В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2023 год» 25 августа 2022 г. 14:58 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет «Месяцеслов для проскомидии на 2023 год». Издание предназначено для священнослужителей, оно специально разработано и адаптировано для использования при совершении проскомидии. Особенности этого Месяцеслова по сравнению со стандартными месяцесловами и календарями заключаются в следующем: из формуляра обычного месяцеслова убраны указания уставных чтений, указания празднований в честь икон Божией Матери и другие события, не относящиеся к поминовению святых; оставлены только названия праздников, недель, седмиц, особых дней, предпразднств, попразднств и т.п., чтобы можно было удобно ориентироваться в календарной сетке не только по числам. Названия дней отнесены от чисел вправо и заключены в круги для лучшего восприятия. Напечатан Месяцеслов на мелованной матовой бумаге полноцветной печатью, что позволило использовать различные цвета, не только черный и красный. Начало месяца по старому и новому стилям выделяется цветной пастельной заливкой. Месяцеслов начинается с января и заканчивается 31 декабря по новому стилю. Также для улучшения восприятия введен контраст между надписаниями дней и списком святых этих дней. В будних днях надписания голубого цвета, а святые — черного. В праздничных днях надписания ярко-красного цвета, а святые — бордового. Фамилии новомучеников, века и года кончин, а также второстепенные словосочетания «обретение мощей», «перенесение мощей», «прославление...», «воспоминание...» и т.п. оформлены уменьшенным светлым шрифтом (серым в буднях, бледно-розовым в праздниках), что позволяет видеть только нужную для поминовения информацию. Указания о Литургии даны курсивом зеленого цвета мелким кеглем. Над непривычными и сложными именами и топонимами проставлены ударения согласно месяцеслову Служебника. Все памяти событий перестроены в прямые поминовения. Например, было «Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786)» — стало «Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (перенесение мощей, 1786)», то же с многочисленными обретениями мощей. Было «Воспоминание III Вселенского Собора (431)» — стало «Святых отцов III Вселенского Собора (431)» и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/5952809.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНОН [Берно из Райхенау, Бернард; лат. Berno Augiensis, Bernardus] (ок. 978 - 7.06.1048, Райхенау), аббат, литургист и муз. теоретик. Происходил, вероятно, из знатного герм. рода. Нек-рое время жил в аббатстве Прюм. В 1008 г. герм. имп. Генрих II Святой назначил его настоятелем мон-ря Райхенау, пришедшего в упадок при настоятеле Иммоне. Б. восстановил в аббатстве мир и порядок. Особое внимание он уделял развитию учености; один из его учеников Герман Контрактус стал известным муз. теоретиком. Б. дважды ездил в Рим для участия в коронации императоров Генриха (1014) и Конрада (1027). Материалы, собранные во время первой поездки, он использовал при написании трактата о мессе. В 1022 г. сопровождал имп. Генриха в его поездке в Италию, посетив в т. ч. мон-рь Монте-Кассино. Б. первым из аббатов получил от папы Иоанна XIX право служить мессу в епископских облачениях (1032). В области литургики наиболее значительными являются «Книга о праздновании Адвента» и «Диалог о постах Четырех времен года», к-рые Б. адресовал Арибону, архиеп. Майнца. Оба сочинения написаны с целью разрешить уставные проблемы, волновавшие Зап. Церковь того времени: сколько воскресений должен насчитывать Адвент (4 или 5), в случае если Рождество Христово приходится на понедельник, и в каком месяце (февр. или марте) следует соблюдать один из постов Четырех времен года. В соч. «О различном изменении псалмов и песнопений» (Х. Эш подвергает сомнению авторство Б.) рассматриваются текстуальные различия между галликанской и рим. версиями богослужебной Псалтири на примере антифонов и литургических чтений, под влиянием идей Агобарда Лионского предлагается внести исправления в литургические тексты, что позднее и было сделано в рим. Бревиарии . В трактате «Об обстоятельствах, относящихся к чину мессы» после краткого изложения содержания своих сочинений об Адвенте и посте Четырех времен года Б. рассматривает вопросы о поздних дополнениях к канону и др. частям мессы, порядке пения «Gloria» , продолжительности празднования Пятидесятницы (7 или 8 дней), порядке чтения и пения на воскресных мессах в период после Пятидесятницы. Литургические сочинения Б. отмечены влиянием творчества Амалара из Меца.

http://pravenc.ru/text/78192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, состоящий из 7 приуроченных к дням недели Слов; цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения (отнесение его целиком к чтениям триодного цикла ( ertorickaja. 1994. S. 583-584) необоснованно). Название носит условный характер, т. к. в сохранившихся списках цикл не имеет общего заглавия, в тексте имя ап. Иакова не фигурирует, а находится только в заглавиях каждого из Слов. В жанровом отношении цикл неоднороден. Тексты, предназначенные для чтения в четверг и пятницу, представляют собой похвальные Слова соответственно апостолам и Животворящему Кресту. Слово на воскресенье («неделю») посвящено сотворению мира, человека и Воскресению Христову. В Слове на понедельник наряду с основной темой небесных бесплотных сил большое место отведено истории Вселенских Соборов и борьбе на них с ересями, по сути это развернутый их перечень с изложением обстоятельств созыва и именами основных участников. Полный список «И. Ш.» содержится в богослужебном сборнике, включающем и уставные чтения (т. н. Минея общая) посл. четв. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 77. Л. 262-267 об.), вложенном в Троице-Сергиев мон-рь свт. Серапионом , архиеп. Новгородским, и имеющем, вероятно, новгородское происхождение ( Леонид (Кавелин). Славянские рукописи. С. 323). Непосредственно к данному кодексу восходит скорописный список «И. Ш.» 3-й четв. XVI в. (ошибочно относимый к XVII в. ( Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей б-ки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879. Т. 3. С. 249-250) и даже считающийся старообрядческим ( ertorickaja. 1994. S. 584)) в сборнике РГБ. Троиц. Фунд. 804. Л. 189-211, к-рый включает все четьи тексты рукописи МДА. Фунд. 77 ( Леонид (Кавелин). Славянские рукописи. С. 323). Среди четьих текстов, входящих в оба сборника, содержатся помимо «И. Ш.» и др. уникальные (цикл поучений для Минеи общей (см.: Димитров П. Поучения на Климент Охридски//Старобългарска лит-ра. София, 1987. Кн. 20. С. 57-86), синаксари для Октоиха) либо весьма редкие (3-я редакция седмичных поучений Григория Философа ) памятники учительной лит-ры. Важным дополнительным аргументом в пользу древности «И. Ш.» является присутствие Слова на воскресенье из «И. Ш.» в новгородском пергаменном сборнике сер. (?) XIV в. (ГИМ. Хлуд. 30Д), включающем только русские домонгольские памятники и более древние славянские сочинения.

http://pravenc.ru/text/уставные ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ [серб. Job] (2-я пол. XIV в.), мон. Хиландарской обители на Афоне, серб. книгописец. Сведения об И. ограничиваются данными записей на выполненных им кодексах, судя по к-рым он специализировался на переписывании четьих книг (в основном различных сборников уставных чтений) и обиходных (непарадных) богослужебных, иногда книжным письмом (полууставом) копировал акты. Часто выполнял заказы серб. монахов, подвизавшихся на Св. Горе. Имел характерный, хорошо поставленный и разработанный, но не каллиграфический почерк. За редким исключением писал на бумаге, в правописании, подобно другим сербским писцам того периода, придерживался норм младшей рашской орфографии. Вопрос о принадлежности И. художественно выполненных заставок в ряде переписанных им рукописей остается открытым. Известно не менее 6 манускриптов с писцовыми записями И., преимущественно краткими и, как правило, не содержащими даты написания. В 1362 или в 1371 г. (колебание в дате объясняется тем, что цифры десятков и сотен в записи были выскоблены не позднее 1-й пол. XIX в. одним из владельцев для увеличения возраста ркп.) И. переписал в Хиландаре по заказу и на средства («усердием») игум. иером. Неофита Сборник 16 слов свт. Григория Богослова с толкованиями Никиты, митр. Ираклийского, (ГПНТБ СО РАН. Тихомир. Р-7), т. к. этой книги не было в монастырской библиотеке. В этот же период он сделал список Хроники («Летовника») Георгия Амартола (Ath. Chil. 381) по заказу игум. иером. Иоанна, снабдив рукопись (редчайший для И. случай) пространным послесловием, сохранившимся в копии нач. XVII в. и представляющим небольшое самостоятельное лит. произведение (см.: 1978. С. 150). Для прота Св. Горы Дорофея И. переписал в Карее, в пирге Св. Саввы, со списка мон-ря Кастамонит («от кастамонитских изводов») Триодь Постную (Vindob. Slav. 45) и, вероятно, том Триоди Цветной (Сербия. Б-ка монастыря Высокие Дечаны. 62, ныне в НБС). Триодный (постный) Торжественник («Златоуст»; Ath. Chil. 392) И. начал переписывать ок. 1385 г., при игум. Хиландара Григории, а закончил при игум. иером. Иосифе ( 1978. С. 154). Подпись «Иов монах» имеется на Псалтири 3-й четв. XIV в. (Ath. Chil. 84).

http://pravenc.ru/text/578174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЗАПАДНОСИРИЙСКИЙ ОБРЯД в литургической науке одно из обозначений комплекса богослужебных традиций Сирии, Палестины и М. Азии, генетически связанных с регионом Зап. Сирия, прежде всего с Антиохией ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв» ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери

http://pravenc.ru/rubrics/122642_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

Архив Пн Конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» прошла в Храме Христа Спасителя 28 января 2016 г. 13:39 26 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в пресс-центре при Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Возглавил работу конференции, ставшей уже традиционной для Рождественских чтений, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Куратором конференции был секретарь Комиссии и руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов. В числе гостей конференции —  архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн ( Русская Зарубежная Церковь ), епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий , епископ Губкинский и Грайворонский Софроний , епископ Кузнецкий и Никольский Нестор . Интерес слушателей вызвали доклады доктора философских наук А.Г. Дугина «Единоверие как мировоззрение», кандидата искусствоведения, головщицы (регента) Покровского храма в Рубцове В. Григорьевой «Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект» и кандидата юридических наук, члена Союза писателей России В.И. Карпеца «Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке». С большим вниманием были заслушаны и другие доклады по исторической и литургической тематике. 27 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии, прошедшем под общим руководством епископа Гомельского и Жлобинского Стефана , приняли участие священнослужители и миряне, представляющие приходы, в которых богослужения совершаются по древнему чину.

http://patriarchia.ru/db/text/4360961.ht...

Новости Конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» прошла в храме Христа Спасителя 28.01.2016 15:14 Москва, 28 января. 26 января в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в пресс-центре при Зале церковных Соборов храма Христа Спасителя прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Возглавил работу конференции, ставшей уже традиционной для Рождественских чтений, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Куратором конференции был секретарь Комиссии и руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов. В числе гостей конференции — архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Русская Зарубежная Церковь), епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор. Интерес слушателей вызвали доклады доктора философских наук А. Г. Дугина «Единоверие как мировоззрение», кандидата искусствоведения, головщицы (регента) Покровского храма в Рубцове В. Григорьевой «Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект» и кандидата юридических наук, члена Союза писателей России В.И. Карпеца «Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке». С большим вниманием были заслушаны и другие доклады по исторической и литургической тематике. 27 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии, прошедшем под общим руководством епископа Гомельского и Жлобинского Стефана, приняли участие священнослужители и миряне, представляющие приходы, в которых богослужения совершаются по древнему чину.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

У обговорили проект документа про значення православного для християнства в сучасному 22 грудня 2011 р. 13:50 Обсуждение проекта документа «Миссионерско-катехизическое значение православного богослужения для проповеди христианства в современном мире», подготовленного комиссией Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам богослужения и церковного искусства, состоялось 21 декабря в епархиальном управлении Санкт-Петербургской епархии . По благословению председателя комиссии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира заседание провел епископ Выборгский Назарий . В дискуссии приняли участие секретарь комиссии священник Михаил Желтов (Москва), благочинные и председатели отделов епархии. Актуальность документа, который предстоит принять, в том, что современный мир как никогда нуждается в христианской проповеди. Она в первую очередь звучит на богослужении, которое на протяжении многовековой истории Церкви является наиболее духовно значимой формой внешнего исповедания и внутреннего переживания правила веры. Наиболее подходящим местом проповеди за Божественной литургией следует признать то, каким оно было изначально — после чтения Слова Божия (во время литургии оглашенных). Как отмечали выступавшие, необходимо акцентировать такой важный в миссионерском значении элемент богослужения, как святоотечесткие чтения. В церковном уставе перечисляется широкий круг поучительных чтений из святоотеческих творений, житийной и аскетической литературы на каждый день года. Необходимо переиздать соответствующие сборники уставных чтений, а духовенству по мере возможности включать их в состав служб или использовать при подготовке к проповеди. Предложено разработать общецерковный катехизационный минимум, знакомство с которым взрослых крещаемых или крестных при крещении маленьких детей должно быть обязательным условием совершения таинства. Также предложено организовать в рамках каждого благочиния (а по возможности и прихода) регулярные огласительные беседы, установить живую связь этапов оглашения с определенными церковными службами. В частности, возродить древнюю традицию осмысления периода Великого поста как наиболее благоприятного времени для оглашения, а Лазаревой и Великой суббот — для крещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1846499...

В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2022 год» 22 ноября 2021 г. 11:19 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет «Месяцеслов для проскомидии на 2022 год». Как следует из названия, это издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии. Особенности этого Месяцеслова по сравнению со стандартными месяцесловами и календарями заключаются в следующем. Из формуляра обычного месяцеслова убраны указания уставных чтений, указания празднований в честь икон Божией Матери и другие события, не относящиеся к поминовению святых. Оставлены только названия праздников, недель, седмиц, особых дней, предпразднств, попразднств и т.п., чтобы можно было удобно ориентироваться в календарной сетке не только по числам. Названия дней отнесены от чисел вправо и заключены в кружочки для лучшего их восприятия глазом. Напечатан Месяцеслов на мелованной матовой бумаге полноцветной печатью, что позволило использовать разные цвета, а не только черный и красный. Начало месяца по старому и новому стилям выделяется цветной пастельной заливкой. Начинается Месяцеслов с января и заканчивается 31 декабря по новому стилю. Также для улучшения восприятия введен намеренный контраст между надписаниями дней и списком святых этих дней. В будних днях надписания голубого цвета, а святые черного. В праздничных днях надписания ярко-красного цвета, а святые бордового. Фамилии новомучеников, века и года кончин, а также второстепенные словосочетания «обретение мощей», «перенесение мощей», «прославление...», «воспоминание...» и т.п. оформлены уменьшенным светлым шрифтом (серым в буднях, бледно-розовым в праздниках), что позволяет удобно «выхватывать» глазами только нужную для поминовения информацию. Указания о Литургии — положено или не положено служить Литургию, и если положено, то какую, — даны курсивом зеленого цвета мелким кеглем. Над непривычными и сложными именами и топонимами проставлены ударения согласно месяцеслову Служебника. Теперь называть и перечислять непривычные для русского глаза имена гораздо легче.

http://patriarchia.ru/db/text/5864700.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010