(л. 16 оборот) В суботу Дмитровскую. По преподобнем отце нашем началнице святые обители сея игумене Иосифе и по всей братьи дачя святейшаго митрополита Данила всея Русии, первого игумена бывшего во святей обители сей. По преподобнем отце нашем Иосифе служит игумен всем собором и список брацкой при(о)читают весь, иже зде лежащих братий наших, а в вечере на понахиде на гроб чудотворцов ходят и после обедни корм болшой, квас медвен”. Род Малюты Скуратова в Волоколамском монастыре: Инок Леонид Скуратов Бельский; дача по нем Малютина, – лист 16 оборот (15 Окт.). Инока Варсонофия, Малютина мать Скуратова, – лист 19. Малюта Григорий Лукьянович Скуратов; дача по нем государева и жены его, – лист 15 и 31 оборот. Максим Зарянской (?) Григориев сын Малютин Скуратова, – лист 23 оборот Л. 18 оборот. (Память) по Григорье по казаке Гриденине, по монастырском слуге, дачи 100 рублев. Л. 27 оборот. „В 30 день (Декабря) по святейшем митрополите Макарие всея Руси, дачи его 200 рублев, да апостол болшой в десть, золотом прописан весь, писмо великое монастырское 987 , цена 50 рублев, да поникодило болшое, да книга в десть Григорей Селунский, да 150 братин медяных, служить игумен, корм болшой, квас медвен”. Обиход этот составлен Евфимием Турковым не ранее 1579 года, – лист 71 („По благоверной великой княгине Елене, по государьской матери, дача государьская в лето 7087”) и до поставления в игумены, – лист 92 (ибо составлен „по благословении и совету настоятеля святые обители сея и преимущих старцов”. Поставлен в игумены 26 Июля 1575г., Строева, Списки иерархов. На последнем листе. Евфимий называет себя составителем обихода). Освящение церквей. [В требниках XIV-XV вв. читаются только две молитвы „на основание церкви и потчение кресту” (рукописи Московской Синодальной библиотеки (900), листы 30–31, конца XIV в. и (326), лист 68, 1481 года). В Требнике XVI в. встречается уже особый „чин основанию церкви и потычению кресту” (рукопись той же библиотеки (310), листы 109–110). – Особый „чин бываемый на освящение церкви и на въдружение еже в нём св. трапезы” находим в тех же рукописях листы 31–57; листы 69–92 и листы 120 оборот – 130). „Чин и устав, бываемый внегда некако позыблется святая трапеза” – в рукописи листы 57 оборот – 63; листы 93–98. В Требнике XVI в. (рукопись листы 110–118) читаем „чин священию церкви малого освящения, поне антимис священ есть великым освящением от святителя”].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Казанское издание часть 1, слово XVII, стр. 377; Лаврская глава 72, лист 345. В Иоасафовской 13. 3) Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеческом. Казанское издание часть 1, слово XVIII, стр. 399; Лаврская глава 53, лист 231 оборот. Первое послание к Карпову, – Казанское издание 1, 357, 427. В Лаврских и и в Синодальных Описания вставка, сделанная Максимом после (или писцами не ладно, она должна быть в 2-м, которое писано после 1525г. в Твери), о бумаге Николая Немчина о начале турков и пр. См. Синодальных рукописей Описания лист 174, стр. 537 („ церковь в пребывание любве вечные даже до лет Господня”... Лаврская (7576), Лаврская (6576). Лаврская лист 322 оборот и лист 225 оборот. Тут видно, что против Николая Максим писал до 1525г. 4) Слово обличительно отчасти латынского злословия, в нём же и на альманака, иже возвелеречевавша потопа всемерного быти, иже некогда поминаемых губительнейша. Казанское издание часть 1, слово XXII, стр. 457; Лаврская глава 136, лист 571. 5) Послание к некоему князю слово поучительно о прелести звездочестней и утешительно живущим в скорбех. Казанское издание часть 1, слово XIX, стр. 435; Лаврская глава 88, лист 436]. В Иоасафовской 36. 6) Послание к некоему иноку, бывшему во игуменех, о немецкой прелести, глаголемей фортуне, и о колесе её. Казанское издание часть 1, слово XX, стр. 446; Лаврская глава лист 440]. В Иоасафовской 37. Выше отдел I, раздел II, ( стр. ) и ниже в отделе II (нравоучительный), раздел 3, ( стр. 252 ). г) против старых славянских апокрифических сказаний и русских суеверий: 1) Слово обличительно вкупе и развращательно лживого описания Афродитиана персянина зломудренного. Лаврская глава 10, лист 68. В Иоасафовской 10. Слово Афродитиана, – Волоколамская рукопись лист 302; Волоколамская рукопись лист 217. Напечатано у Тихонравова в Памятниках т. II, стр. 1 (по рукописи XIII в.). 2) Сказание о присносущественне и о преславном рожении Единородного Сына и Слова Божия Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Феофан, патриарх Иерусалимский, в 1620 году в Киеве поставил для Русской церкви митрополита и епископов – лист 214; – не слушающий восточных патриархов отметается самого Христа – листы 231, 232. О таинствах – о необходимости святого причащения – листы 51, 52, 54, 248; – без миропомазания крещение несовершенно – листы 245–287. Об антихристе – антихрист – человек будет – лист 270; – антихрист родится от девицы жидовки – лист 270; – антихрист будет царствовать 3½ года – лист 270; – антихрист от предтеч своих отличается – листы 269, 270; – во время пришествия антихриста посланы будут Илия, Енох и Иоанн Евангелист – лист 270 об. Об обрядах – об изменении литургии – лист 107; – о прибавлении церковных песней – листы 136–137; – октоихи переданы церквам в 831 году – лист 137; – «Аще мы, или ангел…» относится к догматам веры – листы 195–196; – о кресте четвероконечном – лист 69; – о перстосложении (двуперстном) – лист 74; – о хождении против солнца – лист 137; – у еретиков больше воздержания, чем у христиан, но церковь познаётся не по житию, а по Писанию – листы 216, 255 и далее; – православные не хранят посты – лист 103 об.; – православные курят табак и упиваются – лист 128; – пение тропарей для иноков (якобы) не полезно есть: сими бо тропари диавол уловляет иноки (?!) – лист 144; – по седми тысящах якобы наступит кончина мира – лист 271; – летоисчисление – различно – лист 168 об. б).Пособия по обличению раскола 1) Выписки из старописьменных и старопечатных книг Адриана Озерского, в 2-х частях. Эта книга представляет одни выписки из книг и древних рукописей, находящихся в различных библиотеках. По своему содержанию «Выписки» распадаются на две части: в первой содержатся выписки, касающиеся вопросов догматических: о церкви, священстве, таинствах и прочем; во второй – вопросов обрядовых. При пользовании нашей книгой «Выписки» Озерского безусловно необходимы для справок, так как мы часто делаем ссылки на эту книгу. 2) Истинно-древняя Христова церковь . Эта книга, составленная митрополитом Григорием, разделяется так же, как и «Выписки», на две части, из которых первую можно назвать догматико-полемической, направленной против раскола, а вторую – обрядово-апологетической. Книга преосвященного Григория весьма полезна при изучении истории обличения раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

В Менологии Императора Василия под 23 Сентября ангел, благовествующий Захарии, с перстосложенной рукой (у Успенских стр. 61). На фреске Киевского Софийского собора изображён великомученик Георгий и перед ним на коленях царица Александра: великомученик с протянутой к царице перстосложенной рукой, см. у гр. Толстова и Кондакова в Русских древностях в памятниках искусства, т. IV, стр. 138. – На монете императора никейского Федора Ласкаря, занимавшего престол с 1255 по 1258 год, Спаситель изображён с перстосложением правой руки, состоящим в том, что протянут один указательный перст, а все остальные пригнуты, – у Дюканжа в Familiae Byzantinae, p. 218. Ясно, что Спаситель, изображённый с этим перстосложением, представляется говорящим (благовествующим), а не благословляющим (ибо перстосложение для благословения было крестовидное). А следовательно, – ещё и в половине XIII века Спаситель изображаем был не как благословляющий, а как благовествующий (говорящий). Выше мы упоминали о лицевом житии преподобного Сергия Радонежского, написанном во второй половине XVI века и в 1853 году изданном литографически. На картинках этого жития лица говорящие обозначаются посредством протянутых перстосложенных рук; наибольшей частью перстосложение есть единоперстие, состоящее в том, что указательный перст протянут, а все остальные персты пригнуты (а также пятиперстие или всеперстие, состоящее в том, что поднята рука с протянутыми всеми пятью перстами, см. например, лист 136 оборот sqq); но довольно примеров, что лица говорящие обозначаются посредством двоеперстия или посредством перстосложения, близкого к крестовидному, именно – перстосложения, в котором палец сомкнут с малым средним перстом, а остальные персты протянуты (посредством двоеперстия: листы 3, 5, 27, 67 оборот, 68, 145 и оборот, 154 оборот, 159, 162 оборот, 188, 190, 191 оборот, 197, 216, 289 оборот, 291, 334 оборот, sqq; посредством перстосложения, близкого к крестовидному: листы 25, 26, 103, 155, 226, 275 оборот, 292, 327 оборот). Следовательно, и во второй ещё половине XVI века лица говорящие обозначались у нас посредством перстосложения, тождественного с двоеперстием для крестного знамения и посредством перстосложения, близкого к крестовидному перстосложению для благословения. Между фресками алтарной стены Московского Успенского собора, которые относятся ко второй четверти XVII века и которые открыты были при реставрации собора в 1882 году, есть изображения преподобных Варлаама пустынника и Иоасафа царевича Индейских. Преподобный Варлаам, в знак того, что он держит поучение к Иоасафу, как это видно и из читаемого на хартии, находящейся в левой руке его, изображён с перстосложенной двоеперстно и протянутой к Иоасафу правою рукой. В Строгановском иконописном лицевом подлиннике XVII века, изданном в 1869 году, также находим несколько примеров, что лица говорящие обозначаются посредством протянутой и двоеперстно перстосложенной руки, см. 23 Сентября, 8 Ноября, 10 Декабря, 1 Января, 25 Марта, 2 Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

70 обор., и четвертого Вселен. Собора прав. 5-е лист. 95. 566 Разумеем здесь только беглых Священников, которые получили рукоположение. О крайней же преступности людей, которые иногда, как известно, действовали у вас, как Священники, нигде не получив рукоположения, уже не говорим. 569 Антиох. Собора прав. 3. Кормч. лист. 63 на обор. и 64. То же говорит 15 прав. св. Апостолов лист. 4. 16-е прав. 1-го Вселенск. Собора, лист. 38 на об. 5 и 20 прав. 4-го вселенск. Собора, лист. 95 и 101 на обор. 571 Кормч., лист. 95 на обор. То же заключается в 17 и 18 прав. 6-го вселенск. Собора. Там же, лист. 182 на обор. 573 Вполне означенное правило читается так: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем (Епископом), ради некия ереси, осужденныя св. Соборами или Отцами, когда т.е. он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым Епископом, прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным». Книга правил св. Апост. и проч., стр. 289 и 290. 575 Кормч., лист. 122 на обор. Иного способа к оправданию себя Священнику совершенно нет. Слич. 74-е Апост. правило. Кормч., лист. 20 на обор. 577 Первого вселенского Собора прав. 15 и 16, Кормч. лист. 38 и на обор.; антиохиииского Собора прав. 13, Кормч. лист. 67 обор. и проч. 620 Св. Василия В. в кн. о постничестве пр. 352, лист. 291. Тв. св. От. в нов. перев. Т. IX, стр. 374, 375. 693 Смотр. Требник, печатан. при Патр. Филарете, в статье о Миропомазании, лист. 334 и далее до 340. 701 См. Ответ Преосвящ. Никифора Архиеписк. Астраханскаго, печатающийся обыкновенно на конце его ответов на вопросы старообрядцев. 713 Вас. Вел. в нрав. правилах, прав. 21, стр. 391. 3 Том. твор. Вас. Велик., изд. 1846 г. в 8. Москва. 736 Напр. можно читать книги: Гавриила Филаделфийского о св. Тайнах, Диалогизм Духовный о седми сакраментах и т.д. 779 Немало есть и других выражений, которыми охуляется святейшее Тело и святейшая Кровь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Описания Синодальных рукописей, отдела 2 часть 2, стр. 631, Молитва евангелиста Луки, – Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 457. 12 . О книгах истинных и ложных и о почитании книг. О книгах истинных и ложных. Синодальные рукописи стр. 600 стр. 640; стр. 679; стр. 742; листы 11 оборот и 160, стр. 505 fin., 506; лист 641, стр. 577 fin. листы 646 оборот и 648, стр. 578. (О книгах ихже подобает чести и внимати и ихже не внимати, ни чести). См. Пыпина и Спасовича Историю славянских литератур 2 издание I, 68. Порфирьева Словесность, I, 225 примечание [Памятники Павлова col. 104, 114, 789–796]. О почитании книг слова, поучения и статьи: а) Златоустого – Слово како подобает чтениа послушати и внимати. Начало: „Рече блаженный Ио. Златоустый: седящу ти на чтении словес Божьих, прежде помолися ему”. Синодальная рукопись XVI в., стр. 178; стр. 271, конца XIV или начала XV в.; Лаврский Измарагд лист 5 оборот fin. б)  Ефрема Сирина от слова 99 егда почнеши чести книгу кой, с прилежаньем и болезнию чти. Сходна с предыдущей. Синодальная рукопись XVII в., стр. 184. в) Златоуста, Ефрема Сирина , Василия великого , Исаака Сирина и других (выбор из-) о еже како подобает прочитати божественная писания, – Синодальная рукопись XVII в., стр. 213, рукопись листы 671–680. г) Преподобный Нестор, – Лаврский список стр. 65–66. д) Наказание святых отец. Аще кто боголюбец и богочтец всхочет насладить душу свою, то послушает святых книг. Волоколамская рукопись лист 263. е) Слово Златоустого о книжном учении и о почитании всякому человеку. Волоколамская рукопись лист 31 оборот. Начало: „Послушайте, братие, и разумейте чада, како вы есть веровати во единого Бога”. ж) Слово о книжной вещи Златоустого. Начало: „Что приобретают, приникающе в божественныя книги. Волоколамская рукопись лист 513 оборот. з)  Ефрема Сирина , како достоит со всем прилежанием чести святые книги. Братия, егда ти найдет лукавый помысл, извлечи си мечь. Лаврский Измарагд лист 6. и) Лаврский Измарагд листы 5 оборот – 9 оборот. Несколько статей о почитании книг (много). 13. Статьи по азбуке, грамматике и философии. Азбуковники.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

367 col. 1). 4, потом мест из акафиста Богородице). Знал по-болгарски, лист 479 (хлябии). 6) Сказание сея речи: ступайте людие мои (Исаии, 26, 20). Лаврская глава 15, лист 100 оборот. 7) Римской церкви толкование Господня моления (т. е. молитвы Отче наш ) вопросы и ответы. Лаврская глава 143, лист 499 оборот. (Перевод с латинского?). Максимово ли? В надписании не сказано. 8) Толкование 4 гласа ирмос первые песни. (Три стояще крепкии рожейся от Девы). Лаврская глава 150, лист 594. 9) Сказание отчасти недоуменных неких речений в слове Григория Богослова (Нифракинстии уставы сия). Лаврская глава 44, лист 149. VII ) Сочинения, относящиеся к делу об исправлении книг: 1) Исповедание православной веры Максима инока из Св. горы, в нём же извещает о Христе Иисусе всякого православного священника же и князя, что по всему истиннейше есть православен инок и пр. Казанское издание часть 1, слово 1, стр. 23; Лаврская глава 1, лист 6. В Иоасафовской 1. Защищается против того, что еретик и враг русской державы. К епископам и боярам в малолетство Грозного, – Казанское издание стр. 33, 36. Просьба в общих выражениях стр. 38 fin.. 2) Слово отвещательно о исправлении русских книг, в немже и глаголющих, яко плоть Господня по воскресении мертвых неописана бысть и прочее. Лаврская глава 11, лист 78; митрополита Платона часть 2 стр. 302; Казанское издание часть III, стр. 60. Просится в Святую гору. К князьям. В Иоасафовской 11. Писано в 1543 или 1544г. Казанское издание стр. 61. Упоминание о предыдущем стр. 61 fin.. 3) Словцо отвещательно о книжном исправлении. Лаврская глава 12, лист 85 оборот; митрополита Платона часть 2 стр. Казанское издание часть III, стр. 79. В Иоасафовской 12. В одном из Синодальных списков, описания стр. 524, лист 39 оборот на поле приписано: „сие писано епископу Тверскому”. Вздор, – митрополиту Макарию. 4) Сказание, како подобает известно блюсти исповедание православный веры (о символе веры ). Лаврская глава 48, лист 169. (Было в символе: из Марии Девы вместо и Марии Девы; чаем вместо чаю; жизнь будущую века вместо жизнь будущего века).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Не подобает в руку взимати, но от руки священнически, яко от Серафима угль горящий, божественное тело и кровь Господню, лжицею, яко клещами, от священнаго потиря усты приимати» (Книг. Кирилл. лист 304 на оборот. и 305). 225. Что причащение должно быть видимым, как об этом учит Большой катехизис? «Тайна есть невидимыя благодати Божия видимое знамение» (Большой катехизис, лист 355). «Аще бы точию едину имел человек душу без телесе, яцыи же суть Ангели, то убо без сих вещественных и чувственных, и видимых знамений взимал бы дары Божия. Но понеже телесем обложен есть человек: сего ради кроме видимых и чувственных знамений благодать Божию не может прияти» (Больш. катехиз. лист 353 и на оборот.). «Тело и кровь Христова не сицевая суть, якоже зрим и чуем верху явленная знамения. Обаче известно се веждь, яко идеже сия видимая знамения не суть, ту ни телесе Христова и пречестныя крове Его несть. Зане под сими точию образы, знамениями хлеба и вина, по освящении глагол Господних, дается тело и кровь Христова, кроме же сих не дается» (Больш. катехиз. лист 384 на оборот.). 226. Что говорил о причащении пустынножителей святой Василий Великий ? «Вси, иже по пустыням иночествующе и идеже несть священника, причащение о себе держаще, причащаются» (Никон. Черн. гор. Сл. 53, л. 450 на оборот.). 227. Что говорил о причащении пустынножителей святой Ефрем Сирин ? «Живущии в пустыни преподобнии отцы, заблуждающе в горах, исполнены правды, зане суть уди церковнии, не разлучают себе от стада. Не закон разоряют, не приемлюще священничество держати 8 . Егда же предстанут честнии священници святей трапезе службу принести, тии первее простирают руки своя, приемлюще с верою тело тогоже Владыки, воистину иже присно с ними сущаго» (Св. Ефр. Сир. Слово 111, стран. 340 на оборот. и 341). 228. Что говорил о причащении пустынножителей святой И. Златоуст? «Хощу малая к вам рещи освященных тайнами. К всем убо нам слово есть, не к сущим же зде током, но и к седящым в пустыни. Они бо единою летом причащаются, многожды же и чрез две лете» (Св. И. Злат. На посл. к Евр. нравоуч. 17, стран. 2945. Снес. Никона игум. Черн. горы лист 446 на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

218. Как читаются в Евангелии слова Иисуса Христа о необходимости причащения? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго и пиете кровь Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Иоан. зач. 23 гл. 6, ст. 53, 54. Евангел. печат. при патр. Ермогене лист 159 на обор.). 219. Какие слова Иисуса Христа указывают, что отвергающие Чашу причащения отвергаются Нового Завета? «Сия Чаша Новый Завет Моею кровию (Лук. зач. 108. гл. 22, ст. 20. Снес. 1Кор. зач. 149. гл. 11 ст. 25. Евр. зач. 335 гл. 13 ст. 20). 220. что таинство причащения установлено для всех членов церкви, как об этом говорится в Большом катехизисе? « Церковь соборная утверждена святых мученик мощми, в нейже совершается и тайна святыя и божественныя службы, в нейже вси вернии приемлем пречистаго тела и честныя Крови Христа Бога нашего» (Больш. катехиз. лист 121). 221. О необходимости причащения что пишется в Книге о вере? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго и не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ). Страшен ответ Христовых словес? И яко истинна суть словеса Его, сим заключает: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут ( Мф.24:34 ). Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» (Книг. о вере лист 51). «Без причастия тоя истинныя святыни спастися невозможно» (Книг. о вере лист. 248 на оборот. Снес. лист 51. Снес. Златоустник лист 96). 222. О необходимости причащения что пишется в книге Кирилловой? «Аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может» (Книг. Кирилл. лист 34 на оборот.). 223. Удаляющихся причащения как называет святой Кирилл Александрийский ? «Иже церкви Божии и причастия себе святых Христовых Тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Соборник лист 118). 224. О причащении от руки святительской, или священнической, что говорится в Книге Кирилловой? «Пречестное тело и кровь Христа Спаса нашего от руки святительския, со страхом Божиим и с верою, во уста приимати подобает» (Книг. Кирилл. лист 304 и на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Указатель нужных мест Что есть вера – лист 2. О церкви – Что есть церковь – лист 24. – О власти церкви – лист 25. – Кроме церкви несть спасения – лист 36. О священстве – Священство установлено от Христа – лист 34. – Силы рукоположения никто не имеет, кроме епископов – лист 35. – Разрешить кающегося может только священник – листы 35 и 36 об. – О почитании священников – лист 27. О таинствах – Строители таинств – лист 35. – Сколько таинств – лист 29. – О вечности причащения – лист 32. Символ веры – 8-й член без слова «истинного» – лист 20. – 7-й член «Его же царствию не будет конца» – лист 11. О перстосложении – лист 16 об. 11) Именуемая Кириллова книга – это сборник статей, составленный известными и неизвестными писателями в обличение латинских, армянских и лютеранских лжеучений. Эти статьи собраны московским протопопом Михаилом Роговым и напечатаны в Москве в 1644 году. Название своё этот сборник получил от первой статьи, содержащей толкование 15-го огласительного Слова святого Кирилла Иерусалимского (IV век) на седьмой член Символа веры , которое в именуемой «Кирилловой книге» названо «Сказание на осьмый век». Толкование это написано бывшим учителем львовского училища (в начале XVII столетия) Стефаном Зизанием (братом составителя Большого катихизиса); причём он свои толкования не отделил от подлинных слов святого Кирилла, так что трудно узнать, что принадлежит святому Кириллу и что самому Зизанию; иногда свои слова он даже приписывает как бы святому Кириллу, например, на листе 22 говорит: «А се есть первое, якоже святой Кирилл пишет». При таком смешении речей редкие понимают, что это «Сказание на осьмый век» в большей своей части принадлежит не святому Кириллу, а Зизанию (см. листы 17 об., 31, 54, 64, 79 об.). В полном своём составе эта книга не может служить выразительницей учения православной церкви, потому что наряду с истинными мыслями содержит еретические и неправильные. Так, в двоестрочии – введение в книгу, изложенное стихами – высказана мысль, что вечных мучений не будет. В толковании Зизания высказано мнение о кончине мира и явлении антихриста в VIII веке, или, что то же, в восьмой тысяче лет (листы 2 об. и 20). Главы 25, 26 и 31 наполнены чисто баснословными рассказами. Несмотря на столь многочисленные недостатки, Кириллова книга может быть с пользой употреблена в борьбе с расколом по следующим пререкаемым вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010