Каждый год 19 августа люди приходят в храм с фруктами, которые освящаются специальным чином после Божественной литургии. Но как ни вкусны ароматные яблоки, как ни сладок спелый виноград, в этот день Церковью установлен вовсе не праздник урожая, а торжество явления Царства Божия. Вскользь просматривая страницы Евангелия в поисках будоражащих воображение сцен, многие сегодня могут прийти к безрадостному выводу — воплотившийся Бог не показал ничего, что могло бы впечатлить современного человека, пресыщенного высокотехнологичными зрелищами. Опустошенный ими читатель равнодушно пройдет даже мимо Фаворского сияния Божества. Вот он уже у подножия горы, где собрались растерянные апостолы, неспособные излечить отрока, «одержимого духом немым» (Мк. 9, 17)… Ничто не трогает сердце нашего современника. Внезапно вопль отца больного юноши как в зеркале отразит его внутреннее состояние и всколыхнет душу, напомнив о собственном неверии и недоверии Богу: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24), — отзовутся в глубине сердце евангельские строки. И раскаяние, надежда, реальность преобразившегося Господа сольются в одно живое ощущение, наполняющее человеческую жизнь высшим смыслом. Такое не даст пережить ни одно потрясающее зрелище, какого бы развития ни достигли компьютерная графика и 3D технологии. Неслучайно в богословии святителя Григория Паламы события Преображения Господня являются центральной темой, в которой раскрывается цель христианского подвижничества — обожение, опытное вкушение Царства Божия. По толкованию святителя Григория, Господь вездесущ, Ему не требуется особое место, где Он являет Свое Царство. Оно повсюду, но открывается человеку «силою Божественного Духа». Трое взошедших на Фавор апостолов видели неизреченный свет (см. Мк. 9, 3) и ощущали благость пребывания с Богом (см. Мк. 9, 5) в той мере, «насколько им даровала сила Божественного Духа». Все они были подготовлены к боговидению, следуя за Христом во время восхождения (см. Мф. 17, 1) в молитве, соединенной с постом (ср. Мф. 17, 21).

http://pravoslavie.ru/115179.html

В Нижнем Новгороде создан общественный комитет, цель которого — возвращение исторических названий 15 марта, 2011. Редакция " Правмира " В Нижнем Новгороде создан общественный комитет, цель которого — возвращение исторических названий, утраченных в советские годы из-за партийно-бюрократического произвола. В Нижнем Новгороде создан общественный комитет, цель которого — возвращение исторических названий, утраченных в советские годы из-за партийно-бюрократического произвола. Общественный комитет «Возвращение имени» является историко-культурным проектом. В его состав вошли как известные, так и рядовые жители города и области. В их числе журналист и краевед из Богородска Николай Пчелин, писатель из Кстова Станислав Козлов, редактор-издатель газеты «Свет Православия» Алексей Лобастов (Лысково), председатель «Общества памяти Георгиевских кавалеров» Ольга Черкасова, руководитель правозащитной организации Инга Фаворская, гендиректор Фонда Минина и Пожарского Георгий Кузенков, член прихода храма во имя Сретения Господня Людмила Лапшина (Балахна). Председателем Совета избран журналист Станислав Смирнов. Цели и задачи комитета получили пастырское благословение митрофорного протоиерея Александра Соколова. Новоему общественному объединению готовы содействовать краеведы и музейные работники Балахны, Семенова, Городца, Сеймы-Володарска, Арзамаса и других городов и весей губернии. Налажено тесное взаимодействие с общероссийским Фондом «Возвращение» (Москва). К участию в работе приглашаются все нижегородцы, неравнодушные к истории и судьбе родного края. Контактный телефон 8(831) 428-65-43. Источник: Фонд «Возвращение» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-nizhnem-novgorode-so...

В праздник Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 19 августа 2009 г. 14:14 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили митрополит Аргентинский и Южно-Американский Платон , епископы Никон (Миронов), Серафим (Зализницкий) , Красногорский Савва , Дмитровский Александр , Южно-Сахалинский и Курильский Даниил , ключарь и клирики Храма Христа Спасителя, представители московского духовенства. По чтении Священного Писания Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью , толкующей духовный смысл повествования о Преображении Господа Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Святейший Патриарх подчеркнул, что размышления над Евангельским текстом непременно подводят к вопросу и о Божественной природе фаворского Преображения, и о предшествующем ему событии. «Событие, которое было за шесть дней до Преображения, — событие удивительное. Господь открыто говорил ученикам, что Ему надлежит пострадать. И завершил это Свое обращение к ним словами: " Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем " (Мф. 16:28). По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божьего Царства. За шесть дней до Преображения Господь говорил о Славе Своей, о явлении Царствия Небесного. А у евангелиста Луки сказано: " на восьмой день " . И святитель Григорий Палама утверждает, что не случайно это разночтение — в этих двух цифрах есть некий смысл. Видение Славы Преображения есть видение Славы восьмого дня творения. Восьмой день — это день Преображения всего мира», — сказал в своей проповеди Предстоятель Русской Церкви. Его Святейшество особое внимание уделил великому смыслу праздника Преображения, отраженному в традиции иконописания. На иконах Преображения Господня из одежд Спасителя струится свет, пронизывающий окружающий мир: и горы, и реки, и животных. Это — символ того, как Бог своей энергией, своим невидимым Божественным светом пронизывает весь космос, все творение. И человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, по образу Божьего Царства преобразовывать себя и окружающий мир, заключил Святейший Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/722236.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения? 4 мин., 31.03.2024 Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день). Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне. К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: « Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес 5, 16-18).

http://foma.ru/svyatitel-grigoriy-palama...

Толкование Евангелия на каждый день года. 24 января Тогда удержали ученики слово Иисусово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Это произошло, когда ученики сходили с горы, где было Преображение Господне, и Господь не велел никому рассказывать, что они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Свет Преображения исходит от Пасхи. Петр, Иаков и Иоанн потрясены тем, что им было дано пережить после исповедания своего Учителя Сыном Божиим в Кесарии Филипповой. Их смятение велико, и они спрашивают друг друга, что значит воскреснуть из мертвых. Хотя вера в воскресение из мертвых была общепринятой среди иудеев. И сам Ирод исповедовал ее, со страхом думая, как бы Иоанн Креститель, убитый им, не вернулся к жизни. Почему же они спрашивают друг друга, что это значит? Возвещение Господом о предстоящих Ему страданиях совершенно лишило их прежней уверенности. И даже священный ужас, охвативший их на Фаворской горе, ничего не изменил. Никакое переживание не могло вытеснить то, что они услышали от Господа. В полной растерянности ученики обращаются к тому, что, как им кажется, известно из Писания: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Речь идет о толковании ими пророчества Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4, 5). Разумеется, ученики Христовы должны были быть растеряны. Прежде чем они будут в состоянии соединить в одно эти два противоречивых образа Мессии: Победоносного Сына Человеческого (Дан. 7) и Страждущего Слуги (Ис. 52–53), унижение и славу Креста, потребуется Пасха и Пятидесятница. Это смешение невозможно понять! Оно сбило с толку иудеев, и доныне продолжает сбивать с толку многих приходящих к Церкви. Они ожидали явления Илии, прихода Мессии, вторжения Бога во время, ослепительную победу небес, которую они отождествляли с победой Израиля. А Господь хочет, чтобы они увидели, что Предтеча, вестник Его пришествия, был жестоко убит и что Мессия завершит Свой путь на Кресте. Их неспособность понять связана, как всегда, с желанием держаться своего пути и отказом увидеть Божий путь. Они хотят, чтобы все было так, как они хотят, а не так, как Бог открывает им.

http://pravoslavie.ru/3941.html

Церковная жизнь на Фаворе возрождалась силами православных, отметил Патриарх Кирилл 14 ноября, 2012. Новостная служба Глава Русской Церкви отметил, что ему много раз доводилось бывать на Фаворе, но храм никогда не был в таком благолепии, как сейчас. 14 ноября. ПРАВМИР. В ходе паломничества по Святой Земле Патриарх Кирилл прибыл на гору Фавор и  монастырь Преображения Господня. В монастырском храме Предстоятель Русской Церкви совершил молебен. В храме молились многочисленные паломники из России, сообщает сайт ОВЦС . Со словами приветствия к Святейшему Патриарху Кириллу обратился настоятель монастыря Преображения Господня. В память о посещении этого святого места главе Русской Церкви преподнесли резной крест, горсть земли с горы Фавор и четки. «С особым чувством я посещаю Фавор – место, где видимо была явлена Божественная благодать. Фаворский свет и есть видимое проявление благодати, которая преобразует человеческую природу и преобразует космос», — сказал Патриарх, обращаясь к собравшимся. Патриарх отметил, что это трудно понять людям, которые далеки от Евангельского благовестия, но это не значит, что не существует возможности даже им увидеть проявление Божественной благодати. «Апостол Петр попросил согласия Господа на созидание в этом месте трех кущ. Это был его естественный ответ на явление Божией благодати: он не хотел расставаться с райским явлением, желал продлить эти мгновения; апостол Петр готов был остаться здесь навсегда, только бы жить в этой благодати», — сказал Патриарх Кирилл. Предстоятель напомнил, что уже при святой равноапостольной Елене здесь была построена базилика и шла церковная жизнь. «Но мы знаем также, какие грозные исторические бури прошли над Фавором, — все было разрушено. И силами наших предков, православных христиан, церковная жизнь здесь возродилась», — подчеркнул он. Глава Русской Церкви отметил, что ему много раз доводилось бывать на Фаворе, но храм никогда не был в таком благолепии, как сейчас. «Знаю, что по благословению Блаженнейшего Патриарха Феофила и при Вашем, отец Иларион, личном активном участии завершилась реставрация, и сегодня храм блистает красотой, отображая красоту горнего мира. Я хотел бы от всего сердца пожелать помощи Божией в трудах Вам и всем, кто трудится здесь, на горе Фавор», — сказал он.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-na-fa...

О свете, который говорит, что нам дано быть в Царстве Божием даже до нашей смерти, до перехода в иной мир Весь мир стал преображаться с этого момента. И этот свет видели апостолы. И потом, во времена Григория Паламы, возник спор между ним и некоторыми другими, потому что они не могли понять этого и говорили, что невозможно человеку видеть этот свет фаворский. «Есть некоторые из здесь стоящих, – сказал спаситель, озирая людей вокруг, – которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». И по прошествии восьми дней Он взял с собой Петра, Иакова, Иоанна и взошел на гору. Это была гора Фавор, высокая гора недалеко от Назарета, круглая, красивая, и вся украшенная растениями. Но в этот раз она была особенно красива, потому что на этой вершине стоял Христос Спаситель. Пётр, Иаков, Иоанн с удивлением увидели, что Христос Спаситель стоит на вершине горы не один, и сразу узнали – это были пророк Илья и пророк Моисей, и они говорили со Христом о том, что должно было вскоре совершиться, – об Его исшествии. «Есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». И вот, действительно, они увидели это, пришедшее в силе, как сказал Христос, Царство Небесное. До страданий Христа Спасителя, до Его Воскресения, до Его Вознесения, до сошествия Святого Духа на апостолов, увидали всё так, как оно есть сейчас. И тогда Пётр, сам не зная, что он говорил, говорит, обращаясь к Христу: «Сделаем здесь палатки, три палатки» – о себе забыл и о других апостолах, думая только о Христе и об этих пришедших из Царствия Божия пророках – «сделаем три палатки – для Тебя, для пророка Моисея, для пророка Ильи, потому что здесь нам очень хорошо быть». Они почувствовали Царство Божие, действительно пришедшее в силе. Весь мир стал преображаться с этого момента. И этот свет видели апостолы. И потом, во времена Григория Паламы, возник спор между ним и некоторыми другими, потому что они не могли понять этого и говорили, что невозможно человеку видеть этот свет фаворский, потому что он именно Божественный, а мы, люди, не способны видеть его.

http://pravmir.ru/episkop-vasiliy-rodzya...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня 19 августа 2009 г. 15:43 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Только что мы слышали Евангелие от Матфея, где повествуется об этом чудном событии (см. Мф. 17:1-6). По прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: лицо Его просияло как солнечный свет, одежды Его стали белы как снег, и предстали Иисусу ветхозаветные пророки Моисей и Илия, и апостолы видели эту удивительную славу Спасителя. И даже Петр, потрясенный всем, что он переживал в эти мгновения, спросил Господа: не стоит ли здесь, на этом месте, построить три палатки — одну Ему, одну Моисею, одну Илии, чтобы оставаться здесь как можно дольше. И замечает Евангелист: Петр говорил, не зная, что говорит. Слышен был еще глас с неба, который утверждал, что Иисус есть Возлюбленный Сын Божий; затем это видение исчезло. Размышляя над этим Евангельским текстом, задаешься вопросом: а что же было на горе Фавор? Что это было за Божественное сияние? И какое событие предшествовало Фаворскому Преображению за шесть дней? Ведь после шести дней взял Он Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. Событие, которое было за шесть дней до Преображения, — событие удивительное: Господь открыто говорил ученикам, что Ему надлежит пострадать (см. Мф. 16:21), и завершил Свое обращение к ним словами: и те, кто стоит здесь, не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (см. Мф. 16:28). По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего Царства — того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца — это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем — Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность — они видят иной мир и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят, — не свет, который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.

http://patriarchia.ru/db/text/722880.htm...

Святейший Патриарх Кирилл: «Свет Христов и есть некий прожектор, высвечивающий правильное направление нашей жизни» 06.01.2022 17:13:33 МОСКВА Утром 6 января 2022 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Досточтимые владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с вхождением в великий праздник Рождества Христова. Мы отслужили богослужение, которое согласно Уставу должно было бы совершаться вечером, а Литургия — в преддверии самого праздника, ночью. Изменились времена, но все отражено в наших богослужебных текстах, и в этом смысле мы можем утверждать, что настоящим богослужением мы действительно вступаем в великий светозарный праздник Рождества Христова. Мы называем Христа Светом, так Он именуется в Божественном откровении, и не просто именуется — Он явил Себя как свет на горе Фавор. А что такое свет? Каждый, кто учился в школе, знает, что свет — это электромагнитные колебания в определенном спектре. Но об этом ли свете идет речь в Евангелии? Конечно, нет! Это не физический свет, это свет Божественный; если хотите, это видимый спектр невидимой Божественной энергии. И открывается эта Божественная энергия в виде света людям с особым духовным зрением или, по воле Божией, в особые мгновения человеческой истории. На горе Фавор люди увидели этот свет, они прикоснулись к видимому присутствию Божественной благодати. И через Господа и Спасителя, Которого мы называем Светом миру, эта Божественная благодать через Его жизнь, через Его проповедь, через Его смерть, через Его Воскресение сегодня присутствует в роде человеческом. Наши физические очи, помраченные грехом, не видят сегодня в храме Божественную благодать, но этот Фаворский свет здесь, с нами, и он отображается в наших сердцах, когда они способны почувствовать его присутствие. Именно в праздник Рождества Христова, в праздник Богоявления огромное количество людей чувствуют присутствие Божественной благодати. Уверен, что и многие из тех, кто сегодня в храме, сердцем почувствовали это дуновение Божественной силы, Божественной благодати.

http://radonezh.ru/2022/01/06/svyateyshi...

6/19 августа Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку праздника. Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа установлен в память чудесного явления Спасителя перед учениками на горе Фавор. Согласно евангельскому повествованию, Господь взял на гору ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — для укрепления их веры перед грядущими Страданиями Спасителя. Господь преобразился перед учениками, «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). В церковном Предании почитание этого события и места начинается достаточно рано. Хотя в Евангелии не сказано, что Преображение произошло именно на Фаворской горе, а лишь на «горе высокой» (Мф. 17, 1), но поскольку в Галилее нет других высоких гор, а также благодаря традиционному почитанию этого места христианами (первые храмы на Фаворской горе поставила уже равноапостольная Елена в IV в.), Священное Предание прочно усвоило гору Фавор как место Преображения Господня . Основной смысл праздника раскрывается в главных песнопениях этого дня — тропаре и кондаке. Приведем текст этого гимна на греческом и церковнославянском языках. Тропарь: «Μετεμορφθης ν τ ρει Χριστ Θες, δεξας τος Μαθητας σου τν δξαν σου, καθς δυναντο. Λμψον κα μν τος μαρτωλος, τ φς σου τ διον, πρεσβεαις τς Θεοτκου, φωτοδτα δξα σοι». Кондак: «π το ρους μετεμορφθης, κα ς χρουν ο Μαθητα σου τν δξαν σου, Χριστ Θες θεσαντο, να ταν σε δωσι σταυρομενον, τ μν πθος νοσωσιν κοσιον, τ δ κσμ κηρξωσιν, τι σ πρχεις ληθς, το Πατρς τ παγασμα» . Тропарь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Кондак: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» .

http://pravoslavie.ru/141205.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010