С этим тождеством надлежит посчитаться в полной мере, ибо Иерониму, как воспитанному в латинской культуре, казалось бы вполне естественно отождествить имя Апостола с римским именем Paulus и объяснить его, как синоним Parvus, малый; а с другой стороны, – свои сведения блаженный Иероним имел непосредственно из живого раввинского предания Палестины и, очевидно, должен был получить веские указания, касательно этимологии разбираемого имени, чтобы поступиться естественным ходом своей мысли. В других древних толкованиях, имена Савл и Павел тоже этимологически сближаются между собою и даются с теми же основными значениями. В Glossarie olbertianae значится: «Σαλος δικτης», «Σαολ ατημα». В Onomasticon Vaticanum: «Σαολ ητημνος» – «Σαολ ατητς κεχρημνος»; в параллельно этому: «Παλος στμα σαλοσμο η θαυμαστς η εκλεκτς», хотя имеется и толкование в латинском смысле, а именно: «Παλος νπαυσις, ελχιστος»; Наконец, в Onomasticon Coislianum «Παλος θαυμαστς εκλεκτς σμβουλος – в Деяниях Апостольских ( Деян. 13:9 ), применительно к Апостолу, имеется формула Σαλος και Παλος 391 . Как известно, этим оборотом και, равносильным латинскому qui et, – он же и, – уравниваются два имени, как относящиеся к одному лицу. Этот оборот означает приблизительно то же, что и оборот καλομνος, называемый, как свидетельствуется Фомою Гераклийским и, в частности, применительно к имени Савл, текстом Деяний 392 . Таким образом, Савл уже ранее, вероятно, с детства, именовался также и Павлом. Однако, соединение этих двух имен не было личной особенностью Апостола, его прозванием: в Сирии и в восточных частях Малой Азии установлено среди евреев рассеяния существование личного имени Павел, что подтверждает семитскую его этимологию. Замечательно, что в известном пасквиле на Евангелие «Толдоф Йешу» имя Павел ставится в связь с еврейским глаголом – – паъал – он работал, между тем, как было бы естественно ждать здесь, для полного унижения Апостола, этимологии латинской и, по ее гойству, вообще, и по значению в данном случае; очевидно, последняя отстраняется по непосредственной ясности еврейскому автору – этимологией еврейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

66 Семен Денисов в «Истории о отцех и страдальцех Соловецких» пишет о Никаноре, что братия «умолила» его... «ехати к Москве во еже оутолити гнев царский, воспламененый на обитель и оупросити жителем ея в древле церковных уставех стояти». Л. 24. 67 «Вещию же самою» (в действительности), как пишет Семен Денисов, «к покаянию обратитеся за преступление». Л. 25, оборот. 68 «От Аввакумовых и Лазаревых арменоподражательных учеников», пишет преосвященный Игнатий в третьем послании «прибегоша нецыи на море, во страны северныя, на остров Соловецкий. И тако оную святую обитель Спасову и Пресвятыя Богородицы, и преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких, со всем братством возмутиша... К тому же бесновательному их арменоподражательству прибегоша в тую же обитель окаяннаго богоотступника и чародея, Донскаго казака и атамана Стеньки Разина с помощники воры из Астрахани». Ист. оп. Солов, мон., ч. I, стр. 150–151. 70 «Стрельба началась», показывал старец Митрофан, «от Никанора архимандрита, да от служки Федюшки Бородина с товарищи и он, Никанор, по башням ходит безпрестанно и пушки кадит и водою кропит и им говорит: «матушки де мол галаночки, надежда де у нас на вас, вы де нас обороните». Сырцов, стр. 391. 73 О том, что происходило в это время среди приверженцев раскола, мы узнаем из рассказов Макария, бывшего после усмирения мятежа Соловецким настоятелем, в котором главным образом участвовали пришельцы и сильные, овладевшие обителью, и подстрекавшие мирную братию к мятежу из корыстных побуждений и слепой привязанности к старой вере и порядкам. 76 «На пространстве нашего Севера», пишет преосвященный Игнатий, едва можно встретить человека из простецов, который бы не сказал вам сколько-нибудь как-нибудь об упоминаемых в челобитной и истории («о отцех и страдальцех Соловецких») подвигах Соловков, когда бы зашла речь о вере. Список с челобитной и истории увидите вы почти у всякого здешняго грамотнаго». Цит. соч. «Истина Солов, обители» стр. 1–3. Люди, знакомые с состоянием раскола в архангельской губ. заявляют, что причиной сильного укоренения раскола здесь послужило упомянутое сочинение С. Денисова, которое не только раскольники, но и православные, по своему невежеству, считают чуть не выше св. Евангелия (Письмо отца Макарова ректору семинарии архимандриту Донату; Сырцов, стр. 6–7. Прав. Собес, 1880, ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обеспечивая школы всем необходимым, Косма Этолийский призывал самих местных жителей к инициативности и активной общественной позиции. Отныне они сами должны были участвовать в содержании школ и финансировать их как из общинных средств, так и на основе личных пожертвований: «Здесь, в селении вашем, видя, что у вас нет школы, дабы дети ваши читали и бесплатно учились грамоте, попросил я христиан, и они по возможности и желанию способствовали основанию школы. Но и вам самим следует всем вместе помогать вашей школе, из собственных средств или на деньги общины... чтобы получить награду от Бога и почёт у людей» 388 . Косма старался найти опору на местах, стремясь призвать людей к участию в жизни школы. Он выбирал ответственных лиц, собирал средства, стремился, чтобы школа как можно скорее вышла на автономный уровень развития. Порой Косма Этолийский предпринимал весьма нестандартные и неожиданные ходы. Во многих проповедях он призывал народ отказаться от работы в воскресные и праздничные дни, которые должны были стать временем, когда старшее поколение смогло бы посвятить собственному образованию. Он также установил практику так называемого «молока воскресения». Средства от продажи сельскохозяйственных продуктов в этот день шли на поддержку школ и церквей 389 . Косма Этолийский в своих поучениях, помимо привычного монолога, широко использовал диалогическую и риторическую формы. «Вероятно, он был знаком с современными педагогическими теориями... а также пользовался методиками, которые педагогическая наука позднее введёт в свой оборот, назовёт и предложит» 390 . Как и Песталоцци, Косма основывает свою педагогическую методику на отношениях учитель – ученик, которые в свою очередь должны базироваться на любви и взаимном доверии. Главный педагогический приём Космы – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания , творений святых отцов и житийной литературы 391 . Также он постоянно ссылается и на свой опыт, стараясь воспитывать слушателей на своём собственном примере 392 . Учение Космы построено на возврате к утерянной традиции, приобщении к опыту предков. Так как этот путь возможен только через приобщение к Евангелию, святоотеческому и античному наследию, Косма старается использовать эти тексты как учебные пособия, постоянно цитирует их в своих проповедях 393 . В то же время Косма осознаёт, что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере. Священники должны стать примером для мирян, проповедники для слушателей, родители для детей 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Там, где гора скрывала от воинов Ирода праведную Елизавету и Иоанна Весной 2010 года мюнхенский корреспондент Анатолий Холодюк в течение трех месяцев пребывал в качестве трудника в группе строителей, работавших на территории Горненского женского монастыря под Иерусалимом. В свободное время он совершал паломнические поездки в окрестности Эйн-Карема, связанного, по преданиям, с пребыванием в этих местах праведных Захарии и Елизаветы, и их сына Иоанна Предтечи. Работая в библиотеках и архивах Иерусалима, корреспондент подготовил записки паломника, которые мы предлагаем читателям. Статья Некоторые письменные источники и устные предания определяют место жительства праведных Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи, в Хевроне или рядом с ним (1 и 12, с. 388–391) , а также в Вет-Захарии близ Вифлеема (2, с. 124). Однако большинство материалов связывают это место с нагорной иудейской страной, где ныне расположено иерусалимское предместье Эйн-Карем (3, 6, 7, 8, 9, 10), хотя ни один из известных документов не подтверждает этого в достаточной степени. В Евангелии от Луки также не приводится точное название города Захарии и Елизаветы. Указано только, что они жили «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1: 5) в одном из городов Иудеи (Лк 1:39). Даже Хеврон, как один из четырех древнейших святых иудейских городов, где находится пещера праотцев Махпела, не имеет ни одного памятника или какого-либо вещественного доказательства, связанного с пребыванием здесь родителей Иоанна Предтечи.

http://bogoslov.ru/article/1343205

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Макарий Великий Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Макарий  Великий, или Макарий Египетский (301–391) [греч] – святой, память 19 января. Отец Церкви, автор нравоучительных бесед. Библиография работ о персоне: Макарий Египетский//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.6 – январь дни 15–31. Руфин. Жизнь пустынных отцов/  Пер. с лат.:  – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1991. (Репринт 1898 г.). (Гл. 28). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  II(XI), гл. 4). Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. – Клин: Фонд " Христианская жизнь " , 2001. (Гл. 18: О Макарии Египетском). Беседы аввы Макария //Игнатий (Брянчанинов). Отечник. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. – Б.м.: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1979. Аполлов А.И. Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского. – М., 1889. Арсений (Жадиновский), архимандрит. Преподобный Макарий Египетский. – М., 1914. Барсов Н.И. Макарий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.

http://bogoslov.ru/person/2948270

Только когда с Запада подошел Стилихон, Аларих вынужден был окопаться в Фессалии. Но так как побуждаемый к тому Руфином, Аркадий, может быть, не без оснований требовал удаления Стилихона и возвращения восточных отрядов из Италии в Константинополь, то последние двинулись под командой Гаины к столице. Руфин пал им в жертву и место руководящего министра занял евнух Евтропий. Тут-то Аларих и предпринял свой страшный поход через Фермопилы в Грецию. Елевсин, Пирей, Мегара, Коринф, Аргос и Спарта не устояли против готских дружин, христианско-варварскую ревность которых фанатики-монахи разожгли до дикого неистовства против этих главных обителей и последних твердынь язычества. Тут во время похода в Элиду на них напал с тыла вернувшийся Стиллихон и окружил готское войско на аркадийском плоскогорье у Фолои. Вопреки ожиданию дело окончилось мирно, и восточно-римское правительство дало страшному готу титул magister militum per Illyricum. Антиохиец Иоанн, прозванный впоследствии церковью Златоустом, столь же могучий силою своего слова, как расположением народа, не щадил, подобно какому-нибудь шотландскому пуританину, ни роскоши императорского двора, ни нравственной испорченности богачей. Лично преданный строгому аскетизму, он является одновременно иерархом с папским представлением о своей власти. Азию, где митрополия Ефеса славилась своим апостольским происхождением от любимого ученика Христова, он с беспощадной силой подчинил во время своей поездки власти предстоятеля нового Рима, который с 381 года уравнялся в правах со старым Римом. Тогда поднялись враги Иоанна. Правда, от пустого и бездарного сирийского епископа Северина, соперничавшего с ним в столице своими проповедями, он легко избавился. Но тем более серьезный оборот приняли дела, когда правительство выдвинуло его смертельного врага, честолюбивого и беспринципного александрийского папу Феофила. Александриец сиял после разрушения в 391 году Серапеума в свежем блеске славы истребителя идолов; св. Афанасием и его преемником Петром, руководителем так называемого вселенского собора 381 года, Восток уже был приучен к тому, чтобы предоставлять окончательное решение в духовных делах заместителю кафедры апостола Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Благодать и воля по Августину (Milost a vle podle Augustina) Монография, посвященная отношению человеческой свободы и благодати Божией в мышлении Августина от его ранних философских диалогов до спора с пелагианами, описывает постепенную кристаллизацию одной из наиболее спорных, но и самых влиятельных доктрин в истории западного христианства. Книга может также послужить введением в мышление бл. Августина. OIKOYMENH , 2004 г.  384 с.  ISBN 80-7298-172-2 Содержание: Введение Заслуга веры (386-396) 1. Бог как гарант мирового порядка и податель познания (философские диалоги 386 г.) (1) Блаженство как deum habere ( De beata vita ) (2) Совершенный порядок ( De ordine ) (3) Бог как даритель познания ( Soliloquia )   2. Универсум воли (сочинения до священнической хиротонии – 387-390 гг.) (1) Божий образ в человеке ( De quantitate animae ) (2) Происхождение добра из воли и добрая воля, обозначающая блаженство ( De libero arbitro , I) (3) Любовь к Богу, влитая в человеческие сердца ( De moribus Ecclesiae catholicae et de moribus Manichaeorum ) (4) Трещина в универсуме воли ( De Genesi contra Manichaeos ) (5) Анализ воли по De diversis questionibus LXXXIII , 1-60 (6) Gratia как милость в De vera religione   3. Павловы мотивы (период священства, 391-396 гг.) (1) «Делаю то, чего не хочу» ( De duabis animabus ; Contra Fortunatum ; De libero arbitro , III) (2) Принятие людей сынами Божьими (De fide et symbolo ; De sermone Domini in monte ; Enarrationes in Psalmos , 1, 32; De Genesi inperfectus liber )

http://bogoslov.ru/book/1277875

В Красноярске пройдет презентация первой книги из серии изданий по истории епархии 19 января 2009 г. 17:08 20 января в Литературном музее Красноярская епархия представит общественности первое издание, вышедшее в рамках нового проекта, который получил благословение архиепископа Красноярского и Енисейского Антония . Научно-популярная книга «Судьба Церкви в судьбе храма» (большой формат, цветные фотоиллюстрации) открывает серию книг по истории одной из самых крупных епархий России. Книга, посвященная 160-летней истории красноярского Свято-Троицкого собора, основана на большом массиве исследованных авторами архивных документов (в издании более трехсот ссылок на использованные источники). Большинство документов вводится в научный оборот впервые. В книге содержится множество новых фактов и имен из истории не только Троицкого храма, но и Красноярской епархии в целом. Особенно это касается малоизученного и до сих пор практически обществу неизвестного советского периода в жизни епархии. Большинство имен красноярских священников, благочинных, настоятелей храмов ХХ века и биографические сведения о них публикуются впервые. В презентации книги примут участие архиепископ Антоний, настоятель Свято-Троицкого собора игумен Нектарий (Селезнев), создатели книги, ответственные представители администрации Красноярского края и администрации г. Красноярска, руководители Управления общественных связей губернатора Красноярского края, Главного управления культуры и Главного управления образования г. Красноярска, известные красноярские ученые, руководители архивных учреждений, библиотек и музеев Красноярска, директора издательского дома «Восточная Сибирь» и издательско-полиграфического комплекса «Платина», издавших книгу, деятели культуры, краеведы, православная общественность. Устроители акции предполагают также обсудить с участниками встречи дальнейшие планы по подготовке и изданию книг по истории Православия на Енисее, насчитывающей уже более 400 лет. В ходе презентации часть тиража книги будет торжественно передана в научные, массовые и детские библиотеки Красноярского края, в архивы и в музеи, общеобразовательным и воскресным школам, в красноярские вузы. Справки по тел.: (391) 227-46-15 (пресс-служба Красноярской епархии), e-mail: mira43@mail.ru . Сайт Красноярской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 22 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/532270.htm...

Новости Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " www.moral.ru   МВД России категорически против легализации " легких наркотиков "   По данным МВД России, с начала года сотрудники ведомства изъяли более девяти тонн наркотиков. Кроме того, было выявлено более 120 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Не секрет, что в наши дни незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими стали серьезнейшей государственной проблемой, реально угрожающей национальной безопасности России. Наряду с созданным в марте этого года госнаркоконтролем противодействие наркотикам по-прежнему оказывает МВД. Только в этом году подразделениями министерства было выявлено более 100 тысяч преступлений в этой сфере. Об этом заявил зам. начальника ГУБОПа МВД России Виталий Скворцов. СКВОРЦОВ: За прошедшие восемь месяцев органами внутренних дел выявлено чуть меньше 123-х тысяч наркопреступлений. Это несколько меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В текущем году из-за незаконного оборота изъято более 9 тонн 300 килограммов разных наркотиков. Пресечен 391 факт наркоконтрабанды. По традиции наиболее сложная ситуация сохраняется в приграничных регионах страны. Кроме того, своеобразную пальму первенства по обороту наркотиков держат крупные города, где уровень жизни несколько выше, чем в провинции. СКВОРЦОВ: Наиболее проблемными регионами являются приграничные с Казахстаном, через которые идет основной поток опиатов. Как и раньше, наибольшее количество зарегистрированных наркопреступлений выявляется в крупных субъектах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, Новосибирск, Кемеровская область. Вместе с тем Скворцов еще раз высказался за недопустимость легализации так называемых легких наркотиков растительного происхождения - марихуаны или анаши. По словам представителя МВД, опыт зарубежных стран, допустивших употребление марихуаны, показывает, что это не препятствует распространению тяжелых наркотиков и негативно сказывается на количестве так называемых бытовых преступлений. Радиостанция " Маяк "   ВСЕ НОВОСТИ © Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " kfmrr@yandex.ru    

http://moral.ru/news/03_0916_narko.htm

IV в. господствующим исповеданием, но и против язычников и иудеев, а также против еретиков и схизматиков. Серия законов, ограничивавших свободу языческого культа, открывается эдиктами имп. Констанция II (337-361) о запрещении жертвоприношений (341) и о закрытии языческих храмов, расположенных внутри городских стен Рима (342) (CTh. XVI 10. 2-3). В 356 г. последовали законы о повсеместном закрытии языческих храмов, о прекращении жертвоприношений, о запрете магии, гадания, астрологии, о смертной казни за идолопоклонство (CTh. XVI 10. 4-6). Эти распоряжения отменил имп. Юлиан Отступник (361-363), но его законы, исполненные «языческого духа», были объявлены недействительными в 370 г. (CTh. XVI 2. 18). Наиболее жесткие меры, поставившие язычество вне закона, принимались зап. императорами Грацианом (367-383), Валентинианом II (375-392), Феодосием I (392-395) и Гонорием (393-423). В 380 г. нарушение христ. заповедей, даже совершенное по неведению, было приравнено к кощунству (sacrilegium - CTh. XVI 2. 25). Отступники от христианства были лишены права оставлять завещание (законы 381, 383, 391 гг.), а впосл. и остальных гражданских прав (закон 391 г.). Кровавые жертвоприношения и дивинация карались ссылкой (CTh. XVI 10. 7). Указ о запрещении языческого культа и о закрытии языческих храмов, адресованный префекту претория, был издан в Медиолане 24 февр. 391 г. (CTh. XVI 10. 10). Вопреки мнению нек-рых исследователей (напр.: Joannou. 1972. P. 47-48) этот указ, по-видимому, должен был исполняться не только в Риме, но и во всей Зап. Римской империи. Аналогичные законы для вост. части империи были изданы в 391, 392 и 395 гг. В законе 392 г. пояснялось, что запрет относился как к публичному, так и к частному культу, причем жертвоприношение богам приравнивалось к гос. измене (CTh. XVI 10. 12). Инициатива издания этих законов обычно приписывается имп. Феодосию I, нек-рые меры, направленные против язычников, иудеев и еретиков, были приняты под влиянием свт. Амвросия , еп. Медиоланского.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010