197. Священноначалие церковное как разделяет святой Дионисий Ареопагит ? «Божественный Дионисий, во время святых Апостол бывый и Апостола Павла ученик сый, все священноначалие церковное на диаконы, священники и епископы разделял» (Книг. о вере лист 64). 198. Что церковь не может пребывать без епископа, как об этом говорит святой Иоанн Златоуст ? «Не может церкви без епископа быти» (Маргарит. Житие Иоанна Златоуста , лист 144 на обор.). 199. О чем говорится в словах книги Кирилловой: «пастыри отступиша, мощно быти без них»? В словах книги Кирилловой говорится, что можно быть без тех пастырей, которые от православия отступили в римскую унию (кн. Кирил. лист 502). Слова книги Кирилловой обращены к оставшимся верными православию «всем князем и воеводам, такоже и духовным, епископом и до последняго степене, и простым смиренным гражданом» (Кн. Кирил. лист 501. Снес. кн. о вер. лист 210 на обор. Кн. Кирил. лист 485 на обор., 487. Кн. о вере лист 214 на обор.). 200. Что будет с епископом, если он отречется от всех епископов, как будто от еретиков, и присоединится к такому обществу, в котором нет ни одного епископа? Епископ сам останется вне церкви, если отречется от всех епископов, как будто от еретиков, и присоединится к такому обществу, в котором нет ни одного епископа. «Не может церкви без епископа быти» 6 . 201. Из каких слов Малого катехизиса видно, что где нет рукоположения, совершаемого епископами, там нет и таинства священства? «Какая есть вещь, или образ тайны священства? Вещь есть возложение рук епископских на главе приемлющего священство» (Мал. катехиз. лист 35 на оборот.). 202. Что епископское рукоположение столько же нужно для нас, сколько и самая вера, как об этом учит святой Иоанн Златоуст ? «Реци ми, яже рукоположения исчезают и погибают? И какая польза есть иных, сему не сущу опасну? яко же бо за веру, тако и за сие ратоватися подобает» (Св. И. Златоуст на посл. к Ефес. нравоуч. 11-е, стр. 1693). 203. О необходимости непрерывно преемственного епископского рукоположения что говорит Никон, игумен Черной горы?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

213. Что и недостойные священники не уменьшают благодатной силы совершаемых ими Таинств, как об этом учит святой Иоанн Златоуст ? Не имяше ниже крещение быти, ниже тело Христово, ниже принос онеми, аще бы везде достоинство благодать искаше. Ныне же и недостойными Бог действовати обыче, и ничимже крещения благодать от жития священническаго повреждается. Да не кто от предстоящих, житие испытуя священническое, соблазнится о сверашемых Тайнах: ничто же бо человек в предлежащая вводит, но все Божия силы дело есть и Той есть тайноводяй» (Св. И. Злат. на 1 посл. к Коринф. бесед. осьмая. Стран. 602. Снес. Никон. игум. Черн. горы. Лист 301). «И недостойными благодать действует, не тех ради, но ради хотящих пользоватися» (Св. Из. Злат. на 1 посл. к Фессал. бесед. 11. Страниц. 2300). 214. Что говорится в Номоканоне при Иноческом потребнике о благодатной силе рукоположения? »Действует рукоположения благодать, за приходящих спасение. Не человек бо действует, но сквозе орудие благодать» (Номок. при Иноч. потребн. лист 56 и на оборот.). 215. О благодатной силе рукоположения что говорит блаженный Феофилакт? «Архиереи священныя чины поставляют и совершают, еже есть рукоположение. Аще и недостоин будет, дар имать от поставления» (Блаж. Феофилакт. Толков. на 95 зач. на Еванг. Лук. Лист 206). 216. О том, что и грешный, недостойный, священнодействующий низводит освящающую благодать Святого Духа, как учит святой Анастасий Синайский? «Не рцы: «грешник есть приносяй, осужден есть, недостоин есть, и не приходит благодать Святаго Духа», не помысли ничтоже таково. Темже не судите никогоже, изряднее же священника Божия, но с верою приступи и покаянием дельным, и совестию читою Божиим Тайнам, и освящение получиши всяко« (Св. Анастасия Син. от слова, еже о святем собрании. Никона Черн. горы слово 40. Лист. 301 и на оборот.). 217. О том, что и от недостойных священников получаем освящение, как учит Большой катехизис? «Благодать Божия множищею и недостойными действуется: якоже и недостойными священники освящаемся» (Больш. катехиз. лист 15 на оборот.). 5. О таинстве причащения

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Митрополит Фотий, никого не обязывая к этому посту, рекомендует, однако же, и его хранение 1070 . В рассматриваемое нами время многие или некоторые у нас считали за должное поститься в тот день, в который приходилось кому-нибудь пить воду с креста, т. е. воду, освящённую августовским или малым водоосвящением. Митрополит Киприан на вопрос об этом игумена Афанасия отвечал: „воды со креста пив, годится мясо ясти мирянину, чернцом же млеко; понеже и егда святое причастие приимаем, в той день ямы все невозбранно, кольми паче внегда со креста воды пием” 1071 . Что касается правил относительно того, как именно хранить и содержать посты, то митрополит Фотий в своём окружном поучении священническому и иноческому чину говорит в этом отношении о великом посте, или четыредесятнице и о постах среды и пятка. Разрешая в великом посте есть рыбу в субботы и недели (воскресения), с включением в последнем случае недели Цветной, и в праздник Благовещения, он увещевает все остальные дни поста проводить с сухоядением; постные среды и пятки всего года он увещевает хранить также с сухоядением 1072 . (О посте Артемий говорит, что он состоит в непринятии известной пищи до известного определённого срока, – Библиотека Историческая стр. 1210. Разумеет срок дней или часов в днях. О праздниках Господских и великих святых, еже в коих разрешается пост и коленопреклонения не творити. Подобает ведати об этом, яко в предъучиненных сих праздниках. Волоколамская рукопись лист 476 оборот. Об уставлении праздников святыми отцами, – Волоколамская рукопись лист 324; Синодальная рукопись лист 311 оборот, стр. 103 (Рождество Христово установил Иоанн Златоуст , Богоявление – Василий Великий , Пасху – Григорий Богослов ). Слово святых отец о праздновании духовном и пьянстве. Начало: святые отцы уставиша постные дни по научению Господню и по заповеди святых отец. Лаврский Измарагд лист 50 (как проводить праздники). Кроме обыкновенных постов, можно поститься, взявши молитву у попа, во всякое время; а постящихся без молитвы проклят, – Лаврский Измарагд лист 230 и оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

3. Книга Аввы Дорофея , в ¼ д. листа, печати 1628 года. 4. Лимонарь, в ¼ д. листа, печатана «во дворе» Киевского Митрополита, Иова Борецкого.» 5. Учительное Евангелие, в лист, 1637 года, «повелением Петра Могилы , митрополита Киевского.» 6. Полуустав, в лист 1643 года. 7. Требник Митрополита Петра Могилы , в лист, 1646 г., с надписью по листам 1681 года, что положен сего монастыря Архимандритом Варсонофием (бывший Архимандрит Доброва монастыря Крутицкой Епархии). 8. Патерик Печерский, в лист, 1661 года. 9. Меч духовный, соч. Иоанникия Галятовского, 1669 года, в 1//4 д. листа. В. Виленской печати. 1. Учительное Евангелие, в лист, малого формата, печатано в Типографии Мамонича, в 1595 году; посвящено: «Пану Леонови Сапезе.» 2. Служебник, 1617 года, в ¼ д. листа, с подписью Патриарха Никона ; печатан в Типографии Мамоничей, с посвящением: «Пану Леонови Сапезе.» 3. Требник. Или наука о семи Таинствах, 1618 года, в ¼ д. листа; печатан в Типографии Мамоничей, с посвящением: «Пану Леонови Сапезе.» 4. Диоптра или зерцало, 1642 года в д. листа. Печатано трудолюбием иноков Св. общежительной обители Сошествия Св. Духа (второе издание). 5. Евангелие (тетр). В лист, 1600 года, «старанием и накладом Его Милости, пана Лукаша Мамонича, Старосты Дисненского.» Г. Львовской печати. 1. О Священстве слово Иоанна Златоуста , печатано в 1614 году, в «друкарне Братской Ставропигии, в обители Св. Онуфрия, иждивением Алексея Балабана, Старосты Веннецкого, благословением Епископа Львовского, Иеремии Тесаровского.» 2. Апостол, Львовской печати 1639 года, в лист малого формата, в типографии Михаила Слиоски, печатан по благословению Киевского Митрополита, Петра Могилы . 3. Ирмологий нотный, печатан в Львове 1700 года, в лист. Это первая печатная книга с линейными нотами, вышедшая из Славянской Типографии; тщанием иноков Львовской общежительной обители Св. Великомученика Георгия. Д. Уневского Успенского монастыря. 1. Учительное Евангелие, составлено трудолюбием Иеромонаха Кирилла Транквилиона, 1696, в лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Феодосия, была погребена печерскими иноками в церкви св. Богородицы, на левой стороне, против гроба своего духовного отца 306 . С. Смирнов Безобразова Μ.В. Творения св. Дионисия Ареопагита 307 //Богословский вестник 1898. Т. 1. 2. С. 195–205 (3-я пагин.) —195— В Румянцевском Музее находятся следующие списки: 1 . 93 по каталогу Востокова. Д. Ар. Творения с толкованиями Максима Исповедника , переведены в 1371 г. Исаией, в 4-ку, полуустав XV в., 355 л. Л. 331 «Изящнаго въ философе» Кр Фера о еже ко ради вины глава внци въчинении быш писатис 308 . 2 . 94 по каталогу Востокова. Д. Ар. О божественных именах с толкованиями Максима Исповедника , переведено Исаией монахом в 1371 г., в 4-ку, полуустав. XVII в., 222 л. 3 . 178 по каталогу Ундольского. Д. Ар. Творения скоропись исхода XVI в., 312 л., в лист (в конце л. 312 об. припись подложная о написании сей книги якобы в 7013 (1504 г.). Ундольский, Славяно-русские рукописи, Москва, 1870, стр. 159). 4 . 479 Творения Д. Ар. с толкованиями Максима Исповедника в переводе монаха Исаии, скоропись XVII в., в лист, 327 л. (ркп., сходная с 93). 5 . 480 Творения Д. Ар. с толкованиями Максима Исповедника в переводе монаха Исаии, скоропись XVII в., в лист, 469 л. В Публичной библиотеке находится следующий список: 963 из Древлехранилища Погодина. Творения Д. Ар. ¼ XVII в., 672 л. В Троице-Сергиевской Лавре: Отд. III 123/1842 Творения Д. Ар. полуустав 1524 г. в лист, 429 л. В Синодальной библиотеке: 54, скоропись XVII в., в лист, 504 л. 55, скоропись XVII в., в лист, 381 л. В С.-Петербургской Духовной академии: 1187/4 полуустав начала XVI в., в лист, 322 л. —196— 1188/5 полуустав XVI в., в лист, 398 л. 1189/6 скоропись XVIII в., в лист, 371 л. (В Троицкой духовной семинарии 3 рукописи). В Истории России Соловьёва (Москва, 1855, т, V, стр. 251) находится следующее сведение: «Геннадий (XV в.) писал к Ростовскому архиепископу Иоасафу: „Есть ли у вас в Кириллове Монастыре или в Ферапонтове или в Каменном книги: Сильвестр папа Римский, Слова Козьмы цресвитера на ересь Богомилов, Послание Фотия патриарха к Болгарскому царю Борису, Пророчества, Бытия, Царств, Притчи, Менандр, Иисус Сирахов, Логика, Дионисий Ареопагит , потому что книги эти у еретиков все есть?» Сведение это указывает на то, что перевод произведший Д. Ар. является одним из древних памятников нашей письменности. Именно перевод творений Д. Ар. и толкований Максима Исповедника был совершён на Афоне сербским монахом Исаией уже в 1371 г. 93, л. 4). Весьма возможно, как это предполагает Востоков, что Исаия был посредником в примирении князя сербского Лазаря и патриарха Саввы с Константинопольским патриархом (Описание Рум. Муз., стр. 157). Но трудно представить себе, чтоб Исаия приезжал в Россию в 1417–19 гг. Весьма возможно, что, передавая это сведение, митрополит Евгений 309 смешал Исаию переводчика Д. Ар. со святогорцем Исаией, имя которого упоминается в летописях и который жил столетием позже 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале прекрасная заставка с изображением Божией Матери. – Переплёт бумажный. 107. Сборник богослужебный. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 149 листах. Лист 121. Слово на новый год, сказанное Афанасием епископом Тверским 1 января 1763 года в присутствии Императрицы в придворной церкви. – Переплёт бумажный. 108. Сборник. Полуустав конца XVIII века, в лист, на 154 листах. Содержит в себе избранные беседы из Василия Великого и Иоанна Златоустог о. – Листы 88–154. Речи, выбранные из оратора Михаила Радова. – Переплёт бумажный. 109. Сборник. Полуустав XVIII–XIX веков, в 4-ку, на 23 листах. Лист 1. Житие Фёдора, епископа Ростовского. – Лист 7. Житие святого Иоанна московского юродивого, прозванного «Большой колпак». – Лист 13. Прошение вологодского посадского человека Ивана Конева святому Димитрию о дозволении на постройку каменной церкви во имя Богородицы Неопалимой Купины (от 7 июля 1708 года). – Листы 15–23. Проповедь Филарета, митрополита Московского, говорённая в 1836 году 14 июня, при освящении церкви Иакова. – Переплёт бумажный. 110. Сборник. Полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 245 листах. Листы 1–92. Проповедь архимандрита Авраамия. – Листы 92–202. Посмертное завещание Авраамия. – Листы 202–245. Выписки из разных книг и различные заметки. – Переплёт бумажный. 111. Сборник. Выписки из разных книг и журналов («Живописного обозрения», «Христианского чтения» и других). Скоропись XIX века; в 4-ку, на 241 листе. Лист 103. Вес и цена золотого образа святого Леонтия, Ростовского чудотворца. – Переплёт бумажный. 112. Сборник. Выписки из разных книг и мелкие статьи. Разными почерками скоропись и полуустав XVIII–XIX веков, в лист, на 241 листе. Впереди помещаются выписки из сочинений святителя Димитрия. – Переплёт кожаный. 113. Сборник. Содержит в себе лекции этики на латинском языке и несколько проповедей. Полуустав XVIII века, в 4-ку на 278 листах. Переплёт бумажный. 114. Сборник. Выписки из разных книг на латинском и русском языках. Скоропись XVIII века, в лист, на 145 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Лист 86. В кондаке Великой среды читается: яко да простыню (прощение) ми яко владыко подаси. Лист 87. Начало кондака Великой субботы: бездну затворивый мертв видится и понявой и плащаницей обит. Затем ряд кондаков прерывается со дня Пасхи до недели расслабленного за утратой двух листов. Лист 90 оборот. Суббота пред пентикостием за мертвыя. Листы 92–94. Помещены вне порядка кондаки и икосы на память Григория Богослова , Игнатия Богоносца , на освящение церкви и кондак молебный Богородице с икосом. Листы 94–97. Кондаки воскресные и икосы. Под этим заглавием помещены воскресные кондаки и икосы октоиха, с указанием подобна и припевов, но на ноты не положены. В кондаке главы 5 ошибочно читается: к адамови (аду, адови) спасе мой сшел еси. С 97-го листа до конца помещены разного рода песни, входящие в состав тропология. Этот отдел составляет обычное дополнение древних кондакарей и читается в сборниках Синодальном и Корсиньевом. Состав этой части различен, но при всём разнообразии как нельзя лучше подходит к содержанию сборников, известных под именем тропология и заключающих асматики, т.е. тот материал церковной службы, который исполняется певчески по гласам. Лист 97. Начаток бг гь из восьми гла. Под этим заглавием помещён тропарь воскресный 1-го гласа, богородичен, троичен и стихи из псалмов с аллилуйя того же гласа. Последние во всех гласах положены на ноты. Нотные знаки по начертанию отличаются от тех, которые поставлены над кондаками и принадлежат к системе так называемых крюковых знамен. Лист 98. Начаток с Богом степенныим из осми глас. Степенны положены на крюковые ноты. Лист 100. Начаток Бог Господь глас 2 и т.д. до пятого включительно. Затем изложение тропарей по гласам прерывается на листе 100 новой статьёй под заглавием «начаткъ аллоуиам», в которой помещены припевы из псалмов на разные праздники и дни памяти Святых. Лист 117 об. 124. Без особого заглавия новая статья, в которой помещены подобны всех гласов, положенные на крюковые ноты. Число подобных не для всех гласов одинаково, а некоторые из них оставлены без нотных знаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

«Непщую, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд. Сего ради и от девы, якоже бы рещи, родится: яко дух, аще и плоть многим явится, иже тогда» (Соборн. лист 128 на обор.). 269. Что последний антихрист будет не дух, а человек, как об этом учит св. апостол Павел? «И открыется человек беззаконию, сын погибели» (2Солун. зач. 275. Гл. 2, ст. 3. По Острож. библ. лист 53). 270. Что последний антихрист будет не дух, не сатана, а человек, как об этом говорит святой Иоанн Златоуст ? «Открыется человек греха, сын погибели ( 2Солун. 2, 3 ). Об антихристе зде беседует. Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже: но человек некий, всякое егово приемляй действо» (Св. И. Злат. на 2 посл. к Фессалон. бесед. трет. стран. 2333, 2334). 271. Что последний антихрист будет человек, действительно рожденный от женщины, а не сатана, как об этом говорит св. Ефрем Сирин ? «Нечестивый и прелукавый враг, отступник родится воистину от жены скверны. Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный, яко тать» (Свят. Ефрем Сирин . Слово 105 о антихристе. Лист 300). «егда узрят его людие, с радостию великою поставят его царя, глаголюще сами к себе: где убо ин обретается толик человек, благ и праведен» (Св. Ефрем. Сирин. Слово 105, лист 300 на оборот. Снес. Иоанн. 6, 70. 13, 27)? 272. что иной сатана, диавол, и иной антихрист, как об этом учит Андрей Кесарийский ? «Антихрист, сатану (в себе) носяй, на пагубу человеческую прибудет» (Толк. Андр. Кесар. на Апок. стр. 82). «Даст сатана, умный змий, антихристови всякую власть в знамениих и чудесех ложных» (Там же стран. 59). «Действуяй в антихристе диавол на церковь ополчится» (там же страниц. 54). 273. Что иной сатана и иной последний антихрист, как это указывается в Книге Кирилловой? «Сатана лживыми антихристы человеки Христовы ко антихристу приводит, всяким подобием тщася, дабы всем оному последнему лжехристу, яко истинному Христу, поклонитися» (Кирилл. Книг. лист 46 и на оборот. Снес. лист 45). 274. Что последний антихрист будет человек, от рода иудейского, как об этом пишется в Книге о вере?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

«И даны быша ему уста глаголющия велия и хульная: и дадеся ему область сотворити (брань) месяцев четыредесят и два ( Апок. 13:5 ). Четыредесят же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета область имети будет» (Толков. на Апокал. стран. 59). «Мню, яко в пришествии антихристове полчетверта лета верным и искусным попираемым быти и гонимым» (Толк. на Апокал. стр. 48). «Три лета и пол, являемая днями тисяща двесте и шестьдесятми, державствовати будет Отступление» (Толков. на Апокал. стр. 55. Снес. Апокал. 12, 6). 286. Что пишется в Книге Кирилловой о продолжении царствования последнего антихриста? «Будет антихристова царства токмо полчетверта лета. Не пророчествую же, но от пророка Даниила глаголю. Тако пишет: «дастся в руку его до времене, и времен, и полвремене» ( Дан.7:25 ). Время есть год един: возрастет пришествие его. А два времени – другия лета злобы его: и тако суть три лета. А полвремени есть шесть месяц» (Кириллов. книг. лист 52 на оборот.). " Полчетверта лета тако будет люто царствовати, дóндеже вторым с небесе славным пришествием Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа истиннаго, помрачится: его же убив духом уст своих ( 2Сол.2:8 ), родству огненному предаст» (Кирил. кн. лист 47 на обор.). «Сам последний едины полчетверта лета имать пребыти» (Кирилл. книг. лист 48 на оборот.). 287. Что пишется в Книге о вере о продолжении царствования последнего антихриста? " Полчетверта лета царствовати будет» (Кн. о вере л. 270). 288. Что пишется в Большом катехизисе о продолжении царствования последнего антихриста? «Антихрист имать царствовати три лета и месяц шесть» (Бол. катехиз. лист 102). 289. Что пишется в книге Соборник о продолжении царствования последнего антихриста? «Седмицы единыя седмь лет. В полседмицы, сиречь в триех и пол, царствует антихрист» (Соборник лист 130). «Человеколюбивый Бог время трием и пол лета сотворит скращено, останка ради, иже в горах и в вертепех сокровенных, да не всех онех Святых полк оскудеет, но со тащнием дни тии мимо текут» (Соборник лист 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

31 Августа. – К архиепископу Венетийскому о св. Духе. 31 Августа fin.. Хруса уединеного слово историческо о обретении креста. „Повеление вашего отчества”. 14 Сентября. См. у Жмакина в митрополите Данииле стр. 327. Царские книги, преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 603. См. Строев Словарь стр. 66 fin., Академическая рукопись лист 147 оборот (какие – то исторические книги). Ф аласия игумена разумы десять. Четыреста глав к Павлу пресвитеру. 11 Февраля. „Главник” митрополита Даниила. Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 338. На греческом у Миня t. 91 ( Περ αγπης κα γκρατε ας κα τς κατ νον πολιτεας). Описание Синодальных рукописей лист 359, стр. 444, XVI в.. Академическая рукопись [У Соболевского стр. 18–19.]. Ф еодора Едесского (IX в.) главы деятельные (100 глав). Синодальная рукопись лист 68 оборот, стр. 283, конца XV – начало XVI в.; стр. 654. О переводе см. Максим. Академическая рукопись См. „Главник” митрополита Даниила. Есть рукопись 1421г., – Строева Словарь 28 и 415. [У Соболевского стр. 19. О житии его – ibid.]. Феодорита епископа Кирского сказание 14 о пророчестве Иезекиилеве. 21 Июля. Отрывок из сочинения De Graecorum affectionum curatione. Синодальная рукопись лист 179, стр. 292, XIII в.; ibid. стр. 6. – Изъяснение трудных мест, митрополит Даниил у Жмакина стр. 416. На греческом у Миня в Патрологии t. 80, р. 76 (мест из книги Бытия, Исхода, Левит, Числ и пр.). [Ср. Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 87–88]. 4. ↓ Слова 445 . (Ср. выше Книги и трактаты). Из Четь-Миней митрополита Макария (где выставлены месяцы и числа) с дополнениями. а) По алфавиту авторов. Авраам ия, епископа Ефесского (на Сретение Господне). „Елма словеса на конци третего псалма”. 2 Февраля. Нет у Миня, у Филарета в Патрологии и у Кондогона. В Лаврской рукописи лист 139 – то же слово, лист 3 – то же слово. Амфилохия, епископа Иконийского, о пресвятой Богородице и о Симеоне и Анне. „Мнози великих человек”. 3 Февраля. У Миня t. 39, р. 44 ( Ες τν παπαντν).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010