Вы подумайте только, други мои, чью песнь воспевали мы – серафимскую, ангельскую. Одно название уже освящает наши уста, ибо не думайте, что ничего не значит, когда вы произносите имена ангелов, святых, сладчайшее имя Господа Иисуса, Пресвятой Богородицы. Нет, эти имена не просто произносимые нами слова. Если они произносятся с должным вниманием и благоговением, они освящают нас и призывают на нас благодатную милость и помощь тех, чье имя мы произносим. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», «Пресвятая Богородице, спаси нас», – произносимые сначала устами, они потом переходят в сердце. Только мы не произносим их как должно, вот почему и не чувствуем благодатного воздействия на нас этих слов. Если бы мы призывали их, хотя бы как зовем скот, который не идет долго к нам, то и тогда почувствовали силу имени святого. Но у нас и этого нет. Холодны наши уста, не поднимаются наши слова молитвы к святым, не связывают нас с ними. «Свят, свят, свят», – непрестанно день и ночь вопиют серафимы, двумя из своих шести крил закрывая лица. Так благоговеют они перед Всемогущим, что не дерзают себя считать достойными взирать на светлый лик Господа. Двумя крилами закрывают ноги и на двух крилах летают. В то время как в храме верующие повторяют славословие серафимов, священник тайно молится: «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый... В этой молитве объясняется, почему мы должны благодарить Господа, почему Ему несмолкаемые песни поют серафимы. «Свят и пресвят» Он потому, что «мир тако возлюбил еси, якоже Сына Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него, не погибнет». Вот причина такого восторга на небесах, трепетного благоговения. Господь, Творец мира и их, светлых духов, Господь Всемогущий, Страшный, на Которого небожители не смеют взирать, Он тако возлюбил мир грешный, нечистый, полный зла и похоти, этот мир Он так возлюбил, что отдал Сына Своего Едино родного за спасение его. Подумайте, дорогие мои, отдал Сына Своего, и Этот Сын пришел, проповедуя мир и любовь, но те, для кого Он пришел, вознесли Его на Крест, осудили на нестерпимые муки, предали на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

  Живущие в светлой половине – это те, которые веруют в Христа, которые посещают Божественную литургию, дышат благоуханием Божьей благодати, изливаемой в этой великой службе, пользуются теплотою любви и светом Солнца правды. Эти люди здоровы духом, светлы, мирны, потому что на них распространяется исцеляющая сила Духа Святаго. Живущие в темной половине – это те, кто не хочет быть со Христом, кому не дорога Священная литургия. Бедные это люди, они не испытывают тепла благодати Христа Спасителя. Жизнь их полна зловония и гнили, потому что испарения и зловония страстей проникают в их души. У них нет окна, вентиляции, чтобы очистить свои души от этой гнилости, а потому порой так темна, мрачна жизнь этих людей. Потому-то я и зову вас, дорогие мои, посещать Божественную литургию, потому и хочу я, чтобы вы понимали и любили ее, что она – свет, озаряющий самые темные бездны греха. Она – тепло, согревающее самый лютый холод души. Она – любовь, и радость, и жизнь.   Сегодня я хочу объяснить вам третий член Евхаристического канона – возношение Святых Даров. Но сейчас хочу еще раз остановить ваше внимание на Серафимской песне, именно на тайной молитве священника в этот момент на Литургии Василия Великого. Эта молитва – всеобъемлющий, огнепламенный гимн Господу Творцу, Промыслителю, излившему на людей Свои неисчислимые милости. Здесь каждое слово полно смысла, каждое слово является творением глубочайшей мудрости и благодати.   Недаром святой Василий Великий молитвою долгою и постом готовился к составлению Божественной литургии; потом однажды в пламенном молитвенном экстазе повергся он пред престолом, создал свои дивные молитвословия и записал их. Вот эта молитва второго члена Евхаристического канона. Эта молитва, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу. «С сими блаженными Силами... Свят еси яко воистинну и Пресвят...» Обратите внимание, опять слово «воистинну», опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь. «...Пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея...» И далее объясняется это великолепие, то есть красота великая Божия, «яко правдою... создав бо человека», и рассказывается о создании человека, о его блаженстве и грехопадении, об обещании спасения: «устрояя ему еже от пакибытия спасение, в Самом Христе Твоем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Служебник предписывает ему после этого снова взять рипиду и обмахивать ею святые сосуды, но, повторяем, на практике это редко производится. Слова молитвы «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…» напоминают нам мистические откровения пророкам Исайе, Иезекиилю и апостолу Иоанну Богослову (Ис. 6:3; [ 396 ] Иезек. 1:10; [ 397 ] Апок. 4:6-8 [ 398 ]), видевших страшный Престол Господней славы и внимавших ангельскому славословию Господа. Этим естественно, повторяем, заключить молитву, говорящую о творении Богом мира и о Его совершенствах. Переходя к молитвенному прославлению и переживанию подвига Бога Слова, Церковь к этому возгласу присоединяет слова «осанна, благословен Грядый во имя Господне». Эти слова, обращенные некогда еврейскими детьми к идущему на вольную Страсть Господу, обращены теперь к идущему на евхаристическое заклание Агнцу. «Осанна» значит «Господи, спаси». Таким образом, мистическое созерцание Божией славы, предвечной Его силы, могущества, святости и красоты и неизреченные вещания таинственных апокалиптических животных в литургическом сознании Церкви связаны с видением шестокрылатых и многоочитых Херувимов и Серафимов и с созерцанием Христовой «славы», т. е. Его искупительных Крестных Страданий. Молитва Sanctus’a известна нам почти по всем древнейшим кодексам литургий. Следует, впрочем, вспомнить, что «Апостольское предание» святого Ипполита и литургия в «Tesmamenmum Domini N. I. Christi» не имеют этой молитвы. Содержание этой молитвы таково: Литургия святого Иоанна Златоустого С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый: Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя (2 Пет. 1:17 [ 399 ]), Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16 [ 400 ]): Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше, за мирский живот, приемь Хлеб (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

4 . Литургия из Евхологиона Серапиона Тмуитского 5 . АнафораСв Григория Богослова В. Литургии Персидские 1 . Несторианская литургия апостолов Фаддея и Мария 2 . Литургия Федора Мопсуестийского 3 . Литургия анонимная так называемый «Биккелев палимпсест» 4 . Литургия Нестория Г. Литургии Византийские 1 . Литургия Св. Василия Великого 2 . Литургия Св. Иоанна Златоуста Западные литургии И.А. Карабинов делит на три: 1 . Римская 2 . Галликанская 3 . Мозарабская Приложение 2. Структура евхаристического канона Возгласы диакона и свяшенника, чтение Анафоры Пение хора Станем добре станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносити – Милость мира жертву хваления Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами – И со духом твоим Горе имеем сердца – Имамы ко Господу Благодарим Господа – ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО ЕСТЬ ПОКЛАНЯТИСЯ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ, ТРОИЦЕ ЕДИНОСУЩНЕЙ И НЕРАЗДЕЛЬНЕЙ Анафора Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, Дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии. Победную песнь поюще вопиюще взывающе и глагояюще – СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ, ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потом, когда священнодействующий преподает мир предстоящим, он возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»... Кого исповемы? Лик отвечает за всех: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». И вслед затем в Символе веры изрекаются животворные истины о каждом Лице Святой Троицы. Затем, готовясь принести «Милость мира, Жертву хваления», жертву примирения с Богом и жертву хвалы Богу, священнодействующий преподает верующим апостольское благожелание и благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!» Потом слышим призвание: «Благодарим Господа» и отвечаем: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней!» Достойно и праведно (объясняет молитва иерея), ибо Ты, Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, всегда Сущий, Неизменно Сущий, Ты и Единородный Сын.Твой и Дух Твой Святый; Ты от небытия привел нас в бытие, и отпадших снова возставил, и не преставал все делать для нас, пока не возвел нас на небо и не даровал нам будущаго Царства Твоего. За все это благодарим Тебя и Единороднаго Сына Твоего и Святаго Твоего Духа, за все, что знаем и чего не знаем, за явные и сокрытые благодеяния Твои нам. И поэтому мы соединяем свое славословие со славословием Сил Небесных, воспевая: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Наше пение священнодействующий дополняет в своей молитве: «Свят еси и пресвят Ты, Владыко Человеколюбие, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый, Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя». И когда потом безмерная любовь Божия совершит дивную жертву для человека – сотворит хлеб и вино честным Телом и честною Кровью Христовой, когда совершится это самое высокое священнодействие, к которому с благоговейным страхом приникают и Небесные Силы, когда наконец верующие удостоятся приобщения Святых Таин, – Церковь радостно восклицает: «Обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть!» Готовясь с миром изыйти из храма, священник, стоя среди народа, от лица всех возсылает славу, благодарение и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и в вечные веки, и затем благословляет исходящих из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Эту победную серафимскую песнь, которую слышали в святых виденьях своих пророки, подхватывает весь лик певцов, унося мысли молящихся к незримым небесам и заставляя их вместе с серафимами повторять: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» 79 , и облетая вместе с серафимами престол божественной славы. И так как в то же время вся церковь ожидает в эти минуты сошествия Самого Бога, грядущего принестись в жертву за всех, то к серафимской песне, раздающейся в небесах, присоединяется песнь еврейских отроков, которою они встретили вшествие Его во Иерусалим 80 , подстилая ветви по пути: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Ибо Господь взойти готовится во храм, как в таинственный Иерусалим. Диакон продолжает веять веялом над святыми Дарами, чтобы не могло упасть туда какое насекомое, изобразуя веяньем движенье благодати; а священник продолжает молиться втайне: «С сими блаженными силами, Владыко человеколюбче, и мы вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой такого возлюбил еси, якоже Сына Твоего единороднаго дати, да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный. Который, пришед и все смотрение о нас исполнив, в ночь, в которую был предан, или, лучше, Сам Себя предал за жизнь мира, взявши хлеб в святые Свои, пречистые, непорочные руки, благодарив, благословив, освятив, преломив и давши святым своим ученикам и апостолам, сказал…», и громко возглашает иерей слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». И вся церковь вослед за ликом возглашает: «аминь». А диакон, держа орарь, указывает священнику на святой дискос, на котором положен хлеб. Священник продолжает втайне: «Подобно и чашу по вечере, глаголя…» и также, по указанию диакона на чашу, возглашает громко: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». И так же громко возглашает вся церковь: «аминь».

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Еще в Херувимской мы дерзаем «припевать» Херувимам. А здесь уж совсем осмелились и поем вместе «с сими блаженными (счастливыми) силами... и мы, грешнии», – читает далее тайно священнослужитель и то же самое говорит, как и Ангел: «Свят еси яко воистинну и пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея». И опять повторяет еще: «Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя» . И потом уже читает о послании и об установлении Им Евхаристии. И Сам Учредитель ее начал именно с благодарения, которое говорится в Евангелии и тайной молитве: «хвалу воздав» ( Мф. 26, 27 ; Лк. 22, 17, 19 ) или «благодарив». Вот как наполнена, насыщена славословием, благодарением уже большая часть самого центрального места Евхаристии! Похоже ли это на скорбные и просительные наши настроения, с какими мы приступаем к канону этому? А когда мы обратимся мыслью своею к тем основаниям, кои вызывают такое именно переживание, тогда нам еще яснее будет, что только так, только именно с благодарением и нужно и можно участвовать христианину за Евхаристией; тогда нам будет даже стыдно, если мы только и умеем просить и скорбеть. Но уже закончим этот хвалебный гимн Церкви. Во время Пресуществления Святых Даров, во время принесения и освящения Жертвы Духом Святым, совершаемого священнослужителем, где уже рядовые миряне не могут принимать непосредственного и действенного участия, предоставляя это людям особо освященным, а точнее – Самому Духу Святому; они молчат, а за них лик продолжает петь хвалебную песнь. Ну, остановимся на этом поразительном сочетании: Жертва и хвала! Представим: нашего сына распинают, а может быть, и пытают; мы же в это время ...хвалу поем. В алтаре повторяется Голгофская Жертва, а люди в это время ликуют и радостно поют: «Тебе (Тебя) поем, Тебе (Тебя) благословим, Тебе (Тебя) благодарим, Господи». Поразительное сочетание! Так даже в момент искупительной жертвенной части Евхаристии Церковь радуется и благодарит... Правда, «и молится», но больше все же поет, благословит, хвалит. В алтаре – Небо: Отец, закалающий Сына Своего Духом Святым, рукою священника. Там страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Беседы о Молитве Господней: Первое прошение    В прошлое воскресенье мы беседовали о той молитве, которой научил Сам Господь Иисус Христос, о молитве, начинающейся словами: «Отче наш, Иже еси на небесех»!    Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная — и видимая н невидимая — является великой Божией семьей, что духовный мир — ангельские силы — являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими.    Вот какая великая истина открывается в этой молитве.    Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, и друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни.    Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют наши прошения — то, о чем мы просим Бога.    Всех прошений семь.    Первое прошение: «Да святится Имя Твое»; второе: «Да приидет Царствие Твое»; третье: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»; четвертое: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»; пятое: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»; шестое: «И не введи, нас во искушение»; седьмое: «Но избави нас от лукаваго».    А в конце содержатся заключительные слова молитвы.    Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому.    Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: «Да святится Имя Твое».    Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением?    Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог — Начало святости, Бог — Источник святости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

145 изображений. Эта книжка без изображений икон неоднократно издавалась в Христианском Месяцеслове Московск. Синодальною типографиею и в Памятнике Веры. В 1848 и 1853 году она издана отдельно казначеем Сергиевой лавры иеромонахом Сергием с некоторыми исправлениями, с дополнением изображений икон. Григ. Свешников пользовался более подлинниками, составленными иконописцами, и гравюрами с этих подлинников, на которых, в малом виде изображались иконы в квадратиках по 40, 80, по 132 и т. п. иконы. Но в них годы явления икон нередко, а иногда и дни празднования и самые имена показаны в поврежденном виде. Хотя Свешников избирал казавшееся ему более верным, но не избег ошибок; некоторые из них доселе остаются неисправленными. В 1853 году в Москве же вышла объемистая книга под названием: Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В первой части говорится вообще о почитании Пр. Богородицы в христианской церкви, кончая временем иконоборства. Во второй части говорится о благодеяниях Божией Матери в церкви греческой, о ризе и поясе Богоматери, о живоносном источнике и чудесах от него, об иконе Иверской и некоторых других иконах афонских, об иконах кипрских и о других. В третьей части, разделенной на три отдела, содержится описание 144 чудотворных икон Богоматери в России. Здесь нет многих икон, находящихся в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы (1853 г.), особенно мало известных, но есть описания не менее 50 икон, которые не находятся в означенной книжке и из них многие суть чудотворные списки с известных икон Владимирской, Смоленской, Казанской и других. Так как в книжке: Изображения икон Пресв. Богородицы 1853 г. нами насчитано около 160 икон, кроме повторенных и кроме всецерковных праздников, а в книге: Слава Пресвят. Владычицы имеется еще не менее 50 икон других, то в 1853 году известно было не менее 210 чудотворных икон, кроме греческих, описанных во второй части книги: Слава Пресвятой Владычицы. В одной из книжек «Русского Паломника» в 1889 г. напечатан список чудотворных икон Богородицы, взятый из книги: «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы,» изданной русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем. Список составлен С. И. Пономаревым. В этом списке содержится около 300 икон и списков с икон не только русских, но и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: – Мною клянусь, говорит Господь, что так, как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего (для Меня),  то Я благословляя благословлю тебя. Потрясающий урок веры, результатом которого стало откровение о том, что жертва и любовь лежат в основании мира. Эта не принятая жертва Авраама была также прообразом жертвы Бога Отца, отдавшего Сына за грехи мира: …С сими и мы божественными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати , да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный… (анафора) Таким образом, мы видим, что отдав маленькую девочку Марию в храм, ее родители не только уподобились праотцу Аврааму, но и сами послужили некой проекцией Троицы на род человеческий. Вряд ли Иоаким и Анна богословствовали. Простые старики из крохотного селения в далекой нищей стране, скорее всего, были вообще неграмотными. Однако все знают, как маленькие дети, еще не усвоившие грех, очень хорошо разбираются в людях. Не при помощи психологических техник, а напрямую проникают в суть человека. Они очень хорошо отличают злых людей от добрых и видят лукавство взрослых. Так Адам видел суть предметов внутренним духовным взором. Совершенно очевидно, что таким духовным видением обладали праведные супруги Иоаким и Анна. И этот мир они видели не так, как мы. Нам, мирским, кажется, что мир устроен для нас. А он устроен в результате взаимоотношений между лицами Святой Троицы несколько с иной целью, чем наше земное благополучие и здоровье. Мы после грехопадения Адама трагически ошибаемся, определяя свое место в мире. Нам кажется, что жизнь – это семьдесят лет. Аще в силах – восемьдесят, а далее труд и болезни. А мы на самом деле рождены к вечности.

http://pravmir.ru/prazdnik-absurda-torzh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010