«Западныя страны христиане, … Римляне, … крест Господень, … в церкви имуще, и почитают, и взирают нань и, покланяющеся ему, облобызают» (Соборное излож. Филарета патриарха о фрянзех и о прочих латинян. С нач. и статьи 23 и 24. Иноч. Потребник лист. 238 на обор., 241 и на обор. Книга Кирилл. лист. 257 на обор. 260 на обор.). 18. В каких словах Канона кресту Крест Христов называется четвероконечным? «Кресте всечестный четвероконечная сила» (Канон кресту, песнь первая, Псалтирь с восследов., печатан. 1651 года, Москва, лист. 473 на обор.). 19. Какие предметы освящаются четвероконечным крестом, изображаемым рукой? «Рукою изображаемый крест освящает вся, на нихже полагается: и воду, глаголю, крещения, и масло, и миро, и лица человека верующих, и тайный Хлеб, и священную Чашу, и иная вся» (св. Илариона. Книга Кирилла лист 275 на обор.). 20. Что четвероконечный крест изображается, кроме движения рукою, прикосновением копия в проскомидии, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Приемлет иерей в левой руце просфиру, в десней же святое копие, и знаменает с ним трижды вверху просфиры крестообразно» (Служебник. 1646 г. лист. 90 на обор. и 1635 г. лист. 78 на обор.). 21. Что четвероконечный крест изображается в проскомидии разрезыванием посредством копия, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Взимая святый Агнец … и режа иерей крестообразно, глаголет сице: жрется Агнец Божий» (Служ. 1646 г. л. 91 на об. и 1635 г. л. 79 на об.). 22. Что четвероконечный крест изображается расположением Святых Даров на дискосе, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Иерей, разделив святый Хлеб на четыре части, полагает их на святем дискосе крестообразно» (Служебн. 1646 г. л. 154 и 1635 г. лист. 134 и на обор.). 23. Что четвероконечный крест изображается осенением части Святых Даров над потиром, как об этом говорится в старопечатном Служебнике? «Иерей, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест вверху святого потиря» (Служебн. 1646 года лист. 154 на оборот. и 1635 г. лист. 134 на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Лист 14. В неделю третью память мироносицам. Канон поется великия субботы, глас 6-й «волною морскою». В неделю четвёртую служба о расслабленном. Лист 15. Во вторник и среду служба преполовению. Выписываем тропарь: прполовльшюс прадьник жажющюю дшю мою блговри (εσεβεας=благочестия) напои воды ко всмъ спсе въъпилъ си жажан да грдет къ мън и пить истоьниче жнвота мого Хе Бе слава теб. Затем целый лист, заключавший службу вознесения, вырезан. Лист 16. Устав об отправлении павечерницы от понедельника антипасхи до вознесения. Полагается павечерница полная, с поклонами кроме суббот и господских праздников «яже обрящеши на своих местех назнаменаны». В субботу шестой недели служба св. Отец 1-го Никейского собора. Лист 17. В субботу пентикостии служба за усопших, как и в мясопустную субботу. Тропарь пятидесятницы читается следующим образом: Блгнь си Хе Бе нашъ влий ловьц прмдры и постлавъ имъ дхъ стъ тми лови вселенню лвколюбе слава теб. В антифоне на литургии пятидесятницы из 19-го псалма читается: и олъкаоутоматы (λοκατωμ – всесожжение) твоя тучьна боуди. Лист 18. На вечерне в день пятидесятницы читаются в три приёма три молитвы коленопреклонения, но ни начала их, ни содержания не указано, сказано только, что поп чтет из олтаря на слусе (вслух) всем 1-ю молитву, всем на колену лежащем (Тур. Iren. Aug. p. 202. Mon. eccles. Gr. IV, ναγιγνσκειν ες πκοον πντων). Лист 19. В пяток тоя недели провожается праздник. Лист 19 оборот. На утрия в понедельник (после недели всех Святых) начинается пост св. апостол. После изложения вечерни в неделю всех Святых замечено, что с этой недели с вечера начинается и кланяние аче не в церкви, а в келиях, покланяния же бывают в пост св. апостол на день и на нощь 200. Лист 20. Время же часьного пения (т.е. пения часов) есть сице. Начинающю 2-му часу дне клеплют и поется 3 час, начынающюже 3-му – клеплют 6 час и 2 слава отпевше и егда начнут 3 славу, поп и диякон идета в олтарь и покланявшася у святые тряпезы шедъша поклонитася игумену и обълкся диякон проскумисает (так и в синодальном уставе: «и проскумисает диакон».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В статье: „О сенанике вкратце”, Волоколамская рукопись лист 30–34, вечный синодик называется просто синодиком, – лист 31 оборот fin. sqq, а вседневный синодик называется поминанием повседневным, – лист 32 оборот (об сенанике и вседневном поминании – лист 33 оборот fin.). По статье, в Иосифовом Волоколамском монастыре как будто только два синодика – синодик (вечный) и повседневное поминание, а на литиях чтётся повседневное поминание (в статье ясно, что на литиях читается вседневное поминание, – лист 33 fin. и оборот). В Иосифовом Волоколамском монастыре: 1) Синодик вечный (подстенный). Вычитывался постепенно, сколько успеется в день. 2) Вседневный список (панихидно-литейный). Каждый записанный в списке поминался на панихиде или литии каждый день. 3) Сорокоустный список. Список для ежедневного в продолжение 40 дней поминовения на литургии. См. Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 38, стр. 396. В Иосифовом монастыре три синодика: 1) сорокоустный, 2) повседневный на уреченные годы (литийный), 3) вечный (подстенный). Сорокоустного синодика не существовало. Где было много сорокоустов, там велась постоянно менявшаяся запись (а, может быть, и записи не было, а совершалось поминовение по частным помянникам заказчиков); где было мало сорокоустов, там без записей, на память (или по тем же частным помянникам заказчиков). Так что синодиков два: 1) повседневный (записанные в синодике все поминались каждый день) на уреченные годы или литийный, 2) вечный или подстенный. Обиход Волоколамского монастыря (Рукопись Московской духовной Академии из Волоколамских, Глава 5 984 . (л.1) Книги келейные, обиход монастырьской о преставльшихся братьях и о всех православных крестянех, иноком и мирским како погребение бывает во обители и како в сенаник пишут и в повседневной список поминают. О умерших. Ведати подобает, яко на погребение всякого преставльшагося брата облачится игумен со всем собором и погребение творит по уставу и братия вся приходят и последнее целование и прощение дают умершему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XV) Haдnucu. XVI) B разрешение вопросов казуистическо-богословских. XVII) Varia. XVIII) Nepeboды. I ) Полемические: а) против иноверцев и еретиков: 1) Иудеев: Слово о рождестве. Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на Иудея. Казанское издание часть 1, слово II, стр. 39; Лаврская рукопись .V 201, глава 5, лист 18. В Иоасафовской слово 5. (К проповеди Исака жидовина слово, кажется, не имеет отношения, потому что нет в нём никакого обращения к Исаку; написано слово не вследствие каких-нибудь внешних особенных побуждений, а потому, что Максим положил написать ряд слов против всех главнейших иноверцев и еретиков). 2) Язычников: Слово обличительно на еллинскую прелесть. Казанское издание часть 1, слово V, стр. 62; Лаврская глава 6, лист 22 оборот. В Иоасафовской слово 6. (Писано также без особенного внешнего побуждения, см. начало слова). 3) Магометан: α) Слово обличительно на агарянскую прелесть и умыслившего её скверного пса Моамефа. Казанское издание часть 1, слово VI, стр. 77; Лаврская глава 8, лист 41. В Иоасафовской слово 8. β) Слово 2 о том же к благоверным, на богоборца пса Моамефа и сказание отчасти о кончине века сего. Казанское издание часть 1, слово VII; Лаврская глава 9, лист 61. В Иоасафовской слово 9. γ) Ответы христианом противу агарян, хулящих нашу православную веру христианскую. Казанское издание часть 1, слово VIII, стр. 151; Лаврская глава 46, лист 195 оборот. 4) Армян: Слово на арменское зловерие. Казанское издание часть 1, слово IX, стр. 169; Лаврская глава 45, лист 151 оборот. 5) Латинян: α) Слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу, в том же обличения и на латинские три большие ереси (огонь чистилищный, Filioque и опресноки). Казанское издание часть 1, слово X, стр. 180; Лаврская гл. 7, лист 28. β) Слово противу льстивого списания Николая немчина, его же списал о совокуплении православным христианом и латыном (опровергается утверждаемое Николаем в его списании, будто латиняне так же православны, как и греки с русскими, и нет препятствий к соединению; выставляет Максим три латинские ереси: Filioque, чистилище и опресноки).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С поправками переписчика в тексте. Подробнее об этом летописце говорится в предисловии преосвященного Амфилохия к летописцу святителя Димитрия, недавно вышедшему из печати. – Переплёт бумажный. 31. Летописец келейный святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 393 листах. Переплёт кожаный. 32. Патерик или о подвижничестве блаженных отцев. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 238 листах. Переплёт бумажный. 33. Житие святого Димитрия, митрополита Ростовского. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 18 листах. Из библиотеки С.Саковнина. – Переплёт бумажный. 34. Жизнь святого Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца. Сочинение Александры Зражевской 1849 года. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 30 листах. Заглавный лист печатный. – Переплёт бумажный. 35. Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная из собственных его дневных записок и писем с некоторыми дополнениями к изданному уже житию сего угодника Божия усерднейшим почитателем великого святителя Д.Приклонским 1845 года. Скоропись XIX века, в лист, на 62 листах. Переплёт сафьянный. 36. Описание о мощах и чудесах святителя Димитрия (числом 301). Чёткий полуустав конца XVIII века, в лист, на 216 листах. Переплёт кожаный. 37. Акафист и чудеса святого Димитрия. Полуустав XIX века, в лист, на 253 листах. Лист 1. Акафист святому Димитрию, сочинённый священником Димитрием. – Лист 23. Описание чудес святого Димитрия, числом 301. – Лист 251. Житие святого Иакова, епископа Ростовского. – Переплёт кожаный. 38. Чудеса иже во святых отца нашего Димитрия митрополита, новоявленного Ростовского чудотворца. Скоропись XVIII века, в лист, на 137 листах. Переплёт кожаный. 39. Другой, точно такой же экземпляр вышеуказанного произведения. 40. Служба, житие и чудеса (числом 69) Гурия и Варсонофия Казанских. Полуустав XVII–XVIII веков, в лист, на 95 листах. С собственноручными поправками святого Димитрия. – Переплёт кожаный. 41. Житие святого Даниила игумена, Переяславского чудотворца, с чудесами (числом 50). Скоропись начала XIX века, в лист, на 100 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

742. Служебник униатский , в лист, 272 л. юго-западно-русским полууставом XVII–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны и подклеены с ущербом для текста листы: 20,36–39, 43–49, 52, 55, 59, 63, 94, 268. На полях несколько приписок на польском языке. 743. Тоже , в лист, 270 лл., неполный, полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 22– 30; старопечатные: 66, 143–158. 744. Тоже , в лист, 97 лл., полууставом и скорописью разных почерков XVIII в., с раскрашенными заставками и разрисованными буквами, в кожаном переплете. 745. Тоже , в лист, без конца, 76 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в кожаном переплете. Ha 1 л. в грубо исполненной чернилами рамке только заглавие, в коем сказано, что рукопись писана в 1739 году; 6–19 листы печатные. 746. Тоже , в лист, 72 л., полууставом XVIII в., в бумажном переплете; 1-й лист чистый; на 16 л. изображение Иоанна Златоуста . На 59–72 листах печатных апограф или слог чинный вечерних и утренних пений на праздник Пречистаго Тела Господа нашего Иисуса Христа. 747. Тоже , в лист, без конца, 63 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненной чернилами рамкою, в кожаном лереплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 9, 12–20, 41, 42, 50, 53–58, 61; лист 46-й чистый, с водяным знаком. 748. Тоже , в лист, 60 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. 749. Тоже , в лист, 52 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненною чернилами рамкою, в кожаном переплете. Из заглавия рукописи (1 и 2 лл.) видно, что она написана в Пустынках в лето 1729. 750. Тоже , в лист, 39 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в бумажном поврежденном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 2–4, 35– 38. Заглавие рукописи: «Оия книга нарпцаемая Служебник ихже во святых отца иашего Иоанна Златоустаг о архиешхскопа Кохистантиня града. Содержащ в себе просхгошхдию литургиа ix службы различныя, сшхсася в Вогоспаеаемом меетечку Березине рукою зюею многогрешнпм Ваеилием Ковиаци;гш в року 1777». 751. Тоже , в лисг, 42 л., полууставом разных почерков XVIII в., в бумажном переплете; 1 и 2 листы без текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятое. « Церковь есть не стны и покровъ, но вра и не стны церковныя, но законы церковные» (Маргарит, лист 519 и Книга о вере, лист 19). Если церковь есть вера и житие, – замечают при этом беспоповцы, – то можно, значит, спастись без храмов, священства и таинств. Разбор. В данном месте святой Златоуст, говоря о церкви как о собрании верующих, предупреждает слушателей, чтобы они не приняли его слов о церкви, как о храме (здании) и вовсе не отвергает необходимости храмов как места молитвенных собраний 157 . В писаниях святого Златоуста встречается немало подобных выражений, но эти выражения не служат полным определением церкви символьной, а только указывается на один из существенных признаков церкви, или, как говорят учёные, здесь обозначается содержимое вместо содержащего. « Церковь , – говорит он же, – законы церковные»; это уже иное, чем «вра и церковью называет он и храм молитвенный, когда увещевает христиан брачиться в церкви (Маргарит, в слове: «предста царица», лист 537 об.); церковью же называет и общество христиан, когда говорит: « церковь , глаголю, врныхъ весь народъ» (Маргарит, в житии святого Златоуста, лист 116), и когда поучает, что церковь без епископа «быти не можетъ» (там же, лист 154 об.). Наконец, церковь, замечает он, «врою ограждена» (Книга о вере, лист 19 об.), значит, церковь не то же, что вера, а ограждена верой. Если церковь есть только вера, то как понять дальнейшие его слова из той же беседы («О еже предста царица»): церковь была «ратуема, язвы принимала и врою ограждена» (Маргарит, лист 519; Книга о вере, лист 19 об.). И старопечатные книги различают понятия: церковь и учение; например, в Кирилловой книге сказано, что святая церковь держитъ (лист 93). Указанное место по раскольническому понятию придётся читать так: святое учение содержит учение. Раскольники «якоже бо мышь огрызуя писмена» (Маргарит, лист 428; у Озерского, часть 1, с.272), ищут себе оправдания в отрывочно взятых выражениях того или другого отца церкви, давая данному выражению произвольное толкование и как бы не видят прямых и ясных указаний о символьной церкви, выраженных в Большом катихизисе, где говорится, что « церковь есть всхъ врныхъ иже непоколебимую держатъ едину православную вру и въ любви пребываютъ 158 , облобызаютъ же евангельское непоколебимое 159 и иже суть достойны святыя и божественныя тайны 160 , и иже суть подъ единою главою Господемъ нашимъ Ιсусъ Христомъ, а подъ совершенныхъ святыхъ, отъ него поставленныхъ» (лист 120).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Так, например, об отдании Введения замечено: «зде же поется сице» (лист 416 оборот), если случится храмовой праздник, то служба дополняется. Упоминается о славниках, о запевах на 9 песни. В некоторых случаях расположение глав иное. Введены следующие новые статьи: указ о празднике Покрова Богородицы, о том, как справлять службу, если случится память Димитрия Солунского и труса в неделю (эта статья не имеет особого счёта), о памяти Петра митрополита, если случится в неделю пред Р. Христовым (без особого счёта), если Р. Христово случится в неделю о Феодосии Печерском и Савве Сербском , о Сретении, если случится в понедельник 1 недели поста и другие.   184  Об этом уставе см. выше. Преосвященный Порфирий видел его в библиотеке Афоно-Иверского монастыря, но не успел списать по недостатку времени (История Афона 151, примечание).   185  Святогорцы принимали участие и в разъяснении литургических вопросов: так, например, один из святогорцев пишет послание о праздниках какому-то сведущему сирийскому отшельнику (см. табл. Ник. о праздниках)...   186  Так по святогорскому и студийскому уставам, если нет праздника и положены часы, то на каждом антифоне кладутся по три поклона (пандект, слово 57 лист 577 оборот). По святогорскому уставу, согласно со студийским, не бывает всенощных (Тактикон, слово 1 лист 14 оборот). Они сходятся между собой и в числе кафизм на утрене от 26 сентября до великой четыредесятницы (полагаются две кафизмы и три чтения ibid.) Если память Предтечи и 40 мучеников случится на первой неделе поста, то служба справляется в сырную неделю «яко же во святей горе и инуду творят» (Слово 1 лист 23 оборот). Относительно служебных отличий средних и малых праздников «учими есмы от типика студийского и св. горы» (Слово 1 лист 30).   187  Пергаментная рукопись Синод. библ. по каталогу пр. Саввы, по описанию Маттея. На последнем листе читается следующая приписка: «τλος το παρντος βιβλου ν τει ζμθ (6849=1341) μνι μαρτω νδκτ, θ′.   188   Никодим святогорец в своём сочинении «μολογα πστεως» (Βνετ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Наконец, к характеристике первоначального состава этой записи нужно отнести то, что она не имела так называемых Марковых глав и тех дополнительных замечании к отделу суточной службы, которые начинаются словом «στον», или по-славянски «ведати подобает». Первоначально, общая часть содержала изложение суточной, триодной и месяцесловной службы без этих дополнений казуистического свойства. Они были составлены ввиду вновь возникавших вопросов служебной практики и присоединены к основному тексту впоследствии. Не говорим о дополнительных статьях, отдельных от текста. В XI веке иерусалимский устав уже был известен в полной записи, но от этого времени памятников его до нас не дошло. Из слов Никона Черногорца видно, что он был распространён в большом числе списков, которые представляли значительные разности между собой и в сравнении с уставами других отраслей. Вальсамон выделяет его от студийского устава и в отличие от последнего называет «τ εροσολυμιτικν τυπικν» (De jejuniis. Rhally et Potly t. IV, p. 566). В массе этих списков Никон отличает древнейшие записи от позднейших и ссылается на них для проверки и оценки существующих церковных обычаев. Эту авторитетную запись он называет «иерусалимским древним типиком от отец преданным» (Тактикон, слово 1 лист 21) и ссылается на неё в своих литургических параллелях, как на руководство при разъяснении спорных вопросов литургического свойства. Желая иметь более древний и компетентный список для проверка разноречивых показаний тогдашних типиков, Никон вошёл в сношение с кир Феодосием, настоятелем Спасского Лаодикийского монастыря, и вместе с ним нашёл в библиотеке этого монастыря «типик сокровен древний иерусалимский», который «изначала» (т.е. задолго до того) был доставлен игуменом Саввина монастыря Никодимом митрополиту Лаодикийскому. Никон взял его отсюда, положил на хранение в монастыре Симеона Дивногорца и предоставил желающим для списывания (слово 6 лист 62 оборот). К сожалению, список настоятелей Саввиной лавры не известен, а потому и нельзя решить, когда жил игумен Никодим, а, следовательно, как древен был самый этот апограф. К ещё большему сожалению, Никон не показал состава и особенностей этого типика и даже не ссылался на него прямо в своих сравнительных выписках, так что устав этот остаётся для науки потерянным. Впрочем, в сочинениях Никона содержится немало указаний для знакомства с современным ему уставом, и эти указания тем более ценны, что мы не имеем от XI века не только полной записи иерусалимского устава вроде той, какая дошла с именем патриарха Алексия, но даже краткого его изложения. В 57 главе пандект (лист 571 оборот) Никон приводит выдержки из иерусалимского устава о пище под заглавием: «от типика иерусалимского» и отмечает по этому уставу праздники (ibid. лист 578); а в Тактиконе указывает на его особенности в совершении павечерницы (слово 1 лист 12 оборот) и делает немало других ссылок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Λουτρ – чаша с водой, умывальница, купель, которая стояла в притворе церковном, где происходило водоосвящение. В славянских уставах это слово переводится различно: крестильница, крестило (в Синод. откуда и самое название обряда водоосвящения – крещение водное, крестить==купать==погружать, βαπτζειν и хрьстить==крестить==освящать; крестить тропарём обед), умывальница, лохань. Последнее употребляется много раз в уставе патриарха Алексия и соответствует греческому λεκαν. 96  Кедрин называет его монахом и катигуменом студийским (Patr. t. 122, col. 212), а в перечнях патриархов ему даётся название екклесиарха «κκλησιρχης μονς τν Στουδου». 97  Κα τς κκλησας σν τ πατριρχη λυσντων τ μφβολον ερολογεται Ρωμνος τ Ζω (ibid. col. 217). 98  О монастыре, основанном патриархом Алексием, упоминает Кедрин «ν τ το λξου μον» (Patr. с. compl. t. 122, col. 284), также Скилица, Зонара и Вальсамон в толковании на 7-ое правило двукратного собора (Описание С. Б. III, 240). Освящение главной церкви этого монастыря происходило в 6542 г (1034), 14 августа, как видно из упоминания о нём в месяцеслове студийского устава (лист 82 оборот). Патриарх влагает в уста монахов следующие слова, с которыми они обращаются к нему, прося похорониться в их монастыре: «святый сий ваш составльшаго монастырь, не остави ограды юже сам составил... пребуди у своих чад по смерти». Cf. Ducang. Cplis Christ. L. IV, p. 152. 99  Путьм нам слово приходит (лист 197); яко в последних явим, и возвратимся на путь слову (200 оборот); се уже довольно о обеде речено бысть приступнее нам уже и о вечери рещи (202 лист); паки к службе слово возвратится (213); конечнее нам буди слово (241 оборот); подабается же прочее... в нынешних книгах предложити (216 оборот); мы бо здравым правило положихом (225); уже в других книгах церковную службу предахом (лист 245). 100  Буквальные выписки из неё вошли в устав Алексия; например, о перестановке хоров на вечерне в субботу Лазареву, служба пасхальной утрени, о поминовении умерших в субботу мясопустную, там и здесь упоминается о целовании после павечерницы. Впрочем, при сравнении краткой записи с уставом Алексия по синодальному списку, замечаются между ними значительные разности, и видно, что некоторые из прежних порядков уже вышли из употребления и были заменены новыми. Эти разности указаны в Агиол. I, 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010