Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2019 21 мин., 26.08.2019 1-я страница обложки. На фоне погружающегося в темноту ночи оранжевого круга закатного солнца темный силуэт сложившей крылья бабочки, которая держится за стебель травинки (фото www.lori.ru ). Над бабочкой надпись: НЕ БОЙСЯ ТЬМЫ. БОЙСЯ НЕПЕРЕНОСИМОСТИ СВЕТА. Внизу страницы: ЧТО ТАКОЕ АД И КАК В НЕМ ОКАЗЫВАЮТСЯ. См. в разделе «Вера» материал: «Соблюдай жесткие правила или гори в аду?..». Вопрос читателя, адресованный журналу «Фома», и ответ на него протоиерея Стивена (Стефана) Фримана, США  (С.34-37). Пролог : (на заставке фото Александра Гаврилова) Николай Туроверов . «Не говорить и не писать, не думать...» .Стихотворение. 1965//Фома. - – август 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы . [Александр Блок . Успение  («Ее спеленутое тело...»).  Стихотворение]. - С.4; 1 августа. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. [ Патриарх Кирилл , из слова после литии в Мемориально-парковом комплексе героев Первой мировой войны на Соколе]. - С.4; 1 августа. День памяти Серафима Саровского.  [Цитата: «От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости — что угодно можно совершить».   Преподобный Серафим Саровский]. Ил.: Преподобный Серафим Саровский. Художник Павел Рыженко. -        С.5; 4 августа. День памяти мироносицы Марии Магдалины. [О различных версиях жития Марии Магдалины в западной христианской традиции и в Православной Восточной Церкви]. - С.5; 19 августа. Преображение Господне . [Тема заметки: Фаворский свет        — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения]. - С.5. Колонка главного  редактора: Владимир Легойда . Гнев и боль. [«Позиция христианина — это всегда позиция понимания других. При том, что есть разница между понять и принять, понять другого и принять его позицию. Понять важно всегда, принять — далеко не всегда возможно < … > Но так нам заповедано Христом. И, думается, хоть как-то приблизиться к этой планке поможет то самое умение, о котором говорил Лотман — испытывать боль от боли другого»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Перед триптихом Отто Дикса «Война» (1932). Галерея новых мастеров, Дрезден. Photo by Igor Miske on Unsplash//Фома. - – август 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8196-a...

Скачать epub pdf Слово в день Преображения Господня У буждшеся видеша славу Его ( Лук. 9:32 ). Евангелисты Матфей и Марк сокращеннее повествуют о преображении Христовом, бывшем на горе Фаворской пред тремя учениками; но Лука представляет и причину, за чем преимущественно взошел Спаситель на гору с учениками, то есть, помолитися, и не скрывает слабости учеников, которые, возшедши на молитву, предалися сну: бяху бо, говорит он, отягчени сном, и тогда уже пробудились, когда лучи от прославленного лица Христова проницали смеженные очи их. Из сих естественных обстоятельств преображения Христова мы можем с пользою извлечь нравственные наставления. Спящие и славы преображения Господня невидящие Апостолы представляют нам тех из христиан, которые будто везде последуют Христу, но в должностях своих не бдят и противу сна житейских сует не вооружаются молитвою. Последние, подобно как и первые, пробудившись от сна, рано или поздно должны увидеть славу Господню; но дай Бог, чтобы увидели и приобщились оной благовременно: в противном случае, они увидят оную, но так, как распявшие Христа Спасителя, по сему пророческому сказанию: се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже его прободоша, и плачь сотворят о Нем вся колена земная (Ап. 1:7). Преображение Христово на Фаворе хотя и славное было, однако частное пред тремя только Апостолами; свет лица Его Божественного облистал только верх горы; Моисей и Илия, явившиеся во славе, не о славе беседовали со Христом; но о безчестии, то есть, о безчестной Его кончине, ожидавшей Его во Иерусалиме; глас Отца, бывший с неба, слышали одни только Апостолы, бывшие с Ним на горе. Но преображение и слава Христова, открывшияся по воскресении и вознесении Его на небеса, весь мир осветили. Ибо когда проповедь Апостольская протекла весь мир, и свет Евангелия прогнал тьму всемирного идолослужения со всем его нечестием: тогда вместо бесов, гнездившихся в идолах, признан был единый истинный Триипостасный Бог и Единородный Сын Его, на спасение рода человеческого посланный; вместо капищ скверных, насаждены, как звезды, молитвенные храмы к приношению жертвы хваления и благодарения; дикие и враждебные между собою народы, какбы некиим чудом, как волки с овцами, тигры с агнцами и ссущие мдаденцы со змиями и скорпионами соединились в один союз любви христианской; цари повергли свои багряницы пред лицем Христа Царя, и пред гробами Апостолов Его, коих прежде гнали и мучили, став на колена и сложив венцы свои, смиренно молились. Когда, говорю, таким образом весь мир преобразился: тогда кто невидел, и видя кто не признал, что лице Христово на весь мир просветилось не меньше, как и солнце?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторую Неделю Великого поста — день памяти святителя Григория Паламы 28 февраля 2010 г. 16:20 Во вторую неделю Великого поста Православная Церковь молитвенно отмечает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году на этот день перенесено празднование памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612). В воскресенье, 28 февраля 2010 года, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи священномученика Ермогена. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во второе воскресенье Великого Поста воспоминается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Архиепископ Григорий был человеком просвещенным, замечательным богословом, имевшим опыт монашеской жизни на горе Афон. В далеком XIV веке он обозначил себя как особенно проникновенного духовного мыслителя. В своем творчестве он защищает Божественный Фаворский свет, утверждая, что свет, который явил Христос на Фаворе ученикам, не был обычным светом, как некоторые считали, но видимым явлением Божественной энергии, Божественной благодати. Почему мы вспоминаем святителя Григория именно Великим постом? А потому, что свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учености, а на основе реального духовного опыта — своего собственного и многих других монахов, отшельников на горе Афон, которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки и открывали путь Богопознания, проникаясь силой Божественного присутствия в их жизни настолько, что это Божественное присутствие почивало на них видимым образом. Очень многие из этих уединенных старцев-подвижников действительно сияли светом, словно повторяя то, что произошло на горе Фавор. Воспоминание об этом удивительном духовном явлении, которое получило в богословской науке именование исихазма, неслучайно в Великом посту. Пример святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского, пример многих подвижников того времени, как и других времен, помогает нам понять, что означает пост.

http://patriarchia.ru/db/text/1102802.ht...

Содержание «О трех главах.» (544 г.) Необходимость Вселенского Собора V-й Вселенский Собор Рецепция V-ro Вселенского Собора на Западе     Неискушенного в богословии читателя истории вселенских соборов может смущать специфическое разочарование и сомнение. Так все в этой истории человечески обычно, так явно движет всем человеческая ограниченность, страстность и греховность, что трудно найти среди всей рационально постижимой прозы место для очевидного присутствия тут же элемента сверхъестественного, невидимо действующего, направляющего перста Божия. Наивные схоласты богословия напрасно думают, что можно документально точными историческими аргументами и принудительной диалектикой как бы «припереть к стене», заставить холодного рационалиста, и тем более озлобленного скептика признаться, что в том или ином моменте истории, в частности в каком-то церковном соборе он видит, наконец, тот «синергизм» сил человеческих и сил божественных, который может открываться только очам веры. Один ученый умник с гордостью пустил в оборот свое речение, что вот он всю жизнь сидит около микроскопов и телескопов, а «Бога нигде не заметил». Он – прав. Физическими очами, ни в микроскопы, ни в телескопы Бога увидеть нельзя. В этом смысле «Бога никтоже виде нигдеже» ( Ин. 1, 18 ). На то дан человеку другой орган. Ему нет рационального имени. Это – «очи веры, голос сердца, озарение духа светом Фаворским (исихия)». «Но лишь Божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа» человека «встрепенется, как пробудившийся орел». «Тоскует он» в суете этого мира. «К ногам народного кумира», хотя бы и вооруженного микро-телескопами, «не клонит гордой головы». «И долго на свете», душа его «томится желанием чудным полна», пока в непосредственных интуитивных и опытных соприкосновениях с Творцом, Отцом и Господом своим, не успокаивается, как магнитная стрелка, найдя полюс. Тогда открывшийся высшему, сверх-гносеологическому созерцанию – «оку веры», «свет разума» или «Свет Присносущный» самого присутствия Божия, объективно воссиявающий «в глубинах сердца» – жизненно, фактически, на опыте снимает муку всяких антиномий теоретического разума. Ищущему, верующему и просящему духу человеческому дается благодатное откровение всех тайн синергизма: – совмещения закономерного космического миропорядка и абсолютной свободы Божественной. А по образу и подобию свободы Божией живет и действует среди мира космической необходимости и ограниченная, но тоже свободная и потому морально ответственная воля человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

101. Слово на Преображение Господне 239 Вот сподобил нас, братие, Господь увидеть и светлый, радостный праздник Божественного Своего Преображения. И еще семь дней святая Церковь будет назидать нас светлорадостными песнопениями этого праздника. Но как душа наша вчера и ныне воспринимала в себя это духовное питие? Так ли, как алчущий или жаждущий, который, найдя приятную, сладостную пищу, вкушает и как бы не насыщается? Или как говорится в одной из песней праздника: «Привлекл еси любовию мя, Спасе, и пременил еси Божественным Твоим желанием; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися Твоея пищи сподоби, да обое играя величаю, Блаже, величия Твоя»? 240 Можем ли и мы о своих молитвах и слушании песнопений праздника здесь в храме сказать то же, что сказал апостол Петр на горе Фаворе: «Добро есть нам зде быти» ( Мф.17:4 )? Без сомнения, только немногие могут сказать о себе что-либо подобное. Состояние же духа большинства не подобно ли состоянию апостолов до того времени, как осиял их на Фаворе свет Божества Христова? Апостолы «лучшие» были «отягчены сном» во время молитвы Господа, в то время, когда началось чудное изменение вида преобразившегося Господа; так и из нас многие, вспоминая это чудесное событие здесь в церкви, не были ли отягчены духовным сном и леностью? Апостолы, отягченные сном, потом совершенно отогнали его, а некоторые из нас успели ли сделать это хотя бы до самого окончания службы? Поэтому-то святая Церковь старается возбудить нас от подобного сна: «Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения. Притецем к Петру и к Зеведеевым и вкупе с оними Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего» 241 . Отчего же объял многих из нас духовный сон и леность? Оттого, прежде всего, что многие совсем не разумеют или очень мало разумеют значение преображения Господня, как и апостолы не сразу уразумели это значение: им Господь даже запретил говорить о Своем Божественном преображении, «дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет» ( Мф. 17, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Прежде чем стремиться достигнуть благодати, мы должны научиться противостоять всякому греху Слово в Неделю 2-ю Великого поста Протоиерей Александр Шаргунов   20:00 30.03.2024 283 Время на чтение 5 минут Фото: РНЛ Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого богослова XIV века, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделей светотворных постов. Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого без исключения христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», молимся именно в этом благодатном свете.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/30/pr...

  Слово в Неделю 2-ю Великого Поста Святителя Григория Паламы Евангелие об исцелении расслабленного Божественная Литургия 10 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы - проповедника благодати, который учит о тайне Фаворского света, которым все мы призваны преобразиться в течение нашей жизни. Мы должны с вами узнать, по милости Божией, о том, что этот свет существует, и мы призываемся приобщиться этому свету. Сегодняшнее Евангелие посвящено чудесному исцелению расслабленного человека, которого принесли четверо его друзей на носилках ко Господу. Оттого, что огромные толпы людей теснились вокруг Христа, они не могли пройти в дверь. Тогда они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и на носилках спустили своего больного друга к ногам Христа. Господь, видя веру этих людей, сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои... (Мк. 2, 5); тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2, 11). Все мы, наверное, заметили, что происходит что-то необычное. Господь исцеляет этого человека не за его веру, по крайней мере, не за его только веру, а за веру его друзей. За веру друзей, прежде всего, Он прощает расслабленному человеку его грехи, а потому и исцеляет его телесно. И как всегда слышим мы в случаях чудесных исцелений Христовых Его слова: " Вера твоя спасла тебя... " , так сейчас мы могли бы услышать слова: " Вера твоих друзей спасла тебя " . В этом Евангелии Христос говорит самое существенное о том, что такое Церковь и что такое человечество. Мы узнаем из Священного Писания этот образ Церкви, о котором апостол Павел говорит, как о Теле Христовом, когда все мы, подобно членам одного тела, составляем одно целое, и каждый член этого Тела - единственный и не заменимый никем, ничем и никогда, и без одного члена этого тела не может нормально существовать все тело. Болит ли, страждет ли один член, говорит апостол Павел, с ним страждут все остальные члены. Эта тайна Церкви раскрыта у Господа, на самом деле, еще на Тайной Вечери, когда Он причащает всех от единого хлеба Своей Пречистою Плотию и Кровию. В этот момент Он говорит Своим ученикам о том, что Он - Лоза, а все ученики - Его ветви. И как не может ветвь пребывать вне лозы (она засыхает, становится мертвой, ее отсекают и бросают в огонь), так и все мы живы только тем, что в этом единстве одного таинственного Богочеловеческого организма существуем в Церкви Христовой.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_32...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Времена не выбирают Надеяться на Бога — это самое первое. Жизнь в руках Божиих. 3 октября, 2014 Надеяться на Бога — это самое первое. Жизнь в руках Божиих. Что будет происходить в Горловке, в Славянске, во всем Донбассе через неделю, через месяц, через полгода? Война там будет или мир? Приемлемая, хотя и сложная жизнь или продолжение кошмара? Будут ли дети учиться в школах, будут ли врачи лечить больных, а шахтеры добывать уголь? Получат ли люди еду, воду, свет, тепло? А храмы, в которых служат сегодня Владыка Митрофан и священники Горловской епархии,— будут ли они стоять или рухнут под снарядами и сгорят? Мы этого не знаем, да и вряд ли кто-то сейчас предугадает судьбу Донбасса. Зато мы уже сейчас знаем другое. Мы знаем, что у Русской Церкви есть такие архипастыри, как Владыка Митрофан, и есть настоящие, не бросающие паству в беде пастыри. Знаем, что сегодняшние православные христиане способны собраться на Литургию, невзирая на риск попадания снаряда в наполненный людьми храм. Убеждаемся, что война не может отнять у людей радости соединения со Христом в Святом Причащении; что она не погасит Фаворского света и не отменит Рождества Богородицы. Чем бы ни обернулась, чем бы ни продолжилась эта новейшая история, мы будем знать, что среди огня, крови и ненависти Горловская и Славянская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата стояла за Христа, и стояла за Него действительно насмерть, это не пафос, это истина. — Достаточно зайти на сайт Горловской и Славянской епархии, чтобы убедиться: церковная жизнь, духовная жизнь на окормляемой Вами территории продолжается, невзирая на войну. Все идет своим чередом! А здесь, в мирных пока еще, невоюющих краях многие этому удивляются: «Надо же, они еще и служат! У них еще и праздник! Им еще и проповеди батюшки говорят!». Просим Вас ответить удивляющимся, сказать: это естественно — продолжать совершать Литургию среди взрывов и рушащихся домов — или это сверхъестественно, удивительно? Почему Вы не сворачиваете своей архипастырской деятельности в условиях войны, а, скорее, напротив, усиливаете ее?

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Исаак из монастыря Дионисиат «Он был образцом простоты, точности, благочестия, всегда молчаливый и сосредоточенный, пример для всех отцов». Архимандрит Гавриил Дионисиатский Предисловие Святых угодников Божиих можно сравнить с многоцветными, яркими цветами. Краски всеразличные, но нанесены кистью Одного Художника. Как сказал апостол Павел: «Разделения же дарований суть, а тойжде Дух» ( 1Кор.12:4 ). Эта истина подтверждается каждый раз, когда мы узнаем о жизни еще одного праведного монаха Горы Афон. У старца Каллиника Исихаста мы видели яркий Фаворский свет, в старце Иоакиме из скита праведной Анны видели подвижника и мученика, старец Даниил Катонакский изумил нас остротой ума и глубиной мудрости, старец Афанасий Григориатский – величием священника и благоговейным покаянием. Сейчас, в пятой части этой книги, рассказывая о старце Исааке из Дионисиата, мы ощущаем необыкновенное благоухание Божественного. Отец Исаак был одним из тех редких монахов, которыми Господь благословляет монастыри, снискавшие Его особенную любовь. Такие подвижники как столпы Божии укрепляют и поддерживают большие обители. Их жизнь – источник щедрых благословений, река, что «радует град Божий». Счастливы жители тех Божиих градов! Вспоминаю, как юношеские мечты мои привели меня в Дионисиат, через несколько лет после его кончины. Все говорили тогда о своем авве Исааке. Яркие, неизгладимые воспоминания о его жизни произвели на меня глубокое впечатление. Я не переставая говорил о его добродетелях и тогда-то родилось желание составить его жизнеописание. Вершин святости старец Исаак достиг не благодаря богословским трудам: он был не очень образован, не отличался умением красиво говорить. У него не было стремления занять высокое место в монастыре или среди священников. Скорее, он отличался своей простотой, прямотой и чистосердечной преданностью монастырским установлениям. Будучи монахом святой обители, он постоянно выражал любовь ко Христу и был Ему безгранично предан. С тщанием и прилежанием следовал по узкому и тернистому пути аскетизма, не отклоняясь ничуть ни вправо, ни влево. За это и получил свой венец. «Аще же и постраждет(подвизается) кто, не венчается, аще не законно мучен будет(будет подвизатися) » ( 2Тим.2:5 ). И: «Ты убо злопостраждет яко добр воин Иисус Христов» ( 2Тим.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воспевая в канонах своих славное Преображение Господа Иисуса Христа, описанное Евангелистами Матфеем ( Мф.17:1–9 ), Марком ( Мк.9:1–9 ), Лукою ( Лк.9:27–36 ), и Апостолом Петром ( 2Пет.1:16–18 ), и совершившееся, по преданию церковному, на Галилейской горе Фаворе, св. Песнописцы одинаково проникнуты были чувством благоговейного восторга, наполняющего сердце при представлении этого чудного события в земной жизни нашего Спасителя. Посему оба канона весьма сходны между собою по возвышенности мыслей и выражений, приличных торжественности праздника, и по тому общему впечатлению, какое производят они на душу внимательного слушателя. С одинаковою силою изображаются в них – неземное величие священного Фаворского зрелища, которого свидетелями удостоились быть только Небожители и избраннейшие из Апостолов, – необыкновенное прославление Иисуса Христа, явившего при этом Божеское Своё достоинство, – радость и блаженство лиц, узревших и услышавших небесное откровение, сколько это доступно силам смертных. Впрочем, по направлению частных мыслей тот и другой каноны имеют и некоторые особенности в содержании. В первом св. Козьма преимущественно изображает высокое значение Преображения Господня в устроении нашего спасения, особенную важность его для учеников Иисуса Христа, a чрез них и для всех верующих; ибо явление Божественной славы на Фаворе сколько озарило телесные очи свв. Апостолов, столько же или ещё более озарило их души необходимым для них светом духовным: просветило ум их несомненным познанием Божеского достоинства Иисуса Христа и тайны пришествия Его на землю, оживотворило волю их надеждою на исполнение всех обетований Его, согрело сердце их любовью к Спасителю до совершенной готовности – пожертвовать всем земным для премирного царства Его. Святой же Дамаскин в своём каноне более сосредоточивает взор свой на самом лице Спасителя; в прославленном состоянии Иисуса Христа на Фаворе он видит ясное доказательство двух естеств, соединившихся в одном лице Богочеловека; ибо здесь свет Божеского естества просиял чрез завесу человеческой плоти Его, которая и сама по себе, как непричастная греху, была и явилась совершенною.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010