– 65. Житие св. Исаии Ростовского чудотворца. – 80 об. Житие св. Леонтия Ростовского. – 107. Житие св. Никиты Столпника Переславского чудотворца, – 115 об. Житие св. Игнатия Ростовского чудотворца. – 172 об. Убиение св. князей Бориса и Глеба. По характеру письма относится к 15–16 веку. Переплет корешковый. 117-й. Толковое Евангелие в лист, писанное уставом на 840-х листах. С 1-го–2,5–7, 9–11, 13,15, 16, 18 20,22, 24, 26–28, 30 по 34-й лист скреплено рукою св. патриарха Никона . С 1-го по 173 лист написано толкование Евангелия на Матфея. С 174 по 268 – толкование Евангелия от Марка. – 269 по 522 – толкование Евангелия от Луки. – 523 по 837 – толкование Евангелия от Иоанна. – 838 до конца объяснение некоторых зачал и глав. По характеру письма относится к XVI–XVII веку. Переплет корешковый. 118-й. Катихизис в лист, писанный полууставом на 425-ти листах. С 1-го по 26 лист внизу по листам скреплено рукою св. патриарха Никона . По характеру письма относится к 17-му веку. Переплет корешковый. 119-й. Катихизис в лист, писанный полууставом, приближающимся к скорописи на 300-ти листах. По характеру письма относится к концу 17 или началу 18-го века. На 309 и 310-ти листах написаны тропарь и кондак св. мученику Антипе и ему же две молитвы. Переплет кожаный. 120-й. Патерик скитский, писанный в лист некрупным полууставом, переходящим в скоропись, на 387-ми листах. На 1– 4-х листах внизу подписано: «книга Кириллова монастыря.» С 5-го по 29-й лист включительно скреплено рукою св. патриарха Никона . На 251-м листе следующая приписка: книга начас писати оца игоумена лова монастыр въ лто е (1502) г. ноев, при самодержцихъ рски». С 253 по 387-й лист св. Аввы Дорофея 25-ть глав о разных добродетелях. Переплет кожаный. Нижняя застежка оторвана. 121-й Патерик скитский, писанный полууставом в поллиста на 516-ти листах. С 1-го по 4-й лист внизу по листам следующая скрепа: «Кирилова мнтр из кногохранительни.» Всех тетрадей, как помечено внизу, 65. По характеру письма относится к XVI веку. Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Смотр. книгу правил св. Апостол и пр., изд. 1843 г. лист. 367. 218 Слово 46 в неделю 25, лист. 323 на обор. и 324. В Почаевском издании неизвестного года вместо Архиепископом и Епископом поставлено Епископом и Иереем; но это фальшиво. 233 Прав. 14 всел. 7-го Собора, Кормч. лист. 214 на об. Также 33 прав. 6-го всел. Соб., Кормч. лист, 188. 237 Игнатий в послании к Филаделфийцам, лист. 32 на обор. По сокращенному тексту сие место читается так: «хороши и Священники, но Архиерей превосходнее: ему вверено святое святых, ему одному вверены тайны (т.е. св. таинства) Божии». 248 Послан. к Траллианам, лист. 9 на обор. В кратчайшем изложении посланий св. Игнатия сии слова читаются так: «Необходимо, чтоб вы (как и поступаете) ничего не делали без Епископа». Смотр. Христ. Чт. 1840 г. Март, стр. 240. 249 Послание к Магнезианам, лист. 20 на обор. В кратчайшем изложении посланий св. Игнатия сие место читается так: «Как Господь без Отца, по Своему с ним соединению, ничего не творил ни чрез Себя, ни чрез Апостолов: так и вы ничего не делайте без Епископа». Смотр. Христ. Чтен. 1830 г. Апрель, стр. 6. 250 Послание к Магнезианам, лист. 19. В кратчайшем изложении посланий Св. Игнатия сие место читается так: «Надлежит не только называться христианами, но и быть, не смотря на тех, которые хотя и признают Епископа по имени, но делают все без него. Таковые не имеют чистой совести, потому что имеют собрания не по совести». Смотр. Христ. Чт. 1830 г. Апрель, стр. 5. 251 Послание к Смирнянам, лист. 38 на обор. В кратчайшем изложении посланий Св. Игнатия сие место читается так: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается Епископом или тем, кому дана будет от него власть священнодействия». И несколько ниже: «Нельзя без Епископа ни крестить, ни совершать вечерю, но что он [Епископ] одобрит, то и Богу благоугодно». Смотр. Христ. Чт. часть XXXII, стр. 256. 252 Послание к Филаделфийцам, лист. 31 на обор. и 32. В кратчайшем изложении посланий св. Игнатия читается совершенно то же, именно: «Свидетель мне Тот, за которого я связан, что я не знал о том по плоти человеческой, но Дух сказал мне, говоря так: без Епископа ничего не делайте».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

На обороте передней доски следующая надпись: «1761 года Генваря дня оный аплъ вновь переплетен по приказанию преосвященного Амвросия Переславского и Дмитровского и архимандрита Воскресенского Новоиерусалимскаго». 13. Апостол в лист, печатанный во Львове 1639 года. С начала до деяний апостольских напечатано на 22-х листах, а с деяний до конца на 244 листах. 14. Апостол, печатанный в Москве в лист 1655 года на 366 листах. На 367-м листе означен год издания. Сзади 368 листа непомеченного написано «сия книга гостя Ивана Федоровича Юрьева». 15. Апостол в лист. Год издания затерян. Всех листов 365-ть. С 16-го листа по 41 – й внизу по листам следующая скрепа: «лета зр г (1658) Октября в 3-й. день великий гдрь святейший Никон патриарх Московский и всея великия и малые и белые России, сию книгу аплъ положил в мнтрь Воскресения Христова, что в Московском уезде на Истре реке». У Каратаева под 650 есть аплъ Моск. печати 1655 в 368 лист. Так как здесь недостает выходных листов, то он может быть и печатан 1655. 16. Три апостола: 1-й в большой лист, а два в обыкновенный лист печатаны в Москве 1684 года. 1-й апостол в большой лист переплетен в доску, обложенную полинялым малиновым бархатом. В 3-м год издания затерян. Но, судя по шрифту печати и по числу листов 352, надо отнести к 1684 году. В сем последнем апостоле с 16-го по 31-й лист внизу по листам следующая скрепа: «сия книга, глемая апль Воскресенскаго мнтр, что именуется новый Иерусалим, что на Истре реке, казенная, монастырская того же мнтр с подворья Воскресенского мнтр Деяния св. аплъ.» 17. Апостол в малый лист, печатанный в Москве 1697 года на 353 листах. С 1-го по 37-й лист внизу по листам следующая скрепа: «лета зсз (1699) Июля въ днь по указу великого гдр цр и великаго кнз Петра Але евича всеа великия и малые и Белые Росии самодержца дана сия книга Деяние св. аплъ из помесного приказу в Воскресенский мнтрь, что на Истре в церковь трех святителей Василия Великого , Григория Бгослова, Иоанна Златоуста , яже суть в больнице».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Хронограф на бумаге в большой лист, доведенный до Михаила 59 , написан хорошим почерком в 6672=1164 году. К этому хронографу присоединены правила Св. соборов вселенских и поместных. Хронограф александрийского патриарха Евтихия. Летопись Иоанна Антиохийского (Яхъи, сына 60 . Дрогоценная рукопись! В отделе естествоведения Медицина Лукмана на бумаге в лист, толстая рукопись 901 года магометанской эры, 1486 лета христианского. Переписчик этой медицины заметил, что на книге Лукмана поставлен год 6070-й, но какой эры, не сказал. Кто-то другой прописал, что эту книгу составил Гермес, третий по мудрости. В монастырской библиотеке кроме арабских рукописей находятся сирийские с показанными на них годами появления их: 1 . Евангелие на пергамине, in 4°, 6389=881 года. 2 . 0но же на пергамине, in 4°, без означения года. 3 . Евангелие на бумаге, in 4°, 438года магометанской эры, 1023 христианского. 4 . Новый Завет на бумаге, в лист, 6740=1232 года. 5 . Евангелие на бумаге, в лист, 692 года магометанского, 1277 христианского. 6 . Еще есть Евангелие, в лист, без года. 7 . Евангелие на бумаге, в лист, 6794=1286 г. 8 . Евангелие на бумаге, в лист,6830=1322 года. 9 . Деяния и послания апостольские 6831=1323 года. 10 . Деяния Св. апостолов на бумаге, в лист. без года. 11 . Октоих на бумаге, in 8°. 12 . Четь-Минея на бумаге, в лист. NB. Еще есть какая-то сирийская рукопись на бумаге в лист. Студент Крылов, пересмотревши арабские и сирийские рукописи, собственноручно заметил: Сирских кивг 27, – 6 на пергамине. Грузинских 17, – 12 на пергамине. Существование арабских, сирских и грузинских рукописей в Синайском монастыре, написанных в разных местах и в разные столетия, начиная с девятого до семнадцатого, доказывает, что в этот монастырь приходили на поклонение и в нем жили православные монахи и христиане, говорившие языками арабским, сирским и грузинским. Итак, не один Афон, а и Синай есть место общенародное. Сюда должны идти ориенталисты для изучения арабской письменности многовековой и для составления арабской палеографии, которая еще нигде не появлялась в свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Например, 31 глава – об обязанностях будильника – сопровождается следующим замечанием: «сие же ныне не бывает и во множайших уставех не обретается: мнится же ми, яко за леностное наше прилежание, и зане не терпим с любовью обличения. Сего ради умолчано некиими». Это замечание читается в некоторых греческих уставах, а отсюда перешло в славянские его списки (некоторые) и печатные издания. Личное мнение составителя этой статьи: «ομαι δ δι τ ραθυμαν πιρρεπς μν» не имеет ни особенного веса, ни особенных прав на сохранение. В 35 главе, взятой с сокращениями из Никона Черногорца, введено дополнение об обряде возвышения панагии на трапезе, по обычаю русских монастырей, со следующим замечанием (лист 24 оборот): «здеже обычай имамы диакону сия действовати». Замечание тем более неудобное, что читатель остаётся в совершенном неведении, о какой местности идёт здесь речь, и откуда заимствована вся эта статья. Глава 37 «о пении не подобает кроме собора особно пети» также взята из Никона и начинается словами: «достоит и сие ведати, зане якоже предрекохом о пении». Не говоря о личном характере этого замечания, – ссылка «предрекохом» сделана Никоном на одну из предыдущих статей, которая в его Тактиконе действительно читается, но в наш устав не вошла. В главе 40 о том, с какими обрядами высылаются из монастыря монахи, не желающие жить в нём, сделано замечание: «уведехом же о сем и нечто другое и зело изрядно на горе св. Авксентия обоепол Константина града, во обители глаголемый кир Антониеве» (лист 61). Взято из Никона Черногорца. Под именем Иоанна Постника приводится правило, которым запрещается в день Благовещения петь на литургии «да исправится». От имени неизвестного составителя здесь говорится: «и сие не вем киим нравом определится; неции бо из произволения и неучения многая приложиша. Аз же яко мню, сие не попущати» (лист 300). Правило это читается в греческом печатном уставе 1577 г., а туда взято из мартовской служебной минеи. Относительно пения великого славословия на утрене 23 сентября устав ссылается на какое-то «от устава списание» (лист 104 оборот) о котором «выше речеся». Ссылка взята из греческого печатного типика, где читается следующее: «ξστι γρ ς τ τυπικν συγγραψμενος λγει». Какой именно устав здесь разумеется, остаётся неизвестным, а так как на него нигде выше не было сделано указания, то и прибавка «якоже выше речеся» не имеет смысла. В нынешнем уставе это место несколько исправлено и читается: «возможно убо есть; якоже устав изъявляет», но какой устав и где изъявляет – остаётся по-прежнему непонятным (см. выше, абзац сноски

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Казанское издание часть 1, слово IV, стр. 55; Лаврская глава лист 198 оборот]. Главы Самуила евреина перевёл Николай Немчин (ibid.), в Новгороде в 1504г. для архиепископа Геннадия (Царская лист 154). [О Самуиле Мароккском еврее см. 1 половины тома стр. 606 примечание 1 ] в сочинении своём старается доказать, что Христос есть истинный Мессия (у Грессе II, 107). 2) Послание к некоему мужу (Георгию) поучительно на обеты некоего латынина мудреца (против Луцидариуса). Лаврская глава 54, лист 248 (то же глава III, лист 499). В Лаврской только часть против Луцидариуса; другую часть см. в Лаврской лист 370: „Учитель и ученик беседуют. Сея книга именуема Лусидариус сиречь просветитель”. О Луцидариусе в Летописях Тихонравова книга I, Отдел II, 33. В форме диалога между учителем и учеником христианское учение о мире, о людях, животных, странах и вообще о том, на что требовала ответ любознательность грамотного человека (и у Дамаскина есть о разных предметах естествознания). Максим о книге: „в множайших лжет и супротив пишет православным преданием”). [Казанское издание часть 3, слово XXVIII, стр. 226–236]. 3)  ↓ Словеса супротивна ко Иоанну Лодовику толковнику священные книги святого Августина епископа Иппоньскаго. Лаврская глава 51, лист 191. Против астрологии, которую защищает Людовик греческими языческими писателями; против авторитета и чтения этих последних, из коих Платона Людовик называет святейшим; в защиту перевода 70-ти (это главное: главы 7, 12, 13, 14, 15) и против Акилы, Симмаха и Федотиона, которым следует Людовик, и еврейского текста; против рая на небеси, созданного прежде создания всех сущих и проч. и проч., глав 21 (каждая на особое заблуждение). Есть важное. О Людовике см. Описания Синодальных рукописей стр. 543. в) против астрологии: 1) Господину Фёдору Ивановичу Карпову (опровергается утверждаемое Карповым, будто звездозрения прелесть нужна христианам). Казанское издание часть 1, слово XVI, стр. 347; Лаврская глава 77, лист 393 оборот. 2) Слово о том, яко промыслом Божиим, а не звёздами и колесом счастья, всё человеческое устрояется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После погребения на могилах покойников русские едят блины, – Monimenta Turgene vi i t. I, p. 127, col. 2. В XVI в. в Юго-Западной Руси поминовение усопших на могилах с музыкой и кормами, – митрополита Макария Истории т. XI, стр. 264. Сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения (3-й, 9-й, 40-й по смерти). Для раздачи служб в 40 церквей нужны были посредники – соборы. Поэтому в Москве сорокà (благочиния). Сорокоуст – в 40 церквах литургии в продолжение 40 дней, – Сказание о Щиле в Памятниках Кушелева-Безбородко, I, 22. Сорок сороков. В Новгороде было 44 церкви, в которых была вседневная служба, – Востоков, Румянцевский Музей стр. 42 col. 1. В 1548г. было установлено петь ежегодно панихиду по всем, умершим нужною смертью, – Акты Экспедиции т. I, стр. 208. Панихиду петь многим попам без диакона нельзя, – Волоколамская рукопись лист 7. Каноны (канун), – Житие преподобного Сергия лист 120. Есть кутью за усопших установлено в память того, что Климент Римский , будучи сослан в Анкиру, питался кутьёй, – Лаврская рукопись лист 732 (житие Климента). Слово о том, яко не подобает поминати себя за упокой в животе сущу, – Волоколамская рукопись лист 455. Чего ради творим третины, девятины, сорочины, – Волоколамская рукопись лист 102 оборот (тут же лист 103 оборот об ангелах Божием и сатанином, пишущих дела человека); Лаврский Измарагд лист 214 fin., другое). [В ответах митрополита Киприана игумену Афанасию читаем: „понахида пети многим попом без дьякона не лзе, но единому попу; аще ли будеть диякон, то многим попом пети, а дьякону почати, якоже и на всяком правиле церковном. В неделю за упокой не правити, ниже в суботу вечере понахида пети; в неделю же на проскомисании поминати умерших, такоже и в тайных молитвах не възбранно есть. Яко наставшему великому посту, аще случится кому от нас сего житьа преставитися среди недели, певше над ним, гробу предати, а правлениа никакова, ниже панихида творити должно есть, развее в пятницу вечер, а в суботу поминание; такоже и по всем пятницам великого поста, кроме пятые суботы и шестыя. По пасце же, от Фомины недели, за упокой правити лзе на всяк день; а в неделю за упокой поминание чести не лзе. См. Памятники Павлова col. 257–259.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Посем 3-жды помолшеся за ны· да снодобят ны ть с угодившими ему· да отпущени будут игуменом молитве бывши. Тогоже и по коньчании утреняя да творять. Мы убо надеющеся· благоговеинству мних, яко никому же преслушати им сея заповеди си заповедаем не зело временьна (бременна) суща, ни тяжька от житель благыих и доброразумьныих; аще ли ти о сих о нихже молим изнемогати начьнуть· прочее добре ведети яко рассыплют аще им не глаголет. Лист 22 оборот. Особая глава о службах, в которой показаны: прокимен, апостол, аллилуйя на глас со стихом, евангелие и причастен на литургии каждого дня седмицы. Служба ангелом; ищи сентября в 6-й день (под шестым сентября в кондакаре этого устава записана память архангела Михаила). Служба Предтечи во вторник. Служба св. Богородицы, ищи сентября в 8-й день (под восьмым сентября в кондакаре служба рождеству Богородицы). Служба св. апостол, ищи июня в 30-й день (в кондакаре на этот день не положено никакой памяти, но в других месяцесловах собор 12 апостолов). Служба кресту, служба пророкам (лист 23-й), ищи службы без апостола июня 14-го, апостол же есть к Коринфянам; братие, не дети бывайте (в кондакаре нет памяти на 14 июня, но в древних минеях, как и теперь, празднуется в этот день память пророка Елисея). Из этих ссылок видно, что в первоначальной рукописи была и служба по месяцеслову, но утрачена впоследствии. За перечислением служб седмичного круга помещено несколько служб на особенные случаи, именно: служба бездождью, на пришествие поганых тоже и страха ради, служба трусу, служба недужным (лист 23 оборот), служба хръстинам, служба граду (на заложение города), служба страху и рати, служба на победу (24 лист), служба на мир, служба печали человеку. Лист 24 оборот. «Кондакарь с богом починаем. Месяца сентября в 1-й день кондак св. Симеона, гл. 2 самогласно». Под этим заглавием помещены в уставе кондаки и икосы по дням церковного года в порядке месяцеслова, начиная сентябрём. Вслед за обозначением дня памяти святого или праздника здесь записывается: а) кондак сначала обыкновенным и затем растяжным письмом, приноровлённым для пения, с кондакарными нотными знаками над текстом, с обозначением гласа и подобна, или с надписью «самогласно», когда кондак исполняется собственным напевом; б) икос с обозначением подобна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

(Службы по месяцеслову занимают в рукописи листы 68 оборот – 196). Сентябрь (листы 68 оборот – 82 оборот). 1 . Начаток индикта и преподобного отца нашего Симеона столпника, 4 . Священномученика Вавилы. 5 . Пророка Захарии, отца Предтечева. 6 . Чудо архистратига Михаила в Хонех. 7 . Предпразднство св. Богородицы. 8 . Рождество Богородицы. 9 . Иоакима и Анны. 12 . Попразднство Рождества Богородицы. 13 . Предпразднство Воздвижения креста. 14 . Воздвижение креста. 15 . Служба Воздвижения и св. мученика Никиты. 16 . Св. мученицы Евфимии и преподобного Евиота Студийского. 20 . Св. великомученика Стефана и иже с ним. 23 . Зачатие Предтечи. 24 . Первомученицы Феклы. 25 . Преподобной Евфросинии Александрийской. 26 . Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 28 . Преподобного исповедника Харитона. 29 . Преподобного Кириака. 30 . Св. Григория Великого Армении. Октябрь (листы 82 оборот – 89 оборот). 1 . Апостола Анании и преподобного Романа, творца кондакаря (сладкопевца). 2 . Священномучеников Киприана и Иустины. 3 . Священномученика Дионисия Ареопагита . 6 . Апостола Фомы. 7 . Мучеников Сергия и Вакха. 8 . Преподобной Пелагии Антиохийской. 9 . Апостола Иакова Алфеева. 11 . «Семаго сбора о святых иконах» и память св. Феофана, творца канонов. 12 . Мучеников Прова, Тарха и Андроника. 13 . Святых Карпа и Папила. 14 . Успение апостола и евангелиста Луки. 20 . Мученика Артемия. 21 . Преподобного Илариона. 22 . Чтется житие преподобного Аверкия. 23 . Иакова брата Господня. 24 . Священномученика Арефы и иже с ним. 26 . Великомученика Димитрия. 31 . Чтется житие преподобного Аврамия. Ноябрь (листы 89 оборот – 101 оборот). 1 . Козмы и Дамиана. 2 . Св. Акиндина и иже с ним. 3 . Мученика Акепсимы и иже с ним и преподобного Иоанникия. 6 . Павла исповедника. 8 . Собор архистратига Михаила. 11 . Мучеников Мины, Виктора и Викентия, и преподобного Феодора Студита . 12 . Иоанна Милостивого, преподобного Нила и попразднство преподобного Феодора Студита . 13 . Иоанна Златоустог о. 14 . Апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4) Сия словеса сотворил инок в темнице затворен и скорбя, ими же себя утешание и утвержание в терпении, в 7040 лето. Лаврская глава 36, лист 143. (Царская глава 93, стр. 221 начало, гораздо полнее и перевод не тот). Казанское издание часть 2, слово XLIX, стр. 452. 5) Притча. Некто родися на лицы поля, в нощи тмой, пеленою не повит, водою не омыт и пр. (Следует разгадка: антихрист). Лаврская лист 291 оборот. 6) В голуби вошь. Голубь птица проста, беззлобива и чиста есть от вшей (в голубе вошь – грех от действа дьявола в душе простого человека). Лаврская лист 417. XV III ) Переводы: 1)  Геннадия, патриарха Константинопольского Схолариса диалог или беседование (патриарха Геннадия с турчанином. Перевод не Максимов, а одного из учеников его (см. предисловие, тут об отношении Максима к ученикам), только сделанный с Максимовой греческой книги). Лаврская глава 56, лист 253. Перевод Курбского см. Синодальные рукописи стр. 568. 2) Прение выписано из книги Дамаскиновы, в немже описуется гадания христианина ко срацином, или магметаном (перевод того же, что и предыдущее, или самого Максима? Перевод Курбского см. Синодальные рукописи стр. 567). Лаврская глава 57, лист 263. Собирался Максим и ещё переводить из Дамаскина. См. Слово отвещательно о исправлении книг русских у Платона стр. 319 fin. и 320. 3) Божественного Иоанна Хризостома слово на пянтикостие о Святем Дусе. Многиа воистину инакое благодати участницы суть (чей перевод не сказано). Лаврская глава 58, лист 267. См. Синодальный стр. 569. Слово это не Златоустого. 4) Святого отца нашего Василиа, архиепископа Кесарии Каппадокийские речение. И аще светлы суть оные постановления закон, ихже царие ко управлению (чей перевод не сказано. В русском переводе в издание Творения Святых Отцов часть V, стр. 40 sqq). Лаврская глава 59, лист 276. 5) Нравоучение от беседы 29-й еврейского послания (Златоустого. Александром Васильичем [Горским] на поле замечено: переведено с латинского). Лаврская глава 60, лист 279. 6) Нравоучение Златоустого от беседы 30-й еврейского послания о латынех зело полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010