Скачать epub pdf Всенощное бдение под Преображение Господне На каждой всенощной мы возглашаем: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Каждый из нас в свою меру увидел свет Христов и, идя на этот фаворский свет, восходит на гору – приходит в храм, в ту или иную меру соединяется с Церковью , со Христом. Каждый человек, увидевший свет, избран Богом, потому что Господь дает свет только тому, кто может его вместить, пусть в малую меру. И чтобы нам быть истинными учениками Христовыми и узреть славу Божию, нам нужно постоянно восходить на эту гору для того, чтобы свет Господень видеть постоянно. Свет, увиденный апостолами на горе Фавор, был как бы преддверием того, что они получат позже. Почему Господь дал им это вкусить? Чтобы у них осталась память об этом блаженстве. Потому что только живя этой памятью, человек может двигаться вперед. И с этого блаженства, блаженства общения с Богом, и начинается, собственно, настоящая духовная жизнь. Живет человек в каком-нибудь городе, большом или маленьком, и знать не знает, ведать не ведает, есть ли Бог, нет ли Бога. Этот вопрос его не занимает, он занят своей семьей, своими заботами, своими печалями, книжки читает, телевизор смотрит, на рыбалку ходит. Заболел – полежал, бюллетень взял, выздоровел; здоров – можно и в кино сходить, и в футбол поиграть и прочее. Но происходят иногда с этим человеком некоторые странные вещи: вдруг из толпы, из подобных ему людей Господь его вырывает, призывает к Себе. Почему? Это тайна, мы иногда об этом можем только догадываться. И вот в человеке откуда ни возьмись, совершенно незаслуженно им, появляется вера в Бога. Он просыпается утром – и вдруг начинает чувствовать, что он не один, что в мире присутствует Бог. Для него это серьезное внутреннее свидетельство; его никто в этом не убеждал, но вдруг в сердце у него рождается совершенно ясное представление о том, что в мире все устроено не просто и, кроме футбола и программы «Время», есть еще что-то очень и очень важное. И если человек это легкое прикосновение Божественной благодати, этот пока еще отблеск в душе не убьет, не загасит в своем сердце, а пойдет за этим зовом, то он обязательно придет к свету Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

В.Н. Ильин Предисловие Апологетика старого стиля отжила свой век. Она слишком часто являлась выражением неверия, маловерия и ещё чаще – умственной лени и казённого окостенения. Неверующий хватался за данные так называемого точного знания в надежде оправдать своё неверие и создать из этих данных своего рода отрицательную апологетику. Маловерующий и ленивый мыслью, принимая за веру покорную готовность выполнять казённые заказы и повторять шаблонные фразы, опирался на те же данные точной науки и философии в надежде зажать им рот их же руками. И тут, и там – много преднамеренного рассудочничества и очень мало подлинно философского одушевления, пафоса истины. Наступают другие времена. История, ставшая грозной трагедией, вводит нас путём огненного искушения в органическую эпоху веры и целостного знания. Тёмному, суеверному духоненавистничеству противостоит свет любви, свет верующей философии. «Премудрость есть Госпожа философии», – говорит Климент Александрийский . Эта истина уводит нас из области отживающего, старого, распадающегося и вновь раскрывает входы в храм вечного, древнего, всегда сияющего неблекнущей красотой. Ибо Премудрость – единое материнское лоно любви и знания – есть вместе с тем и обиталище Славы Божьей, несозданного Фаворского Света. В. Ильин Капбретон Август, 1930 Введение Вокруг вопроса об отношении библейского повествования о начале земли и человека к научной картине их происхождения и возможной гибели скопились целые горы недоразумений, заблуждений, двусмыслиц и злонамеренной лжи. Здесь, как и всюду, очень важно отличать ложность от лживости. Ложность является на почве заблуждений и недоразумений, имеющих своим источником ограниченность и извращённость познавательных сил человека. Ложные суждения возникают в силу недостаточности материала, его несогласованности, противоречивости, а также – в трактовке данной темы – от философско-богословского недомыслия. Но там, где налицо имеются злонамеренные искажения и где действует моральная дефективность, сказывающаяся в сознательном извращении истины, в нарочитом приятии заведомой лжи, – там мы усматриваем лживость. Лживые суждения вообще возникают на почве субъективно-психологического пристрастия к излюбленным, произвольно принятым взглядам. При этом – в огромном большинстве случаев – объективная истина и связанные с её открытием объективные научные заслуги не только не принимаются во внимание, но заранее берутся под подозрение как могущие быть опасными для предвзятых и излюбленных доктрин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

19 января Вечером в Румянцевском музее читала Симеона Солунского о вечерне и готовилась к объяснению детям малого входа за литургией. Не могу все-таки понять, что он прообразует, какая-то своеобразная свободно-благодатная символика, недоступная мне. Затем кончила «Фаворский свет» Трубецкого и читала подвижников. Сильное впечатление произвело жизнеописание Моисея, настоятеля Тихвинской Калужской пустыни, особенно, как вел его старец Леонид. Когда его постригали, он был еще молод и один более старший послушник так сильно ему завидовал, что совсем изнемогал. Тогда старец Леонид, зная твердость Моисея, не допустил его до пострижения (для него не было одежды), и так он понес тяготу слабого брата. И тому и другому была польза. Пострижен он был через год. Поразительная мудрость! 20 января Утром два часа занималась с Наташей. В 3 часа начала готовиться к завтрашней беседе. Думаю, что захвачу только малый вход и Трисвятое. И так много выходит. Я так увлеклась сегодня работой, что и не заметила времени. Сегодня меня не смущало разногласие в толковании малого входа. Я воспринимаю его просто как образ пришествия Господа на землю, к людям, как близость Его вообще и здесь, на литургии. Может быть, и не так, да и трудно выражаемо. Мне кажется, что я поняла свою ошибку в искании логической последовательности преобразуемых событий. Мне кажется, что в богослужении своя разумная последовательность, могущая показаться и беспорядком, свой особый ритм. Начало всенощной сегодня пропало, потому что Анне Петровне было плохо и я ее отводила к О. А. Не могу сказать, что я хорошо исполнила свои обязанности. Действительно, мне место в деревообделочной мастерской, как сказал отец Сергий. Он говорил сегодня, и говорил очень хорошо, но записывать не позволил. Грустно то, что самые хорошие проповеди, те, которые в дурные минуты могут помочь, он не позволяет записывать. Проповеди о богослужении, конечно, тоже хороши, и по глубине чисто философского подхода, и потому что открывают путь в новый опыт, но в них меньше теплоты, задушевности, меньше целебной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как жить в эпоху упадка морали Любить по-настоящему – это любить несмотря ни на что 15.12.2020 667 Время на чтение 6 минут Источник: IFN Уход от ответственности Семья в руинах. Рушится всё вокруг. Жить в эпоху полного падения всякой морали, когда, по словам Павла Флоренского, то, что должно быть внутри (интимная сексуальная жизнь), становится публичным, и наоборот – всё духовное и доброе оказывается сокрыто. Нельзя забывать слова известного австрийского психолога Виктора Франкла, который указал, что «половое воздержание не вызывает неврозов у взрослых». То есть идея освобождения от подчинения инстинктов, которая стала лозунгом сексуальной революции, – всего лишь вымысел. Франкл утверждал, что сексуальная любовь – это низшая форма любви. Простое осуществление «свободного секса» – это уход от ответственности, потому что истинным образом любить может только личность, и только личность можно любить, а сегодня люди – не личности, а эгоистичные индивидуалисты. По словам Франкла, блуд, хотя и замаскированный под «сексуальную революцию» и «освобождение», является всего лишь вульгарной примитивизацией любви, зачастую – простой проституцией. По словам психолога Макмиллана, существует три типа любви: «Я буду любить тебя, если», «Я буду любить тебя, потому что» и «Я буду любить тебя, несмотря ни на что». Первый тип – это эгоизм под маской «любви», а второй – это условность. Если предложенное «потому что» человека не устраивает, он стремится спрятаться в виртуальности. Вот почему сегодня c помощью интернет-порнографии живые люди удаляются за горизонт. Я никого не люблю, все они «тяжёлые», так что буду искать всё необходимое мне для собственного удовольствия в электронной пустоте. Любить несмотря ни на что Настоящая любовь – та, которая любит несмотря ни на что. Старец Паисий Святогорский рассказывал случай с греком из Америки, который, хотя и не был подвижником, во время молитвы удостоился видеть фаворский свет. Чудо было явлено ему, когда он молился за свою несчастную жену, которая пренебрегла своими супружескими обязанностями, нарушила супружескую верность и, в конце концов, оставила мужа и детей. Уехав в Грецию, она стала проституткой. Муж любил ее бескорыстно и до конца, молясь за ее душу, поэтому был достоин увидеть явление Божьей благодати.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/kak_zh...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Урал – мистическая русская земля Писатель Александр Проханов о том, где решаются судьбы российских империй 05.09.2016 862 Время на чтение 4 минуты Я часто бываю на Урале, посещая старинные города, ракетные части, мощные заводы — «Уралвагонзавод», оборонные предприятия в Снежинске. И Урал представляется мне загадочной, таинственной частью России. По-видимому, здесь так расположены горы и месторождения самоцветов, так текут реки, здесь так селились люди, Урал так соотносится с великими русскими пространствами и с русским космосом, что именно здесь решаются судьбы русских империй. Россия — это книга, и ее страницы перелистываются: одна — до Тихого океана. Другая — до Карпат. А Урал — это переплет, на котором эти страницы скрепляются. На Урале был казнен последний русский Император, с его смертью перевернута страница 300-летней романовской империи. Об этой мистической драме должны думать богословы, историки, ясновидцы. Император погиб не в Тобольске, не в Петербурге, а здесь, в Ипатьевском доме. Именно Урал закрыл эту великую страницу русской государственности. На Урале родился и действовал Борис Ельцин, который перевернул еще одну страницу — красной эры, красной империи. И как носитель русской судьбы, русской драмы и русской загадки Ельцин — это мрачное порождение Урала. Когда я езжу по уральским заводам, по деревням, общаюсь с людьми: или с философами, с духовидцами, или с пьяницами, с зэками, мне кажется, что где-то на Урале таится еще один человек. Может быть, он покуда отрок, подросток, но он тоже готов перевернуть страницу русской истории. Поэтому Россия должна относиться к Уралу очень осторожно, бережно, со священным трепетом, как к мистической русской земле. Верхотурье. Божественный уральский город. Сейчас он захирел, обмелел. Но он своими покосившимися коробами, восхитительными церквами, своим уральским сибирским барокко как пуповиной связывает Урал с русскими православными небесами. И через эту пуповину на Урал проливается фаворский свет русской святости, русского Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/05/ur...

Когда я думаю о прошлом Когда я думаю о прошлом, то оно представляется мне каким-то списком убытков и счетом потерь. Это отчет в прожитой жизни перед самим собой. А что откроется в вечности, когда обнажатся темные глубины души,– кто знает? Если я спрошу себя, о чем я сожалею больше всего, то, пожалуй, отвечу: не столько приходится сожалеть мне о своих грехопадениях, которые неизбежны для гордого духа, сколько о другом. Господь дал мне возможность, которая уже не может повториться: встречи и общение с людьми, стяжавшими то, что потерял наш праотец,– благодать. В этих людях чувствовалась неземная сила, они излучали какое-то непостижимое духовное тепло. Самой жизнью своей они свидетельствовали о Боге, как лучи – о существовании солнца, в сердцах своих нося свет, зажженный от Фаворского света. Они имели то, о чем позабыл мир, что так трагически потеряло человечество,– святость. Я был рядом с этими людьми, видел их, беседовал с ними, чувствовал исходящую от них благодать, ту особую мудрость, которая не только знает, но и видит. Я ощущал силу их молитв, проникновенность слов и в то же время, как это ни странно, не дорожил встречами с ними, встречами, которые и по сей день остаются величайшими событиями в моей жизни. Я думал, что они будут всегда, что общение с ними не дар Божий, а обыденность и повседневность. Я не дорожил ими, и это одна из самых больших ошибок в моей жизни. Я не взял у них то, что они предлагали мне. И более того,– какая слепота! – я думал, что знаю творения аскетов и патерики лучше них, и часто заменял общение с ними книгой, которую читал через призму своих страстей. Они хотели передать мне то, что стяжали великими трудами, борьбой с грехом и послушанием своим старцам. Но я ничего не смог приобрести от их богатства, потому что моя гордость, как стена, стояла между нами. Старец, стяжавший благодать, хочет поделиться ею, он радуется, если находит душу, способную принять это сокровище, радуется так, как будто приобретает сам. Другие были послушнее меня, по своей простоте они в большей степени смогли перенять дух старцев. Но, хотя я ни в коем случае не осуждаю их, мне кажется, что и это было лишь тусклым отражением. Они переняли больше, чем я, но и это «больше» оказывается очень немногим.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Рубрики Мистика по-христиански, или кто может увидеть ангелов 7 мин., 05.09.2018 Поделиться Как с христианской точки зрения следует относиться к рассказам о том, что кому-то вдруг явились ангелы, или души уже умерших людей? Реальны ли подобные и другие мистические видения, и что они значат? Мистика – это тайна Вообще сегодняшнее употребление слов «мистика» и «мистическое» совершенно неопределенное и нечеткое. Если православные христиане строго отличают мистику Нетварного Света и Божественных Энергий от мистики восточной или магической, то для нецерковного агностика Фаворский Свет будет стоять в одном ряду с исламским суфизмом, буддийской Нирваной, астральными опытами и вызыванием духов, и т.д.. Слово «мистический» часто выступает синонимом чего-то ненаучного, таинственного и смутно возвышенного. Когда я уже много лет назад только поступил на философский факультет МГУ, один наш преподаватель по теории познания, слыша от вчерашних школьников возвышенные речи на отвлеченные темы, имел обыкновение иронически поднимать бровь и хмыкать: – Ну, это уже мистика! Тем не менее, все же можно дать более или менее корректное, самое общее определение слова «мистика» и того, что можно считать мистическим опытом: это опыт непосредственного общения и единения с Богом, Богообщения. И тогда можно говорить о христианской мистике, строго отличая ее от иных «мистических опытов». Само слово «мистика» из древнегреческого языка. По-гречески μυστικς (mysticos) значит мистерийный, относящийся к мистериям или, проще говоря, таинственный. T μυστριον (mystrion) или τ μυστρια – так древние греки в Афинах называли тайные священнодействия или таинства в честь богинь Деметры и Персефоны, на которые не было доступа непосвященным. Так что общее значение древнегреческого слова τ μυστριον – секрет, тайна. Главная Тайна Нового Завета Слово это употребляется и в Новом Завете: «Великая благочестия тайна (τ μυστριον): Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

http://foma.ru/mistika-po-hristianski-il...

Скачать epub pdf Спор о природе Фаворского света, явленного Спасителем Своим ученикам, апостолам Петру, Иакову и Иоанну, совершался в Византии на соборах середины XIV столетия. «… И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17:2 ). Смысл Преображения стал главным предметом полемики между исихастами, во главе которых стоял святитель Григорий Палама , и гуманистами, возглавленными калабрийскими монахами Варлаамом и Анкиндином. Собственно, именно в тех спорах и сложилось окончательно то, к чему были предрасположены, что несли в себе, не всегда в проявленном виде, Православие и западное христианство . Гуманисты, поверженные в спорах и затем давшие своими рассуждениями мощный дополнительный толчок развитию возрожденческих идей, утверждали, что Фаворский свет есть свет физический, новоявленный преобразившимся Христом, доступный земному зрению. Исихасты же учили: Фаворский свет есть свет Божественный, недоступный обычному человеку. Этот свет по самой Божественной природе присущ Христу и был невидим в Его земном воплощении, ибо пребывал прикрытый плотью. В момент Преображения Христос отверз очи Своим ученикам, позволив им узреть то, что они земным зрением увидеть прежде не могли. Поистине не Христос преобразился, но по благодати Господней ученики Его, и преображенным зрением своим они узрели Истину. Смысл исихазма, его цель заключается именно в таком преображении человека, чтобы его духовному взору оказалось открытым вечно существующее, но по несовершенству человеческому его физическому зрению невидимое и неведомое. Если же Фаворский свет имел природу тварную, то преображения духовного, чтобы узреть его, от человека не требуется. Так полемика вокруг, казалось бы, чисто богословской проблемы оказалась связанной с пониманием смысла человеческой жизни. Два типа мировидения и мироосмысления в Православии и западных конфессиях явственно отразились в религиозной живописи, в самом отношении к иконе – и на этом следует задержать свое внимание, ибо это многое прояснит в наших дальнейших рассуждениях. Помимо этого, это же дает и единственно верный критерий в осмыслении злободневных эстетических проблем и теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Мистическое богословие и экзегеза Преображения у прп. Максима Исповедника. Часть 3 В заключительной части статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова авторы приходят к выводу, что, несмотря на отличия в терминологии (особенно понимания апофатики), экзегеза Преображения преподобного Максима и его учение о мистическом богословии в целом могут быть согласованы с основными положениями святителя Григория Паламы. Однако преподобный Максим отвечал на иные вопросы, так что природа и характер восприятия Фаворского света не были в центре его внимания. Статья 5. Умозрение Преображения и природа Фаворского света Наконец, следует сказать и о месте из «Амбигв» , уже процитированном выше, в котором нами специально была выпущена одна фраза; обращение к нему позволит завершить разговор о Преображении той темой, которая стала главной в контексте паламитских споров — о природе Фаворского света и характере восприятия его апостолами. В той редакции «Трудностей к Иоанну», которую воспроизводят, согласно Греческой патрологии Миня, все издатели и переводчики, в этом месте говорится, что «апостолы были руководимы к Божией силе и славе научаясь, что явлённый им [ доступный ] чувствованию (πρς τν ασθησιν) свет есть символ неявной сокровенности (τς φανος κρυφιτητος) [Божией]» (курсив наш). В этом отрывке привлекает внимание не только обсуждавшееся выше понятие «сокровенности» Божией и пререкаемое в период паламитских споров слово «символ», но не в меньшей степени то, что прп. Максим говорит, что свет на Фаворе был явлен апостолам «πρς τν ασθησιν».

http://bogoslov.ru/article/6172131

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Фаворский свет – моя Россия 28.06.2023 576 Время на чтение 24 минут Бабушкин старый Городецкий платок по краям – не узоры, а словно раскраска. Жизнь-платок, жизнь-судьба, жизнь-любовь, жизнь-цветок, вот и всё, что осталось от жизни – кусок, нитка к нити, почти что Саврасов. Вид на берег. И вот каково мне теперь между Волгой и между Окой – в эту щель жизнь протиснуть свою и работу свою, по кирпичикам выстроенную семью? На платке Городецком синеет пустырь, на платке Городецком растёт монастырь! На платке Городецком июль и февраль. Если кисти пришить, то получится шаль! Пахнет чем-то фиалковым, розовым и так рекой пахнет утро и перья цветов, на платке сбоку вышитые соловьи, на скамейке семейство пушистых котов! Бабы по воду вниз по овечьей тропе и у каждой дитя в чреве там, в животе и у каждой в молочных желёзках легко набухает – младенца кормить – молоко! Я люблю это время, как будто бы луг, я люблю это время, что зреет овёс! И хранит Городецкий платок трепет рук, запах бабушкиных заплетённых двух кос! Невидимок, чтоб пышно причёску держать, а на старости срезала косы она. У меня цвет такой же – заколка свежа. Я платок прижимаю. И я не одна. Для кого-то платок ткани лишь лоскуток. Для меня цвет-исток, для меня свет дорог! И никто в этой жизни, нет, не одинок, нет у вечности дна! Вечность небом полна! Нижний Тагил, Верещагино, Вичуга, Бугульма, вид на беседку Пушкина там, где седой Филарет. Я не хочу нынче водки, Пушкин, налейте вина, взгляд у вас нынче бронзовый, синий-пресиний свет. (Утро. Неужто же утречко? Я не хочу его. Нет!) Вы нам нужны. До зарезу мне, до золотой тетивы. Нашим солдатам из Вагнера, Пикселя, из Сомали. Даже не знаю, нужнее кто: муж мне нужнее ли, вы? Коль проиграем, не станет вас, нас всех и нашей земли! (Видели вы же. Всё видели. Как вас порушили в Киеве!) Прифронтовые полоски – мы. Штиль – мы, взлохмаченный тыл. От Кандалакши, от Колпицы – хариусной реки. Коль проиграем, не станет всех! И потому я бинты в гуманитарку подкладываю ловко так, вопреки! Нет, не хочу нынче водки я.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010