Глава четвертая. Чтения по Иерусалимскому Уставу Усложнение и видоизменение, которое получает общецерковная студийская монастырская литургическая практика Константинополя между концом XI и срединой XII века в Евергетидском Типиконе, сравнительно с практикой Алексеевского Устава тридцатых годов XI века, идет главным образом в направлении тех особенностей, которыми характеризуется богослужебный строй, ведущий свое происхождение от лавры св. Саввы в Иерусалиме и записанный в литургическом памятнике, носящем заглавие Τυπιχν τς κκλησισβτιχς τς ν ‘Ιεροαολμοις γας λαρας το οον κα θεοφρου πατρς μν Σββα 746 . – Этот литургический памятник, неизвестного происхождения, кратко называемый «Иерусалимским Уставом», впервые появляется в списках XII–XIII века 747 , быстро затем приобретает и до наших дней сохраняет регулирующее значение в богослужебной практике вообще и Уставных Чтений в частности всего православного Востока, вытесняя собою в самом Константинополе действие Уставов студийской отрасли. Строй и состав Уставных Чтений Иерусалимского Устава, как и весь литургический строй 748 , включает в себя ряд особенностей, свойственных студийской практике времени Евергетидского Типикона в отличие от таковой же Алексеевского Устава. Но в то же время строй Уставных Чтений Иерусалимского Устава, как и литургический строй вообще, имеет так же ряд особенностей, свойственных студийской практике Алексеевского Устава в отличие от таковой же Евергетидского. В основном же и преимущественном своем содержании этот строй совершенно тождественен с обоими студийскими Константинопольскими Уставами, поскольку они совпадают между собою, т. е. со студийской практикой вообще. Ряд особенностей, свойственных только Иерусалимскому Уставу, состоит не столько из новых сравнительно со студийскими Уставами элементов и моментов строя и состава Чтений, сколько из некоторых отличий в формальном расположении элементов и моментов, тождественных то обоим Уставам, то лишь каждому в отдельности. В строе Чтений Иерусалимскому Уставу прежде всего столь же характерны, как и Евергетидскому, два лишних, сравнительно с Алексеевским Уставом, богослужебных момента для Уставных Чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Глава пятая. Древнейшая основа, второстепенные разветвления и заключительная стадия развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви Установленный анализом строя и состава «Чтений» Иерусалимского Устава факт, что практика Уставных Чтений Иерусалимского Устава в своем основном и преимущественном содержании буквально совпадает с таковой же обоих константинопольских Уставов – Алексеевского и Евергетидского и, следовательно, с тождественными элементами общецерковной константинопольской монастырской практики начала XI – средины XII века дает исходный опорный пункт для выяснения, истории происхождения и отдельных стадий развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви. Среди тождественных элементов иерусалимской и константинопольской практики мы встречаем три несомненно константинопольского происхождения, свидетельствующие о том, что тождество той и другой практики обязано, между прочим, влиянию константинопольской студийской практики на иерусалимскую. Первый из них и самый красноречивый, это чтение оглашений Феодора Студита в конце утреннего богослужения в каждую неделю (агрипнию) целого года и, кроме того, в два будних дня седмицы – среду, пяток – в четыредесятницу. Этот обычай специфически-студийского происхождения и в иерусалимскую практику мог попасть только из студийской литургической практики не ранее второй половины IX века. Второй элемент – чтение Завета Феодора Студита 11 ноября, введенное, конечно, впервые в студийской обители. Третий – это чтение житий в переработке Симеона Метафраста . Метафраст трудился над этой переработкой в Константинополе в последней четверти X века 1043 ; труды его, специально обусловленные в своем объеме и характере нуждами уже прочно утвердившегося уставного богослужебного института чтения за утренним богослужением житийно-повествовательных произведений соответственно памятям дня 1044 , вошли в церковное употребление сначала в Константинополе же в самом начале XI столетия, затем, после некоторого времени гонения на них со стороны императора Василия Болгаробойцы 1045 , не позже 30-х годов XI столетия, как свидетельствует об этом Алексеевский Устав, уже прочно утвердились в церковной практике, а к концу этого века «были приняты и читались преимущественно во всех греческих церквах» 1046 . Очевидно, здесь мы имеем второе заимствование из константинопольской литургической практики, сделанное не ранее начала XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Глава вторая. Уставные чтения по записям Студийского Устава I. ΥПОТΥΠΩΣΙΣ ΤΗΣ ΚΑΤΑΣΤΑΣΕΩΣ ΤΗΣ ΜΟΝΗΣ TΩN ΣΤΟΥΙΔΙΩΝ Творения св. Феодора Студита дают лишь самые общие указания об богослужебном строе, введенном Феодором в монастыре Студийском. Самим св. Феодором строй этот не был запечатлен в форме подробного писанного устава. Некоторое, и немалое, время по смерти Феодора введенный им богослужебный порядок хранился в монастыре Студийском в виде предания и обычая и в этом же виде распространился в большинстве лучших монастырей. Только после этого в монастыре Студийском составлена была краткая запись богослужебного порядка, преданного от св. Феодора. Эта запись дошла до нас в виде «Υποτπωσις τς καταστσεως τς μονς τν Στουδων», и является непосредственным, после творений св. Феодора, памятником, освещающим историю развития «Уставных Чтений». ‘Υποτπωσις сохранился в трех редакциях, из которых одна издана кардиналом Mai в «Nova Patrum Bibliotheca (t. V, 1849 an. pag. 111–125) и перепечатана Migne в Patrologiae cursus competus (t. 99 col. 1704 и след. 96 ): другая (с вариантами из первой) – проф. А. Дмитриевским в «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (т. I, Τυπικ, стр. 224–238) 97 : и третья представлена в памятнике, известном под именем «Ιατπωσις το αου κα μακαρου πατρς μν Λθανασου» (το ν τ ‘Aθi), изданном тем же проф. Дмитриевским и в том же «Описании» (стр. 238–256), а несколько ранее – на Западе Меуег-ом в Die Haupturkundes für die Geschichte der Athosklöster (Leipzig. 1874. ss. 130–140) 98 . Чтобы понять истинную ценность данных ‘Υποτπωσις-а в отношении практики «Уставных Чтений», равно как и литургической практики вообще, необходимо иметь в виду характер всех трех редакций. Ни одна из этих редакций не дает текста ‘Υποτπωσις-а, в его первоначальном виде, но все три представляют следы постепенного нарощения и видоизменения первоначального текста. Невозможность представлять одну какую-либо из наличных редакций за основу другой несомненна. С одной стороны, первая из этих редакций, включая некоторые особенности другой редакции, свидетельствующей, что автор первой имел перед глазами текст второй, в то же время включает и некоторые особенности третьей редакции, свидетельствующей, что автор первой пользовался одновременно и текстом третьей. К таким особенностям принадлежит прежде всего наличность некоторых новых указаний, касающихся новых предметов и моментов литургической практики. Первая редакция имеет около шести такого рода указаний, общих со второй 99 , и около 12, общих с 3-ей 100 . Затем, первая редакция имеет тирады, тождественные то лишь со 2-ой 101 , то лишь, с 3-ей 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В CXXI слове второй части Великого Оглашения св. Феодор убеждает братию «подражать житиям преподобных отцов наших (τος τν σων μν πατρων βους) и исполнять их наставления (τς διδασκαλας), которые она слушает и читает (κα δ κος κα δι στματος προφρομεν) почти каждый день (χαθ’ κστην, ς επεν) " 17 . В слове CXXIV той же второй части Великого Оглашения Феодор заявляет братии: «разве вы не слушаете боговдохновенного писания (οκ κοετε τς θεοπνεστου Γραφς)? разве ваш слух не оглашается постоянно спасительными учениями (οχ νηχονται μν τ τα κασττε τ σωτρια δγματα)? Что вопиют к вам святые отцы (τ μβοοιν ο γιοι πατρες)? Что они возвещают (τ ναγγλλουοι)?.. Но мы слушаем все это как пустые слова (λλ’ οον πλος λγους κα διακτους κοομεν) и ослушничаем» 18 . «Увы, – говорит Феодор в другом месте, – сколько всего мы слышим (πσα σμν κηκοτες)! Сколько сообщает нам священное писание (πσα πδουσιν μν а Γραφα), сколькому научают (διδοκουσιν) нас богоносные отцы, и, несмотря на это, мы все-таки забываемся... Отцы постоянно говорят (διαλγονται) нам о целомудрии, мужестве, праведности или о какой-либо другой добродетели, а мы тотчас же после чтения (εθς μετ τν κραοιν 19 ) делаем совершенно противоположное, как будто ничего и не слышим (ς οδ κηκοτες). Говорят (διηγονται), например, о суде, о слезах, а мы по выходе (ξιντες) начинаем смеяться и хохотать. Укрепляют наши души речами (λγοις) о чистоте, а мы сейчас же после слышания (μετ τν κρασιν) 20 впадаем в похотливость» 21 . «Не каждый ли день (καθ’ κστην), – говорит Феодор в LIX слове Малого Оглашения, – мы беседуем (μιλομεν) с божественным Давидом и другими святыми отцами, внимая чтениям (δι τν ναγνωσμτων ναλψεως) 22 . В других местах св. Феодор прямо противополагает чтениям из св. отцов свои собственные оглашения, как необходимый дополнительный к ним момент назидания братии. «Если бы вы, – говорит он в LXXX слове Малого Оглашения, – если бы и весьма много (τ μλιστα) были утешаемы (παρακαλεσθε) чтением божественных отцов (πο τς τν θειν πατρων ναγνσεως), однако вы нуждаетесь во всяком случае и в нашем смиренном наставлении (κα τς μετρας ταπεινς διδασκαλας), и, осмеливаюсь сказать, – более в этом, чем в том, так как то читается в историческом порядке (στορικς ναγινωσκομνης), это же говорится В лице вам (ες πρσωπον λεγομνης) и предлагается для обличения (κα ες λεγχον ποκαθισταμνης) 23 . «Не нужно И говорить, что мы не выносим пользы из оглашений (κατηχομενοι) и что от поучений мы будто не двигаемся вперед (μηδ πλιν, τιο προκπτομεν διδασκμενοι)... Я открыто могу признаться, что благодаря слушанию боговдохновенных чтений (κ τν θεοπνεστων ναγνωσμτων), а до некоторой степени моим слабым оглашениям (μικρν τ κα κ τς ταπεινς μν κατηχσεως) вы поднимаетесь все выше и выше» 24 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Гимнография О. для каждого дня седмицы содержит изменяемые песнопения вечерни, малого повечерия, утрени и литургии, а для воскресного дня также - малой вечерни и полунощницы. Греч. «Октоих...» в отличие от «Параклитика...» не имеет последования малой вечерни, а «Параклитик...» (как и слав. О.) содержит и нек-рые неизменяемые песнопения воскресной службы. Формуляр песнопений О. буднего дня (о составе песнопений воскресной службы см. ст. Воскресенье ) состоит из стихир на «Господи, воззвах» и стиховни вечерни; богородичного канона на повечерии (с седальном по 6-й песни); 3 групп седальнов, 2 канонов и стихир на стиховне на утрене; блаженн на литургии. Формуляр субботней службы отличается отсутствием третьей группы седальнов и наличием стихир на хвалитех на утрене. Будничные песнопения О. имеют строгую систему двойного посвящения дням седмицы (понедельник посвящен теме покаяния и святым ангелам, вторник - покаянию и св. Иоанну Предтече, среда и пятница - Св. Кресту и Богородице, четверг - святым апостолам и свт. Николаю, суббота - святым мученикам и др. святым и умершим), и, как правило, каждый элемент формуляра будничной службы содержит по 2 набора соответствующих песнопений (кроме наиболее древних гимнов будничного О., стихир на стиховне и седальнов, в основе своей имеющих песнопения лишь 1-й темы посвящения буднего дня). Слав. и греч. О. содержат ряд приложений, основу к-рых составляют песнопения, исполняемые в определенных, оговоренных Типиконом случаях или же не обладающие строгой двойной зависимостью от седмичного и/или гласового кругов. В отличие от греч. О. в слав. О. приведены также уставные указания о совершении воскресной и субботней служб (глав 1-5, 7 Типикона без примечаний и последований, не относящихся к чину пения О., и глав 12-15) и таблица столпов евангельских, определяющая, какое из 11 утренних евангельских чтений относится к конкретному воскресенью церковного года, разбитого на 6 полных циклов осмогласия (столпов). Формуляры воскресной и будничной служб слав. О. и греч. «Параклитика...» идентичны, однако в этих сборниках несколько иные порядок и состав песнопений: более всего различий наблюдается в богородичнах и крестобогородичнах будничных стихир и седальнов; во мн. случаях тропари будничных седальнов в слав. О. имеют иной состав или порядок, чем в греч. О.; меньше различий наблюдается в составе будничных стихир на «Господи, воззвах» и тропарей на блаженнах; богородичные каноны среды (гласы 1, 2, 6-8) и пятницы (все, кроме 6-го гласа) слав. О. не соответствуют представленным в греч. О.; то же относится к канонам всем святым 1-го гласа и свт. Николаю 2-го гласа; корпус богородичных канонов повечерия слав. О. и греч. «Богородичник» содержат лишь 4 одинаковых канона; наконец, отметим, что в греч. «Параклитике...» отсутствует 3-я группа стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, в слав. О. приписываемых Павлу Аморийскому († 1054).

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > И снова о " сергианстве " 12.04.2006 460 Время на чтение 4 минуты Несомненно, обстоятельства, при которых совершается действие, являются одним из важнейших данных для справедливой оценки самого действия или поступка. Бывает даже так, что действие при благополучных обстоятельствах заслуживающее порицания и наказания, при крайних неблагополучных и тяжелых обстоятельствах является подвигом заслуживающем награды. Например. Священнослужителям известно, что самое великое из церковных Таинств - Евхаристия - требует максимально возможного благоговейного к нему отношения. Это касается и качества веществ, употребляемых в этом Таинстве, вина, и просфор, и евхаристических сосудов, и уставного обустройства алтаря, где Таинство совершается, и облачений священнослужителей, и чтений, и пения - всё должно строго соответствовать Уставу совершения Таинства. Грубые нарушения этого Устава именуются смертным грехом и наказываются строго - вплоть до лишения священного сана. Пренебрежительное отношение к условиям Таинства создают дурную славу священнослужителю и роняют его авторитет среди сослужителей и прихожан. Но вот история, имеющая множество сходных историй, происходивших во время разгула атеистического террора клики узурпаторов власти, именовавшей себя " советской властью " . Эта история - крупица святого подвига Новомучеников и исповедников российских. Мой дедушка, схимонах Павел (Желтышев Павел Николаевич, 1889-1980), прошедший Воркутинский лагерь (1937-1943) и пожизненную ссылку в Закавказье " по актировке " , рассказал мне этот эпизод собственной лагерной жизни. В их барак (или камеру) конвоиры внесли избитого в пытке священнослужителя (возможно, епископа). Я прошу прощения за неточности, ведь дедушка мне рассказывал, когда я был еще молоденьким послушником. Я не вел записей, не знал, что когда-то будет возможным об этом кому-то рассказать. Тем более дедушка (в то время монах Прохор) был почти абсолютно глухой и переспросить что-то было совершенно невозможно: тихо спросишь - не слышит, громко спросишь - ругается, чего кричишь, соседи грузины (стало быть, " сталинисты " ) подслушают - донесут.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

(по поводу отступок текущего года) 1 Уставные затруднения в текущем году. – Предельно ранняя Пасха минувшего, 1915, года задала, как известно, немало задач блюстителям Церковного Устава. Она сказалась, между прочим, и на совершении в текущем году круга евангельских чтений. В частности, затруднительным и далеко не бесспорным оказался для наших уставщиков вопрос о литургийном Евангелии в воскресенье 17 января. Это видно, между прочим, из того, что в некоторых епархиальных органах заблаговременно были напечатаны руководственные указания и расписания чтений на текущий год. Укажем на статьи двух епископов: Преосвященного Фаддея 2 в «Волынских епархиальных ведомостях», 38–39 («Об отступках в чтении Евангелий в нынешнем году») 3 и Преосвященного Пахомия в черниговском духовном журнале «Вера и жизнь», 23–24 («Порядок чтения воскресных евангельских зачал»). Названные авторы дают несогласные указания. В то время как первый указывает на воскресенье 17 января зачало 62 Матфея («О жене хананеянке»), второй находит, что в этот день должно быть прочитано зачало 85 от Луки («Десять прокаженных мужей»). На практике же, например в Петрограде, к вышеназванным двум зачалам прибавилось еще зачало 93 от Луки («О слепце Иерихонском»), в разных храмах читались разные зачала, по усмотрению настоятелей. Уже одно это разнообразие решений рассматриваемого уставного вопроса показывает, что в самом Уставе недостает ясности и его указания требуют толкования и изъяснения. Попыток таких толкований сделано немало, но к сожалению, как показывает опыт текущего года, ими не только не достигнута окончательная ясность, но в иных случаях, как увидим ниже, внесены новые осложнения в неясно изложенный Устав о порядке евангельских чтений. В настоящей заметке мы попытаемся представить общее обозрение ряда церковных чтений и лишь попутно разобрать особенный случай текущего года. Чреда евангелистов. По мудрому установлению Церкви годичный круг богослужений, и в частности литургийных евангельских чтений, начинается от Дня Пасхи и простирается до следующей Пасхи. Солнце Правды, Христос, востав из Гроба, посылает свои светила, евангелистов, осиявать землю на всякий день. И первым светилом над церковной твердью восходит Иоанн, который уже в пасхальную литургию озаряет нас первыми словами своего благовествования: «В начале бе Слово». Путь Иоаннов простирается на семь седмиц Пятидесятницы, за исключением лишь трех дней (вторника Пасхи, Недели жен мироносиц и четверга Вознесения), когда читаются зачала из других Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

отв. ред. Д. С. Лихачев Торжественник Торжественник – один из древнерусских календарных сборников уставных чтений, популярный памятник русской литературы кон. XIV–XVII в. Содержание Т. составляют переводные и оригинальные сочинения: эпидейктические слова, поучения, сказания о церковных праздниках и жития наиболее чтимых святых, расположенные в определенном порядке. В рукописной традиции термин Т., появившийся, вероятно, не ранее XV в., используется нерегулярно. Названия, данные Т. древнерусскими переписчиками, различны: «Събрание святых словес на праздники Спасовы, Богородичны и иных святых многих...», «Соборник, иже наречеться сказания жития святых пророк и апостол и святых мученик и святых преподобных отец...». «Книга, глаголемая Соборник, сиречь Тържественик четей...», «Пангирик, сиречь Тържественик...», «Торжественник по мытаря и фарисея, четыредесятница и пятидесятница...». Т. существует в двух разновидностях, в основу выделения которых положен календарный принцип: сочинения, посвященные христианским праздникам солнечного календаря, составили минейный Т., лунного календаря – триодный Т. История формирования и развития, литературное содержание и жанровый состав минейного и триодного Т. различны. Гомилии минейных Т. посвящаются так называемым двунадесятым праздникам (Рождество богородицы, Воздвижение креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Сретение, Благовещение, Преображение, Успение) и другим праздникам православной церкви (Собор трех святителей, память апостолов Петра и Павла, Положение ризы богоматери... и др.), а также собственно исконно русским праздникам (Покров, Владимирская икона богоматери, Тихвинская, Казанская иконы и др.). В минейный Т. входят жития святых. Все сочинения обычно располагаются в порядке следования месяцеслова: с 1 сентября, начала индикта, «сиречь нового лета», до 29–30 августа. Минейный Т. может содержать чтения на год, полугодие или на несколько месяцев. В триодный Т. вошли памятники торжественного и дидактического красноречия. Статьи триодного Т. расположены по порядку недель лунного календаря, или так называемого триодного цикла: с недели мытаря и фарисея и до недели всех святых, т. е. приурочивались к дням подготовительным к посту, Великого поста, Пасхи, праздничным дням пятидесятницы. Разновидностью триодного Т. является Т. пятидесятый, или Пятидесятница, заключающий в себе чтения от недели вербной перед Пасхой до недели всех святых (следующей за праздником Троицы, или Пятидесятницы). Литературная история триодного Т. тесно связана с судьбой другого древнерусского триодного сборника – Златоуста. Состав их близок. Но если в триодном Т. наблюдается явное преобладание сочинений эпидейктического красноречия, посвященных только праздничным дням триодного цикла, то в составе Златоуста значительное место занимают дидактические гомилии, приуроченные к будним дням триодного круга. По составу Т. сближается также с другими сборниками уставных чтений – Рай (см. Рай I), Соборник.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Митрополит Нижегородский Георгий: «Монашеская жизнь всегда служила примером нравственной чистоты» 16 февраля 2018 г. 17:59 Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в интервью порталу «Монастырский вестник» рассказал о работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. — Ваше Высокопреосвященство, 25-26 января 2018 года Вы приняли участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Чем запомнилось Вам это собрание, какие вопросы обсуждали его участники? — Монашеские встречи, во время которых мы обсуждаем вопросы монастырской жизни, сегодня очень востребованы. Было большое количество участников; игумены, игумении и насельники монастырей задавали интересные вопросы, касающиеся монашеской практики, жизнедеятельности монастырей. Из содержания их вопросов было очевидно, что руководители монастырей озабочены благоустройством монашеских общин, но на этом пути они сталкиваются со многими проблемами, в основе которых — человеческие страсти. Второй очень важный момент заключается в том, что насельники монастырей еще только учатся монашеской жизни. Трудности возникают тогда, когда взрослые, сформировавшиеся люди, приходя из мира в монастырь, стремятся к монашеству, но при этом не желают отказываться от светских привычек, привносят в обитель мирской дух. Научиться жизни по послушанию совсем непросто, как научиться и отречению от своеволия. На монашеских собраниях мы делимся практическим опытом обретения этих навыков, обсуждаем уставную жизнь монастырей, отношения с внешним миром, отношения между людьми, живущими в одном монастыре. Как стяжать покаянный дух в условиях городского монастыря? Как связаны между собой епитимия и покаяние? Обо всем этом и многом другом мы говорили на Рождественских чтениях. Особенно мне запомнился такой вопрос: у людей, которые приходят в наши дни в монастырь, нередко бывает повреждена совесть. Они привыкли во всем себя оправдывать, не чувствуют, когда поступают плохо, однако обижаются, когда видят несправедливость по отношению к себе. И в то же время искренне желают спастись. Как им помочь? Отвечая на этот вопрос, умудренные опытом духовники делились знаниями, полученными в общении с покойными ныне старцами архимандритом Кириллом (Павловым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и другими. И я видел, как благодаря соборному обсуждению проблем монашеской жизни участники дискуссии получали духовную пользу, и какой неподдельно глубокий интерес вызывали темы обсуждения.

http://patriarchia.ru/db/text/5148461.ht...

Т.Р. Руди Проповедь на торжество православия и сочинение «Об обидах церкви»: к вопросу об экклезиологических основах учения о третьем Риме М.Б. Плюханова Общеочевидно, что для понимания древнерусских идей их нужно рассматривать в естественном для них контексте Писания и Предания, которыми они питаются и к которым беспрестанно отсылают. Менее принимается во внимание, что динамика развития таких, собственно русских, идей зависит от процессов изменения, происходящих в системе этих высших традиций, которые на русской почве сочетают устойчивость, раз и навсегда данность с довольно стремительными переменами. Введение нового для Руси текста в корпус святоотеческого Предания, в круг традиционных уставных чтений могло приводить к большим идейным потрясениям, которые, однако, проявлялись далеко не сразу. Одна из самых динамических частей Предания на Руси с конца ΧIV в., чтения на Торжество Православия, первое воскресенье Великого поста. Уже само название праздника указывает на важность его для области идей; по существу, каждое из значительных идейных построений Руси XIV–XVI вв. для лучшего понимания должно анализироваться в контексте чтений праздника. Праздник был установлен сразу после победы над иконоборцами, уже в IX в. В чтениях этого праздника конкретная антииконоборческая тематика сливалась с более общей темой начала поста как времени, которое полагалось посвятить очищению физическому и духовному, частному и общественному. Проповеди включали общие великопостные призывы к очищению, а также обличения ересей, рассказы о победах над ересями, что подразумевало и рассказы о чудесах от икон как противостоящие иконоборчеству. В поле зрения исследователей в основном вовлекается Синодик в неделю Православия, читавшийся во время соборного архиепископского богослужения этого дня. Синодик включал «проповедь с изложением общего содержания соборных постановлений, формулировку основных заблуждений с анафемой еретикам» 1695 . Имеется в виду собор 843 г., подтверждавший определения VII Вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010