Преображение: Слава Божия – это человек, живущий полной жизнью Неужели никто, кроме трех апостолов, никогда не видел Фаворского света, и их свидетельство – единственное? Нет, конечно 19 августа, 2014 Неужели никто, кроме трех апостолов, никогда не видел Фаворского света, и их свидетельство – единственное? Нет, конечно В конце каждой литургии мы поем: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго…». Каждая литургия, каждая евхаристия, каждое причастие – возможность в той или иной мере оторваться от земли и увидеть то, ради чего стоит жить, не боясь никаких потерь и утрат. Продолжается Успенский пост. Этим постом мы празднуем два важнейших события православной церковной жизни, два великих праздника – Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Казалось бы, единственное, что объединяет эти праздники – время. Успение следует за Преображением всего через восемь дней. Во всем же остальном общего очень немного. Протоиерей Игорь Гагарин Успение – воспоминание о том, как завершилась земная жизнь Богородицы, как перешла Она в Небесные обители, вознеслась к Сыну, чтобы отныне быть всегда в самой тесной близости к Богу, превыше ангелов и архангелов, и ходатайствовать о нас, продолжающих свой земной путь в трудах, скорбях и борениях. Преображение – воспоминание о чуде, которое явил Господь ученикам Своим на горе Фавор, когда преобразился и «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17. 2). Но каждый наш праздник – не только воспоминание, но и напоминание; и не только о событиях Священной истории, но и о важнейших истинах нашей жизни, ее цели, смысле, итоге и перспективах. Успение напоминает о неизбежном для каждого из нас переходе. Откуда и куда? Откуда – знают все: из жизни. А вот КУДА? На этот вопрос человечество знает много разных ответов. В день Успения Церковь дает Свой ответ. Смерть – совсем не конец жизни, она успение для тела и вхождение в новое бытие для души. Смерть – встреча со Христом, которая будет торжеством и радостью для одних, позором и болью для других, в зависимости от того, как мы к ней готовились.

http://pravmir.ru/videhom-svet-istinnyiy...

Причастие Фаворского света Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю. По одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы народа Божия, со скорбью такие люди берут на себя иго управления паствой и ответственность за многих. Архиерейство было крестом тем более тяжелым, что епископов, как и басилевсов, нередко низлагали, изгоняли, заточали в ссылки и тюрьмы. Григорию же пришлось год провести в плену у турецких пиратов, где он проповедовал им Евангелие и где пришел к выводу, что греки должны незамедлительно (!) начать обращение турок в христианство. Но все эти, и многие другие священные факты священной биографии отходят на второй план, когда мы знакомимся с главным делом Григориевой жизни – учением об обожении человека и о Фаворском свете. Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.

http://pravoslavie.ru/52083.html

Фаворский свет: Ближе, чем мы думаем Мы, как апостолы, зовем Бога и в то же время прячемся от Него. Мы желаем быть с ним, и в тоже время нам Его приход неприятен 26 августа, 2014 Мы, как апостолы, зовем Бога и в то же время прячемся от Него. Мы желаем быть с ним, и в тоже время нам Его приход неприятен В день отдания праздника Преображения священник Константин Камышанов размышляет о том, как легко встретить Бога тому, кто действительно хочет этой встречи. Сюжет евангельского Преображения – это драматургия длинной жизни человека с Богом. Однажды человек находит Бога. Всякий умный и добрый человек, работая сердцем и размышляя над жизнью, вдруг открывает в ней закономерности. Протоиерей Константин Камышанов Жизнь, которая, по идее, должна быть хаотичной, при детальном рассмотрении вдруг проявляет стройную структуру, подобную структурам физики или математики. Ум и сердце работают как проявитель на фотобумаге. Сначала обнаруживаются случайные пятна, они множатся и неожиданно схватываются в понятную картину. После этого прочтения черновика небесного сценария для земли уже не так важны детали. Они проявятся позже, а пока умный и добрый человек обнаруживает присутствие в мире Разума и Блага. Человек, найдя Личность и Разум, отправляется с Ним по жизни. Как апостолы предприняли труд взойти на гору Фавор, так и наши неофиты, открыв для себя Бога, предпринимают физические и ритуальные усилия в надежде заманить Бога к себе в кущи домов, квартир, семей или личного пространства. Их квартиры наполняются малопонятными сакральными предметами и чудесными молитвами, которые в их младенческих устах звучат, как мантры. А сами духовные упражнения напоминают действия аборигенов, видевших пятьсот лет назад европейский парусник и теперь поющих и имитирующих в танце поднятие парусов, стрельбу, высадку десанта и раздачу бус. Но дверь открыта, и оттуда выходит Бог. И Он всегда не такой, как ожидалось. Ожидалось, что Он, как боги или лары древних римлян, будет домашним божком уюта, здоровья, успеха в личной жизни, плодородия и покоя. Но роль, милостиво отведенная нами Христу, хранителя домашнего очага в кущах, Ему не интересна.

http://pravmir.ru/favorskiy-svet-blizhe-...

Фаворский свет и римский сотник Великий Григорий Палама доказал тогда, что божественные энергии, воспринимаемые человеком — не отчужденный посредник между Богом и человеком, но Сам Бог. Конечно, не во всей своей полноте, но Своими свойствами, Своей благодатью. 31 марта, 2013 Великий Григорий Палама доказал тогда, что божественные энергии, воспринимаемые человеком — не отчужденный посредник между Богом и человеком, но Сам Бог. Конечно, не во всей своей полноте, но Своими свойствами, Своей благодатью. «Греческое наследие – это Старый Завет Европы» — так удачно охарактеризовал  вклад эллинов один из современных богословов. В самом деле, Старый Завет Израиля стал уникальной, не растраченной в веках и невзгодах кладовой памяти потомков Адама о своем истинном Отце. Непостижимым и удивительным образом небольшой народ сохранил также память о Рае и об устройстве мира. Более того, народ как единое целое стал вместилищем не только знаний о Боге, но его уделом, в котором Бог вместе с людьми начал работу по восстановлению утраченного Небесного Царства. И, наконец, это потрясающая  история о соработничестве Бога и человека. Но, как античные геометры и философы не смогли дойти до высот современной интегральной математики, так и Израиль, достигнув некоторого уровня богопознания, остановился на месте. Камнем преткновения стала убежденность, что мир людей и мир Бога – это два непересекающихся пространства. Эти два мира, в их представлении, были подобны воде и маслу, которые могут быть вместе, но не могут быть одно в другом. Только дважды приоткрывалась дверь миров, и Авраам смог принять Троицу, а Моисей увидеть часть славы Бога. В античной культуре грань между мирами воспринималась как тонкая завеса, которая всегда может быть преодолена в случае необходимости. Так в «Одиссее» мы видим, как Афина то и дело является Одиссею, а сам герой вошел в мир мертвых. Здесь литературные персонажи отражают общую убежденность греков о тонкости преграды между мирами.  В Деяниях апостолов эллинизированные жители острова легко приняли апостола Павла за бога, когда тот сбросил с руки в костер змею, легшую ему на руку. В этом плане очень показателен сильнейший  евангельский сюжет о встрече римского сотника и Христа. Римлянину было нетрудно понять возможность боговоплощения. Ему это ощущение было знакомо ему с детства. Он ведь был человеком античной культуры. Восприятие непосредственной близости горнего мира и жизнь в соответствии с этим ощущением называется верой. Сотник знал об этом, и поэтому не остановился на ощущении близости  Бога, но и просил Его помочь ему в деле милосердия. Мы много раз слышали, что вера без дел мертва, и вот — прекрасный образец веры соединенной с делом. Поразительный поступок – видеть рядом с собой Бога и не воспользоваться возможностью что-то взять для себя. Вера и дела веры центуриона позволили  Христу сказать ученикам, указывая на сотника:

http://pravmir.ru/favorskij-svet-i-rimsk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) инок Григорий (Круг) Самым ярким художником из зарубежной иконописной традиции (а в определенном смысле работы отдельных мастеров складываются уже в особую традицию, оплодотворяющую инославную почву) был Григорий Круг. Инок Григорий (в миру Георгий Иванович Круг) родился в Петербурге в 1909 году, учился живописи в Таллине и Тарту, позже в Парижской Академии художеств. В 20-е годы оказался в эмиграции, во Франции, принял монашество и серьезно занялся иконописью, рассматривая этот труд как свое служение Богу. Григорий Круг расписал множество церквей во Франции, Англии, Голландии и других странах, где русские православные строили свои храмы. Большую часть жизни инок Григорий провел в маленьком Свято-Духовском скиту под Парижем, неподалеку от Версаля. Здесь он и скончался 12 июня 1969 года. Кроме икон и фресок, он оставил небольшую тетрадку, в которую записывал свои мысли об иконописании. И его размышления представляют не меньшую ценность, чем его иконописные работы. Прежде всего, как монах-подвижник Григорий Круг ценит в иконе ее светоносную силу, которая несет свет Христов в этот мир. «Почитание икон в Церкви — пишет художник — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит, и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то разгорается и превращается в нестерпимый свет. И даже, когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, свет этот не иссякнет и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения. Думается, что мы сейчас находимся в предверии этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Подпишитесь на наш Телеграм Кого осуждает Церковь, провозглашая анафемы в первое воскресенье Великого поста ? Не столько каких-то конкретных «еретиков», сколько взгляды, противоречащие самой сути христианской веры, отрезающие человека от возможности спасения. Краткие характеристики вот этих осуждаемых взглядов — а всего их шесть — попали в Синодик в XIV веке благодаря святителю Григорию Паламе. Большую часть своих сочинений он посвятил Фаворскому свету — божественной энергии, которую анафематствуемые еретики считали плодом нашего воображения. Что сегодня «освещает» нетварный свет? Что мы отрезаем как неверные взгляды, мешающие нашему спасению? Рассуждения святителя могут показаться сложными, но, если разобраться, все они об одном: доказательстве, что Бог хочет соединения, непосредственного общения с нами. Мы подобрали отрывки из сочинений свт. Григория Паламы , которые раскрывают суть его учения о Фаворском свете. Анафемы в русском переводе можно посмотреть здесь . Что такое Фаворский свет? Это Сам Бог Свт. Григорий Палама говорит о том, что свет, который видели апостолы на горе Фавор, который видели святые и который можем увидеть мы во время молитвы, — это Сам Господь. Как мечтательный воображаемый свет есть самый лукавый, который, будучи мраком, притворяется светом, так освещающий истину свет ангелов и ангелоподобных людей есть Сам Бог, Который, будучи поистине таинственным светом, и видим как свет, и преображает в свет чистые сердца. Почему называется светом не только как гонитель тьмы незнания, но и как сияние душ, по святому Максиму и Григорию Богослову . Что это сияние не просто знание или добродетель, но запредельно всякой человеческой добродетели и знанию, ты узнаешь от святого Нила: «Ум», говорит он, «сосредоточиваясь в самом себе, видит уже не что-то чувственное или рассудочное, но обнаженные умные смыслы и божественные воссияния, льющиеся миром и радостью». Триады в защиту священнобезмолвствующих Чем сущность Божия отличается от Его энергии? Сущность — это то, что принадлежит Богу и только Ему одному. То, что человек не может познать, то, с чем он не способен соединиться. А энергия, или действие, Божие — это Его проявление вовне. Это Сам Бог, который доступен и для познания, и для соединения.

http://blog.predanie.ru/article/soedinit...

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Преображение Господне. Икона. Византия. XII в. СПб, Эрмитаж «Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества. Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения . И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В. ) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

http://pravoslavie.ru/96201.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как совершается восхождение к благодатному свету 11.03.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю 2-ю Великого поста Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого богослова XIV beka, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделей светотворных постов. Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого без исключения христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», молимся именно в этом благодатном свете. Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви — тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой создан человек; как жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе. Жизнь, ради которой Он постился сорок дней, чтобы через этот пост мы соединялись с Ним и приобщались Его Кресту и Воскресению. Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания. В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи, только когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Если этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов, не потому что их нет, а потому что так темно, что мы не отличаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. Порядок духовной жизни заключается в том, чтобы прежде чем стремиться достигнуть благодати, мы научились противостоять всякому греху. Чтобы мы старались изо всех сил стяжать те главные качества, о которых напоминает нам Церковь. И только после этого можем мы надеяться, что нам будет дано приобщиться духу, стоящему за красотой нашей внутренней жизни.

http://moral.ru/voshozhdenie/

Освятите себя, как яблоки Божии, как урожай для Христа Потому что Небесный Земледелец, чтобы сберечь Свой народ, отдал Себя 18 августа, 2018 Потому что Небесный Земледелец, чтобы сберечь Свой народ, отдал Себя Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея». По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Мф. 17: 1—9 Протоиерей Александр Абрамов Христос поднимается с ближайшими Своими учениками на Фаворскую гору и собеседует с двумя пророками, Моисеем и Илией. И во время этого разговора Он предстает перед учениками с лицом, сияющим, как солнце. Не находит богатейший церковнославянский язык другого слова, кроме как сказать, что Христос является преобразившимся. В этом же ряду слова «солнце», «свет», «сияние». Но какой свет и какое сияние, остается для нас неясным до тех пор, пока Христос не захочет этого открыть Своим людям в Царствии Небесном. Ясно, что это сияние не ослепляющее, этот свет не жгучий. Это преображение не имеет ничего общего с желанием потрясти внимание и волю людей, видевших его. Христос запрещает ученикам — Он так делает в очень немногих предельно важных случаях — об этом рассказывать. И все это случается перед тем, как Ему войти в Иерусалим на вольные страдания. И песнопение церковное поясняет нам, что Он это делает для того, чтобы ученики могли, насколько они вместят, почувствовать славу Божию перед тем, как они увидят предельное уничижение Христово 1 .

http://pravmir.ru/osvyatite-sebya-kak-ya...

Преподобный Иосиф Оптинский 22 мая мы празднуем память Оптинского старца преподобного Иосифа (Литовкина). Преподобный Иосиф – один из столпов и светильников Оптиной Пустыни, один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Старец удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной, и Божия Матерь называла его «любимче Мой». На отце Иосифе видимым образом почивала благодать Божия. Многие современники свидетельствовали о сиянии, исходящем от его лика, видели, как из глаз старца буквально лились потоки лучей. Фаворский свет Духовный сын старца, отец Павел, вспоминал: «…Через несколько минут и меня позвали к старцу… Я увидел старца, изможденного беспрерывным подвигом и постом… мы поздоровались, через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келлии раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался… Свет, который я видел над старцем, не имеет сходства ни с каким из земных источников… подобного в природе я не видел. Я объясняю себе это видение тем, что старец был в сильном молитвенном настроении, и благодать Божия видимо сошла на избранника своего… Всё вышесказанное передаю как чистую истину: нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью». Невредим среди пожарища Знаком избранничества будущего старца, в миру Ивана, было видение в детстве Божией Матери, после которого ребенок стал уклоняться от детских игр, и в его сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной . Вскоре после этого видения в селе случился пожар. Огонь грозил перекинуться на новый, только что отстроенный дом Литовкиных. Маленький Ваня с молитвой обратился к Божией Матери и начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик!» И дом остался стоять невредимым среди пожарища, а кругом всё сгорело. Единственное наследство Ему пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки.

http://pravoslavie.ru/70875.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010