Другое, и довольно смутное, упоминание реплики «Киево-Печерского Успения» связано с историей Псково-Печерского монастыря. Основанный в конце XV в., монастырь вскоре запустел и был возобновлен в 1519 г., а в 1521 г. для него была исполнена икона «Успение» иконописцем Алексеем Малым. Эта икона, прославившаяся чудотворениями, находилась в XIX в. в специальном киоте, в наосе Успенской церкви. Но в храме было второе чудотворное «Успение», считавшееся очень древним, XI или XII в. По преданию, именно эта икона была помещена на монастырскую стену при осаде Стефана Батория в 1581 г. (ср. с оборонительной функцией киевского «Успения»). Второе «Успение» также находилось в наосе, за правым клиросом 1203 . В книге Е. Поселянина чудотворное «Успение» Псково-Печерского монастыря (неясно, которое из двух) изображено в иконографии интересующего нас «Киево-Печерского Успения», и даже с дверцей в боковой стенке ложа Богородицы, хотя икона имеет не горизонтальную, а обычную, высотную конфигурацию 1204 . Если за легендами обоих монастырей об иконах «Успение» кроется реальность (в чем нет уверенности), то можно было бы полагать, что в XV–XVI вв. в Киево-Печерском монастыре теплилось особое почитание маленькой иконы «Успение», но к концу XVI в. этот культ забылся и в 1660-х гг. был возрожден. Обратимся к тем особенностям реплик «Успения», которые позволяют считать утраченную икону произведением XI в. Постараемся также определить функцию иконы и специфические элементы ее иконографии. К этим вопросам приходится подходить с особой тщательностью, поскольку допустима возможность, что в XVII в. не только было восстановлено почитание «Киево-Печерского Успения», но и заново реконструирован облик иконы. Воспроизводится ли в нем первоначальный вид иконы, или это выдумка богословов и церковных историков XVII в.? Рассматривая самые ранние сохранившиеся памятники (киевские гравюры, иконы Сергиев-Посадского и Владимиро-Суздальского музеев, икону 1702 г. из ПТ), мы обнаруживаем у них общие черты. Это простые, симметричные, плоскостные композиции, где в центре – Христос с душой Богородицы, к нему летят два ангела. По сторонам ложа – две группы апостолов, а за каждой группой – скромное здание с двускатной кровлей. Такая структура не имеет ничего общего ни с композиционными решениями XVII в., ни с принципами палеологовской живописи. Между тем, в византийском искусстве X–XII в. можно найти немало аналогий, хотя и не скрупулезно точных, не буквальных прототипов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 322. Мес. тогоже в 15 день, Григория архиеп. российскаго Слово на всечестное Преставление преславныя Владычица нашея Богородица. См. 680 л. 257. л. 328. В тойже день, препод. и богон. отца нашего Иоанна прозвитера Дамаскина Слово на Успение пресв. Богородица. Там же л. 246. л. 344. В тойже день, иже во святых отца нашего Андрея иерусалимскаго Слово на всечестное Успение преславныя и препетыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Нач. Таиньство настоящее убо и торжество имущь вещь Богородичнаго Успения. л. 355. В тойже день, Похвала на Преставление св. Владычица нашея Богородица. Сотворено Климентом епископом. См. 680 л. 242. л. 358. Тогоже дни, иже во святых отца нашего Андрея, архиеп. иерусалимскаго, Слово на пречестное Успение пресв. Богородица. Там же л. 230. л. 370 об. В тойже день, Слово Иоанна Богослова о покои св. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Там же л. 220. л. 380. В тойже день, иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. селуньскаго, правоверна и свята мужа, Слово о Успении пресв. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Нач. Егда прииде время изыти от телесе пресв. Богородицы, прииде к ней великий ангел. л. 397. В тойже день, иже во святых отца нашего Григория, архиеп. селуньскаго чюдотворца, Слово на Успение пресв. Богоматере. См. 680 л. 262. л. 408. В тойже день, Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, архиеп. Констянтинаграда, на Успение пресв. Владычица, похвалное. Нач. Должни есмя, братие, всегда простившего долгу помнити. л. 420. В тойже день, Слово на честное Преставление преславныя Владычица нашея Богородица. Нач. Егда к себе Христос Бог наше прияти благоизволи свою матерь. л. 423. В тойже день, Поучение на Успение пресв. Владычица нашея Богородицы и Приснодевы Мария. Нач. Многа различна торжества и праздницы человеческое житие украшают. л. 430 об. Епифания ермонаха обители Калистратовы о житии и о воспитании летняго и тонкостнаго показания пречист. и преблаг. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. См. 663 л. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Никифор говорит: «Император (Юстиниан) установил, чтобы во всем мире чтился как праздничный день Сретение, Юстин сделал то же в отношении к св. Рождеству Христову, а недолго спустя Маврикий повелел, чтобы Успение Пресвятой Богородицы праздновалось 15 августа». Слова Никифора надо понимать так, что Маврикий сделал сей праздник более торжественным и, главное, установил определенный день празднования – 15 августа. До этого времени некоторые праздновали Успение в январе: в древнем римском Иеронимовом мартирологе Успение Богородицы показано 18 января, а 15 августа – взятие на небо. Григорий Турский (ум. 594 г.) говорит, что преславное восшествие Богоматери на небо во Франции праздновалось в 11-м месяце, т. е. в январе (считая от марта). В коптских и абиссинских памятниках 16 января показано Успение и 16 августа – Вознесение Богоматери на небо. Затем праздник Успения находится в сакраментарии папы Геласия 1 (492– 496 гг.), целым веком ранее императора Маврикия. Он находится в IV и не позднее V в. в одном римском календаре 16 августа, а известно, что другие великие праздники, за исключением Рождества Христова, явились на Западе с Востока, как видно из названий их в древних календарях; то же должно думать и о празднике Успения. На Востоке в начале VII в. говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский (ум. 634 г.); в этом же веке или в начале VIII в. св. Андрей Критский (ум. 712 г.) говорит в 3 словах на Успение о торжественном праздновании этого дня. Праздник Успения находится в самом древнем дошедшем до нас праздничном Евангелии 715 г. и во всех других календарных памятниках VIII и последующих веков. «Без сомнения, – рассуждает вслед за вышеприведенными соображениями известный агиолог, Сергий еп. Владимирский, – вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти – истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, ужели пречистая плоть Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывших безызвестными, после немаловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле в безизвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие (Ее) на небеса с пречистою плотью весьма древня, современна апостолам и мученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Папа Лев II в 847 г. установил для этого праздника вигилию и октаву (восьмидневное попразднество) в базилике св. Лоцерро в предместьи. Майнцкий собор 809 г. еще колеблется в принятии праздника, но собор 813 г. уже делает его обязательным для Франции. В XII в. Гвидон (Guido), епископ Гемонаненской церкви, как говорит Liber de gestis episcoporum Germanensium, постановил, чтобы «Успение (assumptionem) блаженной Марии, которое празднуется от древнего времени, не менее торжественно чтилось у нас и тем же образом (как в древности), больше, чем праздник св. Гервасия летний (19 июня), а остаиа (т.е. 8 дней попразднства) Успения, как праздник св. Лаврентия» (10 августа). Следовательно, и на Западе в XII в. по местам Успение в торжественности празднования уступало дням особенно чтимых святых, и заботы предстоятелей Церкви направлялись только на то, чтобы сравнять его с последними. Пред серединой XII в. в церкви Кельнской (Coloniensis) еще не праздновалось попразднство Успения (остаиа) и только архиепископ этого времени Рейнольд (Reinoldus) постановил, чтобы оно праздновалось 8 дней, как читаем в Historia archiepiscoporum Coloniensium. В древнем кодексе знаменитой церкви Турской (Turonensis) на праздник Успения положено две обедни. В декретале Alma mater на Рождество Христово, Пасху, Пятидесятницу и Успение дозволяется литургия в период интердикта (отлучения). Во многих провинциях древней Германии Успение праздновалось 30 дней. По местам в западной Церкви в этот праздник освящались лечебные травы, травы против заговора и виноград.    Что касается судьбы праздника на Востоке с VII в., то исторические памятники здесь дают возможность проследить ее чуть не по всем векам до последнего времени. Праздник значится в праздничном Евангелии, написанном в 715 г. (Р.Б. 24). На 7 вселенском соборе Константин, епископ Констанции Клорской, упоминает о праздновании Успения 15 августа. В VIII же веке является ряд песнопений в честь праздника. Андрей Критский составил канон на Успение, ныне не употребляемый, но который по Евергетидскому уставу XII в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Сей святый страстотерпец Димитрий сын благовернаго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея России убиен бысть на Углече от своего раба от властолюбца Бориса Годунова в лето 7098, а принесены быша честныя его мощи с Углича к Москве в лето 7104»; октября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 3 – «Успение Гурия архиепископа Казанского»; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новгород в лето 6600»; января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 4 – «преставление преподобнаго отца нашего Феодора Смоленского чудотворца»; марта 5 – «обретение мощей Феодора князя Смоленского и Ярославского и чад его: Давида и Константина»; марта 9 – «принесение честных мощей страстотерпца Авраамия из Болгар в новый град Владимер в лето 6607»; марта 11 – «преставление преосвященнаго митрополита Феогноста Московского всея Русии»; марта 30 – Иона митрополит; апрела 1 – «Авраамий новый чудотворец еже пострада за православную веру»; апреля 7 – «успение Серапиона архиепископа Великаго Новгорода»; апреля 11 – «успение Варсонуфия епископа Тверского»; апреля14 – Литовокие мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «иже в Литве пострадавшие за брадобритие при Ольгерде нечестивом крале в лето 6808»; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 28 – Кирилл, епископ Туровский ; апреля 30 – «успение Пахнотия Боровицкаго в лето 6986» (?!); мая 1 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Игнатий Вологодский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27–Киприян, Фотий и Иона митрополиты; мая 28–Иоанн Христа ради юродивый Ростовский (?); июня 1 – Амфилохий «Глушинский»; июня 3 – «сретение иконы Димитрия Прилуцкаго»; июня 4 – «обретение мощей Сергия Радонежского»; июня 8 – Феодор архиепископ Суздальский; июня 10 – убиение святаго великомученика царя Иоанна»; июня 13 – «успение Андроника ученика Сергия Радонежскаго»; июня 15 – «успение Симеона архиепископа Великаго Новгорода»; июня 19 – Антоний Сийский; июня 21 – «святаго благовернаго князя Феодора Александрийскаго, пострадавшаго в Орде от Батыя» (?!); июня 23 – Игнатий «царевич Углецкий»; июня 26 – «память Дионисия архиепископа Суздальского»; июня 29 – «преставление Петра царевича иже в Ростове»; июля 4 – «обретение мощей преподобного Евфимия архимандрита Суждальского»; июля 8 – «убиение благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев»; июля 14 – преподобный Стефан, «брат по плоти святому Сергию Радонежскому»; июля 20 – Авраамий преподобный Чухломский; июля 24 – Борис и Глеб

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не плачь моя матушка, Мария, Не одну Я тебя покидаю, Покидаю Я тебя, Мати, на Иоанна Богослова, На своего друга на Христова. Я сам, Мати, теперь умру, Я в третий день, Матушка, воскресну, «Да Я сам, Мати, со неба сойду, Я сам из тебя душу выну; Погребу твои мощи с ангелами, С херувимами, да со славными серафимами» 67 . Наконец, Слово об Успении отразилось в церковной живописи и книжных изображениях. Такие изображения указаны г. Кирпичниковым в статье «Сказания о жизни Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве» стр. 61–65. – В «Русских народных картинках» г. Ровинского (книга III, притчи и листы духовные) помещены следующие изображения Успения: 1172: «Успение Богородицы с жидовином и с праздниками. Внизу представлено успение... за апостолами видны сонмы народа, а впереди ангел, вынувший из ножен меч, чтобы поразить жидовина. Повыше изображен Спаситель, принимающий Богородицу на небо, слева благовещение, справа рождество, и еще выше коронование Богоматери св. Троицей и сонмы небесных сил». 1173: «Успение Богородицы облачное... Изображена посредине Богородица, сидящая на престоле, под ней сонм ангелов, над ней отверстые врата рая, а по сторонам двенадцать апостолов, каждый на отдельном облаке, в сопровождении ангела». 1174: «Успение с жидовином... Апостолы представлены сзади ложа Богородицы; впереди ангел приготовляется поразить жидовина. Христос, принявший душу Богородицы на свое лоно, поднимается на облаке». 1178: «Успение Богоматери. Тело Богоматери положено на катафалке; сзади стоит Спаситель, он только что принял ее душу; по сторонам одра двенадцать апостолов». Успение, погребение и взятие на небо Богоматери. 1209: Три полулистовые изображения; под изображениями, скопированными с немецких образцов, помещены вирши 68 . Слово Иоанна Богослова переделывалось и переводилось на разные языки: арабский, древнеармянский, латинский, немецкий и славянский и сохранилось в разных редакциях. Между ними особенно было распространено в славянских рукописях «Слово о успении Пресвятыя Владычица нашея Богородицы и Приснодевы Мария Иоанна архиепископа Солуньскаго» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

11. Успение Максима, Христа ради юродивого, Московскаго чюдотворца. 17. Преподобнаго отца нашего Никона, ученика святаго Сергия Радонежскаго. Есть, но между строк позднейшей рукой написано: «в соборе не празднуют». «176-го (1667) по указу святейшего Иосафа патриарха в 17 день празновали Никону чюдотворцу Радонежскому. 185 (1677) преподобному праздновали. 186 (1677) праздновать не указано, а указано петь рядовому Григорию (Неокесарийскому)». 22. Убиение святого великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго, новаго чюдотворца. 23. Успение святого великаго князя Александра Ярославича Невскаго. Празднуют в соборе, посвященном имени св. Александра Невского, «а в (Успенском) соборе празднуют рядовым». 28. Успение иже во святых отца нашего Феодора архиепископа. Ростовскаго чюдотворца. Аще изволит церкви начальник..., поют во уставу с полиелеосом. Декабрь. 3. Преподобного отца нашего Савы Сторожевского, нового чюдотворца. 7. Преподобного отца нашего Антония Сийскаго, новаго чюдотворца. 21. Успение иже во святых отца нашего Петра, митрополита, Киевского и всеа Руси нового чюдотворца. 23. …………….. ……………….. На поле позднейшей рукой: «23 день праздникь Филиппу Московскому», т. е. митрополиту. Январь . 9. Преподобного отца нашего Михаила Клопскаго, иже в Великом Нове граде. «В 9 день празновали Филиппу чюдотворцу (митрополиту Московскому)». 10. Преподобнаго отца нашего Павла, Обнорского чюдотворца. ЗАПИСЬ 1621-ГО ГОДА. Запись до 1634 г. Запись между 1636–1639 г. г. Запись между 1666–1743 г. г. 17. Преподобнаго отца нашего Антония Римлянина, Великаго Нова града чюдотворца. 24.     Святаго мученика Иоанна, пострадавшаго во гради Казани, родом же Нижеградец. 26.     Преподобнаго отца нашего Ефрема Новоторжскаго, новаго чюдотворца. 31. Успение иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великаго Нова града. Февраль . 4............................ «Празднуют великомученику, благоверному князю, Георгию Всеволодовичу Владимерскому». 10.     Успение святаго великаго князя Всеволода Псковскаго, новаго чюдотворца, нареченного во святом крещении Гавриль (sic).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Господи помилуй нас. Господи благослови нас. Молимтися Святая, Благодатная Похвале девства, Богородице Мати Христа. Вознеси молитву нашу к возлюбленному Сыну Твоему, да оставит грехи наша. Радуйся родшая нам свет истинный, Христа Бога нашего, Дево чистая. Умоли Господа помиловати души наша и оставити грехи наша. Дево Марие, Богородице Святая, верная предстательнице рода человеческого, моли о нас Христа, Его же родила еси, да дарует нам оставление грехов наших. Радуйся Царице, Дево истинная, похвало рода нашего, родшая Еммаиулла. Молимтися верная предстательнице: помяни нас, пред Господем нашим Иисусом Христом, да оставит грехи наша. Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля святыя славы и чести Твоея. Помилуй нас. Господи Боже Спас с нами буди, иного бо разве Тебе, помощника в скорбех не имамы. – Ослаби, остави, Боже, прегрешения наша, яже в ведении и неведении, вольная и невольная, тайная и явная. Господи прости мя имене Твоего ради святого, еже призвася на ны по милости Твоей, Господи, а не по грехом нашим. Месяцеслов всего лета, по чину Коптския церкви. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В начале месяц Тот (Сентябрь). Первый день. – Нероз, и успение Варфоломея, и исцеление Иова праведного. 2)  Усекновение Иоанна крестителя. 3)  Собор в Александрии. 4)  Успение аввы Макария патриарха Александрийского. 5)  Мученичество Софии. 6)  Успение пророка Исаии. 7)  Память Диоскора патриарха Александрийского. 8)  Мученичество Захарии и успение пророка Моисея. 9)  Мученичество аввы Пеора, епископа. 10)  Рождество Богородицы по показанию Абу Макария 11)  Мученичество Исилида патрикия. 12)  Усопших во Ефесе 13)  Чудо епископа Василия над земледельцем. 14)  Агафа столпника. 15)  Успение архидиакона Стефана. 16)  Обновление храма Святого Воскресения. 17)  Обретение честного Креста. 18)  Мученичество Меркурия Финикийского, и Стефана иерея. 19)  Память Григория папы вдовца 20)  Успение Афанасия и аввы Моисея папы Александрийского. 21)  Мученичество Киприана и Косии (Кассии?) 22)  Мученичество Котела и сестры его, и Иулия Факхатийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

III. Самое важное действие в последней части Литургии составляют: а) произнесение слов, сказанных Спасителем при установлении таинства: приимите, ядите: сие есть тело мое…; пийте от нее вси: сия бо есть кровь моя нового завета… ( Матф. 26, 26–28 ), и потом – б) призывание Св. Духа, или молитва к Богу Отцу о ниспослании Св. Духа на св. дары, и благословение их (Простр. Христ. Катих. об Евхар.). По чину литургии св. Иоанна Златоустог о это действие происходит так: Когда лик начинает петь Серафимскую песнь, священнодействующий молится; (Тайно) «С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мip Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себе предаяше за мipckuй живот, прием хлеб во святые своя, и пречистыя, и непорочные руки, благодарив, и благословив, освятив, преломив, даде святым своим учеником и Апостолом, рек:» (Возглашая и указывая десною рукою на дискос) «приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». (Тайно, когда лик поет: аминь) «Подобне и чашу по вечери, глаголя»: (Возглашая и указывая рукою на потир) «пийте от нее вси, сия есть кровь моя новаго завета, яже за вы и за многие изливаемая, во оставление грехов». (Тайно, когда лик поет: аминь) «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», (Возглашая) «твоя от твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». (Тайно, когда лик поет: Тебе поем) «Еще приносим ти словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и милися деем, ниспосли Духа твоего Святаго на ны, и на предлежащия дары сия». (Возвышая глас и произнося троекратно): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отъими от нас: но обнови нас молящихтися» (между тем, как диакон читает стихи: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица твоего, и Духа твоего Святаго не отъими от мене).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Таким образом, получается некоторое подобие «обычного начала» православного богослужения (без молитв Пресвятая Троице, Господи помилуй, малого славословия и молитвы Господней). В исповедании грехов, следующем за дальнейшими возгласами, удержано старокатолическое (германское), взятое из римско-католического, молитвенное обращение к Пресвятой Деве Марии и всем святым [кроме св. ангелов], с просьбою у них молитвы за нас пред Богом. По окончании общего исповедания и разрешения от грехов, священник совершает часть 102-го псалма: Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его… ( Пс.102:1–4, 8 ), который совершается певцами также и на литургии Православной Церкви непосредственно после великой ектении. «Господи помилуй» также сопровождается тремя прошениями: «О мире всего мира и спасении душ… О мире всего мира, о благосостоянии и соединении церквей Божиих, об отечестве и государе… О немощных и скорбящих, о страждущих и обремененных, о живых и умерших. На каждое прошение община отвечает: Господи помилуй нас; таким образом, произносится нечто вроде части великой ектении. Пред чтением Евангелия поётся: Слава Тебе, Господи, а после чтения его: Слава Тебе, Христе… Никеоцареградский Символ веры читается без Западной прибавки к 8-му члену (без: Filioque). Следующая затем часть литургии-мессы, в которой совершается приготовление Св. Даров, или, – если можно так выразиться, – проскомидия, заключает в себе элементы, напоминающие эту православную часть литургии: в ней находится поминовение принесших сие предложение и тех, за которых оно принесено, и присутствующих и отсутствующих христиан, а также: за живых и умерших, чтобы и им, и нам оно послужило ко спасению и вечной жизни. После приготовления евхаристических даров совершается каждение с молитвою: Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш… в которой священник просит Бога о принятии [даров] в небесный жертвенный алтарь и ниспослании нам благодати Пресвятого Духа Его… потом священником совершается омовение рук, и затем уже начинается главная часть литургии-мессы; в этой части обращает на себя внимание расположение евхаристической молитвы, которая читается так: «С сими блаженными силами и мы, человеколюбче Господи, взываем и глаголем: Свят и пресвят Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый; свят еси Ты и пресвят, и превознесенна слава Твоя, – Ты, Который так возлюбил мир, что и Сына Своего Единороднаго дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, – Сына, Который, пришедши и исполнивши все домостоительство спасения нашего в навечерии Своих страданий, принял хлеб в Свои святые и пречестные руки, возвел очи на небо к Тебе Богу Отцу Своему всемогущему, воздав Тебе хвалу, благословил, преломил и подал ученикам своим, говоря: Приимите и ядите от него все, сие бо есть тело Мое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010