– Если при громадном стечении народа нет возможности устранить бывающие беспорядки и помазать всех одному священнику, то лучше будет, если ему поможет другой, чем оставлять половину молящихся без помазания. Сила благодати помазания одним и тем же освящённым елеем чрез это не ослабляется. В некоторых местах (по примеру на этот раз Казанского собора в 22 окт.) для устранения беспорядков становят другую праздничную икону в другой части храма для лобзания её и помазания св. елеем (Ц.В. 1888, 15). – Царские двери затворяются после целования Евангелия, по принесении его в алтарь, а в праздники, в которые положено величание, по целовании образа. 25) «Воскресение Христово видевше» поётся – в дни воскресные (исключая только недели Ваий, Пятидесятницы и праздников Рождества Христова, Крещения, Преображения, хотя бы последние 3 праздника случились и в воскресенье), в праздники: Воздвижения, Вознесения, в субботу Лазаря; см. также 647 стр. печатного оригинала. 26) Всех указанных в 3 и 4 столбце молитвословий, начиная с полиелея и до стихословия, кроме 50-го псалма, на утрене не бывает, когда не поётся полиелей; псалом же 50-й Уставом положено читать всегда, за исключением только одной Пасхальной седмицы (см. Уст., 25 мар., «аще случится» «в понед., во втор, или среду светл. седм. »). 27) «Молитвами апостолов» и проч. (см. Ирмол.) поётся в недели и в те праздничные дни, когда бывает полиелей и бдение, а также в двунадесятые праздники Воздвижения, Вознесения и Пятидесятницы. В иные праздники Уставом указываются, сообразно с воспоминаниями дня, изменения в молитвенных обращениях (см. 196, 387, 691 стр. печатного оригинала), а в некоторые Господские и Богородичные праздники (см. Ирмол.) поются особые песнопения (см. 25, 127, 301, 465, 526, 585 стр. печатного оригинала). В праздники: 2 февр., 25 мар., 15 авг., 1 окт., 8 сент., поётся: на «Слава» – «Молитвами Богородицы», на «И ныне» – то же. – См. также выше, о нед. Мыт. и Фарисея (538 стр. печатного оригинала). 28) Стихира праздника поётся: 1) в праздники с бдением или полиелеем в честь великих святых, если эти праздники случатся в седмичные дни; 2) в великие праздники Господни, Богородичны и храмовые, в какой бы день недели они ни случились (за исключением храмового праздника в 1-ю нед. Вел. поста, когда поётся воскресная стихира, – см. в Уст. 33 хр. гл.). В воскресные дни, кроме случаев, указанных под 2-й цифрой, всегда поётся стихира воскресна: «Воскрес Иисус от гроба» (см. Уст., напр., 3 гл., 8, 14, 26 снт.; 1 хр. гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Путники давно уже идут, но никак не могут сойти с небольшого клочка земли. Впереди них сажен пять грязной, черно-бурой дороги, позади столько же, а дальше, куда ни взглянешь, непроглядная стена белого тумана. Они идут, идут, но земля все та же, стена не ближе, и клочок остается клочком. Мелькнет белый угловатый булыжник, буерак или охапка сена, оброненная проезжим, блеснет ненадолго большая мутная лужа, а то вдруг неожиданно впереди покажется тень с неопределенными очертаниями; чем ближе к ней, тем она меньше и темнее, еще ближе – и перед путниками вырастает погнувшийся верстовой столб с потертой цифрой или же жалкая березка, мокрая, голая, как придорожный нищий. Березка пролепечет что-то остатками своих желтых листьев, один листок сорвется и лениво полетит к земле… А там опять туман, грязь, бурая трава по краям дороги. На траве виснут тусклые, недобрые слезы. Это не те слезы тихой радости, какими плачет земля, встречая и провожая летнее солнце, и какими поит она на заре перепелов, дергачей и стройных, длинноносых кроншнепов! Ноги путников вязнут в тяжелой, липкой грязи. Каждый шаг стоит напряжения. Андрей Птаха несколько возбужден. Он оглядывает бродягу и силится понять, как это живой, трезвый человек может не помнить своего имени. – Да ты православный? – спрашивает он. – Православный, – кротко отвечает бродяга. – Гм!.. стало быть, тебя крестили? – А то как же? Я не турок. И в церковь я хожу, и говею, и скоромного не кушаю, когда не велено. Леригию я исполняю в точности… – Ну, так как же тебя звать? – А зови, как хочешь, парень. Птаха пожимая плечами и в крайнем недоумении хлопает себя по бедрам. Другой же сотский, Никандр Сапожников, солидно молчит. Он не так наивен, как Птаха, и, по-видимому, отлично знает причины, побуждающие православного человека скрывать от людей свое имя. Выразительное лицо его холодно и строго. Он шагает особняком, не снисходит до праздной болтовни с товарищами и как бы старается показать всем, даже туману, свою степенность и рассудительность.

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-futl...

Осенью 1913 года в черной тужурке, стянутой лакированным ремнем с блестящей пряжкой, на которой выбит номер гимназии (четверка), в синей фуражке с белым кантом и посеребренным гербом из скрещенных листьев лавра с той же цифрой посередине, отправился девятилетний Борис Савич в школу. За спиной – новенький сверкающий ранец. Потом-то, дело известное, будет носить его под мышкой: ремни оборвутся, кожа потреплется – ведь у гимназистов ранцы не только для книг и тетрадок, но и для катания по крутым ступеням лестницы. Уселся на ранец и с ветерком вниз, в шинельную! 16 – Поздравляю, Саша, – прямо с порога радостно закричал приятелю Владимир Герд, – педагогический совет одобрил твою кандидатуру! Гордись! В Выборгском училище случайных людей не бывает! По протекции тем более не возьмут. Не хуже, чем в царской охранке, изучали твои документы, хотя тебя сам Петр Андреевич Герман рекомендовал. Наступал малоизвестный ныне период бурного учительского движения. Педагогические общества, учительские съезды, конференции преподавателей физики и химии – то, что сейчас кажется рутинным и очевидным, в те годы было наполнено реальным поиском новых форм. «Образование в том виде, в каком оно предусмотрено Министерством народного просвещения, не отвечает потребностям модернизации общества», – признавал министр финансов С. Ю. Витте. Университетская профессура осознавала потребность в средней школе нового типа, которая могла бы готовить учеников для поступления в высшую. Требовалось преодолеть многоступенчатость школы, дать ей автономность и самоуправление, ввести совместное обучение, усилить преподавание естественных и точных наук. Выборгское коммерческое училище, совет которого утвердил кандидатуру нового преподавателя Александра Савича, было школой нового типа. Стать «коммерческим» решил сам педагогический коллектив, чтобы тем самым оказаться под началом Министерства торговли и промышленности, предоставляющего своим учебным заведениям больше свободы, чем «ретрограды от просвещения». Возглавил училище знаменитый педагог Петр Андреевич Герман.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

– Никакая цифра сама по себе никакого смысла не имеет. Всегда нужно четко задавать себе вопрос: что ты считаешь и зачем ты считаешь? И «зачем» здесь самое главное – потому что именно это определяет, как считать и что считать. Когда мы с вами задаемся вопросом о том, сколько верующих людей, сколько членов Церкви, мы всегда должны сперва ответить на вопрос, зачем нам это число необходимо? Что мы хотим с этой цифрой делать? – Разве цифра от этого изменится? – Я могу привести простой пример. Нами было проведено исследование, связанное с темой общины и прихода. В день Покрова Божией Матери 2011 года мы провели так называемый экзит-полл (опрос на выходе) всех, кто выходил после литургии из трех московских храмов: святителя Николая в Кузнецах, царевича Димитрия в Первой градской и Благовещения в Петровском парке. Мы попросили всех заполнить анкету – довольно сложную, вызвавшую у прихожан массу недоумений и даже раздражения. Там в частности были вопросы по социальным болезням: употребляли ли вы наркотики, как часто употребляете алкоголь и т. п. И это исследование показало, что эти цифры – 1 процент, 80 процентов – требуют какой-то очень существенной дополнительной интерпретации. Что мы увидели? В каждом из этих храмов существует община, которая представляет собой очень небольшое ядро – я думаю, что это как раз те самые 1–3 процента населения, хотя точно оценить это очень трудно. Но рядом с этим ядром существует очень большая периферия, гораздо больший ареал людей, которые так или иначе с ядром связаны, хотя впрямую к нему и не принадлежат. И есть еще следующий круг, который еще шире, который с общиной уже практически не связан, но тем не менее в орбиту этой общинной жизни через храм, через богослужение, через приход каким-то образом попадает. Все эти три категории были выделены по конкретному набору признаков: частоте посещения служб и частоте причащения, по самоидентификации («Ощущаете ли вы принадлежность к церковной общине или приходу?») и по осведомленности о жизни прихода и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Emelya...

На развалинах Империи Сядет дудочник-еврей, Песню грустную затянет - Песню русских лагерей Кто-то вероятно возмутится: " Да как вы смеете столь жестко распекать великого борца и писателя!? " Смею! Потому что на протяжении многих лет мое сознание отравлялось солженицынским отрицанием. Вся моя молодость прошла под знаком книги " Архипелаг-ГУЛАГ " . С цифрой 70 миллионов мы, диссидентствующие юнцы, носились как курица с яйцом, из которого потом вылупился страшный монстр, растоптавший всю советскую цивилизацию и оставивший Россию едва живой, в результате чего у нас погасли почти все " мартеновские печи " . Мне стоило большого труда и многих лет, чтобы исцелиться от солженицынского яда. Так что мой " гамбургский счет " ему вполне обоснован. Скажите на милость, какие чувства должен испытывать пациент, узнавший, что его врач в течение многих лет прописывал ему не те лекарства?! У нас сегодня в СМИ создается культ Солженицына и критиковать его становится почти также опасно, как в свое время Ленина. Ну что же, ничего удивительного здесь нет, история завершает свой очередной спиральный виток. Игумен Петр Мещеринов и протоиерей Георгий Митрофанов считают Сталина исчадьем ада, ставят его в один ряд с Гитлером и всех, кто не разделяет их мнение, презрительно именуют " православными " сталинистами. Умеют наши русские интеллигенты навешивать ярлыки, только этому и научились. Игумен Петр и протоиерей Георгий не хотят разбираться в сложных вещах, не желают понимать историю и навязывают нам свою высокомерную либеральную схему, не имеющую к реальной жизни никакого отношения. Они рассуждают примерно так: не хотите принимать нашу схему, тем хуже для вас. Но ведь точно также рассуждали и большевики во главе с Лениным и Троцким. И что из этого вышло?! В класс пришел строгий учитель и заставил плохих учеников поработать над ошибками. Действительно, были и есть люди из числа православных, которые буквально канонизируют Сталина. К таким, в частности, относятся покойный протоиерей Димитрий Дудко и здравствующий иеромонах Евстафий Жаков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Беседуя с Государем, о.Илиодор попросил у него подарок для царицынского православного народа – шейные крестики. – Ведь это тысячи нужны? – Нет, Ваше Императорское Величество, не тысячи, а 30 тысяч. Кажется, о.Илиодор рассчитывал поразить Государя этой огромной цифрой, явно взятой с потолка и более чем вдвое превышавшей численность прихожан царицынского монастыря. Но Государь сказал только: «хорошо, Я прикажу, завтра будут» . На следующий день о.Илиодору прислали ящик с сургучной печатью и письмо: «По повелению Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны имею честь препроводить при сем к вашему высокопреподобию тридцать тысяч (30.000) шейных образков» . Больше о.Илиодора в столице ничто не задерживало. «Дорогой владыка, - телеграфировал он преосв.Гермогену, - вчера имел счастье представляться Государю Императору, [в] присутствии Его Величества служил всенощную, говорил проповедь. [В] понедельник выезжаю. Благословите. Кланяется Василий Михайлович» (Скворцов) . Перед отъездом о.Илиодор написал воззвание к «русским богатым людям». Кратко изложив свой план создания масштабного религиозно-патриотического движения с центром в Царицыне, он призвал состоятельных лиц, «не потерявших сознания долга пред Церковью и отечеством, дорожащих русской честью, сохранивших русскую совесть» жертвовать на это великое дело. Воззвание завершалось пламенной молитвой, характеризующей настроение отважного инока в те дни: «Господи! Смиренно умоляю Тебя: Веры моей не посрами, упование мое оправдай! Сердца людей, к которым я обращаюсь, - умягчи и огнем любви к Истине Веры Христовой, Царю и Родине распали! Взору их меня чистым от клеветнической грязи врагов представь. Церковь утверди! Родину прославь! Царя, непременно Самодержавного, сохрани! Народ Русский помилуй! Меня прости, на продолжение подвига ради Имени Твоего – благослови и помоги. Аминь» . Публицист Меньшиков ответил на это воззвание насмешливой статьей. Находя несоответственной монашескому званию «всероссийскую подписку», объявленную о.Илиодором, автор писал: «Зачем же, однако, он приезжал в Петербург, этот царицынский победитель нашего правительства? Приезжал он за деньгами, за своего рода контрибуцией, подобающей победителю. … Монах, давший обет нищеты, прежде всего и от всех теперь требует денег, денег и денег». Далее, разбирая текст «страстного» воззвания, написанного «в стиле Дионисия и Авраамия в эпоху великой смуты», Меньшиков обвинял о.Илиодора в том, что он движим исключительно личным тщеславием, и заключил следующим предсказанием:

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/09/...

Так присоединяются к православию старообрядцы и те, кто из православия перешёл в какую-нибудь ересь. Что же касается родившихся в сектантстве, то их тоже не следует перекрещивать, если только были в своё время крещены, хотя бы и по правилам своей веры. Потому что всякое крещение, правильно совершённое, хотя бы и еретиками, истинно. „Мы почитаем ложным и нечестивым то учение, – говорят восточные патриархи в своём послании, – будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает церковь , когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются к вселенской церкви, получили крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную” (см. 15 и 16 гл. в „послании патриархов”) 73 . Присоединение же их к православию совершается следующим образом: сначала испытание, потом наставление и исповедь. Причём, разрешения грехов не даётся. Оно даётся только после торжественного отречения от прежних своих заблуждений. После разрешительной молитвы присоединяемый удостаивается св. причастия и этим актом заканчивается церковный чин присоединения. Если же родившиеся в сектантстве не получили крещения, то после отречения от заблуждений обыкновенно бывает крещение, потом миропомазание и, наконец, причащение. Чин присоединения к православию духоборцев, молокан, штундистов, хлыстов, скопцов и других сектантов изложен в изданной по благословению Св. Синода книге: „Книга чинов присоединения к православию”. 1–2 ч. СПб. 1902 года. 3 Под цифрой 6 в Именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 года помещены такие слова: „Для закрепления выраженного Нами в Манифесте 26-го февраля 1903 года неуклонного желания охранять освящённую основными законами Империи терпимость в делах веры, подвергнуть пересмотру узаконение о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же, в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Уже выделение детей из всей массы крещеных, говорит о том, что небольшой цифрой 675, определяется количество инородцев, сознательно и убежденно принявших христианство. Они и послужили тем твердым ядром, из которого выросла Алтайская церковь , считающая ныне своих чад свыше 25 т. душ, и доселе памятующая об основателе миссии. Кроме той постановки дела, при которой крещением не заканчивалось обращение инородца, а только завязывалась более тесная связь между проповедником христианства и обращаемой им душой, и полагалось скорое начало ее укреплению в христианской вере и жизни. Кроме этого, память об о. Макарии на Алтае, утверждена навсегда счастливым подбором его преемников. Первый из них – Ст. Василий Ландышев учился миссионерству при жизни его, и естественно, в своей самостоятельной деятельности развивал его планы и предначертания. Второй – архим. Владимир (Петров) еще в Киевской академии мечтавший сделаться миссионером, слышал об о. Макарии, служа профессором Орловской семинарии в средине 50-х годов, лет 8–9 спустя после его кончины в г. Волхове, а затем познакомился с характером его миссионерской деятельности будучи инспектором Томской дух. семинарии (1858−1861). После, будучи инспектором Петербургской духовной академии, о. Владимир еще ближе познакомился с нею, и с личностью архим. Макария по его переписке. А сделавшись в 1865 г. начальником Алтайской миссии, он много лет видел перед собой воплощение идеалов архим. Макария в прот. Ландышеве и в других миссионерах, оставшихся от его времени. Следующий начальник Алтайской миссии (с 1883 г.) архим. Макарий (Невский) , жил на Алтае с 1855 г., когда еще свежи были обаяние личности основателя миссии, и крепки были те устои, на которых воздвигнуто было ее здание. Все это были почитатели, и имена, и дела Макария Глухарева. Интересно, что они все трое были на Алтае, когда исполнилось полвека со дня основания миссии, и празднование этого юбилея свелось к чествованию памяти о. Макария. Кроме богослужений на местах первоначальной деятельности его в Бийске, Улале и Майме, и речей, характеризовавших и его личность, и его значение для Алтая, освящена была в 1880 г. церковь , построенная его учеником, инородцем А. С. Софроновым в Макарьевском стане, основанном и названном так по его имени еще в 1854 г. Пытались еще деятели Алтайской миссии ознаменовать юбилей ее перенесением останков архим. Макария из Болхова на Алтай, но это не было разрешено. На полувековом юбилее Алтайской миссии, глядя на ее успехи, можно было говорить о ней, как об огромном дереве, выросшем из первого, брошенного рукой о. Макария, семени и принесшем уже обильные плоды. О ее развитии за первые полвека говорит и состав ее деятелей в 1880 году, заключавший в себе, как видно из прилагаемой фотографической группы, 15 только духовных лиц. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Евсевий 310. Мелхиад 311–314. Св. Сильвестр I 314–335. Марк 336 . Иулий 337–352. Ливерий 352–366. Феликс II антипапа 355– 365. Урсин антипапа 366–367. Дамас I 366–384. Сириций 384–398. Анастасий I 398–402. Иннокентий I 402–417. Зосима 417–418. Евлалий антипапа 418–419. Бонифатий I 418–422. Св. Келестин I 422–432. Сикст III 432–440. Св. Лев I Великий 440–461. Иларий 461–468. Симплиций 468–483. Феликс III 483–492. Геласий I 492–496. Анастасий II 496–498. Симмах 498–514. Лаврентий антипапа. Гормизда 514–523. Иоанн I 523–526. Феликс IV 526–530. Бонифатий II 530–532. Диоскор антипапа 530. Иоанн II 532–535. Св. Агапит I 535–536. Сильверий 536–537. Вигилий 537–555. Пелагий I 555–560. Иоанн III 560–573. Венедикт I 574–578. Пелагий II 578–590. Св. Григорий I Вел. 590–604. Савиниан 604–606. Бонифатий III 607. Бонифатий IV 608–615. Деусдедит (Бог дал) 615–618. Бонифатий V 619–625. Гонорий I 625–638. Северин (Зефирин II) 638–640. Иоанн IV 640–642. Феодор I 642–649. Св. Мартин I 649–653. Евгений I 654–657. Виталиан 657672. Адеодат (Богдан) 672–676. Дон (Донус) 676–678. Св. Агафон 678–681. Лев II 682–683. Венедикт II 683–685. Иоанн V 685–686. Конон 686–687. Пасхалий антипапа 687. † ок. 692. Феодор 687. Сергий I 687–701. Иоанн VI 701–705. Иоанн VII 705–707. Сисиний 708. Константин I 708–715. Григорий II 715–731. Григорий III 731–741. Захария 741–752. Стефан II 752. Стефан III 752–757. Павел I 757–767. (Константин II 767). (Филипп 768). Стефан IV 768–772. Адриан I 772–795. Лев III 795–816. Стефан V 816–817. Пасхалий 817–824. Евгений II 824–827. Валентин 827. Григорий IV 827–844. Иоанн антипапа 844. Сергий II 844–847. Лев IV 847–855. Венедикт III 855–858. Анастасий антипапа 855. Николай I 858–867. Адриан II 867–872. Иоанн VIII 872–882. Марин I 882–884. Адриан III 884–885. Стефан VI 885–891. Формоз 891–896. Бонифатий VI 896. Стефан VII 896–897. Роман 897. Феодор II 897. Иоанн IX 898–900. Венедикт IV 900–903. Лев V 903. Христофор 903–904. Сергий III 904–911. Анастасий III 911–913. Ландо 913–914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.9 из  5) Глава XIII. Дом Ипатьева Дом Ипатьева находится на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка, сравнительно в центральной части города . Передним фасадом дом обращен на восток в сторону Вознесенского проспекта. Здесь почва перед фасадом дома сильно понижается и имеет резкий уклон по Вознесенскому переулку. Благодаря этому нижний этаж дома носит совершенно подвальный характер и окна его со стороны Вознесенского проспекта ниже уровня земли. Ворота и калитка (не видны на снимке за выступом дома) ведут во двор, вымощенный каменными плитами. Здесь расположены различные хозяйственные службы. Вблизи дома – деревянная будка, давно существующая при доме. Задним фасадом дом обращен в сад, идущий вдоль Вознесенского переулка. В саду растут тополя, березы, липы, одна ель, кусты желтой акации и сирени. В сравнении с другими домами данной местности дом Ипатьева оставляет благоприятное впечатление. Садик же его мал и однообразен. Ход в верхний этаж – со стороны Вознесенского проспекта. Тут же за дверью открывается помещение с внутренней парадной лестницей дома. Она освещена окнами со стороны двора. Деревянная перегородка с маленькой дверкой отделяет это помещение от соседнего. Здесь расположены ванная и уборная. Окно ванной обращено в сад, уборной – во двор. Из помещения тут же за лестницей налево дверь ведет в прихожую верхнего этажа. Соседняя с ней комната занималась большевистским начальством. Все остальные комнаты верхнего этажа предназначались для царской семьи и состоявших при ней лиц. Показаниями камердинера Чемодурова и доктора Деревенько, допускавшегося иногда в дом Ипатьева, установлено, что Их Величества и Наследник Цесаревич занимали одну комнату под цифрой XIII, а Великие княжны – соседнюю под цифрой X. В комнате под цифрой XI помещалась Демидова, под цифрами VII и VIII (зал и гостиная) – Боткин и Чемодуров, под цифрой XII (проходная) и под цифрой XIV (кухня) – лакей Трупп, повар Харитонов и Леонид Седнев.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010