Из всего вышеизложенного следует, что ‘Υποτπωσις, в наличных его редакциях, есть коллективная запись богослужебной практики вообще, и, в частности, практики Уставных Чтений, действовавшей в Студийском монастыре от времени появления первоначальной записи и до момента образования наличных редакций. Из этих редакций только одна – третья – имеет довольно определенную хронологическую дату: она возникла незадолго до смерти своего автора, св... Афанасия, последовавшей между 997 и 1011 годами 110 . Но так как автор третьей редакции не имел под руками ни одной из двух остальных наличных редакции в их полном виде, а пользовался более краткой редакцией, предшествовавшей им, то очевидно, что эти две редакции или еще не появлялись вовсе, или же только что появились, не успев еще распространиться. В последнем случае две остальные редакции были бы лишь несколькими годами старше третьей, а в первом – моложе на неопределенное количество времени. Но в том и другом случаях происхождение всех трех редакций должно быть отнесено ко времени, не ранее самого конца X и начала XI века, а следовательно, записанная в них богослужебная практика принадлежит периоду времени, захватывающему собою начало XI века. Начало этого периода или, что тоже, первое появление ‘Υποτπωσις-а падает между половиной IX века, так как первоначальная запись была сделана значительно позже смерти св. Феодора, когда, по словам авторского предисловия к этой записи, порядки Студийского монастыря были усвоены уже «большинством лучших монахов» 111 – и половиной X века, так как необходимо было довольно продолжительное время для нескольких, указанных нами, предшествовавших полным редакциям моментов процесса видоизменения памятника. Таким образом в ‘Υποτπωσις-е, в его наличных редакциях, мы имеем коллективную запись богослужебной практики Уставных Чтений, действовавшей в Студийском монастыре за время во всяком случае между началом XI века и половиной Х-го, а, быть может, и всего вероятнее 112 , половиной IX-ro. В отношении порядка Уставных Чтений регламентация ‘Υποτπωσις-а представляет восполнение и разъяснение данных, представленных в творениях св. Феодора Студита .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В 1930 г. В. вновь был арестован, осужден, до 1935 г. с короткими перерывами находился в лагерях на Колыме, в Красновишерске, Архангельске, Перми и Владимире. В 1935-1942 гг. служил в храмах Московской и Калужской областей. В 1938 г. награжден правом служения литургии при открытых царских вратах до «Отче наш». С кон. 30-х гг. являлся настоятелем Иоанновской ц. в с. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на Калужской обл. Осенью 1941 г. В. оказался на оккупированной нем. войсками территории. Весной 1942 г. он переехал из Можайска в Вильнюс, в 1943 г. возведен экзархом Прибалтики митр. Сергием (Воскресенским) в сан протопресвитера. В 1942 - нач. 1944 г. был наместником вильнюсского в честь сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря и ректором пастырско-богословских курсов. В 1944 г. эмигрировал в Австрию, перешел в юрисдикцию РПЦЗ. В 1944-1945 гг. являлся настоятелем Никольского собора в Вене. С 1945 г. жил в Германии, служил настоятелем храмов в Бад-Наухайме и Штутгарте, с 1951 г.- в Мюнхене (в храме арх. Михаила). В 1951 г. был редактором «Церковных ведомостей» Германской епархии РПЦЗ, в 1954 г. возглавлял пастырские курсы при епархиальном управлении и читал лекции. В июне - нояб. 1953 г. руководил в Людвигсфельде постройкой нового храма арх. Михаила, в к-ром затем служил настоятелем до конца жизни. Похоронен в Фельдмохинге (ныне в черте Мюнхена). Как церковный ученый В. внес значительный вклад в развитие академической науки. Его основной научной отраслью была область гомилетики, а одним из главных трудов - «Уставные чтения». В нем В. задался целью всесторонне изучить сборники чтений, предписываемых богослужебным уставом для поучений молящихся в храме. Он отмечал, что практика этих чтений почти повсеместно упразднена, хотя в древности чтениям придавалось особое значение. В. называл их «проповедью книги», к-рая в отличие от проповеди отдельного иерархического лица является «коллективной» и «многовековой», она несет на себе печать святоотеческой мудрости и отражает духовный опыт мн. поколений. Поэтому уставные чтения служили своего рода центром, вокруг к-рого, как отмечал В., развивалась не только церковная и духовная жизнь, но и жизнь общественная, интеллектуальная, культурная. В. является также автором гомилетического исследования об архиеп. Амвросии (Ключарёве) .

http://pravenc.ru/text/158700.html

Кроме того, Богослужебные указания в силу своей структуры не предполагают размещения в них полного указателя богослужебных чтений. Он войдет в «Богослужебный месяцеслов». Итак, новое издание включает в себя полный перечень всех общецерковно чтимых святых Русской Церкви, указатель богослужебных чтений на каждый день и подробные уставные заметки. На запланированных примерно 160 страницах будет содержаться основная необходимая для священника при богослужении информация. — Почему просто не совместить Богослужебные указания с этим новым продуктом и не издать в двух-трех томах? — Во-первых, это нецелесообразно, так как будет и неудобно в использовании, и дороже. Во-вторых, жизнь показала, что изначально разраставшиеся в объеме богослужебные заметки календаря в итоге вылились в отдельную книгу. Что такое Богослужебные указания? В каком-то смысле тоже календарь, но еще и указания вариантов совершения богослужений, основанные на церковном Уставе и практике. В них заранее продумано, кому и когда должна совершаться служба, какие «подводные камни» (сложности, неоднозначные уставные моменты) ждут священника за богослужением, даны рекомендации, как их избежать. А совместить Богослужебные указания с полным месяцесловом невозможно по вышеназванной причине. У перечня святых в Богослужебных указаниях особая задача — указывать на гимнографический формуляр богослужебных книг. Сегодня Богослужебные указания очень востребованы. Ими пользуется духовенство не только приходов Русской Православной Церкви в России, но и зарубежных приходов, а также тех Поместных Церквей, некоторые приходы которых служат по нашим церковнославянским богослужебным книгам. Сложные совпадения дат — Сложно составлять календари? — Сложности, конечно, есть, и в первую очередь они связаны с совпадениями нескольких празднований в один день. Ведь каждый год церковный календарь составляется заново, так как полностью все даты юлианской Пасхалии повторяются только через 532 года. Этот цикл называется Великий индиктион (новый, 15-й, цикл начался в 1941 году). Кроме того, количество празднований святым постоянно растет, появляются новые службы. И бывают совпадения празднований, которые не отражены в Уставе, что представляет собой определенную сложность.

http://e-vestnik.ru/interviews/zerkovniy...

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Якоже Павел…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас пророка…». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На отпусте 1-го часа: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 6-я – 4. На входе: «…Плотию распныйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак праздника. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и великомученика. О Воздвиженской преступке евангельских чтений С этого дня, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным. Счет Недель и седмиц остается прежним. Таким образом, в 17-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 17-й седмицы; в 18-ю седмицу – евангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 18-й седмицы, и т. д. Апостол и Евангелие – дня и великомученика. Задостойник праздника. На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-03/

Иерусалимский Устав прежде всего имеет, как и Евергетидский, всенощное бдение – агрипнию (γρυπνα), как сочетание во едино трех служб с особым чтением после первой из них. Правда, этой первой службой в Иерусалимском Уставе является не панихида, как в Евергетидском, а великая вечерня или иногда великое повечерие, но, во-первых, две другие службы одне и те же – утреня со славословием великим и первый час со чтением, а во-вторых, состав и порядок чтений по первой службе агрипнии того и другого Уставов один и тот же: читаются Деяния св. апостол, соборные послания и послания ап. Павла с прибавлением неуказанного в Евергетидском Типиконе Апокалипсиса Иоанна Богослова – чтее замечается под неделей всех святых: дний стхъ аплъ. Чте семи сборны ёпистолии. то бо неи начинаемъ ёпистолий павла апла и апокалипсн босло. же чте на всенощны и до пасхи. Въ пентикость же чте все днье стхъ аплъ. коже рес 749 … подобаеть ведати , разъясняется под неделей Антипасхи, ко се нел и до всхъ стхъ на всенощномь предлагаёть а ё велике чне. днии стхъ аплъ. ёгда же кончаёть паки начинае 750 . В некоторые дни, согласно порядку Евергетидского Типикона, полагаются здесь, вместо чтений из апостола, чтения по кругу седмичному (в недели великого поста, начиная с сыропустной, – Шестоднев Златоуста), 751 минейному 752 и триодиому 753 , с тем отличием от Евергетидского Типикона, что в три двунадесятых богородичных праздника 21 ноября, 2 февраля и 15 августа и во все праздники святых, имеющих бдение, если только они падают не в неделю, (когда чтение из апостола) чтение на благословении хлебов полагается из житий 754 . Иерусалимский Устав совпадает с Евергетидским, затем, когда оба на утренях недель и некоторых праздников вводят полиелей, как самостоятельную часть богослужения, связанную с особым чтением. Для недель Иерусалимский Устав, как Евергетидский, пение полиелея указывает не во весь год и соединяет его с пением непорочных с тропарями воскресными. В Иерусалимском Уставе период пения полиелея уже такового же в Евергетидском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, четвёртого викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре. В своем слове при наречении во епископа, в порыве прозрения он предрёк что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами». В круг обязанностей новорукоположенного епископа Анастасия как викария Московской епархии входило совершение очередных праздничных богослужений в большом Успенском соборе, храме Христа Спасителя и многих других московских храмах и монастырях, а также посещение приходов епархии, по поручению митрополита, заведование духовно-учебными заведениями, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве митрополита Петра. Он принял участие в первом Общеземского съезда по народному образованию в Москве, в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций, заведовал комиссией чтений для рабочих и её издательством. Долговременное пребывание в Москве (около 8 лет в должности викария, а считая годы учения – свыше 20) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета. Природная любознательность и уважение к науке сблизили Анастасия с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Е. Н. и С. Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д. А. Хомякову, Ф. Д. и А. Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых. Епископ Холмский

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

2. Другой особенностью было исполнение стихов на “Бог Господь…”. Некоторые более ранние уставы указывают такой порядок: “Уставленный чтец… поет на глас «Бог Господь», также прилагает стихи… и к каждому стиху припевает «Благословен грядый во имя Господне», лики же по каждом стихе поют «Бог Господь и явися нам» на тот же глас. Таже паки чтец «Бог Господь явися нам» и глаголется от певец тропарь воскресный”. Это указание представляет собой отголосок практики пения псалмов на песненной утрене, где к каждому стиху псалма полагался определенный припев. 3. Еще одной особенностью русской утрени было наряду с чтением (по будням) на праздники распевать кафизмы. Разумеется, что в таком случае, распевались далеко не все стихи псалмов и не все псалмы кафизм, а лишь некоторые избранные из них стихи с припевами к ним в виде “аллилуиа” или каких-нибудь других. Опять же такое распевное исполнение кафизм является следствием распространения в древней Руси песненных чинопоследований. 4. Что касается уставных чтений, то они по-видимому, не всегда точно соблюдались, в виду того, что среди постановлений Стоглавого собора есть предписание не забывать прочитывать за богослужением и «евангелие толковое, и Златоуста, и жития святых, и прологи и прочие святые душеполезные книги». 5. В части отправления канона у нас была двоякая практика. По одной канон отправлялся с пением стихов библейских песней. По другой библейские стихи опускались, и вместо них полагались молебные припевы. 6. Хвалитные псалмы исполнялись не полностью, а при пении последнего из стихов хоры сходились на середине храма и там пели великое славословие. 7. Что касается исполнения великого славословия, то до середины XVI века существовала двоякая практика его отправления, а именно: в одних местах (например, в Москве) в соответствии с практикой Студийского устава великое славословие читали, в других же (например, в Новгороде или Пскове) придерживавшихся традиций Великой Константинопольской церкви, оно исполнялось певчески. Впрочем, уже к XVII столетию установилась общая практика пения великого славословия по праздникам.

http://azbyka.ru/video/114-drevnerusskaj...

   Как пример, можно привести св. Иоанна Дамаскина. Если патристика знает его как автора «Точного изложения Православной веры» и «Слова против иконоборцев», то для литургиста он является автором если не всего Октоиха, то значительной его части, автором ряда канонов на большие праздники и иных богослужебных песнопений. Раскрытие содержания этих его творений обогащает наше богословское ведение и дает нам материал для истории и системы православного богословия.    Если опять-таки обратиться к песнопениям Октоиха, особливо к Догматикам, то есть богородничным песнопениям, поющимся на «и ныне» на «Господи воззвах» воскресных дней или к Анатолиевым стихирам тех дней, то в них мы найдем богатейшие мысли о догмате воплощения Сына Божия, искупления, Приснодевства и т.п. Это может послужить прекрасным материалом для изучения тринитарных, христологических и мариологических споров; в этих гимнах Церковь устами своих учителей, писателей и вдохновенных поэтов излагает свое учение по этим догматическим вопросам, так же как она это делает в писаниях отцов, богословских трактатах или символических вероопределениях.    Степенные антифоны недельных служб дают нам также богатый материал для учения о Святом Духе. В Постной Триоде мы находим очень важные песнопения, говорящие о зарождении греха в нас, о борьбе с ним, о посте, молитве и др. аскетических упражнениях. Требник, эта нераскрытая еще книга нашего богослужебного и богословного богатства, может многому научить богослова в вопросах антропологии, демонологии, космологии и под.    В древней Византии и Москве, когда еще не существовало систематических богословских школ (семинарий и академий), общество, тем не менее, было весьма образовано в смысле богословском, так как получало это свое образование в церкви, где с церковного клироса оно слушало песнопения, поучительные чтения из святых отцов и аскетических писателей и таким образом получало свое богословское назидание. Более поздняя, систематическая и схоластическая школа вытеснила это, привив науке западный, более рационалистический, и, главное, схоластический характер. При сокращении богослужения, упразднении поучительных, т.н. «уставных чтений», а, главное, при безвкусном и безграмотном совершении богослужения, оно потеряло для общества свой назидательный характер и постепенно в его сознании стало только «обрядами», то есть бессодержательными внешними действиями. Самое же прискорбное, это то, что богослужению перестали придавать характер назидательный, дидактический. Оно сохранило в глазах большинство людей только свой латреутический и сакраментальный характер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Еще обращаю ваше внимание на его книжицу под названием, «Мысли на каждый день года», в которой он размышляет над уставными чтениями Св. Писания. У него же собраны и подробные толкования на послания ап. Павла, гораздо интереснее и полнее, нежели аналогичные толкования блаж. Феофилакта. Вы скажете, а как быть с тем, что ОН был ЗАТВОРНИКом! Был, но писал же она не для отшельников. И вообще его «затвор» был не столько формой отречения от мира, сколько формой уединения с целью богословско-научных изысканий. Но даже если кого-то смутит его затворнический статус, можно вместо его книг взять книгу под названием «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского , которую сам св. Феофан сравнивал с «утренним весенним ветерком благоуханным». И вообще о книгах св. Иоанна он говаривал, что «они одного сорта с его книгами». Кроме названных сочинений, для богослужебных целей можно с успехом использовать творения русского Златоуста, св. Тихона Задонского , особенно такие его книги, как «Сокровище духовное от мира собираемое» и «Об истинном христианстве», в которых путь к Богу изображен как на ладони. Прекрасно подойдут для богослужебных целей и некоторые (немонашеские) статьи и проповеди св. Игнатия Брянчанинова . И еще многое другое подыскать для этих целей в сокровищнице святоотеческой литературы, учитывая, что в выборе утреннего назидания допускается определенная свобода. Сколько таких чтений может быть за одну службу? Устав предписывает на праздничном всенощном бдении читать поучения не менее 6 раз. А на будничной утрени – около 4. Отмечу еще, что на армянском богослужении особенно развиты такие чтения, которые называются «увещаниями» и бывают даже на часах по 2, а на Утрене и до 8 раз. При этом на вопрос, какого рода чтение, в каком объеме и на каком месте Утрени, должно читаться, Типикон конкретно не определяет, предоставляя свободу и в этом отношении. Он только замечает, что по 1 кафизме бывает «в Евангелии толковом», а по 6 песни канона читается Пролог. Монашеская практика выработала читать:

http://azbyka.ru/video/100-utrennee-nazi...

Ключевые слова : воздвиженская отступка, богослужебный устав, Типикон, Лекционарий, Зрячая пасхалия, ключевая буква, вычислительные методы, Поместный собор Православной российской Церкви. Цитирование. Андреев А. А. о порядке чтения Евангелия за Божественной литургией в свете рекомендаций Поместного Собора 1917–1918 гг.//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. 4 (24). С. 41–129. DOI: 10.24411/2224–5391–2018–10403 1. Введение В год, когда Русская Православная Церковь вспоминает столетие исторического Поместного Собора 1917–18 гг., уместно обратить внимание на некоторые рекомендации Собора и посмотреть, как они могут быть воплощены в церковной жизни. Работа Поместного Собора проходила в его отделах. Одним из таких отделов, самым многочисленным по числу участников, был Отдел о богослужении, проповедничестве и храме, документы которого опубликовал А. Г. Кравецкий 1 . Данный отдел обсуждал проблемы богослужебной практики и выработал ряд рекомендаций, о которых должен был сообщить пленуму Собора. Они вошли в Доклад Отдела «Об упорядочении богослужения» 2 . По причине преждевременного закрытия Собора этот доклад не обсуждался на пленуме, но дважды обсуждался на Епископском совещании и был передан Священному Синоду для приведения в исполнение 3 . В Докладе сообщается среди прочих рекомендаций о необходимости введения в богослужебную практику Русской Церкви т. н. воздвиженской отступки, т. е. практики чтения евангельских зачал за литургией в таком порядке, чтобы «рядовое чтение Святого Евангелия от Луки непременно начиналось с понедельника седмицы по Воздвижении», в целях чего Отдел указывал на необходимость «при новом издании богослужебного Евангелия соединить вместе и исправить уставные статьи о евангельских чтениях и таблицы этих чтений» 4 . Последующие трагические события гражданской войны и постигших Православную Церковь в России гонений воспрепятствовали воплощению на практике этой рекомендации. Только после созыва Календарно-богослужебной комиссии в 1956 г. порядок чтения Евангелия с воздвиженской отступкой был указан в Богослужебных указаниях на 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010