«Болит ли кто в вас? да призовет попы церковныя, и да молитву створят над нам, помазавше его маслом, в имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и вздвигнет его Господь: и аще грехи будет створил, отпустятся ему» (Иак. Зач. 57. Гл. 5, ст. 14, 15. По Острож. библ. лист 18 на обор.). 257. Как учит о елеосвящении Большой катехизис? «Что есть последнее елеосвященно помазание? – Есть тайна, еюже болящии, помазанием елеом святым и оными молитвенными глаголы, всех грехов, по исповедании оставших, отпущение приемлют, и в лютых недуга тяжестех и страхованиях облегчение и отраду восприемлют, яко да благоденственнее от мира сего изыдут, или удобее и скорее, аще се им есть полезно, острабеют и здрави будут» (Больш. катех. лист 392 и на обор.). 9. О последнем антихристе 258. Что думают о последнем антихристе мнимые старообрядцы, не принимающие спасительных таинств? мнимые старообрядцы, не принимающие спасительных таинств, думают, что царство последнего антихриста настало и продолжается (Дополн. к истор. акт. т. 5. стран. 460, 484). 259. Что антихристов много, как об этом говорил святой Иоанн Богослов? «Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша» (1Ин. зач. 71, глава 2, ст. 18. По Острож. библии лист 22 на оборот.). 260. Из многих о первом и о последнем грядущем антихристе что говорится в Книге Кирилловой? «Симон волхв – он первый антихрист. Христос последняго антихриста убиет духом уст своих, который зде на земли Христа предваряет» (Кн. Кирилл. лист 24 на обор.). 261. О том, что прежде придут Енох и Илия, а потом явится последний антихрист, как пишется в Соборнике? «Пророцы Енох же и Илия, прежде проповедающе, яко да не веруете хотящему приити и явитися врагу» (Соборн. лист 132). 262. Что пред пришествием последнего антихриста Господь пошлет Илию Фесвитиняна и Еноха, как об этом говорит святой Ефрем Сирин ? " Прежде, даже сия не будут, внегда послет Господь илию Фезвитянина и Еноха, яко милосерд, яко да скажет благоверствие роду человеческому и проповесть с дерзновением богоразумие всем, да не веруют, ни вдадутся страха ради ложнаго» (Св. Ефрем. Сирин. слово 105 о антихристе. Лист 303 на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

229. Что говорил о причащении отшельника и затворника Никон, игумен Черной горы? «Отшельнику некоему прииде презвитер от причта, творя ему святых таин приношение» (Никон. игум. Чер. горы лист. 301 на оборот.). «Глаголаху за отца Марка Египтянина» (память его 10 марта), «яко пребысть тридесять лет не исходя из келии; имяще же обычай презвитер приходити и творити ему святое приношение» (Никон. игумен. Черн. горы. Лист 302. Снес. житие препод. Марии Егип. 1 апр., Пахомия Велик. 15 мая, двух отшельников 12 декабр.). 230. О всегдашнем в церквах продолжении таинства причащения, до второго пришествия Христова, что говорит святой Иоанн Златоуст ? «Се ми есть плоть», рече ( Мф.26:26 ). Яко же он глас, глаголяй: «раститеся и множитеся и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ), единою речен бысть, но по вся лета дело бывает, силу творя естеству нашему на плодотворение: сице и сей глас единою рече, но выну трапезу в церквах, от того дне и до пришествия Ему, жертву совершену творить» (Соборник лист 559. Больш. катехиз. лист 384. Никона игум. Черной горы лист 445 на оборот.). «Елижды аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, смерть Господню взвещаете, донеле же аще прийдет» ( 1Кор.11:26 ). Якоже бо Христос о Хлебе и о Чаши «в Мое воспоминание творити сие» рече ( Лк.22:19 ), тако и Павел зде глаголет: «елижды аще ясте, смерть Господню взвещаете». И сия оная есть Вечеря. Таже показуяй, яко даже до скончания та пребывает, рече: «донележе аще прийдет» (Св. Иоанн Злат. на 1Коринф. бесед. 27. Стран. 870, 871). 231. О продолжении таинства причащения до скончания мира, что говорит святой Иоанн Дамаскин ? «Божественнии Апостоли над страшными, пречистыми и животворными тайнами память сотворити верно усопшим узакониша, еже держит известнейше же и не сопротивглагольне Христа и Бога, от конец до конца, апостольская и соборная церковь , оттоле даже доныне и до мирскаго конца» (Соборник лист 31 на оборон.). 232. О том, что таинство причащения никогда не оскудеет, до скончания мира, до скончания века, что пишется в Книге Кирилловой?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

332 . (131). Минея служебная мес. сентябрь, напеч. в Москве, 1689 года, в лист, с подписью по листам внизу: Лета 7200 (1691) года декемврия в 12 день дал книги дванадесятные месячные Минеи в дом Живоначальные Троицы и великих чюдотворцев Сергия и Никона, Радонежских чюдотворцов, по родителех своих дияк Матфей Борисов сын Кувшинов. 333 . (148). Устав церковный, напеч. в Москве, 1633 года, в лист, с подписью по листам внизу: Устав Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа, а приложил в Троицкой Симеоновской монастырь. Сия книга Устав села Симеоновскаго церкви Симеона Столпника. 334 . (152). Октоих первых 4-х гласов, напеч. в Москве, 1594 года, в лист, с подписью в конце его: Дал вкладу в дом преч. Богородицы в Старицкой монастырь князь Дмитрей Михаилович Пожарской. 335 . (153). Октоих вторых 4-х гласов, напеч. в Москве, 1594 года, в лист, с подписью по листам внизу: Сия книга, глаголемая Октоих, Троицкаго Сергиева монастыря бывшего архимандрита Дионисия, по ево приказу и по собороному приговору архимандрита Нектария, и келаря старца Александра, и казначея старца Иасафа и соборных старцов, положена в соборную церковь Живоначальные Троицы в дому великаго чюдотворца Сергия Радонежскаго по нем архимандрите Дионисие и по ево родителех, вечнаго ради покоя и будущих благих нескончаемых, лета 7141 (1633) году июля в 29 день, при книгохранителе старце Иасафе Кирьякове. 336 . (154). Октоих, напеч. в Москве, 1631 года, в лист, с подписью по листам внизу: Сия книга Октоих Спаса Нового монастыря, что на Москве, архимандрита Иосифа Иванова сына, келейная, а не монастырская, а подписал аз архимандрит Иосиф своею рукою. 337 . (155). Шестоднев, напеч. в Москве, 1635 года, в лист, с двумя подписями по листам внизу: 1) Продана дьяку Василию Ртищеву. 2) Сия Минея Симеоновскаго монастыря, что под слободою Александровою. 338 . (140). Евангелие учительное, без выхода, напеч., вероятно, в Заблудове 1569 года, в лист, с подписью по листам внизу: Положил сию книгу Евангелие толковое воскресное в дом Николы чюдотворца села Клементиева Афанасей Сергиев сын, казенной мастер сапожной, по своих родителех. И ту книгу никоему причетнику церковному не вынести вон из дому Николы чюдотворца, и никому насильством не изнести; а кто дерзнет безстудством, да воздаст ему месть Господь в день последний и да будет проклят по правилом богоносных Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

717  Глава 41, вопросо-ответ 12, Казанское издание стр. 175; ср. стр. 97 (В статье „О царском пришествии в Кирилов монастырь, когда государь изволит”, напечатанной в I томе Известий Археологического Общества col. 75, говорится, что „перед обеднею (для государя) часы говорят по чину монастырскому”, – col. 78. Значит, по мирскому чину часов не говорили?). 720  В Памятниках Павлова, col. 412 (В мирских церквах не все указы Устава, как в монастырях, держали, – Синодальная рукопись лист 273 оборот, стр. 125; тут же стр. 126 см. особенности некоторых, бывших на Руси, уставов). 725  [Ibid. col. 237, 378. Ср. И. Д. Мансветова Церковный устав, М. 1885г., стр. 127–128 примечание]. 727  [Ibid. col. 408–409, 412–413, 416–418. О пении „Святый Боже” см. в поучении митрополита Киприана Новгородскому духовенству 1395г., – ibid. col. 237]. 729  [О пьянстве священников см. в определениях Владимирского собора 1274г., – Памятники Павлова col. 97–98; в посланиях митрополита Фотия, – ibid. col. 272, 279, 434, 496; митрополита Ионы, – ibid. col. 609, и в святительском поучении XV в., – ibid. col. 923. – О двоежёнстве их, – ibid. col. 231– 232, 430, 433]. 730  Синодальная рукопись лист 261 оборот. В другом месте: „зде (в Греции) отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтобы пели „Господи помилуй” на октеньях, но везде говором говорят лики и все предстоящие)”, – ibid. лист 315 оборот. 731  В 4 Новгородской летописи под 1476г. (Собрание летописей IV, 130) читается: „Той же зимы некоторые философове начаша пети: „о Господи помилуй”, а друзеи: „Осподи помилуй”. Из этого следует, что в 1476г. „Господи помилуй” уже пелось в Новгороде, но нисколько не следует, чтобы пелось уже и во всей Московской Руси. Совершенно вероятно, что именно философам Новгородским XV века и должно быть усвояемо нововведение. 732  Но совершенно непонятно для нас, что архиепископ Новгородский Геннадий задолго до Зиновия Отенского говорит в предисловии к своей Пасхалии, что исповедание веры или „верую”„ на божественной литургии всегда певаемо есть”- у Павлова в Памятниках col. 816, также в Описании рукописи Троицкой лаврской библиотеки лист 51. Может быть, под пением Геннадий разумеет речитативное истовое чтение. (Обычай петь, а не читать „Верую” есть обычай западной церкви, – идущий, по некоторым, от начала XI века, см. Никифора Влеммида в Патрологию Миня t. 142, col. 793–794, – и против него сильно восстают Греки, см. например, Илии Типальда Παπιστικν λγχων т. II, стр. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но в позднейшее время занимали места приходских священников и иеромонахи, не имевшие права духовничества, а также было ещё и то, что вдовые священники постригались в монахи, чтобы сохранить себе священство, и затем оставались на своих местах. В вопросах царя Ивана Васильевича к Стоглавому собору указывается как на беспорядок, что „чернцы у мирских церквей в попех живут” причём, со всей вероятностью должно разуметь именно чернцов, не имевших права духовничества. Но в определениях собора мы не находим никакого предписания о наших чернцах. [После исповеди на кающегося налагалась епитимия большая или малая, смотря по его виновности. Относительно тяжких грешников в богослужебной практике нашей церкви применялись правила строгой древнехристианской церковной дисциплины: отлучение от церкви и от причастия Св. Таин и др. Для грешников обыкновенных епитимия состояла из поста, молитвы и поклонов. Вместо епитимьи священник иногда повелевал кающемуся совершать канон, надписываемый в наших памятниках „за опитимию”]. (Статьи об исповеди в сборнике XV в. см. Учёных Записок Академии Наук книга V, описание сборника Кирилло-Белозерского монастыря, стр. 5 fin.. Молебен к Господу нашему Иисусу Христу и пр. и пр... се покаяние к самому Богу, а не человеку, – Лаврская рукопись лист 104. См. в Путешествии иеродиакона Зосимы, издание Сахарова, стр. 36, об иконе Спаса исповедника; Волоколамская рукопись лист 187; Синодальная рукопись лист 576 (по вся дни. Начало: Исповедаютися, Господи Исусе и пр.). Статьи : 1) Слово о покаянии и исповедании. Начало: Си милость получити от Отца Господа нашего Ис. Хс., иже присно ожидает нашего спасения. Волоколамская рукопись лист 231 оборот (послабления на исповеди лист 238 fin.); Лаврский Измарагд лист 243. 2) Об епитимьях. Аще иметь чужу жену... Волоколамская рукопись лист 66 (бесомольцы, ходящие к волхвам, – грехи времени того). 3) Поучение – наказание попом о всем, како подобает дети своя духовные учити и опитемия им давати по заповедем и по правилом святых отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

251  Друзии же паки по совершении чтения исповедают помышления своя, елика будет прилучилось кому, рекше аще есть объят ненавистью на брата или злопомнением, или какой-либо страстью; аще кто есть удержан, таковый приходит пред иконой став первее и творит поклоны три к святым иконам с смирением; таже обратився ко отцу и братиям, творит стих и падает на лицы своем посреде, исповедая злобная своя, ниже есть удержан, и прося прощение у отца и братии еже молитися о нём и избавитися ему от таковых страстей молитвами их. И тако по исповедании и наказания еже от отца прием прощение и встав, отходит на место свое. И сице убо в таковых исправлениих иже по Бозе провожает два часа или три противу времени.   253  «Егда допеваем псалтирь весь до конца, тогда прочитаем на ряду и Моисеовы песни». Подобное замечание читается и в послании митрополита Киприана и Афанасию, а это показывает, что скитское правило было известно у нас и, конечно, из афонских источников, ещё в XIV b.   254  Только здесь эти знамения записаны под другим заглавием: чин и устав преподобных и Богоносных отец наших на господские праздники и Богородичные и всех святых, лист 398.   255  Намёк на это даёт устав из собрания Ундольского где, вместе с окозрительным уставом, записаны распоряжения и указания относительно службы Новгородских архиепископов Леонида и Пимена.   257  Устав Императорской Публичной Библиотеки лист 136. Священник начинает пасхальную утреню стихами: исповедайтеся Господеви яко благ, сей день его же сотвори Господь, составите праздник в осеняющих. См. студ. триодь. Но в службе по триоди того же типика пасхальная утреня записана согласно с уставом иерусалимским. Значит, Марковы главы удержали древнейшее изложение применительно к уставу студийскому. В этом же уставе совершение преждеосвященной литургии до среды первой недели Великого поста допускается по требованию ктиторских уставов (лист 170 оборот). В шестодневе Синодальной библиотеки XIV b., служба пасхальной утрени, часов, вечерни и повечерия изложена по уставу студийскому, но все прочие последования согласно с уставом иерусалимским (подробнее Описание С. Б. III, 545–547). В уставе указывается на обычай Студийского монастыря начинать павечерницу великопостную по захождению солнца, вопреки иерусалимскому обычаю оканчивать её до сумерек (лист 150 оборот).  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Симеона Дивногорца, также на Чёрной Горе (об этой местности см. Историю Р. Ц. Голубинского том I прим. к Никону) он также неподалёку от Антиохии, Никон оставался здесь до разорения этой обители Турками, а отсюда перешёл снова в Ранескую обитель. Проходя в той и другой должность наставника монахов, он составил сборник нравоучительных и канонических правил в 63 главах, – пандекты и в 40 главах – Тактикон. Первые имеют содержание нравоучительно-каноническое, второй – преимущественно литургическое. Сочинения Никона до сих пор не изданы в подлиннике и остаются в рукописях. Несколько отрывков издано Котелером в Monum eccl. Graec. t. III, именно: Тимофея пресвитера о способе принятия в церковь приходящих от разных ересей, р. 420 (из 63 слова пандект по славянской рукописи нашей библиотеки лист 631) слово Анастасия о посте Богородицы – Cotel. р. 432, у Ралли и Потли Σνταγμα τν θεων καννων t. IV, σ. 585, (по славянской рукописи Тактикона слово 10 лист 72 оборот), о посте Воздвижения и понедельника – Cotel. р. 438 (славянская рукопись Пандекты слово 57, лист 566), отрывок из того же 57 слова о посте Богородичном и празднике Преображения – Cotel. р. 439, Rally et Potly IV, σ. 591. Эти статьи, за исключением первой, перепечатаны у Миня в Patrol. t. 127. У Питра издано несколько статей о праздниках: именно по славянскому переводу из 67 слова пандект лист 574 оборот и другой отрывок оттуда же лист 577–579. Spicil. Solesm. t. IV, р. 444 sqq. Общие сведения о Никоне как писателе, перечень главных греческих списков его сочинений и авторов, которыми он пользовался, см. у Фабриция Гарлес Biblioth. gr. t. XI, р. 276–278. Полный список сочинений Никона в переводе на арабский язык находится в Ватиканской библиотеке и подробно описан Анжело Маи. Scriptor. Vett. nova Collect. IV, p. 155. Пандекты в Лаврентианской библиотеке во Флоренции. Описание их у Bandini Catalog. Plut. VI, Cod. IV, p. 92. Оглавление 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 слов пандект с указанием цитируемых в них сочинений у Питра Spicileg.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Вторая половина сей Триоди находится в библиотеке Москов. Д. Академии. Там на обор. 185 л. между прочим сказано: Кончаны быша книгн сия... замышлением препод. игумена Никона. 27. (2001). Триодь постная, полууст., напис. 1560 года, и малый лист, 233 листа. Вторая половина Триоди постной, начиная с понедельника 3 недели поста и оканч. теми же статьями, какие под предыд. 26: Седалны от осмогласника, яже поем на первых стихологиях св. Четыредесятница и троична на 8 гласов. Впереди на белом листе между прочим написано: Государю строителю Пафнутию, лета 7068 (1560), а на нижней доске мелким почерком, коим написана в конце ркп. последняя статья: Господи помози рабу Божию Козме. 28. (2001). Триодь постная, устав., иач. XVI века, в лист, 180 листов, над заглавной заставкой нарисованы две птицы. Первая половина, начало и конец те же, что под, 26. 29. (2003). Триодь постная, устав., нач. XVI века, в лист, 215 листов. Вторая половина, начало и конец те же, что под 27. Письмо одинаково с предыд. списком 28. 30. (1996). Минея служебная мес. октябрь, устав. исх. XIV или нач. XV века, в лист, 255 листов. Служб русским Святым нет, Покрову пресв. Богородицы опущена с замечанием сверху заглавного листа: А покрову пресв. Богородици стихиры и канон в Богородичники.. Под 28 числом сказано: В те же день в святых отца нашего Арсения, архиеп. сербскаго, служба ему писана на конец книг сих, но конечные листы утрачены. 31. (1997). Минея служ. мес. ноябрь, устав., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 262 листа, письмо одинаково с предыд. 30. В конце ркп. приписана в XVII в. на бумаге служба препод. Никону радонежскому. 32. (1998). Минея служ. мес. декабрь, полууст. в два столбца, исх. XV века, в лист, 237 листов. В конце ркп. приписана на бумаге служба св. Стефану, архиеп. сурожскому. На последнем пергаменном листе внизу киноварью: Сиа книга написана, рекомаа мес. Декемврий, по благословению игумену, а сего рукою мя и благословил. Ниже приписи нарисована рука благословляюшая Отдел VI. История Церкви и жития святых

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

266  В бумагах Типографского архива об этом уставе записано следующее: «в нынешнем в 142 г. сентября в 30 день вышли из дела из печати тысяча сто пятьдесят книг уставов. Цена стала по рублю и по двадцати по три алтына по две денги, книга устав в тетратех» (тетр. лист 71). В марте отправлено было известное число подносных экземпляров на государев двор, к патриарху, и затем устав поступил в продажу. В 1636 году цена была повышена до рубля двадцати копеек, восьми алтын и двух денег. Но замечательно, что покупщиками являются между прочим рабочие Печатного двора, из которых некоторые берут по три и даже по пять книг в тетрадях. Может быть, им предлагали эту книгу в зачёт жалования, и казне было очень выгодно пополнять этим способом издержки по содержанию печатного двора, особенно когда издания залёживались. Так было продано в этом году разным лицам девяносто девять экземпляров устава. О дальнейшем движении последних двух изданий неизвестно, но видно, что в 1636 году от них оставалось немного, потому что они называются „остаточными” от продажи 143 года.   267  Богоявленскому игумену Илье государева жалования устав в тетратех (устав 1633 года) безденежно дан. Игумен Илья книгу взял и руку приложил (Расх. кн. лист 120 оборот). Кроме того, в расходных книгах Казённого Дворцового Приказа упоминается о государевом жаловании ему камкой и куницами в 7130, 7135, 7137, 7140 годах, за то, что он сидел у книжной у печатной справки, или просто «за книжную справку» (Чт. Общ. Ист. и Др. 1882 г., часть 2. См. нашу статью: Как у нас правились церковные книги. Приб. к твор. св. от. 1883, книга 3).   268  О внешней стороне этого издания в бумагах Типографского архива читается следующее: «в прошлом во 148 г (1610) июня в первый день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу начася печатати книга устав в деревянных хоромах в четыре станы, да тых станов теже книги пособляли делать в книжной палате в три станы, да в верхней палате в пять станов и те книги устав вышли из дела в нынешнем в 149 (1641) году марта в 26-е и что на те книги вышло бумаги и всяких разных запасов по расписке мастеровых людей и то выписано лист 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

О сем-то оставлении нас Божиею помощию за нашу гордыню и говорится в выражениях: «Бог уклонил нас от пути своего», «Бог ожесточил сердца наши». Не Бог нас уклонил и ожесточил, но мы сами уклонились и ожесточились по своему злому нраву, будучи оставлены помощию Божиею за своё высокоумие. Посему слова Писания «Бог уклонил нас от пути своего, Бог ожесточил» значат: Бог удалил помощь свою от нас на совершение добродетелей за нашу гордыню. Отсюда понятно и выражение «дух праздности, уныния… не даждь ми». По старому переводу, когда читаем: «дух праздности, уныния… отжени от мене», мы просим Бога прогнать от нас уже действующие в нас сии страсти, а по исправленному переводу, когда читаем: «дух праздности, уныния… не даждь ми», мы просим Бога, чтобы прежде впадения во оные страсти избавил нас от них. Должно прибавить ещё, что в молитве «Господи и Владыко живота моего» выражение не даждь ми вместо отжени от мене обретается и в древлеписанных и древлепечатных книгах, напр., в следующих: 1) Устав церковный 15-го века, хранящийся в библиотеке А.И. Хлудова под 112, лист 5 на обор.: «Господи Владыко живота моего, дух праздньства, лукавствия, любовластия, празднословия не даждь ми». 2) Устав церковный 15-го века, хранящийся в той же библиотеке под 123, лист 7: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия не даждь ми». Точно такое же выражение не даждь ми вместо отжени от мене находится ещё в следующих рукописных книгах: В Псалтири с Часословом 16-го века, хранящейся в библиотеке А.И. Хлудова под 8, лист 164. В Часослове 15-го века, хранящемся в библиотеке Троицко-Сергиевской Лавры под 16, лист 33 на обор. В Часослове 16-го века, хранящ. в библиотеке Московской Синодальной Типографии под 147 (лист 49 на обор.). В Часослове с Шестодневом 16-го века библиотеки А.И. Хлудова под 10 по второму прибавлению к каталогу (лист 4). 3) Часослов печат. 1491 г. в Кракове, тетр. 4, лист 4: «Господи Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, любоначалия и празднословия не даждь ми». То же и в следующих печатных книгах: В Псалтыри с возследованием, печат. в Венеции 1561 г. (тетр. 58). В такой же Псалтыри, печат. в Киеве 1643 г. (стр. 321). Итак, именуемые старообрядцы, не вникнув в смысл изречений Священного Писания и не справясь с древлеписьменными и древлепечатными книгами, несправедливо укоряют св. церковь за употребление в молитве св. Ефрема Сирина вместо слов отжени от мене выражения не даждь ми. Читать далее Источник: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиж. пер., д. Лисснера, 1890 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010