Преображение начинается не с земли, а с людей И разве сострадание к котикам мешает нам любить ближних 19 августа, 2023 И разве сострадание к котикам мешает нам любить ближних Норма дана Богом и подтверждена самой жизнью: «блажен, иже и скоты милует» — тот, кто не способен сострадать больному уличному животному, вряд ли способен сострадать человеку — с чего может начаться наше личное преображение, размышляет священник Сергий Круглов. Вспоминается разговор слушательниц лектория для взрослых в нашей воскресной школе: — Вот почему ученики воскликнули, что хорошо им здесь быть? Они что, в раю оказались? — Да нет, на грешной земле остались… — Тогда почему? — Как почему. Потому что преобразился Христос, их любимый Учитель, они увидели этот свет, эту Его славу… — А почему тогда — на грешной земле остались? — Да потому что сами-то еще не преобразились. Преображение же не с земли начинается. А с людей… В праздник Преображения Господня мы, приносящие в храмы яблоки, как, в меньшинстве, действительно нового урожая, отечественные, так и, в большинстве, китайские-аргентинские, неизвестно какого урожая, просто купленные в магазине, с радостным нетерпением расставляем свои кулечки и корзины с плодами возле солеи, вспоминаем, как вкусно описан Яблочный Спас у Шмелева, и так много думаем и рассуждаем о благословении плодов земных касанием Фаворского света, выискивая на иконах старых мастеров особое свечение писанных «горок» и природы, и так редко думаем о том, о чем написаны тома по нравственному богословию и о чем так кратко и просто сказала вышепомянутая прихожанка: преображение начинается с людей. Без нашего преображения — не будет никакого преображения флоры и фауны, никакого «нового неба и новой земли»… Котиков-то любят, а лучше бы ближних любили Думая о преображении человека, я думаю и о том, что, собственно, вся человеческая культура — тоже один из способов человеческих помочь Богу преобразить землю. Например, огромная область этой культуры — забота о братьях наших меньших, христианская составляющая которой — представление о том, что Христос пришел, чтобы спасти, в том числе, самых бессильных и ничтожных мира сего, тех, кто сам спастись не может, и мы, христиане, следуем в этом Спасителю.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-nachinae...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Проповеди Проповедь в канун Сретения (14 февраля 1988 года) Завтра Святая Церковь празднует Сретение, что в переводе со старославянского значит " встреча " . Встречаются Господь-Младенец и старец Симеон. Матерь Божия принесла Младенца в храм, и Духом водимый Симеон тоже туда пришел, ибо ему было сказано от Бога, что он не умрет, пока не увидит спасение Израиля, пока не увидит Спасителя, Мессию, Христа, обещанного пророками. Церковь избрала это событие двунадесятым праздником, потому что в нем содержится очень большой духовный смысл. Библия состоит из двух частей - Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете изложена жизнь человечества от Адама до Авраама и потом жизнь богоизбранного народа от Авраама до пришествия Христа, которая была характерна тем, что Израиль постоянно отступал от Бога, но Господь заботился о Своих людях, спасал, избавлял, наказывал, посылал пророков, пытаясь вернуть их на истинный путь. Древний Израиль является некоей каплей воды, в которой отражается жизнь любого народа. Ветхозаветные книги повествуют об истории не только евреев, а и всего человечества, но истории духовной. Потому что главное, конечно, не те события, которые в них изложены, хотя Библия и является отчасти историческим памятником, главное - духовные перипетии того, как Господь строил Свой народ, постепенно его воспитывал, подводил к тому, чтобы он смог принять Христа Спасителя. Ветхий Завет ( " завет " значит " договор " ) был заключен на горе Синай. Мы знаем, что величайший из пророков израильских Моисей за любовь к своим соотечественникам был избран Богом для того, чтобы дать ему закон. Он поднялся на гору Синай, и там Господь открыл ему Свою славу. Моисей видел тот самый Фаворский свет, который видели Петр, Иаков и Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2207...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. Воскресенье, 31 марта 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 29.03.2024 Во вторую неделю Великого поста Церковь отмечает два переходящих праздника : святителя Григория Паламы и преподобных отцов Киево-Печерских. Также 31 марта мы чтим память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, преподобного Анина Халкидонского, мучеников Трофима и Евкарпия, священномученика Димитрия Розанова и преподобномученицы Наталии Баклановой. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 31 марта. Воскресенье, 31 марта 2024 года, святителя Григория Паламы Один из выдающихся богословов в истории Церкви святитель Григорий Палама  прославился как апологет православия, поборник практики непрестанной молитвы и автор учения о Фаворском свете . Его богословские изыскания могут показаться, на первый взгляд, отвлеченными, не имеющими отношения к нам и нашей жизни, но это не так. Святой Григорий Палама учит, что образ Божий в нас — луч славы Божией, тот самый свет, который увидели апостолы на горе Фавор в момент Преображения Господа Иисуса Христа. Развивая свою мысль, святитель Григорий  наиболее полно выразил церковное понимание цели христианской жизни, которая состоит в обóжении человека. Он утверждал, что люди способны еще во время земной жизни увидеть творческие энергии Божества , благодаря которым существуют. И христиане призваны приобщиться к этой тайне. Подробнее об учении святителя Григория Паламы читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения

http://foma.ru/nedelja-2-ja-velikogo-pos...

Скачать epub pdf Слово в день Преображения Господня И возведе их на гору высоку едины ( Матф. 17:1 ). Господь наш Иисус Христос, когда возшед на Фаворскую гору, возвел вместе с Собою и трех учеников своих: тогда в сиянии Своего преображения показал им, что царствие земное есть ничто в сравнении с царствием небесным; когда озарил их светлостию лица Своего, тогда уверил их, что видимый свет слишком незначителен пред невечерним светом славы Его; когда же возведя их на гору высоку едины, и сняв с Себя покров смирения и уничижения, открыл пред очами их славу будущего, тогда Он чрез это явил им, что кто не вознесется от юдоли земной на высоту добродетелей, тот, как недостойный, не будет ликовствовать с силами небесными. И дабы тем вящше уверить нас в сей истине, Он не взял с Собою всех учеников Своих на гору, и особенно не взял с Собою ожесточенного и нераскаянного грешника Иуду Искариотского, поят же токмо Петра, Его много любящего, Иоанна любимого и Иакова ревнителя веры, имущего вскоре запечатлеть ее своею мученическою кончиною в Иерусалиме ( Деян. 12:2 ): и возведе их на гору высоку едины. Посему Иуда, как говорит один из отцев Церкви ( Феофилакт Болгарский ), недостоин был предательскими своими очами видеть славу преображения Господня; ибо царство небесное есть награда одних только истинных и достойных последователей Христовых. Вникнем обстоятельнее в сию истину. О царстве небесном, в котором во веки будут наслаждаться святии Божии человецы (2 Пер. 1:21), хотя мы по ограниченности ума нашего совершенно постигнуть его не можем; однакожь, по свидетельству слова Божия, глаголющего: царство Божие несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Духе Святе ( Рим. 19:17 ), мы не можем не увериться, что оно есть блаженнейшее состояние душ праведных, или, что тоже, соединение радостей чистых, святых, неизменяемых и совершеннейших. Человек, как мимоходящий путник земли, выну стремится в сию страну горнего Иерусалима, где ожидают его удовольствия превосходящие разум; но достигнет ли он до сего жилища утех нескончаемых, никогда не сменяющихся днями печали? – Достигнет, если только неуклонно шествует и до конца жизни своей будет шествовать во след Христа Спасителя, и терпеливо преодолевает и будет преодолевать все встречающиеся на пути преграды и преткновения, – и камни соблазнов и искушений и терния бедствий и скорбей временных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово на Преображение Господне «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный...» По мере приближения Своих спасительных страданий Господь наш Иисус Христос все чаще, беседуя с учениками наедине, разъяснял им действительную цель Своего пришествия в мир, неизбежность и, в то же время, добровольность предстоявшей Ему искупительной жертвы. Желая укрепить их веру в Свое богочеловечество и, тем самым, помочь им в часы грядущих страшных испытаний понять глубину божественного снисхождения и «страдание уразумети вольное», Он возвел троих из них однажды на Фаворскую гору и показал им в чудном видении Свое преславное преображение. " Взяв Петра, Иоанна и Иакова,– говорит святой евангелист,– взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился (ибо оно «просияло... как солнце» – Мф. 17:2 ), и одежда Его сделалась белою, блистающею (как снег – Мк. 9:3 ). И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия... Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии« ( Лк. 9:28–33 ). Другой евангелист прибавляет при этом по поводу слов апостола Петра: »Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» ( Мк. 9:6 ). Душа человека, созданная по образу Божию и предназначенная для вечной жизни в царстве Божием, естественно стремится к возможно полному для нее богообщению, ясно чувствуя и сознавая, что не может быть ни истинного счастья, ни просветленно-радостной духовной жизни вне Источника жизни и блаженства, то есть в удалении от Бога, Которым все мы «живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ). О жажде богообщения, свойственной чистой душе верующего, ярко и вдохновенно свидетельствуют восторженные слова псалмопевца – царя и пророка Давида: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс. 41:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Шестой день. Поучение 4-ое. Праздник Преображения Господня. (О кончине мира и о воскресении мертвых). I. Празднуем ныне мы, братие, святое и славное Преображение Господне, – то великое и божественное событие, когда Спаситель наш Иисус Христос, во время земной жизни Своей, восшед однажды в ночное время с тремя учениками Своими на гору Фаворскую для молитвы, преобразился пред ними, так что лице Его сделалось как солнце, а ризы – как чистый и яркий свет. II. Для чегоже преобразился Иисус Христос? Конечно для того, чтобы показать славу Своего Божества, славу Своего будущего из мертвых воскресения и славу святых человеков, по всеобщем воскресении, при кончине мира. Посему-то явились во время преображения на горе не только Илия, бессмертный житель неба, но и Моисей, вызванный из гроба, как вкусивший смерть, и потому свидетель воскресения из мертвых. Итак, преображение Христово, сверх проявлений силы и премудрости Божией в спасительном страдании и воскресении Господа нашего, возвещает нам кончину мира и воскресение мертвых. Этот важный и вместе утешительный предмет христианского верования ясно и определенно изложен в учении Иисуса Христа и апостолов. Размыслим же теперь, братие, о том, какая имеет быть последующая судьба настоящего видимого мира и что будет с умершими людьми всех времен и мест. Неверным только свойственно оставаться при одном настоящем и видимом, не предполагая никакой перемены в мире и не ожидая ничего будущего за гробом. Но мы – христиане, просвещенные божественным откровением, веруем, что настоящий видимый мир со временем кончится, и все умершие, от создания до кончины мира, воскреснут и оживут. А. а) Кончину мира возвестил нам Сам Господь наш Иисус Христос в Евангелии. Когда апостолы однажды спросили Его о времени кончины мира: «рцы нам», сказали ему, «что есть знамение Твоего пришествия, и кончина» века, Он отвечал им, что «проповестся Евангелие царствия по всей вселенней во свидетельство всем языкам, и тогда приидет кончина» ( Матф. 24. 3, 14 ). «Абие солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, небесные подвигнутся. Небо и земля мимо идет» ( Матф. 24. 29, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Преображение Господне На каждой всенощной мы возглашаем: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Каждый из нас в свою меру увидел свет Христов и, идя на этот фаворский свет, восходит на гору – приходит в храм, в ту или иную меру соединяется с Церковью , со Христом. Каждый человек, увидевший свет, избран Богом, потому что Господь дает свет только тому, кто может его вместить, пусть в малую меру. И чтобы нам быть истинными учениками Христовыми и узреть славу Божию, нам нужно постоянно восходить на эту гору для того, чтобы свет Господень видеть постоянно. Свет, увиденный апостолами на горе Фавор, был как бы преддверием того, что они получат позже. Почему Господь дал им это вкусить? Чтобы у них осталась память об этом блаженстве. Потому что только живя этой памятью, человек может двигаться вперед. И с этого блаженства, блаженства общения с Богом, и начинается, собственно, настоящая духовная жизнь. Живет человек в каком-нибудь городе, большом или маленьком, и знать не знает, ведать не ведает, есть ли Бог, нет ли Бога. Этот вопрос его не занимает, он занят своей семьей, своими заботами, своими печалями, книжки читает, телевизор смотрит, на рыбалку ходит. Заболел – полежал, бюллетень взял, выздоровел; здоров – можно и в кино сходить, и в футбол поиграть и прочее. Но происходят иногда с этим человеком некоторые странные вещи: вдруг из толпы, из подобных ему людей Господь его вырывает, призывает к Себе. Почему? Это тайна, мы иногда об этом можем только догадываться. И вот в человеке откуда ни возьмись, совершенно незаслуженно им, появляется вера в Бога. Он просыпается утром – и вдруг начинает чувствовать, что он не один, что в мире присутствует Бог. Для него это серьезное внутреннее свидетельство; его никто в этом не убеждал, но вдруг в сердце у него рождается совершенно ясное представление о том, что в мире все устроено не просто и, кроме футбола и программы «Время», есть еще что-то очень и очень важное. И если человек это легкое прикосновение Божественной благодати, этот пока еще отблеск в душе не убьет, не загасит в своем сердце, а пойдет за этим зовом, то он обязательно придет к свету Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующим и говорящим, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, - как умовредно ввергающим себя самих в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае безумствующим в отношении тварного и нетварного безумством Ария, разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же - согласующимся с злочестием массалиан, утверждающих, что божественная сущность - видима) и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оный божественнейший Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но - нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, - анафема, анафема, анафема. 2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что 1. Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны - божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, напротив того, - что одно и то же называется то сущностью, то энергией [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и 2. мыслящим Савеллиево учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение в трех ипостасях божества, теперь же дерзающим возобновлять [это] в отношении божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво сопрягающим их и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых, и в особенности [святые отцы] VI святого и вселенского Собора, относительно двух энергий Христа, божественной и человеческой, и двух воль, сковывая [из них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить, что как единение божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] - в отношении причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим, следовательно, нечестивцам, умышляющим таковое, - анафема, анафема, анафема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/13/f...

В.Н. Ильин Предисловие Апологетика старого стиля отжила свой век. Она слишком часто являлась выражением неверия, маловерия и ещё чаще – умственной лени и казённого окостенения. Неверующий хватался за данные так называемого точного знания в надежде оправдать своё неверие и создать из этих данных своего рода отрицательную апологетику. Маловерующий и ленивый мыслью, принимая за веру покорную готовность выполнять казённые заказы и повторять шаблонные фразы, опирался на те же данные точной науки и философии в надежде зажать им рот их же руками. И тут, и там – много преднамеренного рассудочничества и очень мало подлинно философского одушевления, пафоса истины. Наступают другие времена. История, ставшая грозной трагедией, вводит нас путём огненного искушения в органическую эпоху веры и целостного знания. Тёмному, суеверному духоненавистничеству противостоит свет любви, свет верующей философии. «Премудрость есть Госпожа философии», – говорит Климент Александрийский . Эта истина уводит нас из области отживающего, старого, распадающегося и вновь раскрывает входы в храм вечного, древнего, всегда сияющего неблекнущей красотой. Ибо Премудрость – единое материнское лоно любви и знания – есть вместе с тем и обиталище Славы Божьей, несозданного Фаворского Света. В. Ильин Капбретон Август, 1930 Введение Вокруг вопроса об отношении библейского повествования о начале земли и человека к научной картине их происхождения и возможной гибели скопились целые горы недоразумений, заблуждений, двусмыслиц и злонамеренной лжи. Здесь, как и всюду, очень важно отличать ложность от лживости. Ложность является на почве заблуждений и недоразумений, имеющих своим источником ограниченность и извращённость познавательных сил человека. Ложные суждения возникают в силу недостаточности материала, его несогласованности, противоречивости, а также – в трактовке данной темы – от философско-богословского недомыслия. Но там, где налицо имеются злонамеренные искажения и где действует моральная дефективность, сказывающаяся в сознательном извращении истины, в нарочитом приятии заведомой лжи, – там мы усматриваем лживость. Лживые суждения вообще возникают на почве субъективно-психологического пристрастия к излюбленным, произвольно принятым взглядам. При этом – в огромном большинстве случаев – объективная истина и связанные с её открытием объективные научные заслуги не только не принимаются во внимание, но заранее берутся под подозрение как могущие быть опасными для предвзятых и излюбленных доктрин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

19 января Вечером в Румянцевском музее читала Симеона Солунского о вечерне и готовилась к объяснению детям малого входа за литургией. Не могу все-таки понять, что он прообразует, какая-то своеобразная свободно-благодатная символика, недоступная мне. Затем кончила «Фаворский свет» Трубецкого и читала подвижников. Сильное впечатление произвело жизнеописание Моисея, настоятеля Тихвинской Калужской пустыни, особенно, как вел его старец Леонид. Когда его постригали, он был еще молод и один более старший послушник так сильно ему завидовал, что совсем изнемогал. Тогда старец Леонид, зная твердость Моисея, не допустил его до пострижения (для него не было одежды), и так он понес тяготу слабого брата. И тому и другому была польза. Пострижен он был через год. Поразительная мудрость! 20 января Утром два часа занималась с Наташей. В 3 часа начала готовиться к завтрашней беседе. Думаю, что захвачу только малый вход и Трисвятое. И так много выходит. Я так увлеклась сегодня работой, что и не заметила времени. Сегодня меня не смущало разногласие в толковании малого входа. Я воспринимаю его просто как образ пришествия Господа на землю, к людям, как близость Его вообще и здесь, на литургии. Может быть, и не так, да и трудно выражаемо. Мне кажется, что я поняла свою ошибку в искании логической последовательности преобразуемых событий. Мне кажется, что в богослужении своя разумная последовательность, могущая показаться и беспорядком, свой особый ритм. Начало всенощной сегодня пропало, потому что Анне Петровне было плохо и я ее отводила к О. А. Не могу сказать, что я хорошо исполнила свои обязанности. Действительно, мне место в деревообделочной мастерской, как сказал отец Сергий. Он говорил сегодня, и говорил очень хорошо, но записывать не позволил. Грустно то, что самые хорошие проповеди, те, которые в дурные минуты могут помочь, он не позволяет записывать. Проповеди о богослужении, конечно, тоже хороши, и по глубине чисто философского подхода, и потому что открывают путь в новый опыт, но в них меньше теплоты, задушевности, меньше целебной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010