361)     свт. Афанасий, 4-й раз   (21.02.362-24.10.362)     свт. Афанасий, 5-й раз    (нач. 364 - 4.05.365)     Лукий, арианин, повторно   (дек. 365)     свт. Афанасий, 6-й раз   (1.02.366 - 2.05.373 )     Петр II   (373-374)     Лукий, арианин, 3-й раз   (375 - 30.05.378)     Петр II, повторно   (379 - 14 или 15.02.380)     свт. Тимофей I   (380 - 20.07.384)     Феофил, Патриарх   (384-15.10.412)     свт. Кирилл Великий    (17.10.412 - 27.06.444)     Диоскор I, монофизит   (444 - 1.09.451)     свт. Протерий   (нояб. 451 - 28.03.457)     Тимофей II Элур, монофизит   (март 457 - янв. 460)     Тимофей III Салофакиол    (июнь 460 - дек. 475)     Тимофей II Элур, монофизит, повторно   (кон. 475 - 31.07.477)     Петр III Монг, монофизит   (лето 477 - 4.09.477)     Тимофей III Салофакиол, повторно   (сент.477-июнь 482)     Иоанн I Талайя   (июнь 482-дек. 482)     Петр III Монг, монофизит, повторно   (дек. 482 - 29 или 31.10.489)     Афанасий II Килит   (489/90-17.09.496/97)     Иоанн II Мелис, монофизит   (496-29.04.505...507)     Иоанн III Никиот, монофизит    (ок. 507-22.05.516/17)     Диоскор II, монофизит   (516/17-9.10.517...520)     Тимофей IV, монофизит    (ок. 520-7.02.535...537)     Феодосии I, монофизит   (с 535...537)     Гайна (Гайан), монофизит   (с 535...537)     Павел Тавеннисиот   (ок. 539-540/41)     Зоил   (ок. 541 - июль 551)     свт. Аполлинарий   (551 - ок. 568)     Иоанн IV    (ок. 569 - ок. 579)     свт. Евлогий   (ок. 580-13.02.607/08, пам.13 февр.)     Феодор (Феодосии) Скрибон   (607/08-3.12. 609)     свт. Иоанн V Милостивый   (609/10-619/20,пам. 12 нояб.)     Георгий I   ((ок. 621-ок. 630)     Кир, монофелит   ((630/31-642...644)     Петр IV   (642...644-651...654)     вдовство кафедры         Иоанн VI   (?)     Евтихий   (?)     Петр V   (?)     Петр VI (?)   (кон. VII в.)     Косма I   (727...731-после 767)     Политиан   (до 787-ок. 801)     Евстафий   (ок. 801-ок. 805)     Афанасий II   (?)     Христофор I   (ок. 805-836...841)     Софроний I   (836...841-17.11.859)     Михаил I (Сиаил)   (кон.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

По сведениям Иоанна Эфесского, И. Е., вероятно в разное время, побывал также на Кипре, в Кесарии Палестинской и Александрии. После встречи в 541 г. Иоанн Эфесский более почти не имел сведений о судьбе И. Е.; в Житии он сообщил лишь, что вскоре И. Е. вернулся в К-поль. Дальнейшие обстоятельства жизни, время и место кончины И. Е. неизвестны. Из сочинений И. Е. сохранилось послание к архимандритам сир. монастырей, написанное ок. 540 г. на Кипре. В нем рассматривается вопрос о том, как принимать в церковное общение лиц, отступивших от «православной» (т. е. монофизитской) веры и перешедших в халкидонитство. Послание отправлено в Сирию и, следов., относится ко 2-му путешествию И. Е. Послание представляет ответы на вопросы, задававшиеся сир. монахами Феодосию Александрийскому, Константину Антиохийскому и Анфиму К-польскому, однако составителем ответа был И. Е. Вопрошание сирийцев написано до марта 536 г., поскольку оно было обращено среди проч. адресатов к патриарху Анфиму К-польскому, к-рый был низложен 4 марта 536 г. И. Е. давал ответы от своего имени, вероятно узнав о вопросах сирийцев от монофизитских иерархов, живших в К-поле. Послание содержит 3 канона. Первые 2 касаются клириков, возвращающихся в Церковь из «еретических общин». Эти каноны интересны тем, что для кающихся халкидонитов выдвигают более жесткие требования, чем для проч. еретиков (первые должны пребывать в мирском чине 2 года, последние - год). Пребывание 3 года в мирском чине предписывалось тем, кто получили перерукоположение у «еретиков». Каноническое послание И. Е. имело большой авторитет среди сир. монофизитов и позднее вошло в синодики Сиро-яковитской Церкви. Ист.: John of Ephesus. The Lives of the Eastern Saints. 25/Ed. E. W. Brooks. P., 1924. P. 526-540. (PO; T. 18. Fasc. 4); The Synodicon in the West Syrian Tradition. I 40/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1975. P. 13. (CSCO; 367. Syr.; 161); Nau F. Littérature canonique syriaque inédite: Council d " Antioch, Lettre d " Italie, Canons des Saint pères, de Philoxéne, de Théodose, d " Antheme, d " Athanase ect.//ROC. Ser. 2. 1909. Vol. 4. P. 48-49. Лит.: Honigmann E. Évêques et évêches monophysites. Louvain, 1951. P. 165-167. (CSCO; 127. Sub.; 2); Windau B. Johannes des Ägypter//LACL. S. 333. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/text/471175.html

931 Жизнь св. Златоуста живо, но во многом не удовлетворительно, описана в Хр. Чт. 1824. ч. 4. удовлетворительнее: D. heil. Johanaes Chrisostomus und Kirche besonders Orient. in dessen Zeit von Neander. 1. Band. 1821. 2 Band. 1822. Berlin; но не в том отношении, в каком здесь нужно. 933 Когда Ливаний спросил Иоанна о матери и узнал, что сорокалетняя мать его с двадцати лет вдова: то воскликнул: «какие чудные женщины у христиан». Златоуст ad viduam T. 1. 340 сл. Hom. adver. Anomeos. Т. 1. р. 541. Благочестивая Анфуса осталась до гроба вдовою. Сократ. Н. 6. 3. Георгий Алекс. (в жизни Злат.) несправедливо говорит, что родители крестились уже после сына: Златоуст ясно говорит, что он рожден и воспитан в Церкви (De Sacerd. § 3 cont. Anomeos 1, 544). 940 Палладий там же § 5. Сократ там же. Иоанн Дамаскин : «Быв почти 30 лет возведен на степень чтеца». Похв. слово св. Иоанну Златоусту . Сократ и Георгий Алек. (у Фотия сод. 96) пишут, что в чтеца поставил Златоуста «Зенон епископ, пришедший из Иерусалима»; Зенон прибыл в Антиохию вероятно по случаю бедствий Мелетия (пр. 11.). 942 Сократ и Созомен там же. Феодорит 4, 22–25. Так описывает учителя своего Диодора и сам Златоуст в похвальном слове, которое говорил он ему в его присутствии, будучи священником. Т. 3. орр. р. 745. 750. См. в общем обозрении Зам. 11. 943 Созомен говорит об увещании Феодору: «он превзошел в оном тех, которые имели подобный дар силы и убеждения». Леонтий (de Sectis Т. 6. Bibliot. Patr. ed. Colen. p. 476) и Исидор Севильский (de script. Eccl. с. 6.) говорят о двух увещаниях Златоуста Феодору. Орр. Chrisostomi Т. 1. Феодор впоследствии был епископом Мопсюстским, а Максим – Селевкии Исаврийской. Георгий у Фотия cod. 99. 944 Василий епископ Рафаны Сирской подписался под актами на Вселенском Соборе 384 года. Labbaci. Т. 2. Concil. р. 965. 946 Палладий р. 41. «Лавсаик» ч. 14. 7. 902–1024. В пустыне он продолжал заниматься Свящ. Писанием, под руководством Диодора, (Сок. 5, 3. Созом. 8, 2.); а философии т.е. христианской созерцательной жизни обучался у Картерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наличие большого числа учеников и последователей позволяет считать И. Б. основателем рильской книжной и переводческой школы XVIII в. Списками (иногда отредактированными и дополненными) с автографов и с несохранившихся его сборников считаются 22 рукописи. Ученику И. Б. свящ. Тодору Врачанскому принадлежит 6 кодексов: 1) сборник с 35 Словами свт. Иоанна Златоуста, митр. Дамаскина Студита и прп. Симеона Нового Богослова (1756; НБКМ. 322(535)); 2) сборник с евангельскими поучениями и со Словами свт. Иоанна Златоуста и митр. Дамаскина Студита (1758; НБКМ. 760(127)); 3) сборник со словами свт. Иоанна Златоуста, с житиями святых, притчами прп. Варлаама, Книгой Плач Иеремии и др. (1758-1760, г. Враца; Нац. музей «Рильский монастырь». 4/9(60)); 4) сборник с житиями, с 80 Словами на воскресные дни и Господские праздники, с антиислам. поучениями (1761; НБКМ. 338); 5) «Маргарит» с 84 Словами свт. Иоанна Златоуста и св. отцов Церкви (1762, г. Враца; НБКМ. 1061); 6) список «Дамаскина» И. Б. 1743 г. (1789, г. Враца; НБКМ. 1062). Вероятно, свящ. Тодору принадлежит сборник с молитвами и текстами из т. н. жен. сборника (кон. XVIII в.; НБКМ. 324(520)). Известны 5 автографов Никифора Рильского: 1) сборник с поучениями св. отцов Церкви и патериковыми рассказами (1758, Рильский мон-рь; ЦИАМ. 982); 2) «Дамаскин» с патериковыми рассказами, со Словами митр. Дамаскина Студита и с поучением И. Б. женам и девушкам (1768; НБКМ. 343(541)); 3) сборник-конволют с Учительным Евангелием, со Словом прп. Феодора Студита и с текстами из женского сборника (авг. 1757; ОГНБ. 38(67); см.: Мочульский В. Н. Описание рукописей В. И. Григоровича//ЛетИФО. 1890. Т. 1. С. 51-62. 38(64)); 2 сборника одинакового содержания со Словами, с патериковыми рассказами и поучением И. Б. женам и девушкам (1757, Рильский монастырь; ЦИАМ. 917 и ?; НБКМ. 691; есть 3-й сборник такого же содержания неизвестного писца (?; НБКМ. 329)). Вероятно, Никифору принадлежит и сборник с текстами из т. н. жен. сборника (2-я пол. XVIII в.; НБКМ. 325(518)).

http://pravenc.ru/text/673661.html

Слово 84 Златоустника, древнее, содержит различные правила и наставления. Напр.: «отцы установили приходить на молитву со свечою и поститься; горящая свеча прообразует Троицу. Не носящих на шее креста (мы) проклинаем в церкви. Заупокойную литургию должно служить на 4 просфорах; принесший должен положить их на кутье и поставить 4 свечи». Слово ко всему миру (XIII–XIV в.) обращено к духовенству и мирянам, от лица Бога, и содержит в себе разные наставления и обличения. Между прочим, проповедник говорит: «без любви неприятны мне ваши молитвы и службы. Напрасно трудитесь, совершая службу в гневе; зачем (в таком расположении) идете в церковь , оскверняете ее и св. ангелов? Возглашаете: станем добре, со страхом, а сердца ваши удалились, содержа гнев и злобу». Далее воспрещает принимать просфоры от злых людей. Это же слово, в виде послания или речи епископа, приписано Златоусту и известно вам по некоторым отрывкам, приведенным выше 538 . Следует заметить, что оно отличается требовательностью, граничащею с ригоризмом, и крайнею оригинальностью мыслей. Напр.: «вы должны оставить имение и идти в церковь ; колесам есть место в ваших дворах; я послал вам письмо» и проч. 539 . Наказная грамота митр. Макария содержит разные наставления, преимущественно о христианской нравственности и обрядности, между прочим, обличает религиозное суеверие. – Священники держат на престоле, до 6 недель, мыло и детский послед (сорочки). «Чтоб впредь таковые мерзости на престоле не клали. Чтоб просвирни не наговаривали ничего над свечами, кутьей и просфорами, кроме молитвы Иисусовой» 540 . Патриарх Иосиф в окружном наказе христианам повелевал, чтобы в воскресные и праздничные дни ничего не делали, упражнялись в делах благочестия, ходили в церковь на молитву. В субботу, с благовестом вечерним (за три часа до ночи) лавки запирать, ничем не торговать, в бани не ходить. Утром до пятого часа дня лавки не отворять. Во время крестных ходов лавки запирать, пока кресты не принесут в собор 541 . К этому же отделу надобно отнести грамоты патриархов общего содержания, отрывки из которых приведены выше, и особенно увещание патр. Адриана к разным сословиям, в 24 пунктах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

20 . Акафист святому великомученику Димитрию, Солунскому чудотворцу. Церковной печати. Тамбов, 1878; СПб., 1881, 1882; М., РПМА, 1886, 1890, 1895. Составитель акафиста – схимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 10, с. 449). О схимонахе Аркадии как составителе служб и акафистов см.: Дмитриевский А. А. Русские па Афоне. СПб., 1895, с. 328 234). 21 . Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону, с изображением его. Церковной печати. СПб., 1861, 1866, 1867, 1871, 1872; М., РПМА, 1879, 1880, 1881, 1882, 1887, 1889, 1892. 1894, 1900. Гражданской печати. СПб., 1863, 1865, 1869, 1870, 1873, 1874, 1877; М., РПМА, 1879, 1881, 1887, 1888, 1890, 1891, 1893, 1894, 1898, 1915. Автором акафиста Л. Денисов считал иеросхимонаха Сергия Святогорца (Веснина) (Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 131). Однако А. Попов , на основании сведений из Свято-Пантелеимонова монастыря, указывает в качестве автора схимонаха этого монастыря Аркадия (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 7/8, с. 172). Другие издания акафиста см.: Служба и акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону... 774). См. также: Молебные предпразднственные каноны... 475). 22 . Акафист святому Иоанну Предтече и Крестителю Господню. Церковной печати. СПб., 1872; М., РПМА, 1883, 1891, 1894, 1896. Гражданской печати. СПб., 1872, 1873; М., 1878. Составитель акафиста – иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, редактор – схимонах того же монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 9, с. 319). 23 . Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. Из содерж.: Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь (1495–1005), с. 145–146. – Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия митрополиту Варлааму об отправлении в Москву святогорского старца Максима Грека с сопутниками (1516–1517), с. 175–176. – Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия митрополиту Варлааму о милостыне (1516–1517), с. 176–177. – Опасная грамота Великого князя Иоанна Васильевича святогорским старцам Пантелеимонова монастыря на приезд в Москву за милостынею (1543, ноября 3), с. 539. – Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Иоанну Васильевичу об освобождении святогорского инока Максима и о дозволении ему возвратиться в место пострижения своего (1545, апреля 4), с. 539–541. – Окружное послание митрополита Макария о милостыне святогорским старцам (Руссика) (1547, августа 1), с. 545–546.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В «К. е. в.» были опубликованы статьи по мн. отраслям богословских знаний: по Свящ. Писанию: «О книге «Екклезиаст»» (1868. 7/8. С. 371-381) и «О книге «Песнь Песней»» А. М. Пархомовича (1870. 16. С. 423-437; 18. С. 503-509; 22. С. 661-679; 23. С. 692-703; 24. С. 754-766); отрывки святоотеческих творений блж. Августина (1897. 24. С. 709-712; 1899. 11. С. 251-253), прп. Ефрема Сирина (1898. 14/15. С. 433-436), свт. Иоанна Златоуста (1897. 7. С. 141-143; 1898. 10. С. 285-288; 11. С. 325-328; 1899. 6. С. 99-102; 15. С. 383-386), свт. Тихона Задонского (1900. 3. С. 31-33; 13. С. 363-367); статьи по евангельской истории: «Состояние человеческого рода пред началом Церкви Христовой» А. Смирнова (1870. 18. С. 486-503; 22. С. 638-660; 23. С. 703-711), «Изображение Иисуса Христа по рисункам греческого манускрипта VI в.» (1908. 31/32. С. 1168-1173); по церковной истории: «О жизни и мученичестве святого апостола Иакова, брата Господня» свт. Андрея Критского (1898. 20. С. 649-654; 21. С. 697-703), «Сочинение св. Иринея Лионского против ересей» (1870. 8. С. 489-505; 12. С. 618-634; 20. С. 567-576; 24. С. 742-754), «Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества» В. Казанакли (1898. 18. С. 581-586; 19. С. 609-613; 20. С. 654-659; 21. С. 703-712; 22. С. 737-748; 23. С. 771-780; 24. С. 799-806); по богословию: «О браках» Л. П. Рущинского (1875. 12. С. 471-487; 13. С. 515-523; 14. С. 541-549; 15. С. 568-576; 16. С. 592-603), «Учение Священного Писания и Церкви об антихристе» иером. Владимира (1896. 13. С. 379-384; 14. С. 409-413; 15/16. С. 436-445); по проповедничеству: «Св. Иоанн Златоуст как проповедник» (1868. 1. С. 9-13; 14. С. 502-506; 15. С. 534-538; 16. С. 569-571; 17. С. 624-627; 20. С. 447-454; 21. С. 491-494; 23. С. 480-485; 24. С. 514-517), «Уроки проповедничества в истории евангельской и апостолов» (1888. 1. С. 22-32; 2. С. 75-85; 5. С. 189-196); по церковной практике: «Современные соблазны и нужды церковно-приходской жизни и средства к их устранению» (1910. 9. С. 303-307), «К вопросу об улучшении материального быта духовенства Кишинёвской епархии» свящ. Г. Романчука (1900. 3. С. 33-43), «Решения некоторых недоуменных вопросов из области пастырской практики и церковно-религиозной жизни» (1892. 16. С. 368-371; 1894. 1. С. 25-27; 2. С. 52-54; 3. С. 88-89; 4. С. 120-121; 6. С. 193-195; 8. С. 267-269; 9. С. 303-304; 12. С. 404-406; 14/15. С. 463-464; 16. С. 494-497; 17. С. 520-523), «Краткий очерк истории церковно-свечного вопроса и законодательства по церковно-свечной торговле в России» свящ. К. Парфеньева (1895. 1. С. 11-21; 2. С. 46-58; 5. С. 143-151).

http://pravenc.ru/text/1841179.html

В ноябре 1736 года из Кабинета объявлен высочайший указ, чтобы все те деревни, которые были новгородскому архиерею Феофану на собственную его персону пожалованы, или иным каким образом к нему пришли, отписать на её императорское величество, и из оных ингерманландскую приписать ко дворцу, а прочии отдать в те места, где оные до отдачи помянутому архиерею были ведомы. В 1737 году высочайшим именным указом, данным св. Синоду 27 октября, велено оставшиеся после покойного архиепископа Феофана книги отдать, с подлинным описанием, в Александро-Невский монастырь, которые убрав содержат в том монастыре в особливых палатах, не смешивая с другими монастырскими книгами. 541 Пока длилось дело по завещанию, самое имение тратилось и расхищалось. Самое большое усердие в этом деле показал интендант Феофанова дома, бывший воспитанник его, Илья Ксиландер, в ту пору уже семейный человек и имевший деревеньку. После смерти Феофана ему поручено было от Синода заведывать всеми делами по дому и по школе, вести приходы и расходы. Ксиландер воспользовался этим случаем, чтобы обратить кое-какие неприбранные вещи в свою собственность. 542 Другие также приложили руки. Генерал-майор Измайлов, составлявший с майором Перфильевым описи имению, также взяли себе кое-что из ценных вещей. Князь Черасский велел принесть к себе 5–6 масляных картин. Наконец, уж спустя 4 года после смерти Феофана, вспомнили, что пора исполнить завещание. Государыня дала указ Тайной канцелярии (странный выбор душеприкасчика): «оставшие после покойнаго новгородскаго архиепископа Феофана пожитки лежат в разных местах многое время и гниют напрасно, а иных бывали при нем служитель Илья Борисов к себе захватив утаил, – которые по учиненному онаго архиепископа завещанию надлежит роздать наследникам, в том завещании написанным. А понеже упомянутых вещей каждому по пропорции разделить невозможно, того ради указали мы оные его пожитки (кроме св. образов, книг и инструментов), в том числе и от Ильи Борисова (Ксиландера) взяв, собрать в одно место и оценя продать аукционным обыкновением, и взятые за них деньги, справясь с вышеупомянутым завещанием онаго архиепископа, по росписанию раздать наследникам его, кому сколько по пропорции той продажи надлежит. И повелеваем нашей канцелярии конфискации учинить по сему нашему указу. А образа св. раздать по церквам, а книги для обучения школьников в невской семинарии, а инструменты в Де-Сианс Академию. Анна. Сентября 6. 1740 года». – В апреле 1741 года все пожитки Феофана «аукционным обыкновением проданы и во определенныя места розданы, а взятыя за них деньги как показанным в завещании онаго покойнаго Феофана архиепископа наследникам, бывшим в семинарии семинаристам, так и другим на поминовение души его, по росписанию его преосвященства, с надлежащими росписками розданы». Ризница его и дом на Карповке пожалованы преемнику его, новгородскому архиепископу, Амвросию Юшкевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Изображение жены венценосной (равноап. Нина (?), София, Премудрость Божия (?), Мать-Церковь (?)). Роспись кафоликона мон-ря Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Строительные слои, архитектурные формы и эпиграфика указывают на 2 основных периода постройки базилики, осуществленной разными архитекторами. По мнению груз. историка прав. Евфимия Такаишвили , 1-я церковь была построена в IX в. (кладка кирпичом и рваным камнем), облицовка точеным камнем была осуществлена ко 2-й пол. X в. ( Такаишвили. 1952. С. 84-86); Н. и Ж. М. Тьерри определяют работы по строительству рубежом IX и X вв., по облицовке - 961 г., началом царствования Давида III. Строительство всей церкви ученые датировали 978 г. ( Беридзе. 1981. С. 163-164), 950 г. ( Закарая. 1992. С. 127-128), 983-1001 гг. ( Вирсаладзе. 2007. С. 17-22). В. Джобадзе строительство и роспись церкви датирует сер. 961-965 г., а переделку - сер. 978-1001 г. ( Djobadze. 1992. P. 169); Б. Баумгартнер - 940-950 гг. и периодом между 973/7-1000 гг. ( Baumgartner. 1996. S. 536-541). По мнению З. Схиртладзе, в 60-х гг. X в. был построен кафоликон О., сразу же после него - кафоликон Пархали (кон. 60-х - нач. 70-х гг. X в.), окончательный облик кафоликона О. сложился в 80-х гг. X в. ( Схиртладзе. 2009. С. 22-24). Перестройки заметны как в интерьере, так и в экстерьере церкви. На 1-м строительном этапе были возведены остов базилики в технике opus mixtum и 4 пары столбов, построены, а затем расширены хоры, облицованы вост. и зап. фасады. На следующем этапе пара алтарных столбов перемещена ближе к алтарю, церковь надстроена в высоту, украшены поперечные фасады. Несомненно, базилика О. приняла свой окончательный вид в период строительства Пархали (до 973) или непосредственно при участии зодчего Пархали в 80-90-х гг. X в. Это соответствует времени деятельности Давида III, когда ушедшая из О. братия обосновалась на Афоне и имела интенсивную духовную и просветительскую связь с мон-рями Тао. Результатом этого тесного контакта стала необходимость реорганизации алтарного пространства кафоликона О., т. к. к-польский устав требовал непосредственной связи алтаря с жертвенником, что было необходимо для проведения литургии.

http://pravenc.ru/text/2581749.html

К вост. стене юж. притвора в кон. XI - 1-й пол. XII в. была пристроена узкая усыпальница с полуциркульной апсидой. К юж. стене усыпальницы позднее пристроили еще одно помещение, соединившее ее с ранее стоявшей отдельно часовней (5,8×4,4 м), построенной также, вероятно, в посл. четв. XI в. В XII в. собор стал княжеской усыпальницей: здесь были погребены переяславские князья Святослав Владимирович († 16 или 17 марта 1114), Андрей Владимирович Добрый († 22 янв. 1142) и Ростислав Юрьевич († 6 апр. 1151). 10 мая 1124 г. «земля потрсес мало и падес цркви велики стго Михаила... юже б създалъ и оукрасилъ блаженыи еппъ Ефрмъ» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 288). Вероятно, собор был восстановлен до перехода переяславского кн. Ярополка Владимировича на княжение в Киев в 1132 г. ( Колибенко. 2011. С. 100). В 1230 г. собор был поврежден новым землетрясением: «...разсдеся на двое, паде же и перевод трех комаръ и с кровлею и потре иконы и паникадила съ свчами и свтилна» (ПСРЛ. Т. 25. С. 124). Вскоре храм был восстановлен. В марте 1239 г. был разрушен после взятия Переяславля монголами: «...црвь архангла Михаила скроуши, и сосоуды црьковны бещислены златыа и драгаго камень взятъ» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 781-782). Развалины сохранялись до XVII в., однако к июлю 1656 г., когда город посетил архидиак. Павел Алеппский , они, вероятно, уже были разобраны. Данные о новой постройке на месте собора в сер. XVII в. не подтверждаются источниками ( Набок, Юрченко. Церковне бyдibhuцmbo. 2006. С. 137-138), упоминание о ц. во имя арх. Михаила отсутствует в описании Переяслава архидиак. Павлом Алеппским ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 541). Новая, по всей видимости, деревянная ц. во имя арх. Михаила была построена не позднее 1701 г., когда она впервые упомянута в «Расписном списке Переяслава» ( Харламов В. О. Расписной список Переяслава 1701 г.//Переяславська земля та ïï мicцe в розвитку укр. haцiï, дepжabhocmi й культури: Тези всеукр. наук. конф. Переяслав-Хмельницький, 1992. С. 105). История монастыря в 1711-1786 гг

http://pravenc.ru/text/2580020.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010