Кроме того, в 102 правиле утверждены 6-ть Вселен. Соборов, 85 правил Апостольских, 8 поместных соборов, и правила св. Отец и определено почти все, что касается до церковного благочиния и управления. VII) Никейский II (в 788 г.) утвердил почитание икон, и произнес осуждение на тех, которые отвергали св. иконы. 6) Девять помест. собор., созывавшихся в период с 314 по 860 год, собирались главным образом для устройства церковного благочиния, против неустройства в Иерархии церковной, для установления порядка в Богослужении и отчасти против раскола Евстафиан, презиравших брак, ереси Пелагиан и друг. 7) Св. Отцы соборов вводили правила не по произволу, а руководились существенными нуждами в Церкви, и притом они никогда не вводили правил, противных учению Слова Божия. 8) Если только на Соборе (6 всел.) дознана подлин. книг свящ. Пис. и определен их канон (85 апост. прав.), то сектанты, не признающие Свящ. Предания и не подчиняющиеся правилам Всел. Собор., подобны тем, кои, похитив чужие паспорта (Библию), выдают себя за собствен. их, не догадываясь при этом, что у действительных владельцев, кроме паспортов, есть еще формуляры или посемейные списки (т.е. свящ. Предание), на основании которых и определен канон Библ. книг. 9) Право благоустроят порядок в Церкви св. Апостолы дали и своим преемникам, которые по примеру апост. (Деян. гл. 15) и собирались на соборы для защиты истинной веры Христ. от еретиков. IX. О почитании Пресвятой Богородицы 1) Нужно ли и поднимать вопрос о почитании Той, Которая названа честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов? Да, если бы среди нас, православн. людей, не было еще и смущающих нас, то вместо всяких разговоров, мы должны только взывать непрестанно: Пресвят. Боюродице, спаси нас! 2) Но смущающие нас – сектанты говорят нам, что Спаситель один, Господь, и потому де ни к кому другому нельзя обращаться со словами: спаси нас. 3) Ответим на это: да, Спаситель Христос Бог , приходивший на землю спасти род человеческий, Един: Деян. 4:12 . 4) Но Пр. Дева Богородица – Мать этого Спасителя, ибо о Ней сказано: Се, Дева во чреве приимет... Мф. 1:23. К Ней мы прибегаем не как к спасителю рода человеч. от первород. греха и проклятия, а как к Ходатаице за нас грешных и обремен. многими скорбями и болезнями пред Сыном ее и Богом нашим. Своим ходатайством Она помогает нам спастись и здесь, на земле, от бед и скорбей и в будущей жизни от вечных мук. Вот почему мы и взываем к Ней: Пресвят. Богородице, спаси нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, содержатся следующие сведения о церкви: «Село Погребищи при речке Черной находится въ 11 вер. къ югу отъ и известно въ народе подъ разными «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара». села «Погребищи». Съ такимъ оно известно съ начала XVII Въ то время была уже здесь церковь во имя Николая Чудотворца; съ этой церкви въ 136 (1628) г. въ казенный приказъ платилось дани 14 алтынъ съ деньгою, наместничьихъ, и заезда 4 деньги, а въ 164 (1656) г. дани 19 алтынъ, заезда гривна. Судьбы этой церкви совершенно не известны. Только подъ 1721 г. въ делахъ приказа сохранилась заметка о томъ, что изъ села Погребищъ теплую церковь во имя Пресв. Богородицы велено перенести въ г. на место погорелой Николаевской церкви. Изъ этой заметки видно, что въ селе Погребищахъ въ то время было две церкви: холодная Николаевская и теплая Въ настоящее время, въ Погребищахъ существуетъ каменная церковь; время ея съ не известно; въ местныхъ клировыхъ ведомостяхъ отнесено къ 1758 г. Церковь эта пятиглавая, кресты на главахъ четвероконечные съ цепями, вверху ихъ короны, а внизу полумесяцъ. Колокольня соединена съ церковью; время ея также не известно. Престоловъ въ церкви три: въ холодной во имя Пресвят. Троицы, въ приделахъ теплыхъ во имя святителя Николая и Пресвят. Богородицы. Надъ престоломъ въ Троицкомъ храме на четырехъ колоннахъ съ клеймами вверху и по бокамъ устроена сень. На этомъ престоле антиминсъ съ следующею надписью: самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины, Алексеевны всея и св. Синода священнодействованъ преосвящ. Павломъ, епископомъ и Муромскимъ в 1767 г.». Источник:  Владимирские епархиальные ведомости. 1886, Изъ св. иконъ пользуется особеннымъ въ приходе икона Николая Чудотворца, письма древняго, и икона Боголюбивой Матери, написанная въ 1848 г. по случаю отъ холеры. Церковные документы хранятся въ целости: метрическихъ книгъ съ 1801 г., исповедныя росписи съ 1829 г. Земли при церкви: пахатной и сенокосной удобной и неудобной 34 дес., 1229 саж.

http://sobory.ru/article/?object=03387

Первые христиане еще глубже осознали прямую связь между своим богослужением и ангельской мистерией на небесах – достаточно указать на явные параллели между песнопениями, которые воссылаются небесными существами в Книге Откровения Иоанна, и традиционными аккламациями христианской евхаристической литургии. Ключевым текстом в данном случае, как для иудеев, так и для первых христиан была так называемая кедуша – библейское Трисвятое «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полна земля славой Твоей» из Книги пророка Исаии (6. 3) с прибавлением к нему стиха «Благословенна слава Господа от места Его» ( Иез 3. 12 ) и того или иного стиха из псалмов (как правило, хвалитных) или Пятикнижия ( Втор 6. 4 или Исх 15 18). Провозглашение кедуши, особенно по субботам и праздникам, и должно было выразить прямую связь между служением ангелов (ведь оба стиха из Книг пророков Исаии и Иезекииля – это и есть ангельские песнопения) и молитвой земной общины. В христианских евхаристических молитвах это стало ничем иным, как Sanctus: пением «Свят, свят, свят…» в начальной части анафоры, часто дополняемым так называемым Benedictus: словами «Благословен грядый…» (что, вероятно, является ре-интерпретацией Иез 3. 12 в мессианском ключе – и одновременно отсылает к Пс 117 ) и «Осанна в вышних» (также из Пс 117 ). Sanctus обычно обрамляется и соответствующими вступлением и заключением – например, в анафоре свт. Иоанна Златоуста они выглядят так: Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими шестокрилатии, многоочитии, возвышащиися пернатии, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! 11 . С сими и мы блаженными Силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят: Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя». Таким образом, неудивительно, что идея о причастности земного служения ангельской литургии на небесах привела и к мысли об обратной сопричастности ангелов в их невидимом сослужении священнику, которое в некоторых случаях удается лицезреть тому или иному тайнозрителю. Со временем этот мотив нашел свое отражение и в иконографии; особенно явно – в образе великого входа, совершаемого не людьми, а ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви. Святая княгиня с терпением и смирением перенесла и это посмертное испытание: чудеса у гроба праведницы продолжали совершаться, ее предстательством Кашин в 1812 году остался в стороне от нашествия французов и не раз избавлялся от различных эпидемий. Память преподобной не предавалась забвению, и в XIX веке в различных церковных изданиях: «Словаре историческом о русских святых», труде архимандрита Леонида Кавелина «Святая Русь» – имя благоверной княгини Анны Кашинской стояло в ряду местночтимых святых. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 году в кашинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было найдено погребение Анны Кашинской. Успенская церковь в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб Анны Кашинской, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась Анна Кашинская, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Анна Кашинская повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения Анны Кашинской стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском монастыре. По ее просьбе в Успенской церкви у гроба Анны Кашинской был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест. В 1645 году здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В.И. Стрешнев. Узнав о почитании Анны Кашинской, он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 году царь умер, не успев отдать распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона в золотисто-желтых тонах. Нежные лики Спасителя и Бо-городицы бледны. О, как замирает сердце пред этой иконой! На Твой Пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богороди-цу, верою сердечного и любовию от души припадаю и поклоняюся с Пред-вечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Хрис-том, боголепно почитаю и молю Тя со слезами, покрый мя покровом Твоим, от враг видимых и невидимых. Ты бо род человеческий ввела еси в царс-тво Небесное. Аминь. (Из Пяточисленных молитв Божией Матери, сложенных Святителем Димитрием Ростовским). В храме монастыря находится могила основателя его архимандрита Анто-нина Капустина. И мы поклонились ему за все, сделанное им для Русской Православной церкви и для всех православных христиан. Неподалеку от этих мест находится часовня Вознесения - Стопочка. Место это принад-лежит арабам-мусульманам. Стены воздвигнуты в 16 в. В основании сохра-нились колонны - остатки храма, существовавшего при Св. Елене и Конс-тантине. Часовня в виде восьмигранного здания с куполом. Внутри ее со-держится камень с отпечатком стопы Спасителя. Во время Вознесения Гос-подня камень стал яко воск и на нем отразилась стопа Господа. Во времена Елены и Константина камень был огражден золотой решеточкой, сейчас обрамлен мраморным бортиком. Однажды усомнившиеся паломники за-ливали след воском (им показалось изображение нечетким) - и на воске отпечатались тончайшие детали стопы Спасителя. Вторая стопочка уве-зена мусульманами в мечеть Омара. В тот же день мы побывали в пещере, где Господь дал Своим ученикам молитву Отче наш. Над пещерой воздвигнут храм, обращенный сводчатой открытой галереей, на стенах галереи написана -молитва Отче наш на 60 языках мира, в том числе и на русском языке С горы Елеон путь наш лежал в Вифанию (в переводе страна фиников). Посетили греческий мо-настырь и храм Марии и Марфы. В храме благоговейно сохраняется камень, на котором часто сидел Спаситель. Храм построен на месте встречи Гос-пода с Марфой и Марией. Помолились около камня и мы, а я, припав к не-му, просила у Господа даровать Божией благодати и умения написать о Святой земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

– Блаженнейший! Слышно, что турецкое правительство затевает дать определенное жалованье всем архиереям, состоящим под священноначалием цареградского патриарха. Скажите, кто внушил эту меру Блистательной Порте? Он отвечал: – Князь Богороди. – Что побудило его к сему нововведению? – Будто бы сердоболие к православному народу, который утесняют-де архиереи своими вымогательствами. – Что думает об этой мере Великая церковь ? – Она не одобряет ее; и потому до сих пор жалованье получает только один архиерей в Видине, откуда последовало первое прошение в Порту о назначении ему определенного содержания. – Да избавит вас Бог от чрезмерной любви и щедрости турков. Мера, задуманная ими, причинит большой вред всей Восточной церкви. Когда Порта примет на свое собственное попечение содержание всех архиерейских кафедр, тогда некоторые епархии будут упразднены под предлогом малочисленности в них христиан, а многие долго будут оставаться без архипастырей по расчетливости хозяйственной и по злоумышлению, авось без владык усилится магометанство в ущерб христианству. Кроме сего разные лжеапостолы начнут сеять плевелы там, где некому исторгать их. В добавок, по примеру кафедр архиерейских, со временем назначат жалованье и монастырям в замен их недвижимых имений; и эти оплоты православия при скудной поддержке рушатся. Если же Порта настоит, чтобы Великая церковь сама определила жалованье каждому архиерею, так чтобы он собирал Деньги с христоименитого народа ни более, ни менее указанного количества, то и в таком случае настояние ее должно быть устранено каким бы то ни было образом, – объяснением ли, что архиереи испокон веков пользуются определенными взносами христиан и их доброхотными подаяниями, на кои нет и быть не может ничьего приказа, обещанием ли исправить злоупотребления, ежели они проявляются, – дабы крещеный народ не думал, что магометанское правительство заботится о нем лучше, нежели Великая церковь . – В Стамбуле имеют в виду пример России, в которой все архиереи получают жалованье от казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

16 Первый Index librorum prohibitorum составлен и опубликован инквизицией, по приказанию папы Павла IV, в 1559 году. 17 Правило, требующее положения под престолом мощей, берёт своё начало в вынужденном необходимостью обычае первых христиан во время гонений совершать богослужение и принесение бескровных жертв в катакомбах, на могилах, саркофагах мучеников, служивших жертвенниками. 18 Римско-католическая церковь , на основании учения об «opus operatum» (т.е. что сила таинства заключается в строгом соблюдении самой формы его совершения), признаёт действительным и такое крещение, которое будет совершено в крайнем случае даже нехристианином. Но самокрещение не допускается ни в одной христианской церкви, по понятию о крещении, как о духовном рождении. 19 Напоминание об этом обычае до сих пор содержится в богослужении великой субботы, – именно, перед Евангелием на Литургии поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». 20 Подробнее об этом см. в комментарии к указанной статье Номоканона – в книге А. С. Павлова: Номоканон при Б. Требнике, 2-е изд. стр. 360–372. М. 1897. 21 Ср. комментарий к 120 ст. Номоканона при Б. Требнике в вышеуказ. труде А. С. Павлова, стр. 245–268. 24 Подписная цена «Църк. Вестника» – в Болгарии 10 левов (франков) и заграницу 13 левов в год. – Подписная цена сербского «Гласника правосл. цркве» – в Сербии для церквей и монастырей 15 динаров (франков) для духовенства и остальных 12 дин. (для учителей основных школ 8 дин. и для учеников всех школ 6 дин.), за границу 16 дин. в год. 26 Нов. Век, 197 и 214; Домашен приятель, июль (это ежемесячное иллюстрированное издание, орган протестантов в княжестве болгарском). Авторы: Томов, П. (Попов) и псевдонимы «Ветеран» и «Современник». 35 Храм этот основан был с разрешения султана Меджида и с благословения патриарха в доме Стефана Богориди и освящён 9 октября 1849 г. созо-агафопольским митрополитом в присутствии самого князя Стефана Богороди, представителя султана и массы народа. Службу совершил названный митрополит на славянском языке в сослужении с Неофитом Рыльским, бывшем тогда учителем богословского училища на острове Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вам предстоит большая духовная работа: очищать сердце от страстей, покаянием изменять свое сознание и отношение ко всему окружающему миру, учиться настоящей сердечной молитве и вымаливать милость Божью себе и своим детям, вступившим уже во взрослую жизнь, полную искушений, учить их христианской мудрости, готовиться к самому главному экзамену, которого не минует никто и на котором каждый даст ответ за всё совершённое им в этой земной жизни. Вам надо искренне простить самой и просить у Господа прощения для вашего «беглого мужа» Вячеслава. — Как! — поразилась брошенная жена: — Мне молиться о прощении Вячеслава? Но он же бросил меня, и я теперь ему — никто! — Лидия Александровна! Человек, с которым вы прожили столько лет и который является отцом ваших детей, никогда не станет для вас окончательно чужим. На Суде Божьем вы можете оказаться стоящими рядом. Молитесь о его спасении. Я думаю, вам принесёт большую духовную пользу паломничество в женский монастырь, там вы сможете пожить, помолиться в надлежащей обстановке, потрудиться посильно во славу Божью, привести в порядок мысли и чувства. Если надумаете, я позвоню игуменье Богороди-це-Успенского женского скита в Мской области, матушке Снии, она давно пользуется моими советами и всегда будет рада принять от меня паломницу. Возможно, там вы найдёте новый духовный смысл вашей дальнейшей жизни. Возникшее молчание прервал звонок мобильника, раздавшийся из сумочки нашей гостьи. Она взглянула на Флавиана. — He возражаете, батюшка? — Конечно, нет, Лидия Александровна! Она взяла трубку. — Алло! Да, доченька, я ещё в Покровском, у батюшки Флавиана! Не беспокойся, тетя Лена меня привезёт на своей машине прямо домой! Кто звонил? Нет, скажи, пожалуйста, папе, пусть он эту путёвку отдаст тебе, я поеду в другое место, в Подмосковье!  Глава 10. Молитва Иисусова Всё началось с чёток. Я всё-таки домучил своими приставаниями Флавиана, и он подарил мне чётки. Настоящие монашеские чётки, сплетённые из чёрного шёлкового шнура, разбитые четырьмя рубинового цвета пластиковыми бусинами на четыре части по двадцать пять узелков, с длинной, из того же блестящего шнура кистью, увенчанной крестиком. Чётки, привезённые с Афона.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Эта молитва благодарственная, по имени которой называется и вся наша служба — евхаристия. Это и значит — благодарение. И все молитвы здесь носят характер благодарения. Вот это начало благодарения в латинской традиции называется словом «префацио». После возгласа священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» хор продолжает: какую песнь ангелы поют, и вопиют, и взывают. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Это всегда поют очень торжественно и длинно, и во время этого пения священник читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный». Подумайте, какое возвышенное, какое удивительное богословие заложено в этих словах. Здесь исповедание нашего упования. С этими блаженными силами и мы вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят и Пресвят и великолепна слава Твоя. Иже мир Твой тако возлюбил еси, что и Сына Твоего Единородного дать изволил, и всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь живот вечный. «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:…». То есть, давая Своим ученикам и апостолам, сказал: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Во время всей этой молитвы хор поет «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Вы знаете, что у католиков есть название этой части молитвы — санктус, то есть «свят». По имени этой песни «Свят, Свят, Свят…» та часть анафоры, которую читает священник тайно, тоже называется «санктус».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Эти последние слова священник произносит вслух всей церкви; хор же заканчивает их, восклицая по примеру ангелов: Свят, свят, свят Господь Саваоф : исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне: осанна в вышних. Во время этого песнопения священник продолжает втайне ту же молитву хвалы и благодарения Богу: С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый: Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек: С сими блаженными силами (небесными) и мы, Владыка Человеколюбче, восклицаем и говорим: свят и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят Ты, и пресвят, и великолепна слава Твоя: ибо Ты так возлюбил (созданный Тобою) Твой мир, что благоволил ниспослать к нам единородного Сына Твоего, дабы никто из верующих в Него не погиб, но получил жизнь вечную. Пришедши на землю и исполнивши все предусмотренное Тобою промышление о нас, Он, единородный Твой Сын, в ту ночь, в которую предан был (учеником) , или лучше сказать — Сам добровольно предал Себя за жизнь всего мира, Он, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив и преломив, дал святым Своим ученикам и Апостолам, сказавши: Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобне и чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Слова Спасителя: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси» священник возглашает вслух всей церкви, а хор подтверждает их словом: «Аминь».

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010