Возражение 2. Вечеря Господня это воспоминание о Христе, как сказал Сам Господь. Поэтому, совершая хлебопреломление, и нужно вспоминать о Христе и Его страданиях, а не придумывать странные идеи о пресуществлении. Во-первых, православные совершенно не спорят с тем, что Евхаристия совершается в воспоминание Спасителя и Его страданий. Так, проскомидия 575 , с которой начинается литургия, начинается со слов: « В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», повторяемых трижды, и дальше вся проскомидия словами и символическими действиями изображает страдания Христа. И потом, на евхаристическом каноне (главной части литургии), в молитвах священника вспоминаются различные моменты жизни и страдания Христа. Например: «Благообразный Иосиф (Аримафейский), с древа сняв пречистое тело Твое, плащаницею чистой с благовониями обвив, в гробнице новой положил. Во гробе – плотью, в аде – душою, как Бог, в раю же с разбойником, и на престоле Ты был, Христос, со Отцем и Духом, всё наполняющей, Неописуемый». Или: «С этими блаженными (ангельскими) Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и глаголем: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты, Кто мир Твой так возлюбил, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее – Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов, аминь. Также и чашу после вечери, глаголя: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов, аминь. Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Народ. Освяти, Господи, сердца наши и приими нашу жертву во славу и хвалу имени Твоего, ко благу нашему и всей святой Церкви Твоей. Священник. Аминь. – Прииди, Освящающий, всемогущий вечный Боже и благослови сии жертвенные дары, уготованные святому имени Твоему; нас же укрепи, дабы мы достойно славили божественные тайны Твои и прославляли пречистое и превознесенное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Народ. Аминь. Священник. Господь с вами! 2033 Народ. И со духом твоим. Священник. Горе сердца! Народ. Горе к Богу. Священник. Благодарим Господа Бога нашего. Народ. Достойно есть и праведно. Священник. Истинно достойно есть и праведно, достодолжно и благочестно всегда и всюду благодарить Тебя, святый Боже, всемогущий Отче, вечный Господи, чрез Спасителя нашего Иисуса Христа. Сей, вознесшись, 2034 послал нам обещанного Духа, Утешителя, Который свидетельствует духу нашему, что мы – чада Божии; – духа мудрости и разума, духа совета и силы, духа просвещения и благочестия, духа страха Божия. Сие славит с превеликою радостью мир земнородных, 2035 в котором мощно звучит хвалебная песнь небесных сил: свят, свят, свят! Господь – Бог сил; полны суть небеса и земля славы Твоея! Осанна в вышних; благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. —86— Канон 2036 Священник. С сими блаженными силами и мы, человеколюбче Господи, взываем и глаголом: Свят и пресвят Ты и единородный Твой Сын и Твой Дух Святый: свят еси и пресвят и превознесена слава Твоя, Который так возлюбил мир Свой, что Сына Своего единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную: Который, пришед и исполнив все домостроительство спасения нашего, в предвечерии Своих страданий приял хлеб в Свои святыя и пречестныя руки, воздвигл очи на небо к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, хвалу воздав Тебе, благословил, преломил и подал ученикам Своим говоря: Приимите и ядите от него вси: сие бо есть тело мое. Подобно по вечери приял и чашу в Свои святыя и пречестныя руки и, опять хвалу Тебе воздав, благословил и подал ученикам Своим говоря: приимите и пийте от нея вси, сия бо есть чаша моей крови, нового и вечного завета, которая за вас и за многих изливаема будет в оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть мою возвещаете 2037 и воскресение мое исповедуете. Посему мы, воспоминая сию спасительную заповедь и все, нас ради бывшее: крест, гроб, воскресение из мертвых в третий день, вознесение на небо, седение одесную, второе и славное пришествие, приносим Тебе Твоя от Твоих о всех и за всех, прося, молясь и умиленно взывая к Тебе:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возглас священника: «Торжественно поющие, громко произносящие, восклицающие и говорящие 103 песнь победы»: Хор: «Свят, Свят, Свят Господь всех небесных сил (войск)! Небо и земля полны славы Твоей 104 ! Спаси нас, Небесный Боже! Благословен Ты – Сын Божий, идущий в мир, чтобы примирить нас с Богом 105 ! Спаси нас, Небесный Боже!» При возгласе священника: «торжественно поющие» и т. д., диакон, взяв со святого дискоса святую звездицу, делает ею над дискосом знак, креста, целует ее и полагает на то место, где лежат покровцы. Затем он переходит с левой стороны св. Престола на правую, берет в руки опахало и тихо, внимательно и благоговейно веет». Им над св. Дарами, смотря за тем, чтобы на них не сели мухи, мошки, или другие насекомые. Если же в храме опахала, или рипиды нет, то тоже самое он делает одним из покровов, или воздухом. В то время, как хор поет: «Свят, Свят, Свят», священник продолжает читать «молитву благодарения»:  «С этими блаженными силами (горними духами) и мы громко зовем в Тебе, человеколюбивый Господи, и говорим: Свят и пресвят Ты и единородный Твой Сын, к Святой Твой Дух! Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя! Ты так возлюбил мир, что Сына Своего единородного отдал, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, он – Сын Твой, сойдя с небес на землю и сделав все, что необходимо было совершить для спасения нашего, в ту ночь, как предан был, вернее сказать: Самого себя отдал (на страдания и смерть) за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки и, прославив Бога, благословив хлеб, освятив, разломив, дал его святым Своим ученикам и апостолам, сказав»: Священник громко произносит: «Примите и съешьте, это – Мое Тело, за вас раздробляемое, для прощения ваших грехов» 106 . Хор: «Истинно так». При произношении священником этого возгласа, диакон указывает на святой дискос, держа орарь тремя пальцами правой руки. Подобным же образом указывает он и на св. чашу, когда священник, во время ответа хора: «истинно так», тихо говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

10. Таинство воспоминания ...и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в царстве Моем. Лк. 22, 29—30. I С возглашением ангельского славословия «Свят, Свят, Свят» — молитва благодарения исполняет себя как восхождение Церкви на небо — к престолу Божьему, в славу Царства Небесного. Но вот, обняв собою все творение, весь мip видимый и невидимый, явив Церковь как небо на земле, молитва благодарения — на этой высоте, из этой полноты богообщения, знания и радости, как бы сама себя претворяет в воспоминание одного события: той Тайной Вечери, которую в ночь, когда отдавал Себя Христос на страдание и смерть, совершил Он с учениками Своими. В литургии Златоуста эта часть евхаристической молитвы, в литургической науке так и называемая воспоминание (αν αμνησις), звучит в русском переводе так: Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, И мы вопием и глаголем: Свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой, Свят еси и пресвят, И великолепна слава Твоя, Столь возлюбившего мip Твой, Что отдал Сына Твоего единородного, Дабы всякий верующий в Него Не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя, И исполнив все, ради нас совершившееся, В ночь, в которую Он был предан, Вернее же, Сам Себя отдал за жизнь мipa, Приняв хлеб в пречистые Свои и непорочные руки, Благодарив и благословив, освятив, преломив, Дал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: Приимите, ядите, сие Тело Мое, За вас ломимое во оставление грехов. Также и Чашу, после вечери, говоря: Пиите от нее все, это Кровь Моя Нового Завета, Которая за вас и за многих изливается Во оставление грехов. Итак, вспоминая эту спасительную заповедь И все, ради нас совершенное: Крест, гроб, тридневное воскресение, На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие, Мы все, что Твое, От всех, кто Твои, Тебе приносим О всех и за вся. В чем же смысл этого воспоминания, место его не только в молитве благодарения, но и во всей совокупности Божественной Литургии, которая, как говорил я выше, молитвой этой совершается и исполняется?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Помни этот звон церковный, христианин! Знай, что в храме совершается великая Жертва хваления, и каким способом можешь, хоть на один миг присоедини и твою молитву к этой согласной молитве Церкви земной и Небесной. Слыша эту соединенную песнь Серафимов и отроков еврейских, священник продолжает молиться: «С этими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, и мы взываем, говоря: Свят и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят Ты и Пресвят, и великолепна слава Того, кто мир Свой так возлюбил, что Сына Своего Единороднаго отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную; Который придя и исполнив для нашего спасения все, что было предустановлено, в ночь, в которую был предан, или, лучше сказать, Сам Себя предал за жизнь мира, взявши хлеб в Святые Свои, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломив и давши святым Своим ученикам и Апостолам, сказал...» И громко возглашает: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». И правою рукою показывает на святой хлеб, лежащий на дискосе. В трепете сердца внимают этим словам своего Господа верующие. И проникая оком веры в святилище, понимают, что это не голос священника, а глас их Учителя и Пастыря, глас вожделенный, который овцы знают, а священник – лишь земное орудие, посредством которого являет Себя верующим Христос. И возглашают верующие: «Аминь». «Подобным образом, – продолжает тайно священник (дал святым Своим ученикам и Апостолам) и чашу после вечери, говоря: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» – уже громко возглашает священник. Народ отвечает: «Аминь». «Вспоминая эту спасительную заповедь, – тайно продолжает священник, – и все, что для нас было совершено – Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, второе и славное Пришествие... (и громко восклицает), – Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся... (то есть дары, данные Тобою, хлеб и вино, принося от Твоих рабов за все благодеяния и за все человечество), – Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», – заканчивает единую мысль и молитву священника народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная — и видимая н невидимая — является великой Божией семьей, что духовный мир — ангельские силы — являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими. Вот какая великая истина открывается в этой молитве. Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, п друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни. Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют паши прошения — то, о чем мы просим Бога. Всех прошений семь. Первое прошение: Да святится Имя Твое ; второе: Да приидет Царствие Твое ; третье: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ; четвертое: Хлеб наш насущный даждь нам днесь ; пятое: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ; шестое: И не введи, нас во искушение ; седьмое: Но избави нас от лукаваго . А в конце содержатся заключительные слова молитвы. Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому. Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: Да святится Имя Твое . Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением? Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог — Начало святости, Бог — Источник святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

Эта молитва, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу. " С сими блаженными силами… Свят еси яко воистину и пресвят… " Обратите внимание, опять слово " воистину " , опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь: " Пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея… " , и далее объясняется это великолепие, то есть красота великая Божия, " яко правдою… создав бо человека " , и рассказывается о создании человека, о его блаженстве и грехопадении, об обещании спасения — " устрояя ему еже от пакибытия спасение в Самем Христе Твоем " . Обратите внимание: " спасение в Самом Христе Твоем " . Основной камень нашей веры. Долго перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому. " Пророки послал еси " , и далее до слов " егда прииде исполнение времен " ; здесь говорится, как видите, о Христе, Который " истощи Себе, зрак раба прием… " ; и далее, посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цель Его пришествия в мир. " И пожив в мире сем… стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят " . Слышите, кто мы, благодаря Искупительной жертве Христа? — Царское священие, народ святой. " И очистив… про- дани под грехом " (диавол куплю совершил, купив нас грехом). И Христос, смотрите, " сошед крестом во ад… путь сотворив всякой плоти " . О том, как я говорил, слетал [Орел] во ад ради нас всех, " путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых " . Далее говорится о воскресении и грядущем суде. Так кратко, но ярко, точно и глубоко излагается вся история человечества от сотворения его и до последнего суда. Какое совершенство исповедания. И, наконец, словами заключительными " Остави нам " , переходим к третьему члену Евхаристического канона, к возношению Святых даров. В литургии Иоанна Златоустого этот переход совершается словами " Приимите " , [которые] священник произносит громко, и их нужно принимать как слова Самого Господа Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Недаром святой Василий Великий постом и долгим молением готовился к составлению Божественной литургии. Однажды, в пламенном молитвенном экстазе, повергшись пред престолом, создал он свои дивные молитвословия и записал их. Молитва второго члена Серафимской песни, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу: «С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы, грешнии, вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и Пресвят...» Обратите внимание: опять слово «воистинну», опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь: «Пресвят, и несть меры великолепию Святыни Твоея... » И далее объясняется это великолепие, т. е. красота великая Божия... И затем рассказывается о создании человека, о его блаженстве, о грехопадении, обещании спасения: «... создав бо человека, персть взем от земли... изгнал еси его праведным Твоим судом, Боже, от рая в мир сей... устрояя ему еже от пакибытия спасение в Самом Христе Твоем... » Обратите внимание на эти слова: «спасение, в Самом Христе Твоем» – основной камень нашей веры. Далее перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому до последних времен. «Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим... на земли явися и человеком споживе... Истощи Себе, зрак раба приемь..., да нас [сообразны] сотворит образу славы Своея». Здесь говорится, как видите, о Христе, и далее посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цели пришествия Его в мир: «И пожив в мире сем... стяжав нас Себе, люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят». Слышите, кто мы, благодаря искупительной Жертве Христа? Царское священие, народ святой. Диавол куплю совершил, купил нас грехом, а Христос, смотрите: «...сошед крестом во ад... путь сотворив всякой плоти». Орел, как я говорил, слетел во ад, поднял всех, путь сотворил всякой плоти воскресением из мертвых. Далее говорится о вознесении и грядущем Суде. Так кратко, но ярко, точно, глубоко излагается вся история человеческая от сотворения и до Последнего Суда. Какое совершенство исповедания!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Есть много важных аспектов Евхаристии, конечной целью которой является общение с Богом. Но давайте сосредоточимся на 3-х аспектах сегодня, или на 3-х задачах, которые стоят перед нами, когда мы участвуем в Евхаристии. Первая — благодарить; вторая — воспоминать; и третья — приносить. Давайте подумаем об этих 3-х задачах, когда будем сейчас читать часть Евхаристической молитвы, которую священник читает непосредственно после слов «Благодарим Господа!» Спросим себя, когда будем читать молитву: За что мы благодарим? Что мы вспоминаем? Что мы «приносим» Богу? Предупреждаю, что цитата будет длинной, но прошу вас не отвлекаться и потерпеть, потому во многих наших храмах эта молитва читается тихо, и вы можете её больше не услышать. Итак, вот то, что священник читает после слов «Благодарим Господа!» «(Это) и достойно, и правильно, петь Тебе, благословлять Тебя, хвалить Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе во всех местах Твоего владычества. Ибо Ты Бог невыразимый, за пределами понимания, — (апофатическое богословие!) — невидимый, непостижимый, существующий вечно и всегда Тот-же Самый: Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой» (Это — богословие Пресвятой Троицы). «Ты привёл нас из небытия в бытие, и когда мы отпали, Ты нас опять поднял. И Ты, не отступая делал всё, пока не возвёл нас на небо, и дал нам Твое будущее Царство. За всё это мы благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, о чём мы знаем, и о чём не знаем, за все явные и неявные благодеяния, случившиеся с нами. Благодарим Тебя и за эту литургию, которую Ты изволил принять из наших рук, хотя перед Тобой стоят тысячи архангелов и тьмы ангелов …» После этого мы поём «Свят, Свят, Свят,» присоединяясь ангелам в славословии Бога. Я возвращаюсь к тексту молитвы: «Вместе с этими (т.е. ангельскими) блаженными силами, Владыко Человеколюбец, мы также возглашаем и говорим: Ты свят и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты свят и пресвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил Твой мир, что дал Твоего Сына единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Он пришел, и исполнил божественное о нас смотрение (божественный план) в ночь, в которую Он был предан, вернее, когда Он предал Сам Себя для жизни мира. Он взял хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарил, благословил, освятил, преломил, и дал святым Своим ученикам и Апостолам, говоря…»

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

» Та часть Литургии, в которой верующие приготовляются к Таинству Причащения, называется Литургией оглашенных». « Древние назвали эту часть «Литургией оглашенных» потому , – говорит нам Катехизис, – что к слушанию её, кроме крещенных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению, также и кающиеся, не допускаемые до причащения ». «Начинается сия часть Литургии благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопения, чтения книг Апостольских и Евангелия. Оканчивается повелением оглашенным выйти из Церкви» . После уже Литургии оглашенных следует та часть Литургии, в которой совершается самое Таинство Причащения . » Часть эта называется Литургией верных: потому что одни верные, т.е. принявшие Крещение, имеют право быть при сем Богослужении ». « Самое важное действие в последней части Литургии, – говорит Катехизис, – составляют: а) произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства : приимите, ядите: сие есть тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя Нового Завгьта... и потом – б) призывание Святого Духа или молитва к Богу Отцу о ниспослании Святого Духа на Святые Дары и благословение Даров, т.е. принесенного хлеба и вина ». » При сем самом действии , – учит Катехизис, – хлеб и вино прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову «. По чину Литургии Иоанна Златоустог о это действие происходит так: Когда на клиросе начинают петь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...», священнодействующий молится (тайно): «С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна Слава Твоя. Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010