о. Будрин Алексей Иванович, IV, сщмч. о. Вераксин Александр Сергеевич, III о. Владимирский Федор Иванович, II о. Воздвиженский Павел Федорович, I о. Волков Константин Константинович, III о. Ганжулевич Евгений Яковлевич, III о. Гашкевич Михаил Иванович, II о. Гвоздев Иван Михайлович, IV о. Гепецкий Николай Емельянович , III и IV о. Герштанский Дамиан Иосифович, II о. Голынец Василий Федорович, III о. Гриневич Антон Иустинович, II о. Гришковский Яков Игнатьевич, IV о. Гума Василий Иванович, I о. Гумилин Николай Иванович , III о. Дмитриев Михаил Николаевич, III о. Добромыслов Константин Николаевич, III о. Дроздовский Иоанн Дмитриевич, IV о. Евладов Венедикт Викторович, IV о. Зверев Петр Михайлович, IV о. Златомрежев Аркадий Алексеевич, III о. Знаменский Александр Георгиевич, III о. Знаменский Михаил Павлович, IV о. Исполлатов Петр Иванович, III о. Караваев Иоанн Михайлович, IV о. Карпинский Иоанн Константинович, IV о. Кириллович Дионисий Фаддеевич, III о. Климов Василий Васильевич, III о. Колокольников Константин Александрович, II о. Комарецкий Николай Ананьевич, III о. Концевич Авдий Васильевич, I о. Крылов Семен Алексеевич, IV о. Кузьминский Владимир Михайлович, III о. Куприянов Василий Петрович, III о. Лачинов Михаил Федорович, IV о. Лебедев Николай Федорович, III о. Лентовский Владимир Иванович, IV о. Лотоцкий Анания Алексеевич, IV о. Маньковский Григорий Тимофеевич, III и IV о. Машкевич Дмитрий Федорович, III о. Медведков Сергей Степанович, IV о. Мешковский Алексей Дмитриевич, IV о. Митроцкий Михаил Владимирович, IV о. Населенко Памфил Тимофеевич, IV о. Немерцалов Вениамин Иванович, IV о. Никонович Федор Иосифович, III о. Огнев Николай Васильевич, I, II о. Околович Константин Маркович, IV о. Ольховский Федор Иванович, IV о. Остроумов Стефан Иванович, IV о. Петров Григорий Спиридонович, II о. Пирский Николай Васильевич, II о. Подольский Василий Ильич, III о. Покровский Павел Алексеевич, IV о. Попов Александр Александрович, III о. Попов Алексей Алексеевич, III о. Попов Владимир Иванович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Пророк Иона был в чреве китовом три дня, и этот факт личной жизни Ионы явился прообразом пребывания Спасителя во гробе. Но не кощунство ли было бы и здесь следовать принципу «год за день»… Точно так же и «семь времен» болезни царя Навуходоносора нет никакого основания возводить в годы. И почему, скажем, свое тысячелетнее царство «свидетели» понимают именно как тысячу лет? Отчего бы и в этом случае каждый день тысячелетия не перевести в годы и получить 360 тысяч лет блаженства? Двойная арифметика иеговистов, например, делает невозможным исполнение предсказания пророка Исаии о городе Тире и многие другие. Отчего «семидесяти седьмицам» пророка Даниила ( Дан. 9:24–27 ) иеговисты придают буквальный смысл (пророчество о семидесяти семилетних периодах). Вероятно потому, что получится вовсе полная нелепица, если принимать «год за день», поскольку счет достигнет 176400 лет. Разумно предположить, что если бы правило полагать везде год за день было истинным для всех пророчеств, даже там, где нет указания на соответствие дней и лет, имеющихся в книге Чисел (14, 34) и книге пророка Иезекииля (4, 6), то оно было бы применено везде. Но если сами сектанты при чтении и толковании пророческих книг не везде могут следовать этому правилу, значит оно не более чем плод человеческого суемудрия. Не в постыжение, а во вразумление запутавшимся в сектантстве должно сказать, что эта околобиблейская арифметика глубоко ложна и никак не оправдывается святой Библией, но, как всякая ложь, ведет к погибели 115 . В книге Откровения (11, 3) нам указано на 1260 дней правления Антихриста, равных 3,5 года. И разве уместны и в этом случае какие-либо манипуляции с этой воистину страшной цифрой! Касаясь вопроса о «семи временах» книги пророка Даниила, можно лишь отметить, что цифра семь в Священном Писании – число сокровенное. Семь урожайных и неурожайных лет, семь церквей, семь печатей, семь труб и т.п. Любое явление, творимое промыслом Божиим, может быть определено в Писании этой цифрой. Вот и сами свидетели Иеговы в комментариях на книгу Откровения Иоанна Богослова пишут: «Число семь символизирует Божественную полноту» 116 . Если же это только выражение божественной полноты, то почему сектанты не толкуют цифры из книги пророка Даниила в их прямом значении? Разве Священное Писание не богодухновенно для них во всей своей совокупности? 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

125 Отсутствует в греч. и рус. переводах «Слов подвижнических». 126 Слово 61 греч. перевода=Слово 32 рус. перевода. Если учесть, что Слова преподобного Исаака были сгруппированы в тома и пронумерованы не им самим, а кем–то из ранних переписчиков (о чем свидетельствуют заглавия Слов, где об Исааке упоминается в третьем лице), то наличие двух одинаковых бесед в разных томах не должно вызывать удивление. 127 Ее полный текст пока не опубликован. 128 Слово 15 греч. перевода=Слово 65 рус. перевода. 129 Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 344. 130 Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 178. 131 Слова 31–32 греч. перевода=Слова 15–16 рус. перевода. 132 Слово 37 греч. перевода=Слово 34 рус. перевода (в переводе С. Соболевского «страж»). 133 О влиянии этих авторов на Исаака см. в заключительном разделе настоящего Введения. 134 См. S. Brock. St Isaac the Syrian: Two Unpublished Texts. — Sobornost 19:1. Oxford, 1997. Pp.7—8. 135 Избранные главы переведены нами. См. Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева). — Церковь и время 4 (13) 2000. С. 315—324. 136 См. Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). «The Second Part», chapters IV—XLI. Edited by Sebastian Brock. — Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. Далее обозначается цифрой II. 137 См. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Перевод с сирийского, предисловие и примечания иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998. Далее обозначается (так же как и издание С. Брока) цифрой II. 138 См. Святого отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римского, Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996. С. 151—154. 139 Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийскаго, Слова духовно–подвижническия, переведенныя с греческаго старцем Паисием Величковским. М., 1854. С. XX. 140 Время жизни преп. Исаака. 141 Краткое сведение о жизни святаго Исаака Сириянина и о Словах его. — Исаака Сириянина Слова подвижническия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

В этом действительное значение той поразительной картины, которую мы видим в истории христианских народов и которая представлялась невозможною в судьбах мира до Иисуса Христа. Но чем обусловливается это уважение к правам младших братьев, сострадание избранников фортуны к обездоленным насыпкам судьбы? Прежде всего - распространением учения о равенстве всех людей пред Богом учения о спасении дут. Вера в то, что у каждого из самых бедный из самых униженных есть бессмертная дута которая создана по образу Божию, которая призвана к вечному блаженству и которую Иисус Христос приходил спасать Своею кровью; эта вера заставляет нас в каждом человеке видеть брата, признавать за ним право на наше уважение, лишает нас возможности со спокойной совестью пренебрегать его достоинством и благополучием. " Смотрите, - говорил Иисус Христос, - не презирайте ни одного из малых сих " (Мф. 18, 10). Отнимите эту веру, и человек для человека перестанет быть братом, ближним, он будет лишь новою цифрой в громадной сумме, лишним колесом в огромном механизме, - цифрой и колесом, которые станут цениться не сами по себе, безотносительно ко всему, а только по количеству приносимой ими пользы. Возьмите такой пример. Предположим, что величайший ученый, писатель или художник скажет: Пастер, Шекспир или Мурильо спасает десяток простых мужиков и баб; при этом, спасая, сам гибнет. С точки зрения коммерческого расчета, это будет безрассудное дело, невыгодная мена: за жизнь десятка грубых рабочих отдается жизнь мирового гения; алмаз редкой игры променивается на горсть медных пятаков. С евангельской же точки зрения, - это будет величавый подвиг, проявление высшей любви. " Нет больше той любви, - говорил Спаситель, - как если кто положит душу свою за ближних своих " (Ин. 15, 13). И мы, прославляя Петра Великого за спасение им при Лахте погибающих солдат, после чего он тяжко занемог и умер, тем самым ясно говорим, что в глазах современного (европейского, по крайней мере) мира жизнь каждого человека, независимо от его социального положения, имеет равную невознаградимую ценность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2218...

Так, в 5 журнала за 1922 год «слушали словесный доклад Синодального Секретаря Е.И. Махароблидзе о необходимости покупки для канцелярии новой пишущей машины» и его же сообщение «о необходимости ассигнования средств на покупку дров (11/2 хвата) на отопление канцелярии». 939 Оба вопроса были решены положительно: на покупку пишущей машинки было решено выделить 3700 динар (что было очень дорого – по сравнению, например, с содержанием самого Е.И. Махароблидзе, увеличенного в этом году до 2000 динар). На покупку дров отпустить из сумм Архиерейского Синода 1 000 динар, с учетом того что «хват дров, приобретенный через Штаб Главнокомандующего Русской Армии, стоит 500 динар. Распилка и укладка обойдется в 10090 динар». 940 В декабре того же года слушали доклад архимандрита Виталия со сметою расходов, потребных на приобретение синодальной типографии. Одобрив смету, разрешить выдать на оборудование синодальной типографии пятнадцать тысяч (15 000) динар из сумм на голодающих с тем, чтобы в течение 6 месяцев сумма эта была погашена из сумм Синода. 941 В рапорте Управляющего русским православными общинами в Королевстве СХС митрополита Антония от 1/14 июня 1927 года была выражена просьба об уменьшении установленного при выдаче метрических выписок марочного сбора на общецерковные нужды с 12 до 6 динар. Это прошение инициировал в свое время епископ Вениамин, настоятель русской православной общины в г. Белая Церковь , удостоверявшего бедственное положение беженцев. И Синод предписал: При выдаче метрических выписей марочный сбор на общецерковные нужды уменьшить с 12 динар (марка с цифрой «2») до 5 динар (марка с цифрой «1»). При этом уведомить Преосвященного Епископа Вениамина, что действительно несостоятельных он может освобождать и от указанного 6-динарного сбора. Прочие сборы по данному предмету (10 дин. за сербскую гербовую марку на выпись, 5 дин. за гербовую марку на прошении о выдаче выписи и 3 дин. за бланк метрической выписи) уменьшению не подлежат. 942 Харбинский Епархиальный Совет предлагал конкретные меры, которые способствовали бы усилению средств Архиерейского Синода. Вопрос подлежал обсуждению на очередном Архиерейском Соборе 943 (1927 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. Н. П. Μ. Оба определения времени сделаны мной лишь приблизительно. Здесь область предположений, но не доказанных фактов. Образовавшееся противоречие постараюсь устранить при переиздании курса. А. Д. Б. На странице 66-ой в числе мест Священного Писания, называющих ангелов именем вой небесных, у Вас указаны: 15-ый стих 15 главы и 7-ой стих 38 главы книги Иова, а также 21-й стих 102 псалма, но в первом говорится только про небо, во втором про сотворение звёзд и последующее за сим восхваление Господа ангелами, а в третьем ангелы хотя и именуются силами, но не называются небесными... О. Η. Π. Μ. Принято разуметь и под этими именами (небо, звёзды) сил небесных. А. Д. Б. На странице 392-ой за доказательствами того, что Спасителем называется иногда в Откровении Триипостасный Бог, Вы отсылаете к Посланию Иуды (25 стих), 1 Послан. к Тимофею (I гл. 1 ст.; 2 гл. 3–4 стихи) и Послан. к Титу (3 гл. 6 стих); но в указанных Вами местах из Посланий Иуды и к Тимофею Спасителем называется один только Бог Отец, а в 6-м стихе 3-ей главы Послания к Титу – ничего не говорится, как о Спасителе, о Духе Святом. О. Н. П. Μ. Указанием на эти места я желал подтвердить только ту мысль, что наименование Спаситель в Священном Писании , кроме явившегося на землю ради на- —259— шего спасения Господа Иисуса Христа, приложимо и к другим Лицам Св. Троицы. А. Д. Б. Сказанное мной о Вашем отношении к тексту Священного Писания приходится повторить и о Вашем отношении к другому, не менее важному источнику Православной Догматики – священному Преданию, и в частности, – к тексту святоотеческих творений. Так, на странице 52-й 1 части Вашего курса, между прочим, читаем: „Св. Ириней, еп. лионский (ск. 202 г.) и Тертуллиан (220–240 г.)“ и т. д. Бесспорно, что первой цифрой, заключённой в скобки, Вы отмечаете год кончины св. Иринея, но что обозначают цифры второй скобки? По аналогии с цифрой первой скобки, может быть, и под ними нужно разуметь неясное указание на кончину Тертуллиана ? О. Н. П. Μ. Нет, они обозначают период писательской деятельности Тертуллиана . Вследствие недосмотра при корректуре оказалось выпущенным долженствовавшее предшествовать им пояснительное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этим предположением, по мнению моему, можно вполне согласиться в принципе, и я не могу не признать, что чертеж о. Арх. Леонида представляется в общих чертах самым удачным из числа шести ныне известных Виллиса 1844 г., Тоблера 1850 г., Гр. Вогюэ 1859 г., Сеппа 1866 г., Сеппа же 1882 г. и Шика 1884 г. Относительно расположения означенного алтаря я бы имел представить только некоторые детальные замечания. Мне кажется непонятной та дверь, которая начерчена у о. Арх. Леонида в замке апсида. – Эта дверь упраздняет столь знаменательное в православных церквах горнее место, а в 1) Иерусалиме это место должно было иметь особое значение, ибо тут надлежало стоять престолу преемника первого Христианского Епископа, Св. Иакова, брата Господня, предстоятеля той церкви, которая по неоспоримому праву именовалась и именуется матерью всех церквей. 2) Эта дверь неудобна и потому, что допускала бы взоры всех непосвященных к совершению тех священных обрядов, которые православная церковь столь мудро и в глубоко обдуманной мере прикрывает высокой, знаменательной таинственностью. Открытие этой двери конечно вовсе не требуется указанием Евсевия на то, что сквозь три двери, на восток расположенные, открывалось зрелище того, что виделось внутри. Все то, что заключал в себе атриум базилики, уже представляло глазам идущих мимо зрелище великолепное и торжественное, а, кроме того, по законам перспективы дверь в апсиде, даже если бы она оставалась открытою, не была бы видима для подходящих к базилике от пропилеев. 3) Расположение апсида и восточной грани базилики на предназначаемом о. Арх. Леонидом месте должно быть непременно соображено с дверью, ведущей в нижнюю церковь Св. Елены, дверью в нижней своей части несомненно высеченной в скале, и с той экзедрой между этою дверью и Голгофой, которую видели и описывали паломник 530 г. (Breviarium de Hier), Аркульф в 670 г. и греческий монах Епифаний в IX веке. – Все, что касается этой экзедры (горницы с чашей, τ ερν, sacrarium) обстоятельно описано в 11-м выпуске Палестинского Сборника, и экзедра означена на двух чертежах при стр. 36, на первом под цифрой 7, на втором под цифрой 13. Объяснения, сделанные по этому поводу г. Проф. В.Г. Васильевским замечательные как в этом пункте, так и во всем остальном, дают драгоценные и твердые данные для решения главных вопросов топографии Иерусалима и Храма Гроба Господня в особенности. Данные, почерпаемые ныне в 11-м выпуске Палестинского Сборника, не противоречат мысли о. Арх. Леонида о существовании издревле алтаря на месте нынешнего алтаря Церкви Воскресения (Католикона) и вместе с тем вполне подтверждают сделанное мною выше замечание о необходимости изменения чертежа о. Арх. Леонида в смысле перенесения апсида и алтаря на значительное расстояние к западу. г) Соответствие нынешнего вида Храма Гроба Господня с древним

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Беспрецедентные потери (миллионы погибших), чрезвычайные лишения и утраты, тягчайшие страдания от душевных мук, ран и болезней, голода, холода стали тем горьким лекарством Божиим, позволившим прийти в себя советскому обществу, вспомнить о своих корнях. Обратились многие к Богу, вспомнили о Церкви Христовой и ее храмах, исправили образ жизни – пришла следом и Победа над страшным врагом. Хотя последующие после войны годы показали, насколько быстро большая часть советского общества решила забыть о страшных уроках войны, а значит, так и осталась нераскаянной: подвергались опале и гонениям от государственных функционеров многие настоящие герои войны, возобновились гонения на Церковь, легализовали аборты. Нередко приходится видеть, как некоторые журналисты и общественные деятели в пылу полемики с оппонентами с легкостью жонглируют цифрой в 27 миллионов погибших, как неким козырем, проявляя бесчувствие и забывая о том, что каждый павший из этого числа был живым человеком, чаще всего молодым, а то и ребенком, хотел жить и дальше, строил планы на будущее, любил своих родных и не хотел с ними расставаться; за каждым из них стоит сонм родных, принявших сердечную боль от горечи разлуки с ним. Потому и швыряются этой цифрой, что тяжело, а то и просто невозможно, осознать ее масштаб, прочувствовать ее страшную трагедию. При этом об уничтоженных  своими же соотечественниками миллионах граждан до войны сейчас  вспоминают неохотно, а некоторые даже эти убийства и оправдывают.  Принято считать, что для россиян день Победы в ВОв самый святой праздник. Действительно, с учетом того, что ушли из жизни десятки миллионов наших соотечественников,  чаще всего это молодые люди, цвет нации, то этот праздник воистинну со слезами на глазах, день великой скорби, и горделивый пафос современных поколений о нашей непобедимости здесь просто неуместен. Память о людях, ставших жертвой войны,  должна побуждать нас к непрестанной молитве о них и к раскаянию во грехах, обращению к Богу всего нашего общества. Страшные жертвы войны, словно семя, павшее в землю, не должны быть оскорблены нашей бесплодностью. Из той войны, как из посещения Божия, мы просто обязаны извлечь для себя духовно-нравственный урок, чтобы не повторилась катастрофа.

http://radonezh.ru/analytics/porazhenie-...

21 февраля (5 марта) 1895 года в 1 час 20 минут сын Андрей нашёл Лескова бездыханным. Писатель скончался так, как ему и желалось, во сне: без страданий и без слёз. Лицо его, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение вдумчивого покоя и примирения. «Место каждому будет указано post mortem », – писал Лесков. Память о нём не умирает. С каждым годом растёт число читателей и почитателей удивительного таланта Лескова, посетителей его Дома-музея, оставляющих в «Книге впечатлений» слова благодарности и признательности. Так, например, в своё время Константин Симонов оставил в музейной книге следующую запись: «С большой радостью и глубоким удовлетворением ходил по этим комнатам, воскрешающим удивительный облик Лескова. Испытываю чувства большой благодарности к людям, которые вложили столько любви и труда в создание этого прекрасного литературного музея. Благодарность эта тем сильнее, что сейчас, уже в немолодые годы, заново читая Лескова, поражаюсь силе его таланта и мощи обуревавших его страстей». «Незримые почитатели» Лескова наверняка есть сегодня во всем мире. О них-то писатель сказал однажды: «Одна из прелестей литературной жизни – чувствовать вблизи себя, вдали, вокруг себя невидимую толпу неизвестных людей, верных вашему делу». ПРИМЕЧАНИЯ Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 1956 – 1958. – Т. 11. – С. 477. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома римской цифрой, страницы – арабской цифрой. Лихачёв Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова//Лихачёв Д.С. Литература – реальность – литература. – М.: Сов. Писатель, 1984. – С. 145. Лесков Н.С. Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки//Церковно-общественный вестник. – 1878. – 19 – 34. Лесков Н.С. Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки//Церковно-общественный вестник. – 1878. – 34. – 19 марта. – С. 5. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 435.

http://bogoslov.ru/article/4200947

или 838 г. Последнего года принять нельзя; следовательно, Иоанн рукоположен и Антоний умер в 832 г. 726 Но такое определение противоречит многим, твердо засвидетельствованным фактам. Известно, что Иоанн два раза был посылаем на Восток: однажды по окончании войны Феофила с Сарацинами в Багдад, для переговоров между прочим о размене пленными 727 , а в другой раз переодетый, чтобы склонить полководца Мануила к возвращению 728 . Упомянутая же война окончилась отнюдь не ранее 833 года: начавшись в 830 году, она, по свидетельству одного арабского историка (Elmacinus), продолжалась три года 729 . При этом Генезий замечает, что даже после войны Иоанн был послан χρνου πολλο παριππεσαντος 730 . В виду этого говорить о смерти Антония и о возведении Иоанна на кафедру в 832 году не возможно. Дата продолжателя Феофана о рукоположении Иоанна в воскресенье 21 апреля – этого вывода отстранить не может ввиду сказанного (в отделе о хронике продолжателя Феофана) об условиях, при которых она записана. Определить год смерти Антония можно только на основании показаний о продолжительности его правления. Зонара и большинство каталогов обозначают эту продолжительность цифрой 13 л. 731 В хронографии Никифора стоит 12 г. 732 Выше было замечено (в отделе о каталогах), что в древнейших каталогах: Никифора и в обоих – Фишера добавления о преемниках Никифора были сделаны небрежно и довольно поздно: в первом – в конце 9 в., а во втором – в начале 10 в. Принимая это во внимание и допуская, что Зонара списал цифру 13 л. с каталогов, мы склонны признать наиболее близкой к истине цифру 16 л., находящуюся в летописи Феофана и внесенную туда в первой половине 9 в. при Мефодие (см. выше в отделе о летописи Феофана) 733 . Дата почти всех каталогов – 13 л. может быть рассматриваема не как ошибочная, а как испорченная из ις« (γ»=ς " прав. 4-е в отделе о каталогах). Так как иногда продолжительность правления Антония обозначается цифрой 15 л. 734 , то ближе к истине выбрать средину – 15 1 / 2 л. Отсчитывая эту цифру от начала 821 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010