архитектура монастыря и его скитов, намоленность храмов, удивительная природа северного края, трудолюбие и духовная чуткость насельников обители — все это находило живой отклик в православных верующих сердцах. Посему  Валаамская обитель нередко именуется Северным Афоном, а также честною и великою Лаврою.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208207...

Подпишитесь на наш Телеграм Преображение Господне. Икона работы архимандрита Зинона (Теодора) Преображение Господне, отмечаемое 19 августа, — самый паламитский праздник нашего календаря. Потому что в этот день мы вспоминаем о том таинственном Свете — по мысли сторонников святителя Григория Паламы нетварном, которым была озарена человеческая природа Христа на горе Фавор . И приближение к которому — цель христианской жизни. Что об этом свете говорили великие православные проповедники? Преподобный Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа Эту проповедь, конечно, произнес не Ефрем Сирин . Она обнаруживается в корпусе сочинений Исаака Антиохийского. Но и это тоже условность, поскольку в этом корпусе, как часто бывает с древними манускриптами, собраны тексты разновременные, принадлежащие разным авторам, которых, может быть, звали Исааками и которые, может быть, жили в Антиохии, но гарантировать это невозможно. Понятно одно: именно эта проповедь является халкидонитским манифестом. Внятно и настойчиво говорится о том, что во Христе две природы — божественная и человеческая. Эти природы соединены неслитно, и человеческий ум, созерцая единую ипостась Господа, различает, что во Христе божественное, а что человеческое. С точки зрения Ефрема-Исаака, это, впрочем, общее место для святоотеческой традиции, Преображение было призвано «гармонизировать» видение Христа апостолами. Если раньше они видели в Нем прежде всего человека, то теперь они увидели Его божественную славу: Ибо знали Его как человека и не разумели, что Он — Бог. Знали Его как сына Мариина, как человека, жившего с ними в мире. И на горе дал им разуметь, что Он — Сын Божий и Бог. Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот; все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человечеству. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он — Сын Божий и Бог . Ну и конечно, сирийский богослов, как и все Святые Отцы, считал Фаворский свет или славу — нетварными и божественными, то есть Самим Богом. Поэтому когда паламиты спорили с богословами-гуманистами XIV века, считавшими, что нетварный свет онтологически отличается от божественной сущности, они отстаивали в общем-то стандартную для святоотеческой письменности позицию. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Матфея. Беседа 56

http://blog.predanie.ru/article/tri-prop...

Скажем кратко об основных темах пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Никодим Святогорец (1749–1809) предваряет свое изъяснение пасхального канона примечательными словами: «Как вчера и позавчера мы последовали уничижению и скорбям Господа, так сегодня нам нужно последовать Его высоте и радости; подобает нам при помощи веры умно увидеть Его как Жениха , украшенного блистающим светом Воскресения, выходящего из гроба, словно из брачного чертога, и сияющего ярче солнца» . Песнь 1 Уже в самом начале, в ирмосе первой песни канона, Иоанн Дамаскин объясняет новое содержание древнего праздника Пасхи. Теперь это не избавление от египетского плена избранного народа Божия, а приведение верующих, поющих здесь и сейчас эту песнь Христовой победы, от смерти к жизни, от низменной жизни по плоти («земли») – к возвышенной духовной жизни («Небу»). В первом тропаре той же песни Дамаскин призывает: «Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом Воскресения». Тем самым песнописец напоминает нам, что только «чистые сердцем» «Бога узрят» (ср. Мф. 5, 8), увидят Его нетварный, фаворский свет, которым был и свет Его Воскресения. Преподобный Иоанн Дамаскин Если мы очистим все свои чувства – душевные (ум, рассуждение, мнение, воображение, способность к восприятию) и телесные (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), то «непременно будем удостоены увидеть умными очами души Владыку Христа», – пишет св. Никодим. И далее поясняет, что это значит: «если мы очистимся по внутреннему и умному слуху души и по внешнему слуху тела», то услышим «как воскресший Христос говорит и нам, как мироносицам: Радуйтесь!”». Тогда мы «будем вкушать умопостигаемую благодать Воскресшего Господа: умное наше обоняние , будучи очищенным, должно обонять умопостигаемое благовоние и благоухание мира, испускаемое Воскресшим Владыкой»; «умный наш вкус будет вкушать умопостигаемую благость Восставшего из мертвых» (Пс. 33, 9); «умное наше осязание почувствует умопостигаемое объятие Воскресшего» (Песн. 2, 6).

http://pravoslavie.ru/120836.html

Фото: nikolopokrov.ru Преображение. Почему я должен измениться — не проще ли упасть? Что случилось на Фаворе и стал ли Господь нам ближе 19 августа, 2021 Что случилось на Фаворе и стал ли Господь нам ближе Фото: nikolopokrov.ru В последний месяц лета мы празднуем один из самых любимых народом праздников — Преображение Господне. Священник Андрей Мизюк рассуждает, почему Господь открыл будущее Моисею и Илии и как Фаворский свет ведет каждого из нас. Священник Андрей Мизюк Пастернак, Тарковский, яблоки, теплый, молчаливый свет по утрам, паутина в ветвях и запах воды. Август всегда ослепительно ярок и неизменно трагичен. И тут всего много. «И осень, ясная, как знаменье, к себе приковывает взоры», и щемящее, тревожное и необъяснимое ощущение внутри. Ощущение увядания, исхода, томления. Не то от жаркого лета, не то от постоянных, никуда не уходящих проблем, не то от ясной, мучающей мысли о том, что надо бы успеть что-то доделать. А что? Что я не доделал? Что-то, наверное, очень важное, что-то главное, что-то, на что потом вообще никогда не будет времени. Но тут понимаешь, что, вообще-то, учебный год на носу и детям что-то покупать к школе пора сейчас. И это актуальнее, чем философски тонуть в бесконечном, огромном, ночном августовском небе на окраине деревни. Ни в какое другое время года оно так не великолепно. Чудо Фаворского света Мне кажется, что год раньше правильно заканчивался на августе. Вот откроешь служебник, заглянешь в календарь, а там — год к завершению. Не где-то в середине зимы, когда ни туда и ни сюда, а вместе с летом, вместе с увядающей полнотой жизни природы, когда понимаешь и чувствуешь в утренних запахах первые тленные ноты. Когда видишь первые медные и золотые капли рядом с деревьями в траве, когда ум понимает, что есть завершение и итог всему, а сердце и душа смотрят в далекое ночное небо и возражают: ничему конца нет. Может быть, потому событие, которое исторически никакого отношения к месяцу августу не имело, так органично пришло в наш церковный календарь именно в это время? 

http://pravmir.ru/preobrazhenie-pochemu-...

27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого в храме Всемилостивого Спаса в Митино г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Григорий, настоятель сего святого храма! Всех вас сердечно поздравляю со вторым воскресеньем Великого поста. В этот день мы вспоминаем святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, человека, который, обладая силой богословского прозрения, помог своим современникам, как помогает и всем нам понять, что дело нашего спасения совершается не нашими физическими, умственными или волевыми усилиями, но Сам Господь спасает нас силой Своей благодати. И если человек устремляется навстречу этой благодати, то он может достигнуть такой духовной высоты, что невидимая Божественная энергия становится видимой. Рассуждая о свете, который осиял учеников Спасителя на горе Фавор, святитель учил Своих учеников и учит нас, что Божественная благодать может являться в виде дивного света в человеческой жизни. Мы знаем, что со светом всегда связана радость. Сегодня прекрасный солнечный день, и у людей хорошо на душе. То же происходит, когда благодать Божия воздействует на человеческую природу: человек просветляется, общение с ним приносит радость, и не требуется никаких дополнительных усилий для счастья. Оно уже не зависит от материального достатка, от места проживания, от занимаемой должности, потому что источником счастья и мира становятся не внешние факторы, которые могут вдохновлять нас только отчасти, но внутреннее состояние души. И как же стяжать эту благодать? Как обрести этот Фаворский свет? Симеон Новый Богослов сказал замечательные слова: «Врачуют человека от физических недугов не буквы, которыми прописываются лекарства, а сила полезного вещества. Вот так же и духовное врачевание происходит не от букв Божественного слова, а от силы Христовой, Коим это слово было обращено к людям». Источником благодати является Бог. А как мы для себя открываем Бога? Мы не можем обойтись без Его слова. Это в древности, когда многие не владели грамотой, перед ними была закрыта возможность читать Божественное слово. Сейчас каждый может это делать. Когда мы открываем Евангелие, — верующие или неверующие, воцерковленные или те, кто вообще ничего не знает о христианстве, — то для того чтобы понять смысл Божественного слова, нам нужно на мгновение представить, что это не слова человеческие, это не обычная книга, изданная в типографии, — это Сам Бог обращается к нам Своими словами, это Божественное слово. И если эта мысль посетит нас хотя бы на мгновение, она изменит наше отношение к тексту.

http://pravoslavie.ru/91925.html

     О катастрофе маленькой ячейки общества – семьи и о резонансе этой катастрофы в глобальном мировом пространстве рассуждает духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич). Умное делание Иисусовой молитвы – это «оружие битвы не только за Отечество Небесное, но и за земное отечество. В тот момент, когда Византия переживала страшный нравственный упадок и вот-вот должна была уже сделаться добычей мусульман, явились Григорий Синаит и Григорий Палама, которые так вдохновили весь народ своим учением об умном делании, что начали молиться все – и монахи и миряне. Это привело к оздоровлению народной жизни в такой степени, что мусульманское завоевание было отодвинуто на 100 лет» (Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. М.: Отчий дом, 2006). Дерево, не приносящее доброго плода, срубают      Дух Божий дышит где хочет и, по своей вездесущности, может одновременно действовать на всем земном пространстве. Появление в Греции обоих Григориев совпало по времени с появлением в России Преподобного Сергия Радонежского, также насаждавшего в своем отечестве умное делание, оздоровившее народную жизнь и сделавшее народ способным к сопротивлению иноплеменному игу. И греческий архиерей, оказавшийся в тот момент в московских пределах, был поражен тем, что и в этих, по греческим представлениям того времени, диких странах сияет тот же самый Фаворский свет… Фреска в одном из храмов на Западе. Дерево приносит не добрые, а дурные плоды. И некий святитель уже занес секиру, чтобы срубить это дерево      Сегодня, после 70-летнего богоборческого плена, когда систематически искоренялось благочестие, мы переживаем время крайнего ослабления жизнеспособности народа. На наших глазах катастрофически сокращается его численность. Повторяется та же библейская история – истребление семени нечестивых, подобное тому, которое происходило в Синайской пустыне… Но «когда убиваше я, тогда обращахуся и утреневаху к Богу», то есть народ начинал молиться. И молился вождь народа – Моисей, который в ответ на слова Бога о том, что Он готов уничтожить этот народ, упорствующий в нечестии, и от него – Моисея – произвести новый, послушный народ, сказал: «Если Ты уничтожишь этот народ, то и меня изгладь из Своей книги жизни»… И Господь откликался на такую молитву народа и его вождя.

http://pravoslavie.ru/141310.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010